Автор Тема: Йога, как осмысленное самоубийство  (Прочитано 1213 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн Вадим_Валерьевич

  • Сообщений: 27723
    • Агностик
Re: Йога, как осмысленное самоубийство
« Ответ #220 : 07.11.2019, 14:08:50 »
Вот одна из школ Йогасутры Патанджали:
"... Свадхья или изучение йоги. Практика свадхьи позводяет приобщиться к божественному. Преданность Богу:  только так можно достичь самадхи."

Шо, тоже не та йога?

Здесь имеет смысл обсудить следующий момент.
"Преданность Богу:  только так можно достичь самадхи" -- это, на самом деле, цитата из самой Йога-сутры Патанджали.
И если это так, то получается, что йога Патанджали вовсе не является нерелигиозным подходом, как я утверждаю, а совсем напротив. Получается, что Патанджали вполне себе заурядный индуист, повторяющий религиозные банальности о преданности своему богу как пути к самадхи.

Но так ли это?
Обратимся к оригиналу.

Речь о первой главе йога-сутры, где автор пишет о разных способах достижения самадхи, начиная с аскезы и отсечения желаний:
15. Отсутствие желаний дает сознание могущества тому, кто не желает видимых или невидимых предметов.
16. Это высшее (отсутствие желаний) отмечено безразличием ко всем гунам (качествам) вследствие знания Пуруши.
17. Познавательная медитация (вичара) сопровождается размышлением, различением, радостью и ощущением "я есть".


Затем он приводит примеры других методов для достижения этого же самадхи:
18. Существует и другая медитация, достигаемая практикой остановки мысли, чтобы оставались только самскары (впечатления ума).
19. Для созданий, не имеющих формы, и тех, которые погружены в лайю (природу), мир является причиной.
20. Для других этому предшествует вера, энергичность, память, самадхи и различение.
21. Самадхи наиболее близко тем, чье желание наиболее горячо.
22. В дальнейшем появляются различия (в выборе используемых средств) – мягких, умеренных или интенсивных.


И затем идет краткая приписка:
23. Или благодаря преданности Ишваре
(В переводе Рудого - "или же [сосредоточение достигается] вследствие упования на Ишвару")

То есть, Патанджали НЕ утверждал, что "только так можно достичь самадхи", а как раз напротив, привел несколько методов (часть из них процитирована выше), и мимоходом коснулся того, что это достижимо также и через преданность божеству.
Соответственно, двойка автору процитированной вами статьи, некоему Д.Зубаерову, который поленился даже прочитать текст, который пытается обсуждать.

Как же Патанджали, упомянув о таком методе, как преданность Ишваре, сам относится к этому методу? Рекомендует ли его делать?

Ответ на это дает вторая глава Йога-сутры.
В переводе Рудого:
1. Подвижничество, самообучение, упование на Ишвару есть йога действия.
2. [Она предназначена] для развития [способности] сосредоточения и для ослабления аффектов


Другими словами, он рассматривает упование на Ишвару в качестве карма-йоги, а саму карма-йогу считает начальным, вспомогательным действием для практика настоящей йоги.
Карма-йога же подходит лишь "для развития способности сосредоточения и ослабления аффектов", и никак не подменяет собой полный путь восьмиступенчатой йоги.

Оффлайн Батмынх Жакы

  • Глобальный модератор
  • *
  • Сообщений: 39207
    • Православный
Re: Йога, как осмысленное самоубийство
« Ответ #221 : 15.11.2019, 10:05:11 »
И если это так, то получается, что йога Патанджали вовсе не является нерелигиозным подходом, как я утверждаю, а совсем напротив. Получается, что Патанджали вполне себе заурядный индуист, повторяющий религиозные банальности о преданности своему богу как пути к самадхи.
Не получается. Выражаю Вам благодарность за приведённые источники и рассуждения. Они позволили мне, хотя бы частично, понять, почему Вы, столько времени пребывая в христианстве, оттуда ушли. И почему Вы, даже увлекшись йогой-патанджали, пишетесь в титуле агностиком.

Есть такая хорошая русская поговорка "за деревьями леса не видит". Простите великодушно, но, ИМХО, это - про Вас. Вы прекрасно выстраиваете логику, умеете работать с источниками, не перенасыщаете посты. Но сам подход к выстраиванию логики у Вас отсутствует. Принципов выстраивания логики я не вижу.
Вот Вы предлагаете мне некое утверждение оценить с т.з даже не одного из течений индуизма, а с т.з. одной из школ течения индуизма. Но почему именно мы так должны делать? Вы разъяснить не потрудились. Вы выбираете трактовку с т.з. гуру Патанджали. Что, повторюсь, является Вашей хотелкой. Патанджали написал что то (и это теперь объявлено его последователями шастрой), у него появились последователи, которые считают, что всё нужно оценивать с т.з., формируемой на его взглядах. Вот вся банальная логика дискуссии, которую Вы мне предлагаете. :)

Почему так происходит?
Потому, что Вы не оцениваете ни учения ни писаний со стороны. В общечеловеческих, не сложных, критериях доступной для понимания логики. По этому давайте, для начала, придём к общему пониманию смысла корпуса писаний.
Но прежде, чем писать дальше, хочу Вас спросить: как Вы думаете, почему Веды считаются , если так можно выразиться - главными писаниями индуизма?

Отвечаю не сразу по причине занятости, но следить за темой и писать в тему  буду. И ещё: всё, что я пишу является исключительно моим личным мнением и к истине отношения не имеет.
« Последнее редактирование: 15.11.2019, 10:09:08 от Батмынх Жакы »

Онлайн Вадим_Валерьевич

  • Сообщений: 27723
    • Агностик
Re: Йога, как осмысленное самоубийство
« Ответ #222 : 15.11.2019, 10:25:55 »
Вот Вы предлагаете мне некое утверждение оценить с т.з даже не одного из течений индуизма, а с т.з. одной из школ течения индуизма. Но почему именно мы так должны делать? Вы разъяснить не потрудились. Вы выбираете трактовку с т.з. гуру Патанджали. Что, повторюсь, является Вашей хотелкой. Патанджали написал что то (и это теперь объявлено его последователями шастрой), у него появились последователи, которые считают, что всё нужно оценивать с т.з., формируемой на его взглядах. Вот вся банальная логика дискуссии, которую Вы мне предлагаете. :)
Ответный пример.
Если мы с вами будем пытаться понять, как в православии относятся, например, к женскому священству, то логично, что вы будете рассматривать именно православную точку зрения. Вы наверняка в курсе, что в каких-то протестантских направлениях отношение может быть иное: есть вполне официальные женщины-епископы, и даже женщины-епископы-лесбиянки. И вы бы очень удивились, если бы вам стали доказывать, что православие учит, что лесбиянки могут быть епископами. Ну а чо, ведь и там, и там - христианство!

Учения Индии же, в отличие от христианства, еще более разнородны. Христиане хотя бы признают авторитет одного и того же Писания. В различных течениях Индии нет даже этого. Буддизм и шиваизм, например, не имеет ни одного общего текста. У них есть близкие философские понятия, но не более того.

Соответственно, почему же мы, рассматривая конкретное направление - йогу Патанджали, должны оперировать писаниями и учениями совершенно других традиций?


Оффлайн Батмынх Жакы

  • Глобальный модератор
  • *
  • Сообщений: 39207
    • Православный
Re: Йога, как осмысленное самоубийство
« Ответ #223 : 15.11.2019, 10:40:20 »
Не писаниями и учениями. А оценкой, собственно, самих писаний и учений со стороны. И, я Вас уверяю, христианство с его разветвлениями и, в конечном итоге, сектами, - так же может (и должно) быть рассмотрено со стороны. Да ещё и в сравнении с индуизмом.

Так скажите, почему на Ваш взгляд, Веды - главная шастра индуизма?

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru