Автор Тема: Ночные богослужения на новый год  (Прочитано 5215 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Vladimir Gennadevich

  • Сообщений: 540
    • Православный
Re: Ночные богослужения на новый год
« Ответ #140 : 12.08.2018, 00:44:06 »
Что-то я не могу уяснить Вашу позицию. Вы считаете, что письменный канон был, но оказался утерян, или он всегда был устным преданием?
Письменный канон был, но оказался утерян. Из воспоминаний патриарха Вальсамона известно, что этот утерянный канон опирался на устное предание - но это уже детали.
Тогда не найдёте - его нет.
Ну, я бы не был так категоричен. Возможно, когда-нибудь я найду. Например, в гугле проскакивает информация, что Петров пост установил император Константин. Легенда это или журналистский миф, или правда - я попробую выяснить. Или вообще попробую найти другой канон.

Онлайн іерей Алеѯандръ Гиппокамусъ

  • Сообщений: 573
    • Православный
Re: Ночные богослужения на новый год
« Ответ #141 : 13.08.2018, 00:45:01 »
Письменный канон был, но оказался утерян. Из воспоминаний патриарха Вальсамона известно, что этот утерянный канон опирался на устное предание - но это уже детали.Ну, я бы не был так категоричен. Возможно, когда-нибудь я найду. Например, в гугле проскакивает информация, что Петров пост установил император Константин. Легенда это или журналистский миф, или правда - я попробую выяснить. Или вообще попробую найти другой канон.
Ну просто "Апостольские постановления" - разумеется, не самый авторитетный источник каконического права, но и не полностью отвергаемый. В 85-м правиле св.апостолов вполне себе ссылка на него. Разумеется, в нём достаточно недоуменного - но в том, что разумно (и не оспорено позднее) - на него вполне можно опираться.

Оффлайн Vladimir Gennadevich

  • Сообщений: 540
    • Православный
Re: Ночные богослужения на новый год
« Ответ #142 : 13.08.2018, 01:17:13 »
Ну просто "Апостольские постановления" - разумеется, не самый авторитетный источник каконического права, но и не полностью отвергаемый. В 85-м правиле св.апостолов вполне себе ссылка на него. Разумеется, в нём достаточно недоуменного - но в том, что разумно (и не оспорено позднее) - на него вполне можно опираться.
Смотря для какой цели опираться. 85 правило ссылается не на них, а на оригинальные Апостольские постановления, которые не сохранились. А после их порчи арианином, VI Вселенский собор постановил: "мы <...> оныя Климентовы постановления благоразсмотрительно отложили". Целиком и полностью отвергаемый!
Да, раньше они были каноническим источником, согласно 85 правилу. И в этих неиспорченных Апостольских постановлениях Петров пост уже был. Святитель Лев I Великий пишет про Петров пост: "Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста".
Но мне это неинтересно: я ищу действующий канон.

Оффлайн Юлия Р.

  • Глобальный модератор
  • *
  • Сообщений: 12851
    • Православный
Re: Ночные богослужения на новый год
« Ответ #143 : 13.08.2018, 18:14:49 »
Письменный канон был, но оказался утерян.
Удивительная история. Какой собор принимал этот канон, почему он оказался утрачен? Сомнительно что-то.

Оффлайн Vladimir Gennadevich

  • Сообщений: 540
    • Православный
Re: Ночные богослужения на новый год
« Ответ #144 : 13.08.2018, 21:46:47 »
Удивительная история. Какой собор принимал этот канон, почему он оказался утрачен? Сомнительно что-то.
Канон принимал не собор, а синод. Вальсамон пишет, что решение было принято императором, патриархом и епископами, находящимися в столице. Так что могли утратить. Как-никак, прошло почти тысячелетие. Константинополь за это время несколько раз был завоеван. Неудивительно, что, например, это синодальное постановление потерялось.

Кроме Вальсамона, Грюмель упоминает, что содержащийся в одном из сохранившихся кодексов текст о долге и преимуществах поклонения Богородице, может быть вступлением к нашему синодальному постановлению.

Оффлайн Юлия Р.

  • Глобальный модератор
  • *
  • Сообщений: 12851
    • Православный
Re: Ночные богослужения на новый год
« Ответ #145 : 13.08.2018, 21:56:35 »
Канон принимал не собор, а синод. Вальсамон пишет, что решение было принято императором, патриархом и епископами, находящимися в столице. Так что могли утратить. Как-никак, прошло почти тысячелетие. Константинополь за это время несколько раз был завоеван. Неудивительно, что, например, это синодальное постановление потерялось.

Кроме Вальсамона, Грюмель упоминает, что содержащийся в одном из сохранившихся кодексов текст о долге и преимуществах поклонения Богородице, может быть вступлением к нашему синодальному постановлению.
Синод - это и есть собор по-гречески.

Оффлайн Vladimir Gennadevich

  • Сообщений: 540
    • Православный
Re: Ночные богослужения на новый год
« Ответ #146 : 13.08.2018, 22:03:59 »
Синод - это и есть собор по-гречески.
Цитировать
Сино́д (греч.: συνοδος - особое собрание, собор) – малый постоянно-действующий собор, коллегиальный церковный орган.

Подобно высшей церковной власти в древних автокефальных митрополиях, в Патриархатах церковная власть осуществлялась в единении первоиерарха-предстоятеля с собором епископов. Но поскольку регулярные собрания епископов таких обширных областей как Патриархаты были затруднительны, уже во времена Вселенских Соборов при патриарших кафедрах образовались постоянные соборы, или синоды епископов. Особую важность среди древних постоянных соборов-синодов имел Константинопольский "Синод эндимуса" (συνοδος εηδημουσα). Он собирался из митрополитов и епископов, приезжавших в Константинополь по делам своих Церквей. Иногда они проживали здесь по нескольку лет, почему патриарх всегда мог собрать достаточное число архиереев для принятия соборного решения.
Вот именно этот Синод эндимуса и принял постановление об Успенском и Рождественском постах. В точности, как пишет Вальсамон: епископы, которые в тот момент были в столице.

Оффлайн Vladimir Gennadevich

  • Сообщений: 540
    • Православный
Re: Ночные богослужения на новый год
« Ответ #147 : 15.08.2018, 00:00:41 »
Я нашёл установление Петрова поста.
Митрополита Киевскаго и всея Руси Фотия священникам и инокам, о важности священства и об обязанностях священнослужителей: "приходящая вся святыя посты честно и чисто наказуйте препровождати, с радостию и с благодарением, без скорби же и без преслушания. <…> богоноснии Отци <…> к святым Апостолом предаша святаго поста. И омеждо же тех времен спасительных всяку християну <…> в пощениих, смиряти и сокрушати себе".

Итак, это послание безусловно имеет канонический статус, ввиду его жесткой формулировки: "без преслушания". И мне оно нравится. Святитель Фотий чётко указывает, что Петров пост не был установлен на каком-либо соборе или утверждён древними канонами. Этот пост - предание святых отцов. И в то же время свт. Фотий пишет, чтобы священники наказывали христианам поститься в этот Петров пост без ослушания. Вот это и есть - тот самый момент обязательного установления Петрова поста.
Также хочу обратить внимание на то, что как и обычно - если издаётся канон, то это значит, что раньше он не исполнялся. То есть до этого священники не наказывали всем соблюдать этот пост. "постановления о прочих постах или не всем были вполне известны, или не всеми соблюдались, или некоторые подвергались разным истолкованиям" - пишет митр. Макарий про это время.
« Последнее редактирование: 15.08.2018, 00:49:23 от Vladimir Gennadevich »

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru