Автор Тема: Нирвана  (Прочитано 1847 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Андрей АТ

  • Сообщений: 1997
    • Не указано
Re: Нирвана
« Ответ #60 : 16.05.2018, 14:55:32 »
Наблюдатель и наблюдаемое.
Так это вроде классическое персоналистское всеединство. Или нет?

Оффлайн Вадим Шумилов

  • Модератор
  • *
  • Сообщений: 21921
    • Агностик
Re: Нирвана
« Ответ #61 : 16.05.2018, 15:19:42 »
Так это вроде классическое персоналистское всеединство. Или нет?
Я не большой специалист в философии персонализма, так что не знаю )

Онлайн Alexander87

  • Сообщений: 954
    • Буддист
  • Skype: Брать без ослепления, расставаться с легкостью.
Re: Нирвана
« Ответ #62 : 17.05.2018, 16:09:59 »
Может, кому будет интересно. Это из книги Торчинова "Путь запредельного: религии мира. Психотехника и трансперсональные состояния".

Великий альтруизм бодхисаттв проистекает из новой интерпретации доктрины анатмавады. Если Хинаяна утвердила принцип пудгала найратмья (личность лишена «я», личность бессущностна), то Махаяна провозгласила принцип дхарма найратмья (дхармы бессущностны), что означало отказ от рассмотрения дхарм абхидхармы в качестве окончательных реальностей. Все взаимообусловлено, ни одна единичность не является самосущей сущностью, а следовательно, все дхармы пусты и несамобытийны. Постижение пустотности дхарм и есть праджня-парамита, запредельная премудрость.

Но если понятие неделимой субстанциональной единичности (т. е. индивидуальности) является лишь ложным ментальным концептом, то о каком индивидуальном освобождении может идти речь? Кто тот, кто освобождается? А раз этого «того» нет, то идея хинаянской нирваны не выражает окончательной истины и является следствием того, что не устранены познавательные препятствия для пробуждения. Никакой разницы между живыми существами нет, реальность недвойственна, недихотомична, и лишь освобождение всех и есть освобождение каждого. Бодхисаттва изживает саму идею «я», которое может быть освобождено, и отдается своей освободительной миссии.   

Я извиняюсь конечно за свои 5 копеек, но это: "...разницы между живыми существами нет, реальность недвойственна, недихотомична, и лишь освобождение всех и есть освобождение каждого..." тоже заблуждение.

Оффлайн Дмитрий Андр.

  • Сообщений: 3871
    • Не указано
Re: Нирвана
« Ответ #63 : 17.05.2018, 16:25:47 »
Я извиняюсь конечно за свои 5 копеек, но это: "разницы между живыми существами нет, реальность недвойственна, недихотомична, и лишь освобождение всех и есть освобождение каждого" тоже заблуждение.
Вполне возможно.

Что касается меня, то, какой бы вариант ни был правильный в буддийской философии, я так и не понял, зачем растворяться в этой всехности, терять объектно-субъектную дихотомию и т. д.

Хотя есть один вариант, к которому я пришел благодаря этой теме.  (Мне относительно понятный -- насколько такие вещи вообще могут быть понятны; наверное, человек, который с уверенностью заявляет, что он по таким поводам что-то действительно понимает, -- это тот самый, из диалогов Платона, несчастный человек, который не знает, что он не знает.)

Возможно, апофатическое состояние нирваны аналогично апофатическому абсолюту в пантеизме или теизме. Даже в христианстве, когда к Богу применяешь эмпирическое понятие "личность", то от этого понятия (если применят апофатически) ничего не остается, то есть совершенно неясно, какая-такая Бог личность. Если моя аналогия верна, то состояние нирваны -- это выраженное на трудном языке присоединение к пантеистическому абсолюту. И, возможно, речь идет не столько о безличностности, сколько (если следовать аргументации статьи Соловьева "Понятие о Боге") о сверхличностности. То есть можно не обладать личностью в том смысле, в котором мы понимаем эмпирическую личность, но всё равно быть блаженным. Ну что-то в таком русле :).
« Последнее редактирование: 17.05.2018, 16:35:03 от Дмитрий Андр. »

Онлайн Alexander87

  • Сообщений: 954
    • Буддист
  • Skype: Брать без ослепления, расставаться с легкостью.
Re: Нирвана
« Ответ #64 : 18.05.2018, 08:43:27 »
Вполне возможно.

Что касается меня, то, какой бы вариант ни был правильный в буддийской философии, я так и не понял, зачем растворяться в этой всехности, терять объектно-субъектную дихотомию и т. д.

А вас об этом никто и не просит в буддизме. Более того,  если вас в буддизме кто то об этом просит, задайте ему вопрос, чем его воззрения отличаются от  воззрений Шанкарачарьи и адвайта-веданты. Тут понимаете в чем проблема, и почему вам мало кто будет навязывать правильный с его точки зрения взгляд. Никакого буддизма на самом деле нету. В той жесткой форме к которой мы привыкли. Вот смотрите. Есть как минимум 4 филосовских школы буддизма, есть куча сект-практиков. Я вам на примере тибетского буддизма постараюсь мысль донести. Вот есть секта Гелуг, есть секта кагью, есть  нингма итд,  у каждой из них есть монастыри в каждом из которых свои практики и свой взгляд философский, своя традиция, есть семьи которые поколениями связанные  с той или инной сектой или несколькими и ламами/геше и в этих семьях подчас очень влиятельных - свой взгляд. Наконец есть ламы, тулку, настоятели монастырей, геше/кхенпо в университетах  и они между собой никак не договоряться и каждый занимаеться своим, и к этому всему еще бон-по идет в нагрузку которое то буддизм, то не буддизм. У всех свои тексты и одни их считают ключевыми вторые - второстепенными. Более того на самом деле  философия чаще всего играет там роль инструмента, а не цели, для подавляющего большинства. Это наставления и разъяснения которые необходимы для начала той или иной практики и не более и смысл имеют в рамках практики. Кроме прослойки всяких там университетских геше и кхенпо.  И во всей этой "каше" одной линии партии нету. И это только "Тибетский Буддизм", не самый многочисленный.


Возможно, апофатическое состояние нирваны аналогично апофатическому абсолюту в пантеизме или теизме. Даже в христианстве, когда к Богу применяешь эмпирическое понятие "личность", то от этого понятия (если применят апофатически) ничего не остается, то есть совершенно неясно, какая-такая Бог личность. Если моя аналогия верна, то состояние нирваны -- это выраженное на трудном языке присоединение к пантеистическому абсолюту. И, возможно, речь идет не столько о безличностности, сколько (если следовать аргументации статьи Соловьева "Понятие о Боге") о сверхличностности. То есть можно не обладать личностью в том смысле, в котором мы понимаем эмпирическую личность, но всё равно быть блаженным. Ну что-то в таком русле :).

Кроме апофатки есть куча катафатики в буддизме.  Личность ваша никуда не деваеться, ни в чем  вы не растворяетесь итд. Если уж вы читать любите, и вас клонит туда куда клонит, а это такое же заблуждение  только в другую сторону- этернализма. Если не лень читайте о спорах между представителями адвайты и читтаматры, а затем адвайты с  мадхьямикой. И Нагарджуна, у меня только после него, что-то в голове стало укладываться.
« Последнее редактирование: 18.05.2018, 09:00:25 от Alexander87 »

Оффлайн Дмитрий Андр.

  • Сообщений: 3871
    • Не указано
Re: Нирвана
« Ответ #65 : 18.05.2018, 09:48:44 »
А вас об этом никто и не просит в буддизме. Более того,  если вас в буддизме кто то об этом просит, задайте ему вопрос, чем его воззрения отличаются от  воззрений Шанкарачарьи и адвайта-веданты. Тут понимаете в чем проблема, и почему вам мало кто будет навязывать правильный с его точки зрения взгляд. Никакого буддизма на самом деле нету. В той жесткой форме к которой мы привыкли. Вот смотрите. Есть как минимум 4 филосовских школы буддизма, есть куча сект-практиков. Я вам на примере тибетского буддизма постараюсь мысль донести. Вот есть секта Гелуг, есть секта кагью, есть  нингма итд,  у каждой из них есть монастыри в каждом из которых свои практики и свой взгляд философский, своя традиция, есть семьи которые поколениями связанные  с той или инной сектой или несколькими и ламами/геше и в этих семьях подчас очень влиятельных - свой взгляд. Наконец есть ламы, тулку, настоятели монастырей, геше/кхенпо в университетах  и они между собой никак не договоряться и каждый занимаеться своим, и к этому всему еще бон-по идет в нагрузку которое то буддизм, то не буддизм. У всех свои тексты и одни их считают ключевыми вторые - второстепенными. Более того на самом деле  философия чаще всего играет там роль инструмента, а не цели, для подавляющего большинства. Это наставления и разъяснения которые необходимы для начала той или иной практики и не более и смысл имеют в рамках практики. Кроме прослойки всяких там университетских геше и кхенпо.  И во всей этой "каше" одной линии партии нету. И это только "Тибетский Буддизм", не самый многочисленный.
Да, и что? Практика завязана на достижение сотериологического идеала. Сотериологический идеал -- нирвана. Вы говорите с точки зрения, по-видимому, практикующего буддиста, которому вопрос старт-топика не очень интересен и который, возможно, пытается миссионерствовать (паскудное занятие, доложу я вам); а я размышляю, скорее, с точки зрения философии -- возможно, философской компаративистики (на основе в том числе трудов ученого-религиеведа Торчинова). Такие размышления возможны и буддизме имеют место -- доказательством тому служать изощренные буддийские философии (йогачары, татхагатагарбхи и т. д.), каковые философии вполне рациональны и рационалистичны.

Цитировать
Кроме апофатки есть куча катафатики в буддизме.  Личность ваша никуда не деваеться, ни в чем  вы не растворяетесь итд. Если уж вы читать любите, и вас клонит туда куда клонит, а это такое же заблуждение  только в другую сторону- этернализма. Если не лень читайте о спорах между представителями адвайты и читтаматры, а затем адвайты с  мадхьямикой. И Нагарджуна, у меня только после него, что-то в голове стало укладываться.
Понимаете, в чем проблема? Вот это всё общие фразы. Приведенные в ответ на конкретную аргументацию. Я такие общие фразы просто игнорирую, они не несут полезной информации.

Ну и кроме того, в любой религии есть катафатика. Но она, как правило, "для народа", которому вся эта хвилософия неинтересна. А любая серьезная рефлексия на доктрину и религиозный опыт должна быть апофатичной.

Онлайн Alexander87

  • Сообщений: 954
    • Буддист
  • Skype: Брать без ослепления, расставаться с легкостью.
Re: Нирвана
« Ответ #66 : 18.05.2018, 16:59:55 »
Да, и что? Практика завязана на достижение сотериологического идеала. Сотериологический идеал -- нирвана. Вы говорите с точки зрения, по-видимому, практикующего буддиста, которому вопрос старт-топика не очень интересен и который, возможно, пытается миссионерствовать (паскудное занятие, доложу я вам); а я размышляю, скорее, с точки зрения философии -- возможно, философской компаративистики (на основе в том числе трудов ученого-религиеведа Торчинова). Такие размышления возможны и буддизме имеют место -- доказательством тому служать изощренные буддийские философии (йогачары, татхагатагарбхи и т. д.), каковые философии вполне рациональны и рационалистичны.
Понимаете, в чем проблема? Вот это всё общие фразы. Приведенные в ответ на конкретную аргументацию. Я такие общие фразы просто игнорирую, они не несут полезной информации.
Не, увольте, миссионерствуют пусть миссионеры. Я пытаюсь отвечать на вопросы которые у вас возникают. Но тут беда, потому что моя психика искажена одним, ваша другим. И от сюда трудности перевода, хоть я и стараюсь говорить на вашем языке. Да, практика завязанна на достижение идеала но не всегда посредством этой практики. Часто это бывают подготовительные практики и для этих упражнений нужен мануал. И мануалом то, что вы собираетесь изучать и является и будет являться, а не истинной в последней инстанции, часто. Это первый момент. Второй вы уж мне извините но на западе уже полторы тысячи лет философия из философии превратилась в проститутку власти. И беря на вооружение ее для исследования буддизма, вы ни к чему не придете (личное оценочное высказывание, всю вину прошу возлагать на меня). Потому, что вы неминуемо притащите весь бред вроде материальизм/идеализм, Поппер/диалектика итд.итп. туда и будете с этим всем лезть в буддизм. А там своего, столько наворочено как в самом буддизме так и в дискуссиях между ним и "индуизмом" что это, совсем никуда не лезет. Я вам прошу заметить ничего не навязываю, сами разбирайтесь. Я помочь пытаюсь, там где вижу, что явно в сторону уходите. Как мне кажется не ту.

Ну и кроме того, в любой религии есть катафатика. Но она, как правило, "для народа", которому вся эта хвилософия неинтересна. А любая серьезная рефлексия на доктрину и религиозный опыт должна быть апофатичной.
Нет не должна, и то и другое бывает как для народа так  и вполне конкретным ответом на конкретный вопрос.

PS: Давайте может проще. Есть между всеми буддийскими течениями, что-то общее что они все считают таковым и относительно чего не спорят ? Есть какие-то доктрины, положения ?

Оффлайн Дмитрий Андр.

  • Сообщений: 3871
    • Не указано
Re: Нирвана
« Ответ #67 : 18.05.2018, 17:15:43 »
Не, увольте, миссионерствуют пусть миссионеры. Я пытаюсь отвечать на вопросы которые у вас возникают. Но тут беда, потому что моя психика искажена одним, ваша другим. И от сюда трудности перевода, хоть я и стараюсь говорить на вашем языке. Да, практика завязанна на достижение идеала но не всегда посредством этой практики. Часто это бывают подготовительные практики и для этих упражнений нужен мануал. И мануалом то, что вы собираетесь изучать и является и будет являться, а не истинной в последней инстанции, часто. Это первый момент. Второй вы уж мне извините но на западе уже полторы тысячи лет философия из философии превратилась в проститутку власти. И беря на вооружение ее для исследования буддизма, вы ни к чему не придете (личное оценочное высказывание, всю вину прошу возлагать на меня). Потому, что вы неминуемо притащите весь бред вроде материальизм/идеализм, Поппер/диалектика итд.итп. туда и будете с этим всем лезть в буддизм. А там своего, столько наворочено как в самом буддизме так и в дискуссиях между ним и "индуизмом" что это, совсем никуда не лезет. Я вам прошу заметить ничего не навязываю, сами разбирайтесь. Я помочь пытаюсь, там где вижу, что явно в сторону уходите. Как мне кажется не ту.
Нет не должна, и то и другое бывает как для народа так  и вполне конкретным ответом на конкретный вопрос.

PS: Давайте может проще. Есть между всеми буддийскими течениями, что-то общее что они все считают таковым и относительно чего не спорят ? Есть какие-то доктрины, положения ?
Ничего другого нет, чтоб брать на вооружение. Философия у буддизма своя, очень развитая, изощренная, рационалистичная, весьма неплохие аргументации буддийских философов Торчинов приводил. Так что в этом не вижу проблемы.

Всё остальное в процитированном воспринимаю так: оно само по себе верно, но никуда меня не ведет. Например, да, йогачара и мадхьямика (как и прочие) считались не окончательными истинами, но "упая". И что? Что с того? 

Что касается буддизма и индуизма, то, насколько я могу видеть, татхагатагарбха очень созвучна адвайта-веданте, о чем и Торчинов упоминает. 

Так как нет согласия между нами в том, как исследовать проблему, и так как для себя я некий общефилософский вариант наметил, говорить о котором имеет смысл только на философском языке (как я это сделал выше), то, в принципе, можно и зафиксировать на этом разногласия.

Онлайн Alexander87

  • Сообщений: 954
    • Буддист
  • Skype: Брать без ослепления, расставаться с легкостью.
Re: Нирвана
« Ответ #68 : 18.05.2018, 17:30:54 »
Ничего другого нет, чтоб брать на вооружение. Философия у буддизма своя, очень развитая, изощренная, рационалистичная, весьма неплохие аргументации буддийских философов Торчинов приводил. Так что в этом не вижу проблемы.

Всё остальное в процитированном воспринимаю так: оно само по себе верно, но никуда меня не ведет. Например, да, йогачара и мадхьямика (как и прочие) считались не окончательными истинами, но "упая". И что? Что с того? 

Что касается буддизма и индуизма, то, насколько я могу видеть, татхагатагарбха очень созвучна адвайта-веданте, о чем и Торчинов упоминает. 

Так как нет согласия между нами в том, как исследовать проблему, и так как для себя я некий общефилософский вариант наметил, говорить о котором имеет смысл только на философском языке (как я это сделал выше), то, в принципе, можно и зафиксировать на этом разногласия.
Можно и закончить. Но  если позволите последнее, что может  помочь, о чем напомню ( ну или, что можно послать  по известному адресу по скольку у вас линейка метровая, а у меня дюймовая).

Есть пара доктрин и надо их помнить, когда читаете текст какой-либо.


1) Всем составным вещам присущи три качества: аннича, анната, дукха.
2) Взаимозависимое возникновение.
3) Четыре благородных истины.

Если что-то, из того, что прочтете или услышите, кто бы вам это не писал и не говорил, будет противоречить этим вещам и будет выдаваться за буддизм - это не буддизм.

На сим пойду, если что, говорите.

Что касается буддизма и индуизма, то, насколько я могу видеть, татхагатагарбха очень созвучна адвайта-веданте, о чем и Торчинов упоминает. 

О том и речь, что похожи, особенно если будете читать Торчинова, и Йогочару, и именно по этому вопрос этот стоит почитать, что бы понять где грань и в чем коренное расхождение. Это даст многие ответы, но уже без меня.
« Последнее редактирование: 18.05.2018, 17:34:39 от Alexander87 »

Оффлайн Дмитрий Андр.

  • Сообщений: 3871
    • Не указано
Re: Нирвана
« Ответ #69 : 18.05.2018, 17:37:29 »
Можно и закончить. Но  если позволите последнее, что может  помочь, о чем напомню ( ну или, что можно послать  по известному адресу по скольку у вас линейка метровая, а у меня дюймовая).

Есть пара доктрин и надо их помнить, когда читаете текст какой-либо.


1) Всем составным вещам присущи три качества: аннича, анната, дукха.
2) Взаимозависимое возникновение.
3) Четыре благородных истины.

Если что-то, из того, что прочтете или услышите, кто бы вам это не писал и не говорил, будет противоречить этим вещам и будет выдаваться за буддизм - это не буддизм.

На сим пойду, если что, говорите.

О том и речь, что похожи, особенно если будете читать Торчинова, и Йогочару, и именно по этому вопрос этот стоит почитать, что бы понять где грань и в чем коренное расхождение. Это даст многие ответы, но уже без меня.
Спасибо, конечно, за старания, однако это опять в большей степени общие слова. )))

Оффлайн Андрей АТ

  • Сообщений: 1997
    • Не указано
Re: Нирвана
« Ответ #70 : 21.05.2018, 21:47:54 »
Это привычно для профанного опыта восприятия ))
Но даже в нашем профанном восприятии бывают эпизоды, когда мы теряем ощущение "Я" и становимся нераздельными с процессом восприятия и воспринимаемым. Например, когда вы сильно увлечены, допустим, игрой или творчеством. Состояние потока по Чиксентмихайе. Аналогия отдаленная, но в какой-то мере, наверное, дает приближенный намек.
Похоже, "восприятие" лучше заменить "переживанием". К "переживанию" не возникает тех вопросов, которые возникают к "восприятию".
Сознание может предполагать субъекта, а может быть и бессубъектным. В современной европейской культуре распространено убеждение, что сознание обнаруживается только в соотнесённости с субъектом. Однако это не так. Любое содержание сознания уже переживание, которое существует, и это существование раскрывается в переживании. Самообнаружение может соотноситься с субъектом, а может и не соотносится. В последнем случае оно будет рассредоточено в потоке переживаний.
https://karpitsky.livejournal.com/203373.html
Заодно Эмерджентность сознания как методологическая ошибка материализма

Оффлайн Вадим Шумилов

  • Модератор
  • *
  • Сообщений: 21921
    • Агностик
Re: Нирвана
« Ответ #71 : 09.06.2018, 10:39:59 »
НИРВАНА

санскр. "никакое" - состояние полного освобождения от каких бы то ни было определений или ограничений, высшая ступень совершенства, обретаемая по ту сторону круговращения рождений и смертей, состояние отрешенности, достигаемое при жизни благодаря отказу от земных стремлений.

Ниббана (пали) в буквальном смысле означает отсутствие паутины желаний (вана), соединяющей одну жизнь с другой. Переход в состояние нирваны чаще всего сравнивается с пламенем, постепенно угасающим по мере иссякания топлива: страсти (лобха), ненависти (доса), заблуждений (моха).

В буддийской философии нирвана - это высшее состояние блаженства, прекращение страданий и выход из круга перерождений, окончательное освобождение, избавление от всех иллюзий, желаний, эгоцентрических привязанностей и омрачений, состояние в котором перестаёт действовать закон кармы и которое навечно становится благом для всех существ.

В древнеиндийском учении брахманов, нирвана означает идеальное состояние отрешенности, характеризующееся утратой чувства обособленного «я», исчезновением личности, индивидуального осознавания. «Я» растворяется в Абсолюте (Брахмане), перестает осознавать себя как нечто отдельное, ограниченное, а в буддизме, где нет понятия Абсолюта, «я» просто обнаруживает собственную иллюзорность.

С точки зрения сансарного человека нирвана это прекращение обычной жизни, пустота (Шунья), о которой ничего определенного нельзя сказать, но для одухотворенного - это высшая форма сосредоточенности бытия. Поэтому нирвана - не-желание, не-жизнь, не-смерть, не-действие, но и не уничтожение существования, а выход в сверхбытие по ту сторону дуализма жизни и смерти, бытия и небытия, выход из проявленного бытия в непроявленное, обретение подлинного блаженства. "Тот несравненный остров, где ничем не владеют, где ничего не жаждут, я называю нирваной, разрушением смерти и гибели" (Будда), и нужно расчистить сердце, чтобы нирвана создала в нем свой остров, который не зальют никакие волны житейского моря.

Состояние нирваны может быть достигнуто глубочайшей практикой медитации, в которой ищущий наблюдает свои умственные процессы, постепенно все более отрешаясь от обыденных чувств, желаний и переживаний. Для него становятся безразличны чувственные удовольствия, содержимое ума и моменты собственной судьбы. По мере погружения во внутренний мир для медитирующего прекращают существовать боль и наслаждение. Остаются ясность ума и невозмутимость. Постепенно все ментальные феномены также начинают восприниматься как ограниченные, преходящие и чуждые. Внезапно возникает осознание, объектом которого выступает «беззначимость, нестановление и небытие» – нирвана. И субъект и объект знания исчезают.

Феномен нирваны находится за пределами нашего повседневного опыта. Переход к нирване считается единственным путем избавления от страданий мира, для чего практикующий должен полностью отказаться от земных интересов, ценностей и привязанностей. Мудрец, постигший нирвану, разрывает кармические цепи, приковывающие его к повседневности, и перестает рождаться в мирах сансары.

Буддийские канонические произведения так описывают нирвану: "Есть место, где нет ни земли, ни воды, ни огня, ни воздуха, ни места в пространстве, и нет ни восприятия, ни не восприятия, ни этого мира, ни другого мира, ни обоих вместе, ни солнца, ни луны. Там нет ни движения, ни покоя, ни возникновения, ни уничтожения. Оно не движется и не стоит, оно ни на чем не основано. Оно, по истине, конец страдания". Нирвана - это вечность, бессмертие в противоположность изменчивым, непостоянным вещам. Нирвана – покой, прекращение страдания в противоположность миру, полному волнения и страдания. Нирвана – это убежище, освобождение, избавление, конец мира.

Один из наиболее распространенных образов, использующихся в текстах для пояснения идеи нирваны, таков: подобно тому как прекращает гореть лампада, когда иссякает масло, питающее огонь, или подобно тому как прекращает волноваться поверхность моря, когда прекращается вздымающий волны ветер, точно так же прекращаются все страдания, когда иссякают все аффекты (клеши) и влечения, питающие страдания. То есть угасают именно страсти, привязанности, омрачения, а вовсе не бытие. С исчезновением причины страдания исчезает и само страдание.

Нирвана не субстанция, а состояние, состояние свободы и особой внеличностной или надличностной полноты бытия. Но это состояние также абсолютно трансцендентно всему нашему сансарическому опыту, в котором нет ничего подобного нирване. Поэтому даже психологически правильнее ничего не говорить о нирване, чем сравнивать ее с чем-то нам известным, ибо иначе мы немедленно сконструируем «нашу» нирвану, создадим некий ментальный образ, вполне неадекватное представление о ней, привяжемся к этому представлению, сделав, таким образом, и нирвану объектом привязанности и источником страдания. Поэтому Будда и ограничивался самыми общими характеристиками нирваны как состояния, свободного от страданий, или как высшего блаженства (парамам сукхам).

Впоследствии буддисты разработают много разных концепций нирваны, но признание ее внезнаковой, несемиотичной природы останется в буддизме навсегда. Поскольку нирвана есть нирвана лишь относительно сансары, а сансара такова лишь относительно нирваны, то ни сансара ни даже нирвана не обладают своебытием, а следовательно, они тоже пусты и бессущностны и их общая татхата, подлинная природа, есть шуньята, пустота. Бодхисаттва постигает пустотность как сансары, так и нирваны и так обретает состояние Будды..

Оффлайн Дмитрий Андр.

  • Сообщений: 3871
    • Не указано
Re: Нирвана
« Ответ #72 : 09.06.2018, 17:51:30 »
Ну да, стандартная концепция. Я ее знаю и в своих размышлениях отталкиваюсь именно от нее и размышляю именно по ее поводу.
« Последнее редактирование: 09.06.2018, 18:06:32 от Дмитрий Андр. »

Оффлайн Тихвинский Виталий

  • Сообщений: 125
Re: Нирвана
« Ответ #73 : 19.06.2018, 23:28:35 »
Нирвана попала только в мой глоссарий, в словарь не попала, так получилось. :)

Нирвана – буквально тишина, беззвучность; 1. избавление от жизни; 2. мертвый, умерший, покойник, смерть; 3. умирание, угасание.

Можно привести другие примеры из словарей, а может быть, глоссариев. :)
« Последнее редактирование: 19.06.2018, 23:39:07 от Тихвинский Виталий »

Оффлайн Тихвинский Виталий

  • Сообщений: 125
Re: Нирвана
« Ответ #74 : 19.06.2018, 23:46:37 »
Тут очень много, простите за неточную транслитерацию. :)

निर्व्वाण нирввАНа mfn. (-णः-णा-णं) 1 Liberated from existence. 2 Dead, deceased. 3 Gone out, extinguished, (as a fire.) 4 Set, as a planet. 5 Immersed, plunged. 6 Having no arrows. n. (-णं) 1 Eternal happiness, emancipation from matter, and re-union with the deity: it is especially employed in this sense by the  Bauddhas and  Jains, understanding by it perfect and perpetual calm. 2 Setting, disappearing, departure. 3 Refraining, desisting, leaving off, cessation. 4 Union, association, 5 Bathing or plunging of an elephant. 6 Repose. 7 Vacuity, vacuum or space. 8 Instructing in science. E. निर् before वाण to blow, &c. affix क्त, deriv. irr. or निर् neg. वाण an arrow.

Онлайн Alexander87

  • Сообщений: 954
    • Буддист
  • Skype: Брать без ослепления, расставаться с легкостью.
Re: Нирвана
« Ответ #75 : 20.06.2018, 23:35:55 »
Нирвана попала только в мой глоссарий, в словарь не попала, так получилось. :)

Нирвана – буквально тишина, беззвучность; 1. избавление от жизни; 2. мертвый, умерший, покойник, смерть; 3. умирание, угасание.

Можно привести другие примеры из словарей, а может быть, глоссариев. :)

Крайне плохой у вас словарь).
 По скольку нирвана есть:
1. Избавление от смерти ; 2. благостность, спокойствие; 3. Имя Будды как бы намекает чего он достиг, а именно пробуждения). Реализации).

Оффлайн Тихвинский Виталий

  • Сообщений: 125
Re: Нирвана
« Ответ #76 : 20.06.2018, 23:54:56 »
Крайне плохой у вас словарь).
 По скольку нирвана есть:
1. Избавление от смерти ; 2. благостность, спокойствие; 3. Имя Будды как бы намекает чего он достиг, а именно пробуждения). Реализации).
Возможно, но Нирвана, все-таки это "это тишина и спокойствие", и об этом сказано. А избавление от жизни земной, это и есть избавление от смерти.
И вообще Вильсону доверяю. :)
Кстати, в Гите есть Брахманирвана. :)
 

Онлайн Дмитрий У

  • Сообщений: 2704
    • Не указано
Re: Нирвана
« Ответ #77 : 21.06.2018, 00:13:27 »
Нирвана, Духовное Совершенство, Освобождение (от кармических пут материального мира) — эти слова обозначают одно и то же: Слияние развитого индивидуального сознания человека с Сознанием, обитающим в высших пространственных мерностях.

Существует неправильное толкование термина Нирвана — как исчезновение в пустоте. Нет: при вхождении в состояние Нирваны исчезает лишь низшее "я" адепта, но актуализируется Высшее "Я", являющееся Океаном Изначального Сознания.

О достижении Нирваны говорится в Учениях многих Высших Духовных Учителей человечества: Гаутамы Будды, Кришны, Сатья Саи и Других.

Ниже приводятся некоторые цитаты из известных литературных источников.

В Бхагавад-Гите Кришна выделял две ступени Нирваны: Нирвана в Брахмане и Высшая Нирвана (Нирвана в Ишваре):

5:24. Тот, кто счастлив внутри, кто радуется не от внешнего, кто озаряется (любовью) изнутри, — тот йог способен постичь сущность Брахмана и Нирвану в Брахмане.

5:25. Нирвану в Брахмане получают те риши, которые очистились от пороков, освободились от двойственности, познали Атман и посвятили себя благу всех.

5:26. Освободившиеся от земных влечений и гнева, занятые духовным подвижничеством, обуздавшие мысли, познавшие Атман — те обретают Нирвану в Брахмане.

6:15. Йог, слившийся с Атманом и контролирующий свой ум, входит в Высшую Нирвану, где он пребывает во Мне.


Следующая цитата из книги Джона Хислопа 'Мой Господь и я', посвящённой Аватару Сатья Саи:

"Медитацию можно представить как лодку, которая смогла бы безопасно перевезти нас через бушующее море наших жизней на другой берег. "Другой берег" — это и есть Самореализация, Богореализация, Освобождение, Нирвана — все эти слова имеют одно и то же значение: слияние частного, обособленного — с Абсолютом."

(Hislop J.S. — My Baba and I. Prasanthi Nilaym,
'Sri Sathya Sai Books and Publications Trust', 1985)

цитата из книги Джона Блофельда 'Тантрический мистицизм Тибета':

"Представьте безграничный океан, в котором находятся бесчисленные водные твари. Каждая тварь наполнена морской водой, принадлежащей этому самому океану, и каждая состоит из вещества, которое постепенно густеет или растворяется в зависимости от обстоятельств. При подходящих условиях оно растворяется совсем, и при этом составляющая его вода становится неотличимой от остального океана. Но капельки воды не перестают существовать, всё, что теряется, — так это кажущаяся отдельность от океана... Нирвана — это состояние, достигаемое водой в тварях в момент их растворения."

(Blofeld J.E. — The Tantric Mysticism of Tibet.
'Dutton', N.Y., 1970)

Оффлайн Тихвинский Виталий

  • Сообщений: 125
Re: Нирвана
« Ответ #78 : 21.06.2018, 00:21:37 »
Меня не интересует Нирвана трактуемая как термин. Тем более, что нирвана все-таки не обозначает исчезновение.
Бахманирвана, очевидно, что это успокоение в Брахмане.

Оффлайн Пётр-68

  • Сообщений: 8751
    • Не указано
Re: Нирвана
« Ответ #79 : 21.06.2018, 07:16:29 »
Возможно, но Нирвана, все-таки это "это тишина и спокойствие", и об этом сказано. А избавление от жизни земной, это и есть избавление от смерти.
И вообще Вильсону доверяю. :)
Кстати, в Гите есть Брахманирвана. :)
 
Где она там?

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru