Автор Тема: Христос, Вечное Дао  (Прочитано 2962 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 743
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #140 : 04.05.2019, 16:22:33 »
Глава четвёртая: Молитва к Дао

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

30. Личное общение

Лао-Цзы, можно сказать, поддерживал отношения с Абсолютом даже до того, как Он открыл Себя миру в Иисусе Христе. В духе смиренного устремления Лао-Цзы было дано постигнуть внутренним чутьём присутствие Дао когда он сидел в внимании. Он слышал тихий голос Дао, но не знал, кто этот говорящий был. «Я, не ведая имени, – сказал он, – дал ему прозвание «Путь»».

Теперь с пришествием Дао во плоти ко всем народам мира, мы знаем Кто есть говорящий в нашем духе. «Мы видели славу Его, – говорит апостол Иоанн, – славу, как Единородного от Отца». И наши отношения с Ним, даже если мы тихо сидим и внимаем, становятся личными. Они переходят в общение любви.

Ранее мы определили молитву как личное общение с Дао. Теперь, когда мы во Христе познали Дао как Личность, бодрствование практиковавшееся Лао-Цзы само может быть формой молитвы: тихим, смиренным устремлением к Нему, Которого мы знаем. Более того, мы способны на то, на что не был способен Лао-Цзы: прямо призывать Дао.

В Добротолюбии св. Исихий определяет разные виды бодрствования, которые могут практиковать последователи воплотившегося Дао. «То, сколько, по моему, есть способов (приёмов) трезвения, могущих мало-помалу очистить ум от страстных помыслов, се, – я не поленюсь означить тебе не красною и не испещрённой речью. Ибо я не считаю разумным и в этом слове, как бывает в повествованиях о внешних войнах набором речений закрывать полезное, особенно для людей простых...

 Итак один способ (приём) трезвения есть: – смотреть неотступно за мечтанием, или за прилогом; ибо без мечтания сатана не может устраивать помыслы и представлять их уму к его прельщению обманом.

Другой: – иметь сердце глубоко всегда молчащим и от всякого помысла безмолвствующим, и молиться.

Иной: – непрестанно в смирении призывать на помощь Господа Иисуса Христа*».

Мы уже подробно обсудили первый способ. Остальные – включающие в себя молитву к Дао – мы обсудим на следующих страницах.
* https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_2/15

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 743
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #141 : 04.05.2019, 17:35:14 »
31. Слова – только поддержка.

Обращение к Творцу со словами известно обычно как молитва. Однако важно понимать, что истинная молитва вне слов, поскольку Бог, в конечном счёте, не общается с нами на уровне языка. Как учит св. Феофан Затворник, слова используются чтобы помочь поддержать и углубить настоящую молитву, которая должна совершаться на уровне духа.

Когда мы молимся своими словами, не хорошо делать длинные, тщательно построенные речи, только вовлекающие нас в наш логический рассудок и заставляющие нас оставаться на уровне низшей души. Бог не нуждается в таких речах, поскольку Он видит наш дух и знает всё. Наши молитвы должны спонтанно возноситься из нашего сердца. «Ибо от избытка сердца, – говорит Христос, – говорят уста».

«Не старайся многословить, – советует св. Иоанн Лествичник, – беседуя с Богом, чтобы ум твой не расточился на изыскание слов. Многословие при молитве часто развлекает ум, и наполняет его мечтаниями, а единословие обыкновенно собирает его*».

Св. Феофан говорит нам, как такие короткие молитвы должны часто произноситься как средство возношения нашего ума и сердца к Богу: «надо сделать так, чтоб душа не тогда только к Богу обращалась, когда стоишь на молитве; но и в продолжение всего дня, сколько можно, непрерывнее  возносилась к Нему и пребывала с Ним. Для сего – первое – надобно в продолжение дня чаще к Богу из сердца взывать краткими словами, судя по нужде души и текущим делам**».

Также и св. Игнатий Брянчанинов пишет: «Перед каждым делом, то есть, перед тем как начать беседу или работу, нам следует вознестись умом к Богу и испросить у Него вразумление и помощь».
* https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvichnik/lestvitsa-ili-skrizhali-dukhovnye/33
** https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/chetyre-slova-o-molitve/

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 743
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #142 : 09.05.2019, 16:30:10 »
32. Исповедь прегрешений

«Бесстрастными ведь не сейчас можно сделаться; – говорит старец Амвросий Оптинский, –  а всякий раз, чувствуя свою греховность, говори: «Господи, прости мне!» Господь один силён вложить в сердце человека любовь»*.

Св. Игнатий Брянчанинов (1807–1867) был наравне со св. Феофаном Затворником главным толкователем древней мудрости Добротолюбия в XIX веке. Его уникальное понимание психологии современного человека и точное учение о демонических прелестях делают его надёжным руководителем в области духовного трезвения ума в наше время.

В духе метании особенно важно исповедовать Богу наши проступки как только мы обнаружим их посредством бодрствования, а также часто призывать Его дать нам внутреннее очищение, известное как прощение. Св. Григорий Синайский учит: «Поползнувшийся и отдалившийся от Бога ум, всюду водится, как пленник. И невозможно ему установиться иначе, как если повинется Богу и с Ним соединится, часто и терпеливо станет молиться Ему, и каждый день умно исповедоваться Ему, в чем погрешает, Который тотчас и прощает всё в смирении и сокрушении просящим прощения, и святое имя Его всегда призывающим**».

Св. Исихий пишет: «Облегчение и радость в скорби от множества бессловесных помыслов обретём мы, когда укорим себя искренно и беспристрастно, – или возвестим всё Господу, будто человеку (присущему нам). Всячески этими двумя способами найдём успокоение от всего (смущающего)***».

Св. Игнатий даёт подобный совет: «Если случится, по немощи или, правильнее, по свойству падшего естества, увлечься обольстительными мечтаниями и помыслами, не унывай, не расслабляйся. Раскаявшись пред Богом в твоей легкомысленности и осознав пред Ним твоё падшее естество и твоё увлечение, припади мысленно пред Его милостию и прими меры предосторожности против обольстительного мечтания и обольстительных помыслов****».

Когда мы встревожены умом, по нерадению допустив страсти или негодованию укореняться в нас, то мы должны перестать думать об этом, перестать полагаться на своего «решателя проблем», что он наведёт порядок, а просто взывать к нашему Творцу, предоставляя всё Ему. Если наша молитва от сердца, то мы не испытаем препятствий от стараний найти слова. В то время как мы говорим языком или в уме, наш дух безмолвно взывает к Богу. Сам акт смирения себя при взывании к нашему Творцу уже приводит нас в покорность и наносит удар по гордому эго, которое в первую очередь и тревожит нас.
* https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optinskij/simfonija-po-tvorenijam-prepodobnogo-amvrosija-startsa-optinskogo/6
** https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_5/13
*** https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_2/15
**** https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/prinoshenie-sovremennomu-monashestvu/2

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 743
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #143 : 09.05.2019, 17:27:24 »
33. «Самозабвение» в молитве

Добродетель самозабвения, которую Лао-Цзы определил как свойство Божества и которую Христос явил в Себе, мы можем взращивать благодаря чистосердечной молитве за других. «Нужно молиться за других с сокрушением и с душевной болью, – говорит старец Паисий Святогорец, – Когда у кого-то рак или другая большая проблема, и, несмотря на это, он не заботится о себе, а молится Богу о других, то Бог «тронут» этим. Тогда у человека в каком-то смысле есть «вес». Он говорит Христу: «я не забочусь о себе и не прошу ничего, но молю Тебя помочь другим». И Бог помогает».

Старец Паисий сказал, что душа может молиться за других с сокрушением «когда по смиренномудрию будет себя считать виновной в том, что случается с ближними».

Тут спросили старца: «Но, Геронта, как вы можете быть виновны в том, что кто-то, например, разводится со своей женой в Афинах?»

И Старец: «Вот говорю себе: “Если бы я был святой, как древние отцы, и просил бы у Бога благодати им соединиться и любить друг друга, то Бог, обещавший слушать Святых, помог бы им. Но из-за того, что я не святой, Бог меня не слушает. Следовательно, я виноват, что разводится эта семья, и за другое зло, что бывает. Итак, я не виню никого, но осуждаю только себя за всё: и тогда Бог помогает*».

Прежде всего мы должны молиться за тех, кто ненавидит или причиняет зло нам. Как мы узнали, именно Лао-Цзы первым учил о воздаянии добром за зло. Христос позже провозгласил это в заповеди «любите врагов ваших» и затем сказал как нам следует любить их: благословляя их, благотворя им и молясь за них. Он сказал: «молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».

Благодаря такой молитве мы очищаем своё сердце от яда ненависти. Когда мы ловим себя на осуждении кого-либо, нам следует по заповеди Христовой сразу же помолиться об этом человеке. Мы обнаружим, что постоянное практикование этого правила является самым действенным средством против духа негодования. По словам старца Паисия, Бог «тронут» такой молитвой и Своей Благодатью Он преображает наш гнев в любовь, превосходящую человеческое и соприкасающуюся с Божественным.
* http://odos.ru/dostigshie/13-paisiy1.php

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 743
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #144 : 09.05.2019, 17:47:48 »
34. «Недеяние» в молитве

Придерживаясь принципа «недеяния» мы не должны обращаться к Богу исходя из себялюбивого желания или предвзятых мнений, но, напротив, мы должны довериться Его премудрости и своевременности в удовлетворении наших настоящих потребностей. Духовный настрой предания себя и доверия Богу прекрасно выражен в молитве св. Филарета Московского († 1867):

«Господи! Не знаю, что мне просить у Тебя. Ты Един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! Даждь рабу Твоему чего сам я просить не смею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения: только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверзто; Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею Святою Волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнить Волю Твою. Научи меня молиться! Сам во мне молись. Аминь*».

Старец Михаил Валаамский († 1962), великий мистик XX века, наставлял своих духовных чад читать эту молитву каждый день, чтобы помочь им обрести правильное отношение к своему Творцу.
* https://www.molitvoslov.com/text583.htm

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 743
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #145 : 10.05.2019, 19:47:30 »
35. Сила прямого обращения

Как мы поняли, бесполезно стараться бороться с помыслами с помощью своей силы воли; напротив, наша борьба в том, чтобы своим умом и сердцем вознестись к Всевышнему за помощью. Это мы можем делать просто и  моментально, посредством прямого обращения ко Христу воплотившемуся Дао/Логосу. Св. Исихий учит: «Не может ум победить демонское мечтание сам токмо собою: да не дерзает на сие никогда. Ибо хитры будучи враги наши, притворяются побеждёнными, замышляя низложить борца отъинуды, – чрез тщеславие; при призывании же имени Иисусова и минуты постоять и злокознствовать против тебя не стерпят*».

Св. Феофан объясняет далее силу прямого обращения в практике бодрствования: «Когда же, не вступая в эту словесную прю со страстным, прямо обратимся ко Господу со страхом, благоговеинством, упованием и преданностью Его вседействию, то этим самым страстное уже отстраняется от очей ума, взирающего на Господа. Будучи отрезано от души таким вниманием, оно само собою отходит, если естественно так возбуждается; а если тут и враг примешивается, то его поражает луч света умного, от созерцания Господа исходящий. И бывает так, что душа тотчас успокаивается от страстных приражений, как только обратится ко Господу и воззовёт к Нему.

Чтобы вам яснее это представить, расскажу одно предание. Жил старец в безмолвной пустыне. Напали на него бесы видимо и начали тащить вон из келии, чтобы выгнать совсем и из пустыни. Старец начал сам отбиваться от них, но те пересилили его и уже к самой двери притащили. Ещё бы немного – и они вышвырнули бы его вон. Видя крайнюю беду, старец воззвал: «Господи, Иисусе Христе! Почто мя оставил еси! Помоги мне, Господи!» Как только воззвал, тотчас явился Господь и разогнал бесов, а старцу сказал: «Я не оставлял тебя; но как ты не призывал меня, а сам думал управиться с врагами, то не приступал помочь тебе. Сам ты виноват, понадеявшись на себя. Призывай меня, и всегда встретишь готовую помощь». Сказав это, Господь стал невидим. Вразумив старца, этот случай и всем нам даёт урок не барахтаться со страстными помыслами своим с ними мысленным препирательством, а тотчас обращаться к Господу с молитвою против них**».

Бывают моменты  – например, когда страсть или демоническое искушение начинает нас порабощать – когда особенно усердное обращение уместно. Св. Иоанн Лествичник советует: «Тем, которые ещё не стяжали истинной сердечной молитвы, в телесной молитве способствует подвиг понуждения, например: распростертие рук, биение в грудь, умилённое взирание на небо, глубокие воздыхания, и частое преклонение колен...

В таком случае, если можно, скорее отойти от людей, скройся на малое время в тайное место, и там воззри на небо, если можешь, душевным оком, а если нет, то хоть телесным; простри крестовидно руки, и держи их неподвижно, чтобы и сим образом посрамить и победить мысленного Амалика. Возопий к Могущему спасти, и возопий не красноречивыми словами, но смиренными вещаниями, начиная прежде всего сим воззванием: «помилуй мя, яко немощен есмь» (Пс.6:3). Тогда опытом познаешь силу Всевышнего, и невидимою помощию невидимо обратишь в бегство невидимых (врагов)***».
* https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_2/15
** https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/chto-est-dukhovnaja-zhizn-i-kak-na-nee-nastroitsja/58
*** https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvichnik/lestvitsa-ili-skrizhali-dukhovnye/20

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 743
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #146 : 13.05.2019, 16:52:28 »
36. Иисусова молитва

В предании Добротолюбия – восточно-православной традиции – есть особо сильная молитва, которой мы взываем к воплотившемуся Дао. Она называется Иисусова молитва. Если её творить с чистым намерением, то Иисусова молитва объемлет всё, о чём мы говорили доселе: метанию, прощение, а также взращивание Благодати посредством бодрствования и молитвы.
 
Иисусова молитва – это короткая, простая молитва, основанная на молитве слепых в Писании (Мф. 20:30–31; Лк. 18:38) и мытаря в притче Христовой (Лк. 18:13). Полная молитва такова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Иногда она произносится в сокращённой форме, чтобы лучше внимать словам: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя».

В первой половине молитвы мы исповедуем, что Христос воистину является воплощением Слова, Которым всё начало быть, и мы призываем Его, Дао ставшим плотью. Поскольку Иисус есть то имя, которое принял Логос облачившийся в одеяние уничижения и смирения (то есть, в человеческую плоть), то нет более могущественного имени на земле для противостояния гордым падшим духам. Говоря словами апостола Петра «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись».

Во второй части молитвы мы исповедуем наше греховное состояние и каждым дыханием взываем к Слову простить нас, очистить наш дух. Таким образом в Иисусовой молитве содержится всё таинство непрестанной метании.

Согласно св. Игнатию Брянчанинову «Существенными принадлежностями этой молитвы должны быть: внимание, заключение ума в слова молитвы, крайняя неспешность при произнесении её и сокрушение духа. Хотя эти условия необходимы при всякой молитве, но удобнее сохраняются и более требуются при совершении молитвы Иисусовой. При псалмопении разнообразие мыслей, в которые облечена молитва, невольно привлекает к себе внимание ума и доставляет ему некоторое развлечение. Но при молитве Иисусовой ум сосредоточивается в одну мысль: в мысль о помиловании грешника Иисусом. Делание по наружности самое сухое, но на опыте оно оказывается самым многоплодным из всех душевных деланий. Сила и достоинство доставляются ему всесильным, всесвятым именем Господа Иисуса Христа*».

«Действие этой молитвы, - говорит Варсонофий Оптинский, - покрыто величайшей тайной. Не в одном говорении слов: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного" она состоит, но доходит до сердца и таинственно водворяется в нем. Через молитву мы входим в общение с Господом Иисусом Христом, молимся Ему, сливаемся с Ним в одно целое. Эта молитва наполняет душу покоем и радостью среди самых тяжелых испытаний, среди всякой тесноты и суеты житейской**».

Иисусова молитва представляет собой основную сущность прямого обращения к Дао/Логосу, которое Христос сделал возможным благодаря Своему пришествию во плоти. Как учит св. Игнатий, эта молитва была указана Самим Христом незадолго до Его распятия:

«Употребление всесвятого Божественного имени Иисус в молитве и моление об этом имени установлено Самим Господом нашим, Иисусом Христом. В этом можно убедиться из той возвышеннейшей и глубочайшей беседы, помещенной в Евангелии от Иоанна, которую Господь имел со святыми апостолами после Тайной Вечери, в многознаменательный час, предшествовавший добровольному исшествию Господа на место предания и на страдания, спасительные для рода человеческого. Учение, произнесённое Господом в этот час, имеет характер окончательного, предсмертного завещания, в котором собраны и изложены Им пред учениками Его, а в лице их – пред всем христианством, самые душеспасительные, окончательные заповеди, залоги достоверные и непогрешительные жизни вечной.

Между прочими залогами и духовными дарами дано и подтверждено позволение и повеление молиться именем Иисуса. «Еже Аще что просите от Отца во имя Мое, – сказал Господь ученикам Своим, – то сотворю: да прославится Отец в Сыне. И Аще чесо просите во Имя мое, Аз сотворю»... Доселе не просисте ничесоже во имя Мое: просите, и приимете, да радость ваша исполнена будет» (Ин. 16:23–24).

Что ж такое, могущее принявшего преисполнить радости, даровано будет молящемуся именем Господа Иисуса? Будет дарован, – отвечаем словами Господа, – «Дух Святый, Его же послет Отец во имя Мое***»».

Св. Григорий Синаит утверждает, что Иисусова молитва является одним из основных способов взращивания семени Благодати данной в крещении: «Дух Святой является в послушании чрез познание и непрерывное призывание Господа Иисуса, то есть чрез память о Боге». Св. Григорий говорит, что этот способ может быть более эффективным чем другие «если [только] напряженно и терпеливо копать землю в поисках золота [благодати]. И если мы желаем найти и познать истину,... Будем заботиться' только об одном, чтобы иметь совершающимся в сердце действие молитвы, согревающее и радующее ум и воспламеняющее душу к невыразимой любви Бога и людей. Потому видящему происходящее от молитвы [требуется] немалое сокрушение и смирение, тем более что даже у новоначальных молитва есть всегда движущее внутреннее действие Святого Духа, в начале распространяющееся из сердца как огонь радости, в конце же проявляющееся как благоухающий свет****».
* http://xn--80abexxbbim5e6d.xn--p1ai/tom5/23.shtml
** https://predanie.ru/book/105689-duhovnoe-nasledie/
*** https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/prinoshenie-sovremennomu-monashestvu/2
**** http://www.hesychasm.ru/library/sinait/hesychia_1.htm

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 743
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #147 : 13.05.2019, 18:12:54 »
37. Меры предосторожности при совершении Иисусовой молитвы

Поскольку Иисусова молитва является таким мощным средством единения с Творцом Логосом, она также и опасна, если практиковать её прежде времени или с неправильным намерением.

С древних времён и доныне, те, кто достиг высших уровней молитвы, единодушно утверждают, что Иисусова молитва должна практиковаться только теми, кто просвещён в водах православного крещения или, по крайней мере, готовится к этому. Иисусова молитва имеет основанием определённый контекст – восточно-православное предание – и она должна сохраняться в этом контексте. Иначе она теряет свою эффективность, когда традиционные средства защиты от ошибок и заблуждений отсутствуют.

Те, кто подвизается в Иисусовой молитве как бы в пустоте, часто находятся в серьёзном затруднении. Один неправославный мужчина, например, недавно написал о своём ужасающем опыте после Иисусовой молитвы: он вошёл в ледяную пустоту, как он сказал, и имел «такое чувство, которое можно описать только как арктическое». Книга Д. Д. Сэлинджера «Фрэнни и Зуи», способствовавшая популяризации Иисусовой молитвы на Западе, даёт точное описание того, что может случиться с человеком в результате постоянного произнесения Иисусовой молитвы вне православной традиции: у Фрэнни необъяснимым образом появились истерические приступы плача.

Восточно-православное предание, восходя непрерывной линией к Самому Христу, преподаёт ту или иную форму Иисусовой молитвы почти две тысячи лет. Творить её на свой страх и риск, избегая дисциплины, на которой она основана, может быть актом гордости, поскольку отвергается само предназначение Иисусовой молитвы, ибо это молитва покаяния.

Сочленнёность с преданием не является, однако, гарантией самой по себе. Как и со всем остальным в духовной жизни, человек должен прийти к Иисусовой молитве с любовью, смирением и неукоснительной честностью по отношению к себе. Можно быть православным и практиковать Иисусову молитву, и, тем не менее, вместо того, чтобы приносить плоды внутреннего очищения, являть признаки духовной гордости, надменности, хладности, высокоумия, осуждения других и пренебрежения подлинными нуждами и проблемами людей.

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 743
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #148 : 15.05.2019, 17:56:58 »
38. Правильное и неправильное применение Иисусовой молитвы

Злоупотребление Иисусовой молитвой проистекает не столько от неправильного её совершения – потому что можно делать всё правильно, согласно традиции – сколько от совершения её с неправильной целью. Опять-таки, как и в случае с бодрствованием, цель здесь должна быть в метании: увидеть самого себя и сбросить эго ради высшей любви к Богу. Если человек не кается произнося Иисусову молитву, то он и не молится.

В гордостном употреблении Иисусовой молитвы часто происходит следующее: Человек услышав, что он может стать святым творя её, творит её имея это на уме. Не искренно желая познать самого себя, он повторяет слова молитвы чтобы утвердить ложный образ самого себя: образ человека, становящегося «духовным». При этом страсти продолжают в нём действовать, но он не сможет их увидеть, пока кто-нибудь другой не придёт и не побеспокоит его.

Когда Иисусова молитва совершается должным образом, то человек не просто произносит слова; он молится ими из глубин своего существа, говоря от лица к Лицу, всегда возвращаясь к сознанию того, что он обращается к Некоему. «Призывание Имени Христа, – говорит о. Софроний, –  должно быть неразлучно с Ним, Его Персоной, неотрывно от Лица Бога. Иначе молитва превращается в техническое упражнение и становится грехом против заповеди: «Не произноси Имени Господа Бога твоего напрасно»... Призывание в страхе Божием Имени Спасителя, соединенное с постоянным старанием жить согласно заповедям, приводит постепенно к блаженному единству всех наших сил, прежде разбитых падением*».

«Обращаться умом надо к Господу, – говорит старец Никодам Карульский, делатель Иисусовой молитвы, почивший недавно на горе Афон, - Не просто выговаривать слова. А Самого Господа надо видеть в молитве. Наше назначение, чтобы мы были как ангелы. Ангелы беспрестанно смотрят на Господа, и нам надо к этому стремиться, чтобы умом видеть в словах Господа, смотреть на Него. А то если умом будем говорить одни слова, а смотреть на Господа не будем, это недостаточно для молитвы.

– Но это без-образно смотреть? Без-образно. Духом. Бог есть дух. И как он Самарянке объясняет: «Духом поклоняться будете». И молимся мы духом к Самому Господу. А как это? Когда я обращаюсь к Господу и сейчас же верую, чувствую, что я смотрю на Господа и Господь на меня смотрит. Господь-то на меня беспрестанно смотрит. В «Добротолюбии» есть одно хорошенькое словечко: Бог нас всегда видит, а человек видит тогда только, когда он кроме Господа ничего не видит. Тогда он может и слышать Его. Это маленькое выражение Илии Индикта в «Добротолюбии».

Смотреть на Господа надо, с верой. На Господа смотришь и веришь, что Господь на тебя смотрит. Духом молиться, духом! Бог требует таких поклонников, духом поклоняйся. Бог есть Дух, и надо поклоняться духом и будут люди поклоняться духом. И мы своим духом молимся к Богу-Духу. Наш дух с Богом соединяется. Когда мы с верой обращаемся к Духу-Богу, то Господь на нас смотрит и дух человеческий с Духом Господним соединяются во время молитвы.
[...]
Упражняйся в этом. И так всегда, как молишься, сейчас же обращайся к Господу. Дух твой должен обращаться к Господу. И чувствовать Господа. И тут отголосок, тут же отклик получаешь. Милость к тебе приходит. Это всё верой, верой совершается, верой и понуждением. Вот какое дело! «Го-осподи Иисусе Христе, поми-илуй мя!» Это очень хорошая молитва. От одного произношения молитвы уже чувствуешь вкушение милости Божией. И дальше больше. И если со вниманием. И во время молитвы, если чёточку всю протянешь... слёзки пойдут тогда... умиление придет... И теплота сердечная тогда пойдет**».
* https://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Saharov/o-molitve/2
** https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Karulskij/nastavlenija-startsa-nikodima-karulskogo/

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 743
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #149 : 15.05.2019, 18:23:42 »
39. Иисусова молитва и навязчивые мысли

Творя Иисусову молитву мы должны стоять на страже от ментального поглощения себя помыслами. Как пишет о. Софроний, человек зрит помыслы и затем уничтожает их «закрывая входы в сердце, поставив там стражем обнаженный от воображения и размышления, но вооруженный молитвою и именем Иисуса Христа ум*».

Когда человек по-настоящему молится со вниманием, он может с самого начала пресечь рост страстей с помощью самих слов Иисусовой молитвы. Писатели Добротолюбия, цитируя слова псалмов Давида, называют это «разбиванием младенцев о камень». Как объясняет старец Никодим Карульский: «Начинаются помыслы прилогами. Прилог даже безгрешный бывает... Когда молишься «Господи Иисусе Христе...» – прилоги как «младенцы о камень» (Пс 136, 9) убиваешь, об Иисуса Христа. Как только в уме появляется помысел, прилог, так... «Господи...», убиваешь этих «младенцев». А если дашь ему войти дальше, не будешь внимать словам молитвы, но размышлять, уже это будет собеседование, затем сочетание, сосложение, а потом пойдёт и пленение, и тогда уж страсти**».
* https://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Saharov/starets-siluan-afonskij/1
** https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Karulskij/nastavlenija-startsa-nikodima-karulskogo/

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 743
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #150 : 17.05.2019, 18:36:53 »
40. Иисусова молитва как покаяние

Совершение Иисусовой молитвы с целью почувствовать себя духовным и отвлечься от своего греховного состояния, является, конечно же, противоречием в определении. Оно противоречит самому смыслу просить у Христа «помилуй мя». Не столкнувшись со своими бесами в наших умах, как мы можем знать, насколько нам нужна милость Христова? Если мы не знаем, что мы действительно погибаем, как мы можем иметь Христа своим Спасителем?

Иисусова молитва, как мы поняли, – это молитва покаяния, а бодрствование – это основание покаяния, поскольку посредством него мы можем сознавать все тонкие, потаённые страсти и негодования, о которых нам надо покаяться.

Увидев посредством бодрствования своё греховное состояние, мы можем сразу же привести это состояние себе на ум произнося Иисусову молитву; и особенно те его признаки, которые мы недавно заметили. Говоря затем «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», мы искренно имеем это ввиду. Это не будет просто проговариванием слов. Наше внутреннее существо, находящееся вне слов, почувствует это.

Каждый раз, когда мы произносим Иисусову молитву с чувством, мы смиряем гордое эго и полагаем себя ниже всего, ниже Пути вселенной. Таким образом мы, делая дыхание за дыханием, обращаем в себе вспять последствия первородного греха, когда человек пытался стать Богом.

Признаки истинного бодрствования и молитвы это непринуждённая спонтанность, бесхитростность, невинность младенца, переполняющая внутренняя радость, умиление сердца, непритворное смирение, мужество (отсутствие колебаний), правдивость, любвеобильность, неосуждающая натура и искренняя, активная забота о людях. Даже в современной России они считаются признаками настоящего старца или старицы. Если же «духовность» человека продумана и форсирована, то можно быть уверенным, что он не познал себя и не освободился от себя, как бы смиренно он себя не вёл.
« Последнее редактирование: 17.05.2019, 18:40:10 от Даниил Хосейни »

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 743
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #151 : 17.05.2019, 19:09:28 »
41. Без идолов

Как утверждает старец Никодим, Иисусова молитва – как и все остальные виды молитв – должна совершаться без преднамеренного формирования образов в уме: воображения являющегося Иисуса и т.д. Это опускает человека до уровня низшей души и сферы падшего воображения, и является одним из наиболее быстрых и верных путей к прелести. Поскольку сознание духа бесформенно, то человек не может молиться в духе воображая образы в голове. Такой образ есть идол.

Точно также и произнося Иисусову молитву, должно блюсти себя от того, чтобы не сделать из неё кумира, как будто спасение от слов, а не от воплощённого Логоса. Св. Феофан предупреждает:

«В действии молитвы Иисусовой не должно быть никакого образа, посредствующего между умом и Господом, и слова произносимые не главное суть, а посредствующее. Главное – умное пред Господом в сердце предстояние. Се умная молитва, а не слова. Слова здесь тоже суть, что слова всякой другой молитвы. Существо умной молитвы в хождении пред Богом; а хождение пред Богом есть неотходящее от сознания убеждение, что Бог, как везде есть, так и в вас есть, и видит всё ваше внутреннее, – видит даже более, нежели вы сами. Это сознание ока Божия, смотрящего внутрь вас, тоже не должно иметь образа, а всё должно состоять в одном простом убеждении, или чувстве. Кто в тёплой комнате, тот чувствует, как теплота охватывает его и проникает. Тоже должно происходить и в духовном нашем человеке от вездесущего и всеобъемлющего Бога, Который огнь есть.

Слова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», хоть суть орудие, а не существо дела, но орудие очень сильное и многодейственное; ибо имя Господа Иисуса страшно для врагов нашего спасения и благословительно для ищущих Его. Не забудьте, что дело сие просто, и никаких причудливостей не имеет, и не должно иметь*».
* https://azbyka.ru/otechnik/molitva/umnoe-delanie-o-molitve-iisusovoj/2

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 743
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #152 : 17.05.2019, 19:19:43 »
42. Уровни Иисусовой молитвы

Архимандрит Софроний указывает на некую последовательность в развитии Иисусовой молитвы: «УСТНАЯ: мы произносим молитву устами, сосредоточивая наше внимание на Имени и словах. УМНАЯ: мы не двигаем устами, но произносим Имя Иисуса Христа и прочее содержание мысленно. УМНО-СЕРДЕЧНАЯ: ум и сердце соединены в своем действии; внимание заключено внутри сердца, и там произносится молитва. САМОДВИЖНАЯ: молитва утвердилась в сердце и без особого усилия воли сама произносится внутри сердца, привлекая туда внимание ума. БЛАГОДАТНАЯ: молитва действует, как нежное пламя внутри нас, как вдохновение Свыше, услаждающее сердце ощущением любви Божией и восхищающее ум в духовные созерцания. Иногда соединяется с видением Света*».
https://lib.pravmir.ru/library/readbook/3946 

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 743
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #153 : 18.05.2019, 16:58:20 »
Глава шестая: Закладка основания

43. Подсчитай издержки

Чтобы дойти до этих глубоких уровней бодрствования и молитвы мы должны заплатить высокую цену. Христос говорит нам «вычислить издержки». У нас не будет успеха в духовной жизни пока мы в первую очередь не будем готовы отречься от себя во всём в этой временной жизни, чтобы соединиться с воплощённым Словом. «Если кто хочет за мною пойти, – говорит Христос, – да отречётся от самого себя и возьмёт крест свой и следует за мною».

Взяв на себя крест, нам уже нет дороги назад. Мы должны быть преданными на все сто. Христос говорит нам: «Ни один человек, который положил свою руку на плуг и оглядывается назад, не пригоден для Царства Божия». Мы не можем предать или усомниться в Том, Которому мы избрали последовать. Мы должны быть тверды; иначе, как предупреждает нас Христос, «становится для человека того последнее хуже первого».

Даже Лао-Цзы понял это в своё время, ибо он написал:

«Имей я толику знания, то, идя Путём,
Боялся бы только сбиться с него».

Иероглиф печати «Вычисли издержки» (Лк. 14:28).

Недостаточно просто «любить Бога». Христос заповедует нам «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим». Если практиковать правильно, то бодрствование и молитва помогают нам делать именно это, ибо они объединяют сердце, душу и разум в непрестанном стремлении и обращении к Творцу Логосу. Любить Бога таким образом - значит любить Его превыше всего, вплоть до ненависти к своему эго, привязанному к вещам этого мира. Христос сказал «Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную».

Кроме того, Христос призывает нас ненавидеть наши земные привязанности. Он сказал: «если кто приходит ко мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть моим учеником». Это значит не ненавидеть самих людей, а нашу плотскую зависимость от них, которая заменяет нашу зависимость от Бога. Привязанность к другим мешает нам любить не только Бога, но и тех самых людей, к которым мы привязаны.

Когда мы отрекаемся от себя, вступая в жизнь бодрствования и молитвы, мы отсекаем наши прежние пути бегства в чувственное удовольствие. Мы искореняем самые тонкие проявления гордости: все стремления к «любви», популярности, признанию, принятию. Входя в себя, мы опознаём наши любимые страсти, и затем угашаем их одну за другой. На каждом шагу мы отсекаем свои прихоти, вместо этого исполняя волю нашего Творца.

Исполнять волю Бога - значит следовать заповедям, которые Он открыл миру через Иисуса Христа. «Да действует в тебе один Иисус святейшими заповедями Своими, – говорит св. Игнатий, – помышлениями и ощущениями, истекающими из этих заповедей. Если будешь жительствовать таким образом, то непременно процветёт в тебе молитва Иисусова, независимо от того, пребываешь ли ты в глубокой пустыне, или посреди молв общежития... Жительство по евангельским заповедям есть единый и истинный источник духовного преуспеяния, доступный для каждого, искренно желающего преуспеть, в какое бы наружное положение он ни был поставлен недоведомым промыслом Божиим*».

Заповеди Христовы - это не просто правила, а скорее жизненно важные указания Пути Неба. Когда Он говорил «любите врагов ваших» или «кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом», Он раскрывал нам нечто из Своего собственного естества, чтобы мы могли стать подобными Ему и быть в гармонии с принципом вселенной. Отсекая свою волю и негодования, мы естественным образом будем следовать этому принципу, поставляя себя ниже всех, служа им и жертвуя собой ради них.

Служить людям это не значит давать им всё, что они хотят. Благодаря внутреннему ведению нашего духа, оповещаемого Творцом, мы можем отличить требования людей от их истинных потребностей, а затем мы удовлетворяем истинные потребности любой ценой. Таков Путь Неба и таково истинное значение любви к другим.

Без такой самоотверженной любви, проявляющейся в действиях, подлинной молитвы не может быть. «Никто из вас да не думает, – пишет св. Феофан Затворник, – что только подвизаться в молитве достаточно. Это не так. Мы должны быть усердными во всём, совершенствоваться в каждом добром деле». Как говорит апостол Иоанн «не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего».

Если наши сердца искренни, мы будем сторониться изолированной «духовности» самодовольства и самомнения. Мы увидим, что Бог даёт нам постоянные возможности отсечь нашу волю перед другими людьми. Не желая больше исполнять свою волю, мы будем искать жизнь, подотчётную другим. В контексте брака это означает обещанную ответственность и преданность своей жене или мужу; в монашеском контексте это означает то же самое по отношению к своему духовному отцу или матери, братьям и сёстрам. Мы должны упорно стоять в этом, особенно когда это идёт в разрез с нашими желаниями и мнениями. Все древние духовные писатели считают это существенно важным, если мы хотим преуспеть на пути молитвы, потому что не отсеча свою волю ради других, мы можем думать, что творим волю Божию, в то время как на самом деле мы творим свою волю.

Кроме того, крайне важно нам оставить – или, по крайней мере, немного хотеть оставить – все наши негодования прежде чем мы начнём молиться.  Христос сказал «когда стоите на молитве, прощайте, если что́ имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших». Также и св. Иоанн Лествичник пишет «Когда идёшь предстать пред Господом, да будет вся риза души твоей соткана из нитей, вернее же сказать, из залога непамятозлобия. Если не так, то не получишь от молитвы никакой пользы**».
* http://www.k-istine.ru/library/ignatiy_brianchaninov-02.htm
** https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvichnik/lestvitsa-ili-skrizhali-dukhovnye/33

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 743
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #154 : 20.05.2019, 18:03:43 »
44. Отсечение отвлечений

Наконец, мы должны отсечь внешние отвлечения. Они начинаются с самого первого отвлечения — потворства в пище - из которого рождаются все другие чувственные отвлечения – от любви к комфорту до сексуальной похоти, курения табака, наркомании и злоупотребления алкоголем. Среди них использование марихуаны, пожалуй, наиболее зловещее, поскольку оно создаёт иллюзию «духовности», в то же время делая человека неспособным сосредоточиться и, таким образом, практиковать бодрствование и познать себя.

Отрезав грубые формы чувственного отвлечения, мы всё ещё сталкиваемся с более тонкими отвлечениями - на этот раз от гипнотического использования развлечений и информации - также притупляющими разум и мешающими трезвости. Поражённые постоянным потоком звуков, слов и образов в современном западном мире, наше сознание гораздо более разобщено и раздроблено, чем в прежние времена; наши мысли более беспорядочны. Однако, продолжая бодрствовать и молиться, мы естественным образом начнём избегать и эти отвлечения. Действия, которые раньше казались допустимыми, теперь будут противоречить нашему молитвенному сознанию. Сначала мы можем опознать телевизор как отвлечение, затем музыку (особенно её грубые современные формы), газеты и мирские журналы, а затем сплетни, пустые разговоры и так далее.

Св. Исихий советует: «Всеусильно старайся проходить добродетель внимания, которая состоит в блюдении и хранении ума и в установлении сладостного сердечного безмолвия и, свободного от мечтаний, блаженного состояния души: – дело, которое не во многих найдешь. Добродетель внимания именуется мысленным любомудрием. – И проходи ты её в великом трезвении и тёплом усердии с молитвою Иисусовою, со смирением и непрерывностью, с молчанием чувственных и мысленных уст, с воздержанием в ястии и питии и с удалением от всего греховного, проходи её путём мысленным искусно с рассуждением, и она с Божию помощью раскроет тебе то, чего не чаял, даст тебе знание, просветит, умудрит и научит тому, что прежде и в ум приять не имел ты способности, когда ходил во тьме страстей и тёмных дел, будучи погружён в бездну забвения и смятения помыслов».

О. Софроний далее говорит о необходимости предохраняться от того, чтобы быть уловленным мирскими впечатлениями: «Натиск идущих извне помыслов чрезвычайно силён, и, чтобы ослабить его, монах вынуждается в течение всего дня не допускать ни единого страстного взирания, не позволить себе пристрастия ни к чему. Монах постоянно стремится к тому, чтобы число внешних впечатлений довести до последнего возможного минимума, иначе в час внутренней, умной молитвы всё отпечатлевшееся неудержимою стеною идёт на сердце и производит большое смятение**».
* https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_2/15
** https://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Saharov/starets-siluan-afonskij/1

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 743
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #155 : 20.05.2019, 18:21:08 »
45. Умерщвление эго

Из всего вышесказанного можно понять, что ничего иного, кроме медленной, болезненной, беспощадной смерти эго не требуется от тех, кто хочет практиковать бодрствование и молитву в правильном духе. Лишённое своей привычной пищи, изморенное голодом эго отступит в угол, где оно закричит пока у него не иссякнут силы и оно не угаснет. После этого начнётся настоящая жизнь.

Св. Феофан так это описывает: «Дело очищения надо будет вести самим, без жалости к себе. Производитель его в нас есть та живодейственная ревность, о которой я писал прошлый раз. Она и резак, и нож, который весьма хорошо действует, когда отточен благодатию и направляется по её же внушениям. Она и безжалостна бывает, когда вселится в сердце, и режет, не слушая криков режемого. Зато и дело при ней идёт спешно и скоро приходит к концу, ибо не всё – резанье. Когда всё поотрежется, тогда ревность не ножом уже бывает, а стражем и всю лютость свою обращает на врагов спасения, от докучливости которых никто не свободен и бесстыдство которых никогда не оставляет покойным никого*».

«Восстав от миролюбия и сластолюбия, – говорит св. Иоанн Лествичник, – отвергни попечения, совлекись помышлений, отрекись тела; ибо молитва есть не иное что, как отчуждение мира видимого и невидимого. «Что бо ми есть на небеси?» – Ничтоже. «И от Тебе что восхотех на земли?» – Ни что иное, как только непрестанно в молитве безмолвно прилепляться к Тебе. Одни пленяются богатством, другие славою, иные стяжанием: «мне же еже прилеплятися Богови вожделенно есть и полагати на Него упование" моего бесстрастия».
* https://iknigi.net/avtor-svyatitel-feofan-zatvornik/92122-chto-est-duhovnaya-zhizn-i-kak-na-nee-nastroitsya-pisma-svyatitel-feofan-zatvornik/read/page-6.html
** https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvichnik/lestvitsa-ili-skrizhali-dukhovnye/33

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru