Автор Тема: Название в религиоведении феномена противоречивости религиозных текстов  (Прочитано 639 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Петр Мамонтов

  • Гость
Несколько лет назад слушал какую-то лекцию Кураева, там упоминалось, что противоречия в Библии не только ее особенность, что религиоведам давно известно, что какой источник из истории религии ни возьми - он сам себе противоречит, и что даже специальное слово для этого есть. Но сейчас совсем не помню, о чем в целом была лекция, и найти ее по этому не могу.
Может кто помнит или из книг по религиоведению этот термин знает?

Оффлайн kapiton

  • Сообщений: 464
    • Не указано
Антиномичность, антиномизм. По сути это то же самое, что противоречивость, но, с точки зрения антиномистов, это не обычные, а особые противоречия, которые якобы неизбежны из-за некоей непреодолимой ущербности логического мышления. С ущербностью человеческого мышления, и в особенности - мышления антиномистов, спорить, конечно, не приходится, а вот принципиальная непреодолимость этой ущербности - всего лишь бездоказательная декларация.

На деле любые антиномии преодолеваются - если не простой коррекцией исходных постулатов, то сменой понятийного базиса и более адекватной формулировкой постулатов и теории в новых терминах. Другое дело, что для этого приходится пересматривать старые формулировки догм, поправлять и уточнять их содержание, а этого делать не хочется. Антиномист - ни в коей мере не искатель истины, он предпочитает легализацию противоречий ума ради вечного упокоения ума в привычной системе догм, в рамках которых стороны антиномий выглядят "одинаково строго доказуемыми". Ясное и очевидное указание на несовершенство системы, о котором сигнализируют антиномии, интепретируется антиномистом как фундаментальная неполноценность познающего разума.

Патриарху Алексию II в 1994 году референты даже написали такой нелепый текст: "Изберет ли Россия творческую и личностную свободу, открытую ей в антиномической глубине Православия? Или обречена на новое вавилонское пленение в безличной и саморазрушительной безысходности пантеизма?" http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy449.htm

Или вот проф. Сидоров А. И. пишет о некоем "...нарушении органичной антиномичности христианского вероучения, характерном для еретиков" (цит. по Башкиров В. Жизнеописание преподобного Максима Исповедника).

Но следует понимать, что попытка объяснить нарастающие в объёме противоречия концепцией антиномизма - очень недавнее "изобретение" в богословии. Сам термин "антиномия" в древней философии не использовался, и византийские богословы вовсе не считали, что оперируют некоей противоречивой системой. Даже Тертуллиан имел в виду не то, что ему пытаются обычно приписать, приводя неточную цитату "верую ибо абсурдно". Получила некоторое распространение, правда, другая сомнительная концепция - "апофатизм", но это - существенно иное, пусть и происходящее от той же неготовности к прогрессу познания в его интеллектуально-теоретическом аспекте.

Пагубность антиномизма состоит в том, что по мере накопления внутренне противоречивых "антиномических истин" развитие системы идей заходит в тупик. Ведь для развития нужно уметь отличать "верные" (в рамках логики системы) утверждения от "ошибочных", но антиномизм делает равноправными самые разные, взаимно несовместимые, опровергающие друг друга направления развёртывания идей.

В строгих формальных системах, в математике и др. точных науках, вообще достаточно одного единственного противоречия, чтобы система стала тупиковой и негодной (формально вывести можно всё, что угодно). В религиозно-философских системах противоречия не настолько фатальны, потому что доказательств в строгом смысле, посредством ряда формальных операций, в них не бывает. Вместо бинарного критерия доказанности используется некая растянутая "мера правдоподобности" в сочетании с бинарным критерием практической неопровержимости (когда никто не смог выдвинуть очевидного опровержения).

Антиномизм обычно идёт в паре с более приоритетными по отношению к нему догматизмом, поскольку только благодаря последнему возможна вера в некоторый набор "истинных" догм, писаний, преданий. Эти "истины", как все доступные людям истины - относительны, т.е. описывают реальность/бытие относительно понятийного базиса, выражающего лишь текущий уровень проникновения в метафизическую глубь вещей и подлежащего дальнейшему совершенствованию, приближающему относительные истины о предмете познания к абсолютной, неискажённой истине об этом предмете познания. Неправомерно абсолютизированные относительные истины (писаний, преданий, догм), не выдерживающие столкновения ни с новыми фактами, ни и с новой критикой, нуждаются в механизме защиты, и антиномизм становится радикальным вариантом такой защиты.

Оффлайн Алексей Давыдов

  • Сообщений: 24764
    • Православный
Про пагубность антиномизма побеседуйте с физиками, например про корпускулярно-волновой дуализм или квантовые эффекты.

Оффлайн kapiton

  • Сообщений: 464
    • Не указано
Про пагубность антиномизма побеседуйте с физиками, например про корпускулярно-волновой дуализм или квантовые эффекты.

Это типический пример, когда антиномия устраняется сменой понятийного базиса. Наши понятия о пространстве как геометрическом континууме и о точечном местоположении частиц в нём - не адекватны реальности. В квантовой теории нет, разумеется, никакого внутреннего противоречия, иначе её можно было бы выбрасывать на свалку. Противоречие возникает именно от попытки описать реальность в "классических" понятиях которые ей не вполне адекватны.

Позиция антиномиста в данном случае заключалась бы в том, что никакой квантовой теории не надо, мы должны остановиться на классических понятиях как на догме, признать тщету человеческого разума и смириться с противоречиями.

Есть ряд физических теорий, например "бинарная геометрофизика" и др., которые пытаются продвинутся и более наглядно расшифровать физический смысл, давно доступный в квантовой теории на уровне математических абстракций.

Качественное представление о первичности частиц как единичных объектов и о множественных непосредственных связях между ними, о дискретности пространства и его материальной ткани, образуемой сетью частиц в особом "непроявленном" состоянии (т.н. "море Дирака", виртуальные частицы и т.п.) позволяют снять "квантовые" недоразумения: и как частица может одновременно "находиться" в разных местах, что такое "коллапс волновой функции", как возможны нелокальные связи ("квантовая телепортация"), что такое т.н. "рождение/уничтожение" частиц, что такое искривление пространства в ОТО, и что может означает утрата "гладкости" и трансформация геометрии пространства в "пену" на планковском масштабе:

Цитировать
"Если вы будете изучать геометрию на масштабах, сравнимых с планковскими" - на самых коротких возможных расстояниях - "оно всё меньше и меньше выглядит, как пространство-время",- говорит Прескилл. "Это вообще уже не геометрия, а что-то другое, что-то, что возникает из более фундаментальных вещей"
https://geektimes.ru/post/279024/
« Последнее редактирование: 08.07.2017, 12:38:19 от kapiton »

Оффлайн Алексей Давыдов

  • Сообщений: 24764
    • Православный
Это типический пример, когда антиномия устраняется сменой понятийного базиса. Наши понятия о пространстве как геометрическом континууме и о точечном местоположении частиц в нём - не адекватны реальности. В квантовой теории нет, разумеется, никакого внутреннего противоречия, иначе её можно было бы выбрасывать на свалку. Противоречие возникает именно от попытки описать реальность в "классических" понятиях которые ей не вполне адекватны.
Так в точности то же самое применимо в отношении рассуждений о Боге. Противоречия возникают при попытке описать реальность в "классических" понятиях которые ей совершенно не адекватны.

Оффлайн kapiton

  • Сообщений: 464
    • Не указано
Так в точности то же самое применимо в отношении рассуждений о Боге. Противоречия возникают при попытке описать реальность в "классических" понятиях которые ей совершенно не адекватны.

Перечитайте ещё раз то что мной написано выше. Антиномизм отрицает саму возможность улучшения системы понятий, потому что придётся менять все догматические формулировки, менять основополагающие понятия.

Оффлайн Алексей Давыдов

  • Сообщений: 24764
    • Православный
Перечитайте ещё раз то что мной написано выше. Антиномизм отрицает саму возможность улучшения системы понятий, потому что придётся менять все догматические формулировки, менять основополагающие понятия.
Перечитайте и Вы. Понятие о Боге также снимает все антиномии, существующие для "классических" человеческих представлений.

Оффлайн kapiton

  • Сообщений: 464
    • Не указано
Перечитайте и Вы. Понятие о Боге также снимает все антиномии, существующие для "классических" человеческих представлений.

Подменяете предмет обсуждения. Классическими мы называем не "обычные человеческие", а традиционные богословские представления, в рамках которых антиномисты признают наличие противоречий, с их точки зрения неустранимых.

О каком "понятии о Боге" речь? Оно получается, находится за рамками "антиномической глубины православия", если "снимает все антиномии"?

Не пытайтесь изложить свои взгляды, а попробуйте найти высказывание хотя бы одного приверженца антиномизма, который ссылался бы на некое богословское знание "снимающее все антиномии" (претендуя тем самым, кстати, не на нормальный процесс приближения к истине, когда снимаются не все, а только известные на данный момент антиномии, а на саму абсолютную истину как таковую).

Говоря о вопросах теодицеи, "свободы и промысла" и т.п. приверженцы антиномизма вовсе не считают, что эти антиномии сняты - и поэтому, кстати, они хотя бы честнее обычных "рациональных догматиков", которые обманывают сами себя, говоря, что противоречий вообще нет.

Оффлайн Алексей Давыдов

  • Сообщений: 24764
    • Православный
Подменяете предмет обсуждения. Классическими мы называем не "обычные человеческие", а традиционные богословские представления, в рамках которых антиномисты признают наличие противоречий, с их точки зрения неустранимых.
Нет, именно человеческие, богослов тоже человек.  :)
Любые человеческие воззрения, которые по определению неприменимы в отношении Бога.

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru