Автор Тема: Является ли подвиг летчика Романа Филипова христианской добродетелью?  (Прочитано 3069 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Pawell

  • Сообщений: 3800
    • Православный
В своем ЖЖ протодиакон Андрей Кураев подверг сомнению христианский характер подвига летчика Романа Филипова, который 3 февраля 2018 года подорвал себя в Сирии гранатой [1] . Ему возразил протоиерей Алексий Чаплин в статье «Святость воинского служения по учению Церкви» [2]. Отец Алексий написал весьма содержательный ответ, в котором, заметна опасная тенденция к объявлению «святым мучеником» любого христианина-война, погибшего «за отечество». «Налицо согласие святых отцов в учении, что православные воины, жертвующие своей жизнью на войне за отечество приравниваются к святым мученикам» - резюмирует отец протоиерей. Мы решили возразить отцу Алексию и по порядку изложить те библейские принципы, которые не позволяют христианам считать подвиг летчика Романа христианской добродетелью. Статья предназначена для всех, возлюбивших истину.

Читать далее - https://pawellvasiliev.livejournal.com/803.html

Оффлайн Kirill H.

  • Сообщений: 4997
«нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»

Ин. 15:3

о. Алексий Чаплин приводит целых три свидетельства от святых, которые применяли этот текст к войне:

равноап. Кирилл

преп. Максим Грек

свт. Димитрий Ростовский

Три свидетельства - это очень много, учитывая, что объективно Ин. 15:3 не имеет никакого отношения к войне и никак этот текст не может быть притянут к войне, даже если с силой тянуть его за уши. :)

Христос ставит в пример Себя - так, как Христос любил, вот так полагать душу за друзей... а в руках Христа не было никакого оружия. Так что никак это не похоже на войну. Вот если бы Христос отбивался с оружием в руках - тогда да, было бы другое дело.

Ни в одном толковании на Евангелие невозможно найти такой трактовки, что Ин. 15:3 относится к войне.

Ни у Феофилакта Болгарского, нигде.

Иоанн Златоуст в толковании на Ев. от Иоанна вообще не упоминает этого текста, и, уж тем более, не упоминает войну.

Катехизис митр. Филарета (Дроздова) допускает участие христиан в войне - но св. Филарет не упоминает о Ин. 15:3. Вероятно, митрополит Филарет был умён и понимал, что текст Ин. 15:3 не имеет никакого отношения к войне.

Оффлайн Pawell

  • Сообщений: 3800
    • Православный
Три свидетельства - это очень много, учитывая, что объективно Ин. 15:3 не имеет никакого отношения к войне и никак этот текст не может быть притянут к войне, даже если с силой тянуть его за уши. :)
Согласен. Истинная заповедь Божия, которая допускает участие христианин в справедливой войне - это Быт 6:9.

 «кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт.9:6).

А Ин. 15:3 - в толкованиях отцов это похвала войну-христианину, который отдал душу (жизнь) за други своя на справедливой войне.

Оффлайн Vladimir Gennadevich

  • Сообщений: 1298
    • Православный
Я провёл небольшое исследование на эту тему. В итоге решил забить и не заморачиваться.

Онлайн іерей Алеѯандръ Гиппокамусъ

  • Сообщений: 1009
    • Православный
Ну не "мученик", но вполне "страстотерпец", как св. князья Борис и Глеб, и царственные страстотерпцы. То есть - выполнил свой христианский долг перед лицом смерти, при том что была возможность пойти на сделку с совестью и остаться живым.

Оффлайн Pawell

  • Сообщений: 3800
    • Православный
Ну не "мученик", но вполне "страстотерпец", как св. князья Борис и Глеб, и царственные страстотерпцы. То есть - выполнил свой христианский долг перед лицом смерти, при том что была возможность пойти на сделку с совестью и остаться живым.
Где свидетельства, что летчик претерпел:

1) во славу Иисуса Христа;
2) силой благодати Иисуса Христа?

Да и претерпел, ли? Господь наш предал себя в руки мучителей и со Своего Креста не сошел, хотя диавол предлагал (см. Матф.27:40). Тот кто действует Духом Христа поступает так же.
« Последнее редактирование: 13.08.2018, 11:06:29 от Pawell »

Оффлайн Павел Тихий

  • Сообщений: 8805
    • Не указано
Где свидетельства, что летчик претерпел:

1) во славу Иисуса Христа;
2) силой благодати Иисуса Христа?

Да и претерпел, ли?

Гм.

Доказательств в таких вещах нет и быть не может. Строго говоря. Что Вы согласитесь считать доказательством - если человек Вам вслух скажет: "умираю во имя Бога" и перекрестится?

А если не скажет и перекреститься не успеет, то выходит "не во имя"?

В жизни далеко не все так красиво как в кино.
Да, претерпел. "Во имя или нет" - только Бог может знать.
« Последнее редактирование: 13.08.2018, 11:48:56 от Павел Тихий »

Оффлайн Pawell

  • Сообщений: 3800
    • Православный
Доказательств в таких вещах нет и быть не может.
Умереть "за пацанов" не тождественно умереть "во славу Божию".

Если мы собственным словам человека не станем доверять - тогда нет никаких доказательств, что исламиский радикал, прокричавший перед смертью "алах акбар!" умер не за Христа. Что нелепо.

Оффлайн Павел Тихий

  • Сообщений: 8805
    • Не указано
Умереть "за пацанов" не тождественно умереть "во славу Божию".

Если мы собственным словам человека не станем доверять - тогда нет никаких доказательств, что исламиский радикал, прокричавший перед смертью "алах акбар!" умер не за Христа. Что нелепо.

Просто, если человек говорит, что он умирает за Бога, еще далеко не факт, что это так. Это может быть та же гордыня и желание покрасоваться, только в религиозной обертке.
Внешних доказательств для людей в принципе быть не может.
Слова - источник ненадежный, часто даже для того, кто их произносит.

Чтобы умереть за веру, ее иметь нужно и отличать ее от иллюзии.
« Последнее редактирование: 13.08.2018, 13:28:15 от Павел Тихий »

Оффлайн Pawell

  • Сообщений: 3800
    • Православный
Что Вы согласитесь считать доказательством - если человек Вам вслух скажет: "умираю во имя Бога" и перекрестится?
Делать всё "во славу и похвалу Божию" означает совершенно конкретный стиль жизни.

1. На государственной службе четко осознавать, что служишь Богу и Его интересам. А Божественная цель государства - поддержание порядка. А вовсе не борьба за за национальные интересы народа.

"[начальник] есть Божий слуга... отмститель в наказание делающему злое" (Рим.13:4)

"будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - ибо такова есть воля Божия" (1Пет.2:13-15)

2. После приказа об отправлению в Сирию поставить вопрос: а согласна ли эта командировка с волею Божьей, со Священным Писанием? И если от Писания получен отрицательный ответ (невинную кровь мирных проливать ЗАПРЕЩЕНО, а с Су-25 точечно казнить мятежников практически невозможно), то ОТКАЗАТЬСЯ от этой командировки. Быть с позором уволенным, пострадать за Бога.

3. Или же отправиться в Сирию, для наказания делающих злое мятежников против Асада, но увидев плоды своих дел (жертвы среди мирного населения), отказаться от выполнения преступных приказов, засвидетельствовав командирам, что Богу пролитие невинной крови не угодно. Быть с позором уволенным, пострадать за Него.

4. Или же ради заповеди Бога не выполнять преступные приказы, расстреливать НАРы не по жилым кварталам, а в пустыню. А если откроется, то засвидетельствовать командирам, что Богу пролитие невинной крови не угодно. Быть с позором уволенным, пострадать за Него.

5. Или же быть сбитым и пойманным мятежниками. Исповедать перед ними себя христианином и засвидетельствовать, что их мятеж против законной власти не угоден Богу. Призвать их к покаянию и к обращению. Пострадать за имя Христово, чтобы наследовать Царствие Небесное.

"А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться" (Рим.8:17)
« Последнее редактирование: 13.08.2018, 13:36:26 от Pawell »

Оффлайн Павел Тихий

  • Сообщений: 8805
    • Не указано
Делать всё "во славу и похвалу Божию" означает совершенно конкретный стиль жизни.

1. На государственной службе четко осознавать, что служишь Богу и Его интересам.

Слишком высоко.  :)
Совершил человек подвиг - да, несомненно. Это не рядовой поступок. Я на такое не способен. Посчитает ли это Бог своей волей или нет, и будет ли скидка - вопрос другой. А все наши попытки это "на калькуляторе" просчитать - провальны.

Оффлайн Павел Тихий

  • Сообщений: 8805
    • Не указано
5. Или же быть сбитым и пойманным мятежниками. Исповедать перед ними себя христианином и засвидетельствовать, что их мятеж против законной власти не угоден Богу. Призвать их к покаянию и к обращению. Пострадать за имя Христово, чтобы наследовать Царствие Небесное.

Осталось оценить искренность всего этого. И как это сделать по внешним проявлениям?

Оффлайн Pawell

  • Сообщений: 3800
    • Православный
Осталось оценить искренность всего этого. И как это сделать по внешним проявлениям?
Слово свидетельства о воле Божией, молитва к Богу, исповедание себя христианином - это не годиться?

Оффлайн Павел Тихий

  • Сообщений: 8805
    • Не указано
Слово свидетельства о воле Божией, молитва к Богу, исповедание себя христианином - это не годиться?

Проблема в том, что нет. Все внешнее не годится. "Свидетельство" может быть простым гипертрофированным желанием покрасоваться. А может и не быть.

Оффлайн Pawell

  • Сообщений: 3800
    • Православный
Я провёл небольшое исследование на эту тему. В итоге решил забить и не заморачиваться.
  Сравнение подвига летчика с Самсоном в любом случае некорректно. Самсон молил Бога о возвращении ему духа крепости: «И воззвал Самсон к Господу и сказал: Господи Боже! вспомни меня и УКРЕПИ меня только теперь, о Боже!» (Суд.16:28). Бог вернул ему Свою силу, следовательно, благословил этот подвиг. Почему? Подвиг Самсона - образ того, что совершил Христос в аду, где Его душу оссияла сила Божия, сила воскресения, в результате чего держава смерти и ада была уничтожена.

Оффлайн Vladimir Gennadevich

  • Сообщений: 1298
    • Православный
  Сравнение подвига летчика с Самсоном в любом случае некорректно. Самсон молил Бога о возвращении ему духа крепости: «И воззвал Самсон к Господу и сказал: Господи Боже! вспомни меня и УКРЕПИ меня только теперь, о Боже!» (Суд.16:28). Бог вернул ему Свою силу, следовательно, благословил этот подвиг. Почему? Подвиг Самсона - образ того, что совершил Христос в аду, где Его душу оссияла сила Божия, сила воскресения, в результате чего держава смерти и ада была уничтожена.
Да, интересно Вы подметили разницу. Тогда остаётся Разис. Его смерть похожа на смерть Романа Филипова, как думаете? Сейчас я уже склоняюсь к тому, что только она и похожа. И к ней я нашёл только отрицательное отношение - свт. Филарета (Дроздова). Хм... Пока что тогда - и смерть Романа Филипова получает только отрицательный отзыв от св. отцов. Кто-нибудь из форумчан, кто считает иначе - может найти цитаты св. отцов в другую пользу?

Онлайн іерей Алеѯандръ Гиппокамусъ

  • Сообщений: 1009
    • Православный
Умереть "за пацанов" не тождественно умереть "во славу Божию".

Если мы собственным словам человека не станем доверять - тогда нет никаких доказательств, что исламиский радикал, прокричавший перед смертью "алах акбар!" умер не за Христа. Что нелепо.
А Борис и Глеб приняли смерть во славу Божию? Где доказательства?
Даже в священных текстах говорится, что ради братолюбия. Нет больше той любви, чтобы положить душу свою за други своя. А любовь к Богу - прямо следует из любви (настоящей, христианской, жертвенной) к ближним.

Оффлайн Vladimir Gennadevich

  • Сообщений: 1298
    • Православный
А Борис и Глеб приняли смерть во славу Божию? Где доказательства?
Даже в священных текстах говорится, что ради братолюбия. Нет больше той любви, чтобы положить душу свою за други своя. А любовь к Богу - прямо следует из любви (настоящей, христианской, жертвенной) к ближним.
Да, они молились перед своей смертью Богу - так что во славу Божию тоже, не только из братолюбия. Из "Повести временных лет" Борис: «Господи Иисусе Христе! Как ты в этом образе явился на землю ради нашего спасения, собственною волей дав пригвоздить руки свои на кресте, и принял страдание за наши грехи, так и меня сподобь принять страдание. Я же не от врагов принимаю это страдание, но от своего же брата, и не вмени ему, Господи, это в грех», Глеб: "Увы мне, Господи! Лучше было бы мне умереть с братом, нежели жить на свете этом".
« Последнее редактирование: 16.08.2018, 15:59:34 от Vladimir Gennadevich »

Онлайн іерей Алеѯандръ Гиппокамусъ

  • Сообщений: 1009
    • Православный
Да, они молились перед своей смертью Богу - так что во славу Божию тоже, не только из братолюбия. Из "Повести временных лет" Борис: «Господи Иисусе Христе! Как ты в этом образе явился на землю ради нашего спасения, собственною волей дав пригвоздить руки свои на кресте, и принял страдание за наши грехи, так и меня сподобь принять страдание. Я же не от врагов принимаю это страдание, но от своего же брата, и не вмени ему, Господи, это в грех», Глеб: "Увы мне, Господи! Лучше было бы мне умереть с братом, нежели жить на свете этом".
Будем путать житийный, былинный, летописный жанр с мученическими актами? Это же художественная интерпретация. Преподобного Нестора в княжеском шатре, к счастью, не было, иначе бы он был причислен к иному лику святых угодников...  ::)

Оффлайн Vladimir Gennadevich

  • Сообщений: 1298
    • Православный
Будем путать житийный, былинный, летописный жанр с мученическими актами? Это же художественная интерпретация. Преподобного Нестора в княжеском шатре, к счастью, не было, иначе бы он был причислен к иному лику святых угодников...  ::)
Прп. Нестор мог узнать последние слова Бориса у одного из его слуг, оставшихся в живых. Необязательно присутствовать при этом лично. Написано: "Избиша же отрокы многы Борисовы" - но не написано, что всех слуг убили.
И что это за жанр - летописный? Летописи - это документальные свидетельства. "Повесть временных лет" - это не житие и не былина.

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru