Автор Тема: Когда великий князь Ярослав стал Мудрым?  (Прочитано 1374 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Кирилл Х.

  • Сообщений: 2910
Когда великий князь Ярослав (XI в.) стал называться Мудрым?

Был ли какой-нибудь историк, который так его называл до 1970-х гг.?

Прозвание "Мудрый" встречается уже в 1970-х гг.

Википедия сообщает, что существует опера "Ярослав Мудрый" (1972-1973).

1981 год - вышел одноимённый двухсерийный фильм.

А между тем, у историков XIX в. такого прозвания не заметно.

Обычно сего великого князя называют "Ярослав Владимирович" или "Ярослав I".

В этом можно убедиться, поискав вот здесь по некоторым исследованиям буквосочетание "мудр":

http://www.magister.msk.ru/library/history/

Изредка его называют "Ярослав Великий" (напр., так поступает Фёдор Герасимович Устрялов).

Так когда же он стал Мудрым?

Онлайн Алексей Давыдов

  • Сообщений: 24944
    • Православный
Ну, как минимум дореволюционный словарь Брокгауза и Ефрона уже даёт словарную статью о князе Ярославе именно с указанием такого именования: http://usls.ru/brokgauz-efron-ch/237.htm

Пишут, что называть князя Ярослава Мудрым стало обычным после публикации "Истории" Карамзина.

Оффлайн Кирилл Х.

  • Сообщений: 2910
Ну, как минимум дореволюционный словарь Брокгауза и Ефрона уже даёт словарную статью о князе Ярославе именно с указанием такого именования: http://usls.ru/brokgauz-efron-ch/237.htm

Пишут, что называть князя Ярослава Мудрым стало обычным после публикации "Истории" Карамзина.

Да, действительно, у Карамзина написано:

Ярослав заслужил в летописях имя Государя мудрого; не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия; не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество; успокоил отечество и любил народ свой. Следуя в правлении благодетельным намерениям Владимира, он хотел загладить вину ослушного сына и примириться с тению огорченного им отца.

http://www.magister.msk.ru/library/history/karamzin/kar02_02.htm

Можно было бы заглянуть в примечания Карамзина в 2 тому, и посмотреть, какую именно летопись он имеет в виду.

Возможно, Ипатьевскую летопись, которая под 1037 г. говорит:

"Въ лѣто 6545. Заложи Ярославъ городъ великый Кыевъ, у него же града врата суть Златая; заложи же и церковь святыя Софья, Премудрость Божию, митрополью, и по семь — церьковь на Златыхъ вратѣхъ камену святыя Богородица Благовѣщение. Сий же премудрый князь Ярославъ то того дѣля створи Благовѣщение на вратѣхъ, дать всегда радость граду тому святымь благовѣщениемь Господнимь и молитвою святыя Богородица и архаангела Гаврила. По семь святаго Георгия манастырь и святыя Орины".

http://lib.pushkinskijdom.ru/?tabid=4869

То же самое место в Лаврентьевской летописи выглядит так:

"Заложи Ярославъ городъ великый, у негоже града суть Златая врата; заложи же и церковь
святыя Софья, митрополью, и посемь - церьковь на Золотыхъ воротехъ - святое Богородице Благовещенье. Посемь святаго Георгия манастырь и святыя Ирины".

То есть фразы "сей премудрый князь" - нету.

Текст по рукописи 1377 г. здесь:

л. 51 об., начало левого столбца.

http://expositions.nlr.ru/LaurentianCodex/_Project/page_Show.php

Вскоре после этого места следует похвала книгам, и вот там - несколько раз употребляется слово "мудрость".

Вот в этих трудах нет ни одного упоминания о том, что Ярослав был мудр, даже с маленькой буквы (не только с большой):

С. М. Соловьёв, "История России с древнейших времен", т. I, гл. 7 - т. II, гл. 2.

С. М. Соловьёв, Учебная книга русской истории, гл. V-VI

Скачать можно в

http://royallib.com/book/solovev_sergey/uchebnaya_kniga_po_russkoy_istorii.html

Н. И. Костомаров, Русская история в жизнеописаниях главнейших ея деятелей, гл. 2

В. О. Ключевский, Курс лекций, лекции X-XI

В. О. Ключевский, Краткий курс по русской истории

Д. И. Иловайский, Сокращенное руководство к русской истории. (Изд. 1865 года.) С. 10-13.

Иловайский называет Ярослава "Ярославъ I".

http://dlib.rsl.ru/viewer/01003565830#?page=8

Д. И. Иловайский, История России, т. I, гл. IV. С. 89-109, особенно с. 106, где говорится о построении церквей. (Изд. 1876 года.)

Тут Иловайский говорит: Владимир Великий, Святополк Окаянный, Магнус Добрый, Олав Святой, Гаральд Смелый - и просто Ярослав, изредка Ярослав I.

http://dlib.rsl.ru/viewer/01003862144#?page=105

Может быть, они просто не знали такой традиции именования (про "Мудрого")?

Но вот наконец-то нам повезло!

М. Н. Покровский, Русская история с древнейших времен. Ч. 1, гл. III.

"С Ярославом Владимировичем предание связывает появление "Русской правды". Но в летопись это предание попало очень поздно - в древнейших списках Новгородской первой летописи его нет; а по существу дела совершенно ясно, что этот сборник судебных решений не мог быть продуктом чьего бы то ни было законодательного творчества. Самое большее, что можно утверждать, - это принадлежность "мудрому" князю первого по порядку из записанных неизвестно кем и когда решений, но и то со всевозможными оговорками, ибо проследить заголовок "Суд Ярославль Володимерича" мы можем не дальше конца XIII века. К тому времени со смерти Ярослава прошло два с половиной столетия: сколько за это время могло возникнуть легенд, легко себе представить. Летопись же и о Ярославе сообщает главным образом то же, что о его предшественниках: "победи Брячислава", "вся Белз", "иде на Ятвягы", "иде на Литву". Причем любопытно, что чем древнее список летописи, тем меньше мы в нем находим данных о Ярославе, несмотря на то, что некоторые известия, например, закладка святой Софии, повторяются дважды под разными годами".

http://dugward.ru/library/pokrovskiy_m_n/pokrovskiy_m_n_rus_ist1.html

Т. е. Покровский уже говорит об этом именовании ("Мудрый") как о чём-то известном. В этом контексте он пишет его с маленькой буквы, но всё-таки это именование ему известно.

А может быть, нет, и Покровский имеет в виду только слово "премудрый" из Ипатьевской летописи, а не прозвище князя?

Эта его книга, по всей вероятности, была впервые напечатана в 1896 г.

А ниже фрагмент скриншота из Брокгауза (1904 г.).

https://ru.wikisource.org/w/index.php?title=%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Encyclopedicheskii_slovar_tom_41_a.djvu&page=265

Оффлайн эск

  • Сообщений: 2901
    • Невоцерковленный верующий
  • Skype: eskrimador72
скорее уже после карамзина. у кармзина это еще совсем не прозвище: "заслужил имя Государя мудрого". не прозвище. так что это уже - последователи превратили характеристику в прозвище.

Оффлайн Кирилл Х.

  • Сообщений: 2910
По теме есть упоминание в этой статье, с. 29:

http://history.museums.spbu.ru/images//The-Forgotten-Golden-Age.pdf

Действительно, связка "Ярослав" и "Мудрый" установилась в конце XIX - начале XX века.

* * *

Но это не повод прекратить обсуждать тему.
Следующий вопрос: в советские учебники эта связка вошла коrда именно?

Оффлайн Кирилл Х.

  • Сообщений: 2910
Научно-популярная передача на радио транслирует миф о том, что Ярослав получил прозвище -

"Один из самых почитаемых древнерусских князей – князь Ярослав Мудрый, сын великого Владимира Крестителя. Прозвище Мудрый он получил за любовь к просвещению и создание первого известного на Руси свода законов, позже названного «Русской правдой»."

http://www.radiorus.ru/brand/episode/id/60798/episode_id/1668270/

Как видим, прозвища он не получал, - это прозвище было искусственно сконструировано позднее.

Оффлайн Кирилл Х.

  • Сообщений: 2910
У Василия Рубана (1775) тоже не приводится никакого прозвища Ярослава.

Московский любопытный месяцеслов на 1776 год.

С. 30.

Великiй Князь Ярославъ Владимировичь

https://dlib.rsl.ru/viewer/01003338025#?page=30

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru