Автор Тема: Римская империя на перепутье в 4 веке  (Прочитано 113 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Novosedoff

  • Сообщений: 13
Мне очень интересен один период в истории Римской империи на рубеже 3 и 4 веков нашей эры, а также интересны связанные с этим периодом источники информации.

Как известно, в 274 году императором Аврелианом в Римской империи была официально провозглашена новая государственная религия "Непобедимого Солнца", тесно связанная с культом Митры. Был открыт Храм Солнца и учрежден ежегодный праздник, 25 декабря, в дни солнцестояния. Что побудило нового императора к таким нововведениям? По-видимому, тот факт, что император был "солдатским", т.е. вышедшим из солдат, а также то, что культ Митры был весьма популярен в римских легионах, уже начиная с 1 века ДО н.э. Т.о. христианство не было первой из монотеистических религий, принятой на государственном уровне в Римской империи. Хотя причины упадка в империи античного политеизма, связанного и с обожествлением императоров, сегодня можно понять.

После убийства Аврелиана в 275 году и быстрой смены нескольких малопримечательных императоров подряд к власти в империи в 284 году приходит новый "солдатский" император - Диоклетиан, также благоволивший к митраизму. Период его правления интересен и отчасти парадоксален. С одной стороны, с именем Диоклетиана традиционно связывают административную реформу в империи, которая окончательно девальвировала роль римского сената и заключалась в переходе от принципата к доминату как системы управления империей, способствовавшей централизации власти в руках одного человека. А с другой стороны, Диоклетиан стал инициатором федерализации империи, разделив её на части, и является родоначальником тетрархии, когда власть поделена между 4 людьми. В территориально протяженной, этнически неоднородной империи, раскинувшейся по периметру Средиземного моря и постоянно терпящей нападения то на Востоке, то за Западе новое разделение власти могло помочь оперативней отвечать на новые вызовы (тогда ещё информация не передавалась мгновенно из одной точки мира в другую, а чтобы доставить сведения о военном вторжении из одного уголка империи в другой, подчас требовались дни и недели, даже несмотря на строительство хороших дорог).

Но что примечательно, Диоклетиан переносит свой собственный штаб для управления империей на Восток, туда где христианские общины исторически развивались более интенсивно, в город Никомедия, поближе к границам с Сасанидской Персией (весь 3 век для Римской империи прошёл в войнах с Персией, малоудачных для Рима). Однако несмотря на близость своей новой столицы к очагам христианской жизни, Диоклетиан не побоялся объявить им "войну" и вошёл в историю как гонитель.

А вот дальше - интересней. В 305 Диоклетиан добровольно сложил с себя императорские полномочия, а дальше только наблюдал за конфликтом своих бывших соправителей, победителем из которой вышел сын одного из них, известный как Константин. Константин быстро положил конец тетрахии и узурпировал власть. Этот почитаемый христианами убийца своего сына, экс-жены и политических соперников (включая возможно и Диоклетиана) в 313 году своим Миланским эдиктом останавливает гонения на христиан, а в 325 году даже председательствует на первом для христианской бюрократии Никейском соборе, хотя так и умер язычником (христиане конечно расскажут про то, как будучи на смертом одре Константин вдруг приобщился к их вере, но не суть важно :)  )

От 305 года до 324 прошло 20 лет, а в религиозной политике властей империи такие грандиозные изменения! Некоторые историки высказывают предположение, что эти изменения не в последнюю очередь могли быть вызваны перевесившем числом христиан в армии (см. например стр. 520 Le Glay, Marcel. Rome : Grandeur et chute de l’Empire. — Éditions Perrin, 2005. — ISBN 978-2262018986). Однако непонятным остается, что могло этому изменению способствовать? Митраизм был по-своему прост и понятен, поэтому и оставался так долго популярен среди солдат, но тем не менее неожиданно вдруг уступил христианству?!

А факторы, препятствующие такому скорому изменению всё же были. Например, известно, на латинский язык Библия была переведена гораздо позднее, уже после смерти Константина, а именно в начале 5 века, Иеронимом Стридонским. Изначально Библия существовало только в греческом варианте и, возможно, древнееврейском. Конечно, наивно думать, что для распространения среди легионеров христианского вероучения обязательно наличие перевода христианского первоисточника на латинский язык. В конце концов письменные источники - не единственное доступное для пропаганды средство. Хотя перемещение столицы в Константинополь, на восток империи, где была высока концентрация христиан, могло изменить и географию комплектования легионов, привлекая в них всё больше солдат из соседствующих с новой столицей территорий. Эти новые люди могли прекрасно владеть греческим, чтобы читать Библию на языке её первоисточника (эдакие легионеры-полиглоты :) ). В сущности, в истории известен и куда более вопиющий пример - это Армения, ставшая первым государством на земле, которое приняло христианство на государственном уровне в 301 году, даже не имея еще своей письменности, чтобы заниматься популяризацией новой религии.

Известно и то, что после смерти Константина в истории империи был период правления ещё одного императора Юлиана (Отступника), который не благоволил к христианам,  но отличался военными успехами и был популярен в войсках. Получается, что для военных успехов Юлиана фактор превалирования христиан в его армии не был таким уж решающим, что он посмел восстановить языческие культы.

И всё же интересно, есть ли ещё какие-то источники, которые позволили бы нам сегодня восстановить картину того, как менялись принципы и география комплектования римских легионов в 4 веке?
« Последнее редактирование: 04.09.2017, 18:05:08 от Novosedoff »

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru