Нужны ли людям книги?
Вот на одной передаче французского ТВ (1990 г.) дарили книги (ссылка в конце текста). А кто сейчас эти книги помнит? Кому они нужны? Они и тогда-то мало кому были нужны, а теперь окончательно забыты.
Нужно ли верить в то, что читать - хорошо?
Всех нас в школе, когда в находимся в детском возрасте, учат, что читать - это важно. А зачем? Может лучше не капать на мозги, что читать - это хорошо? Всё равно человек, который любит читать, обычно бывает полным профаном в подавляющем большинстве областей литературы (т. к. интересуется только немногим). Может быть, официально признать, что и те, кто читает книги, и те, кто
никогда не читает книг - профаны, просто это разные виды профанства?
Вот, допустим, в СССР считалось, что "Жизнь и судьба" Гроссмана - это важная книга.
На днях Кураев в блоге написал, что ему очень нравится повесть "В августе 44-го".
"Жизнь и судьбу" не то что не читал, но и в руках никогда не держал. "В августе 44-го" - читал в детстве. Осталось сугубо плохое впечатление. Ужасно скучная книжка. Это чтение в детстве дискредитировало в моих глазах и советскую литературу вообще, и литературу на военную тему в частности. "В августе 44-го" было одной из рекомендованных книг на лето приблизительно между 5 и 6 классом (кажется). В 11 классе проходили "Прощание с Матёрой" Распутина и какой-то большой рассказ (или маленькую повесть) Астафьева. В обоих случаях начал и бросил. Эти произведения воспринимались как "какие-то книжки, написанные взрослыми дядями на какую-то важную для них тему, которые (книжки) нас принудительно заставляют читать взрослые, потому что им, взрослым, кажется, что это якобы важно и полезно, а на самом деле неинтересно". Впрочем, последнее противопоставление я в то время чётко не осознавал, осознавал только первую половину - что "официально считается, что эти книжки - важные", ну, значит надо терпеть и читать, раз это "надо".
Почему Кураеву повесть "В августе 44-го" понравилась, а мне - нет? Возможно 1) во-первых и в-главных, у него характер другой, он по-другому это воспринимает, 2) я в детстве не понимал достоинств этой повести, взрослый человек больше бы в ней разглядел хорошего.
Но какой смысл мне сейчас обращаться к ней? Мне это совершенно неинтересно.
"Очарованный странник" Лескова прочитал полностью (и заодно ещё несколько рассказов), но "Странник" мне показался очень растянутым и скучным, слишком много размусоливаний. Сюжет сейчас совершенно не помню; единственное, что осталось в памяти, это что главный герой был чем-то сильно поранен и пытался обработать рану, чтобы она не загноилась.
ссылка на передачу:
https://youtu.be/oRiTNnamTNE?t=4479