Автор Тема: Отношение к смерти в атеизме?  (Прочитано 27801 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей Cам

  • Сообщений: 11598
    • Православный
https://tv-soyuz.ru/Propoved-Patriarha-28-08
Нерелигиозное, безбожное сознание не оперирует всеми теми понятиями, которые я сейчас попытался сформулировать. Для неверующего человека смерть — это конец, гибель, небытие. Атеистическая философия, прочно вошедшая если не в сознание, то в быт современных людей, так и говорит: смерть — это конец, небытие, когда больше ничего нет. Но сознание наше и дух наш сопротивляются этому, как сопротивлялись сознание и дух десятков и сотен предшествующих поколений. Достаточно обратиться к творчеству величайших художников, к духовным, культурным, эстетическим прозрениям человечества. Если бы люди верили, что смерть есть полное уничтожение, могли бы они создавать шедевры, имеющие вечное значение? Но в человеке есть искра бессмертия — в его сознании, в его душе, даже затемненной антирелигиозными предрассудками и безумной идеей о человеческой кончине как о прекращении всякого бытия.

А если не размышлять глубоко о смерти, но принимать, в силу общей инерции, представление о смерти как о конце, кончине, гибели? Что происходит с такими людьми, когда они становятся свидетелями смерти? Им очень тяжело. Чаще всего они стараются избегать всяких мыслей о кончине, не говоря уже об участии в церемониях, связанных со смертью.

Мне приходилось наблюдать в западных странах, как по вновь установившейся практике гроб приносят на кладбище. Чаще всего гроб сжигают, а если не сжигают, то совершается некая церемония, религиозная либо нерелигиозная. Произносятся речи, затем люди начинают расходиться, и лишь тогда гроб медленно опускают в могилу. Так делают, чтобы люди не видели, как их близкий уходит под землю, — ведь это травмирует современного человека, это провоцирует его на глубокие размышления! А этого не надо! Надо, чтобы человек думал только, как удовлетворять свое желание потреблять, стремиться к удобству и удовольствию.

Стремление к удобству и удовольствию есть главный ориентир развития современной нерелигиозной цивилизации. В самом деле, если Бога нет, ради чего человек живет? Если ему говорить: ради подвига, он спросит: а во имя чего подвиг? В Советском Союзе нас учили, что подвиги мы совершаем ради будущих поколений. Но умные люди и тогда задумывались: что же будут представлять собой будущие поколения? И почему я должен делать что-то для тех, кто будет жить после меня? Не работает эта модель, и потому у мыслящих людей возникает вопрос: а для чего вообще все то, над чем мы трудимся, что мы созидаем? Если исключить перспективу вечности, то ответы на такие вопросы совершенно лишены логики и не могут удовлетворить вопрошающего. Всё обращается куда-то в будущее, где самого человека уже нет. Так что, наша жизнь — во имя чего-то, о чем мы не знаем? Почему нужно жить для будущего, о котором ничего не известно?

Исключая перспективу вечности, мы действительно превращаем в кошмар человеческую смерть. Поэтому заботливая современная цивилизация, обслуживающая наши потребительские устремления, старается сделать так, чтобы человек поменьше соприкасался с умершим телом. И если в России еще сохраняются традиции отпевания в храме, при открытом гробе, то в странах, с которых многие хотели бы брать пример, ничего подобного нет.

Вспоминаю случай из собственной жизни. Я был очень дружен с одним выдающимся математиком, который был наполовину русский, наполовину швейцарец. Родился он в 20-е годы в Советском Союзе, потом с матерью уехал в Швейцарию. Нас как-то жизнь свела, мы подружились. Он был православным человеком и уже в преклонном возрасте, незадолго до смерти, попросил и получил от меня некое особое благословение. Когда этот человек умер, его по моему настоянию отпевали в нашей русской православной церкви в Цюрихе. Пришли все его знакомые, в основном либо протестанты, либо неверующие, из научной среды, людей собралось достаточно много, а посредине храма — закрытый гроб с рабом Божиим Георгием. Я облачился в алтаре и говорю служителю: откройте гроб. Они так и сделали, и весь храм ахнул. Такое впечатление, будто произошло что-то невероятное — гроб открыли! Лицо покойника открыли! Когда я вышел ко гробу, я увидел смятение на глазах людей. Так не принято! Нельзя травмировать современного человека, упивающегося комфортом, живущего во имя благополучия и комфорта!

Действительно, для человека неверующего смерть — это конец, это гибель, это трагедия, это обрыв всей жизненной логики, всех устремлений, всех надежд, всех радостей, всех страданий. Смертью всё-всё заканчивается, это гибель с большой буквы. Но с этой гибелью не соглашается наша душа, поэтому вера в бессмертие — это не только религиозная доктрина, не только религиозное вероучение, но прежде всего самопонимание человеком собственной личности.

И вот еще о чем нам следует помнить. Откуда такой страх и такое неприятие смерти? Одна возможная реакция на смерть — исключить всякую мысль о ней, стараться уйти, ничего не видеть. Другая — превратить смерть в шоу. Ведь нет, наверное, ни одного боевика без множества смертей, иногда десятков и сотен, — валятся сраженные пулей люди, умирают идущие в атаку солдаты, горы трупов в одном фильме... В первом случае, о котором я сказал, реального человека пытаются избавить от созерцания смерти. Во втором мы видим попытку превратить смерть в захватывающее шоу. Какой же боевик без смертей? Но опять-таки все направлено на то, чтобы человек утратил возможность задуматься о том, что есть смерть.

И последнее — самое важное — о чем можно и нужно сказать сегодня. Можно ли не иметь страх смерти, не прибегая к шоу и прочим средствам, которые использует современная безбожная цивилизация? У нас есть ответ, как это можно сделать, нам об этом говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Если ты оставляешь грех, если ты побеждаешь грех, то исчезает страх смерти».

Это главный вывод из всего того, о чем сегодня, в связи с великим событием Успения Пресвятой Богородицы, нужно подумать всем нам. Как не было страха смерти ни у святых апостолов, ни у всех тех, кто окружал Богоматерь, а была радость, — так следует и нам, изгоняя грех из своей жизни, из своего сердца, из своего разума, обретать силу, которую невозможно обрести никакими земными средствами. Силу победы над страхом смерти, силу, превозмогающую человеческий инстинкт, силу, которая открывает наше сердце навстречу бессмертию. Ибо изгоняется грех, а вместе с грехом изгоняется страх смерти. Аминь.

Патриарх Кирилл
« Последнее редактирование: 01.09.2020, 13:51:42 от Сергей Cам »

Гладилин А. А.

  • Гость
Re: Отношение к смерти в атеизме?
« Ответ #1 : 01.09.2020, 17:02:41 »
Советский народ прекрасно жил без веры в Бога. Он верил в идею. И мораль была на высоте, не то, что сейчас, когда покаялся и греши дальше, пока снова не покаялся... Много великих свершений сотворил советский народ. Не корысти ради, не ради вечной жизни. Все знали, что жизнь - "дерьмо" и старались сделать её лучше. Сама вера в Бога и догматы Церкви не делает человека лучше. Человека делает сам человек. Есть прекрасные люди и идеологии без Бога. И есть ужасные люди и идеологии, которые основаны на вере в Бога, религии.

//Сам я человек верующий, поэтому моё мнение - непредвзятое.//

Оффлайн Maria V.

  • Сообщений: 49362
    • Сомневающийся
Re: Отношение к смерти в атеизме?
« Ответ #2 : 02.09.2020, 00:21:19 »
Каждый сам определяет для чего живёт.
Не всем нужна великая цель, уходящая в бесконечность.

В конечном счёте новые поколения могут не оценить стараний, положенных ради них.
Да может вообще не оценят , или "благо" потом окажется не таким уж благом.
 Например , со временем  признаны были ошибочными , бесполезными или даже вредными некоторые методы лечения.

Кто лечил, тот думал, что делает благо, а оно на самом деле ничего хорошего кроме напрасной надежды не давало.

И сколько такого может оказаться в итоге после твоей смерти?

Никто не знает.

Поэтому лучше жить не сильно предавая значение тому, что делаешь, имхо.

Кто знает , добро это или зло.
В конечном счёте жизнь нужно прожить не правильно, а счастливо .

Кто-то счастливее , когда не видит смерти.
Значит это его дело .

Онлайн Алексей сын Николая

  • Сообщений: 30591
    • Православный
Re: Отношение к смерти в атеизме?
« Ответ #3 : 02.09.2020, 06:21:33 »
Советский народ прекрасно жил без веры в Бога. Он верил в идею. И мораль была на высоте, не то, что сейчас, когда покаялся и греши дальше, пока снова не покаялся... Много великих свершений сотворил советский народ. Не корысти ради, не ради вечной жизни. Все знали, что жизнь - "дерьмо" и старались сделать её лучше. Сама вера в Бога и догматы Церкви не делает человека лучше. Человека делает сам человек. Есть прекрасные люди и идеологии без Бога. И есть ужасные люди и идеологии, которые основаны на вере в Бога, религии.

//Сам я человек верующий, поэтому моё мнение - непредвзятое.//
Мнение конечно предвзятое, ностальгия по прошедшей молодости. А скажите, как человек верующий, что прекрасного в жизни без веры в Бога? А что хорошего в великих свершениях без корыстных побуждений, ради свершений? Советская мораль это что-то феноменальное, тогда хорошо/плохо было заменено на западло/незападло, даже воровство воровством стеснялись называть, кто такие "несуны" не забыли ещё? А рассматривание анонимок, когда можно было пройти все прелести рассмотрения личного дела по заявлению без подписи. Идеологий много, человечество ещё напридумывает, только поясните мне , как христианин христианину, нам что до них? У нас с Вами Церковь созданная Богом, нам  о ней как о единственной возможности в выполнении корыстной цели заключающейся в личном спасении, необходимо рассказывать всем и каждому. И что за месседж - "человека делает сам человек", вы когда эту чушь писали про Бога забыли случайно? Или Вы ему место только в храме определили?
« Последнее редактирование: 02.09.2020, 09:58:58 от Алексей сын Николая »

Онлайн Алексей сын Николая

  • Сообщений: 30591
    • Православный
Re: Отношение к смерти в атеизме?
« Ответ #4 : 02.09.2020, 06:30:36 »
Поэтому лучше жить не сильно предавая значение тому, что делаешь, имхо.

Кто знает , добро это или зло.
В конечном счёте жизнь нужно прожить не правильно, а счастливо .

Кто-то счастливее , когда не видит смерти.
Значит это его дело .
"Нажраться и забыться у колодца"?

"Помни о смерти" сказано не просто так и вполне себе христианское высказывание Корчагина о проживание жизни чтоб перед смертью не было стыдно за прожитые годы тоже.

Когда человек душит в себе совесть, растягивает ее натягивая на свои страстишки, компенсацию он наверное получит в виде временного исполнения своих желаний, но даже при жизни все это приходит к логическому концу, когда остаётся только вспоминать о прожитых когда-то моментах удовлетворения своих страстей, не наполняющих радостью сердце и душу.

Оффлайн Евгений О.

  • Сообщений: 4363
    • Безверующий
Re: Отношение к смерти в атеизме?
« Ответ #5 : 02.09.2020, 07:28:15 »
Мнение конечно предвзятое, ностальгия по прошедшей молодости. А скажите, как человек верующий, что прекрасного в жизни без веры в Бога? А что хорошего в великих свершениях без корыстных побуждений, ради свершений? Советская мораль это что-то феноменальное, тогда хорошо/плохо было заменено на западло/незападло, даже воровство воровством стеснялись называть, кто такие "несуны" не забыли ещё? А рассматривание ананимок, когда можно было пройти все прелести рассмотрения личного дела по заявлению без подписи. Идеологий много, человечество ещё напридумывает, только поясните мне , как христианин христианину, нам что до них? У нас с Вами Церковь созданная Богом, нам  о ней как о единственной возможности в выполнении корыстной цели заключающейся в личном спасении, необходимо рассказывать всем и каждому. И что за месседж - "человека делает сам человек", вы когда эту чушь писали про Бога забыли случайно? Или Вы ему место только в храме определили?

Да это просто какой-то христианский coming-out - не иначе!  :) Вы еще спросите: "А что хорошего в делании людям добра не корысти ради, а просто так?"  :) Нет, это просто замечательно!
« Последнее редактирование: 02.09.2020, 07:39:11 от Евгений О. »

Онлайн Алексей сын Николая

  • Сообщений: 30591
    • Православный
Re: Отношение к смерти в атеизме?
« Ответ #6 : 02.09.2020, 07:51:09 »
Да это просто какой-то христианский coming-out - не иначе!  :) Вы еще спросите: "А что хорошего в делании людям добра не корысти ради, а просто так?"  :) Нет, это просто замечательно!
Чего замечательно? Причем здесь добро? Великие свершения ради великих свершений зачем совершать?.
Допустим, строительство железной дороги в тундре, с расползающимся каждую весну полотном оно зачем? Стройка величайшая, гулаговцы, я так полагаю работали понимая что совершают подвиг, а зачем? Ржавчиной почву тундры обогатить?

Онлайн Алексей сын Николая

  • Сообщений: 30591
    • Православный
Re: Отношение к смерти в атеизме?
« Ответ #7 : 02.09.2020, 07:52:59 »
Да это просто какой-то христианский coming-out - не иначе!  :) Вы еще спросите: "А что хорошего в делании людям добра не корысти ради, а просто так?"  :) Нет, это просто замечательно!
А Спасение, оно, какой-то ещё, кроме корыстной цели спастись, служит?

Оффлайн Евгений О.

  • Сообщений: 4363
    • Безверующий
Re: Отношение к смерти в атеизме?
« Ответ #8 : 02.09.2020, 07:56:54 »
Чего замечательно? Причем здесь добро? Великие свершения ради великих свершений зачем совершать?.
Допустим, строительство железной дороги в тундре, с располжающимся каждую весну полотном оно зачем? Стройка величайшая, гулаговцы, я так полагаю работали понимая что совершают подвиг, а зачем? Ржавчиной почву тундры обогатить?

Вообще-то большинство великих свершений в СССР совершались не "ради великих свершений", а ради людей. Ради их удобства, здоровья, безопасности. И очень многие люди находили в этом глубокий смысл. Не корыстный, заметьте. В войну люди - атеисты закрывали собой амбразуру, чтобы сохранить жизнь товарищей, чтобы те смогли выполнить боевую задачу. Они не рассчитывали на то, что Бог оценит их жертву, на Спасение, на Вечную загробную жизнь. Они теряли все, что у них есть - свою земную жизнь. Но они видели в этом смысл.

Но видимо христианину трудно понять такое бескорыстие. Я всегда это знал. Но просто тут вы просто сами открыто и с гордостью говорите о том, чего лично я бы на вашем месте немного стыдился бы.

Оффлайн Евгений О.

  • Сообщений: 4363
    • Безверующий
Re: Отношение к смерти в атеизме?
« Ответ #9 : 02.09.2020, 08:00:30 »
А Спасение, оно, какой-то ещё, кроме корыстной цели спастись, служит?

Нет, разумеется. Это-то и плохо. Христианство - пожалуй самая эгоистичная  из религий.

Онлайн Алексей сын Николая

  • Сообщений: 30591
    • Православный
Re: Отношение к смерти в атеизме?
« Ответ #10 : 02.09.2020, 08:10:41 »
Вообще-то большинство великих свершений в СССР совершались не "ради великих свершений", а ради людей. Ради их удобства, здоровья, безопасности. И очень многие люди находили в этом глубокий смысл. Не корыстный, заметьте. В войну люди - атеисты закрывали собой амбразуру, чтобы сохранить жизнь товарищей, чтобы те смогли выполнить боевую задачу. Они не рассчитывали на то, что Бог оценит их жертву, на Спасение, на Вечную загробную жизнь. Они теряли все, что у них есть - свою земную жизнь. Но они видели в этом смысл.

Но видимо христианину трудно понять такое бескорыстие. Я всегда это знал. Но просто тут вы просто сами открыто и с гордостью говорите о том, чего лично я бы на вашем месте немного стыдился бы.
Ну значит Вы слабо это и знали и непонимаете что читаете. Амбразуры не только атеисты закрывали, да и положить душу свою за други своя это добродетель христианская. И я не о войне писал, а про великие трудовые свершения, ради великих трудовых свершений. В народнохозяйственной деятельности это вообще какой-то смысл должно иметь, также как и во время войны подвиги. Вы я так понимаю даже смысла поэтических строчек "делать бы гвозди из этих людей, не было б в мире крепче гвоздей" не понимаете. Это и есть все лицемерие коммунистического атеизма, с одной стороны декларируется гуманизм, замена Бога человеком, а на деле - "пилите Шура, пилите..."

Онлайн Алексей сын Николая

  • Сообщений: 30591
    • Православный
Re: Отношение к смерти в атеизме?
« Ответ #11 : 02.09.2020, 08:17:41 »
Нет, разумеется. Это-то и плохо. Христианство - пожалуй самая эгоистичная  из религий.
А в других религиях весь мир спасают?

Оффлайн Вадим В.

  • Сообщений: 4385
    • Агностик
Re: Отношение к смерти в атеизме?
« Ответ #12 : 02.09.2020, 08:35:01 »
Когда человек душит в себе совесть, растягивает ее натягивая на свои страстишки...
А какое отношение это имеет к атеизму?
Вы всерьез считаете, что все атеисты душат в себе совесть, а все верующие живут по совести?

Оффлайн Вадим В.

  • Сообщений: 4385
    • Агностик
Re: Отношение к смерти в атеизме?
« Ответ #13 : 02.09.2020, 08:35:50 »
Вообще-то большинство великих свершений в СССР совершались не "ради великих свершений", а ради людей. Ради их удобства, здоровья, безопасности. И очень многие люди находили в этом глубокий смысл. Не корыстный, заметьте. В войну люди - атеисты закрывали собой амбразуру, чтобы сохранить жизнь товарищей, чтобы те смогли выполнить боевую задачу. Они не рассчитывали на то, что Бог оценит их жертву, на Спасение, на Вечную загробную жизнь. Они теряли все, что у них есть - свою земную жизнь. Но они видели в этом смысл.

Но видимо христианину трудно понять такое бескорыстие. Я всегда это знал. Но просто тут вы просто сами открыто и с гордостью говорите о том, чего лично я бы на вашем месте немного стыдился бы.

+100500

Оффлайн Вадим В.

  • Сообщений: 4385
    • Агностик
Re: Отношение к смерти в атеизме?
« Ответ #14 : 02.09.2020, 08:37:15 »
А в других религиях весь мир спасают?
За все религии не скажу, а в буддизме, например - да.
Бодхисаттва принимает на себя обет снова и снова оставаться в сансаре, пока в сансаре есть непробужденные страдающие живые существа, чтобы спасти всех.

Онлайн Алексей сын Николая

  • Сообщений: 30591
    • Православный
Re: Отношение к смерти в атеизме?
« Ответ #15 : 02.09.2020, 09:21:47 »
А какое отношение это имеет к атеизму?
Вы всерьез считаете, что все атеисты душат в себе совесть, а все верующие живут по совести?
А с чего Вы сделали вывод что я так считаю?

Онлайн Алексей сын Николая

  • Сообщений: 30591
    • Православный
Re: Отношение к смерти в атеизме?
« Ответ #16 : 02.09.2020, 09:27:31 »
За все религии не скажу, а в буддизме, например - да.
Бодхисаттва принимает на себя обет снова и снова оставаться в сансаре, пока в сансаре есть непробужденные страдающие живые существа, чтобы спасти всех.
Монахи в монастырях, ходя в рубище, живя в маленькой келье, ограничивают себя в еде и моляться за весь мир...
За все религии правильно не говорите в целом и совершенно зря про буддизм выдумываете, ибо идеи Бодхисатв и были туда привнесены чтоб хоть как-то очеловечить буддизм, ибо главная там идея это полное бесстрастие и не участие ни в чем, а апогеем этого замедитирование насмерь.
« Последнее редактирование: 02.09.2020, 09:54:14 от Алексей сын Николая »

Оффлайн Олег_С

  • Сообщений: 3447
Re: Отношение к смерти в атеизме?
« Ответ #17 : 02.09.2020, 09:40:37 »
Вообще-то большинство великих свершений в СССР совершались не "ради великих свершений", а ради людей. Ради их удобства, здоровья, безопасности. И очень многие люди находили в этом глубокий смысл. Не корыстный, заметьте. В войну люди - атеисты закрывали собой амбразуру, чтобы сохранить жизнь товарищей, чтобы те смогли выполнить боевую задачу. Они не рассчитывали на то, что Бог оценит их жертву, на Спасение, на Вечную загробную жизнь. Они теряли все, что у них есть - свою земную жизнь. Но они видели в этом смысл.

Но видимо христианину трудно понять такое бескорыстие. Я всегда это знал. Но просто тут вы просто сами открыто и с гордостью говорите о том, чего лично я бы на вашем месте немного стыдился бы.
У любого поступка есть личные мотивы. Откуда вы знаете какие они были у героев, отдавших свою жизнь?

Оффлайн Вадим В.

  • Сообщений: 4385
    • Агностик
Re: Отношение к смерти в атеизме?
« Ответ #18 : 02.09.2020, 10:30:42 »
За все религии правильно не говорите в целом и совершенно зря про буддизм выдумываете
Я думаю, что выдумываете как раз вы.
ибо идеи Бодхисатв и были туда привнесены чтоб хоть как-то очеловечить буддизм
Это ваше мнение, осталось его доказать, а не просто декларировать.

Оффлайн Евгений О.

  • Сообщений: 4363
    • Безверующий
Re: Отношение к смерти в атеизме?
« Ответ #19 : 02.09.2020, 10:32:52 »
У любого поступка есть личные мотивы. Откуда вы знаете какие они были у героев, отдавших свою жизнь?

Разумеется. Но в данном случае явно не корыстные. Раз человек теряет свою жизнь - а в посмертное существование он не верит.

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru