Автор Тема: Христос, Вечное Дао  (Прочитано 2083 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 701
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #100 : 12.03.2019, 17:26:57 »
14. Непостижимость Троицы

Тайна Триединого, поскольку она относится к Сущности Бога, в конечном итоге непостижима не только для дискурсивных рассуждений, но и для чистой интуиции. Вот почему даже Лао-Цзы не смог прийти к этому осознанию. (Будет) странно сказать, что с откровением тайной Троицы человек знает о Боге больше, чем когда-либо прежде, но также и более полно осознаёт абсолютную непознаваемость Сущности Бога.

И Лао-Цзы и древние греки говорили о непостижимости Абсолюта, о его «безымянности», что, как отмечает Жи-минь Шень, также связано с понятием пустоты у Лао-Цзы. Но хотя Абсолютное Существо этих философий стоит за пределами дискурсивных рассуждений, оно по своей природе не непостижимо для чистого человеческого интеллекта и может быть положительно определено как Единое. В свете тайны Троицы непостижимость Бога оказывается более радикальной, более абсолютной, чем могли бы знать Лао-Цзы или греки. В «О Божественных именах» - мистическом произведении V века, написанном в традиции св. Дионисия Ареопагита, - автор исследует имя Единого, которое может быть применено к Богу, а затем сравнивает его с другим «величайшим именем» - именем Троицы, что учит нас тому, что Бог, в конечном счёте, ни единичен, ни множествен, но тот и другой одновременно, будучи непознаваемым в том, кем Он является.

«Бог одинаково Единица и Троица», - пишет преподобный Максим Исповедник († 662 г.). Таким образом, высшая точка откровения - это антиномия, парадокс, который не может быть разрешён человеческими силами. Архимандрит Софроний пишет: «Бессильно бьётся наш логический разум над разрешением данной нам проблемы, стоящего пред нами откровения: АЗ ЕСМЬ»*.

Таким образом, то, что Лао-Цзы назвал «безымянностью» Абсолюта, находит своё исполнение в раскрытии Триединства как изначального факта. Это абсолютная реальность, исходный факт, не подлежащий умозаключению, объяснению или обнаружению посредством какой-либо другой истины; ибо нет ничего, что ему предшествует. Человеческая мысль, отказываясь от любой поддержки, находит свою поддержку в Боге. Здесь мысль обретает непоколебимую устойчивость; невежество переходит в знание.

Св. Григорий Назианзен († 390 г.), прозванный «песнопевцем Святой Троицы», прекрасно описывает своё созерцание этой выходящей за пределы разума антиномии: «Я ещё не начал думать об Единице, как Троица озаряет меня Своим сиянием. Едва я начал думать о Троице, как Единица снова охватывает меня. Когда Один из Трёх представляется мне, я думаю, что Это целое, до того мой взор наполнен Им, а остальное ускользает от меня; ибо в моём уме, слишком ограниченном, чтобы понять Одного, не имеется больше места для остального. Когда я объединяю Трёх в одной и той же мысли, я вижу единый светоч, но не могу разделить или рассмотреть соединённого света»**.
Источники
* «Рождение в царство непоколебимое» https://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Saharov/rozhdenie-v-tsarstvo-nepokolebimoe/
**Из книги профессора Лосского «Очерк мистического богословия Восточной Церкви» https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/ocherk-misticheskogo-bogoslovija-vostochnoj-tserkvi/

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 701
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #101 : 12.03.2019, 18:49:28 »
15. Предзнаменования тайны Троицы

Если тайна Триединого не может быть постигнута человеческими силами, то почему Бог не открыл её Моисею, когда Он открыл тайну «Я ЕСМЬ»? Архимандрит Софроний отвечает следующим образом:

«Бог открыл Себя настолько, насколько Моисей мог восприять, потому что Моисей не мог вместить всего откровения: «Я проведу пред тобою всю славу Мою, и провозглашу Имя Моё, ЯХВЕ пред тобою... и когда будет проходить слава Моя, Я... покрою тебя рукою Моею... и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, Лицо же Моё не явится тебе...».

«Прошли века, прежде чем истинное содержание чудного Имени Я ЕСМЬ было понято. Несмотря на весь пыл их веры, ни Моисей, ни пророки, которые были его наследниками, в полной мере не оценили благословения, ниспосланного им. Они имели опыт Бога в основном через исторические события. Если они обращались к Нему в духе, они созерцали (Его) во мраке. Когда мы, сыны Нового Завета, читаем Ветхий Завет, мы замечаем, как Бог пытался внушить нашим предшественникам, что Я ЕСМЬ — это Единое Существо и в то же время Три Лица. Иногда Он даже говорил о Себе, как «Мы». «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас». Для христианина при чтении книги Бытия примечательным является также то, что Бог явился Аврааму в виде трёх мужей, к которым он, однако, обращался как к единому существу»*.

Здесь, говоря о проблесках Триединства в Ветхом Завете, мы не можем не упомянуть поразительную фразу в 42-й главе Дао-Дэ-Цзин, в которой Лао-Цзы пишет: «Три рождает всю тьму вещей». Комментируя этот отрывок, Жи-минь Шень говорит, что Три представляет собой «согласование противоположностей», что недалеко от объяснения смысла Троицы святым Григорием Назианзеном: «Троица замыкается в совершенстве, ибо Она первая преодолевает состав двоицы»**. Жи-минь Шень далее утверждал «Три есть первооснова порядка», и поэтому оно «рождает всю тьму вещей». Здесь можно видеть, что Лао-Цзы, хотя ему не было дано знать полный смысл Триады, тем не менее сознавал, что это творческая Первооснова.

Икона Единого Троического Бога, явившегося Аврааму в виде трех гостей-ангелов. Отец / Ум представлен ангелом слева, поскольку Он является Первоосновой Божества; Сын / Слово (в центре) и Дух / Дыхание (справа) обращены к Нему. В этой мистически символической композиции телá Отца и Духа образуют контуры чаши между собой, а Сын — посредине её. Чаша представляет чашу Тела и Крови Христа, пролитую за мир. Таким образом, в то время как Сын и Дух свидетельствуют об Отце, Отец и Дух своим местоположением свидетельствуют о Сыне в самозабвенной любви. Русская икона, написанная Андреем Рублёвым, первая половина XV века.

*Из книги «His Life is Mine» (Его Жизнь – Моя). Перевод с английского. Эта книга по своему содержанию часто дословно совпадает с «Рождением в царство непоколебимое».
** https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/ocherk-misticheskogo-bogoslovija-vostochnoj-tserkvi/3

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 701
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #102 : 15.03.2019, 19:49:44 »
16. Чаяние древних евреев

«Тот факт, что откровение, полученное Моисеем, было неполным, - продолжает архимандрит Софроний, - обнаруживается в его свидетельстве людям, что «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте». И ещё:« И сказал мне Господь... Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему». Весь Израиль, согласно сему Завету, жил под знаком ожидания того Пророка, о котором писал Моисей (Ин.5:46); Пророка по преимуществу (Ин.1:21); Мессию, Который, «когда придёт, то возвестит им всё» (ср. Ин.4:25). «Прийди, живи с нами, дабы мы познали Тебя», - это был постоянный вопль древних евреев. Отсюда и имя «Эммануил», что значит «с нами Бог»».

«Его явление в нашей плоти есть центральное событие и высший смысл всего мироздания. Он не отверг прообразов Ветхого Завета, но оправдал их, раскрыв в них божественный план. Всему, что было в Законе Моисеевом и в огненных пророческих словах, Он сообщил новые измерения: универсальные, вечные».

«Моисей ясно узрел, что безначальный Абсолют не есть некое отвлечённое всеединство, безличное или сверх-личное, ни детерминированный космический процесс, а Бог живой, ипостасный. Но не во всей полноте воспринял он его, откровение: он не видел Бога в Его Свете, как апостолы узрели Его на горе Фаворе – «Вошёл Моисей во мрак, идеже Бог». (Исх. 20:21)... Достигнув пределов Земли Обетованной, Моисей умер».

Иероглиф печати: три древних китайских имени Божественного Существа: Шан-ди («Верховный Правитель»), Дао («Путь») и Лин («Дух»).
Эта печать, созданная в стиле Дачжуань (1766–221 гг. до н. э.), представляет собой тайну Троицы посредством архаических китайских пиктограмм. Здесь Шан-ди соответствует Отцу / Уму (Первооснове Божества); Дао соответствует Сыну / Слову (Действующей Причине); а Лин соответствует Духу / Дыханию (Совершенствующей Причине).
Сегодня в Китае последователи Христа обычно называют Бога Шан-ди, а также Шен , другой синоним «Духа». Они называют Святого Духа «Шэн Лин», что является сочетанием двух древних иероглифов, «святой» и "дух" . Последний является точной копией древней письменной формы. И, как мы узнали, они именуют «Слово» Божие (как говорится Библии) Дао. Таким образом, они сохраняют связь с самыми первобытными корнями китайской религии, даже принимая новое откровение воплощённого Дао.

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 701
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #103 : 15.03.2019, 20:49:17 »
Глава третья. Когда Путь стал плотью

«Дао стал плотью» (Ин. 1:14)

17. Христос как «Я ЕСМЬ»

И вот Он явился, Тот, кому мир обязан своим сотворением. Дао / Логос древних китайцев и греков теперь сверхъестественным образом принял образ человека. Пришёл Мессия, Которого ждали древние евреи, чтобы быть посвящёнными во всю полноту истины. «Новый завет Христа», – пишет о. Софроний, – «возвещает начало нового периода в истории человечества. Теперь Божественная сфера нашла отражение в безысходном величии любви и смирении Бога, нашего Отца. С пришествием Христа всё изменилось: новое откровение повлияло на судьбу всего сотворённого мира».

Когда Дао стал человеком в Иисусе Христе, Он открыл Себя как Я ЕСМЬ, Который говорил с Моисеем на горе Синай. Евреям Он сказал: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день мой; и увидел и возрадовался». Не понимая, люди спрашивали Его: «Тебе нет ещё пятидесяти лет, – и ты видел Авраама?» Христос сказал им: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я ЕСМЬ». Когда Он произнес это самое священное имя Бога в еврейской религии, евреи ясно поняли о чём он говорит.

Икона преображения Христа на горе Фавор, окружённаго Нетварным Светом и явленного вместе с пророками Моисеем и Илиёй. Внизу апостолы повержены на землю. Русская икона Феофана Грека, XV в.

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 701
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #104 : 15.03.2019, 21:12:26 »
18. Дэ Христа

Приняв плоть, Дао объединил человеческую энергию с Божественной Энергией в одной личности. Божественная Энергия не воздействовала на Него как на Моисея и, в меньшей степени, на Лао-Цзы. Скорее, это была собственная Энергия Христа: Нетварная Сила (Дэ) Дао. Именно этим Дэ - тем самым, что, по словам Лао-Цзы, питает всё творение, - Христос совершал Свои чудеса. В Евангелиях говорится, что «весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила Сила (Дэ) и исцеляла всех». Когда женщина прикоснулась к Нему и была мгновенно исцелена, Сам Христос сказал: «Прикоснулся ко мне некто, ибо я чувствовал Силу, исшедшую из меня».

Люди вокруг Христа не могли видеть эту Энергию. Однако на горе Фавор Христос открыл духовные глаза Своим Апостолам, чтобы они могли увидеть её - и они увидели её как Свет: «И преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». Комментируя это сверхъестественное событие, румынский православный священник Георгий Кальчу говорит: «Не думайте, что Иисус Христос взял у Своего Отца Нетварный Свет только ради этого момента. Он был окружён этим Светом всё время, и только открыл глаза Апостолов, чтобы они могли увидеть Его Свет на горе Фавор и уразуметь, что Он воистину Бог. Апостолы не были готовы увидеть Свет Иисуса Христа, и из-за этого они пали на землю».

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 701
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #105 : 23.03.2019, 12:35:05 »
19. Христос Лао-Цзы

Странный, но неопровержимый факт, что, когда Бог принял плоть, Он во многих отношениях (хотя, конечно же, не во всех) явил Себя более близким по духу к Дао Лао-Цзы, чем к образу Бога в понимании евреев того времени, хотя у евреев было откровение данное Моисею. С этим бывает трудно согласиться тем, кто привык думать о Христе как о исполнении ожиданий исключительно евреев. Древняя христианская традиция, однако, утверждает, что Христос удовлетворил желания всех народов*.

Поскольку они воспринимали Бога как пребывающим в одиночестве, многие из еврейских религиозных лидеров времён Христа стали считать Его как неумолимого космического Судью. Он был как бы Верховной Властью, которая создала систему закона и наказывала правонарушителей исходя из личного негодования. Его справедливость была строгой. Таким образом для религиозных лидеров закон был всем и должен был исполняться до буквы. Такая идея привела в последующие века к бесконечной кодификации и толковании религиозных законов.

Когда Дао стал плотью, Он вовсе не имел сходства с этой идеей Бога. Он был, как сказал о нём Лао-Цзы, «подобен воде: Вода приносит благо всей тьме вещей и ни с чем не борется. Собирается в местах, которых люди избегают». Архимандрит Софроний пишет:

«Он пришёл в крайнем смирении; как последний нищий. Он не имел места, «где приклонить главу Свою» (Мф.8:20); Он не имел никакой власти не только в Государстве, но даже и в Церкви Законной, основанной на Синайском Откровении, данном Моисею Им же Самим (Ин.5:46). Его рождение ни для кого не было пугающим, кроме Ирода. Он не противится тем, кто отвергает Его. И мы познали Его, как Вседержителя именно потому, что Он истощил Себя даже до рабьего образа (ср.Флп. 2:7), до не-противления совершающемуся над Ним насилию и убийству. И естественно: как Создатель, как истинный Владыка всего сущего, Он не мстил никому».

Христос сказал о Себе: «Цари господствуют над народами... А я посреди вас, как служащий». Точно так же и Лао-Цзы писал о Нём до Его пришествия:

Великий Путь одевает и кормит все вещи,
Но им не хозяин,
Всё сущее возвращается к нему,
А он всё же им не хозяин.

Древние евреи знали, что их Мессия придёт в образе человека. Когда Он пришёл, «множество народа слушало Его с услаждением», а некоторые сказали: «никогда человек не говорил так, как этот человек». Однако другие, особенно среди лидеров, отвергли Его, потому что Он не соответствовал их предвзятому представлению о Нём. Несмотря на свидетельство пророка Исаии, который предсказал, что Мессия и «трости надломленной не переломит», они ожидали, что Он будет мирской авторитетной фигурой, которая соберёт армию и безжалостно разгромит их римских угнетателей. Напротив, они увидели, что Христос был (по его собственным словам) «кротким и смиренным сердцем». О Нём Лао-Цзы «пророчествовал»:

Оттого, что Путь никогда не считает себя великим,
Он и может воистину быть велик.
Путь Неба: не борется, зато искусно побеждает.

«Ибо Сын Человеческий», –  сказал Сам Христос, – «пришёл не губить души человеческие, а спасать».

В отличие от евреев, Лао-Цзы не жил в ожидании Мессии. И всё же, как о. Серафим Роуз верил, он бы последовал за Христом, если бы увидел Его, потому что он узнал бы в Нём смиренного Дао, которого он интуитивно познал в чистоте (своего) ума.
*Близость Христа к китайскому уму подтверждается множеством людей, которые сегодня обращаются к Христу в Китае.
« Последнее редактирование: Вчера в 13:26:26 от Даниил Хосейни »

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 701
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #106 : 23.03.2019, 13:24:09 »
20. Откровение Христа о Троице

Раскрыв в Своей Личности самоотверженность Абсолюта, Христос открыл человечеству «секрет», стоящей за ней - тайну Троицы.

Если бы Бог открыл Себя Моисею не только как «Я ЕСМЬ», но и как «Я ЕСМЬ ТРИ В ОДНОМ», это ничего бы не значило для Моисея и его народа. Только Сам Бог может вместить полноту этой тайны; поэтому только Сам Бог мог дать это знание человечеству. Ходя среди нас в подобии нашей плоти, Он открыл Триединого не как словесную или письменную формулу, а как живую, личную Реальность. Однако по причине величия тайны, Он делал это постепенно.

«Обретение знания о Боге - это медленный процесс», - объясняет о. Софрония, –  «он не достижим во всей полноте с самого начала, хотя Бог всегда и в каждом своём проявлении неизменно Един и неделим. Христос использовал простой язык, понятный самым невежественным, но то, что Он говорил, было выше понимания даже самых мудрых из Его слушателей. «Прежде нежели был Авраам, Я ЕСМЬ»; «Я и Отец – одно»; «Отец мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим»; «И я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (тут приводится Третье Лицо); «Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о мне».

«Мы замечаем, что Христос только постепенно начал говорить об Отце, и только в конце Своей земной жизни Он говорил о Святом Духе. До самого конца ученики не могли Его понять, а Он не пытался объяснить им образ Божественного Существа. «Ещё многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить». Вместо этого Он указал, как мы можем достичь совершенного знания: «если пребудете в слове моём, то... позна́ете истину». «Утешитель же, Дух Святый... научит вас всему и напомнит вам всё, что я говорил вам». «Когда же придёт Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину».

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 701
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #107 : 23.03.2019, 14:07:18 »
21. Откровение Христа о Боге Любви

С откровением Христа о Троицы человечество впервые осознаёт, что воистину «Бог есть любовь». Теперь понятно, что если бы Бог был моноипостасным (то есть одним Лицом), Он не был бы любовью. Архимандрит Софроний пишет:

«Моисей, который истолковал откровение Я ЕСМЬ как означающее единую Личность, дал своему народу Закон. «Благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа». Троица - это Бог любви… «Иисус, зная, что пришёл час Его перейти от мира сего к Отцу, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их». Это наш Бог. И нет другого, кроме Него. Человек, который благодаря дару Святого Духа испытал дыхание Его любви, всем своим существом знает, что такая любовь свойственна Триединому Божеству, явленному нам как совершенный образ Абсолютного Существа. Моноипостасный Бог Ветхого Завета и (задолго после Нового Завета) Корана не знает любви.

«Любить - значит жить в любимом и для любимого, чья жизнь становится нашей жизнью. Любовь ведёт к единству бытия. Так это внутри Троицы. «Отец любит Сына». Он живёт в Сыне и в Святом Духе. Сын пребывает в любви Отца и в Святом Духе. И Святого Духа мы знаем как любовь всесовершенную. Святой Дух вечно исходит от Отца, живёт в Нем и пребывает в Сыне. Эта любовь делает совокупность Божественного Существа единым вечным Действием. По образцу этого единства человечество тоже должно стать единым человеком».

Христос сказал: «Я и Отец - одно». И за Своих учеников Он молился: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во мне, и я в Тебе, так и они да будут в нас едино». Таким образом, заповедь Христа о любви - это проекция небесной любви в земном плане. Реализованная в своём истинном смысле, она делает жизнь человечества похожей на жизнь Божественной Троицы.

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 701
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #108 : 23.03.2019, 15:30:32 »
22. Христов Закон Любви

Бог, говоря пророку Иеремии о новом завете, который принесёт Мессия, сказал: «Вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его». Когда Христос пришёл явив любовь Троицы, он напомнил человеку об истинной цели закона, и возвысил его в новое измерение (понимания). Закон не был самоцелью и не имел целью удовлетворить строгие требования гневливого Бога-Судьи. «[Закон соблюдения] субботы сделан для человека», - объяснил Христос, – «а не человек для субботы».

Как показал Христос, закон был дан человеку Богом любви, чтобы человек, в свою очередь, возлюбил Бога и ближнего своего. Цитируя слова самого закона, Христос сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим; возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».

В конечном итоге единственным законом, который Христос дал человеку, был закон любви. Имея этот закон «в своих внутренностях», Его последователи естественным образом, непроизвольно подчинялись бы закону Бога, без того чтобы всегда думать, выбирать и беспокоиться о законнических формулах.

Подобно тому, как у Лао-Цзы «высшая добродетель... не сознающая своей добродетельности» коренится в «пустоте» непроизвольности и самозабвенности, так и любовь, о которой говорил Христос: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая».

Любовь, которой учил Христос, была не просто обыденной любовью к друзьям, семье и родственникам. Он говорил о Совершенной Любви - отражении Божественной жизни Троического Бога - в которой человек находит единую человеческую природу и потому способен любить всех людей одинаково.

Приняв человеческий образ, Дао / Логос сделал Личность Бога более осязаемой, чем когда-либо прежде. При этом Он также привёл смысл человеческой личности в более пристальное внимание, чем это было ранее. Так же, как Он привнёс новые измерения в прообразы Ветхого Завета, так Он сделал и с учением Лао-Цзы. Он дал личностное измерение пустоте Лао-Цзы»; и это личностное измерение самоистощения есть то, что мы называем Совершенной Любовью.

Лао-Цзы понимал, что человек, утверждающий себя как индивидуальность, вместо того чтобы полностью самореализоваться, напротив, обедняется. Лишь в отказе от собственничества, в свободной самоотдаче и прекращении существования для себя (то есть сводя себя к «пустоте») личность находит полное выражение в (контексте) единой для всех природе. Отказавшись от своего особого преимущества, она расширяется бесконечно и обогащается всем, что принадлежит всем. О таком человеке сказал Лао Цзы: «Его сердце глубоко».

Христос, раскрывая тайну любви между Лицами Троицы, одновременно открыл тайну того, что Лао-Цзы интуитивно понял на человеческом уровне. Он показал, что, обретая совершенство общей человеческой природы, каждый человек фактически обретает образ общей Божественной Природы. Человек был создан по образу Бога. Таким образом, когда человек испытывает духовное единство со всеми людьми, он уподобляется Триединому: Сущности Совершенной Любви.

Пробным камнем этой Совершенной Любви является любовь к своим врагам. Когда Дао / Логос стал плотью, Он раскрыл полное значение заповеди Лао-Цзы «Ответь любовью на великую ненависть». «Любите своих врагов», учил Он, «благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твоё не требуй назад. Не суди́те, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясённою, нагнетённою и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам».

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 701
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #109 : 23.03.2019, 16:54:18 »
23. Откровение Христа о самоотверженности Дао

Самоотверженность или «пустота» Христа, как мы уже говорили, основывается на Его Божественной жизни в Троице. Во время Его жизни на земле это было видно прежде всего в Его полном самоотречении перед Отцом. Он отрёкся от Своей воли, чтобы исполнить волю Отца, будучи послушным Ему.

Говоря о послушании Христа Отцу, мы должны быть осторожны, чтобы не думать чересчур человеческими понятиями. Для Христа отречение от Своей собственной воли не было выбором или действием; это было непроизвольно, потому что (само)отречение - это само существо Троицы, у которой только одна воля, соответствующая их общей природе. Божественная воля во Христе была волей, общей для Трёх. Вот почему Христос мог сказать: «Видевший меня, видел Отца».

Самоистощение - это сам модус (образ) бытия Дао, посланного в мир. Слова Христовы: «Отец больше меня» есть выражение этого кенотического* отречения от собственной Своей воли. «Отец мой доныне делает, и я делаю», - сказал Он, - «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему всё, что творит Сам... Ибо, как Отец воскрешает мёртвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет». Это должно означать, что дело, исполненное на земле воплотившимся Сыном, есть дело Святой Троицы, от Которой нельзя отделять Христа, имеющего одну сущность и одну волю с Отцом и Святым Духом. Так само истощание только ещё больше являет Божество Сына для всех тех, кто умеет узнавать величие в уничижении, богатство в оскудевании, свободу в послушании**.

Сам факт того, что Христос Дао / Логос был «послан в мир» Отцом, свидетельствует о Его послушании Ему, когда Он истощил Себя в Своём собственном творении, приняв человеческую плоть, подверженную смерти. Исполняя волю Своего Отца на протяжении всей Своей земной жизни, Он терпел издевательства, противодействие и преследования на каждом шагу. Это завершилось окончательным самоистощанием в претерпении самой унизительной и мучительной смерти, известной в то время: бичеванием, обнажением и публичным распятием.

Апостол Павел подытоживает весь процесс самоистощения Дао во Христе: «Уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной».

Если бы Лао-Цзы знал, что Дао, «обитающий в местах, которых люди избегают», однажды примет образ человека, он не мог бы представить себе большего самоистощения, самоуничижения, большей «пустоты» чем пригвождение воплощённого Дао ко Кресту и смерти в теле, которое снова воскреснет.

О. Серафим Роуз однажды написал, что «пустота» в смысле, который даёт ей Лао-Цзы, является «точкой схождения» или осью вселенной. Это напоминает слова Лао-Цзы:

Тридцать спиц колеса сходятся в одной ступице,
Но польза от колеса в том, что в ступице нет ничего.

Если пустота или самоистощение - это ось вселенной, тогда Крест Христов, – величайшее знамение человеку о самоистощании Бога, – теперь и становится этой осью. Христос Дао / Логос стоит на оси; и там, в «в ступице, где нет ничего», мы находим не безличную пустоту, а личное сердце бескорыстного, самозабвенного Бога.
*От греческого слова кéносис - истощение, опустошение; кенóс - пустота.
** https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/ocherk-misticheskogo-bogoslovija-vostochnoj-tserkvi/7
« Последнее редактирование: Вчера в 15:40:41 от Даниил Хосейни »

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 701
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #110 : 23.03.2019, 17:16:57 »
Часть III. Единение с воплощённым Дао через бодрствование и молитву

Иероглиф печати: «Бодрствуйте и молитесь» (Матфей 26:41).

Глава первая: Изменение ока души

1. Новые возможности

Выше мы обсуждали то, что было реализовано и раскрыто в Дао в истории человечества, высшей точкой которого стало воплощение Дао и откровение Троицы. Само по себе знание этих откровений бесполезно. Они не могут быть отделены от жизни, но требуют радикального преображения всего нашего существа.

Христос сделал гораздо больше, чем открыл, кто такой Бог. Благодаря Его пришествию человек не только достигает самоистощения, которое так ценил Лао-Цзы; теперь, неизвестным ранее образом, его бессмертный дух полностью наполняется Божественной, Нетварной Энергией - Благодатью или Дэ - Бога. Со Христом человек не только возвращается в изначальное состояние, к которому стремился Лао-Цзы; теперь он даже восходит за пределы этого в таинственном единении с Личностным Абсолютом, изначально предназначенном для человека. Благодаря самоистощению Христа на Кресте путь к небу становится открытым для человека, и человек испытывает Дао Неба в полноте Его Бытия.

Следующие главы будут посвящены этим новым возможностям в духовной жизни человека. Здесь опыт Лао-Цзы будет и впредь предоставлять нам отправную точку, с которой можно показать, что было открыто человечеству через пришествие Христа.
« Последнее редактирование: Вчера в 13:25:36 от Даниил Хосейни »

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 701
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #111 : Вчера в 13:12:24 »
2. Душа и Дух (Ши-Шэнь и Юань-Шэнь)
Иероглифы печати: юань-шень и ши-шень

Обсуждая духовную жизнь человека, прежде всего необходимо говорить о самом духе человека. Понимание человеческого духа не зависит от Божественного откровения: его можно обнаружить, по крайней мере частично, молча наблюдая за своим внутренним существом. Следовательно, следует ожидать, что учения древних христиан, касающиеся духа человека, найдут точные параллели у последователей учения Лао-Цзы в Китае.

Наш дух не является частью или частицей Духа Творца, но это его образ. Это самая личная часть человека, первооснова его совести и свободы. Можно сказать, что это седалище человеческой личности, которое содержит в себе всю полноту человеческой природы.

Именно наш дух составляет «образ Божий» в нас. Как Бог есть Свет, так и наш дух есть свет. Будучи вдохнутым в нас Богом, он ищет Бога, знает Бога и только в Нём находит покой.

Как творение изначально возникло через Слово - Дао / Логос - так и теперь оно направляется и поддерживается, будучи как бы осведомляемым Словом. Наш дух - это способность, которая может «слышать» бессловесный голос Слова, говорящего в нас.

И Христос и Лао-Цзы называли дух человека «светом». Последователи учения Лао-Цзы в Китае стали называть его «первичным духом» (юань-шэнь) , в то время как древние христианские аскеты называли его «нус» - греческое слово, которое можно перевести как «дух» или «высший ум»*.

В жизни падшего, невозрождённого человека дух скрыт за низшим сознанием мыслей, фантазий и эмоций. В традиционной христианской терминологии это низшее сознание считается низшим аспектом «души». Последователи Лао-Цзы в Китае называли его «сознающим духом» или «духом знания» (ши-шень)

Потенциально дух (нус или юань-шэнь) - это чистое, бесформенное, безóбразное сознание, безусловное и несложное. Его цель и назначение - сблизиться и объединиться со своим Творцом. При условии что он очищен, он знает Бога и внутренние сущности сотворённых вещей через прямое интуитивное восприятие. Среди видимого творения только один человек обладает таким духом.

С другой стороны, низшая душа (ши-шень) образуется личностными и культурными условиями. Она реагирует на окружающую среду, основываясь на этой условности, как это делает животное. Предмет его заботы во временных, земных потребностях человека. С тех пор, как человек ушёл с Пути, он превратился в массу эмоций, воспоминаний и сложных мыслей и стремится познавать вещи посредством воображения и абстрактного умозаключения. В своей самой нижней части нижняя душа напоминает душу животного, поскольку животные также обладают эмоциями, памятью и воображением.

Святой Феофан Затворник (1802–1894) был самым популярным духовным писателем в России XIX века. Пиша из собственного опыта о внутреннем мире духа, он сделал мудрость древних восточно-христианских тайноведцев доступной современному уму. Его работы в настоящее время доступны на английском языке и используются серьёзными искателями Пути в качестве основного руководства ко внутренней жизни.

В конечном счете, различие между духом и низшей душой должно рассматриваться как сообразие. Это не значит, что внутри нас есть два существа; скорее, дух и низшая душа - это разные стороны нашего единого внутреннего существа. Можно сказать что дух - это скрытая сторона нашего внутреннего существа и самая чистая часть души. Древние христианские учителя называют дух «оком души», поскольку именно он является «органом» воспринимающим Божество.

Великий писатель-мистик Максим Исповедник († 662) выражает это так: «Из душевных сил иная питательная и растительная, иная воображательная и побуждательная, иная наконец разумная и мыслительная. Одной первой причастны растения; второй вместе с первою бессловесные животные; третьей же вместе с двумя первыми люди. Первые две силы тленны, а третья усматривается нетленной и бессмертной».**

Следовательно, человек состоит из тела и души, а дух - это высшая часть души. Мы можем даже назвать дух «высшей душой». Лао-Цзы сделал это в главе 10 Дао-Дэ-Цзин, где он говорит о «духе ци» и «земной душе»***.
* «Нус» иногда переводится как «интеллект», как в английском переводе Добротолюбия. Такой перевод может вводить в заблуждение, поскольку в современном использовании слово интеллект несёт в себе (смысловой) оттенок абстрактного и дедуктивного рассудка, от которого следует ясно отличать (погятие) нус. На следующих страницах мы решили перевести "нус" как дух, поскольку он больше несёт в себе смысл слова «нус» для современного ума.
** https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_3/13
*** «П’o» («низшая душа», «животная душа», «душа тела») и «инь», что согласно Жи-минь Шеню равнозначно с «хун» («высшая душа», «душа дыхания», «душа духа»). В древнекитайском понимании именно «хун» переходит в потусторонний мир когда тело умирает. Точно так же древняя христианская традиция учит, что только "нус" переходит в будущую жизнь после смерти, тогда как низшие силы души перестают существовать.

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 701
    • Православный
Re: Христос, Вечное Дао
« Ответ #112 : Вчера в 15:39:53 »
3. Дух как глава

Во внутренней жизни человека дух должен быть главой, а низшая душа - слугой, а тело - слугой обоих. «Истинный правитель», пишет святой Максим, «тот, кто правит самим собой и подчинил душу и тело духу».

Преподобный Феофан Затворник († 1894), современный учитель древней мудрости, также утверждает: «По естественному назначению человек должен жить в духе, духу подчинять и духом проникать всё душевное, а тем паче телесное, а за ними – и всё своё внешнее, то есть жизнь семейную и общественную. Се – норма!»*.

Если эта иерархия сохраняется, то мы не станем полагаться на наши мысли, фантазии и умственные способности. Даже среди нашей повседневной деятельности, обусловленной нашей культурой и окружающей средой, наша душа будет постоянно возвращаться к прямому интуитивному вéдению нашего духа. Как сказал Лао-Цзы: «Воспользуйся [своим] свечением, чтобы вернуться к светочу [вéдения]». Душа знает Истину в силу своей неразрывной связи и подчинённости духу, в то время как дух знает её в силу своей связи и подчинённости своему Творцу, Дао / Логосу.

Преподобный Феофан пишет далее: «Когда у кого господствует духовность, тогда, хоть это будет его исключительным характером и настроением, он не погрешает, во-первых, потому, что духовность есть норма человеческой жизни и что, следовательно, бывая духовным, он есть настоящий человек, между тем как душевный и плотяный человек не есть настоящий человек; а, во-вторых, потому, что, как ни будь кто духовен, он не может не давать должного душевности и плотяности, только держит их не жирно и в подчинении духу. Пусть не широка у него душевность (в научных познаниях, искусствах и делах прочих) и крепко стеснена плотяность – всё же он настоящий, полный человек. А душевный (многознающий, искусник, делец), а тем паче плотяный, – не есть настоящий человек, каким бы красным не являлся он вовне»*.

С уходом человечества с Пути естественная иерархия полностью перевернулась. Тело и низшая сторона души теперь главенствуют. Они овладели человеком, которого теперь одолевают мысли, воображение, эмоции и телесные заботы.

Как мы показали в предыдущей части, душа падшего человека попала под иллюзию своей самодостаточности. Поэтому она не удовлетворена попечением о временных потребностях человека (пище, одежде, жилье), но ищет также пути к власти и чувственному удовольствию человека. Такая душа стала тем (или, лучше сказать, привязалась к тому), что сегодня называют «эго». В то время как дух есть наше подлинное «я» - истинное седалище нашей личности - эго - это наше ложное «я», нереальная самодостаточная сущность. Поскольку оно думает самостоятельно достичь своих целей и преодолеть препятствия с помощью своих собственных способностей, эго можно также назвать нашим ложным «решателем проблем».

Став хозяином человека посредством иллюзии его автономии, эго делает всё возможное, чтобы скрыть существование духа. Таким образом, духу возбраняется исполнять своё предназначение в устремлении к Богу, и поэтому его свет затмевается. Его свет не погас; он всё ещё свет, но поскольку он обособился от Творца, этот свет - тьма. Вот почему Христос сказал «Свет, который в тебе, не есть ли тьма?».

Поскольку дух теперь находится в плену у эго в сфере чувств, он также заболел. Единственное лекарство от этой болезни - дать духу законное главенство, обнажив душу от  внешнего вида эго. Когда таким образом очищается нижняя душа, говорит св. Феофан, «душа сродняется с духом и срастворяетя с ним»**.

Лао-Цзы описывает это следующим образом:

Вместивши душу небесную и земную, объявши единое – сможешь ли их удержать?!

Когда душа занимает положение слуги и согласовывается с духом, тогда дух приходит в себя и естественным образом выполняет своё истинное предназначение, устремляясь к Творцу. Св. Василий Великий († 379 г.) описывает этот духовный процесс следующим образом: «Ум, не рассеиваясь по внешним предметам и не развлекаясь миром под влиянием чувств, входит в самого себя, а от себя восходит к мысли о Боге»***.

Лао-Цзы, сосредоточив свой дух и не рассеивая его в области чувств, разделял этот опыт. Он написал:

Пять цветов ослепляют глаз,
Пять звуков притупляют слух,
Пять вкусовых ощущений губят вкус,
Бешеная скачка охотников в поле рождает безумие в сердце,
Товары, которых невозможно достать, толкают на непотребное.
Потому-то у мудреца действуют не глаза, а нутро.

И благодаря этому дух Лао-Цзы смог возвыситься в созерцании свойств Дао, согласовав себя с Путём Неба.

Теперь, когда Дао стал плотью, более тесная связь стала возможной между духом человека - седалищем его истинной личности - и Личностью Дао. Это связь переходящая в союз, в само обóжение человеческого духа особым действием Нетварной Дэ. Однако прежде чем описывать это возвышенное состояние человеческого духа, необходимо более подробно рассказать о нашем нынешнем невозрождённом состоянии, чтобы показать, чтó мы должны превзойти и преодолеть.
* https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/chto-est-dukhovnaja-zhizn-i-kak-na-nee-nastroitsja/12
** https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/put-ko-spaseniju/3
*** https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/pisma/2

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru