Как я понял, высшей судебной властью Папа единолично не обладал. Его личное мнение не было выше решений поместного собора.
Тут крайне важно понимать один момент.
Греческая философия взята отцами для выражения
догматов Писания, но те ее принципы которые не подошли (например, "нет природы без ипостаси") были без жалости
отброшены. Так и церковное право, взятое из римского, призвано выражать
каноны Писания. И не имеет ценности само по себе.
А по Писанию судит - не обязательно собор, судить может и один судья.
"К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного
разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?" (1Кор.6:5)
Вот почему отцы Сардикийского собора указали судьей одного папу:
"и да напишется от сих судивших к
Иулию епископу Римскому, да возобновится, аще потребно, суд чрез ближайших к той области епископов, и да назначит он разсмотрителей дела...
Аще который епископ, судом епископов в соседстве находящихся, извержен будет от сана, и речет, что он паки возлагает на себя долг оправдания: то не прежде поставляти другаго на его место, разве когда
епископ Римский, дознав дело, произнесет свое определение по оному".
Что не мешает папе (и КнП патриарху) советоваться и принимать такие решения соборно.
Важно отметить, что отцы не впервые дали папе такое право, а лишь регламентировали древнюю традицию, которую можно проследить от Апостолов: первый из епископов вселенной имеет исключительное право (привилегию библейского первенца) попечения о всех братьях, которая была выражена в рамках римского права по линии
судебной власти.
Итак, православный папа по линии исполнительной власти является кириархом лишь для своей церковной области (юрисдикции), по линии законодательной власти он является председателем Вселенского Собора (высшего законодательного органа ПЦ), а свой исключительный примат имеет по линии судебной власти, как судья вселенной, имеющий право разбора апелляции и касаций из всех Церквей.
Причем важно понимать, что римское право - не догма и иногда православный папа может видимым образом нарушать некоторые из правил, если это соответствует Духу Евангелия. Вот почему нельзя превращать диспут о примате папы I тысячелетия (и КнП патриарха) в состязание знатоков римского права, но наблюдать за тем, что бы их отдельные решения
сперва соответствовали Писанию и Преданию, а уже потом - разумным юридическим правилам.