Автор Тема: Ну вот и протопопа Аввакума прославили в РПЦ МП  (Прочитано 5816 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн _Саныч

  • Сообщений: 541
ну и где здесь "Аввакум - родоначальник русской литературы"? максимум: Аввакум - родоначальник русской исповедальной литературы
На нем закончилась средневековая, древнерусская литература и началась русская.

Оффлайн Либерман

  • Сообщений: 3365
    • Православный
На нем закончилась средневековая, древнерусская литература и началась русская.

это ваши домыслы. мифология и пропаганда. литературоведение включает Аввакума в древнерусскую  литературу

Оффлайн _Саныч

  • Сообщений: 541
Кто до Аввакума писал на Руси как он? Разве, что Иоанн Васильевич :D

Оффлайн медвед

  • Сообщений: 3722
Кто до Аввакума писал на Руси как он? Разве, что Иоанн Васильевич :D
В каком смысле как он? и почему обязательно должны были так писать?
А примеров можно набрать и без Ивана Васильевича - Афанасий Никитин подойдёт? Можно и ещё.

Оффлайн медвед

  • Сообщений: 3722
Академик Лихачев писал о нем:"... Впервые в древнерусской литературе автор так много пишет о своих переживаниях, о том, как он «тужит», «рыдает», «вздыхает», «горюет».
Неуж-то впервые?
Впервые русский писатель дерзает сравнивать себя с первыми христианскими писателями — апостолами...
Что значит сравнивает. Он равняется на них.
Он — впервые в русской литературе — объединяет автора и героя агиографического повествования в одном лице.
Вы считает, что агиографическое повествование это литература (по Лихачёву)?
С традиционной точки зрения это недопустимо, ибо прославление себя есть греховная гордыня.
Автор данного текста (то есть Лихачёв) хочет сказать, что Аввакум сам себя прославлял? Из Жития следует, что он считал себя недостойным, ну может и ему будет милость от Г-да.[/quote]
Символический слой «Жития» также индивидуален: Аввакум придает символическое значение таким «бренным», ничтожным бытовым деталям, какие средневековая агиография вообще, как правило, не отмечала."
Насколько понимаю автор  проводит Житие по разделу "Агиография".  Но на всякий случай академик страховался: " .... средневековая агиография вообще, как правило, не отмечала".

Оффлайн _Саныч

  • Сообщений: 541
В каком смысле как он? и почему обязательно должны были так писать?
А примеров можно набрать и без Ивана Васильевича - Афанасий Никитин подойдёт? Можно и ещё.
Маштаб не тот, у Аввакума язык смачный, выразительный, по тому его и включили в школьную программу и поместили между древнерусскими источниками и источниками нового времени. Это такой устоявшийся штамп, что о нем и говорить скучно. Кураев об этом же вещал.

Оффлайн _Саныч

  • Сообщений: 541
Аввакум иронизирует над собой, в житии называет себя "говном". "Мню себя чем-то быть, а сам есть кал и гной, окаянный, прямое говно, отовсюду воняю – и душою, и телом. Хорошо мне жить с собаками и со свиньями в конурах, так же и они воняют".
« Последнее редактирование: 28.06.2019, 19:17:22 от _Саныч »

Оффлайн медвед

  • Сообщений: 3722
Маштаб  не тот
в наше время некоторые сказали - бы "пиар" "не тот". Ну давайте игумена Даниила и его хождение ещё возьмём. 
... у Аввакума язык смачный, выразительный,
делов-то. У кого смачнее у В. Ерофеева или у Л. Толстого. 
 
...по тому его и включили в школьную программу
даже не знаю стоило-ли?
 
... и поместили между древнерусскими источниками и источниками нового времени.
Работа у них такая, у "классификаторов". Как сказал Дионисий (дословно не помню, да и смысловой оттенок могу изменить (так, что приношу извинения) НО чем им ещё заниматься в  ОДРЛ в "Пушкинсом доме".
Это такой устоявшийся штамп, что о нем и говорить скучно. Кураев об этом же вещал.
Так и я о том - же. О штампах. Только когда понимаешь, что это штампы уже и не так скучно.

Саныч может видели последние издания по Аввакуму, там уже несколько иначе утверждается:  Аннотация к книге "Последний из великих пророков (библейская профетическая традиция в "Житии" протопопа Аввакума)"
Предлагаемая вниманию читателей книга посвящена протопопу Аввакуму - одной из самых ярких и загадочных фигур в истории Древней Руси. Оценки его личности и деятельности крайне противоречивы: пустозерского узника называют и величайшим на Руси еретиком, и святым; и дерзким литературным новатором, и последовательным традиционалистом. Ключ к пониманию "мятежного протопопа" как человека и писателя дает главное его творение - автобиографическое "Житие". Изучение идейно-философской и жанровой специфики этого памятника в аспекте библейской профетической традиции позволяет сделать вывод, что перед нами не модернизированный агиографический текст, не "первая ласточка" русского реалистического романа, и даже не духовное завещание, а … книга пророка, обнаруживающая последовательную ориентацию на ветхо- и новозаветные образцы и осмысляемая Аввакумом как самоотчет вестника Божия об исполнении порученной ему свыше миссии.
Книга адресована историкам, философам, культурологам и религиоведам, а также всем тем, кого интересует личность протопопа Аввакума и самобытная русская культура XVII в.

Аннотация к книге "Протопоп Аввакум: о вере и человеке"
Что есть человек? Что данное ему и от чего уберечь следует? Какова природа его души? В чем его драма и его счастье? Что его ждет? Отвернется ли от него Господь? Сможет ли он сам вернуться к Создателю?.. Все эти вопросы, столь значимые и в веке XVII, и в наши дни ставит и решает протопоп Аввакум в своем "Житии", в посланиях "верным".
Авторы исследуют богословие и человековедение протопопа Аввакума. Душа как срединное в человеке, душа и работа над нею - эти и другие вопрошания протопопа находят свое осмысление в книге. Очерчивается вклад протопопа в развитие русского богословия, русской рефлексии, словесности и педагогики.
Книга адресована специалистам и студентам, изучающим отечественную историю, философию и богословие, а также всем интересующимся судьбами России.
В оформлении обложки использована работа художника В.А. Никишина "Противостояние".

В первой книге в частности делается критический разбор позиционирования Аввакума советскими литературоведами. Тоже интересно.

Оффлайн Либерман

  • Сообщений: 3365
    • Православный
Кто до Аввакума писал на Руси как он? Разве, что Иоанн Васильевич :D

а что здесь смешного? ну, например, Иоанн Васильевич.

Оффлайн Либерман

  • Сообщений: 3365
    • Православный
Маштаб не тот, у Аввакума язык смачный, выразительный, по тому его и включили в школьную программу и поместили между древнерусскими источниками и источниками нового времени. .

Аввакума поместили в древнерусские источники. не надо лепить нам вашу старообрядческую антинаучную пропаганду

Оффлайн Либерман

  • Сообщений: 3365
    • Православный
Аввакум иронизирует над собой, в житии называет себя "говном". "Мню себя чем-то быть, а сам есть кал и гной, окаянный, прямое говно, отовсюду воняю – и душою, и телом. Хорошо мне жить с собаками и со свиньями в конурах, так же и они воняют".

в этом он просто примерно следует царю Давиду: "Я червь, а не человек". точно так же называли себя ВСЕ христиане на Руси, начиная с князя Владимира

Оффлайн _Саныч

  • Сообщений: 541
Сами же приводили:

Повесть временных лет».
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
«Хождение Богородицы по мукам».
«Сказание о Вавилонском царстве».
Житие протопопа Аввакума.
 Ломоносов М. В.   Оды, стихотворения.
 Фонвизин Д.И.   «Бригадир»
 Радищев А.Н.   Вольность.
Рылеев К.Ф.   Стихотворения.
 Герцен А.И.   Сорока-воровка. Доктор Крупов.
 Белинский В.Г.   Статьи о Пушкине, Лермонтове

Аввакум в аккурат между древлерусскими источниками и писателями нового времени. Да, письма Ивана Васильевича живо написаны :)

«Грозный значительно опередил свою эпоху, но писательское дело Грозного не осталось без продолжателей. Во второй половине XVII в., через сто лет, его талантливым последователем в чисто литературном отношении явился протопоп Аввакум, недаром так ценивший «батюшку» Грозного царя. Крайний консерватор по убеждениям, Аввакум был, однако, таким же, как и Грозный, мятежником против всяких литературных традиций» (Д.С.Лихачев «Иван Грозный – писатель»).
« Последнее редактирование: 28.06.2019, 20:06:30 от _Саныч »

Оффлайн Либерман

  • Сообщений: 3365
    • Православный
Сами же приводили:

Повесть временных лет».
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
«Хождение Богородицы по мукам».
«Сказание о Вавилонском царстве».
Житие протопопа Аввакума.
 Ломоносов М. В.   Оды, стихотворения.
 Фонвизин Д.И.   «Бригадир»
 Радищев А.Н.   Вольность.
Рылеев К.Ф.   Стихотворения.
 Герцен А.И.   Сорока-воровка. Доктор Крупов.
 Белинский В.Г.   Статьи о Пушкине, Лермонтове

Аввакум в аккурат между древлерусскими источниками и писателями нового времени. Да, письма Ивана Васильевича живо написаны :)

ну так в лучшем случае он был МЕЖДУ - а не родоначальником литературы НОВОГО времени в России. никто об этом, кроме старообрядцев, не говорит.


Оффлайн медвед

  • Сообщений: 3722
ну так в лучшем случае он был МЕЖДУ - а не родоначальником литературы НОВОГО времени в России. никто об этом, кроме старообрядцев, не говорит.
Кто из старообрядцев об этом  говорит?

Оффлайн Либерман

  • Сообщений: 3365
    • Православный
Кто из старообрядцев об этом  говорит?

странный вопрос: Саныч

Оффлайн _Саныч

  • Сообщений: 541
ну так в лучшем случае он был МЕЖДУ - а не родоначальником литературы НОВОГО времени в России. никто об этом, кроме старообрядцев, не говорит.
Ну как ни кто?

Валентин Пикуль: «Не будь Аввакума – наша литература не имела бы, кажется, прочного фундамента, на котором она уже три столетия незыблемо зиждется. Российская словесность началась именно с Аввакума, который первым на Руси заговорил горячим и образным языком – не церковным, а народным. Реализм, убивающий врага наповал, был порожден Аввакумом...Нельзя знать русскую литературу, не зная Аввакума».
« Последнее редактирование: 28.06.2019, 20:22:15 от _Саныч »

Оффлайн медвед

  • Сообщений: 3722
странный вопрос: Саныч
Так он пишет, что он не старообрядец.

Оффлайн медвед

  • Сообщений: 3722
Валентин Пикуль: «Не будь Аввакума – наша литература не имела бы, кажется, прочного фундамента, на котором она уже три столетия незыблемо зиждется. Российская словесность началась именно с Аввакума, который первым на Руси заговорил горячим и образным языком – не церковным, а народным. Реализм, убивающий врага наповал, был порожден Аввакумом».
То что советские литераторы говорили я не спорю. Но Саныч, что они ещё могли сказать.

Оффлайн Либерман

  • Сообщений: 3365
    • Православный
Ну как ни кто?

Валентин Пикуль: «Не будь Аввакума – наша литература не имела бы, кажется, прочного фундамента, на котором она уже три столетия незыблемо зиждется. Российская словесность началась именно с Аввакума, который первым на Руси заговорил горячим и образным языком – не церковным, а народным. Реализм, убивающий врага наповал, был порожден Аввакумом...Нельзя знать русскую литературу, не зная Аввакума».

спасибо за цитату. но кто такой Валентин Пикуль? он писатель, а не учёный. поэтому это пристрастный, а не беспристрастный источник

Оффлайн медвед

  • Сообщений: 3722
... но кто такой Валентин Пикуль? он писатель, ....
Можно добавить советский (в хорошем смысле этого слова).

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru