И ещё: а как обстоит дело у протестантов?
Хемниц. ЭнхиридионМожет ли достойно и свято служить священник, имеющий законную супругу?
Несомненно. Ибо не только ветхозаветные священники имели законных жен, но также и в Новом Завете Павел указал, что епископа и старейшину надлежит выбирать такого, который живет непорочно и является мужем одной жены (1 Тим. 3:2; Тит. 1:5-6).
Однако некоторые люди говорят: «Павла надлежит понимать аллегорически, в том смысле, что епископа следует назначать только над одной церковью, либо епископом действительно можно избрать того, кто прежде был мужем одной жены, но не того, кто по-прежнему остается мужем, имеющим жену».Сам Павел истолковал себя, указав, что под мужем одной жены он подразумевал того, кто имеет детей, и не только в Церкви, но также в семье, то есть хорошо управляет женой, детьми и слугами (1 Тим. 3:4; Тит. 1:6). И некоторые Апостолы имели жен не только до того, как стали Апостолами, но также продолжали жить с ними в браке, уже будучи Апостолами {1 Кор. 9:5). Игнатий и Климент таким же образом истолковали это изречение Павла. Кроме того, Павел не сказал: «Кто был мужем одной жены», но: «Кто является таковым». И если бы эти слова надлежало истолковывать в прошедшем времени, из этого также непременно следовало бы, что епископом надлежит избирать того, кто одно время был трезв и мог учить, но более не является таковым.
Но задачи служения весьма святы, а брак не является ли плотским состоянием?
Откровенным сатанинским богохульством является то, что некоторые римские папы дерзко злоупотребили по отношению к браку следующими изречениями Павла: «Живущие по плоти Богу угодить не могут» и: «Если живете по плоти, то умрете» (Рим. 8:8, 13). Ведь брак является Господним установлением, которое освящено Словом и благословением Божиим (Быт. 1:27-28; 9:1). Потому Христос провозгласил, что Сам Бог сочетает супругов (Матф. 19:6). И Павел ясно засвидетельствовал: «Если и женишься, не согрешишь» (1 Кор. 7:28). Ибо он также возвещает, что супружеские отношения святы, почетны и целомудренны (1 Тим. 2:15; 1 Фес. 4:4; Тит. 2:4-5). Петр также назвал святыми жен, повинующихся своим мужьям (1 Петр. 3:5). И в Евр. 13:4 брак назван честным и ложе непорочным. И даже сожительство верующих жен с неверующими мужьями является святым (1 Кор. 7:14).
Посему Павел провозгласил, что запрет вступления в брак является учением бесовским (1 Тим. 4:1, 3), особенно поскольку христиане также спасаются, пребывая в супружестве (1 Тим. 2:15). Потому 4-й канон Гангрского собора благочестиво провозгласил в отношении служителей Слова и Таинств: «Если кто-либо утверждает, что не следует поклоняться Богу под руководством женатых священников, как если бы не было необходимости участвовать в богослужении при таком служителе, да будет анафема».
Но разве Павел не сказал (1 Кор. 7:1): «Хорошо человеку не касаться женщины», а также (ст. 32): «Неженатый заботится о Господнем» и т.д., и посему заключил (ст. 38), что хорошо не вступать в брак?Там же Павел немедленно добавил ясное истолкование своих слов. Ведь он не говорил, что вступление в брак греховно или нечестиво. Но он сказал (ст. 26): «За лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так» (оставаться в безбрачии), то есть это благоприятно или целесообразно «по настоящей нужде». Ибо поскольку в супружестве случаются разнообразные несчастья, неприятности и затруднения, которые порой не позволяют супругам уделять больше внимания Господним делам, то для служения было бы лучше и целесообразней, если бы служители могли оставаться в безбрачии. Однако Павел добавил (ст. 35 и 7): «Говорю это не как предписание, но для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы», ибо «каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе». И пусть каждый выбирает подходящее для себя, то есть брак или безбрачие, согласно дару, полученному от Бога. И вступающий в брак не согрешает (1 Кор. 7:28). Он даже может исполнять служение епископа (1 Тим. 3:2). Супружеское сожительство и домашние хлопоты сами по себе не препятствуют церковному служению, особенно тех людей, которые исполняют служение благочестиво и верно, о чем свидетельствуют многочисленные примеры Патриархов, Пророков, священника Захарии, Апостолов, древних епископов и святых мучеников. По сути, Павел пожелал, чтобы епископ хорошо управлял своим домом (1 Тим. 3:4-5). Но в 1 Кор. 7 он говорил главным образом о вещах, обыкновенно случающихся в неравных браках, когда супруги либо не исповедуют одну и ту же веру, либо неодинаково благочестивы и верны, и он не пожелал налагать на кого-либо узы даже в этом вопросе.
Тогда, наверное, никто не может стать священником или церковным служителем, пока не женится?
Имеющий дар воздержания хорошо делает, оставаясь в безбрачии. Ибо он может отправлять свое служение с меньшими помехами и скорбями, особенно во времена гонений (1 Кор. 7:35). Посему пусть каждый исследует себя и старается серьезно молиться о возможности оставаться в состоянии безбрачия. Ибо Христос прославил самостоятельно избранное безбрачие тех людей, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного (Матф. 19:12). Но Он добавил, что этот дар не обретается только молитвами либо только усердием и осознанным выбором, ибо Он сказал: «Не все вмещают слово сие, но кому дано... Кто может вместить, да вместит». Посему пусть тот, кого Бог увенчал этим даром, использует его для распространения Царства Небесного. Кому же этого не досталось, Павел велел (1 Кор. 7:2): «Во избежание блуда каждый имей свою жену», а также (ст. 9): «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться». И вступающий в брак не только не грешит (1 Кор. 7:28), но может также служить епископом (Тит. 1:5-6).