Автор Тема: Как работает мозг человека при медитации  (Прочитано 52309 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Maria V.

  • Сообщений: 26701
    • Не указано
Еще немного исследований медитации осознанности при поддержке международной лаборатории позитивной психологии и мотивации личности НИУ ВШЭ.

Согласно полученным результатам, эффекты практики осознанности и медитации таковы:

Факт №1. Растет контроль над эмоциями и поведением
Регулярная практика осознанности и медитации на протяжении 8 недель развивают способность управлять своим поведением и эмоциями, обдуманно реагировать на происходящие события и прерывать действия, обусловленные нежелательными импульсами и эмоциями. Эмоции и, в целом, наши реакции, перестают быть неуправляемым вихрем – теперь вы можете сознательно управлять ими.

Факт №2. Развивается внимание к себе.
Регулярные практика осознанности и занятия медитацией помогают нам научиться слушать и слышать себя, внимательно относиться к своему состоянию и выстраивать свою активность с учетом этого состояния. Усталость, тяжесть, радость, грусть, приятная расслабленность или энергичность – теперь все эти состояния – важный источник информации, который вы берете в работу. Вы лучше понимаете их причины и условия, а значит можете их создавать целенаправленно. Бесспорно, это не может не сказаться на нашем самочувствии в долгосрочной перспективе!

Факт №3. Улучшается концентрация.
В ходе медитации мы учимся реагировать на внешние и внутренние раздражители: замечать их и возвращаться к тому, что важно здесь и сейчас. Это способствует значительному улучшению концентрации и достижению поставленных целей. И это не просто слова, или теории. Это факты.

Факт №4. Развивается конструктивное отношение к ошибкам.
Согласно полученным данным, регулярная практика осознанности позволяет начать относиться к ошибкам конструктивно, т.е. научиться признавать свои ошибки, принимать их, а главное, не винить себя, а учиться на них. В итоге, ошибки становятся отличным источником саморазвития.

Факт №5. Снижается ощущение отстраненности, оторванность от мира.
Наверное, вы уже замечали, что иногда мы глубоко застреваем в своих мыслях, как бы отстраняясь от всего, что происходит вокруг. Мы можем рефлексировать так часы и дни напролет, входя в состояние автопилота, когда мы что-то делаем, но не проживаем это. И именно с этим «погружением», помогает справиться осознанность. Несомненно, это помогает быть здесь и сейчас и больше наслаждаться происходящим.

Факт №6. Ну и напоследок: открытие нового.
Согласно полученным данным, после прохождения всего курса, мы замечаем, как много всего утаивается от нашего внимания! Как часто мы не обращаем внимание на себя, свои эмоции, чувства, мысли и действия. Как часто мы забываем об окружающем мире. Это ли не толчок к изменению ситуации?

https://vk.com/@mindfulness_school-nauchno-dokazano-nash-kurs-rabotaet
Чет не поняла - практика осознанности это разве не частный случай медитации?( болею сейчас, соображаю туго)
« Последнее редактирование: 13.03.2019, 18:54:10 от Maria Vladimirovna »

Оффлайн Вадим_Валерьевич

  • Модератор
  • *
  • Сообщений: 26733
    • Агностик
Чет не поняла - практика осознанности это разве не частный случай медитации?
Да, конечно.
Возможно, авторы статьи не очень корректно сформулировали.

Оффлайн Вадим_Валерьевич

  • Модератор
  • *
  • Сообщений: 26733
    • Агностик
Крутейшая статья в топовом научном журнале:
"Mapping Meditative States and Stages with Electrophysiology: Concepts, Classifications, and Methods" ("Картируем медитативные состояния и стадии при помощи электрофизиологии: концепты, классификации и методы"):
https://www.researchgate.net/publication/330672097_Mapping_Meditative_States_and_Stages_with_Electrophysiology_Concepts_Classifications_and_Methods

Краткий пересказ Виктора Ширяева на русском:

Вопрос, которым в статье задаются исследователи, звучит так:
Что мы в настоящее время знаем о корреляциях медитации с данными электроэнцефалографии (ЭЭГ), и как они соотносятся с этапами прогресса [в практике] и умственного развития?
К приравниванию определённых состояний в медитации к частотным характеристикам авторы относятся крайне скептически. Ну, типа, «настоящая медитация — это альфа-активность мозга». Да, там есть свои доводы в пользу отслеживания этой активности тоже — мы в центре Mindspot используем для этого нейрообручи Muse — но это всё же довольно примитивное измерение, упускающее кучу нюансов.

О каком серьезном измерении можно говорить, если закрытые vs открытые глаза влияют на альфа-волны сильнее, чем выбранная техника?

Так что авторы говорят, что мультимодальные ЭЭГ-исследования могут быть куда более интересными. В частности, где не просто смотрят на альфа-тета-гамма частоты, но ещё и в каких зонах мозга они возникают. К частотной характеристике добавляется пространственная.

Но проблема идёт дальше. Что такое «настоящая медитация», в которой возрастает альфа? Как мы это интерпретируем? Есть ли какая-то классификация медитативных техник, которая будет общей для всех созерцательных традиций от йоги к випассане к тантре к дзогчену?

Есть уже классическое для современных исследований деление на техники медитации типов FA и OM:
Современные нейронаучные подходы к исследованию медитации главным образом основаны на двоичной модели: сфокусированное внимание (FA) и открытый мониторинг (OM).

Эта двоичная модель FA-OM далее делится по предполагаемому когнитивному механизму; 1) «внимательный» тип, включающий регуляцию внимания и метаосознание, 2) «конструктивный» тип, включающий переключение точек зрения (принятие перспектив) и переоценку, и 3) «деконструирующий» тип, включающий самовоисследование.

..FA в первую очередь регулируется дофаминергическими механизмами, где сосредоточенный фокус внимания активирует и поддерживает активность в нервных путях вознаграждения.

...практики OM в первую очередь работают за счёт норадренергическими механизмами, при которых нейронная система бдительности отвечает за рефлексивную способность «переключения» и глобальное внимание/осведомленность.
Что же нового предлагают авторы, и как это всё относится к красивой картинке выше?

Они предлагают любопытную классификацию созерцательных практик, которые выстраиваются в определённую последовательность. Не готов сейчас обсуждать адекватность такой классификации и её научность или оправданность. Она просто показалась мне интересной, так что делюсь с вами.

1. На базовом уровне находятся практики расслабления
«Они характеризуются нейро-висцеральными процессами, направленными на стабилизацию интеграции ума и тела... Такие основанные на внимании к телу практики объединяют афферентную соматосенсорную входящую информацию, нервную активность и эффективный моторный выход (то есть то, что мы делаем телом).

Навык развивается от увеличения парасимпатического отклика к воплощенному присутствию.

2. Затем следуют практики концентрации
Они характеризуются тем, что тут мы обучаем ум стабилизироваться, повышать ясность в отношении событий в фиксированной и/или рассеянной области внимания (важно: и FA, и OM включены в этот уровень!). Мы повышаем гибкость переключения между объектами внимания, и при этом поддерживаем стабильное метаосознавание.

3. Что приводит к практике прозрения (инсайтам)
Здесь мы начинаем исследовать и ясно понимать, как разум конструирует опыт, включая чувство себя, внешнюю реальность, чувство времени и т.д., что приводит к всеобъемлющему пониманию того, что всё это — события в сознании, которые по сути своей являются «пустыми» (то есть иллюзорными, построением ума) и возникают из «пустоты».

4. Следующая стадия — недвойственная
В ней происходит ещё бóльший инсайт, где исследуется чистая сущность ума, и привычный способ понимания того, что такое сознание и реальность смещается в сторону недвойственности и Абсолюта.

Недвойственные состояния являются нереферентными, бессамостными, неконцептуальными, беспристрастными, что приводит к фундаментальному пониманию единства.

(обратите внимание, что это следует за распадом «я», времени и внешней реальности через практики предыдущего этапа).

5. И наконец — практики объединенного сострадания (Единства-Сострадания)
Здесь происходит переход от «формальной практики» в повседневное сознание/жизнь. Практикующие глубоко понимают природу ума (конструктивного, рекурсивного, генерирующего паттерны, создающего смысл) и предельную реальность.

«Объединенное  сострадание» отражает совокупную практику и интеграцию от предыдущих уровней: нейроинтегративного —→ концентрации → прозрения → недвойственности.

Это уже не временные состояния, а прошитое на уровне нейробиологии эмпирическое понимание как бесполезности дуальности я-другой, так и неизменного постоянного чувства «я», которое плохо соотносится с переживанием взаимосвязанности и единства.

Это отличается от концепций самосострадания, пропагандируемых в практике светской медитации, или социальных штук типа эмпатии/жалости. Объединенное сострадание проживается как конкретный способ бытия в теле, транслируемый из недвойственного понимания.

Оффлайн Вадим_Валерьевич

  • Модератор
  • *
  • Сообщений: 26733
    • Агностик
ПРАВОСЛАВНАЯ МЕДИТАЦИЯ.

"А что касается Вас, совершайте как я учил:
сядьте, успокойте свой ум, направьте его в ноздри – это путь, по которому дыхание движется к сердцу. Подталкивайте его, заставляйте его опуститься к сердцу вместе с тем воздухом, который вы вдохнули. Когда он будет там, вы увидите, какая радость за этим последует, вам не о чем будет сожалеть. Подобно отцу семейства, который после странствий возвратился домой и не может сдержать свою радость при виде жены и детей, так и ум, когда он соединяется с душой, переполняется радостью и невыразимым восторгом.

Следовательно, брат мой, приучи свой ум не спешить уходить оттуда. Поначалу, он, скажем так, не проявляет усердия к этому ограничению свободы и заключению. Но когда приобретет к этому привычку, то уже не будет получать удовольствия от скитаний повсюду, потому что "царство Божие внутри нас" — и тому, кто обратит на него свой взгляд и будет сопровождать его молитвой, весь внешний мир покажется отвратительным и достойным презрения."

— Никифор Затворник (13 век)

Оффлайн Maria V.

  • Сообщений: 26701
    • Не указано
ПРАВОСЛАВНАЯ МЕДИТАЦИЯ.

"А что касается Вас, совершайте как я учил:
сядьте, успокойте свой ум, направьте его в ноздри – это путь, по которому дыхание движется к сердцу. Подталкивайте его, заставляйте его опуститься к сердцу вместе с тем воздухом, который вы вдохнули. Когда он будет там, вы увидите, какая радость за этим последует, вам не о чем будет сожалеть. Подобно отцу семейства, который после странствий возвратился домой и не может сдержать свою радость при виде жены и детей, так и ум, когда он соединяется с душой, переполняется радостью и невыразимым восторгом.

Следовательно, брат мой, приучи свой ум не спешить уходить оттуда. Поначалу, он, скажем так, не проявляет усердия к этому ограничению свободы и заключению. Но когда приобретет к этому привычку, то уже не будет получать удовольствия от скитаний повсюду, потому что "царство Божие внутри нас" — и тому, кто обратит на него свой взгляд и будет сопровождать его молитвой, весь внешний мир покажется отвратительным и достойным презрения."

— Никифор Затворник (13 век)
Последние строчки как-то не очень..

Оффлайн Дмитрий У

  • Сообщений: 3662
    • Не указано
Последние строчки как-то не очень..

Но это правда - мир, который достигает подвижник внутри себя - это мир Любви и Света.
И той благодати обычная смесь суеты и прочих эмоций действительно, в подмётки не годится.
По духовной части.

Оффлайн Maria V.

  • Сообщений: 26701
    • Не указано
Но это правда - мир, который достигает подвижник внутри себя - это мир Любви и Света.
И той благодати обычная смесь суеты и прочих эмоций действительно, в подмётки не годится.
По духовной части.
Да это ж монахи.
Их науськивают ненавидеть все собственные душевные и телесные проявления, имхо, чтобы вдруг не пожалеть, не искуситься уйти с пути монашества.
Мм то тут причем?

Оффлайн Дмитрий У

  • Сообщений: 3662
    • Не указано
Да это ж монахи.
Их науськивают ненавидеть все собственные душевные и телесные проявления, имхо, чтобы вдруг не пожалеть, не искуситься уйти с пути монашества.
Мм то тут причем?

Да без разницы... благодать и сердечная любовь доступна и мирянам.
Равно как и молитвы-медитации.
Вопрос только в глубине погружения.

Оффлайн Maria V.

  • Сообщений: 26701
    • Не указано
Да без разницы... благодать и сердечная любовь доступна и мирянам.
Равно как и молитвы-медитации.
Вопрос только в глубине погружения.
С вами боюсь, согласятся не все.

Оффлайн Дмитрий У

  • Сообщений: 3662
    • Не указано
С вами боюсь, согласятся не все.

Разумеется.
Сколько людей - столько и мнений.

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru