Автор Тема: Халкидонский догмат и антропология, сложность усвоения.  (Прочитано 2370 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Николай Погорелов

  • Сообщений: 1442
    • Православный
В отношении определения ереси формулировки, разумеется, должны быть точными и логичными. А положительные утверждения (особенно о Боге) не всегда можно изложить логично.

Речь идёт о структуре святоотеческой догматической мысли. Там обязательное требование к формулировкам и определениям - они не должны смешиваться и быть логически противоречивыми. Соответствие бинарной аристотелевской логике - общее правило. Параконсистентность для отцов Церкви это верный признак ереси, поэтому свв. отцы (в числе прочих аргументов) всегда указывали еретикам на внутреннюю противоречивость их рассуждений.

В частности, недопустимы взаимоисключающие утверждения об одном и том же предмете суждения в одном и том же отношении.
Так например, тринитарный догмат не нарушает правил формальной логики, т.к. о единстве Бога мы говорим в отношении Сущности, а о троичности в отношении Ипостасей.

Но мы не говорим, что Бог троичен в отношении Ипостасей и при этом одновременно единичен по Ипостаси. Или что Бог един в отношении сущности и при этом троичен в отношении сущности. Т.к. это было бы логическим противоречием, что указывает на ложность такого суждения.
« Последнее редактирование: 13.08.2019, 01:40:49 от Николай Погорелов »

Оффлайн Михаил Семёнов

  • Сообщений: 11038
    • Православный
В отношении определения ереси формулировки, разумеется, должны быть точными и логичными. А положительные утверждения (особенно о Боге) не всегда можно изложить логично.
Отчего же? Вот например, все логично и доходчиво:
Определения епископов, бывших на соборе в Никее, о воплощении Бога Слова, Сына Отча, и изложение этого собора против Павла самосатского.

Исповедуем Господа нашего Иисуса Христа, прежде веков рожденного от Отца по существу, а в последние дни родившегося от Девы по плоти; одно лице, состоящее из небесного божества и  человеческой плоти, и как человек одно; совершенного Бога и совершенного человека; совершенного же Бога с телом, но не по телу Бога; совершенного же человека с божеством, но не по божеству человека; всецело покланяемого с телом, но не по телу покланяемого; всецело покланяющегося с божеством, но не по божеству покланяющегося; всецело несозданного с телом, но не по телу несозданного; всецело образовавшегося (во чреве Девы) с божеством, но не по божеству образовавшегося; всецело единосущного Богу с телом, но не по телу единосущного Богу. Не единосущен есть людям по божеству, но единосущен нам по плоти, пребывая с божеством. Говорим, что Он единосущен Богу по духу, но не говорим, что Он единосущен людям по духу. Напротив же проповедуем, что он единосущен людям по плоти, но не проповедуем, что Он единосущен Богу по плоти. Как по духу не единосущен нам, так единосущен по нему Богу; и как не единосущен но плоти Богу, так единосущен по ней нам. Как высказываем эти разности и объяснения, не для разделения одного нераздельного лица, но для обозначения свойств Слова и плоти, и не для слияния раздельного: так проповедуем и то, что касается нераздельного сочетания.

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru