Пожалуй еще одно характерное отличие верующего от неверующего это т.н. " сдвиг мотива на цель". Этот феномен хорошо известен в психологии. Что он может означать в данном случае? Все люди бояться смерти, многие хотят справедливости, стремятся к истине и добру. Я уже не говорю о желании любви и участия. Все это характерно для веры. Т.е. объективно эти феномены, сопутствующие вере = благо. Сдвиг мотивы на цель проявляется в том, что в уме верующих непроизвольно происходит замена на благо=истина. Для веры не нужны другие доказательства, зачем ? Вера удовлетворяет самые глубокие истинные потребности человека, что же требуется еще? Как говорил Пушкин: "Обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад". Но истина, это все же не обман и не самообман, а несколько другое.
Интересно обсуждение спора Галилея с церковью. На мой взгляд, главный вывод из этого спора состоит в том, что Библию нужно понимать не буквально, а символически. Церковь это признала, и это главный урок. Однако, мало кто понимает, что этот урок является также главным для усвоения уже другого феномена, а именно информационного обмена между человеком и Богом. Вроде бы о наличии такого обмена говорят только верующие, ан нет, не только. Дело в том, что " языком Бога " являются все события мира, но прочитать их можно, используя наряду с прямым смыслом другие смыслы, которые можно найти в интерпретации этих же событий. Причем вполне возможен и диалог, если мысленно задать вопрос, то практически сразу можно увидеть ответ в трактовке смыслов реальных событий, этот феномен в науке известен как синхронизм. Это на самом деле целый язык, с помощью которого можно общаться с Богом в реальном времени. Зачем так сложно, скажут верующие, есть ведь молитва , чувства и интуиция, возможно это так, молитва как вопрос, интуиция как информационный обмен между сознанием и сверхсознанием, а чувства как один из наших языков общения. Однако, у молитвы другое предназначение, часто молитвы это какие то уже известные тексты, тут нет личного вопроса, далее, молитвы содержат просьбы, которые выполнять то никто особенно не спешит, а вот новые смыслы, которые стремится увидеть человек в реальных событиях тренируют механизмы сознания, что, собственно, и требуется от человека. Чувства и интуиция все же вторичны по отношению к смыслам. Есть еще грань между реальными смыслами и фантазиями, стнхронизмами и апофенией, вот тут и нужно всю новую информацию , полученную таким способом постоянно проверять, золотое правило работы с информацией " избыточность и проверка" никто не отменял, постепенно, станет получаться.
Кстати, в параллельной теме:
Бог есть Дух и поклоняться ему нужно в духе и Истине.
То есть, говоря современным языком - Бог есть Сознание.
Поклоняться в духе - ощущая Его своим сознанием (для этого есть системы типа исихазма).
В Истине - значит не пытаясь что-то познавать через слова, а непосредственно ощущая, получая непосредственное (истинное) неописуемое словами знание.
Бог есть объективная реальность духовного мира (мира сознания).
Если перейти к понятиям, имеющихся в современных метафизических концепциях, то речь идет о т.н. " информационном плане реальности" или с- мире. Другое, религиозное понятие, соответствующее этому Святой Дух. Современные квантовые гипотезы сознания говорят о единой природе сознания и высших информационных полей, что предполагает также и возможность прямого информационного обмена между этими структурами.