Про прогресс важные мысли высказывает Вебер.
Он говорит, что вопросы двух типов:
1) что произошло и как произошло? по какой причине произошло, под действием каких факторов?
и
2) как было бы правильно поступить? что более ценно, а что менее ценно? что лучше, а что хуже?
-
это вопросы совершенно разнородные, и их ни в коем случае нельзя смешивать.
Первое - безпристрастно, а второе - оценочно.
Понятие "прогресс" с некоторыми оговорками может употребляться безпристрастно, но только с некоторыми оговорками. Вообще же "прогресс" часто употребляется оценочно. То есть, говоря о прогрессе, имеют в виду улучшение. Но что значит улучшение? Улучшение - это улучшение по каким-то критериям. А почему нужно применять именно такие критерии? Ясно, что человек, который применяет критерии, признаёт ценности, на которые опираются эти критерии. А другой человек может эти ценности не признавать, и с его точки зрения всё будет выглядеть совершенно по-другому. Если он применит другие критерии, то - бац! - картина поменяется.
А на нашем форуме это можно видеть на примере гомосексуализма. Если человек признаёт ценность - допущение свободы гомосексуализма, то устранение дискриминации ЛГБТ - это будет прогресс. А если наоборот, не признаёт, то это будет регресс. Безпристрастно нельзя сказать, что правильнее. Ибо если одна из этих двух точек зрения будет кем-то признана более правильной, то это будет означать, что такой человек признаёт такие-то ценности. А какие ценности признать, это у разных людей по-разному, здесь нет единого консенсуса. Макс Вебер говорит, что ценности, с позиции социологии, всегда рассматриваются как конвенциональные (хотя бы даже если внутри себя социолог верил в эти ценности).
Доклад Макса Вебера:
Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке.
Про то, что термин "прогресс" - несёт в себе намёк на оценочность, он говорит:
"...мне лично термин «прогресс» даже в тех узких границах, где его эмпирическое <т. е. безпристрастное> применение не вызывает сомнения, представляется неуместным."
т. е. Веберу кажется, что более безпристрастно было бы вообще не говорить о прогрессе.