Автор Тема: Философия Ивана Ефремова.  (Прочитано 1391 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Вадим Вадимыч

  • Гость
Философия Ивана Ефремова (1907 - 1972).  Одна из лучших его книг - "Час Быка" (написана в 1968 г., первая публикация - 1970 г.) - пророческое описание будущего Совдепии и КНР под видом планеты Торманс.
Хронология по Ефремову в этой книге:
1.Эпоха Древнейших обществ.
2.Античное время.
3.Эпоха Тёмных Веков.
Отсчет 60-летних кругов здесь начат с 1017 года (по сохранившимся документам). 1 круг= 60 лет = 5х 12  (пять циклов по двенадцать лет).
4. Эра Смешения Формаций - 13 - 15 круги (1797 - 1917 гг.).
5. Эра Разобщенного Мира - 15 - 17 круги (1917 - 2037 гг.)
6. Эра Мирового Воссоединения (с 2037 по 2...).
7. Эра Общего Труда.
8. Эра Встретившихся Рук и Эра Великого Кольца Галактики (с около 2600 года).
Описан полёт звездолета "Тёмное пламя" с Земли в год Синей Лошади 4078 г. от Р.Х. на планету Торманс в созвездии Рыси в скопление Красных звёзд...
    В этой книге Иван Ефремов упоминает Великое сражение (битву Мары) между Западом и Востоком на Земле. Сражение шло от года красной/огненной курицы 17 круга (2029 г.) до года красного тигра (2034 г.). В год Змеи (2037) три звездолета с китайцами улетели в сторону созвездия Рыси...
    Максимально укороченные цитаты из книги:
"Олигархический госкапитализм - опасное , отравленное лживыми идеями
общество, где ценность отдельного человека ничтожна и его жизнь без
колебаний приносится в жертву чему угодно - государственному устройству,
деньгам, производственному процессу, наконец, любой войне по любому
поводу....".
" внешняя сторона была маской... маска служила требованиям общества или
власти... тогда все носили маски...Тех, кто изредка пытался жить без
маски, считали безумцами, святыми или дураками - тогдашний термин для не
агрессивных людей с дефектным мышлением.".

"В плохо устроенном обществе человек или должен развивать в себе
крепкую, бесстрашную психику, служащую самозащитой, или надеяться только
на внешнюю опору - бога. Если нет бога, то возникала вера в сверхлюдей с
той же потребностью преклонения перед солнцеподобными вождями,
всемогущими государями. Те, кто играл эту роль, обычно тёмные
политиканы... в действиях этих владык было отсутствие понимания далёких
последствий. Это порождало безответственность, приводящую к трагическим
результатам... "

"90 миллиардов людей прошли под косой времени, начав с шатких шалашей...
пока с победой разума и знания не кончилась ночь несчастий...".

Иван Ефремов был оптимистом и верил в победу разума, у него есть намёк,
что потребуется 130 лет на преодоление инфернальности планеты Торманс
(=Совдепия).

"Они применяют методы проникновения в психику человека через
подсознание, широко использовавшиеся в демагогии лжесоциалистических
государств эры разобщенного мира... В толпе инстинкт выше всего, а из
него выходит вера...С противниками не спорят, на них кричат, плюют,
бьют, уничтожают... для партийных ораторов нет ничего, кроме вбитых в
голову понятий. Они обращаются не к здравому смыслу, а к животному
безмыслию...Ругань - это всего лишь приём в разработанной системе обмана
народа .... способ показывать только то, что хотят правители..".

"Подбором новостей создаётся " определённое впечатление". А может быть
создаются и сами "новости"... изображается " негодование" народа. Группы
людей, которые высказываются абсолютно одинаково, с наигранным
рвением... А подлинного обзора людей и мнений мы не видим... Правители
сами не смотрят на телефальшивку... у них есть другая сеть, по которой
идёт подлинная информация.".


Нечего добавить! Ефремов не только описывал совковую действительность,
но и сумел заглянуть в будущее. Он в книге намекнул, как сумел это сделать.

"Фанатик-правитель или одержимый собственным величием психопат без
колебания и без совести вмешивается во всё: в индивидуальные судьбы, в
исторические пути народов, убивая направо и налево во имя своей идеи,
которая оказывается порождением недалёкого ума и больной воли параноика."

"Простонародье на Тормансе  - неспособная к высшей науке часть населения,
используемая для воспроизводства и для самых простых работ."


"Человек погружён в неощутимый океан мысли, накопленной информации
Ноосферы. В Ноосфере - все мечты, догадки, вдохновленные идеалы тех, кто
давно исчез с лица Земли, разработанные наукой способы познания,
творческое воображение художников, писателей, поэтов всех народов и веков."

   
"С развитием мощных гос. аппаратов власти и угнетения возникло инферно в
обществе.... где стремиться сохранять несовершенное могли только
привилегированные классы данной системы - угнетатели. Они прежде всего
создавали сегрегацию своего народа, чтобы превратить его жизнь в
замкнутый круг инферно, отделить от остального мира, чтобы общение шло
только через властвующую группу... инфернальность неизбежно была делом
их грязных рук."

"Если бы мы допустили мировое владычество олигархии - гос.
капитализма... то тогда над нашей планетой захлопнулась бы гробовая
крышка полной безысходности инфернального существования под пятой
абсолютной власти, вооруженной всей мощью страшного оружия и не менее
убийственной науки."

"Общество Торманса явилось дальнейшим развитием монополистического гос.
капитализма или же муравьиного лжесоциализма. Обе эти формы смыкались в
нашей земной истории подобным установлением олигархических диктатур...
усиление тайной полиции... захват власти олигархией гангстерского типа...".


"Муравьиный лжесоциализм создался путём захвата власти маленькой
группой, которая выдвинула как абсолютно непререкаемый авторитет "
солнцеподобного" вождя... конечным результатом была бесчеловечная
олигархия с многоступенчатой иерархической лестницей. Монополистический
гос. капитализм невозможен без олигархии... создавалось усиление
инфернальности. Бесчисленные преступления против народа оправдывались
интересами народа... Для любой олигархии было важно, чтобы всегда
существовала невежественная масса - опора единовластия и войны...
Капитализм поддерживает проповедь религиозной морали. Муравьиный
лжесоциализм, наоборот, тщательно искореняет религию...".


"Многообразные страхи, пронизывающие подобное общество, аналогичны
суеверным страхам, где ужас перед богами заставлял ограждать себя
сложнейшими ритуальными обрядами... Подавление индивидуальности сводит
людей в человеческое стадо , как было в Тёмные века Земли, когда церковь
фактически выполнила задачу сатаны, озлобив и сделав убийцами множество
людей... священные писания, наполненные злом, предательством, племенной
враждой и бесконечными убийствами... учение Конфуция для жёлтой
цивилизации породило безответственную покорность обстоятельствам жизни."

"В трудный переходный период истории человечества началось формирование
госкапиталистической формации с тенденцией распространения по всей
планете. Едва устранилась конкуренция, как сразу же отпала необходимость
в улучшении и удешевлении продуктов производства... Олигархия властвует
лишь ради своих привилегий... Лжесоциализм, усвоив от госкапитализма
демагогию и несбыточные обещания, смыкается с ним в захвате власти
группой избранных и в физическом уничтожении инакомыслящих, в
террористическом беззаконии... борьба за власть ведётся наименее
полезными членами общества."


"на Тормансе ещё существует инферно , олигархия, создавшая утонченную
систему угнетения. Для борьбы с этой системой надо создать людей высокой
психофизической тренировки, научить их бороться со всепроникающей "
избранностью" - системой противопоставления владык и толпы, всеведущих
учёных и тёмных невежд, элиты и низшего класса... неполноценность - мать
всякой жестокости."

"Всякое явление двусторонне... нет абсолютной правды. Погоня за
абсолютным - одна из самых тяжких ошибок человека. Получается
односторонность, т.е. полуправда, а она хуже, чем прямая ложь."

"Данные вычислительных машин на Тормансе никому не показывают... они
обрабатываются спец. людьми в секретном порядке. Обнародывается только
позволенное... Каждый период истории правители старались представить
таким, каким хотели."

"Отсутствие разумного понимания биологии... неразумие учёных...
расшатали крепость человеческого организма... разнообразные аллергии,
рак, дефекты наследственности, психическая неполноценность... стали
подлинным бедствием... Плохое питание увеличило число немощных, вялых
людей - тяжкое бремя для общества... распространены психозы,
алкоголизм...".

В общем Иван Ефремов поставил диагноз Совдепии 1960-х гг.


"мужчины, унижаясь и холуйствуя перед вышестоящими, потом вымещали свой
позор на своей же семье... женщины здесь угнетены и безответны,
превращены в рабочую скотину, а воспитанные ими дети оказываются
невежественными и отсталыми дикарями."

"В эпоху Тёмных веков и Эру разобщенного мира история была не наукой, а
лишь инструментом политики и угнетения, нагромождением лжи."


"Для мыслящего человека извечно единственным выходом было познание
необходимости и победа над ней, разрушение инферно. Другой путь мог быть
только через истребление мысли, избиение разумных до полного превращения
человека в скота. Выбор: или вниз - в рабство , или вверх - в неустанный
труд творчества и познания. Только знающие могут выбирать свои пути."

"Чудовищные бедствия Эры разобщенного мира, глухая и скучная жизнь
перенаселенных городов, общественные " дискуссии", где слова
предостережения и мудрости тонули в реве одураченных толп.
Психологические комплексы униженности и неверия в себя порождали
агрессивное стремление выделиться любой ценой... наиболее распространены
были алкоголь и др. наркотики, громкая музыка, пустые,шумные игры и
массовые зрелища, нескончаемое приобретение дешёвых вещей."

Поразительно, но Ефремов это написал в конце 1960-х гг.!


"при монокультуре развитие оказалось однолинейным... не успели
опомниться, как на всей планете воцарилась олигархическая система
госкапитализма... олигархия затормозила развитие общества... система
основана на подавлении и терроре... бросается в глаза фактическое
неравенство.. СИСТЕМА ВЕКАМИ ОСТАЕТСЯ НЕПРИКОСНОВЕННОЙ..."


"В Век Голода на Тормансе... сами люди соперничали с животными в
поедании трупов... каннибализм перестаёт быть запретным при низком
развитии эмоций и интеллекта, когда приказ голодного тела затемняет
чувства и парализует волю человека."

Не надо забывать, что в Совдепии людоедство было в 1922, 1933, в зиму
1946 - 1947 годов и в концлагерях советских и немецких. Да и
заключённые, бежавшие в тайгу, брали с собой одного на съедение....
Да и в Ленинграде в блокаду тоже было людоедство.


"Малый интерес тормансиан к прошлому вызван общим упадком исторических
исследований при олигархическом строе. Олигархия не любит истории... На
Тормансе царит чудовищная жестокость...Из-за униженности перед владыками
возникает потребность торжества начальников через изощренное мучение и
издевательство над всеми, попадающими во власть подобных нелюдей...
здесь наступила всеобщая аморальность... Толпа - стадо, она не может
накопить и сохранить информацию. Преступно лишать людей знаний, правды;
омерзительная ложь привела человечество на Тормансе к полной деградации."

"Эту планету уже невозможно поднять из инферно... болезнь зашла слишком
далеко, отравив людей испорченной наследственностью - дисгеникой... люди
Торманса уже не способны верить ни во что и заботятся лишь об
элементарных удовольствиях... деградация во всём и особенно в душах
людей... по планете бродят одичалые толпы..."

Интересно, что здесь же И.Ефремов упоминает индейцев из племени Хопи,
живущих в США , и описывает их психические силы. Все знакомы с
пророчествами индейцев хопи?


"Здесь отсутствует вера в людей, в лучшее будущее... Вот потому
тормансиане и пришли к мистицизму... Когда человеку нет опоры в
обществе, а только постоянно угрожают ему, и он не может положиться на
закон и справедливость, он созревает для веры в сверхъестественное -
последнее его прибежище. В конце Эры разобщенного мира мистика усилилась
и в тираниях госкапитализма, и в странах лжесоциализма. Лишённые
образования, невежественные массы потеряли веру во всемогущих диктаторов
и бросились к сектантству и мистицизму. Новый поворот исторической
спирали вернул большинство человечества к атеизму познания...к науке."

Ну, кто скажет, что Ефремов не является пророком?


"Священный долг каждого из нас - нарушать такое беспримерное угнетение.
Кто смеет закрывать мыслящему существу путь к познанию мира?...
диктатуры прошлого! ...Поэтому когда в Великом Кольце Галактики
обнаруживают государство, закрывающее своим людям путь к знанию, то
такое государство разрушают...Запрет познавать искусство, науки, жизнь
других планет недопустим! ... Люди - тени, не имеющие значения , в
истории живут только их дела. Дела - это гранит, а жизнь - это
песок...толпа и властитель - диалектическое единство противоположностей
- раздельно не существуют. И обе стороны на Тормансе невежественные,
садистки жестокие, озлобленные друг на друга..".


"Чем больше людей, тем больше выбор умов, соединённые усилия которых
дали Земле её НООСФЕРУ... владыки Торманса стремятся избавить людей от
привязанностей, чтобы превратить их в орудие угнетения и абсолютной
власти... Чтобы воспрепятствовать возрождению вольности, олигархи
ставили задачей сломить волю своих подданных, искалечить их психически.
И к осуществлению этой задачи повсеместно пытались привлечь учёных...
едва не привели к превращению большинства народа в тупых дешёвых
роботов, покорных исполнителей..."

"средства духовной ломки были несложны: террор и голод плюс полный
произвол... намеренно внушали людям погоню за мнимыми ценностями... В
любой момент владыки могли сделать всё, что угодно, бросив лишь
несколько слов. Эта абсолютная власть нередко попадала в руки психически
ненормальных людей. В своё время на Земле именно ПАРАНОИКИ становились
политическими и религиозными вождями. В результате увеличивалось число
людей с МАНИАКАЛЬНО- ДЕПРЕССИВНОЙ психикой, основой жизни их становился
страх - страх перед наказанием."

"Человечество расположено в виде пирамиды... чем выше она, тем острее -
и малочисленней - верхушка, состоящая из активной части людей...всё
тяжелее становилось нижним слоям ,и углублялось инферно. При такой
тенденции цивилизация, выросшая из технократического капитализма, должна
была рухнуть - и рухнула!... разрушилась иерархическая пирамида власти..."



"нужна психологическая тренировка, чтобы освободить людей от страха
преследования и от фетишизирования власти. Слишком далеко разошлись
здесь отношения людей с государством. Оно стоит над ними как недобрая и
всемогущая сила... Ни одно низкое по морально-этическому уровню общество
не может перейти определённый порог, не самоуничтожившись..."


"комплекс обиды и мести неизбежен для всякого, пробившегося к власти...
Любое насилие обязательно порождает контрсилу, которая неумолимо будет
развиваться и проявится не сразу, но неизбежно и подчас с неожиданной
стороны... Продвижение людей обществе, основанное на чинах и званиях,
автоматически и неизбежно порождает некомпетентность на всех уровнях
иерархии..."



Вадим Вадимыч

  • Гость
Re: Философия Ивана Ефремова.
« Ответ #1 : 06.02.2019, 12:23:06 »
обложка книги "Час Быка" 1992 год:







Аркадий_В

  • Гость
Re: Философия Ивана Ефремова.
« Ответ #2 : 06.02.2019, 13:18:40 »
Афигеть  сколько у людей свободного времени...
Читать выдумки какого-то фантаста и серьезно к ним относиться..

Онлайн Алексей Давыдов

  • Сообщений: 26127
    • Православный
Re: Философия Ивана Ефремова.
« Ответ #3 : 06.02.2019, 14:43:43 »
Афигеть  сколько у людей свободного времени...
Читать выдумки какого-то фантаста и серьезно к ним относиться..
Не то что бы я полностью соглашался со взглядами И. Ефремова, но...
Во-первых, он не "какой-то фантаст". Он фантаст из тех, что в одной стране рождаются 3-4 раза за столетие. В буквальном смысле: довоенная советская фантастика практически определялась тем, что сделал Александр Беляев, в 50-е годы её резко поменял Иван Ефремов, а вторая половина 60-х и дальше - это братья Стругацкие.
Во-вторых, Ефремов не только фантаст, но и самый настоящий учёный. Палеонтолог, доктор наук. Так что думать он умел, и хотя его размышления могут оказаться неправильными, но они не будут безосновательными. Спорить с ними можно, но сходу отбрасывать будет неразумно.

А обложка книги 1992 года совершенно жуткая и к тексту отношения не имеет. Взяли, наверное, что-нибудь Вальехо или Галлардо и пришпандорили.

Михаил 1961

  • Гость
Re: Философия Ивана Ефремова.
« Ответ #4 : 06.02.2019, 16:58:40 »
Не то что бы я полностью соглашался со взглядами И. Ефремова, но...
Во-первых, он не "какой-то фантаст". Он фантаст из тех, что в одной стране рождаются 3-4 раза за столетие. В буквальном смысле: довоенная советская фантастика практически определялась тем, что сделал Александр Беляев, в 50-е годы её резко поменял Иван Ефремов, а вторая половина 60-х и дальше - это братья Стругацкие.
Во-вторых, Ефремов не только фантаст, но и самый настоящий учёный. Палеонтолог, доктор наук. Так что думать он умел, и хотя его размышления могут оказаться неправильными, но они не будут безосновательными. Спорить с ними можно, но сходу отбрасывать будет неразумно.

А обложка книги 1992 года совершенно жуткая и к тексту отношения не имеет. Взяли, наверное, что-нибудь Вальехо или Галлардо и пришпандорили.
Как Вам «Туманность Андромеды» ? Я раза три в школе брался читать , но не осилил. Ерундой, однако , не считаю, поэтому и вопрос.

Оффлайн Игорь Александрович Р.

  • Сообщений: 7769
    • Эзотерик
Re: Философия Ивана Ефремова.
« Ответ #5 : 07.02.2019, 02:02:30 »
В школе прочитал "Туманность Андромеды" с интересом -- ух, как здорово может быть! И попалась как-то эта же книжка мне аж через... 55 лет. Дай-ка, думаю, перечитаю. Начал... А не идет -- и все! Какую-то плакатность во всем ощутил, выдуманный идеализм... Сознание изменилось, стало другим восприятие. Увы, книжка своего времени. Не на века...

Оффлайн Самохин А.

  • Сообщений: 8654
    • Православный
Re: Философия Ивана Ефремова.
« Ответ #6 : 07.02.2019, 04:54:18 »
Философия Ивана Ефремова (1907 - 1972).  Одна из лучших его книг - "Час Быка" (написана в 1968 г., первая публикация - 1970 г.) - пророческое описание будущего Совдепии и КНР под видом планеты Торманс.

Вы очень сильно упрощаете его описание. Если вы читали роман внимательно, то Вы понимаете, что описываемое общество на "планете Торманс" - это общество, в котором капитализм развился в нечто логически следующее из него. Ефремов называл это "стрела Аримана" - социальное инферно развивается параллельно развитию классового общества. В "Часе Быка" показано такое общество, которое уже невозможно спасти без толчка извне. Тут И. Ефремов ставит ту же проблему как писатель, что до него ставил Оруэлл в "1984" - может ли существовать общество антиразвития, в котором развитие и прогресс просто не происходят, а следовательно это общество само измениться никак не может? Интересно, что Ефремов по своим политическим убеждениям был сознательным коммунистом, Оруэлл - правым социал-демократом. Кроме того, позвольте вам заметить, что реальное будущее СССР было - распад. КНР тоже в современной его форме не думаю, что долговечен. Торманс же - это дело совсем другое. Ефремов как мыслитель - оптимист. Но думаю, что планета Торманс имела все шансы закончить таким же олигархическим капитализмом, с которого она собственно и начала существование. Даже земляне мало что смогли с ней сделать, а ведь они прибыли с "коммунистической Земли", где уже нет ни государственного угнетения, ни капитализма. Однако при столкновении с Тормансом звездолет вынужден бежать. Да, есть намеки на то, что в будущем, народ Торманса может быть что-то сделает. Но это большой вопрос - что он сделает, т.к. его правители сделали всё, чтобы в Тормансе не было никакого "народа", а были две касты, которые ненавидят друг друга.

Кстати вот эта цитата - вообще напоминает нашу современность:

"на Тормансе ещё существует инферно , олигархия, создавшая утонченную
систему угнетения. Для борьбы с этой системой надо создать людей высокой
психофизической тренировки, научить их бороться со всепроникающей "
избранностью" - системой противопоставления владык и толпы, всеведущих
учёных и тёмных невежд, элиты и низшего класса... неполноценность - мать
всякой жестокости."

Сейчас в нашем обществе, да и в развитых странах есть все условия для превращения мировой цивилизации Земли в Торманс. Разделение людей на массу и элиту, постепенная ликвидация (и это во всех странах мира идет, не только в России) университетского образования (университетские программы облегчаются, наполняются бессмысленными идеологическими штампами, сохраняется только техническое и часть естественнонаучного образования), диктатура СМИ, особенно телевидения (а скоро правительствами развитых стран и Интернет будет взят под контроль - это дело времени), развитие идеи добровольного ухода из жизни, "счастливой смерти", эвтаназии престарелых, которая идет на смену пенсионному обеспечению (это, безусловно, скорее будет "обкатано" сначала на странах третьего мира), дегуманизация науки (представление человека в виде машины желаний), деградация философской мысли (постмодернизм, деконструктивизм, утверждение о том, что философия не должна искать никакого смысла), растущее социальное неравенство в современном мире, постоянные кризисы перепроизводства (которые рано или поздно поставят вопрос о переходе экономики под контроль корпораций, сотрудничающих с развитыми государствами), деградация экологии и нехватка ресурсов (прекрасно описанные пустыни Торманса), усиливающаяся глобализация (которая опять же может в будущем создать что-то вроде мировой власти или мирового правительства). Ирония в том, что и "1984" и "Час Быка" ждала одинаковая судьба, его стали использовать люди (в том числе и Вы) как критику социализма государственного типа. Но этого социализма уже нет (и вряд ли он в будущем в этом виде возникнет еще раз). А вот олигархический капитализм есть. И он уже создал мировую социально-экономическую систему, объединившую 90% стран современного мира.

Оффлайн Самохин А.

  • Сообщений: 8654
    • Православный
Re: Философия Ивана Ефремова.
« Ответ #7 : 07.02.2019, 05:15:46 »
Не то что бы я полностью соглашался со взглядами И. Ефремова, но...
Во-первых, он не "какой-то фантаст". Он фантаст из тех, что в одной стране рождаются 3-4 раза за столетие. В буквальном смысле: довоенная советская фантастика практически определялась тем, что сделал Александр Беляев, в 50-е годы её резко поменял Иван Ефремов, а вторая половина 60-х и дальше - это братья Стругацкие.
Во-вторых, Ефремов не только фантаст, но и самый настоящий учёный. Палеонтолог, доктор наук. Так что думать он умел, и хотя его размышления могут оказаться неправильными, но они не будут безосновательными. Спорить с ними можно, но сходу отбрасывать будет неразумно.

Ефремов мне не нравится только тем, что он строил своё "будущее общество", хотя и коммунистическое на материале восточных учений. Недаром его очень любят оккультисты, сторонники "Розы мира" Андреева, теософы и проч. Если брать не политическую философию Ефремова, а его мировоззрение в целом, то культ освобожденного Эроса, титанизм, идея о том, что зло можно победить моралью (даже не развитием общества, а просто "психофизической тренировкой) и многое другое, отраженное в его книгах - мне не совсем близко. Коммунистическая Земля Ефремова вряд ли может возникнуть в реальном будущем Земли не потому, что коммунизм - это утопия, а потому, что для создания подобной культуры должны вымереть все монотеисты мира, а остаться только приверженцы индуизма, даосизма, конфуцианства и др. восточных религий. Это допущение слишком абсурдно. Интересно, что если Ефремов атеист, но атеист очень странный - "рабью мораль" он видит только в монотеистических традициях, на Востоке у него сплошной путь духа и просветление. Думаю, что Ефремову по мировоззрению подошёл бы буддизм, скорее всего. Вряд ли бы его колоссальный ум удовлетворился бы синкретическими учениями вроде теософии. Да и буддистов я встречал и в реальности и тут на форуме. И чем-то их взгляды напоминают ефремовские.
Кстати, Ефремов не смог преодолеть идею "прогрессорства" и увидеть в этом изъян, который чуть не погубил землян в романе "Час Быка". Попытка даже развитой цивилизации вмешаться в социальное устройство и структуру неразвитой чревато чем угодно - вплоть до поражения. Вот как эта идея была описана у Стругацких в "Попытке к бегству":

"– Мы! – Саул усмехнулся. – Что мы можем сделать? Вот нас здесь трое, и все мы хотим творить добро активно. И что же мы можем? Да, конечно, мы можем пойти к Великому Утесу этакими парламентерами разума и попросить его, чтобы он отказался от рабовладения и дал народу свободу. Нас возьмут за штаны и бросят в котлован. Можно напялить белые хламиды – и прямо в народ. Вы Антон, будете Христос, Вадим будет апостолом Павлом, а я, конечно, Фомой. И мы станем проповедовать социализм и даже, может быть, сотворим несколько чудес. Что-нибудь вроде нуль-транспортировки. Местные фарисеи посадят нас на кол, а люди, которых мы хотели спасти, будут с гиком кидать в нас калом… – Он поднялся и прошелся вокруг стола. – Правда, у нас есть скорчер. Мы можем, например, перебить стражу, построить голых в колонну и прорваться через горы, сжечь сюзеренов и вассалов вместе с их замками и пышными титулами, и тогда города фарисеев превратятся в головешки, а нас поднимут на копья или, скорее всего, зарежут из-за угла, а в стране воцарится хаос, из которого вынырнут какие-нибудь саддукеи. Вот что мы можем.
Он сел. Антон и Вадим улыбались.
– Нас не трое, – сказал Антон. – Нас, дорогой Саул, двадцать миллиардов. Наверное, раз в двадцать больше, чем на этой планете.
– Ну и что? – сказал Саул. – Вы понимаете, что вы хотите сделать? Вы хотите нарушить законы общественного развития! Хотите изменить естественный ход истории! А знаете вы, что такое история? Это само человечество! И нельзя переломить хребет истории и не переломить хребет человечеству....
-– Вы не шутите, – сказал он наконец. – Это не шутки. Коммунизм – это прежде всего идея! И идея не простая. Ее выстрадали кровью! Ее не преподашь за пять лет на наглядных примерах. Вы обрушите изобилие на потомственного раба, на природного эгоиста. И знаете, что у вас получится? Либо ваша колония превратится в няньку при разжиревших бездельниках, у которых не будет ни малейшего стимула к деятельности, либо здесь найдется энергичный мерзавец, который с помощью ваших же глайдеров, скорчеров и всяких других средств вышибет вас вон с этой планеты, а все изобилие подгребет себе под седалище, и история все-таки двинется своим естественным путем."

Стругацким еще предстоит преодолеть и этот взгляд, а именно то, что у истории есть "естественный путь", с ужасом убедиться, что в истории иногда воплощается "неестественное". После чего они впадут в пессимизм, напишут "Град обреченный" - самый жуткий роман ХХ века, который я вообще читал и станут из оптимистов пессимистами (а заодно из социалистов либералами). Это будет именно естественное их развитие. Кстати, по Стругацким можно целые диссертации писать на тему: "Почему марксизм имеет пределы и что происходит при попытках преодолеть онтологическую проблематику диалектических типов философии" (то есть марксизма и гегельянства). Происходит либо преодоление мыслителем этих пределов, либо отказ от преодоления вместе с отказом от диалектики вообще, уходом к более простым позициям (таким как постгуманистический неолиберализм, где всё просто - "государство - бяка", "социализм - зло", "все беды от государства и от социализма", "будущего нет и не надо").

Онлайн Алексей Давыдов

  • Сообщений: 26127
    • Православный
Re: Философия Ивана Ефремова.
« Ответ #8 : 07.02.2019, 07:29:05 »
Как Вам «Туманность Андромеды» ? Я раза три в школе брался читать , но не осилил. Ерундой, однако , не считаю, поэтому и вопрос.
Тогда это было просто замечательно! (Примерно 1976 год, думаю.) Но даже и сейчас порой беру перечитать, написано-то на хорошем уровне. Наивно, конечно, с точки зрения исторического опыта. Однако гораздо лучше большинства сегодняшних текстов.

Сейчас я бы сказал, что лучшее у Ефремова - рассказы.

Михаил 1961

  • Гость
Re: Философия Ивана Ефремова.
« Ответ #9 : 07.02.2019, 07:30:17 »
Тогда это было просто замечательно! (Примерно 1976 год, думаю.) Но даже и сейчас порой беру перечитать, написано-то на хорошем уровне. Наивно, конечно, с точки зрения исторического опыта. Однако гораздо лучше большинства сегодняшних текстов.

Сейчас я бы сказал, что лучшее у Ефремова - рассказы.
Спасибо за ответ !

  • Гость
Re: Философия Ивана Ефремова.
« Ответ #10 : 07.02.2019, 11:40:48 »
В школе прочитал "Туманность Андромеды" с интересом -- ух, как здорово может быть! И попалась как-то эта же книжка мне аж через... 55 лет. Дай-ка, думаю, перечитаю. Начал... А не идет -- и все! Какую-то плакатность во всем ощутил, выдуманный идеализм... Сознание изменилось, стало другим восприятие. Увы, книжка своего времени. Не на века...
Говорят, так почти со всеми книжками. И что лучше не перечитывать то,  что тебя восхищало в детстве )

Оффлайн Дмитрий Федорович

  • Сообщений: 685
    • Православный
Re: Философия Ивана Ефремова.
« Ответ #11 : 09.02.2019, 20:06:53 »
Тогда это было просто замечательно! (Примерно 1976 год, думаю.) Но даже и сейчас порой беру перечитать, написано-то на хорошем уровне. Наивно, конечно, с точки зрения исторического опыта. Однако гораздо лучше большинства сегодняшних текстов.

Сейчас я бы сказал, что лучшее у Ефремова - рассказы.
День добрый, на мой взгляд лучшее у Ефремова -это исторический роман Таис Афинская, пусть не такой сильный как "Крестоносцы" или "Камо Гредеши" Сенкевича, но достойный. 

Вадим Вадимыч

  • Гость
Re: Философия Ивана Ефремова.
« Ответ #12 : 12.02.2019, 10:27:54 »
Тогда это было просто замечательно! (Примерно 1976 год, думаю.) Но даже и сейчас порой беру перечитать, написано-то на хорошем уровне. Наивно, конечно, с точки зрения исторического опыта. Однако гораздо лучше большинства сегодняшних текстов.Сейчас я бы сказал, что лучшее у Ефремова - рассказы.

В 1992 году пытался прочитать "Час Быка", но не пошло... В 2016 году уже проглотил залпом! И был потрясён глубиной мысли И.А.Ефремова. То есть - всему своё время.

Оффлайн Дмитрий Федорович

  • Сообщений: 685
    • Православный
Re: Философия Ивана Ефремова.
« Ответ #13 : 13.02.2019, 02:23:18 »
Сенкевич великолепен, а в подлиннике просто супер, и Потоп тоже сильная книга, и Огнём и мечом
День добрый, здесь конечно это оффтоп, но соглашусь.

Вадим Вадимыч

  • Гость
Re: Философия Ивана Ефремова.
« Ответ #14 : 14.02.2019, 10:52:49 »
Если внимательно прочитать книги И.А.Ефремова (+1972) "Туманность Андромеды" (1956) и "Час Быка"(1968), то вот какой прогноз получается:
1. Эра Разобщённого Мира с 1917 по 2037 гг. (раскол стран и народов на социализм и капитализм).
1917 - 2017 гг. - Век Расщепления.
2029 - 2034 гг - битва Мары (между Западом и Востоком).
2037 г. - Вторая Великая Революция.

2. Эра Мирового Воссоединения с 2037 по 2437 гг.
2037 г. -  три звездолёта с китайцами улетели в созвездие Рыси к красной звезде на планету Торманс.
2037 - 2137 гг. - Век Союза Стран.
2137 - 2237 - Век Разных Языков.
2237 - 2337 - Век Борьбы за Энергию.
2337 - 2437 - Век Общего Языка.

3. Эра Общего Труда с 2437 по 2800 гг.
2437 - 2537 - Век Упрощения Вещей.
2537 - 2637 - Век Переустройства.
2637 - 2737 - Век Первого Изобилия.
2737 - 2837 - Век Космоса.

4. Эра Великого Кольца Галактики (Эра Встретившихся Рук) с 2800 г.
2800 г.(1-й год Эры Кольца) - приняты на Земле сигналы от планетной системы двойной звезды 61 Лебедя.
2893 г. (93-й год ЭК) - гибель 10-й звёздной экспедиции, летевшей к Сириусу.
3067 г. (267-й год ЭК) - 34-я звёздная экспедиция - запуск звездолёта "Парус" к Веге (31 световой год от Земли).
3098 г. (298-й год ЭК) - корабль "Парус" достиг Веги (Альфа Лиры).
3100 год - Полярной звездой для Земли является Гамма Цефея (Альраи).
3123 г. (323-й год ЭК) - гибель экипажа "Паруса" на тёмной планете у железной звезды по возвращении к Солнцу.
3132 г. (332-й год ЭК) - гибель жителей планеты Зирда  от радиации (красная звезда Змееносца в 4-х световых годах от Земли).
3195 г. (395-й год ЭК) - 37-я звёздная экспедиция : корабли "Тантра" и "Альграб" направлены к планете Зирда у красной звезды Змееносца.
3203 г. (403-й год ЭК) - "Тантра" обнаружила пропавший корабль "Парус" на тёмной планете у железной звезды по возвращении к Солнцу.
3208 г. (408-й год ЭК) - возвращение корабля "Тантра" на Землю.
3209 г. (409-й год ЭК) - 38-я звёздная экспедиция: запуск корабля "Лебедь" к Ахернару (Альфа Эридана) в 70 свет. годах от Земли.
корабль "Тинтажель" запущен к железной звезде Т.
корабль "Аэлла" - к белому карлику Омикрон 2 Эридану.

4078 год - прилёт на планету Торманс (у красной звезды созвездия Рыси) корабля "Тёмное Пламя" с Земли...
 
Вообще книга Ефремова "Час Быка" (1968) можно сказать провидческая. Она имеет двойной смысл - сатира на китайский "муравьиный социализм" и тёмные стороны советской действительности, а также намёк на постсоветскую действительность (то, что мы сейчас испытываем на себе).

"Олигархический государственный капитализм - опасное, отравленное лживыми идеями общество, где ценность отдельного человека ничтожна и его жизнь без колебаний приносится в жертву чему угодно - государственному устройству, деньгам, производственному процессу, наконец, любой войне по любому поводу..."
"В плохо устроенном обществе человек или должен развивать в себе крепкую, бесстрашную психику, служащую самозащитой, или... надеяться только на внешнюю опору - бога. Если нет бога, то возникала вера в сверхлюдей с той же потребностью преклонения перед солнцеподобными вождями, всемогущими государями. Те, кто играл эту роль, обычно тёмные политиканы... в действиях этих владык... было отсутствие понимания далёких последствий. Это порождало безответственность , приводящую к трагическому результату."
"Они применяют методы проникновения в психику человека через подсознание, широко использовавшиеся в демагогии ... лжесоциалистических государств эры разобщённого мира... В толпе инстинкт выше всего, а из него выходит вера... слова, использовавшиеся в олигархическом лжесоциализме Китая. С противниками не спорят, на них кричат, плюют, бьют,... уничтожают... для партийных ораторов нет ничего, кроме вбитых в голову понятий. Они обращаются не к здравому смыслу, а к животному безмыслию... Ругань - это всего лишь приём в разработанной системе обмана народа... вынуждают показывать только то, что хотят правители..."
В общем, планета Торманс до боли напоминает Совдепию и Эрэфию одновременно!
В "Туманности Андромеды" : Земля управляется Советом Экономики Земли под надзором Контроля Чести и Права. Есть и другие органы управления планетой:
- Академия производительных сил;
 - Совет звездоплавания;
 - Академия направленных излучений;
 - Академия психофизиологии труда;
 - Академия Горя и Радости;
 - Академия Схоластики и Предсказания Будущего;
 - Академия Пределов Знания;
 - Институт нервных токов и т.д.


Вадим Вадимыч

  • Гость
Re: Философия Ивана Ефремова.
« Ответ #15 : 19.02.2019, 10:25:01 »
Дмитрий Быков:

Человек, как лезвие бритвы.

Ефремову повезло — судить о мере его прозорливости можно будет веке этак в сорок третьем, в котором и разворачиваются фабулы главных его сочинений: дилогии о Великом Кольце «Туманность Андромеды» (1957) и «Час быка» (1968). Если сейчас ничего не сбылось, это еще ни о чем не говорит. Ефремов — не самый популярный сегодня автор: именно потому, что он настойчиво зовет читателя к дальнейшей эволюции, а у нас ведь это не принято. В 90-е годы в России возобладала твердая вера в то, что капитализм (и лучше бы самый дикий) есть высшая и последняя стадия всего, а человек — нереформируемая грубая скотина. Демократия, по Черчиллю, есть лучшее из худшего, а потому не следует и рыпаться, ибо любая утопия в предельном ее развитии неизбежно ведет к насилию, крови и 37-му году.

Позиции Ефремова в общем виде сводились к тому, что ежели человек несовершенен и движим низменными потребностями, то хоть социализм ему, хоть капитализм, хоть кол на голове — он превратит его примерно в одно и то же, а именно в ад. Если же человек не довольствуется нынешним своим состоянием и верит, что в перспективе возможна антропологическая революция, его ожидает еще множество приключений и немало формаций поинтереснее капитализма.

Сама биография Ефремова фантастична и лучше любой прозы иллюстрирует его любимую мысль о беспредельности эволюционных возможностей человека. Он побывал купеческим сынком, беспризорником, воспитанником автороты, моряком, геологом, палеонтологом, прозаиком, изгоем, прославленным прозаиком, запрещенным диссидентом и, наконец, английским шпионом (уже посмертно). Последний эпизод вовсе уже загадочен: вскоре после смерти Ефремова у его вдовы провели тридцатичасовой обыск, ничего не нашли, кроме записных книжек и писем, и через два года все вернули. По-видимому, английским шпионом в СССР принято было объявлять любого патологически опасного врага: сначала этой чести удостоился Берия, потом Ефремов. И то сказать, его «Час быка», подлинно фантастическим чудом пробившийся в советскую печать (в неисковерканном варианте он вышел только в 1988 году, когда уже никому не был по-настоящему нужен), для замкнутых сообществ опасней любого Солженицына.

Ефремов, едва ли не самый живописный персонаж в истории русской словесности, обладал способностями, которые в таком букете и такой степени развития будут встречаться, пожалуй, разве что в эпоху Великого Кольца. Силач, боксер, рослый красавец (отец и вовсе хаживал на медведя с рогатиной), человек с фотографической памятью, знавший наизусть всего Брюсова и почти всего Блока, страницами цитировавший на память Грина и Дойла, основатель новой отрасли палеонтологии (именно за свою «Тафономию» он получил Госпремию), геолог, зоолог, путешественник, философ, историк, обладатель глубокого баса и абсолютного слуха... Пусть меня простят его поклонники — нынче, увы, немногочисленные, — но на фоне этих россыпей как раз писательский его дар не представлял из себя ничего исключительного: в книгах Ефремова много слащавости, ходульности, туманности (так что «Туманность Андромеды» — вполне адекватное название); герои ведут многостраничные теоретические споры, высокопарно восхищаются будущим и ужасаются настоящему... А все-таки известного пластического дара у него не отнять и способности выдумывать ужасное тоже. В русской литературе мало таких страшных рассказов, как «Олгой-хорхой», таких удачных фантастических изобретений, как серые кристаллы из «Лезвия бритвы», таких грандиозных и жутких описаний, как полет «Темного пламени» из первой главы «Часа быка». Алексей Толстой за два месяца до смерти разыскал Ефремова, только что опубликовавшего дебютных пять рассказов, и вызвал к себе в Кремлевскую больницу: «Где вы научились такому холодному изяществу?!» Ефремов честно ответил: у Райдера Хаггарда. Именно Толстой благословил Ефремова на сочинение фантастики — до того он писал только о чудесах и приключениях. Но в 45-м году — какая могла быть фантастика? И он открыл новый жанр, совершенно здесь не понятый: принялся сочинять историческую прозу, которую продвинутый читатель понимал сразу, а непродвинутый так и принимал за научно-популярные экскурсы в Древний Египет и его окрестности.

Случилось так, что раннего Ефремова — «Путешествие Баурджеда» — я в детстве не читал и впервые открыл сравнительно недавно. Повесть 53-го года. Мощный, страшный, примитивный фараон употребил все силы государства на то, чтобы воздвигнуть себе пирамиду невообразимой высоты: жители обнищали, страна надорвалась в нечеловеческом усилии, но пирамида построена. А поскольку всякая пирамида — и каменная, и государственная — с необходимостью сходится в точку, то тут-то ей и конец — после смерти фараона дальше делать нечего. Весь Египет стоит как памятник ему. Пришел новый фараон — молодой и неуверенный, получивший трон полуслучайно, — и ему докладывают о народе, утратившем страх, об истощенной казне, а главное — о наглости жрецов, желающих управлять единолично и подменить собою государство. Эти жрецы, образовавшие замкнутую партию наподобие ордена меченосцев, препятствуют любым реформам, а главное, они подло утаили завещание божественного Джосера, основавшего государство египетское... Ну каких вам еще параллелей, каких подсказок?! Все надежды Ефремов возлагает вовсе не на забитый и конформный египетский народ, а на нескольких сильных и умных его представителей из числа технической интеллигенции — кормчих, корабелов, писцов... Эта публика может суметь кое-что сделать, если послужит интересам фараона.

Советская интеллигенция, кстати, так и сделала — именно из таких «слуг фараона» был Сахаров. Не знаю, читал ли он «На краю Ойкумены», куда вошла впоследствии рискованная повесть, но думаю, что представление имел: среди писцов, кормчих и корабелов Ефремов был в моде. Впрочем, участь этих умников Ефремов тоже предсказал — рано или поздно писания их будут запрещены, а самих их вынудят либо молчать, либо бежать...

После «Туманности», прославившей его во всем мире и повлиявшей на юного Джорджа Лукаса до того, что в честь Дара Ветра он назвал Дарта Вейдера, Ефремов написал, вероятно, самое странное свое сочинение, глубоко и многослойно зашифрованный роман «Лезвие бритвы», которого, пожалуй, без «Часа быка» не понять. Книга вышла в 1963 году и была во всех интеллигентных домах; хитро завернутая фабула с магическим кристаллом, отнимавшим память, выдумана главным образом для маскировки. Гораздо сложнее была главная, тщательно упрятанная ефремовская мысль о том, что все великое и прекрасное в мире существует на лезвии бритвы, на тончайшей грани между диктатурой и анархией, богатством и нищетой, сентиментальностью и зверством; человек — тонкий мост меж двумя берегами, над двумя безднами. И эту-то грань предстоит искать вечно, но если ее не искать, жить вообще незачем. Легче всего сказать, что «на всех стихиях человек — тиран, предатель или узник»; легче всего признать, что единственно актуальным остается выбор дьявола: либо ты диктатор и узурпатор, либо тварь дрожащая. Либо Запад с его мелкой горизонталью, либо Восток с его убийственной вертикалью. Человек и есть это самое лезвие бритвы, и он обязан из двух выбрать третье — потому что любой другой выбор неотвратимо ведет в инферно. Это свое инферно Ефремов подробно описал в «Часе быка», где не просто развенчал оба варианта утопии — капиталистическую и коммунистическую, — но гениально показал, что они НЕ ИСКЛЮЧАЮТ ДРУГ ДРУГА! Для 1968 года, как хотите, это догадка блестящая: мало того, что выбор между ворюгами и кровопийцами безнадежен, он еще и ложен, потому что принципиальной разницы между ними нет
Ефремов — писатель умный и дальновидный. Весь Ефремов зовет, требует, тормошит: не думай, что ты высшая ступень эволюции, что твой удел — зловонный хлев этого мира, что ты всего только высокоорганизованное животное, обреченное вечно терзать себе подобных и подчиняться им! Разуй глаза: мир блещет и дразнит, но все в этом мире построено на доминировании, на зависимости от среды, на подавлении воли — хочешь ли ты этого? Готов ли ты вечно пребывать в детерминизме или в какой-то момент вспомнишь о своем высшем предназначении и перерастешь наконец скудную человеческую оболочку? Рано или поздно время великих утопий вернется, и если не удалась русская попытка воплотить их — может удаться другая, на новой почве и с другим, менее живучим историческим бекграундом. Отказ от мечты, от утопии, от будущего — самая страшная и глупая ошибка постсоветской России; но, может, она начнет опять читать Ефремова?

Не знаю. А хорошо бы.

Онлайн Павел Тихий

  • Сообщений: 10776
    • Не указано
Re: Философия Ивана Ефремова.
« Ответ #16 : 19.02.2019, 11:24:18 »
Чушь полная
Во откуда у Лукаса имя -
Многие Лорды Ситхов добавляли приставку «Дарт» к своим именам, и постепенно из-за количества «Дартов» приставка стала ассоциироваться с тёмной стороной Силы. Также эта приставка бралась как символ отказа от прежней жизни. Примерами этого могут служить Энакин Скайуокер, ставший Дартом Вейдером. Происхождение слова до сих пор остается неопределённым. Большинство считает что «Дарт» (англ. Darth) — это просто сокращение от «Тёмный лорд ситхов» (англ. Dark Lord of the Sith), но существуют теории, предполагающие более глубокую интерпретацию. Также нидерл. Vader /ˈvadər/ — отец

Не-не-не.  :D

Иван Зеленцов

Звездные войны

Как скучно жить, мой юный падаван,
от жизни ничего не ожидая.
Давай с тобой заглянем под диван,
там где-то был мой старый меч джедая.
Бери, он твой. Под пиво и музло
план обустройства космоса составим.
Но только помни, что большое зло
не опрокинуть, самому не став им.         
Добро, что прет комбайном по стерне,
не лучше зла и так же пахнет серой.
Не хочешь быть на темной стороне?
Скорей всего окажешься на серой.
Пойдем, покурим что ли… И накинь
пальто на плечи - во Вселенной ветер.
Я тоже был прекрасный Энакин,
но вейп купил. И ныне я - Дарт Вейпер.
Прокуренными легкими сипя,
на мир сквозь дыры черные взирая,
изгнанником я чувствую себя
из юности, как будто бы из рая.
И потому я сжег черновики -
стихи и песни, те, что не допеты.
Империи нужны штурмовики
и дроиды, а вовсе не поэты.
Врастает в кожу чёрная броня -
надежней нет от горестей охраны.
Так лучше, чем, судьбу свою браня,
выть на луну, зализывая раны.
Мне нравится презрение читать
в твоих глазах, дурак, щенок, невежда.
Пока ты не разучишься мечтать,
У мира есть еще одна надежда.
Тебе пора. Ночных светил парад
закончился. Заря заголосила.
Уже не помню я, в чем сила, брат,
но пусть с тобой всегда пребудет сила.


2018

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru