Автор Тема: Христос Вечное Дао  (Прочитано 6407 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Александр)

  • Сообщений: 3004
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #200 : 06.07.2019, 22:52:38 »
Большое спасибо ,Даниил.Нужно всерьез почитать ваши труды

Оффлайн Александр)

  • Сообщений: 3004
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #201 : 06.07.2019, 22:56:09 »
3. Исихазм

Христианские монахи Востока знали этот Свет. Они были подготовлены принять этот Свет, потому что они положили начало особому движению, под названием исихазм. Исихазм означает мир, тишина. Исихастские монахи молились в своих келлиях, бучи одни в абсолютной тишине; и произносимая ими молитва была «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» или «Иисусе помилуй, Иисусе помилуй». Они произносили молитву внимая совему сердцу – не просто сердцу, а превыше сердца – стараясь соединить свой ум с сердцем, подчинить ум сердцу.

Монахи подчиняли молитву ума молитве сердца и со временем они реализовали ритм молитвы. Хотя это не необходимо абсолютно, они иногда сочетали молитву с дыханием, говоря «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий» при вдохе и «помилуй мя» при выдохе. Так они вдыхали имя Божие в свои тела и имя Божие вдохновляло их, входя через лёгкие и распространяясь по всему организму. Последняя клетка соприкасалась с именем Божиим, именем Иисуса. Таким образом, мало помалу даже тело освящалось именем Иисуса и становилось храмом Божиим.

Это была очень общей практикой в православных монастырях, особенно на Горе Афон. Со временем ум подчинялся сердцу. Святые всё время говорили «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Монах мог исполнять своё послушание, проповедовать и учить своих учеников, а всё это время его сердце (и часть его ума, связанного с сердцем) повторяло «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Я говорю это вам не из своего опыта, а потому что я общался со многими монахами, которые сказали мне то, что я читал в книгах. Это абсолютно реально; это не выдумка. Эта практика настолько обычна в православии, что монахи не считают это чем-то особенным...

Вы читали, я надеюсь, «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу», о человеке искавшем непрестанную молитву. Когда эта книга пришла в Румынию в XIX веке, она произвела настоящую духовную революцию в жизни монахов. Монахи и другие люди, практиковавшие эту молитву, после долгих упражнений могли видеть Нетварный Свет. Этот Свет не видим телесным очам, только духовные очи могут видеть его. Однако, приняв этот Нетварный Свет, тело может засиять.
''На горах Кавказа'' по моему сильнее по эффекту чем рассказы

Оффлайн Александр)

  • Сообщений: 3004
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #202 : 06.07.2019, 23:01:31 »
Художник Лу Хун-Ньен (Джон Лу), "Бегство в Египет"
11
Прежде чем Он пришёл в мир,

Мудрецы пытались описать Путь:

Путь, которым должна следовать вся тварь и человек, если он захочет.

Не увидев Его, но только Его следы,

Мудрецы могли говорить только в неясных стихах и загадках.

Некоторые вещи они знали даже из Его следов

Когда Он проходил молча, невидимо сквозь ущелья.

Что же это был за Путь, которым следовала вся тварь?

Ничто не существовало для самого себя.

Каждая тварь смиренно, терпеливо выполняла своё предназначение не задумываясь,

Без того, чтобы владеть, восставать, жаловаться, возлагать вину, ставить себе в заслугу или добиваться чести.

Таким образом, бушующий океан и могучий ветер были такими же кроткими как и тихий пруд.

Одна тварь умирает, не задумываясь, чтобы другие могли жить.

Семя падает на землю и умирает,

И от него происходит дерево, несущее плод и ещё больше семян без числа.

Если семя сохранится целым, от него ничего не произойдёт.

Только если оно умрёт, оно даст жизнь.

Это и есть Путь, Образ, которому следует вся тварь,

Знал Древний Мудрец.

Так мы можем описать Путь,

Ибо то, что делает Путь, то Путь и есть.

Поэтому сказал Древний Мудрец:

«Должно быть Первозданное Начало всех вещей

Которое раскрывает мать всех вещей.

Постигнув мать, мы узнаем и ребёнка;

Зная ребёнка, мы видим мать».

Разве сосуд, гармонично изготовленный, не говорит о мастере?

Если вся созданная тварь следует Пути,

То разве сам её Творец не следует ему также?

Если каждая сотворённая вещь служит другой,

И все вещи служат целому,

То разве Путь не служит так же?

Но кому служит Путь?

Если все твари (кроме человека) смиренно, терпеливо выполняют предназначение своего существования на земле,

То разве Путь не должен делать то же самое?

Но как Он это может, если Он не ходит по земле, как твари?

А если бы Он ходил, то в чём было бы Его предназначение?

И если одна тварь должна умереть, чтобы другие могли жить,

То разве Путь не должен сделать то же самое?

Но как Путь мог умереть,

И для кого Он должен был умереть?

Это было тайной до Его пришествия.

Мудрецы знали о Его кротости, о Его смирении, о Его бескорыстии и терпении,

Его тихости в Его могущественных деяниях, Его мягкости в Его силе.

Они знали, что как каждая вещь служит другой,

Так и Творец вещей служит всему.

Они знали, что как каждая вещь умирает для другой,

Так и для Пути следует умереть за всю тварь.

Это они знали,

Но как о величайшей тайне.

Его совершенную любовь, которая существовала прежде мира,

Они не могли знать

Пока Он не стал ходить среди них,

Держать их голову на Своей груди,

Говорить им с живым дыханием,

Пока Он не вошёл в их среду Своею плотью и кровью

И пообещал, что Он никогда не покинет их.
Как же здорово  :) Хочу себе такую литографию

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 829
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #203 : 12.07.2019, 19:11:32 »
Спасибо за добрые слова, Александр  :)
Приложение 2: Письмо иеромонаха Серафима Роза духовному искателю

О. Серафим написал следующее письмо к концу своей жизни. Он обратился к молодому человеку, которого никогда не встречал, но которого, как он слышал, интересовали труды французского метафизика Рене Женона. Как говорилось ранее, именно Женон впервые научил о. Серафима необходимости ортодоксии и традиции. Это понимание привело его к тому, что он оценил китайскую традицию с её сильным чувством ортодоксальности и Жи-минь Шеня как подлинного передатчика этой традиции; и, наконец, привело его к принятию традиционного исповедания Христова откровения в Православии. В необычном повороте идей о. Серафим показывает в этом письме, как его путь к традиции и ортодоксии позволил ему найти Истину, которая в конечном счёте вовсе не является традицией. Он признаёт свою идентичность западника и подчёркивает христианские корни Запада, а затем объясняет, что путь Христов не является исключительно западным или культурно-специфическим.

Из этого письма очевидно, что о. Серафим не впадает ни в «фундаментализм», ни в синкретизм. Религиозный фундаментализм (вера, что все традиции, кроме своей, не правильны) интеллектуально удовлетворяет узкий ум, а религиозный синкретизм (вера, что все традиции равны) удовлетворяет широкий ум. Во избежание обеих крайностей о. Серафим шёл по пути, который совсем не был интеллектуально удовлетворительным, потому что таков путь Истины. Как он сам писал: «Когда я стал христианином, я добровольно распял свой ум, и все кресты, которые я несу, были только источником радости для меня. Я ничего не потерял, но всё обрёл».
« Последнее редактирование: 07.08.2019, 14:01:11 от Даниил Хосейни »

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 829
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #204 : 12.07.2019, 21:34:22 »
 Дорогой Кен,

Соломония (Ронда) поделилась со мной твоим недавним письмом к ней, и, читая его, я чувствую в тебе родственный дух, которому слово от меня может быть не напрасно.

Так получилось, что Рене Женон оказал основное влияние на формирование моего интеллектуального мировоззрения (отдельно от темы Православного Христианства). Я читал и изучал с охотой все его книги, которые я мог достать; благодаря его влиянию я изучил древнекитайский язык и решил сделать с китайской духовной традиции то, что он сделал с индуистской; я даже мог повстречать и учиться у подлинного представителя китайской традиции [Жи-минь Шеня] и прекрасно понял, чтó он [Женон] подразумевает под различием между такими подлинными учителями и простыми «профессорами», преподающими в университетах.

Именно Рене Женон научил меня искать и любить Истину превыше всего, и быть неудовлетворённым всем остальным; это то, что окончательно привело меня в Православную Церковь. Возможно слово из моего опыта поможет тебе.

В течение многих лет в моей учёбе я был доволен тем, что был «выше всех традиций», но так или иначе верен им; я только углублялся в китайскую традицию, потому что никто не представил её на Западе с полностью традиционной точки зрения. Когда я посещал православную церковь, это было только для того, чтобы увидеть другую «традицию» - зная, что Женон (или один из его учеников) назвал Православие наиболее подлинной из христианских традиций.

Однако, когда я впервые вошёл в православную церковь (русскую церковь в Сан-Франциско), со мной произошло нечто, чего я не испытывал ни в одном буддистском или другом восточном храме; что-то в моём сердце говорило, что это «дом», что все мои поиски закончились. Я совсем не знал, что это значит, потому что служба была довольно странной для меня и на чужом языке. Я стал чаще посещать православные богослужения, постепенно изучая язык и обычаи, но при этом сохраняя все свои основные идеи Женона о всех подлинных духовных традициях.

Однако, когда я познакомился с Православием и православными людьми, в моё сознание начала входить новая идея: что истина была не просто абстрактной идеей, искомой и познаваемой умом, но была чем-то личным - даже Личностью, искомой и любимой сердцем. И так я встретил Христа. Теперь я благодарен за то, что мой путь к Православию занял несколько лет и в нём не было никакого эмоционального восхищения - это также было влиянием Женона, и это помогло мне углубиться в Православие без взлётов и падений, с которыми сталкиваются некоторые новообращённые, когда они не слишком готовы к нечто столь глубокому как Православие. Мой вход в Православную Церковь произошёл в тот самый момент, когда я покинул академический мир и бросил попытки донести китайскую традицию до западного мира. Мой китайский учитель также покинул Сан-Франциско незадолго до этого - (он) мой единственный реальный контакт с китайской традицией - и в духе Женона он совсем исчез, не оставив адреса. Я вспоминаю его с любовью, но после того, как я стал православным, я увидел, насколько ограниченным было его учение: китайское духовное учение, по его словам, исчезнет, ​​если в Китае пребудет коммунизм. Настолько хрупкой была эта традиция, но Православное Христианство, которое я нашёл, переживёт всё и пребудет до конца света - потому что оно не просто передавалось из поколения в поколение, как все традиции; но в то же время было дано Богом человеку.

Теперь я с любовью оглядываюсь назад на Рене Женона как на моего первого настоящего наставника в Истине, и только молюсь, чтобы ты заимствовал всё хорошее у него и не был скован его ограниченностью. Даже с психологической точки зрения, «восточная мудрость» не для нас, по плоти и крови людей Запада; Православное Христианство - это, несомненно, та традиция, которая была нам дана, - и её можно чётко увидеть в Западной Европе первых десяти веков до отпадения Рима от Православия. Но бывает и так, что Православие - это не просто «традиция», как любая другая, «передача» духовной мудрости из прошлого; это Божья Истина здесь и сейчас - она ​​даёт нам непосредственный контакт с Богом, чего не может сделать ни одна другая традиция. В других традициях есть много истин, как тех, которые были переданы из прошлого, когда люди были ближе к Богу, так и тех, которые были открыты одарёнными людьми в пределах разума; но полная Истина только в Христианстве, Божьем откровении Себя человечеству. Я приведу только один пример: есть учения о духовной прелести в других традициях, но ни одно из них так тщательно не проработано, как учения православных Святых Отцов; и что ещё более важно, эти обманы лукавого и нашей падшей природы настолько вездесущи и настолько всеобъемлющи, что никто не может избежать их, если бы любящий Бог, явленный Христианством, не был бы рядом, чтобы избавить нас от них. Подобным образом и индуистская традиция учит многим истинным вещам о конце Кали-юги; но тот, кто просто знает эти истины в уме, будет беспомощен противостоять искушениям тех времён, и многие, кто признает антихриста (чакраварти), когда он придёт, всё равно поклонятся ему, - только сила Христа, данная сердцу, будет сильна противостоять ему.

Я молюсь за тебя, чтобы Бог открыл твоё сердце, а ты сам сделай всё возможное, чтобы встретиться с Ним. Ты найдёшь там счастье, о возможности которого никогда не мечтал ранее; твоё сердце соединится с головой в признании истинного Бога, и никакая настоящая истина, которую ты когда-либо знал, не будет потеряна. Да дарует это Бог!

Не стесняйся писать всё, что у тебя на уме или в сердце.

С любовью, о. Серафим

Иеромонах Серафим Роуз в монастыре Святого Германа Аляскинского, Платина, Калифорния.
« Последнее редактирование: 07.08.2019, 14:13:52 от Даниил Хосейни »

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 829
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #205 : 13.07.2019, 14:13:00 »
Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». Название иконы и символика относятся к видению Навуходоносора, описанному в Дан. 2:34–35, где говорится о «камне, оторвавшимся от горы без содействия рук», что древние христиане воспринимали как пророчество о рождении Христа от Девы (то есть, без человеческого семени). Во сне Навуходоносора, – приснившимся за 600 лет до Р.Х., во время Лао-Цзы, – камень (Христос) «сделался великою горою и наполнил всю землю». Этот образ упоминается в 15-той главе первой части «Христос Вечное Дао». Написанная в России XVI века, икона показывает художественное влияние соседа России, Китая – особенно облака, переплетённые с одеждой Девы, и символизирующие небеса.
« Последнее редактирование: 07.08.2019, 14:16:01 от Даниил Хосейни »

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 829
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #206 : 13.07.2019, 15:35:44 »
Комментарии к девяти эннеадам первой части «Христос Вечное Дао»

Глава 1 http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=655342.msg10903807#msg10903807

Строка 3: «Первичная Сущность»

Как показано в частях 2 и 3, Бог может быть познаваемым через Свою Нетварную Энергию, которая может быть зрима духовными очами как Свет и переживаема на опыте как Божественная Благодать (по-китайски, Дэ); но в Своей Сущности Бог абсолютно непостижим. Это учение было очень красноречиво выражено в IV веке св. Григорием Назианзиным, чей дух вознёсся до небесных тайн. Указывая на образ Моисея на горе Синай, св. Григорий описывает то, что ему было открыто:

«Но что со мной сделалось, друзья, свидетели тайны и подобные мне любители истины? Я шёл с тем, чтобы постигнуть Бога; с этой мыслью, отрешившись от вещества и вещественного, погрузившись, насколько мог, сам в себя, восходил я на гору. Но когда простёр взор, едва увидел сзади Бога (Исх.33:22–23) и то покрытого "Камнем" (1Кор.10:4), то есть воплотившимся ради нас Словом. И приникнув несколько, созерцаю не первое и чистое естество, познаваемое Им самим, то есть самой Троицею; созерцаю не то, что пребывает внутрь первой завесы и закрывается херувимами, но одно крайнее и к нам простирающееся. А это, насколько знаю, есть то величие, или, как называет божественный Давид, то «великолепие» (Пс.8:2), которое видимо в тварях, Богом и созданных и управляемых. Ибо всё то есть "Бог сзади", что после Бога доставляет нам познание о Нём подобно тому, как отражение и изображение солнца в водах показывает солнце слабым взорам, которые не могут смотреть на него, потому что живость света поражает чувство*».

Лао-Цзы также говорил о Сущности Слова (Дао) как о непостижимой, за мраком непостижимости: «Тёмное и сокрытое, в нём есть Сущность» (Дао-Дэ-Цзин, 21; по переводу Жи-минь Шеня).

Комментируя этот стих Лао-Цзы, китайский писатель XI века Су Чже говорит:
«У Дао нет формы. Только когда он изменяется в Дэ, у него есть выражение. Поэтому Дэ – это визуальный аспект Дао. Дао пребывает в незримой тьме».

Строка 9: «Древний Мудрец»

«Лао-Цзы» буквально означает «Старый Учитель» или «Старый Мудрец».

Строки 12-13: «Нет имени, которым можно назвать Первичную Сущность, ни в этом веке, ни в будущем веке».

Это утверждение великого мистического писателя св. Григория Паламы  († 1359) определяет путь апофатического или негативного богословия. В то время как катафатическое или позитивное богословие исходит из утверждений, апофатическое – из отрицаний. Основной источник апофатического учения находится в Ареопагитике – мистическом труде, написанном в традиции св. Дионисия Ареопагита и датируемом пятым веком. Основываясь на этом труде, Владимир Лосский объясняет путь апофатики:

«Всякое познание имеет своим объектом то, что существует, Бог же вне пределов всего существующего. Чтобы приблизиться к Нему, надо отвергнуть всё, что ниже Его, то есть всё существующее. Если, видя Бога, мы познаём то, что видим, то не Бога самого по себе мы видим, а нечто умопостижимое, нечто Ему низлежащее. Только путём неведения  можно познать Того, Кто превыше всех возможных объектов познания. Идя путём отрицания, мы подымаемся от низших ступеней бытия до его вершин, постепенно отстраняя всё, что может быть познано, чтобы в мраке полного неведения приблизиться к Неведомому**».

Поэтому древнехристианские писатели говорят, что хотя мы можем относить к Богу такие понятия как Сущность, Существо, Ум, или Мысль, мы должны понимать, что в конечном итоге Он вне всего этого. Св. Иоанн Дамаскин († 750) пишет: «что говорим о Боге утвердительно, показывает не природу Его, а то, что – около природы. Назовёшь ли ты Его благим, или праведным, или мудрым, или чем бы то ни было другим, ты скажешь не о природе Бога, но о том, что – около природы***».

Строка 31: «Наконец, мы называем Его Умом или Мыслью».

Говоря о Боге Отце, некоторые древнехристианские писатели применяют понятие «Ум», другие «Мысль». В этом труде мы обычно называем Его «Умом». 

Строка 45-48: «Поэтому сущность, которая может быть понята как сущность, не есть Первичная Сущность...».

Это отголосок первой строки Дао-Де-Цзин, что выражает апофатическое богословие: «Дао, о котором можно поведать, – то не Предвечное Дао».
* https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/28
** https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/ocherk-misticheskogo-bogoslovija-vostochnoj-tserkvi/2
*** https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/1
« Последнее редактирование: 07.08.2019, 14:24:45 от Даниил Хосейни »

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 829
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #207 : 13.07.2019, 16:50:20 »
Глава 2 http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=655342.msg10904029#msg10904029

Строка 2: «Так Первичный Ум произнёс Первичное Слово (Логос)».

«Понятие, или имя Слова в его возвышенном значении, неоднократно находим в ветхозаветных книгах. Таковы выражения в Псалтыре: «На веки, Господи, Слово Твоё утверждено на небесах» (118:89); «Послал Слово Своё и исцелил их» (106:20 — стих, говорящий об исходе евреев из Египта); «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — всё воинство их» (32:6). Автор Премудрости Соломоновой пишет: «Сошло с небес от царственных престолов на средину погибельной земли всемогущее Слово Твоё...*».

С помощью этого Божественного имени, древнехристианские учителя пытались объяснить тайну взаимосвязи Бога Сына с Богом Отцом, как например в учении св. Дионисия Александрийского, изложенном ниже в этой главе.

Строка 8: «Из Чрева... прежде денницы Я родил Тебя» (Пс. 109 – По переводу 70-ти).

Существование Сына покоится в самой Сущности Бога Отца. Царь Давид Пророк образно выражается о Сыне: «Из чрева... Я родил Тебя» – из чрева значит из Сущности Отца. Также и апостол Иоанн пишет: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем» (Ин. 1:18), говоря о Сущности Отца как о недре.

Посредством слова «родил» существование Сына представляется превыше всякой тварности, превыше всего сотворённого. Существование происходящее от Сущности Бога только и может быть Божественным и вечным. То, что рождается, всегда той же сущности что и рождает. Но то, что сотворено и создано, относится к другой, низшей сущности и является внешним по отношению к Творцу.

Строка 11: «Прежде неба и земли родившееся» (Дао-Де-Цзин, гл. 25).

Применяя слово «родившееся» (сен ) вместо «созданное», Лао-Цзы, как и пророк Давид, предвещал христианское откровение о Божественном рождении Бога Сына.

Сын родился до сотворения неба и земли. Тварные вещи сделаны в определённое время. А Сын, происходя непосредственно от Сущности Отца, родился вне времени, в вечности. Другими словами, было время когда сотворённые вещи не существовали, но никогда не было времени когда единородный Сын не существовал бы.

Сам Христос указывал на Своё вечное рождение, когда Он назвал Себя «единородным Сыном Божиим» (Ин. 3:18); Он говорил о Своём вечном существовании, когда Он сказал «прежде нежели был Авраам, Я ЕСМЬ» и «Отче!... Ты возлюбил меня прежде основания мира» (Ин. 8:58; 17:24).

Строки 14-29: «Ум не существует без слова, И слово без ума...».

Св. Иоанн Дамаскин, говоря об отношении Сына к Отцу, размышляет о различных путях отношения слова к уму:

«Слово, в свою очередь, есть и естественное движение ума, согласно с которым он движется, и мыслит, и рассуждает; оно есть как бы свет его и сияние. С своей стороны, бывает слово внутреннее, произносимое в сердце. И опять: слово произносимое есть вестник мысли (ума)**».
* https://predanie.ru/book/73620-pravoslavnoe-dogmaticheskoe-bogoslovie/
** https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/1
« Последнее редактирование: 07.08.2019, 14:31:52 от Даниил Хосейни »

Оффлайн Александр)

  • Сообщений: 3004
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #208 : 14.07.2019, 17:53:38 »
   
Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». Название иконы и символика относятся к видению Навуходоносора, описанному в Дан.  2:34–35, где говорится о «камне, оторвавшимся от горы без содействия рук», что древние христиане воспринимали как пророчество о рождении Христа от Девы (то есть, без человеческого семени). Во сне Навуходоносора – приснившимся за 600 лет до Р.Х., во время Лао-Цзы – камень (Христос) «сделался великою горою и наполнил всю землю». Этот образ упоминается в 15-той главе первой части «Христос Вечное Дао». Написанная в России XVI века, икона показывает художественное влияние соседа России, Китая – особенно облака, переплетённые с одеждой Девы, и символизирующие небеса.
Очень интересно, спасибо Даниил

Оффлайн Александр)

  • Сообщений: 3004
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #209 : 14.07.2019, 18:03:01 »
Спасибо за добрые слова, Александр  :)
Приложение 2: Письмо иеромонаха Серафима Роза духовному искателю

О. Серафим написал следующее письмо к концу своей жизни. Он обратился к молодому человеку, которого никогда не встречал, но которого, как он слышал, интересовали труды французского метафизика Рене Женона. Как говорилось ранее, именно Женон впервые научил о. Серафима необходимости ортодоксии и традиции. Это понимание привело его к тому, что он оценил китайскую традицию с её сильным чувством ортодоксальности и Жи-минь Шеня как подлинного передатчика этой традиции; и, наконец, привело его к принятию традиционного исповедания Христова откровения в Православии. В необычном повороте идей о. Серафим показывает в этом письме, как его путь к традиции и ортодоксии позволил ему найти Истину, которая в конечном счёте вовсе не является традицией. Он признаёт свою идентичность западника и подчёркивает христианские корни Запада, а затем объясняет, что путь Христов не является исключительно западным или культурно-специфическим.

Из этого письма очевидно, что о. Серафим не впадает ни в «фундаментализм», ни в синкретизм. Религиозный фундаментализм (вера, что все традиции, кроме своей, не правильны) интеллектуально удовлетворяет узколобых, а религиозный синкретизм (вера, что все традиции равны) удовлетворяет широко мыслящих. Во избежание обеих крайностей о. Серафим шёл по пути, который совсем не был интеллектуально удовлетворительным, потому что таков путь Истины. Как он сам писал: «Когда я стал христианином, я добровольно распял свой ум, и все кресты, которые я несу, были только источником радости для меня. Я ничего не потерял, но всё обрёл».
Думаю что говорить про широко-узколобых не совсем верно...Простец тянущий четку и верящий в традицию закрыл пустоту своих поисков , и его жизнь имеет совершенство круговой ,непреходящей молитвы.Он обрёл в себе царство ,полноту жизни..Он мудр, любвеобилен , но находится и живёт под традицией и формой..
Вопрос прихода к Богу на интеллектуальном уровне не решается.Все зависит от живого опыта несения скорбей, от того приятия в жизни Слова Божия которое человек покупает продавая попутно все остальное .Рассудок составляет важную часть меры и глубины - но так же он может быть и лукавым , нести свои проблемы и склонности естества в духовную жизнь

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 829
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #210 : 17.07.2019, 18:24:17 »
Глава 3 http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=655342.msg10904039#msg10904039

Строка 2: «Так и Первичное Действие исходит из Первичного Ума».

Откровение о исхождении Святого Духа ("Первичного Действия") от Отца («Первичного Ума») содержится в словах Христа: «Которого я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит» (Ин. 15:26). Как и Божественное рождение Сына, Божественное исхождение Духа Святого имеет место в вечности, вне времени.

Строка 8: «Так и Первичное Дыхание почивает в Первичном Слове».

Эта строка указывает на мистическое взаимоотношение между Духом Святым (Первичным Дыханием) и Сыном (Первичным Словом). Бог Отец сказал св. Иоанну Крестителю: «на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нём, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1:33). Крестя Христа, св. Иоанн увидел «Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нём». Согласно св. Григорию Паламе, это временное событие является отображением вечного взаимоотношения; ибо Дух «исходя от Отца движением для нас невидимым и непонятным», пребывает или «почивает» в Сыне. Св. Иоанн Дамаскин также говорит «Верим... в Духа Святого, исходящего от Отца и почивающего в Сыне».

Применяя это учение к современному христианскому миру, часто характеризующемуся либо дикими эмоциями, либо сухими теориями, румынский писатель о. Думитру Станилоэ († 1993) пишет:

«Присутствие Христа всегда отмечается Духом, почивающим на Нём, а присутствие Духа означает присутствие Христа, в Котором Он почивает... Поэтому нет ни знания, ни опыта Христа вне Духа, ни какого-либо опыта Духа Самого по Себе в отдельности... Дух - это средство и интенсивность познания запредельного Божества, а Христос, как Логос, является структурированным содержанием этого знания. Там, где содержания не хватает, душа теряется в своих собственных структурах, в несостоятельном и беспорядочном энтузиазме, и это действительно произошло с таким большим количеством анархических «переживаний» и таким большим количеством энтузиазных, но разрушительных течений в христианстве, о которых нельзя сказать что они когда-либо по-настоящему обладали Святым Духом, если исходить из того, что Святой Дух не присутствует отдельно от Христа. Более того, там, где отсутствует Дух как средство, с помощью которого мы приходим к живому познанию Христа, Христос становится объектом холодной теоретической науки, определений, составленных из заученных цитат и формул».

Строка 16: «Дыхание Первичного Ума подобно ветру»

В Ин. 3:8 Христос сравнивает Святого Духа с ветром.
« Последнее редактирование: 07.08.2019, 14:36:02 от Даниил Хосейни »

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 829
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #211 : 19.07.2019, 19:08:47 »
Глава 4 http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=655342.msg10904046#msg10904046

Строка 2: «Ум, Слово и Дыхание были Едино».

Уподобление Святой Троицы с Умом (или Мыслью), Словом и Дыханием (или Действием) использовалось учителями подлинного христианского предания на протяжении истории, в особенности в недавнее время русским провидцем XIX века св. Иоанном Кронштадтским.

Строки 4-5: «Единство этих Лиц есть тайна, Необъятность которой не может быть постигнута даже высшими духами».

Тайна Святой Троицы, поскольку она относится к Сущности Бога, в конечном итоге непостижима не только для людей, но и для ангелов. Св. Григорий Назианзин говорит, что невозможно было бы говорить о Сущности Бога, «хотя будешь Моисеем и богом фараону, хотя с Павлом взойдёшь до «третьего неба» и услышишь «неизреченные слова» (2Кор.12:4), хотя станешь и их выше, удостоившись ангельского или архангельского лика и чина! Ибо всё небесное, а иное и пренебесное, хотя в сравнении с нами гораздо выше естеством и ближе к Богу, однако же дальше отстоит от Бога и от совершенного Его постижения, нежели насколько выше нашего сложного, низкого и долу тяготеющего состава*».

Строки 11-12:

«Они не только имели эту любовь, Они и есть эта любовь».

Ибо, как говорит апостол Иоанн «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8).

Строка 20: «Будучи послано Умом как Вестник миру» .

Как произносимое слово есть вестник ума, так и Сын - Вестник Отца (см. комментарий ко главе 2, строки 14-29).
* https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/28

Глава 5 http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=655342.msg10904051#msg10904051

Строка 24: «Это – совершенная любовь, первоначальное единство, первоначальная гармония, совершенная тайна, к которой никакая человеческая мысль никогда не восходила».

Отрешённый от мира, будучи один с Богом в лесу, св. Григорий Назианзин вышел за пределы всякой человеческой мысли в созерцании Света Триединого Бога. В одной из своих мистических поэм он пишет: «С тех пор, как, отрешившись от житейского, предал я душу светлым небесным помыслам, и высокий ум, восхитив меня отсюда, поставил меня далеко от плоти, скрыл меня в таинницах небесной скинии, осиял мои взоры светом Троицы, светозарнее Которой ничего не представляла мне мысль, Троицы, Которая с превознесённого престола изливает на всех общее и неизреченное сияние, Которая есть начало всего, что отделяется от превыспреннего временем, с тех пор я умер для мира, а мир умер для меня**».
** http://veshenskiy-prihod.narod.ru/Uchitel/Losskiy.htm

Глава 6 http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=655342.msg10904058#msg10904058

Строка 4: «Они пребывали во Тьме, которая была до тьмы...».

Первая Тьма относится к Божественной Непостижимости, как в апофатическом богословии; вторая тьма – это физическая тьма, появившаяся с сотворением света.

Строка 7: «Посредством Мышления, которое вне мысли, Первичная Сущность творит».

«Бог, – говорит св. Иоанн Дамаскин, – созерцал все вещи прежде бытия их, от вечности представляя в уме Своём; и каждая вещь получает бытие своё в предопределённое время, согласно с Его вечной, соединённой с хотением мыслью...***».

Строки 10-11: «И этими двумя руками Ума замысел становится делом».

Св. Василий Великий († a.d. 379), говоря о сотворении ангелов, определяет проявление Трёх Лиц в деле творения следующим образом: «В творении же их представляй первоначальную причину сотворённого  – Отца, и причину зиждительную – Сына, и причину совершительную – Духа; Служебные духи имеют бытие по воле Отца, приводятся в бытие действием Сына и поддерживаются в бытии присутствием Духа****».
*** http://www.k-istine.ru/library/ioann_damaskin-01.htm
**** Очерк мистического богословия Восточной Церкви: догматическое богословие, Владимир Н. Лосский
« Последнее редактирование: 07.08.2019, 14:42:33 от Даниил Хосейни »

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 829
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #212 : 19.07.2019, 20:13:37 »
Глава 7 http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=655342.msg10904069#msg10904069

Строка 8: «Предвечное Слово».

Св. Исидор Пелусиот († a.d. 435) определяет вечность так: «Вечность есть присно жизненность и понятие это прилагается обыкновенно к одному безначальному естеству, в котором всё всегда — то же и в том же виде. Понятие бессмертия может быть приписываемо и тому, что приведено в бытие и не умирает, как то: ангелу, душе…, вечное в собственном смысле принадлежит Божественной сущности, почему прилагается обыкновенно только к достопоклоняемой и царственной Троице*».
В этом отношении ещё выразительнее — «превечный Бог», в восточно-православной литургической поэзии.

Строки 9-10: «Всё, таким образом, было сотворено Словом, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть».

Эти строки из Евангелия от Иоанна говорят о Слове как о «действующей причине» в акте творения (см. комментарий ко главе 6). Апостол Павел преподаёт то же самое. Говоря о Христе, он пишет: «ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: Престолы ли, Господства ли, Начальства ли, Власти ли, – всё Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и всё Им стои́т» (Кол. 1:16-17).

Следуя этому учению, в традиционной иконографии всегда именно Иисус Христос – Слово и Сын Божий – изображается совершающим акт творения. Роспись Микеланжело на потолке в Сикстинской капелле, показывающая Бога Отца «действующей причиной» творения, является поэтому уходом от традиционной иконографии и учения**.

Строки 13-14: «В таком количестве, что если их имена написать по отдельности, то и сам мир не сможет вместить написанных книг».

Согласно преданию от ученика апостола Иоанна, Прохора, эти строки в конце Евангелия от Иоанна говорят не только о деяниях совершённых Иисусом Христом на земле во плоти, но и о всех деяниях совершённых Им – как Превечным Словом Божиим, Творцом и Промыслителем вселенной – с начала времени.

Строки 19-20: «Ум говорил, обращаясь к Предвечному Совету - Слову и Дыханию – сказав: «Создадим человека»».

В творении человека, Отец, Сын и Дух представлены в Писании говорящими «создадим человека», в то время как в других актах творения Бог только говорит «да будет свет», «да произведёт земля душу живую» и так далее (Быт. 1:3-26). Как будто в творении только человека Святая Троица советовалась в Себе перед творением, что указывает на то, что человеческий род должен был быть особым творением, отличным от других, с более высоким предназначением в мире. «Совещание» Святой Троицы названо св. Иоанном Дамаскином «вечным и неизменным Советом Божиим».

Строки 21-22: «И через Дыхание Неба, вошедшее в человеческие ноздри, человек стал живой душой».

Физическое дыхание является выражением души. Согласно древнехристианском учителям, только те существа, у которых есть дыхание, имеют душу; и только человек, получив дыхание жизни из уст Самого Бога (в образном выражении в Быт. 2:7), обладает бессмертным духом, предназначенным вечно пребывать с Богом.
* https://www.e-reading.club/chapter.php/70752/19/Protopresviter_Mihail_Pomazanskiii_-_Pravoslavnoe_Dogmaticheskoe_Bogoslovie.html
** Ссылка на одно из изображений http://trip-point.ru/wp-content/uploads/2017/07/maxresdefault.jpg
« Последнее редактирование: 07.08.2019, 14:48:41 от Даниил Хосейни »

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 829
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #213 : 20.07.2019, 12:38:34 »
Глава 9 http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=655342.msg10904080#msg10904080

Строка 1: ««Я - путь», - сказало Предвечное Слово» (Ин. 14:6).

Исходя из этих слов Христа, св. Иоанн Дамаскин называет Бога «Путь и надёжное руководство для идущих к Нему*». Также и св. Максим Исповедник пишет: «Слово Божие назвало Себя Путём; и тех, кто идёт этим путём, Оно представляет очищенными от всякой скверны Богу Отцу».

Строки 5-7: «Движение Пути состоит в возвращении, возвращении к Источнику» (Дао-Дэ-Цзин, гл. 40).

Только первая из этих строк заимствована из Дао-Де-Цзин. Слова «к Источнику» были добавлены в скобках Жи-минь Шенем в его переводе, чтобы выявить метафизический смысл слов Лао-Цзы.

Строка 9: «Ибо «никто не приходит к Уму, как только через Слово»» (Ин. 14:6).

Сын или Слово Божие, будучи «действующей причиной», по которой все вещи возникают по воле Отца в акте творения, есть также действующая причина, по которой творение должно возвратиться к Отцу в акте искупления. Говоря словами св. Афанасия Великого († a.d. 373): «сообразно было обновлению твари совершиться Словом, создавшим её в начале. Ибо в этом не окажется никакого противоречия, если Отец тем же Словом, Которым создал тварь, соделал и её спасение**».
­​* http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera1_12.html
** https://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velikij/slovo-o-voploshhenii-boga-slova-i-o-prishestvii-ego-k-nam-vo-ploti/1

Глава 10 http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=655342.msg10904094#msg10904094

Строки 4-6 «Они находили Его в живых существах, в горных утёсах и в струящихся потоках, в морях и ветрах. Оно не было ими, но Оно говорило в них, направляя их».

Св. Иоанн Дамаскин объясняет: «ибо познание о том, что Бог есть, Он Сам насадил в природе каждого. И само создание мира, его сохранение и управление возвещают величие Божества***».
*** http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera1_01.html

Глава 11 http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=655342.msg10907217#msg10907217

Строка 4: «Не увидев Его, но только Его следы...».

Ванг Панг в своём комментарии на Дао-Де-Цзин в XI веке говорит о Дао: «Всё, что мы видим – это его следы... Его не описать».

Строки 16-17: «Если семя сохранится целым, от него ничего не произойдёт. Только если оно умрёт, оно даст жизнь».

Предсказывая Своё распятие и воскресение, Христос сказал: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода» (Ин. 12:24).
« Последнее редактирование: 07.08.2019, 14:53:29 от Даниил Хосейни »

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 829
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #214 : 20.07.2019, 14:38:06 »
Глава 12 http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=655342.msg10907320#msg10907320

Строки 19-25: «Для Мудреца Путь пребывал во Тьме Непостижимости, но Он не был этой Тьмой; Путь пребывал вне всякого бытия, но Он не был небытием; Путь опустошил Себя, но Он не был пустотой. Он не был вечной пустотой».

В части 2 мы процитировали Жи-минь Шеня чтобы показать, что в Дао-Дэ-Цзин «пустота» указывает на спонтанность и самозабвенность, а не на нигилизм или небытие. «Дао находится в сфере существования», говорит Жи-минь, и потому он не равнозначен небытию. Это учение перекликается с китайским мудрецом VIII века Лю Йеном: «Те, кто озадачен пустотой, односторонне цепляясь за этот принцип, сидят тупо, отстраняясь от чувственных вещей, и думают, что в этом Путь. Хотя они говорят о пустоте, это совсем не Путь. Озадаченные пустотой цепляются за этот частный принцип... Они суесловят о пустой пустоте, а пустота это не порожность. Она становится у них нигилистической пустотой».

Входя глубоко в себя, человек может испытать вечное небытие, но было бы большой ошибкой считать это Абсолютом, Богом или Дао. Архимандрит Софроний пишет:

«Заблуждаются все те, что стремятся мысленно совлечься всего преходящего, относительного, чтобы таким образом перешагнуть некий невидимый порог, осознать свою безначальность, своё «тожество» с Истоком всего сущего; чтобы возвратиться к Нему, слиться с Ним, безымянным трансперсональным Абсолютом... Аскетические усилия подобного рода дали некоторым возможность подняться до металогического созерцания бытия; испытать некий мистический трепет, познать состояние молчания ума, по выходе сего последнего за пределы временных и пространственных измерений. В подобных опытах человек может ощущать покой совлечения непрестанно меняющихся явлений видимого мира... но Бога Истинного, Живого, т.е. Того, Который есть «о онтос Он», – во всём этом НЕТ. Это есть естественный гений человеческого духа в его сублимированных движениях к Абсолюту. Все созерцания, достигаемые на этом пути, суть самосозерцания, а не Богосозерцание*. Это чрезвычайно важная проблема. Трагедия заключается в том, что человек видит мираж, который в своём стремлении к вечной жизни он принимает за подлинный оазис... Это движение в глубины своего собственного существа - не что иное, как влечение к небытию, откуда мы были вызваны волей Творца».

Ошибка принятия этого за опыт Бога очевидна в том факте, что тот же самый опыт можно получить с помощью галлюциногенных наркотиков. Остальное учение архимандрита Софрония об ошибочном принятии «мрака совлечения» или света своего духа за Бога или Дао смотрите в части 2.

Строка 43: ««Является ли Путь дитятей чего-то другого?» - спросил Мудрец...» (Дао-Дэ-Цзин, гл. 4).

Интересно что Лао-Цзы задаётся этим вопросом, поскольку Путь действительно Чадо Отца-Ума.

Некоторые учителя христианской древности применяли такую формулировку, говоря об Отце, Сыне и Духе: Дух – это Бог в нас, Сын – это Бог с нами, а Отец – это Бог над нами и вне нас. Чтобы познать Отца/Ума, который вне нас, мы сначала должны быть показаны Ему Сыном/Словом, который с нами, – ибо, как сказал Христос, «никто не приходит к Отцу, как только через меня» (Ин. 14:6). Лао-Цзы мельком узрел Слово как начало порядка и смысла, пронизывающего всё сущее: но Слово, не воплотившись, ещё не раскрыло Себя как Личностный Абсолют и не «показало нам Отца» (Ин. 14:9) как Личностного Абсолюта. Даже древние евреи не осмеливались называть Бога сокровенным, личным именем Отца; но это было именно то имя, с которым Христос велел Своим ученикам обращаться к Богу.

Судя по его риторическому вопросу «Является ли Путь дитятей чего-то другого?» очевидно, что Лао-Цзы, интуитивно постигая присутствие Слова в природе, также задумался о возможности существования Ума. Христос сказал «видевший меня видел Отца» (Ин. 14:9), ибо Слово и Ум одной Сущности.
* https://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Saharov/o-molitve/2 (остальное пришлось перевести)
« Последнее редактирование: 07.08.2019, 15:09:24 от Даниил Хосейни »

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 829
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #215 : 20.07.2019, 15:42:49 »
Глава 14 http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=655342.msg10911731#msg10911731

Строки 5-6: «До того, как Путь пришёл в мир, беспокойный мир стенал о Его пришествии».

Согласно св. Максиму Исповеднику, Богом данная задача первого человека была в том, чтобы соединить в себе всё творение. Достигнув совершенного единения с Богом, он должен был даровать это состояние единения творению. После отпадения человека от его первичного предназначения, творение пало с ним в состояние разложения; и, тем не менее, оно жаждало исполнить своё первичное предназначение – соединиться с Богом через человека. Вот и апостол Павел свидетельствует, что «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8:22).

Поскольку задача, данная человеку,  не была выполнена Адамом, то именно в деянии Христа, второго Адама, мы можем увидеть то, что изначально должно было быть.

Строки 25-29: «Поэтому мириады тварных вещей стенали к своему Творцу, чтобы восстановить потерянного на Пути... и, таким образом, вернуться к Первозданной Гармонии».

Благодаря пришествию Слова стало возможным человеку выполнить своё Божественное предназначение: соединиться с Богом и собрать воедино в своей любви весь космос, вновь обретя первозданную гармонию, потерянную при падении.

Русский термин святого монаха, «преподобный», буквально означает «по подлинному подобию»; то есть, это тот, кто достиг подобия Адама в Раю. Жития православно-христианских святых монахов всех стран вещают о подвижниках, выполнивших изначальное предназначение человека, ставших связующим звеном между Богом и космосом и собравших творение воедино в своей любви. Один рассказ есть в житии св. Павла Обнорского († a.d. 1429), жившего в глухих лесах русского севера, непрестанно молившегося и очищавшего свой ум. Однажды один затворник, живший в той же местности, пришёл к нему и увидел в лесу чудное зрелище. Согласно житию: «Стая птиц окружала чудного отшельника; маленькие птицы садились на голову и плечи старца и он кормил их рукой. Рядом стоял медведь в ожидании корма от святого; вокруг бегали лисы, кролики и другие звери, не враждуя между собой и не боясь медведя. Вот жизнь невинного Адама в Эдеме, господство человека над творением, которое вместе с нами стонет из-за нашего падения и жаждет освободиться «в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8:21)».

Строка 52: «Путь всегда ищет самое низкое место».

По поводу беседы о значении «самого низкого места» смотрите комментарий на главу 36.
Об этом можно почитать здесь http://saints.ru/p/23-Pavel-Obnorskii-.html
« Последнее редактирование: 07.08.2019, 15:13:41 от Даниил Хосейни »

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 829
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #216 : 20.07.2019, 16:29:26 »
Глава 15 http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=655342.msg10911821#msg10911821

Строка 1: «Долина и Дух не умирают» (Дао-Дэ-Цзин,  гл. 6).

Образ «Долины» часто употребляется Лао-Цзы как символ состояния самоистощания, всегда остающегося полным. Как водя истощает себя до нижайшего места, низины долины, так и Дао и его последователи стремятся к низшему месту смирения и добровольной слабости, в чём и есть их сила.

Строки 4-6: И «ворота сии будут затворены», – сказал Древний Пророк, - «и не отворятся, и никто не пройдёт ими, ибо Господь войдёт ими».

Пророк Иезекииль пишет о своём видении: «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдёт ими, ибо Господь, Бог Израилев, войдёт ими, и они будут затворены» (Иез 44:2, по переводу 70-ти).

Древние Святые Отцы считали это пророчеством о рождении Бога от Девы, а также приснодевстве Марии. Поэтому в литургической поэзии Восточной Церкви часто упоминаются «затворённые врата Девы».

Строка 14: «Никому неизвестной, жившей в тишине и чистоте в Великом Храме».

Это повествование о детстве Девы Марии находится в первоевангелии от Иакова из апокрифического Нового Завета (опубликованного на английском в «Потерянных книгах Библии»), которое лежит в основе годового цикла восточно-православных церковных служб Деве Марии.

Согласно первоевангелию, Мария была посвящена Богу её родителями в возрасте трёх лет, когда она пришла жить в иерусалимский храм. Первосвященник Захария – будущий отец св. Иоанна Крестителя – принял её и определил ей жить во Святое Святых: священном месте храма, куда только священники могли входить только в некоторые дни года. Во Святое Святых она питалась от руки ангела. Она пребывала в храме до 12-ти лет, когда Захария обручил её престарелому Иосифу.

Строки 35-36: «Поскольку Она вернулась в состояние девственного древа, девственной простоты, она стала «горой невысеченной рукой человека», которою предвозвещал Древний Пророк».

«Девственное древо» – у Лао-Цзы это символ состояния простоты и единства с Творцом и творением, в котором пребывал человек в начале. «Камень, оторвавшийся от горы без содействия рук» является ветхозаветным образом (Дан. 2:34–35), который древнехристианские учителя воспринимали как одно из пророчеств о рождении Христа от Девы, то есть не от человеческого семени. Этот символ лежит в основе иконы Божией Матери. http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=655342.msg11040942#msg11040942
« Последнее редактирование: 07.08.2019, 15:19:20 от Даниил Хосейни »

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 829
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #217 : 20.07.2019, 17:51:37 »
Глава 16 http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=655342.msg10911872#msg10911872

Строка 1: «Вода... собирается в местах, которых люди избегают. Вот почему она близка Пути» (Дао-Дэ-Цзин, гл. 8, по переводу Жи-минь Шеня).

Ву Ченг, комментатор на Дао-Дэ-Цзин XIII века, пишет: «Между теми, кто следует Дао, наилучшие подобны воде: довольные быть на дне и потому непричастные вине. Большинство людей ненавидит быть на дне и соперничает за то, чтобы быть наверху. А когда люди соперничают, то кто-то и опорочивается».

Глава 17 http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=655342.msg10915501#msg10915501

Строки 3, 5: «Путь творит, но не требует для себя; Правит, но без принуждения» (Дао-Дэ-Цзин, гл. 51, по переводу Жи-минь Шеня).

Согласно христианскому мистическому богословию, Творец-Логос дал каждой сотворённой вещи её частный, вживлённый в неё логос, её внутреннюю сущность или принцип, который делает эту вещь исключительно самой собой, и который в то же время направляет её к её цели – Богу. Творец-Логос, приводя в единство всё сущее, делает из вселенной гармоничный и целостный «космос». Он привлекает всё к Себе (Ин. 12:32), однако правит без принуждения, направляя каждую вещь естественным образом, согласно её логосу. Как пишет св. Максим Исповедник: «Начало и Причина сотворённых вещей, как Истина, победил всё естественным путём и привлёк их деятельность к Себе».

Будучи последователями Творца-Логоса, наша задача различить внутренний логос каждой вещи и выявить его. Если мы хотим руководить, мы должны это делать естественно, без принуждения, не действуя исходя из внешностей или мнений, но согласно внутренней сущности каждой вещи. Это особенно касается наших сношений с другими людьми, которые, несмотря на часто вводящую в заблуждение внешнюю сторону, имеют в себе этот внутренний принцип, устремляющий их к Богу.


Святой Максим Исповедник (a.d. 580–662), чьё писание занимает больше места в Добротолюбии чем каждое из остальных, один из величайших источников восточно-православного мистического богословия. Его метафизические прозрения широко приводятся в девяти эннеадах.

Строка 16: «Он скорее называл Себя «меньшим в Царстве Небесном» и «Сыном Человеческим»».

Согласно св. Феофану Затворнику и древним Святым Отцам, когда Христос говорит о «меньшем в Царстве Небесном», по Своему смирению и самоуничижению Он имеет ввиду Себя.

Христос называет Себя «Сыном Человеческим» около 80-ти раз в четырёх евангелиях.

Глава 19 http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=655342.msg10915537#msg10915537

Эта глава описывает Нагорную проповедь. Если поехать на Святую Землю, то можно до сих пор увидеть место у моря Галилейского, где эта проповедь была произнесена, выглядящим примерно так же, как и во времена Христа. На одной стороне холма находится пологий луг, где люди собрались услышать слова, сказанные Христом в начале Своего общественного служения.

Строка 10: «Блаженны кроткие» (Мт. 5:5).

В Ветхом Завете сказано, что Моисей «был человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис. 12:3). Тот факт, что этого могущественного пророка и избавителя следует называть кротким, указывает на то, что божественная кротость никоим образом не означает бесхарактерность. Скорее, это качество непричастности эгоизму, которое позволяет человеку быть наполненным силой Бога и тем самым оставаться непобедимым в духе.
« Последнее редактирование: 07.08.2019, 15:25:26 от Даниил Хосейни »

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 829
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #218 : 27.07.2019, 12:17:13 »
Глава 20 http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=655342.msg10916699#msg10916699

Строки 14-17: «Высшая добродетель не сознаёт свою добродетельность, вот почему она добродетельна. Низшая добродетель сознаёт свою добродетельность, вот почему она не добродетельна» (Дао-Де-Цзин, гл. 38 по переводу Жи-минь Шеня).

Однажды один монах спросил великого отца-пустынника св. Макария Египетского († a.d. 390): «Как можно человеку быть нищим по духу, особливо когда сам в себе чувствует, что он переменился, преуспел, дошёл до ведения и разумения, какого прежде не имел?

Макарий ответил: Пока человек не приобрёл сего и не преуспел, — он не нищий ещё духом, но высоко о себе думает. Когда же приходит в сие разумение и преспеяние, тогда сама благодать учит его быть нищим по духу, — и хотя он праведник и Божий избранник, — не почитать себя за что-либо, но признавать душу свою малоценною и уничижённою, как будто ничего он не знает и не имеет, хотя и знает и имеет. И такая мысль делается как бы прирождённою и укоренённою в уме человеческом. Не видишь ли, что праотец наш Авраам, будучи Божиим избранником, называл себя землёю и пеплом (Быт. 18:27)? И Давид, помазанный в царя, имел пред собою Бога; и что говорит? «Аз есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей» (Пс. 21:7)*».

Уча Своих учеников этой «высшей добродетели, не сознающей свою добродетельность», Христос сказал им: «когда исполните всё повелённое вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что́ должны были сделать» (Лк.  17:10).
* http://bible.optina.ru/new:mf:05:03

Глава 21 http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=655342.msg10918517#msg10918517

Строка 13: «Он пришёл не к здоровым, а к больным».

Когда фарисеи были возмущены тем, что Христос ел с мытарями и грешниками, Христос сказал им: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мт. 9:12). Здесь Он, конечно же, имел ввиду не физическую, а духовную или моральную болезнь.

Строки 15-16: «Поэтому хорошие, праведные, красивые, здоровые и богатые обрушились на Него, поразили Его и изгнали Его как зло».

Премудрость Соломона выявляет мысли с виду праведных, которые завидуют по-настоящему праведному человеку: «Неправо умствующие говорили сами в себе: «Будем притеснять бедняка праведника... он пред нами – обличение помыслов наших. Тяжело нам и смотреть на него, ибо жизнь его не похожа на жизнь других, и отличны пути его: он считает нас мерзостью и удаляется от путей наших, как от нечистот, ублажает кончину праведных» (Прем. 2:1, 10, 14–17).

Строки 17-18: «Ибо Он был упреком для их мнимой праведности, перевернув её с ног на голову».

В апостольские времена христиан обвиняли в «возмущении вселенной» («перевёртывании мира с ног на голову», по английскому переводу) (Деян. 17:6).

Строка 20: «Чтобы возвысить их к истинной благости их первозданной природы».

Святой Максим Исповедник пишет о том, как мы растлили нашу подлинную человеческую природу, созданную по образу Божию, и о том, что значит быть восстановленным в ней:

«Самолюбие и плотское мудрование оттолкнуло людей друг от друга и, превратно истолковав закон, рассекло единое естество на многие части, узаконило жестокосердие, вооружив человеческую природу против себя самой. Поэтому всякий, кто здравым смыслом и благородной мудростью сможет уничтожить такой настрой природы, самому себе, прежде всего, оказывает милость, настроив сердце своё соответственно его природе, и к Богу естественно став ближе, и показав на себе, что значит быть созданным по образу, и как Бог в начале, создав нашу природу подобной Себе и ясно отображающей в себе Его собственную благость, устроил её во всём себе самой равной, не буйной, мирной, не возмутительной, с Богом и с самой собой тесно любовью связанной, – такой, по которой мы Бога объемлем вожделенно (то есть как вожделенное благо), а друг друга сочувственно (как одного естества)**».

Строки 22-25: ««Почему ты называешь меня благим? Никто не благ, кроме одного»: то есть, Его Отца - Ума – Кто существовал с Ним от предвечности» (Лк. 18:19).

Соглосно св. Григорию Назианзину, Христос сказал это богатому молодому владетелю, который назвал Его «Учителем Благим» потому что владетель свидетельствовал о Его благости, видя в Нём простого человека. Совершенная благость, говорит Христос, принадлежит только Богу, в то время как человеческая благость весьма относительна.

То же учение есть и у Лао-Цзы. Жи-минь Шень пишет: «Объективной универсальной ценности должно отдавать предпочтение в рассуждении вместо относительной ценности частного мнения. Абсолютная ценность может быть определена только в соотношении с Единым или Сущностью... Лао-Цзы определяет частную ценность как призрачную фантазию и ищет вместо неё ценность абсолютного и целостного Единого. Он сказал: «Когда в мире узнаю́т, что прекрасное – прекрасно, тотчас появляется уродство. Когда в мире узнаю́т, что доброе – добро, появляется зло» (Дао-Де-Цзин, гл. 2). Частное признание сводит к нулю универсальное состояние, которым характеризуется объективная ценность».
** Постижение любви, Преподобный Максим Исповедник

Глава 22 http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=655342.msg10918522#msg10918522

Строка 6: «И бедные рыбаки поймали вселенную в своих сетях».

Эта строка написана по вдохновению от восточно-православного тропаря Пятидесятницы:

"Благословен Ты, Христос Господь наш, явивший премудрых ловцов (в апостолах), ниспослав им Святого Духа, и ими уловивший вселенную. Слава Тебе, Человеколюбивый".
« Последнее редактирование: 07.08.2019, 15:34:39 от Даниил Хосейни »

Михаил 1961

  • Гость
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #219 : 27.07.2019, 12:49:27 »
...
Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». Название иконы и символика относятся к видению Навуходоносора, описанному в Дан.  2:34–35, где говорится о «камне, оторвавшимся от горы без содействия рук», что древние христиане воспринимали как пророчество о рождении Христа от Девы (то есть, без человеческого семени). Во сне Навуходоносора – приснившимся за 600 лет до Р.Х., во время Лао-Цзы – камень (Христос) «сделался великою горою и наполнил всю землю». Этот образ упоминается в 15-той главе первой части «Христос Вечное Дао». Написанная в России XVI века, икона показывает художественное влияние соседа России, Китая – особенно облака, переплетённые с одеждой Девы, и символизирующие небеса.

Спасибо Даниил за прекрасную работу !
Вы полный текст с иллюстрациями выложите где-либо полностью ?

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru