Автор Тема: Двуперстное крестное знаменование у сербов  (Прочитано 4550 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн _Саныч

  • Сообщений: 525
Некий неизвестный серб, переписчик и редактор, вероятно, уже в конце пятидесятых или в шестидесятых годах XVII в. из "Ска­зания" вы­делил лишь одну часть, которую мы представили (одна третья часть сочинения прп. Максима), переложил его на сербско-славянский и, в конце, при­бавил к нему не­сколько предложений (от слов "Того ради..."). Так самая суть "Сказания" прп. Максима стала присутствовать в сербской среде. Это новое извлечение из "Сказания" Максима Грека, назовем его в данном случае "Слово", сейчас известно нам в двух сербских списках почти одного вре­мени.

Первый список Слова содержится в сборнике Сербской Академии наук и искусств /САНУ/, номер 147; конца XVII в., на страницах 245б‑247а (назовем его списком Академии). В этом любопытном сборнике находим также сочинения: "О арменской ереси" (2716‑273б) и "О Люторе и его ереси" (267а‑271а), чему и Максим Грек посвящает два отдельных слова: "Слово на арменское зловерие" и "Слово на люторы".

Чтобы полнее осветить обстоятельства, при которых появилось Максимово "Слово", дальнейшие исследования долж­ны будут включить вопрос о взаимо­отношении этих сочинений.

Другой список мы нашли в одном из сборников Библиотеки Патриар­хии в Белграде (№ 17, конца восьмидесятых годов XVII в.), на страни­цах 7а‑8б (назовем его список Патриархии). Он имеет следующее название: "О томжде крьстном знамении еже кладемь на лица своя, Максим Грек пишет в своеи книзе сице" (в списке Академии последнее слово не сице, а тако).

Списки Академии и Патриархии, очевидно, происходят от общего сербско-славянского протографа Максимова "Слова", который, вероятно, в своей первоначальной форме сохранял некоторые русизмы.

В списке Патриархии "Сло­во" прп. Максима занимает очень существенное место в соста­ве сборника. А именно: сборник начинается с сочинения "Как лице свое крестить крестообразно и истово" (стр. 1а‑7а). Во введении го­ворится о крестном знамении с примерами из Св. Писания. Наше, сербское, "Слово" Максима Грека незначительно изменено и помещено в качестве про­должения. После этого следуют слова о крестном знамении св. Феодорита, вероятно, Кирс­кого (3б) и св. Кирилла Александрийского (4а). В кон­це (6б) излагается краткая история антиохийского патриарха Мелетия. Об основных положениях этого сочинения короче и красноречивее всего говорят нам слова св. Кирилла: "Иже кто не знаменует се двема пръсти якоже и Христос, да есть проклет".

Это сочинение и "Слово" прп. Максима составляют тематическое целое. По вре­мени возникновения и происхождению, однако, это независимые сочинения. Если бы они появлялись как одно целое, разумеется, Максимово "Слово" не было бы повторено в начале первого сочинения. Списки же Академии и Патриархии, судя по сходному отчасти содержанию ("Слово" прп. Максима, ре­цепты изготовления чернил) имеют общих далеких предков, вероятно, на Святой Горе.

В истории оживленных и длительных сербско-русских культурных и литературных связей сербское "Слово" преподобного Максима Грека занимает исключитель­ное место. Его появление свидетельствует нам о том, что раскол в Русской Церкви очень скоро отозвался среди сербов. Груст­ная история Дамаскина Хиландарца, сербский перевод "Слова" прп. Максима и особый список в сборнике Патриархии подтверждают тот факт, что Сербская церковь в прошлом никогда не осуждала двуперстия. То, что Русская (никонова) церковь строго осуждала и гнала, в сербской духовной среде в то же самое время свободно познавалось и передавалось как письменное свидетельство.

(Джордже Трифунович. Дамаскин Хиландарец. К вопросу о греко-славянских отношениях на Афоне в XVII веке)


http://www.portal-credo.ru/site/index.php?act=lib&id=1384

Оффлайн р. Б. Леонид

  • Сообщений: 753
    • Православный
в смысле - после 1667 г у сербов крестились двумя перстами?

Оффлайн _Саныч

  • Сообщений: 525
в смысле - после 1667 г у сербов крестились двумя перстами?
В статье же все написано

Сербы на Афоне подвергались насилию со стороны греков за использование двуперстия
Сербы и в конце 17 века тиражировали статью прп.Максима Грека о двуперстии
В Сербской церкви двуперстие никогда не предавалось анафеме

Оффлайн Sergiy_

  • Сообщений: 1072
    • Православный
Некий неизвестный серб, переписчик и редактор, вероятно, уже в конце пятидесятых или в шестидесятых годах XVII в. из "Ска­зания" вы­делил лишь одну часть, которую мы представили (одна третья часть сочинения прп. Максима), переложил его на сербско-славянский и, в конце, при­бавил к нему не­сколько предложений (от слов "Того ради..."). Так самая суть "Сказания" прп. Максима стала присутствовать в сербской среде. Это новое извлечение из "Сказания" Максима Грека, назовем его в данном случае "Слово", сейчас известно нам в двух сербских списках почти одного вре­мени.


;D ;D >:(
  Простите, сколько можно искажать и переделывать историю под себя, на подлогах?   >:(
   «…Итакъ, самъ г. Каптеревъ соглашается, что московскіе составители Кирилловой книги въ 14 главу своего сочиненія, представляющую въ общемъ переложеніи прежняго трактата о перстосложеніи, внесли и нѣчто свое. Намъ остается добавить, что нѣкоторыя изъ этихъ вставокъ проповѣдують новшества, которыхъ не только не знали Азаріева Вѣра и Просвѣтитель литовскій, но которыя и вообще были неизвѣстны до 1641 г. (7150 г. Сентябръ мѣсяцъ), когда вышла въ свѣтъ Псалтирь, гдѣ напечатана та статья о крестномъ знаменіи, которая впослѣдствіи дословно была повторена Кирилловою книгою. Въ этой статьѣ, между прочимъ, приводится такъ называевое “Феодоритово“ слово,— подложное, русское слово о перстосложеніи, дѣлающееся извѣстнымъ у насъ съ половины XV столѣтія. „Феодоритово" слово здѣсь гласить; „...два перста, вышній да средній великій вмѣсто сложити и простерти, великій же персть имѣти мало наклонно". Такая редакція Феодоритова слова совершенно невѣдома древней нашей письменности. Въ настоящее время извѣстно яе малое количество списковъ этого слова и между всѣми ими нѣтъ ни одного, который бы относился ко времени до 1641 г. и содержалъ бы ученіе о наклоненіи великосредняго перста. Древнѣйшіе списки слова, не называя поименно пальцовъ, говорять о наклоненіи двухъ перстовъ, („а два перста имѣти наклонена, а не простерта"); списки такъ называемой Даніловской редакціи, повелѣвая „три перста равны имѣти вкупѣ, большой да два послѣднихь", о двухъ перстахъ по прежнему учатъ: а два перста имѣти наклонена, а не простерта". Несомнѣнно, поэтому, что слова: „два перста... простерти, великій же перстъ имѣти мало наклонно” внесены въ тексте „Феодоритова” слова издателями московской Псалтири 1641 г. А если все это такъ, то какимъ же образомъ сербская книга, написанная въ 1520 году, могла „слово въ слово” сойтись съ московской книгой „Кирила Еросалимскаго”? Какимъ образомъ могло очутиться въ ней „Феодоритово” слово съ тѣмъ наставленіемъ „великій перстъ имѣти мало наклонно”, которое сочинено было московскими издателями только въ 1641 году? Этого мало. Если въ сербской книгѣ „всѣ сошлось слово въ слово противъ московской книги, то, значитъ, въ ней содержалось и слово Максима грека о крестномъ знаменіи, то слово, которое въ книгѣ Кирилловой заключаете главу „О крестѣ". Но какимъ же образомъ Максимъ грекъ въ 1520 году могъ занять мѣсто ва ряду съ такими авторитетами, какъ „блаженный феодоритъ”, какъ „богословесный, святый мужъ” Мелетій, патріархъ антіохійскій?! Да и могло ли въ 1520 г. существовать самое „Сказаніе Максима грека" о перстосложеніи? Вѣдъ Максимъ, прибывшій къ намъ, въ Россію, въ 1518 г., въ это время только-только еще начиналъ знакомиться съ славянскими языкомъ. Поневолѣ, такими образомъ, приходится нѣсколько ограничить правдоподобность записи Суханова [а это тѣмъ необходиміе, что запись эта содержится въ сочиненіи, о которомъ преосв. Макарій пишетъ: „надобно помнить, что Арсеній записывали свои пренія съ греками не во время самыхъ преній, а уже послѣ”...]. Повеволѣ приходится допустить одно изъ двухъ: или признать, что въ сербской книгѣ ученіе о крестномъ знаменіи, дѣйствительно, „все сошлось слово въ слово противъ московской книги”, но самая книга написана не въ 1520 году, а гораздо позднѣе, или согласиться, что книга писана въ 1520 году, но ученіе ея о крестномъ зваменіи далеко не то „опредѣленное выраженіе” двуперстія, которое даетъ Книга Кириллова…»(стр. 287-288).
 
Цитировать
Да и могло ли въ 1520 г. существовать самое „Сказаніе Максима грека" о перстосложеніи? Вѣдъ Максимъ, прибывшій къ намъ, въ Россію, въ 1518 г., въ это время только-только еще начиналъ знакомиться съ славянскими языкомъ. Поневолѣ, такими образомъ, приходится нѣсколько ограничить правдоподобность записи Суханова
Более подробно:
Санкт-Петербургская православная духовная академия Архив журнала «Христианское чтение» И.Т. Никифоровский Несколько слов относительно взгляда проф. Н.О. Каптерева на перстосложение древних киевлян, сербов и греков Опубликовано: Христианское чтение. 1891. № 7-8. С. 110-140


Оффлайн _Саныч

  • Сообщений: 525
;D ;D >:(
  Простите, сколько можно искажать и переделывать историю под себя, на подлогах?   >:(
Это к сербу Джордже Трифуновичу, автору статьи (Дамаскин Хиландарец. К вопросу о греко-славянских отношениях на Афоне в XVII веке), он указал источники откуда взял информацию

Прочтите статью целиком, в ней речь идёт о 17в.
« Последнее редактирование: 12.02.2020, 12:02:04 от _Саныч »

Оффлайн Sergiy_

  • Сообщений: 1072
    • Православный
Это к сербу Джордже Трифуновичу, автору статьи (Дамаскин Хиландарец. К вопросу о греко-славянских отношениях на Афоне в XVII веке), он указал источники откуда взял информацию

Прочтите статью целиком, в ней речь идёт о 17в.
;D ;D ;D :-X
  «…Слово Максима Грека (1470–1556) о крестном знамении было напечатано в отдельном виде, крошечной, состоящей из двух четверточных листов, брошюркой на иждивение или по поручению («накладом») епископа луцкого и острожского Кирилла Терлецкого, который переведен был из епископов пинских в епископы луцкие 29 мая 1585 г. Местом печати, которое, так же как и год, не обозначено, считают Острог (Каратаев. Хронологич. роспись, № 89). По всей вероятности слово указал Кириллу Терлецкому и напечатал его для него московский печатник диакон Иван Федоров, работавший у князя Острожского в Остроге († 5 декабря 1585 г. во Львове)…».
Подробнее
   Это слово не имеет никакого отношения к преподобному Максиму Греку, а чистая подделка, как и:
Цитировать
аще ли кто двема персты не благословлет, якоже и Христос или не воображает крестнаго знамения, да будет проклят.
Сколько можно объяснять, что на Руси приняли троеперстие при Крещении:
   Крестное знамение, первосвятителя земли русской митрополит Михаил (988–†992) в своем поучении, в неделю крестопоклонную:
   «… Знамение крестное творити подобает, творите же не просто, ниже без страха: но с благоговением и с доброю памятью, первыя десныя руки три первыя пальцы сложивше равно во едино, в них же Святыя Троицы таинство заключается три ипостаси внесложных единством существа, в сложении  купно и смотрение, понеже Отец и Дух Святый, в воплощении Сыну непочесому не приобщишася, точию советом и изволением, якоже святый Дамаскин Иоанн пишет, два же последние персты пригнути к длани, и тако сложивше три своя пальцы, первее пологаем на главу нашу глаголюще: во имя Отца, та же на живот, тажь говори и Сына: посем на правое плечо, говоря и Святаго, и пренося на левое рамо, говори Духа, заключи Аминь…».

    Святой митрополит российский Феопемт (1035—1047), пишет во своем сказании на воздвижение святого креста, поучая народ российский, почитать святой крест и знаменоваться так:
   «…всякий христианин правыя своея руки, первыя три пальцы совокупи воедино, два же последния, приклони к длани крепко, и тако знамение креста святаго на себе отправляй. Первое тыя три пальцы совокупя полагай на главу, поминая главу Христа Иисуса, на кресте терновым венцем обложенную за наше спасение, таже тыя три пальцы сложены перенеси на пуп, поминая Христа Иисуса, ног его божественных к древу крестному пригвождение, таже потом управляй тыя же три пальцы сложены на правое рамо, потом же преноси на левое рамо, воспоминающе Христа Иисуса на кресте рук его божественных простертие, и тако размышляюще плотию  на кресте страдания Христа нашего Спаса, и знамение креста святаго на себе воображающе в нем же прославляем и таинство святыя неразделимыя, и неслиянныя Троицы. Сице трема первыми пальцы несложными воображаем три ипостаси, Отца, и Cына, и Святаго Духа, прославляюще неслиянне, совокуплением же триех первых пальцов воображаем и прославляем единство существа. Нераздельно треми первыми пальцы, во знамении  креста святаго веруем и исповедуем, и прославляем Троицу во единице, и единицу во Троице, сего деля креста, святаго почитающе, знаменаемся им почасту, и на ложе наше ложася, и от него востающе, или дело кое начинающе, или в путь шествующе, или пиюще, и купно рещи, всякое дело от креста святаго да начинаем. Сей бо есть душе радость, и телеси освящение, и всякого блага основание...».               
   А они то, назначались Константинопольским патриархом на Русь, а значит, сами греки в это время употребляли троеперстие при крестном знамении. ;)

Оффлайн медвед

  • Сообщений: 3710
Я так понял вам Дионисию_К на его к вам обращение
Заметано.
И если там не будет греческих оригиналов, а все будет по старому то вы приносите шахаду:
Все акте 1046 47 все взято  из "Деяния", опубликованого в "Пращице", и там нет ничего, кроме взятого из этого "Деяния"
Заметано?
ответить нечего?
Сюда перешли потролить?

Оффлайн _Саныч

  • Сообщений: 525
;D ;D ;D :-X
 
   Это слово не имеет никакого отношения к преподобному Максиму Греку, а чистая подделка, как и:Сколько можно объяснять, что на Руси приняли троеперстие при Крещении
         
   А они то, назначались Константинопольским патриархом на Русь, а значит, сами греки в это время употребляли троеперстие при крестном знамении. ;)
У вас с головой не в порядке?

Тема о двуперстии у сербов в 17в., и о том, что оно никогда не прокляналось в Сербской церкви

Об остальном это к Дионисию_К

Оффлайн Sergiy_

  • Сообщений: 1072
    • Православный
У вас с головой не в порядке?

Тема о двуперстии у сербов в 17в., и о том, что оно никогда не прокляналось в Сербской церкви


:D :D :D
   Простите, как можно доверять вашему источнику:

  «…Разумеется, греческие церковники середины XVII века давно отдалились от истоков православия и не знали, что "двуперстие есть православное перстосложение", как это показал Н. Ф. Каптерев на обширном материале…»//
http://www.portal-credo.ru/site/index.php?act=lib&id=1384

  Если сами греки, которые крестили Русь в 10 веке, учили троеперстию? ;)
  Значит вся эта информация просто очередная подделка.

Оффлайн _Саныч

  • Сообщений: 525
Так статья интересна сербскими источниками, а не каптеревскими

Оффлайн Sergiy_

  • Сообщений: 1072
    • Православный
Так статья интересна сербскими источниками, а не каптеревскими
  Подделка она и в Африке подделка? :D
   Вы бы мил человек, для начала изучили своих, что ли? ;)
   Спросите у Аввакума - “первоапостола” и главного борца раскола: 
 «…Последнее слово ко мне рекли: «что-де ты упрям? вся-де наша Палестина, – и серби, и албанасы,[ албанцы] и волохи,[ румыны] и римляне, и ляхи, – все-де трема персты крестятся, один-де ты стоишь во своем упорстве и крестишься пятью персты! …» (Аввакум (Протопоп) Петрович (?) Петров; Житие протопопа Аввакума, им самим написанное).
  Таки сербы не страдали двуперстием.

Оффлайн медвед

  • Сообщений: 3710
  Подделка она и в Африке подделка? :D
   Вы бы мил человек, для начала изучили своих, что ли? ;)
   Спросите у Аввакума - “первоапостола” и главного борца раскола: 
 «…Последнее слово ко мне рекли: «что-де ты упрям? вся-де наша Палестина, – и серби, и албанасы,[ албанцы] и волохи,[ румыны] и римляне, и ляхи, – все-де трема персты крестятся, один-де ты стоишь во своем упорстве и крестишься пятью персты! …» (Аввакум (Протопоп) Петрович (?) Петров; Житие протопопа Аввакума, им самим написанное).
  Таки сербы не страдали двуперстием.
Серёженька а вы на даты посмотрите когда Аввакум писал и  о каком времени и о каких географических координатах пишет серб Джордж ( я так понимаю Георгий - Егорий ;))  Трифунович.

Оффлайн Sergiy_

  • Сообщений: 1072
    • Православный
Серёженька а вы на даты посмотрите когда Аввакум писал и  о каком времени и о каких географических координатах пишет серб Джордж ( я так понимаю Георгий - Егорий ;))  Трифунович.
:(
 Простите, ВЫ только пустословить умеете? ;D
 Где от Вас свидетельства о двуперстии, кроме троллизма?? >:(
 Изучите труд:
 Пахомий Серб (ум. после 1484г.) и его агиографические писания
   На стр.226-227 говорится, что он учился у Григория Цамблака.
     «…А Григорий Цамблак (р.1364 —  †1420)  и его окружение крестились тремя перстами. Это одно из наиболее ранних свидетельств о троеперстии на Руси...».
По свидетельству Бориса Успенского; К ИСТОРИИ ТРОЕПЕРСТИЯ НА РУСИ .
    Значится на территории Киевской Руси, Белой Руси, Малой Руси и Болгарии и Сербии в 14 веке уже крестились тремя перстами.
   Будьте любезны, господа староверы, приведите свидетельства двуперстия на Руси 10-11-14 веков. ;)

Оффлайн _Саныч

  • Сообщений: 525
Спросите у Аввакума - “первоапостола” и главного борца раскола: 
 «…Последнее слово ко мне рекли: «что-де ты упрям? вся-де наша Палестина, – и серби, и албанасы,[ албанцы] и волохи,[ румыны] и римляне, и ляхи, – все-де трема персты крестятся, один-де ты стоишь во своем упорстве и крестишься пятью персты! …» (Аввакум (Протопоп) Петрович (?) Петров; Житие протопопа Аввакума, им самим написанное).
  Таки сербы не страдали двуперстием.
Ну, это протоп Аввакум в 1672г. писал, уже после того как:

сербский патриарх Гаври­ил (1648‑1655, 1659) последние годы провел в России как из политических соображений, так и из-за материальной поддержки, которой он добивался для сво­ей скудной в средствах патриархии. В это время в Москве (1655) проис­ходил собор, на котором было принято решение об исправлении церковных книг. Тогда же было при­нято и решение о троеперстном крестном знамении как единственно правильном. Это решение, направленнное против двуперстия, с подписями патриарха печского Гавриила — сразу же было об­народовано в Служебнике, напечатанном в Москве в 1655 году. Подпись патриарха Гавриила, должны были придать больший вес решениям собора и патриарха Никона. Для Сербской же церкви подпись Гавриила не имела никакого зна­чения, поскольку уже тогда он был лишь бывшим патриархом, которому наследовал новый патриарх — Максим (1655-1680).

История же про хиландарского черного попа Дамаскина была хорошо известна на Руси

Оффлайн _Саныч

  • Сообщений: 525
«…А Григорий Цамблак (р.1364 —  †1420)  и его окружение крестились тремя перстами. Это одно из наиболее ранних свидетельств о троеперстии на Руси...».
По свидетельству Бориса Успенского; К ИСТОРИИ ТРОЕПЕРСТИЯ НА РУСИ .
В Москве это разделение русской митрополии сочтено было отступничеством Григория; его обвинили в том, что он вступил в единение с папой; имя его включено было в статью проклятия, провозглашавшегося в Москве в неделю Православия. В 1418 он отправился с посольством на Констанцский собор (латинский)

Так себе свидетель

Будьте любезны, господа староверы, приведите свидетельства двуперстия на Руси 10-11-14 веков. ;)
Это уже писал вам Дионисий_К, оно содержится в древних чинах отрицания от ереси бытовавших на Руси с издревле
« Последнее редактирование: 12.02.2020, 23:59:36 от _Саныч »

Оффлайн медвед

  • Сообщений: 3710
    Будьте любезны, господа староверы, приведите свидетельства двуперстия на Руси 10-11-14 веков. ;)
Серёженька а почему 15-16-17 век исключили? Разве "армянин Мартин" в это время "действовал"? Или вы скажите что его "идеи" в это время то-ли возродились то-ли возобладали? Ну смелее фантазируйте (нируйте).
Это уже писал вам Дионисий_К, оно содержится в древних чинах отрицания от ереси бытовавших на Руси с издревле
От себя добавлю бытовавших также и у ромеев - греков.

Оффлайн Sergiy_

  • Сообщений: 1072
    • Православный
В Москве это разделение русской митрополии сочтено было отступничеством Григория; его обвинили в том, что он вступил в единение с папой; имя его включено было в статью проклятия, провозглашавшегося в Москве в неделю Православия. В 1418 он отправился с посольством на Констанцский собор (латинский)


   Невежда >:(, отсутствие знаний не дает Вам права говорить глупости и повторять  за кем-то эти слова.
святитель Григорий Киевский (Цамблак) .
+++

Григорий Цамблак: очерк его жизни, административной и книжной деятельности

Оффлайн Sergiy_

  • Сообщений: 1072
    • Православный
Серёженька а почему 15-16-17 век исключили? Разве "армянин Мартин" в это время "действовал"? Или вы скажите что его "идеи" в это время то-ли возродились то-ли возобладали? Ну смелее фантазируйте (нируйте). От себя добавлю бытовавших также и у ромеев - греков.
;D ;D ;D
Тов. троллик, вы бы лучше привели свидетельство двуперстия от св. Апостолов, для начала. ;)
Таки похоже и не будет ответов?
Что уже говорить про 10 век. ::)

Оффлайн _Саныч

  • Сообщений: 525
   Невежда >:(, отсутствие знаний не дает Вам права говорить глупости и повторять  за кем-то эти слова.
святитель Григорий Киевский (Цамблак) .
+++

Григорий Цамблак: очерк его жизни, административной и книжной деятельности
Так ваша же ссылка: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Kievskij/ подтверждает факты, что в Московии его обвинили в латинянстве и прокляли, читали анафему на Торжество православия, равно и то что он был на латинском соборе, просто интерпретируют эти факты комплиментарно Григорию
« Последнее редактирование: 13.02.2020, 17:49:45 от _Саныч »

Оффлайн Sergiy_

  • Сообщений: 1072
    • Православный
Так ваша же ссылка: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Kievskij/ подтверждает факты, что в Московии его обвинили в латинянстве и прокляли, читали анафему на Торжество православия, равно и то что он был на латинском соборе, просто интерпретируют эти факты комплементарно Григорию
Таки это ни о чем не говорит.
 Иоанна Златоуста тоже оболгали, и умер он в ссылке.
 Но это же не значит, что святитель Григорий Киевский (Цамблак) крестился двумя перстами, а речь то именно о том, что в Сербии не было двуперстия, и все что Вы привели просто копипасты из староверческих росказней.  :(

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru