Автор Тема: "Троица" преп. Андрея (Рублева)  (Прочитано 8014 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Антон Жаворонков

  • Гость
Как известно, на гениальной иконе преп. Андрея (Рублева) "Троица" изображены три Ангела, символизирующие Пресвятую Троицу. Может быть, кто-то знает - есть ли в православной традиции объяснение, какой из сидящих Ангелов какую Ипостась Пресвятой Троицы символизирует?
Если мой вопрос некорректен, то прошу прощения.
« Последнее редактирование: 20.11.2006, 18:16:03 от Антон Жаворонков »

Оффлайн раба Божия Татиана

  • Сообщений: 216
Re: "Троица" преп. Андрея Рублева
« Ответ #1 : 20.11.2006, 18:13:16 »
Есть две основные версии:
1. посередине Сын, слева от зрителя - Отец,
2. посередине Отец, а слева, соответственно, Сын.

Никто не спорит с тем, что справа - Святой Дух.

Мне больше нравится первая версия. она более состоятельна, хотя бы потому что позади среднего Ангела изображено дерево, которое символизирует и Крест и расцветший жезл Аарона.

Позади других Ангелов - дом (символ домостроительства Божия) и гора (нисхождение Святого Духа всегда происходило на горах)

Антон Жаворонков

  • Гость
Re: "Троица" преп. Андрея Рублева
« Ответ #2 : 20.11.2006, 18:17:39 »
Есть две основные версии:
1. посередине Сын, слева от зрителя - Отец,
2. посередине Отец, а слева, соответственно, Сын.

Никто не спорит с тем, что справа - Святой Дух.

Мне больше нравится первая версия. она более состоятельна, хотя бы потому что позади среднего Ангела изображено дерево, которое символизирует и Крест и расцветший жезл Аарона.

Позади других Ангелов - дом (символ домостроительства Божия) и гора (нисхождение Святого Духа всегда происходило на горах)

Благодарю за обстоятельный ответ! Сам я больше склонялся ко второму варианту, основываясь на словах из Символа Веры "и седяща одесную Отца". Но эти слова символизируют отношения Отца и Сына после Вознесения, и касаются человеческой природы Христа, которая приняла после Вознесения Божественную Славу... Тогда как Ангелы на иконе символизируют явление Троицы Аврааму в ветхозаветное время. Я прав?
« Последнее редактирование: 20.11.2006, 18:42:48 от Антон Жаворонков »

Оффлайн Светлана Опарина

  • Сообщений: 1749
Re: "Троица" преп. Андрея (Рублева)
« Ответ #3 : 20.11.2006, 18:52:38 »
Как известно, на гениальной иконе преп. Андрея (Рублева) "Троица" изображены три Ангела, символизирующие Пресвятую Троицу. Может быть, кто-то знает - есть ли в православной традиции объяснение, какой из сидящих Ангелов какую Ипостась Пресвятой Троицы символизирует?
Если мой вопрос некорректен, то прошу прощения.

Как нам говорил преподаватель Церковной археологии, посередине Хрисос (его одежда: красный хитон, синий гиматий). Про остальных ничего определенно сказать нельзя. Еще он говорил, что это все же образ, и присваивать изображенным лицам лица Отца и Духа не совсем правильно, что ли...

Антон Жаворонков

  • Гость
Re: "Троица" преп. Андрея (Рублева)
« Ответ #4 : 20.11.2006, 18:58:54 »
Как нам говорил преподаватель Церковной археологии, посередине Хрисос (его одежда: красный хитон, синий гиматий). Про остальных ничего определенно сказать нельзя. Еще он говорил, что это все же образ, и присваивать изображенным лицам лица Отца и Духа не совсем правильно, что ли...

Добрый вечер, Светлана! Рад Вас видеть на новом форуме!
Только ведь мы не присваиваем этим Ангелам лица Троицы. Было ясно оговорено, что Ангелы всего лишь символизируют Ипостаси! И вопрос был - кто кого символизирует, а не кто кем является!
С уважением,
« Последнее редактирование: 20.11.2006, 19:00:33 от Антон Жаворонков »

Оффлайн раба Божия Татиана

  • Сообщений: 216
Re: "Троица" преп. Андрея (Рублева)
« Ответ #5 : 20.11.2006, 19:26:03 »
Благодарю за обстоятельный ответ! Сам я больше склонялся ко второму варианту, основываясь на словах из Символа Веры "и седяща одесную Отца". Но эти слова символизируют отношения Отца и Сына после Вознесения, и касаются человеческой природы Христа, которая приняла после Вознесения Божественную Славу... Тогда как Ангелы на иконе символизируют явление Троицы Аврааму в ветхозаветное время. Я прав?

Я, думаю, да :) Хотя Ангел в центре по отношению к Ангелу слева находится также одесную.

Антон, в этой иконе еще интересен тот момент, что преподобный Андрей не надписал лица Троицы. Вообще по канонам изображаемые лица должны иметь соответствующее подписание, чтобы молящиеся знали, кому они молятся. Но Андрей Рублев этого не сделал, потому что помимо того, что он изображал Троицу как три разных лица, он передавал единосущность Троицы. Ангелы у него и похожи один на другого и нет. В общем, загадка о том, Кто же их Ангелов есть Кто имеет вот еще и такой догматический смысл.

Антон Жаворонков

  • Гость
Re: "Троица" преп. Андрея (Рублева)
« Ответ #6 : 20.11.2006, 20:13:54 »
Ангел в центре по отношению к Ангелу слева находится также одесную.

Так ведь слово "одесную" означает не "справа", а "по правую руку"!  :) От слова "десница".  :)

Оффлайн раба Божия Татиана

  • Сообщений: 216
Re: "Троица" преп. Андрея (Рублева)
« Ответ #7 : 20.11.2006, 20:32:46 »
Гм..Есть разница между "справа" и "по правую руку"?

Антон Жаворонков

  • Гость
Re: "Троица" преп. Андрея (Рублева)
« Ответ #8 : 20.11.2006, 23:49:53 »
Гм..Есть разница между "справа" и "по правую руку"?

Если смотреть со стороны зрителя, "Ангел в центре" находится справа от "левого Ангела". Но по отношению к "Ангелу слева" "Ангел в центре" находится не по правую руку, а по левую. Так что разница есть - все зависит от того, с какой стороны смотреть.

Оффлайн раба Божия Татиана

  • Сообщений: 216
Re: "Троица" преп. Андрея (Рублева)
« Ответ #9 : 21.11.2006, 09:34:42 »
Вы правы, Антон :) Это я что-то вчера вечером сморозила не то :)

Очень рекомендую Вам почитать небольшую статью Бориса Раушенбаха о догмате Троичности. Там и об этой иконе как наиболее точном и полном выражении этого догмата.

Антон Жаворонков

  • Гость
Re: "Троица" преп. Андрея (Рублева)
« Ответ #10 : 21.11.2006, 11:50:21 »
Очень рекомендую Вам почитать небольшую статью Бориса Раушенбаха о догмате Троичности. Там и об этой иконе как наиболее точном и полном выражении этого догмата.

Спасибо! А в интернете она есть?

Оффлайн раба Божия Татиана

  • Сообщений: 216

Re: "Троица" преп. Андрея (Рублева)
« Ответ #12 : 21.11.2006, 12:09:36 »
Вот Вам и еще одна версия, на мой взгляд, более убедительная, чем высказанная о. Андреем Кураевым.

Слева - Бог Отец. На это указывает символ обители на заднем плане сразу за ангелом.

Одесную (т.е. спарва на иконе) Сын, символизирующий Смирение (глава склоненная к Отцу, цвета одежды) и Крепость ("Святый Крепкий") - скала на заднем фоне.

В центре Святой Дух - это и благославляющий жест над Чашей и царские цвета одеяния (вспомните обращение к Нему в молитве - Царю Небесный) и дерево позади ангела символизирующее Бессмертие и Животворящую Силу.

Эту версию нам поведал настоятельподворья Оптиной Пустыни о. Мелхисидек.
Он подчеркнул. что есть и другие толкования, но они ошибочны.

Оффлайн Николай Коптев

  • Сообщений: 55
Re: "Троица" преп. Андрея (Рублева)
« Ответ #13 : 21.11.2006, 16:31:49 »
Многие исследователи сходятся во мнении, что обсуждаемая неопроеделенность сама по себе является частью символа. Каждый из трех ангелов, явившиеся Аврааму и Сарре (это и есть сюжет, явившийся основой иконографии, называемой Троицей Ветхозаветной), никак себя не идентифицировал. Это и является основой образа триединства. Бог един в трех Лицах, при этом Он непостижим в Своем триединстве. Вот почему не нужно спорить о том,какая фигура на иконе Троицы, какой Её ипостаси соответствует.

Оффлайн раба Божия Татиана

  • Сообщений: 216
Re: "Троица" преп. Андрея (Рублева)
« Ответ #14 : 21.11.2006, 16:38:25 »
Да. Потому что все Лица Троицы единосущны. И преподобный Андрей написал их одновременно похожими и не похожими друг на друга.

Антон Жаворонков

  • Гость
Re: "Троица" преп. Андрея (Рублева)
« Ответ #15 : 21.11.2006, 17:05:35 »
Благодарю всех участников темы за подробное и весьма интересное объяснение!

Оффлайн aleksy

  • Сообщений: 5032
    • Не указано
Re: "Троица" преп. Андрея (Рублева)
« Ответ #16 : 23.11.2006, 03:34:40 »
И всё же есть одно простое правило - сколько раз за службу мы слышим слова "во имя..." - именно в таком порядке, а не в ином. Отца и Сына и Святаго Духа. И крестимся (рукой) в том же порядке. Духовность не равно Образованность. Не каждый хороший духовник окончил, скажем, академию. И не каждый, окончивший академию, увы, есть хороший духовник. И крестильная формула этот же порядок предполагает. И молитва ко Пресвятой Троице.
Спасибо за вопрос.
Ал.

Оффлайн Кристина Леонидовна

  • Сообщений: 1932
Re: "Троица" преп. Андрея (Рублева)
« Ответ #17 : 02.12.2006, 04:52:57 »
Слева - Бог Отец. На это указывает символ обители на заднем плане сразу за ангелом.

Одесную (т.е. спарва на иконе) Сын, символизирующий Смирение (глава склоненная к Отцу, цвета одежды) и Крепость ("Святый Крепкий") - скала на заднем фоне.

В центре Святой Дух - это и благославляющий жест над Чашей и царские цвета одеяния (вспомните обращение к Нему в молитве - Царю Небесный) и дерево позади ангела символизирующее Бессмертие и Животворящую Силу.


О. Григорий Круг "Мысли об иконе" . ОБ ИЗОБРАЖЕНИИ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
 

...Ипостаси Святой Троицы на этой иконе следуют в том порядке, в каком они исповедуются в Символе Веры. Первый Ангел является первой ипостасью - Бога Отца, второй, средний, - Сына, и правый - ипостасью Духа Святого. Все три Ангела благословляют чашу, в которой принесен закланный и приготовленный в снедь телец. Заклание тельца знаменует собою крестную смерть Спасителя и часто изображается на иконе Троицы в нижней ее части, а принесение тельца в снедь является прообразом Таинства Евхаристии. Все три Ангела имеют в руках жезлы в ознаменование их божественной власти.
Первый Ангел, изображенный в левой части иконы, облачен в синее нижнее одеяние, образ божественной, небесной его природы, и светло-лиловое верхнее одеяние, - свидетельствующее о божественной непостижимости и царственном достоинстве этого Ангела. Сзади него, над главою, возвышается дом, жилище Авраама, и жертвенник перед жилищем. В толковании этой иконы изображению жилища придавалось символическое значение. Дом является как бы образом домостроительства Божественной благодати, и то, что изображение здания помещено над главою первого Ангела, указывает на него как на начальника (в смысле его отеческой природы) этого домостроительства. Та же отеческая начальственность сказывается и во всем его облике. Глава Его почти не наклонена, стан также не склонен, взгляд обращен к двум другим Ангелам. Все, и черты, и выражение лика, и уложение рук, и то, как Он восседает, все говорит о Его отеческом достоинстве. Два других Ангела склонены главами и обращены взором к первому в глубоком внимании, как бы ведя беседу.
Второй Ангел помещен в средней части иконы. Его серединное положение определяется значением второй ипостаси в недрах Святой Троицы и в деле домостроительства, в промыслительной заботе Бога о мире. Над главою Его простирает свои ветви дуб. Облачение второго Ангела соответствует тому, в каком обычно изображается Спаситель. Нижнее имеет темно-багровый цвет, знаменующий собой воплощение, синий хитон, свободными складками облегающий стан Ангела знаменует своим цветом Его Божественное достоинство, небесность Его природы. Ангел склонен и обращен главою и движением стана к первому Ангелу в сокровенной беседе. Осеняющее Его дерево является напоминанием о древе жизни, бывшем посреди рая, и о древе крестном.
Ангел, помещенный с правой стороны иконы, является третьим Лицом Святой Троицы - ипостасью Святого Духа. Его нижнее облачение темного, прозрачно-синего цвета. Верхнее - легчайшего дымчато-зеленого - прозелень выражает наименование Святого Духа животворящим, является образом неиссякаемого, извечного животворения всего сущего: "Святым Духом всякая душа живится и чистотою возвышается, светлеется Троическим единством священнотайне". Это возвышение чистотою и выражает осеняющая третьего Ангела гора.
Расположение трех Лиц на иконе теснейшим образом связано и соответствует порядку, которым проникнут всякий богослужебный возглас, всякое обращение и исповедание Святой Троицы. Это та же последовательность, которая определяет расположение членов Символа Веры, тот порядок, который заключен в словах молитвы Господней: "Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя". Самое расположение и основное очертание изображений глубочайшим и сокровенным образом сопряжено с порядком храмовой молитвы и с внутренним молитвенным движением. Самые очертания трех сидящих Ангелов, несущих жезлы и благословляющих трапезу, теснейшим образом сопряжены со всеми троекратными образами и со всеми богослужебными обращениями к поклоняемому в Троице Единому Богу...


Цитировать
Эту версию нам поведал настоятельподворья Оптиной Пустыни о. Мелхисидек.
Он подчеркнул. что есть и другие толкования, но они ошибочны.

...Явление Троицы носило таинственный, не вполне изъяснимый характер. Самое явление Посланцев Аврааму иногда представляется в образе чисто человеческом, в образе трех путников, и так изображается в Церкви, особенно в доиконоборческие времена. Такие изображения Троицы мы видим в мозаиках Равенны, в Риме - в храме Святой Марии Маджиоре...

Думается, что именно этот образ (явление трех Ангелов) связан неразрывно с праздником Святой Троицы. Церковь избрала именно эту икону, а не какую-либо иную, не случайно, но потому, что она с наиболее возможной полнотой выражает догматическое исповедание Святой Троицы и, можно сказать, рождена этим исповеданием.

Самая иконография носит двойственный характер. Иногда три Ангела изображаются в совершенно равном достоинстве, а иногда средний ангел больше и величественнее двух других. Явлению трех Ангелов Аврааму придавалось разное толкование. Одни предполагали, что тремя Ангелами было второе Лицо Святой Троицы в сопровождении двух Ангелов, как бы образно знаменующих первую и третью Ипостась. Другие видели в явлении трех Ангелов явление Самой Пресвятой Живоначальной Троицы, полное и совершенное. И это второе понимание все больше и больше с веками укреплялось в Церкви и утверждалось в изображении праздника. Но было и есть стремление примирить эти, как бы непримиримые, основы в изображении Троицы. Наиболее полно и глубоко такое понимание выразилось в иконе, написанной преподобным Андреем Рублевым для Троицкого собора Троице-Сергиевского монастыря. Потому Стоглавый собор утвердил эту икону как образец того, как должно писать икону Святой Троицы....



« Последнее редактирование: 02.12.2006, 05:10:02 от Кристина Леонидовна »

Оффлайн Кристина Леонидовна

  • Сообщений: 1932
Re: "Троица" преп. Андрея (Рублева)
« Ответ #18 : 02.12.2006, 05:49:47 »
Я, думаю, да :) Хотя Ангел в центре по отношению к Ангелу слева находится также одесную.

Антон, в этой иконе еще интересен тот момент, что преподобный Андрей не надписал лица Троицы. Вообще по канонам изображаемые лица должны иметь соответствующее подписание, чтобы молящиеся знали, кому они молятся. Но Андрей Рублев этого не сделал, потому что помимо того, что он изображал Троицу как три разных лица, он передавал единосущность Троицы. Ангелы у него и похожи один на другого и нет. В общем, загадка о том, Кто же их Ангелов есть Кто имеет вот еще и такой догматический смысл.

Л.А. Успенский
"Богословие иконы Православной церкви"

В 1551 году в Москве под председательством митрополита Макария состоялся Собор, вошедший в историю под именем Стоглава. Этот Собор был созван для упорядочения разных сторон церковной жизни, в том числе искусства, потому что, по выражению царя, «поисшатались обычаи и самовластие учинилось по своим волям». Среди правил Стоглава, касающихся церковного искусства, одни являются определениями по частным и конкретным вопросам иконографии.., другие относятся к самым основам и принципам иконописания, а также к иконописцам.
Из двух частных вопросов, обсуждавшихся Собором, ...Другой вопрос более для нас важен. Относится он к иконографии Святой Троицы:

 «У Святой Троицы пишют перекрестье ови у среднего, а иные у всех трех. А в старых писмах и в греческих подписывают: Святая Троица, а перекрестья не пишут ни у единаго. А иные подписывают у средняго: IC XC СВЯТАЯ ТРОИЦА. И о том разсудити от божественных правил как ныне то писати. И о том ответ. Писати живописцем иконы с древних образцов, как греческие живописцы писали и как писал Ондрей Рублев и прочии пресловущии живописцы, а подписывать СВЯТАЯ ТРОИЦА. А от своего замышления ничтож претворяти»[7]. Как видно из текста, речь здесь идет о традиционном православном изображении Троицы в виде трех Ангелов...

Собор определил делать лишь одну надпись: СВЯТАЯ ТРОИЦА, не сопровождая ни надписью, ни перекрестьями ни одного из изображенных. Правда, Собор не дал богословского обоснования своему предписанию; он ограничился ссылкой на авторитет Андрея Рублева и древних образцов. Как и в других случаях, в этом сказалась слабость Стоглава, имевшая для русской иконописи в дальнейшем печальные последствия.
Возвращаясь к поставленному вопросу, нужно сказать, что большинство из сохранившихся изображений Троицы не имеет ни крестчатых нимбов, ни выделяющей надписи. Однако как в греческой, так и в русской иконографии, и до Рублева, и после него, средний Ангел, который всегда понимался как указание на вторую Ипостась, иногда, на более поздних изображениях, выделялся крестчатым нимбом с буквами O ON[11], надписью IC XC и свитком в руке вместо жезла. На иконе Андрея Рублева никакого выделения не было, как показывает ссылка на нее Стоглава. В эпоху борьбы с ересью ***ствующих, отрицавших Божество Христово и православное учение о Святой Троице, крестчатым нимбом иногда наделялись все три Ангела. Более того, встречаются иконы, хотя и редко, где не только над средним, но и над другими Ангелами помещается надпись IC XC. И то, и другое можно понять как желание подчеркнуть равночестность изображенных. Но и то, и другое является прямым искажением православного вероучения. Хотя выделение среднего Ангела имеет принципиальное основание, во многих святоотеческих толкованиях, в применении к данному изображению надписание IC XC неверно, так как имя Богочеловека применяется к образу, который не является Его прямым и конкретным изображением. «Когда Слово стало плотию, — говорит преподобный Иоанн Дамаскин, — тогда Оно [...] и было названо Иисусом Христом»[13]. Тогда Оно и страдало; поэтому неправильно сопровождать среднего Ангела Троицы крестчатым нимбом. Тем более неправильно присваивать надпись IC XC и крестчатый нимб другим изображенным. В таком случае атрибутами воплощения наделяются другие Лица Святой Троицы, Которым таким образом приписывается специфическая икономия второго Лица. Участие всех трех Лиц в деле искупления в силу единства воли Святой Троицы представляет одну из основных истин христианской веры, «но то же единство Божественной природы и воли Богочеловека с Отцом и Духом Святым исключает всякое перенесение страданий, приемлемых Им по человеческой природе и воле, на общую волю и естество Святой Троицы. Не Святая Троица состраждет Сыну и не единосущное Отцу и Духу Божество Сына терпит страдания и смерть; но Ипостась Сына терпит крестную муку по человечеству, приемля ее человеческой волей, которая одна во Христе отлична от единой Божественной воли, общей со Отцом и Духом»[14]. Таким образом, всякое уточнение в виде надписания или крестчатого нимба представляет собою или просто несуразность: в первом случае три Христа; или же, во втором, — ересь, осужденную Церковью: «Иже Божеству страсть прилагающии, зауститеся вси чуждемудреннии»[
.

Оффлайн Ахмад

  • Сообщений: 50
Re: "Троица" преп. Андрея (Рублева)
« Ответ #19 : 27.12.2006, 12:46:54 »
по середине Сын, т.к. у Сего ангела одета красная одежда Спасителя с отличительном знаком на плече, а два других ангела Бог Отец и Бог Дух Св.,кот. образуют как бы чашу с агнецем, кот. искупит крестными страданиями грехи человеческия. ::)

Здравствуйте, Внифантий! Мир Вам! :)

Я тоже считаю так. У ангелов справа и в центре головы характерно наклонены
в сторону левого ангела, что говорит о "ведущей" роли Его. Он Отец.
Синий цвет, присутствующий в одеждах всех трёх ангелов, у левого
ангела виден чуть-чуть и интуитивно создаётся эффект "подчинённости"
всё тому же левому ангелу. Опять же, у центрального ангела на правой руке
пальцы сложены таким образом, что он собрался благословлять.
Не Христос (АС) ли так делал? Центральный ангел есть Сын.

:)

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru