Автор Тема: Что означает слово Керуб (Херувим)?  (Прочитано 1387 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Роман Марченко

  • Сообщений: 341
    • Православный
        Правильное представление о библейских образах или о древней терминологии имеет большое значение для понимания их духовного смысла.
        Слово же «керуб» относится к самым загадочным, малопонятным терминам. Лингвистика оказалась бессильной. Но хотелось бы понять, какая связь между этим именованием и образом «тельца», возможно, лишь подобным животному «теленку»?
       С какой бы стати пр. Моисей, уничтоживший «тельца» египетского, золотого (как символа «астрологического», подлежащего «закланию»), поместил его на крышку Ковчега Завета в образе двух «керубов»?
       А описание Херувимов пр. Иезекиилем и позволяет понять сущность «столпа огненно-облачного», ведущего народ к Синайскому Завету – к горе духовного возвышения.
       Если же мы посмотрим на варианты буквальных переводов в «генеалогиях» пр. Моисея, то можно увидеть «происхождение» и свойства человека совсем по-другому.
       Если тело, сотворенное из «земли», рассматривать как «клеть» или «корзину» для душевных, плотских чувств, то «грудная клетка» и будет таковой.
       Вот куда и «поместил» Господь телесного «адама», ставшего «Адамом» уже одухотворенным.
       Если предположить, что наш «язык», расположенный под «небом» («удерживающий» его), и есть тем «тельцом» (в «начале» лишь «мычащим», «бормочущим»), то он и был «поставлен» «стражем» на «входе»  в эту грудную «клетку» («предназначенную» для священнодейства, Лев.7:30-32). «Пламень» же, «выходящий из земли», и есть тогда дыханием жизни у языка телесного – у «меча вращаемого», «пламенного», но и «крылатого» (Быт.3:24), помещенного в Едем – в «сладкое», зубное «ограждение» («сад» со «зверями»).
       Язык же телесный имеет и две стороны – верхнюю «палящую», «огненную» и нижнюю – «осеняющую», «прохладную». Потому и два Херувима на Ковчеге Завета, обращены друг ко другу, но с крылами, вознесенными к человеческому, скромному «вместилищу» необъятного Разума и Духа.
Если же посмотреть на созвучность или написание библейских слов, то увидим следующее совпадение.
       Kerub – כרוב
       Kelub – כלוב  (полная корзинка, клетка)
       Как сами видите, эти два слова легко спутать. Отличаются лишь одной, второй буквой справа, которые очень похожи!
       Но лингвисты, почему-то, говорят и об отсутствии корня в первом слове.
       Слово же «керах» переводят, как «гладкая, застывшая вода» - «лед», образующий «небесный свод» в представлениях древних. Вот о нем, расположенном над крыльями четырех безмолвно «говорящих» Херувимов, и упоминает пр. Иезекииль в своем чудном, невероятно реалистичном видении, получившем самый плохой и запутанный перевод, не говоря уж об отсутствии правых толкований или визуальных представлений.
       На реконструкцию описания видения с построением на компьютере наглядной объемной модели Херувимов пр. Иезекииля ушло 18 лет (1999-2017). Статья об этом любительском исследовании с десятью иллюстрациями занимает до 30 печатных страниц. Ищу спонсора или соавтора для ее публикации, открывающей нечто совершенно неведомое, но важное для наших чересчур упрощенных, наивных представлений. Что посоветуете не "титулованному" автору?
« Последнее редактирование: 25.01.2018, 14:31:48 от Роман Марченко »

Оффлайн Роман Марченко

  • Сообщений: 341
    • Православный
Re: Что означает Керуб?
« Ответ #1 : 15.12.2017, 14:43:47 »
        Слово же «керуб» относится к самым загадочным, малопонятным терминам. Лингвистика оказалась бессильной. Но хотелось бы понять, какая связь между этим именованием и образом «тельца»
      Но, лучшим объяснением значения слова «херувим» представляется еще одно из предположений, невозможное без проведенных мною исследований и восстановления исходного образа в видениях пр. Иезекииля.
      Лия – «нелюбимая» жена  Иакова – начала «плодоносить» во вторые семь лет «выкупного» служения Лавану за «любимую Рахиль» и родила четырех сыновей.
      Имя первому – Рувим («ראהבן», где «ראה» – «видеть» или «מראה» – «часть птицы» + «בן» – «сын»), второму – Симеон, третьему – Левий, четвертому – Иуда («и перестала рождать», Быт.29:30-35).
      Итак, Рувим – «провиденный» «начаток силы» и «крепости» Иакова – самый первый из его четверых сыновей (Симеон – «услышанный»).
      А прообразом соединения четырех Херувимов Иезекииля и послужило боевое соединение 12-ти «колений» Израиля в «исходе» из Египетского рабства, состоящее из четырех наружных групп по три «коления» в каждой.
      «Знамя» же «стана» Рувима определено к «югу» земли (Чис.2:10), «знамя стана Ефремова» – к «западу» (Чис.2:18), «знамя стана» Данова – к «северу» (Чис.2:25), «знамя стана Иудина» - «с передней стороны к востоку» (Чис.2:3).
      О «стане» же левитов говорится: «Когда пойдет скиния собрания, стан левитов будет в середине станов. Как стоят, так и должны идти, каждый на своем месте при знаменах своих» (Чис.2:17).
      В моей крестообразной модели огненно-облачного «галгала» Иезекииля подобно этому расположению и оказались «лики» («знамения») четырех Херувимов относительно «огненного» центра, совпадающему по «реконструированным», исправленным переводам описания пр. Иезекииля не только внешне, но и по сокровенному смыслу.



      Но в видениях пр. Иезекииля к трем «знаменам», бывшим впереди четырех внешних «станов» Израиля, добавляется еще  и четвертое в образе «лика» Человеческого.
      Отсюда слово «Херувим» можно понимать: «Как Рувим» («כ רוב»), - в качестве названия именно «первого», «первородного» из лиц трех «животных» (Иез. 10:14) «восходящего» Израиля или же - «Знамя Рувима», «Хоругвь Рувима» (где «хоругвь» = «посечение», «поколение» Рувимово от ннд.-ев. корня «ker, kher»).
      Тогда «Хоругвь Рувимова» (Херувим) и символизирует боевое соединение Израиля, подобное тетраэдру c четырьмя родовыми «треугольниками», то есть – египетской пирамиде.
      Не об этом ли самом «херувимском» противостоянии злу, возникающему «от севера», и говорилось, но лишь в церковно-славянском переводе следующего изречения:
      «Укрепитеся, сынове Вениаминовы; посредь Иерусалима, и в Фекуи вострубите трубою, и над Вефахармом воздвигните хоругвь: яко злая произникоша от севера, и сотрение великое бывает» (Иер.6:1)? Под «севером» разумеем нашествие язычников из-за бывших грехопадений в разделениях Израиля.
       Такая многозначность присутствует и во многих других из библейских выражений. А о взаимосвязи древнееврейской и древнеиндусской культур свидетельствуют и еще более убедительные, изумляющие открытия, неведомые пока ни одному экзегету …
« Последнее редактирование: 28.01.2018, 19:29:37 от Роман Марченко »

Оффлайн Роман Марченко

  • Сообщений: 341
    • Православный
Re: Что означает Керуб?
« Ответ #2 : 15.12.2017, 23:01:06 »

   Это лишь одна из бывших черновых версий. Последняя существенно отличается и не может быть представлена без полного, достаточно объемного обоснования.
« Последнее редактирование: 20.12.2017, 17:01:23 от Роман Марченко »

Оффлайн Роман Марченко

  • Сообщений: 341
    • Православный
Re: Что означает слово Керуб (Херувим)?
« Ответ #3 : 17.01.2018, 15:46:26 »
   Обескураживает полное безразличие и отсутствие интереса к этой теме у православных.
   Потому, к сожалению, правильное понимание в изучении Священных Писаний все еще требует огромного труда среди любителей-энтузиастов. Приведу лишь один пример в поиске подтверждений лишь одной из множества других "мелких" деталей, но влекущих серьезные последствия на уровне мировых библейских и культурно-исторических открытий.
О маршруте передвижения пр. Иезекииля к конечной точке наблюдения во втором явлении Херувимов.
    Правильное определение этой точки имеет большое значение для доказательства важного свойства «колесницы» Херувимов, сохраняющей неизменность своей ориентации на четыре стороны земли подобно родовым «станам» Израиля во время их «исхода» из Египта (Чис.2:1-17).
I
    «… И принес меня в видениях Божиих в Иерусалим ко входу внутренних ворот, обращенных к северу, где (к северу от них) поставлен был идол ревности, возбуждающий ревнование.
    4 И вот, там (у внутренних врат) была слава Бога Израилева, подобная той, какую я видел на поле.
    5 И сказал мне (Бог): сын человеческий! подними глаза твои к северу. И я поднял глаза мои к северу, и вот, с северной стороны у ворот жертвенника (у ворот, что с северной стороны от жертвенника) - тот идол ревности при входе» (Иез.8:3-5).
    Таким образом и получается, что сам пророк вначале попал во внешний двор к северным воротам внутреннего двора. Здесь же была и слава Господня на Херувимах. А «идол ревности» находился у северных ворот внешнего двора, которые также с северной стороны от жертвенника, почему пророк и должен был «поднять глаза свои к северу», поскольку внешние и внутренние ворота располагались напротив друг друга.
II
     «… но обратись, и ты увидишь еще большие мерзости. 7 И привел меня ко входу во двор, и я взглянул, и вот в стене скважина» (Иез.8:6-7).
     Далее пророк «обращается», направляясь от входа северных ворот двора внутреннего ко входу северных врат двора внешнего, имеющих помещения для священства и кладовые, примыкающие к каменной стене внешнего ограждения.
III
     «И сказал мне: обратись, и увидишь еще большие мерзости, какие они делают.
14 И привел меня ко входу в ворота дома Господня, которые к северу, и вот, там сидят женщины, плачущие по Фаммузе» (Иез.8:13-14).
     Теперь же пророк снова «обращается», направляясь от внешних северных врат к северным вратам двора внутреннего.
IV
     «… обратись, и еще увидишь большие мерзости. 16   И ввел меня во внутренний двор дома Господня» (Иез.8:15-16).
     Вот лишь когда пророк и попадает во внутренний (верхний) двор.
V
     «И вот, шесть человек идут от верхних ворот, обращенных к северу, ... И пришли и стали подле медного жертвенника.
     3 И слава Бога Израилева сошла («взошла») с Херувима («с Херувимом»), на котором была, к порогу дома. И призвал Он (Бог) человека, одетого в льняную одежду, у которого при поясе прибор писца» (Иез.9:2-3).
     В оригинале пророк не единожды называет и всех четырех «животных» в единственном числе, обозначающем их единство, как и всех четырех Херувимов. А «славой Бога Израилева» пророк и называет огненное сияние над Херувимами и облако, сияющее вокруг них (как «столп огненный и облачный»).
     Надо полагать, что и пророк последовал вслед за всеми к восточной или юго-восточной стороне жертвенника, откуда и начинает потом более детальное описание вида колесницы и Херувимов. Именно здесь и был призван к колеснице «человек, одетый в льняную одежду», пришедший сюда в числе шести.
     О присутствии здесь же и пр. Иезекииля свидетельствует еще и фраза: «А тем сказал в слух мой ...» (Иез.9:5) – в слышание и самим пророком.
     Именно с этой, с восточной стороны Дома и на юг от жертвенника, установленного обычно на трехступенчатом пьедестале, и возможно было одновременное наблюдение как Херувимов, стоящих у порога с правой, с южной стороны Дома, так и его внутренности, наполнившейся сияющим «облаком». Что и подтверждается следующими незначительными, но очень важными исправлениями нашего синодального перевода:
     - «И говорил Он человеку, одетому в льняную одежду, и сказал: войди между колесами под Херувимов и возьми полные пригоршни горящих угольев между Херувимами, и брось на город; - и он вошел.
     В моих глазах 3 Херувимы же стояли по правую сторону дома, когда вошел тот человек.
     И облако наполняло внутренний двор,
4 И (ибо) поднялась слава Господня с Херувима (с Херувимом) к порогу дома, и дом наполнился облаком, и двор наполнился сиянием славы Господа.
     5 И шум от крыльев Херувимов слышен был даже на внешнем дворе, как бы глас Бога Всемогущего, когда Он говорит». (Иез.10:2-5).
     Последняя фраза как раз и упоминает еще раз о бывшем моменте перехода, «восхождения» славы Господней на Херувимах из двора «нижнего», внешнего - от северных ворот внутреннего двора - к порогу Дома во дворе «верхнем» вслед «шести человек», когда пр. Иезекииль еще находился во внешнем дворе у входа в северные ворота двора внутреннего (Иез.9:2-3, см. выше пп.IV-V) и слышал оттуда этот «шум крыльев», доносившийся даже от порога Дома.
« Последнее редактирование: 17.01.2018, 16:02:24 от Роман Марченко »

Оффлайн Роман Марченко

  • Сообщений: 341
    • Православный
Re: Что означает слово Керуб (Херувим)?
« Ответ #4 : 25.01.2018, 14:03:18 »
Херув – значит Целостный, Неповрежденный?

      Этимологически от этого значения производно и слово «телец» в отношении телесной «целостности», «неповрежденности» и жертвенных животных, приносимых иудеями в дар Богу совершенно бессмысленно по недоразумению образных иносказаний.
     «Тело» и «цело» производны от одного корня по свидетельству некоторых из малоизвестных, но замечательных, одаренных лингвистов. «Целовать», «исцелять» - и означает «соединение» в одно «целое», в одно мистическое «тело» (делать целым).
     Адам «разделился» с Евой еще и духовно, потеряв дарованное, по-младенчески возвышенное единство жены и мужа (души и духа человека), когда обвинил в соблазнении лишь ее, а не себя на нарушение райской заповеди. Это и есть самое первое, самое главное из духовных «отчуждений» или фатальных разделений между людьми, означающих «грех». А слово грех буквально и означает «промашку» в цель - в телесную «целостность» («живучесть»), искомую для себя неким незадачливым «звероловом-охотником».
    Потому библейский Херув, препятствующий «входу» - нашему возвращению в младенческий, безмятежный земной Рай, - и означает потерянную Цельность человека, призванного «царствовать» над всеми земными тварями, образно представленными в бычьем, орлином и львином лицах - в соединении непорочных «тельцов», еще «не поврежденных» плотскими, блудными, злонравными влечениями.
    В Библии эта херувимская «целостность» и «осеняет» хранение десяти основных заповедей, помещенных пр. Моисеем в ковчег Завета.
    «Прикосновение» к ним человека, потерявшего эту младенческую, «тельцовую» целостность в духовных исканиях, и становится тогда смертельным даже для родовых левитов, последующих затем плотским извращениям (пагубным вымыслам о мире духовном, внутреннем).
     Эта первозданная Цельность «животного» мира, как бы присутствующего в нашей душе, и обеспечивается духовным «огнем», «исходящим» из плоти-земли человека покаявшегося - признающего свою вину для получения прощения от ближних и от Бога по заповеди Христовой.
     А не отсюда ли – из предания пр. Моисею – и возник языческий, наивный обычай в обрядовом «очищении» человека в прохождении через вещественный огонь, предполагающем возвращение в Рай?
     Вот и получается, что даже иудейские раввины потеряли исходный, очень древний смысл слова Херув (Керуб), означающего тварную, младенческую целостность - неповрежденность не только «юноши» или молодого вола, приводимого Израилем на жертвенное заклание, но всего «животного» мира, «унаследованного» нами телесно, по плоти, питающей душу (чувства) человека плотскими страстями.
     А, как известно, слово «бык» и «херув» на древнееврейском языке очень близки по написанию, как это и есть в оригинальных текстах пр. Иезекииля, искаженных более поздними, по-язычески упрощенными понятиями падшего мира.
     Потому и наши экзегеты не допускали мысли, чтобы одно из лиц «тельцовых», присущих целостности, не поврежденности Херувимов (Тельцов-"животных" четырех-ликих), было названо пр. Иезекиилем «бычьим» или «воловьим». Уж слишком «простонародно» …
     А разве чем больше «темноты» в существующих толкованиях, тем лучше для «темных»?
     Мы же имеем свидетельство того, что Бог действительно существует, поскольку сами пророки ничего не могли объяснить из дарованных им образно-иносказательных, непреложных, но духовных истин, выступая в роли лишь неких "ретрансляторов"!

P.S. Все еще надеюсь, что кто-нибудь откликнется из людей понимающих или неравнодушных.
« Последнее редактирование: 25.01.2018, 15:28:43 от Роман Марченко »

Оффлайн Вадим Журавлев

  • Сообщений: 1979
    • Безверующий
Re: Что означает слово Керуб (Херувим)?
« Ответ #5 : 11.02.2018, 17:30:04 »
Может, стоит поискать в культурах древней Месопотамии? Там и шеду с  ламассу есть со сходными функциями, и у божеств личные животные имеются, как то лев у Иштар и Мушхушу у Мардука. Все ж лучше, чем впадать в эзотерику.

Оффлайн valerian

  • Сообщений: 19
Re: Что означает слово Керуб (Херувим)?
« Ответ #6 : 13.09.2018, 23:17:05 »
Насколько я помню Серафимы исполнены огня Божественной любви,а Херувимы исполнены ведения,знания,истины.Пресвятая Богородица именуется честнейшую Херувим.Следовательно основное свойство Херувимов-честь.Иначе говоря,истинность,достоинство,глубокое уважение ко всему сотворённому,они также исполнены всего знания.Основное их свойство-многоочитые.

Оффлайн иеромонаx Дионисий

  • Сообщений: 141
    • Православный
Re: Что означает слово Керуб (Херувим)?
« Ответ #7 : 15.09.2018, 09:14:40 »
Имя "херувим", думаю, означает источник премудрости.

Херувим есть духовное животное.

Собственно херувим есть образ Бога, как источника премудрости.

*

Христианин, в котором живет Христос, устроен подобно херувиму.

Четыре лица херувима устраиваются премудростью четырех евангелий.

Человек - воплощение (Матфей).

Лев - царство (Марк).

Телец - священство и богослужение (Лука).

Орел - ведение (Иоанн).

О херувиме написано в предисловии к богослужебному евангелию. То есть, в Церкви знают об этом, и желающие христианского совершенства могут использовать для своего устроения.

**


Оффлайн Петр Фролов

  • Сообщений: 385
    • Православный
Re: Что означает слово Керуб (Херувим)?
« Ответ #8 : 21.09.2018, 14:31:48 »
Керубы духи стихии

Оффлайн Роман Марченко

  • Сообщений: 341
    • Православный
Re: Что означает слово Керуб (Херувим)?
« Ответ #9 : 27.09.2018, 11:16:11 »
Имя "херувим", думаю, означает источник премудрости.
Херувим есть духовное животное.
Собственно херувим есть образ Бога, как источника премудрости.
*
Христианин, в котором живет Христос, устроен подобно херувиму.
Четыре лица херувима устраиваются премудростью четырех евангелий.
Человек - воплощение (Матфей).
Лев - царство (Марк).
Телец - священство и богослужение (Лука).
Орел - ведение (Иоанн).
О херувиме написано в предисловии к богослужебному евангелию. То есть, в Церкви знают об этом, и желающие христианского совершенства могут использовать для своего устроения.
**
      А вот и библейское подтверждение правильности Ваших суждений о духовной сущности, называемой Херувимом.
      О всяком человеческом «носителе» Божией, но тварной, жизненной, потому и Херувимской, «осеняющей», хранящей нас Премудрости (Славы Его) - «царе» всемирной, потому и «тирской торговли», находящемся в духовном, «насаждаемом» Едеме - говорится и в параллельном образе, подобном предыдущим, иносказательным описаниям внешности Херувимов у пр. Иезекииля:
      «ты печать (отображение) совершенства, полнота(ы) мудрости и венец (венца) красоты.
   13   Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; … всё, искусно усаженное у тебя в гнездышках
(исполненное «глаз») и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего.
   14   Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней.
   15   Ты совершен был в путях
(«путешествиях» – авт.) твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония.
    … 17   От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор.
   18   Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя Огонь
(«херувимский»), который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя.
   19   Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки
» (Иез.28:12-19).

        Вот и о пр. Иеремии говорится, как о носителе Премудрости Херувимской, «сожигающей» и «насаждающей» одновременно:
        «Избранный город святыни сожжен, и улицы его опустошены, как предсказал Иеремия, … чтобы искоренять, поражать и погублять, равно как строить и насаждать.
   10   Иезекииль видел явление славы, которую Бог показал ему в херувимской колеснице;
   11   он напоминал о врагах под образом дождя и возвещал доброе тем, которые исправляли пути свои
» (Сир.49:8-11).

       В последнем же стихе видим явное искажение известной мысли о милосердии Божием (Мф.5:45), вызванное недопониманием переводчиков. Правильно: «11 он напоминал о врагах под образом дождя, возвещающего доброе тем, которые исправляли пути свои»

      Таким образом, можно придти к заключению, что библейские Херувимы представляют из себя не «животные существа», а «духовные сущности», могущие пребывать в «существах животных» различной степенью своего достоинства, зависящей от нашего мировоззренческого возраста именно в такой возрастающей последовательности, описанной пр. Иезекиилем: Телец, Орел, Лев, Человек.
      Лик "Льва" - Премудрость Ветхозаветная, выраженная в 10 Заповедях, а лик "Человека" - Премудрость Новозаветная, выражающая 10 Заповедей лишь двумя всеобъемлющими. Потому пр. Иезекииль и говорит лишь о двух из последних ликов, "изображаемых" в новом Храме - Господе нашем Иисусе Христе.

      И эта Премудрость Херувимская, "царская" присуща всякому "младенцу", свободному от зла плотских суждений, отсутствующих в "саду Едемском".  :)
      Поэтому могу лишь предположить, что лики Тельца и Орла, находящиеся с "левой стороны" (Иез.1:10), чем-то подобны зеркальному отражению Льва и Человека. - Люди со "внешнего двора"? Орел - символ Израиля, лишь выходящего из египетского рабства (порабощения плотью). Летает под небесами, но ищет "земную добычу".
« Последнее редактирование: 27.09.2018, 12:18:38 от Роман Марченко »

Оффлайн Роман Марченко

  • Сообщений: 341
    • Православный
Re: Что означает слово Керуб (Херувим)?
« Ответ #10 : 02.10.2018, 14:44:53 »

Христианин, в котором живет Христос, устроен подобно херувиму.
     Поделюсь с Вами, как самым адекватным собеседником.
     Есть хороший Еврейский Библейский словарь на сайте http://www.abarim-publications.com, который можно читать с гугловским переводчиком или отдельными программами.
     Вот там и обнаружил интересные пояснения к имени Рувим (Реубен) - первородного сына, наследника во власти над младшими дома Иакова.
     Если коротко (без цитат), то первый слог означает "смотрителя", а "бен" (производное от "бана") означает более широкое понятие, а не только "сына", то есть и "часть строения, произведения" или "дома, семьи". Тогда "беним" во множественном числе означает "сыновей" или "произведенных".
    А что такое "смотритель сыновей (дома)"?
    Это и есть "страж" по праву "первородного", то есть Керуб, где частица "ке" в начале слова означает "как", а окончание есть сокращенной формой слова "бен".
    Именно эту функцию и выполняют библейские Херувимы, поставленные "охранять" рай Господний в душах праведных.

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru