Автор Тема: Существует ли связь между двумя цитатами св. Иеронима Стридонского?  (Прочитано 112 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Дионисий_К

  • Сообщений: 852
    • Православный
Цитаты из "Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля" блаженный Иероним Стридонский

1. Глава ХLIV

Иез.ХLIV:1–3. И возвратил он меня к внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота эти будут затворены и не отворятся и [никакой] человек не войдет ими. Ибо Господь Бог Израилев вошел (или войдет) ими, и они будут затворены для князя. Сам князь сядет в них и будет есть хлеб пред Господом. Путем притвора (то есть елама) ворот выйдет88 и тем же путем выйдет.
  "Следующее же затем: они не должны брить голову свою и растить волосы, но часто подстригать головы свои, ясно показывает, что мы не должны быть с бритыми головами, подобно жрецам и чтителям Изиды и Сераниса, а также отпускать волосы, что́ служит признаком роскоши и свойственно варварам и воинам, но внешний вид священников должен быть благопристойным. Вместо сего LXX сказали: они не должны брить головы свои и плотно стричь волосы свои, но покрывая покрывать головы свои. Это показывает нам, что не должно бритвою делать лысины и так плотно стричь голову, что мы могли бы казаться похожими на бритых, но настолько отпускать волосы, чтобы ими покрывалась кожа. Или, может быть, священники постоянно должны покрывать головы свои, как говорит Виргилий:
   Должен покрыть ты свои волоса покрывалом багряным 89."
https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/chetyrnadtsat-knig-tolkovanij-na-proroka-iezekiilja/13
Латинский оригинал -стр 437 (212 по пдф) , верхний левый угол.:
http://www.documentacatholicaomnia.eu/02m/0347-0420,_Hieronymus,_Commentariorum_In_Ezechielem_Prophetam_Libri_Quatuordecim,_MLT.pdf

У Миня есть примечание про бритье жрецов Изиды с цитатой из письма св Амросия еп Сабину  "Когда услышат об этом сильные мира сего, что они скажут? Из такой семьи, такого рода, наделенный такими дарованиями и таким красноречием – и ушел из сената, прервал преемство столь знатной семьи: это же невыносимо!739 Между тем сами они сбривают себе волосы и брови, посвящаясь в таинства Исиды, а если вдруг христианин из усердия к святому благочестию станет иначе одеваться, называют это позорным преступлением."
https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Mediolanskij/pisma-1-53/5_1

2.Глава V

Иез.V:1–4. А ты, сын человеческий, возьми себе меч острый, как бритву брадобреев 
"Но как волосы и борода служат признаком красоты и мужественности, которые если бреются, то является безобразное обнажение, и крайнюю и, так сказать, омертвелую часть всего тела составляют головные и другие волосы: так Иерусалим и народ его, омертвев и отделившись от живого тела Божия, предается голоду, и язве, и умерщвлению, и мечу, пленению и рассеянию. Некоторая часть из этого рассеяния завязывается под образом волос в краю одежды, чтобы еще некоторые часть была предана сожжению, откуда беспредельное и почти все опустошающее пламя выходит на весь дом Израилев."
https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/chetyrnadtsat-knig-tolkovanij-na-proroka-iezekiilja/2_1

Оффлайн Aлeксaндp

  • Сообщений: 375
Считаю, что связи нет.
Иез. 37 Священник, заступая на службу в Храме, не должен быть бритым, (как человек в трауре).Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов [на теле] [вашем] и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем; (Втор.14:1)
И не должен отпускать длинные волосы - знак пренебрежения обществом.
Это - инструкции только для заступающих на дежурство в Храме. Иоанн, будучи священником по происхождению, носил длинные волосы, но не служил в Храме.
Иез 5 - инструкция для одноразового пророческого действия - не делать же из него правило.

Оффлайн Дионисий_К

  • Сообщений: 852
    • Православный
Немного резкости к проблеме цитат - приведенный текст не написан в жанре церковной археологии или истории нравов.
Это реинтерпретационный христианский текст, который за всеми явлениями ВЗ видит намек, сень, тень на явления НЗ и продолжающиеся реалии христианской истории. Поэтому описание условий вхождения и выхождения в храм, условий участия в храмовых действах нееврею, живущему с евреями и проч проблемы, обсуждаемые около нашей цитаты, этот  только стартер для назидания, обличения и рекомендации сегодняшнему "священству" - всем христианам. Там же прямо
  "они не должны ...ясно показывает, что мы не должны".
 Эта конструкция - это объяснительная модель этого текста.

nos esse debere - мы не должны.
Не то,  что они там были не должны, а что это нам предписывает, какое будет  наше "не должны".

Не понял, как с Иез 5 можно делать правило? Это разрыв обычной поведенческой ткани, ритуалы траура, которые Б-г предписывает пророку. Это нельзя применять и потому, что это ритуал траура, который запрещен (он замещен закрытием бороды до усов) и потомоу что это пророческая прерогатива.

Связь необходимо искать не между предписаниями для стрижки священников в ВЗ и ритуалом скорби и воздаяния по отступившему Израилю, а между
1. предписаниям христианам и не бриться и не отращивать волосы.
2. предписаниям христианам не брить волосы и бороду

Собственно это отстраненный вопрос на внутритекстовую логику, поскольку нашу сторону устраивает термин "безобразное обнажение", который уже описывает отношение к рассматриваемой тут  проблеме со стороны представителя западной патристики.
Дальше можно уже проверять, как епифаниевский "образ мужа" и "иеронимовское "безобразное", находясь в текстах 30 летней удаленности друг от друга, находятся внутри одной парадигмы и проч.

ПС Не понял с Иоанном Крестителем - там же обет назорейства
" Лк 1:15 ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей", зачем усложненое объяснение через сына священника, но не служащего в храме? 



Оффлайн Aлeксaндp

  • Сообщений: 375
Связь необходимо искать не между предписаниями для стрижки священников в ВЗ и ритуалом скорби и воздаяния по отступившему Израилю, а между
1. предписаниям христианам и не бриться и не отращивать волосы.
2. предписаниям христианам не брить волосы и бороду
Конкретно - это не инструкция христианам, это пророчество, которое пока не исполнилось, для священников, которые будут служить в иерусалимском Храме.
ПС Не понял с Иоанном Крестителем - там же обет назорейства
" Лк 1:15 ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей", зачем усложненое объяснение через сына священника, но не служащего в храме?
Про обет назорейства Иоанна - похоже, но доказать нельзя.
Это пример того, что священник вне работы в святилище не обязан придерживаться нормы длины волос. Свобода, подтверждённая в Новом Завете.

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru