Автор Тема: Православная традиция и «католический целлюлит»  (Прочитано 3598 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн священник Александр Шумский

  • Сообщений: 86
    • Православный
    Для задела позволю себе процитировать статью одного благочестивого православного, которому довелось поработать за свечным ящиком в одном из храмов Белгородской и Старооскольской епархии. Итак, цитата – из статьи Петра Давыдова «По ту сторону свечного ящика», опубликованной на сайте Белгородской митрополии Московского Патриархата: «Зашли как-то несколько сербов – посмотрели-поудивлялись, в руках повертели: “А нет ли настоящих икон, не штампованных? Другого какого-нибудь производства?” – “Нет, братушки. Извините опять же”. Но смеховая истерика у братушек началась, когда они увидели стоящих отдельно на полке гипсовых, фарфоровых и пластиковых ангелочков, ангелов и ангелищ “made in China”: “Смотри, – заорали, – целлюлит!!! Католический целлюлит!!!” Подошел я к ним, чтобы с их точки зрения это счастье увидеть: м-да-а. Здорово смотрятся в православных церквях розовые ангелочки, способные ввергнуть в истерику стойких сербов, а заодно и напрочь убить чувство прекрасного у их русских собратьев!»
     «Католический целлюлит»… Сказано резко, но «в яблочко». Действительно, какое отношение разного рода гипсовые и фарфоровые, а также пластмассовые безделушки в виде младенческих и юношеских/девичьих фигурок, расцвеченные в сентиментальные розоватые и голубоватые тона, имеют к Православной Апостольской традиции, с её строго покаянным и благоговейным (и, прошу заметить, отнюдь не сентиментальным) отношением к действительности? – Ровным счётом, никакого. Традиция изображать Господа Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, а также Ангелов и святых «объёмно» и «приближенно к реальности» – традиция в основном чисто латинская, чьи корни уходят в Эпоху Возрождения, в частности – в итальянский Ренессанс, который в XIV веке пришёл на смену «угрюмому Средневековью» и для которого характерны ослабление религиозной традиции, секуляризация общественной жизни, а также преобладание в культурной жизни общества гуманизма и антропоцентризма – в пику средневековым аскезе и сугубо религиозному восприятию реальности. Отсюда – и подчёркнутая «телесность» в изображении Господа и Его святых на католических полотнах и фресках, а также в скульптуре и прочих видах изобразительного искусства. Православная же иконописная и живописная традиции, как известно, подчиняются своим, весьма строгим, законам изображения и, соблюдаемые до нынешнего времени, сильно отличаются от традиции «возрожденческой», европейской. Итак, сувенир в виде слащавого «розовощёкого ангелочка», скорее напоминающего упитанного младенца, образ которого не имеет ничего общего с образами Ангелов в Православии,  – это отнюдь не святыня, а всего лишь сувенир, по исполнению (как минимум) далеко не соответствующий православной церковной традиции. А если говорить более жёстко – все эти «ангелочки» – уже даже не столько «католические» («ренессансные»), сколько грубо-языческие – нечто вроде языческих амулетов или оберегов, приобретать и носить которые для православного человека – грех. И распространение в сети православных магазинов такой продукции есть ни что иное как латино-языческая экспансия – совсем не безобидная, как кому-то может показаться на первый взгляд. Ибо это – вполне продуманная кампания, циничная и злонамеренная, опирающаяся на невежество и суеверие недостаточно воцерковлённых людей (коих сегодня, к несчастью, немало), имеющая целью переформатировать православное миропонимание. Мы должны помнить, что дьявол – опытнейший «птицелов», и его силки расставлены буквально повсюду. Здесь уместно вспомнить слова Первоверховного Апостола Павла: «Блюдите убо, како опасно ходите!», а также: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить». И если вы дадите себе труд внимательнее вглядеться в пухленькую мордашку такого розовенького или голубенького «ангелочка», то вы непременно заметите, что за этими его гипсовыми и пластиковыми «губками бантиком» прячутся невидимые, но вполне реальные дьявольские клыки.
     Да и производятся все эти сувениры, порою буквально загромождающие витрины церковных лавок и православных магазинов, чаще всего в Китае и по заказу всё тех же католических общин, причём, огромными партиями. А неосведомлённые верующие, в том числе и православные, скупают их в таких же огромных количествах, создавая тем самым спрос, рождающий, в свою очередь, предложение (далее – дурная бесконечность). Запретить такие продажи законным образом пока не представляется возможным, но отнестись к этому явлению с рассуждением и благодаря этому снизить спрос на такие «псевдоправославные» товары – вполне в наших с вами руках.
 
священник Александр Шумский, клирик храма свт. Николая в Хамовниках
Поляков Сергей Леонидович, председатель Православного Братства сщмч. Ермогена
Источник

Оффлайн Алексей Блинов

  • Сообщений: 2973
    • Православный
"Дурная бесконечность" - это всё-таки иное. Не соответствующий контексту термин.

Оффлайн иеромонах Макарий

  • Священник
  • Сообщений: 374
    • Православный
Давайте не будем забывать, что веру в katholikin ekklisian (Ecclesiam Catholiciam, Catholic Church, Соборную Церковь etc.) исповедует _каждый_ православный христианин. - Что же касается наших "партнеров по религиозному диалогу", их из вежливости мы именуем _римо-католиками_.

Греки используют другие термины, как-то "ватиканисты", "паписты" и т.п. - Но на то они и греки...

Оффлайн Vladimir Gennadevich

  • Сообщений: 2569
    • Православный
Традиция изображать Господа Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, а также Ангелов и святых «объёмно» и «приближенно к реальности» – традиция в основном чисто латинская
Да нет. Ещё задолго до всяких латинян было сказано: "сделай из золота двух херувимов" (Исх. 25:18). Впоследствии это повеление сделать золотые статуи послужило одним из библейских аргументов на VII Вселенском соборе, который, собственно, и установил иконопочитание.

Оффлайн священник Сергий Карамышев

  • Сообщений: 66
    • Православный
А в 8 или 9-м веках, сразу после указанного Собора, ваяли херувимов? Если да, то где?
В русской традиции имелись изваяния, однако они были еще более схематичны, чем иконы. Пример: изваяние главы Иоанна Крестителя. Наиважнейшим является то, какие чувства в человеке они вызывают: молитвенные или сладострастные. Вторые свойственны западной культуре, и то - лишь с так называемой эпохи Возрождения.

Оффлайн Алексей сын Николая

  • Сообщений: 27289
    • Православный
На мой взгляд вряд ли православный человек будет относиться к такому "пупсику" как к святыне. Сувенир, к тому же не самого высокого качества. Ну там на ёлку повесить, рядом с вертепом поставить ежели таковой дома собирают, ну может ещё маленькому ребенку купить. Куколкам этим конечно не место в церковной лавке, ну наверное это в юрисдикции руководств епархий. А вот я как-то икону, вполне себе православную в церковной лавке лицезрел, на иконе было написано что она от сглаза...Женщина в монашеской одежде на мое недоумение сказала что конечно глупость написана, но куда деваться раз привезли то и выставили на продажу.
По моему скромному мнению такие иконы куда опасней кукол.

Оффлайн священник Сергий Карамышев

  • Сообщений: 66
    • Православный
Вы, Алексей Николаевич, затронули серьезную проблему - всё более глубокой коммерциализации церковных структур, когда во главу угла ставится прибыль. Вероятно, какое-то нецерковное предприятие выпускает полиграфическим способом иконы, а надписи подобные делает для большей привлекательности товара. Сотрудник церковной лавки, приобретший иконы для распространения верующим, вероятно, позарился на привлекательную стоимость икон, а что на них написано, не посмотрел. В результате - соблазн.
Св.-к Сергий Карамышев.

Оффлайн Vladimir Gennadevich

  • Сообщений: 2569
    • Православный
А в 8 или 9-м веках, сразу после указанного Собора, ваяли херувимов? Если да, то где?
Скорее всего ваяли, потому что я нашёл рельефы и до собора, и после. Например, 11 век, взято отсюда:

Оффлайн священник Сергий Карамышев

  • Сообщений: 66
    • Православный
Приведенные Вами примеры относятся к 11-13 векам. А я говорил о 8-9. Во Владимире на Клязьме имеются прекрасные образцы русского ваяния той же эпохи. Однако данные барельефы - в большей степени предмет декора, чем религиозного поклонения. В последние годы в России устанавливаются памятники святым - скульптуры. Например, Сергию Радонежскому в Сергиевом Посаде, священномученику Гермогену в Александровском саду Москвы. Никто не говорит, что ваяние само по себе под запретом. Но вне русской традиции воздавать религиозное поклонение таким изваяниям.

Оффлайн Maria Vladimirovna

  • Сообщений: 24180
    • Православный
Вы, Алексей Николаевич, затронули серьезную проблему - всё более глубокой коммерциализации церковных структур, когда во главу угла ставится прибыль. Вероятно, какое-то нецерковное предприятие выпускает полиграфическим способом иконы, а надписи подобные делает для большей привлекательности товара. Сотрудник церковной лавки, приобретший иконы для распространения верующим, вероятно, позарился на привлекательную стоимость икон, а что на них написано, не посмотрел. В результате - соблазн.
Св.-к Сергий Карамышев.
Замазать, приклеить же можно другую надпись.

Оффлайн Александр)

  • Сообщений: 2110
    • Православный
Лишний офигеваешь...Неужели больше нечего обсудить ,разве пухлопопости и объёмности различных коммереческо-церковных проектов...
Ну берут люди деткам , приносят атмосферу праздника ,или какого либо личного повода через это.

Оффлайн Андрей Сосновский

  • Сообщений: 2534
    • Католик
А сербы заходятся в истерике. Им больше делать нечего,  свою страну то просрали. Догоготались.

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru