Сказать то можно. А доказать?
доказать? ну не знаю, приводить цитаты? Юлия, а Вы читали Ясевич-Бородаевскую "борьба за веру", Плетта "зарождение церквей ехб", или епископа Алексия, "материалы для истории"? Там это все представлено вполне систематично и полно. Ну вот например вырезка из книги епископа Алексия, "Материалы для истории":
"
17) С 1870 г. сельские старосты не выдают паспортов тем, которые отступили от православной церкви. Я, Михаил Ратушный, жаловался на словах мировому посреднику о выдаче паспорта, а он сказал: "Подавай прошение государю".
18) Сколько полиция ни будет нас притеснять и приводить к православным священникам, пусть не ожидает нашего обращения в православную веру; хотя она уже мучила нас 13 лет, но мы еще так далеко от нее, как с самого начала. И затем покорнейше просим Ваше Превосходительство сделать какое-нибудь распоряжение: или у нас пусть разом отнимут все наше имущество (при таких штрафах само собой разумеется окончательное разорение наших хозяйств), или вышлите нас в другой край России, если мы уже вредный народ для нашего Всемилостивейшего Государя. Сделайте какой-нибудь конец нашему делу и бедствию, которое для нас невыносимо, потому что мало-помалу вытягивает у нас кровь невинную"
вот например из книги Плетта о временах председательствования в синоде Победоносцева, сурово преследовавшего сектантов:
3 мая 1883 г. вышел еще один закон. Но и он почти ничего не сделал в пользу наших братьев.
"Что же дал закон от 3 мая 1883 г. сектантам? Получив, как мы видели уже, хотя и слабые, но все же права на молитвенные собрания, сектанты стали пользоваться этими правами, опираясь на закон от 3 мая 1883 г. Тогда к сектантам начали применять разные административные мероприятия: разъединяли путем ссылки членов семьи, подрывая этим благосостояние сектантов, отнимали детей и имущество; наконец, в Киевской губернии в начале 90-х годов, произвол и насилие над сектантами достигли невероятных размеров: они привлекались к ответственности за всякие пустяки. Произвол над ними доходил до того, что сектантам запрещалась не только отлучка на заработки, но и самый выход из хаты по собственному селу был до чрезвычайности затруднен. Жизнь делалась невыносимой. К сектантам применялись мероприятия, которых даже нельзя назвать административными, так как хотя они и производились администрацией, в лице становых, урядников, старшин, сотских и десятских, но носили уже характер пыток. Так, например: сектантов Киевской губернии, Васильковского уезда, с. Снегиревки, Антоновки и др., зимой выгоняли далеко в степь к глубоким оврагам для физического угнетения, надеясь, по-видимому, что с разбитыми физически легче справляться. Возвращая в лоно православия, выгоняли их на принудительные работы, заставляя с рассвета и до глубоких сумерек голыми пригоршнями насыпать во время лютых морозов снег - женщин в подолы юбок, мужчин - в подолы тулупов и переносить эту бессмысленную ношу на далекое расстояние, где эти страдальцы должны были спускаться в овраги и там высыпать снег... И так с утра до вечера "работали" эти труженики Божьи под наблюдением урядников, сотских и прочих мелких властей, тут вволю издевавшихся над беспомощными людьми. В сумерки, по возвращению в село, несчастных ставили в ряд у волости, на морозе, с приказанием вытягивать руки; двое стражников держали руки, один - голову, и начинались новые издевательства. Выносили водку и, зная, что сектанты вовсе не пьют и не курят, старались насильно всунуть "цигарку" в рот и залить водки в глотку. Натешившись вдоволь, водку выпивали сами стражники, разбивая пустые бутылки о головы сектантов. По ночам в окна сектантских домов сыпались груды камней, ломали двери, окна, врывались в хаты, разбирали печи, и, избив хозяев, безобразники уходили, оставляя объятых ужасом малых ребят и взрослых в стуже. И под таким страхом приходилось жить ежечасно и ежеминутно! Наступала весна. Радетели-ревнители православия ловили на улице сектантов и палками загоняли по шею в пруд во время половодья, держа их там подолгу и всячески издеваясь над ними. Летом же, женщин гоняли босыми по колючему бурьяну, доколе ноги не покрывались потоками крови, насиловали безнаказанно женщин, в холодных насмерть забивали мужчин. Право, дух захватывает, когда вспоминаешь об этих ужасах, которые можно лишь сравнить с временами инквизиции и пыток! И ведь все это было не так давно: в начале 90-х годов, и многие, многие из этих страдальцев живы и поныне... Кто из них побывал и в сумасшедшем доме, а кто и здоровье потерял...
Почти те же приемы практиковались и в других губерниях.
Вот например книжка Плетта, там совсем сжато, 3 и 5 пункт:
http://www.blagovestnik.org/books/00324.htmне доказательства?