Автор Тема: Что хотел сказать Иосиф Флавий о Христе в рассказе о Паулине и Мунде?  (Прочитано 792 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Rakovsky

  • Сообщений: 531
    • Православный
В третьей главе 18-й книги Иудейских Древностей, Иосиф Флавий вставил рассказ о неких Паулине и Мунде, играющем "богом", и потом вставил рассказ о еврее, который обманывал римлянку, чтоб она передала денег на иерусалимский храм, которые он сам обокрал. Некоторые ученые увидели в общности этих рассказов намерение Иосифа Флавий создать рассказ с противоположностю событий Нового Завета. Таким путем эти два рассказа оказываются его фольгой и антитезой. Я обращаю ваше внимание на этот вопрос, поскольку важное описание Христа Иосифом Флавием и вопрос о первоначальном виде отрывке о Христе являются спорными, но и важными для изучения раннего христианства. Кроме того, Дк. Кураев в своей комментарии о Мастер и Маргарите раскрыл как этот роман содержит литературную фольгу по Евангелии. Я хочу Вас спросить: Что хочет говорит Иосиф Флавий о рассказе о Христе своими двумя антитезными рассказами?

В рассказе Нового Завета, Деций Мунд("Десятый Мир") платит иереев и вольноотпущенницу "Ида", чтобы она с помощью евреев обманула Паулину. Мунд играл "богом", и имел половые отношеные с обманутой Паулиной, которая была поклонница данного бога. Потом, в третий день Мунд раскрыл, что он не является этим богом. В результате раскрытия дела, иереи и Ида были распяты римлян, и Мунд поехал заграницу в изгании. В следующем рассказе, некий иудей появился в Риме, имеющий три соратника по делу, и обманывал римлянку дать в их руках пожертвование.

В Новом Завете очень много этих элементов существуют, но играют противоположную роль:
  • Нет ложного сношения с фальшивым богом, есть девственное рождение с помощью Святого Духа
  • Нет римских распятий оплачаемой обманщицы Ида и иереев - предательство Иуда и иереи успеют сделать, чтоб римляне распинают Христа
  • Вместо раскрытия в третий день, что "герой" рассказа - ложный бог, Христос в третий день раскрыл своим воскресением, что Он - Бог
  • Вместо ссылки "героя" ("Десятый Мир"), распятия других злодеев, и эксплуатации Паулины, в Новом Завете ап. Паул идет в изгнание, Христос распят, Мария остается чистой девой, злодеи не наказаны римлянам, Христос три дня идет в сердце мира(Матф. 12,40) и некоторые верующие могут вознестись до других миров (Павл знает человека, который побывал в третий мир).
  • Вместо того, как у Флавий некий иудей со своим тремя соратниками обманывал женщину отдать денег якобы на храм, за которого иудеи Рим получили ссылку, ап.Паул честно собрал денег на Церковь в Иерусалиме под контролем своих трех начальников, Иаков, Петра и Иоанна. Пожертвование способствовало язычников войти в Церковь.

Здесь я цитирую данные отрывки Иосифа Флавия из его 18-й книги:
Цитировать
3. Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту. Но те, кто раньше любили Его, не прекращали этого и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о Нем и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени[37].

4. Около этого же самого времени другое горе постигло иудеев. Впрочем, об этом после. В это же самое время не прекращались в Риме бесстыдства, совершавшиеся в храме богини Исиды[38]. Поэтому я сперва упомяну о последнем, а затем перейду уже к рассказу о судьбе иудеев.

В Риме жила некая знатная и славившаяся своею добродетелью женщина, по имени Паулина. Она была очень богата, красива и в том возрасте, когда женщины особенно привлекательны. Впрочем, она вела образцовый образ жизни. Замужем она была за неким Сатурнином, который был так же порядочен, как и она, и не уступал ей в хороших качествах. В эту женщину влюбился некий Деций Мунд, один из влиятельнейших тогда представителей всаднического сословия. Так как Паулина была слишком порядочная женщина, чтобы ее можно было купить подарками, как он узнал от подосланных лиц, Деций возгорел еще большим желанием обладать ею, так что обещал за единожды дозволенное сношение с нею заплатить ей целых 200 000 аттических драхм. Однако Паулина не склонилась и на такое щедрое вознаграждение, и тогда юноша, не будучи далее в силах переносить муки [неудовлетворенной] любви, решил покончить с собою и умереть голодной смертью. Решив это, он не откладывал исполнения этого решения в долгий ящик и сейчас же приступил к нему. У Мунда жила одна бывшая вольноотпущенница отца его, некая Ида, женщина, способная на всякие гнусности. Видя, как юноша чахнет и озабоченная его решением покончить с собою, она явилась к нему и, переговорив с ним, выразила твердую уверенность, что при известных условиях вознаграждения сможет ему доставить возможность иметь Паулину. Юноша обрадовался этому, и она сказала, что ей будет достаточно всего 50 000 драхм для того, чтобы овладеть Паулиною. Подбодрив таким образом Мунда и получив от него требовавшуюся сумму денег, она пошла не тою дорогою, какою пошел он, так как видела, что той женщины за деньги не купишь. С другой стороны, зная, как ревностно относится Паулина к культу Исиды, она выдумала следующий способ добиться своей цели: явившись к некоторым жрецам [Исиды] для тайных переговоров, она сообщила им, под величайшим секретом, скрепленным деньгами, о страсти юноши и обещала сейчас выдать половину всей суммы, а затем остальные деньги, если жрецы как-нибудь помогут Мунду овладеть Паулиною. Жрецы, побужденные громадностью суммы, обещали свое содействие. Старший из них отправился к Паулине и просил у нее разрешения переговорить с нею наедине. Когда ему это было позволено, он сказал, что явился в качестве посланца от самого бога Анубиса[39], который-де пылает страстью к Паулине и зовет ее к себе. Римлянке доставило это удовольствие, она возгордилась благоволением Анубиса и сообщила своему мужу, что бог Анубис пригласил ее разделить с ним трапезу и ложе. Муж не воспротивился этому, зная скромность жены своей. Поэтому Паулина отправилась в храм. После трапезы, когда наступило время лечь спать, жрец запер все двери. Затем были потушены огни, и спрятанный в храме Мунд вступил в обладание Паулиною, которая отдавалась ему в течение всей ночи, предполагая в нем бога. Затем юноша удалился раньше, чем явились жрецы, не знавшие об этой интриге. Паулина рано поутру вернулась к мужу, рассказала ему о том, как к ней явился Анубис и хвасталась перед ним, как ласкал ее бог. Слышавшие это не верили тому, изумлялись необычайности явления, но и не могли согласиться с таким невероятным событием, тем более, что знали целомудрие и порядочность Паулины. На третий день после этого события она встретилась с Мундом, который сказал ей:

"Паулина, я сберег 200 000 драхм, которые ты могла внести в свой дом. И все-таки ты не преминула отдаться мне. Ты пыталась отвергнуть Мунда. Но мне не было дела до имени, мне нужно было лишь наслаждение, а потому я и прикрылся названием Анубиса". С этими словами юноша удалился. Паулина теперь только поняла всю дерзость его поступка, разодрала на себе одежды, рассказала мужу о всей этой гнусности и просила его помочь ей наказать Мунда за это чудовищное преступление. Муж ее [немедленно] сообщил обо всем императору.

Подвергнув дело относительно участия жрецов самому строгому и точному расследованию, Тиберий приговорил к пригвождению к кресту их и Иду, которая была виновницею всего этого преступления, совершенного столь гнусно над женщиною. Затем он велел разрушить храм Исиды, а изображение богини бросить в реку Тибр. Мунда он приговорил к изгнанию, полагая, что наказал его таким образом достаточно за его любовное увлечение.

Таковы были позорные поступки жрецов храма Исиды.

Теперь я, по обещанию своему, возвращусь к рассказу о судьбе, постигшей в это время римских иудеев.

5. В это время из Иудеи бежал человек, боявшийся обвинения в нарушении некоторых законов и наказания за это. Вообще, это был гнусный человек. Он тогда проживал в Риме и соединился здесь с тремя подобными ему негодяями. К ним примкнула Фульвия, знатная женщина, принявшая иудаизм. Они убедили ее послать пурпур и золото в Иерусалимский храм, и когда та сдала им это, то они присвоили его себе, как то и было их первоначальным намерением. Тиберий, которому по желанию Фульвии сообщил об этом муж ее Сатурнин, бывший с императором в дружественных отношениях, распорядился изгнать из Рима всех иудеев. Консулы выбрали из них четыре тысячи человек и послали их в качестве солдат на остров Сардинию. Гораздо большее число, однако, они предали казни, потому что те отказались от участия в военной службе, благодаря запрещению этого иудейскими законами[40].

===================================================
Заметки современного редактора
[37] ...В связи с длительными спорами относительно подлинности этого фрагмента считаем нужным привести соответствующую цитату из "Иудейских древностей" в версии "Всемирной истории" Агапия (X в.): "В это время был мудрый человек, которого звали Иисус. Весь его образ жизни был безупречным, и он был известен своей добродетелью, и многие люди среди евреев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть. Но те, кто стали его учениками, не отказались от его учения. Они рассказывали, что он им явился через три дня после распятия и что он был тогда живым; таким образом, он был, может быть, мессия, о чудесных деяниях которого возвестили пророки".

[38] Исида - древнеегипетская богиня, сестра и жена бога осириса. В эпоху эллинизма Исида получила функции богини мироздания, возник сложный культовый комплекс мистерий, понятный лишь для посвященных. Его главным символическим содержанием был миф о ее сошествии в подземный мир и воскрешении осириса. Культу Исиды были присущи вера в индивидуальное спасение (Исида представлялась спасительницей людей) и загробное блаженство, мистицизм, яркая эмоциональность.

[40] ... Тацит датирует эти события 19 г. н. э. Об этом же имеется сообщение и у Светония (Тиберий. 36).
Я обращаю Ваше внимание на то, что начало 3-й главы И. Флавия касается события Понтии Пилата, который в 19 г. пока не управлял Иудеей. Соответственно, события касающие Паулины и данного изгнания иудеев из Рима хронологически не касались правления Пилата. И.Флавий пишет, что эти события произошли "около этого же самого времени", но это выражение может вводить в заблуждение. Видимо, И.Флавий намеренно вставил историю о Паулине и Мунде туда, на данное место своей книги потому что он относил ее к истории об Иисусе и Пилате тематически, а не относил ее к Пилату хронологически.

Б. Г. Деревенский в "Иисус Христос в документах истории" пишет:
Цитировать
Соседство рассказов об Иисусе и Паулине привело некоторых ученых к тому, что они начали усматривать в последнем рассказе скрытый выпад автора  «Иудейских древностей» против христианского догмата о зачатии Иисуса от Духа Святого.

Издательство «АЛЕТЕЙЯ» Санкт-Петербург 2001, http://www.lib.ru/HRISTIAN/DEREWENSKIJ/derewenskij.pdf

Я считаю эти два рассказа доказательством того, что Иосиф Флавий знал историю об Иисусе, и что И.Флавий что-нибудь он нем написал в предыдущей части третьей главы. Но какое значение придает И.Флавий этими двумя рассказами к истории о Христе?

Можно полагать на основании их протиположности, что И.Флавий похвалил Христа в этом смысле: Вот у римлян было якобы появление Бога, но у нас, иудеев, был настоящее появление Господа. Скорбная история о Паулине при египетского культа и льживого языческого бога показывает, что язычникам нужны настоящую религию и Бога. Как объяснил дк. Кураев в своих выступлениях о книге "Мастер и Маргарите", писатель Бульгаков хотел написать роман о фальшивой любви, чтоб доказать существование настоящей любви. Он с романом о злом и дъяволе, хотел доказать существование добра, света и Бога. Это также относится к евангельским частьям романа, в которых Бульгаков якобы описал Евангелие Сатана, в котором лица Евангелия появляются в искаженным виде, Иисус только дает вид заботы о соседных распятых и отсутствует описание Воскресения Христа. Можно представить, что у И. Флавия была подобная цель, и с придуманной истории об обмане Паулины практически не-наказанным Мундом не происходившем при Пилате, он хотел ссылаться на добрую историю, реально происходящем при Пилате о распятии и воскрешении Иисуса и собрания спасенных христиан. Я догадываю так. Возникает вопрос: Есть ли другие рассказы в древней литературы в виде тезис-антитезис подобны зеркальым историям (А) Иисус/Паул & Мунд  и (Б) "Добрая Весть" Библии / Искаженное "Евангелие" Бульгакова?

Вопрос о значении истории Паулины и Мунда имеет отношение к вопросу о вере И.Флавия. Если он был христианином, что в истории Паулины можно увидеть положительный намек на христианство. Во всех видах 18-й книги "Иудейских Древностей" дошедших до наших дней, И.Флавий открыто называет Иисуса "Христом" и хваляет Его (с исключением цитаты в арабской версии "Всемирной истории" Агапия (X в.), которую я цитировал сверху в "заметках редактора", но которая все же является положительной о Христе). Кроме того, Евсевий в своей Истории Церкви в начале 4-го века практически в точностях цитировал данный отрывок И. Флавия об Иисусе.

Однако, есть современные ученые, которые пологают, что существующие версии не подлинные и были частично сфабрикованные христианами. Главные их основания являются тем, что Церковь, как имперское учреждение, была в силе изменить тексты в свою пользу, и тем, что Ориген написал, что И. Флавий, как иудей, не был христианином и только против своих предрассудков приписал уничтожение Храма божественному гневу по убийству Иакова. Но я думаю, что Ориген смог ошибиться об этом, как он ошибочно сказал, что И.Флавий в своей 18-й книге приписывал уничтожение Храма к убийству св. Иакову. И.Флавий на самом деле только написал о св. Иакове в своей 20-й книге, и в том отрывке он даже не упомянул уничтожение Храма. Возможно, Ориген не хорошо знал содержание "Иудейских Древностей", получил свою информацию о книге через других лиц, и думал, что И.Флавий не был христианом потому что он остался иудеем. И на самом деле из творчеств И.Флавия видно, что он продолжил считать себя иудеем и похвалил иудейские религию и правилы Торы. Но можно представить, что некий иудейский христиан 1-го века как И.Флавий смог сделать подобное и все равно считать Иисуса Христом.

Также есть предложение скептов, который я считаю не очень вероятным, что И.Флавий положительно написал о Христе только со сарказмом. Я считаю это объяснение маловероятным, потому что дочитав все творчества И.Флавий, я не нашел у него такие столь якобы длинные и глубокие примеры скрытого сарказма.
« Последнее редактирование: 02.03.2018, 22:15:52 от Rakovsky »

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru