Автор Тема: 7 Вселенский Собор: запрет на пышные одеяния.  (Прочитано 269 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Онлайн Игорь Соколов

  • Сообщений: 8030
    • Православный
Правило 16: Всякая роскошь и украшения тела чужды священнического чина и состояния. Сего ради епископы, или клирики, украшающие себя светлыми и пышными одеждами, да испраляются. Если же в том пребудут, подвергать их епитимии;......

Вопрос: где-то говорится, что под это правило не подпадает одеяние для богослужений?

Оффлайн Алексей Давыдов

  • Сообщений: 25437
    • Православный
Епископ Никодим (Милаш) в комментарии к правилу указывает, что оно восходит к 27 правилу Трулльского Собора:
"Иконоборцы стремились не только к тому, чтобы уничтожить св. иконы в христианской церкви, но и хотели уничтожить всю церковную дисциплину и все, что есть благочестивого в церкви. Между прочим они осмеивали тех духовных лиц, которые по правилам (Трул. 27) носили предписанное священническое одеяние, простое и скромное, дозволяя своим (иконоборческим клирикам) носить роскошное и более на мирское похожее одеяние. Это, конечно, было скоро принято всеми теми, кои были проникнуты суетностию, а от иконоборческих клириков перешло это и неправославным духовным лицам, так что было много епископов и других клириков, которые оставили предписанное одеяние и украсились светлыми и роскошными шелковыми одеждами, еще более, даже мазались благовонными мастями, как приглаженные миряне. Так как это противно каноническим предписаниям и общему духу христианского благочестия, то отцы этого собора изясняют в этом правиле, как всякая роскошь и украшение тела противны священническому чину, как с древнейших времен жизни церкви священники всегда довольствовались простым и скромным одеянием, помня слова Василия Великого, который говорит, что все, что не для потребности, но для убранства приемлется, подлежит обвинению в суетности. Потому отцы собора постановляют подвергать каноническому наказанию всех тех, кто не послушает предписания этого правила, но будет во зле упорствовать. На основании этого правила патриарх Тарасий, председатель собора, издал для константинопольского клира предписание, как должен всякий одеваться.
Предписание этого правила многим не нравилось, особенно духовным лицам, которые жили по городам, и не всегда строго ему следовали, так что в XII веке Вальсамон счел нужным обратить на это внимание в своем толковании данного правила."

Само же это 27-е правило прямо говорит о небогослужебных одеяниях: "Никто из числящихся в клире да не одевается в неприличную одежду, ни пребывая во граде, ни находясь в пути, но всякий из них употребляет одежды, уже определенные для состоящих в клире. Если же кто учинит сие: на одну седмицу да будет отлучен от священнослужения."

Оффлайн Vladimir Gennadevich

  • Сообщений: 866
    • Православный
Конечно, это не про богослужения. Это видно и из текста 27 правила, и из общих соображений. Сам Христос поощрял жертвовать на Церковь: "И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладёт деньги в сокровищницу" (Мк. 12:41). Жертвовать на Церковь важнее, чем подавать нищим: "Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете" (Мк. 14:6-7).

Эти пожертвования идут на украшение храма и облачений в том числе. Вот что пишет сщмч. Онуфрий (Гагалюк): "Говорят: к чему это благолепие цеpковное: доpогие облачения, митpы, освящение, живопись... Hужна, мол, здесь простота, скpомность. А деньги, потpаченные на все благолепие это, лучше отдать бедным, ведь сколько есть голодных, больных, pаздетых. Hа первый взгляд эти речи как будто пpавильны. Hо в действительности они невеpны и лицемеpны... Почему веpующие укpашают свои храмы, почему они заботятся о благолепии Дома Божия. Этим они выpажают свою любовь к Богу".

Онлайн Игорь Соколов

  • Сообщений: 8030
    • Православный

Само же это 27-е правило прямо говорит о небогослужебных одеяниях: "Никто из числящихся в клире да не одевается в неприличную одежду, ни пребывая во граде, ни находясь в пути, но всякий из них употребляет одежды, уже определенные для состоящих в клире. Если же кто учинит сие: на одну седмицу да будет отлучен от священнослужения."
"Здесь речь (имхо) о неприличной (пышной, дорогой ,и.т.п.) одежде, которую не стоит употреблять в граде, в пути, а не о том, что в храме можно одевать пышную, дорогую одежду для богослужений, и где надо одевать определённого типа облачения для состоящих в клире. В эти правила для клира входит разрешение облачаться для богослужений в пышные и богатые одежды?

 

Онлайн Игорь Соколов

  • Сообщений: 8030
    • Православный
Конечно, это не про богослужения. Это видно и из текста 27 правила, и из общих соображений. Сам Христос поощрял жертвовать на Церковь: "И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладёт деньги в сокровищницу" (Мк. 12:41). Жертвовать на Церковь важнее, чем подавать нищим: "Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете" (Мк. 14:6-7).

Эти пожертвования идут на украшение храма и облачений в том числе. Вот что пишет сщмч. Онуфрий (Гагалюк): "Говорят: к чему это благолепие цеpковное: доpогие облачения, митpы, освящение, живопись... Hужна, мол, здесь простота, скpомность. А деньги, потpаченные на все благолепие это, лучше отдать бедным, ведь сколько есть голодных, больных, pаздетых. Hа первый взгляд эти речи как будто пpавильны. Hо в действительности они невеpны и лицемеpны... Почему веpующие укpашают свои храмы, почему они заботятся о благолепии Дома Божия. Этим они выpажают свою любовь к Богу".
Это всё понятно, но выходит, что на эти пожертвования священослужители не могут себе купить для личных нужд дорогую одежду? Где-то есть правило, на что могут клирики тратить деньги с пожертвований на храм? 

Оффлайн Vladimir Gennadevich

  • Сообщений: 866
    • Православный
Это всё понятно, но выходит, что на эти пожертвования священослужители не могут себе купить для личных нужд дорогую одежду? Где-то есть правило, на что могут клирики тратить деньги с пожертвований на храм?
Конечно есть. Карф. правило 32 (41).
Определено: аще епископы, пресвитеры, диаконы, или какие бы то ни было клирики, никакого стяжания не имеющие, по поставлении своем, во время своего епископства или клиричества, купят на имя свое земли, или какие либо угодия: то да почитаются похитителями стяжаний Господних, разве токмо, прияв увещание, отдадут оные церкви. Аще же что дойдет к ним в собственность, по дару от кого либо, или по наследию от родственников: с тем да поступят по своему произволению. Аще же, и произволив дати что либо церкви, обратятся вспять: да будут признаваемы недостойными церковные чести, и отверженными.

Оффлайн Алексей Давыдов

  • Сообщений: 25437
    • Православный
В эти правила для клира входит разрешение облачаться для богослужений в пышные и богатые одежды?

А правила по существу представляют собой запреты, а не разрешения.

Онлайн Александр_69

  • Сообщений: 15068
    • Православный
Конечно, это не про богослужения. Это видно и из текста 27 правила, и из общих соображений. Сам Христос поощрял жертвовать на Церковь: "И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладёт деньги в сокровищницу" (Мк. 12:41). Жертвовать на Церковь важнее, чем подавать нищим: "Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете" (Мк. 14:6-7).
Я так понимаю, что здесь речь о конкретном периоде истории - когда Христос жил на земле в человеческом теле. И тогда к нынешним временам применять это не стоит.
Цитировать
Эти пожертвования идут на украшение храма и облачений в том числе. Вот что пишет сщмч. Онуфрий (Гагалюк): "Говорят: к чему это благолепие цеpковное: доpогие облачения, митpы, освящение, живопись... Hужна, мол, здесь простота, скpомность. А деньги, потpаченные на все благолепие это, лучше отдать бедным, ведь сколько есть голодных, больных, pаздетых. Hа первый взгляд эти речи как будто пpавильны. Hо в действительности они невеpны и лицемеpны... Почему веpующие укpашают свои храмы, почему они заботятся о благолепии Дома Божия. Этим они выpажают свою любовь к Богу".
Храм - допустим. Но епископ то тут причем?

Оффлайн Vladimir Gennadevich

  • Сообщений: 866
    • Православный
Я так понимаю, что здесь речь о конкретном периоде истории - когда Христос жил на земле в человеческом теле. И тогда к нынешним временам применять это не стоит. Храм - допустим. Но епископ то тут причем?
Ну, я привёл толкование святого. И он пишет: "дорогие облачения, митры". Вселенские соборы повелевают толковать как святые отцы. Так что всё по канонам.

Онлайн Игорь Соколов

  • Сообщений: 8030
    • Православный
Я так понимаю, что здесь речь о конкретном периоде истории - когда Христос жил на земле в человеческом теле. И тогда к нынешним временам применять это не стоит.Храм - допустим. Но епископ то тут причем?
У епископа больше нет источника дохода, кроме пожертвований на храм.

Онлайн Игорь Соколов

  • Сообщений: 8030
    • Православный
А правила по существу представляют собой запреты, а не разрешения.
Хм...логично.

Онлайн Игорь Соколов

  • Сообщений: 8030
    • Православный
Аще же, и произволив дати что либо церкви, обратятся вспять: да будут признаваемы недостойными церковные чести, и отверженными.
Вот это предложение не понятно, можете перевести?

Оффлайн Vladimir Gennadevich

  • Сообщений: 866
    • Православный
Вот это предложение не понятно, можете перевести?
Вот как толкует это предложение еп. Никодим (Милаш): "Если же, пообещав [Церкви - Vlad. Gen.] некоторую часть из этого [полученного законным образом - Vlad. Gen.] своего частного имущества, кто-либо из членов клира, пожалев об этом, возьмет назад обещанное, таковой да будет лишен церковной чести (της εκκλησιαστικής τιμής), т. е., да будет исключен из клира, как недостойный (ως αδόκιμοι)".

Онлайн Александр_69

  • Сообщений: 15068
    • Православный
Ну, я привёл толкование святого. И он пишет: "дорогие облачения, митры". Вселенские соборы повелевают толковать как святые отцы.
Но ведь в Церкви есть разные частные мнения.

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru