Автор Тема: Смысл жертвы Христа  (Прочитано 4911 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Эдуард А.

  • Сообщений: 184
    • Сомневающийся
Re: Смысл жертвы Христа
« Ответ #60 : 10.04.2017, 16:24:47 »
to Галина Поликарповна
Причём тут что он страдал и был извязлен за грехи наши? Никто этого не отрицает. Но уклон в христианском богословии делается на жертву Христа, выраженную в Его смерти на кресте. Да этому сопутствовали страдания плоти и духа. Но их было недостаточно.Значит кульминация - это смерть на кресте. Но смертью это не было. Можете мне скопировать сюда хоть весь НЗ со всем святоотеческим преданием. Смерть- это прекращение существования. Когда во время боевых действий человек накрывает своим телом гранату, чтобы спасти сослуживцев ( такие случаи известны) - вот она жертва, причём максимальная. Его больше нет на этой земле, а те кого он спас - живут дальше.Без пафосной доктрины о жертве Христа - христианство теряет весь накал. И не надо мне говорить, что суть не в этом, а в "восстановлении". Мог он просто пострадать тут и не умирать на кресте? К примеру, чудесно сойти со креста и вознестись? Если бы этого было достаточно, так бы и сделал. Но нет, нужна была смерть, которая называется жертвой. Но цимес в том, что жертвой это не было. Только в сугубо предвзятом и "прополотом" сознании, можно воспринять жертвой то, что произошло на Голгофе.

Для объяснения того, как устроен видимый, материальный мир, написаны тома учебников по квантовой механике, астрофизике и т.д. Для того, чтобы понять, что в них написано, нужно получить высшее образование.
Неужели духовный мир устроен проще, чем физический?
Проще или нет, но когда для объяснения этих нелогичных вещей, люди пускаются в многотомную писанину, которая  потом вылилась в теодицею - ну как то слабо верится в такую идею.

Не только ваша "не понимать". Христиане — те тоже не понимают. Но вы в хорошем положении: в отличие от тех, кто не в курсе, что они не понимают, вы в курсе, что вы не понимаете. Христианство, впрочем, принимается не оттого, что догматы понятны, а оттого, что благодать нашла в сердце место.
«Сын Божий рожден [распят] — это не стыдно, ибо достойно стыда;
и умер Сын Божий — это совершенно достоверно, ибо нелепо;
и, погребенный, воскрес — это несомненно, ибо невозможно.»
Таки верно писал Тертуллиан, сотни лет назад?
Проблема Вашего понимания в том, что Вы забываете о том, что все люди воскреснут и будут жить вечно, душа же человека не анигилируется, а продолжает существовать после разлучения с телом. Если рассуждать в таком ключе как Вы то выходит, что любая жертва таковой не является.
Я говорю о том что вижу и что известно. Я не хочу отрицать бессмертие души и так далее. Одни верят так, другие иначе, тут никто никому ничего не докажет. И я не собираюсь. Однако, мы говорим о земном существовании. Если человек отдаёт свою жизнь за другого, он на 100% не знает, будет ли его "душа" существовать после смерти. Надеяться - возможно, но не знать на 100%.

Но это и неважно, ибо сам Христос, говорил что воскреснет на 3-ий день. То есть плотская оболочка вновсь будет жить. И бессмертие души тут не к месту, ибо речь не о нём.

Вместе с тем, благодарю всех кто принял участие в обсуждении Для себя я вынес более чем удовлетворительные выводы.
« Последнее редактирование: 10.04.2017, 16:30:05 от Эдуард А. »

Онлайн Андрей АТ

  • Сообщений: 1087
    • Не указано
Re: Смысл жертвы Христа
« Ответ #61 : 10.04.2017, 17:14:28 »
Для себя я вынес более чем удовлетворительные выводы.
Хорошо, что обсуждение помогло сделать выводы. А какие? Поставьте жирную точку!

Оффлайн Галина Поликарповна

  • Сообщений: 2109
    • Православный
Re: Смысл жертвы Христа
« Ответ #62 : 11.04.2017, 00:34:11 »
to Галина Поликарповна
Причём тут что он страдал и был извязлен за грехи наши? Никто этого не отрицает. Но уклон в христианском богословии делается на жертву Христа, выраженную в Его смерти на кресте.

  По моему, я ведь выше ясно писала, что самое главное, что Своим воплощением, став Богочеловеком, + Своими страданиями на Кресте,пролитие на Жертвенник Божественной Крови + схождением в ад, + Воскресением и Вознесением к Богу Отцу, Который посадил Его Сына - Богочеловека с собою на Престоле, Спас весь мир от смерти. Всю "пшеницу" ведет Он за Собою в Божию Житницу. 
 Вы же приводите пример про гранату. Где спаслись единицы от смерти "первой", и не факт что спасуться от смерти "второй".

  Миссия же Христос, Спас весь мир людей -"пшеницу" Божию насеянную Богом, от смерти "Второй", а значит, дал им Жизнь Вечную. И назван в Писании Источником Воды Живой .

  Я же говорю, что, лишь прочитав Священное Писание много раз, за несколько лет, может уложится правильно в голове, Слово Божие. Божия Истина, без человеческих заблуждений. 

  Ох...Слово Божие, читать и впитывать нужно с Любовью. Ну и конечно же, с ВЕРОЙ.

 

 




« Последнее редактирование: 11.04.2017, 00:38:11 от Галина Поликарповна »

Оффлайн Галина Поликарповна

  • Сообщений: 2109
    • Православный
Re: Смысл жертвы Христа
« Ответ #63 : 11.04.2017, 01:06:46 »
to Галина Поликарповна

«Сын Божий рожден [распят] — это не стыдно, ибо достойно стыда;
и умер Сын Божий — это совершенно достоверно, ибо нелепо;
и, погребенный, воскрес — это несомненно, ибо невозможно.»
Таки верно писал Тертуллиан, сотни лет назад?

 Так, может сказать только не верующий человек, не имеющий ни малейшего мистического опыта.
 Мир другой есть.  Как мы не можем жить в водах морских, так и  тот мир другой и мы, пока в земном физическом теле не можем пересекаться с другим миром.
  Только Господь Иисус Христос, потому, что Богочеловек, смог после смерти и Воскресении, быть здесь уже в измененном теле, которым мог проходить сквозь закрытые двери, но и быть осязаем Фомою не верящим (пока не проверящим).

Я не хочу отрицать бессмертие души и так далее. Одни верят так, другие иначе, тут никто никому ничего не докажет. И я не собираюсь. Однако, мы говорим о земном существовании. Если человек отдаёт свою жизнь за другого, он на 100% не знает, будет ли его "душа" существовать после смерти. Надеяться - возможно, но не знать на 100%.

Но это и неважно, ибо сам Христос, говорил что воскреснет на 3-ий день. То есть плотская оболочка вновсь будет жить. И бессмертие души тут не к месту, ибо речь не о нём.
Как бы Он нас Спас? Если бы Сам не Воскрес? Думайте о чем говорите. Он должен был и Умереть, что бы сойти в ад и вывести В. З. праотце и Воскреснуть , что бы мы воскресали за ним. И после смерти были с Ним.  Должен был Христос Спаситель, по Заповеди Отца Небесного,   исполнить все.  Во первых Иоанн Креститель говорит Господу: Не тебе, а мне нужно у тебя крестится. А Господь ему отвечал. Нам нужно так исполнить Правду Божию.  Как написано о нем было у пророков.   Во вторых: (Матф. 51:26) Петр, выхватил меч и отсек ухо у воина.  .. Тогда говорит ему Иисус: Возврати меч твой в его место, ибо все взявшие меч, мечом погибнут.
Или ты думаешь, что я бы не смог сейчас, умолить Отца Моего, и Он бы предоставил Мне более чем двенадцать легионов Ангелов?  Тогда, как же сбудутся Писания, что так должно быть. (Быть убиту Богочеловеку и в третий День Воскреснуть)
 Да сбудутся Писания пророков! Тогда все ученики бежали."

  Так, не оставили бы Его Ученики, но, должно было сбыться Писание. И Бог Отец, оставил Его на время, до смерти.
  Господь восклицал: Отче! Почему ты Меня оставил?
 Потом Бог, Его воскресил. Так, примирил Богочеловек Иисус, Бога Отца и Адама. Но за этим - примирил, стоит еще много другого содержания, не символического и богословского, но реальных действий, реального спасения мира в человеческой смерти.   

 Вот, вы зачем - то упрекаете Христа, что Он Воскрес.
  Иисус Христос, поэтому и Воскрес, потому, что ради нас воплотился в плоть человека Божественный Сын. Что бы став человеком умереть и Воскреснуть , изменив плоть нашу, и показав всем человекам Истину Божию. Донес Слово Божие, Истину о Боге Отце и Царстве небесном, и всех, кого дал Ему Отец, воскресит в их последний день.

 Очень плохо быть не верующим! Никакой надежды на Жизнь Вечную. И только  копашение здесь на земле, как в той "притче" о лягушке, которая живя в колодце, когда ей говорили, что есть океан, она не верила, и считала колодец и квадрат неба над головой, всей  вселенной.
  Но вы ведь не такой уж и неверующий, вы просто ПОКА сомневающийся.  Господь, и вас Спас. Сказано "Кто, в самое последнее время призовет имя Господне, тот спасется...."

Вместе с тем, благодарю всех кто принял участие в обсуждении Для себя я вынес более чем удовлетворительные выводы.

  Не спешите делать выводы. Можете и просчитаться.

  Даже заядлые атеисты и то, на время задумываются, и говорят:" А вдруг, все таки,  Бог есть?" И Спаситель тоже!

« Последнее редактирование: 11.04.2017, 01:37:20 от Галина Поликарповна »

Оффлайн Галина Поликарповна

  • Сообщений: 2109
    • Православный
Re: Смысл жертвы Христа
« Ответ #64 : 11.04.2017, 01:51:29 »
  Вот нас упрекаете, что мы много пишем. Если уж так не можете понять,хватит ли тогда у вас веры поверить, если мы скажем два три слова?

   К примеру:  Бог создал все видимое.   Адам согрешил Бог отправил его на землю, отбывать свой срок.
 Срок Адамов прошел. Бог послал Сына Своего за Адамом. и всеми народившимися от него. Он всех привел. Но очень много...как песок морской. До сих пор , каждый день туда пребывают, Божия "пшеница".

 Но в семье не без урода..., поэтому " сорняк", в Конце концов сожгут. В страшном Божественном Огне, сошедшим с Небес.
  Так гласит Писание. 
  Да и потом, будет Новое Царство, Новый Иерусалим, Вечный сшедший с небес.  И во главе его Царь царей, Господь  господствующих...  Вы наверное догадались, Кто это будет...
  "И зла не будет на Горе Моей": говорит Бог... и лев будет гулять с ягненком...

  Опять много получилось...Да что же это такое...

  Да...всю историю промысла Божиего о человеке, просто так, ровно в два слова, не расскажешь.

 Всего Доброго!   :)

 На этой, страстной неделе, нужно помолчать.

   
« Последнее редактирование: 11.04.2017, 01:56:34 от Галина Поликарповна »

Оффлайн Олег_С

  • Сообщений: 11370
    • Православный
Re: Смысл жертвы Христа
« Ответ #65 : 11.04.2017, 09:05:31 »
И бессмертие души тут не к месту, ибо речь не о нём.

Если нет бессмертия то какой смысл становиться жертвой?

Оффлайн Romanstar

  • Сообщений: 416
Re: Смысл жертвы Христа
« Ответ #66 : 11.04.2017, 19:42:21 »
Вопрос стоял о том в чем смысл Жертвы Христа? Смысл в нашем с вами спасении от смерти и жизни будущего века со Христом Богом! Аминь

Оффлайн Дмитрий Андр.

  • Сообщений: 2467
    • Православный
Re: Смысл жертвы Христа
« Ответ #67 : 13.04.2017, 06:37:56 »
«Сын Божий рожден [распят] — это не стыдно, ибо достойно стыда;
и умер Сын Божий — это совершенно достоверно, ибо нелепо;
и, погребенный, воскрес — это несомненно, ибо невозможно.»
Таки верно писал Тертуллиан, сотни лет назад?
Тертуллиан написал то, что написал, выражая свой личный опыт и отталкиваясь от посылок, которые можно найти в популярных в его время философиях и религиях (например, у гностиков, неоплатонистов и проч.).  Лично мне не по душе его парадоксализм.

Я выразил бы это по-другому.
"Этого необязательно стыдиться несмотря на то, что с точки зрения светского успеха (или каких-нибудь других посылок) это может быть причиной стыда".
"Я верю в это несмотря на то, что, если исходить из определенных посылок (впрочем, необязательных), это можно посчитать нелепым".

И т. д.

Оффлайн Галина Поликарповна

  • Сообщений: 2109
    • Православный
Re: Смысл жертвы Христа
« Ответ #68 : 13.04.2017, 17:40:29 »
  Нужно ориентироваться не на писателей, Тертуллиана или Льва Толстого, или еще кого...  Ориентир есть Истинное Слово Божие, которое Бог  провозгласил через пророков в Священном Писании. Истинное Слово Божие, Христово,  провозглашеное в Евангелии через Апостолов.

 Что еще нужно выискивать  в словах человеческих?  Не правда, даже слово старца, если он не говорит как Слово Божие.

 Не будем заблуждаться. Истина в Писании.

Оффлайн Георгий Васильевич

  • Сообщений: 126
    • Невоцерковленный верующий
Re: Смысл жертвы Христа
« Ответ #69 : 18.05.2017, 14:20:39 »
Цитировать
Цитата: Дмитрий Андр. от 06.04.2017, 11:10:52
…я лишь считаю, что это непонятно, если исходить из православных догматов. Повторяя догматы по тысячу раз, от этой непонятки не избавиться.

Цитировать
Цитата: Олег_С
Оттого мы люди верующие, а не понимающие.
Однако, можно и понять, если взглянуть на мир несколько шире того, что есть в христианстве. Как говорил Э. Шюре: «История одной религии будет всегда и узкой, и суеверной, и ограниченной; истинной может быть лишь история общечеловеческой религии». Поэтому, вера верою, но когда человек верит – ибо абсурдно, то это не есть хорошо. Там, где есть возможность выйти из тисков абсурда, всегда нужно пытаться делать это. Ведь: «Нехорошо душе без знания» [Прит.19:2]. Жертва Христова, как раз именно этот случай. Итак, начнём, вспоминая слова Л.Н. Толстого «Самый верный признак истины - это простота и ясность». Посмотрим на Жертву Христову глазами, например, буддиста. В отличии от христианина, буддист в своём понимании мироздания использует такое понятие, как Карма. Карма – это закон воздаяния за содеянное человеком. Заблуждением было бы считать кармический закон чем-то чуждым христианству, так как в Библии можно найти множество ссылок на него. Например,
- кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека. [Быт 9:6]
- … и воздаяние человеку - по делам рук его. [Прит.12:14]
- и да воздаст Господь каждому по правде его и по истине его. [1Цар.26:23]
- Ибо близок день Господень на все народы: как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою. [Авд.1:15]
- Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится. [Прит.26:27]
- И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. [Лук.6:31]

В главе 26 от Матфея, в стихах 51-52, например, так говорится о воздаянии:

- И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут.

Или.
-  Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом.  [Откр.13:10]

Если кармический закон, как мы видим, не входит в противоречие с христианством, то такое понятие из буддизма, как реинкарнация (повторное рождение, перевоплощение, переселение душ) уже не согласуется с официальным христианским представлением о мироздании. Почему это произошло, вопрос отдельный. На мой взгляд, всё дело в непонимании истинной сущности этого феномена. Вкратце поясню. Переселение душ впервые упоминается в Ведах - древнейших священных писаниях индуизма. В частности, в «Яджур-веде». Переселение душ является одним из основных понятий индуизма, джайнизма, сикхизма. Возможность реинкарнации признаётся буддизмом, даосизмом, синтоизмом. Среди древнегреческих философов: Сократ, Пифагор, Платон, Эмпедокл верили в переселение душ. В «Герметике» Гермеса Трисмегиста (греко-египетском сборнике текстов) реинкарнации уделяется значительное место. В литературе на идише среди евреев ашкенази также популярна идея переселения душ, называемая гилгул. И в Коране есть, например, такие строки:

- Тот худший из всех, кто прогневил Аллаха и навлёк на себя Его проклятье. Того Аллах обратит в обезьяну или свинью (5:60).

В XI веке, как ответвление ислама, появилось учение друзов (сирийские суфии) в котором реинкарнация являлась краеугольным камнем. Народам Севера, например, корякам, чукчам, эскимосам также близки идеи реинкарнации. В Европе, в условиях преследования со стороны Церкви реинкарнационное учение выжило в тайных обществах каббалистов, розенкрейцеров, франкмасонов. Джордано Бруно, Вольтер, Наполеон, Шопенгауэр, Гёте, Гоген, Юнг, Лев Толстой тоже верили в реинкарнацию. Сравнительно новые эзотерические духовные учения, такие как антропософия, теософия, нью-эйдж, саентология приемлют идеи перевоплощения, и современные ясновидящие, например, Ванга, Эдгар Кейси поддерживают их.

Самый главный вопрос: «Что конкретно перевоплощается?». Христианство утверждает, что жизнь человеку даётся лишь один раз. Но зададимся вопросом, что такое человек, что такое «я» человека? С точки зрения христианства, человек троичен по своей природе. Помимо видимого перстного физического тела, которое мы теряем в момент своей смерти, в каждом из нас есть тело душевное и тело духовное. Эти три тела вложены друг в друга на подобии матрёшки.

- сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное… Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба… И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. [1Кор.15:44-49]

Душевное тело именуется душою, духовное – духом. Если душа - это как бы внутренние глаза человека, направленные на земное бытие, то дух есть око, обращённое уже к вечности, ибо дан человеку Творцом. Можно сказать, что душа это оживляющая физическое тело некая сила. К её атрибутам относятся эмоции и интеллект. Дух же сила ещё более «тонкая». Это некое неосознанное желание чего-то прекрасного, стремление к чему-то высшему, непоколебимая воля. Это то, что мы зовём искрой Божьей внутри нас, совестью (способностью человека различать добро и зло). Дух это и есть наше «я». Мысль о «тонком» теле человеческой души была высказана и на VII Вселенском Соборе:

- Что касается ангелов и архангелов, и других святых сил, высших их, - присовокуплю к этому и наши человеческие души, - то кафолическая Церковь признает их разумными, но не совершенно бестелесными… только имеющими тела тонкие.
[т.4 стр. 494]

Подобное деление человека на его сущности присутствует, например, в гностицизме (религиозно-философском течении, уходящим корнями в первые века нашей эры). По мере превалирования одной из них над остальными, гностики разделяют всех людей на соматиков, психиков и пневматиков. Соматики – это «плотские» (перстные) люди, интересы которых не выходят за пределы чувственной сферы. Психики - «душевные» люди, которые вместо подлинного познания истины мироздания достигают лишь «веры». Только пневматики - «духовные» люди, обладающие неким тайным знанием, каким-то уникальным опытом, созвучным их природе, способны наиболее полно понять и принять истину. В религиях индуизма, например, в индийской философии веданта подобные ипостаси называются кошами.
1.Аннамайа-коша, оболочка, формируемая за счёт пищи (физическое тело);
2.Пранамайа-коша, оболочка праны, как жизненной силы;
3.Маномайа-коша, оболочка или «вместилище ума» (манас);
4.Виджнянамайа-коша, оболочка интеллекта и чистого знания;
5.Анандамайа-коша, оболочка блаженства.
В современном западном эзотеризме, опирающимся на древние философско-религиозные учения, такие, как веданта и буддизм, количество тел увеличено уже до семи.
1.Стхула Шарира — Грубое Физическое тело;
2.Линга Шарира — Двойное или Астральное тело;
3.Прана — Жизненный принцип;
4.Кама Рупа — Форма Желания;
5.Манас — Мышление;
6.Буддхи — Духовная Душа (средство перемещения духа);
7.Атман — Дух, луч Абсолюта.

Оффлайн Георгий Васильевич

  • Сообщений: 126
    • Невоцерковленный верующий
Re: Смысл жертвы Христа
« Ответ #70 : 18.05.2017, 14:27:28 »
Однако это усложнение не входит в кардинальное противоречие с христианским представлением о человеке, а лишь немного расширяет его. Для более полного понимания этого утверждения возьмём какое-либо музыкальное произведение, например, песню и попросим музыканта, который не знает её, аккомпанировать нам. В зависимости от профессионализма музыканта мы услышим и различный аккордовый аккомпанемент. Начинающий музыкант обыграет нашу песню тремя основными аккордами: тоникой, доминантой и субдоминантой. Профессионал же использует всю палитру семи ступеней звукоряда. В защиту христианства можно сказать то, что христианство никогда не ставило своей целью объяснение мироустройства. Цель христианства – спасение человека. Иисус, понимая уровень развития окружающих его людей, прямо говорил им:

- Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном? [Иоан.3:12]

Только человеку Бог дал жизнь дуновением Своим – «вдунул в лице его дыхание жизни», - и перешёл на человека дух Божий и появился у человека дух человеческий.

- В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти. [Иов.12:10]

Так что же умирает в человеке, а что бессмертно и перевоплощается? А умирают физическое тело и душа.

- Ибо нечестивый хвалится похотью души своей. [Пс.9:24]
- Душа согрешающая, она умрет… [Иез.18:20]

А дух – бессмертен. Именно он и перевоплощается для своего дальнейшего развития. Но смерть физического тела и души означает, что человек, как уникальная личность (физическое тело + душа + дух), действительно живёт на земле лишь один раз! В следующем воплощении у него будет уже и другое физическое тело, например, мужчина может стать женщиной, и другая душа, обогащённая талантами от его бессмертного духа из прошлой жизни. Понимание того, что я здесь написал снимает большинство неудобных и «проклятых» вопросов в отношении христианства, превращая веру из абсурда в уже хотя бы относительное знание.

- ...так как к этому времени архиереи так онечестивятся, что... главнейшему догмату веры Христовой и веровать уже не будут: то Господу Богу благоугодно взять меня, убогого Серафима, до времени из сея привременной жизни и по сем воскресить, и воскресение моё будет, аки воскресение седми отроков в пещере Охлонской во дни Феодосия Юнейшего. [Преподобный Серафим Саровский чудотворец. Дивеевская Тайна и Предсказания о Воскресении России", 1981г. cтр.5]

Хочу заметить, что Серафим Саровский не был взят «огненной колесницей» в своём физическом теле на небо, его прах покоится здесь – на Земле, однако, как следует из его слов, он будет воскрешён! Но воскрешение до Страшного суда через много лет после физической смерти и есть то, что называют перевоплощением или реинкарнацией. Если кому-то интересно, можно развить эту тему.

Теперь, думаю, будет уже можно взглянуть с несколько иного ракурса на смысл жертвы Христа. В Новом Завете мы встречаем три вида избавления Христом человека от греха или другими словами от его болезни.
- Что легче? сказать ли расслабленному (больному): прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? [Мар.2:9]

Первый, демонстрация Славы Божьей:

- Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. [Иоан.9:2-3]

    Таким образом, демонстрация Славы Божьей не нарушает кармического закона по той простой причине, что того греха, от которого, как бы по мановению волшебной палочки, вдруг избавляется человек, на самом деле на этом человеке нет. Слепота на него наложена не за то, что он кого-то когда-то сам ослепил, а лишь как способ искупления подобным временным страданием (до прихода к нему Христа) каких-то других согрешений, никак не связанных с лишением кого-то зрения.

Второй, перенесение болезни с больного на Себя и тем самым очищение больного от греха.

Так как просто простить грех человеку нельзя (это прямое нарушение закона воздаяния), Христос добровольно берёт на себя грех другого. Как родитель отдаёт своему больному ребёнку здоровую почку, сам страдая при этом, так и Иисус ещё до распятия брал болезни (грехи) других на Себя.

- …муж скорбей и изведавший болезни… [Ис53:3]

Как это может быть по отношению к безгрешному Христу? Как Он может болеть? Может, но только в том случае, если берёт на себя чью-то чужую болезнь.

-  Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. [Ис53:4]

Заметьте, что даже Христос - Сын Божий, не мог просто простить человеку его грех, ибо тем самым нарушал кармический закон, поэтому Сам был вынужден при земной жизни «изведывать болезни», другими словами, страдать за других. Но каким же образом работает механизм передачи благодати от Христа к грешнику?

- В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила,
 обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?
[Мар.5:30]

Эту силу (благодать) можно получить от Иисуса либо сильно уверовав в то, что прикосновение к Нему действительно вылечит болезнь (грех), либо её может дать сам Христос через благословение пищи, предназначенной для поедания.

- И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. [Матф.26:26-28]

Третий, через Крестную Жертву.

- На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. [Иоан.1:29]

Но зачем Христу нужно было принимать именно мученическую смерть за «грех мира»? Почему Он в сиянии своём просто не вознёсся на небеса на глазах тысяч человек, простив всем грехи и оставив ученикам свои заповеди? Похоже, что только принесением себя в жертву возможно искупить грех огромного количества других, и никак иначе. Эта жертва и есть тот краеугольный камень, который не позволяет нарушить закон баланса греха и добродетели - кармический закон. Выше был пример, когда родитель отдал свою почку ребёнку и, тем самым, спас его от смерти. Теперь представим себе здорового человека, который так возлюбил людей, что решил пожертвовать для них не одну почку, а все свои органы. Скольким людям подобная добровольная жертва спасёт жизни? Но если простой человек, жертвуя собой, способен помочь нескольким людям, то, очевидно, Сын Божий способен на много большее.

Неверно считать, что по кармическому закону человек получает лишь наказания. Существует как отрицательная карма (воздаяние за грех), так и положительная карма (воздаяние за благие деяния). Вполне понятно, что положительная карма гасит, компенсирует отрицательную, подобно тому, как плюс гасит минус при их соприкосновении. То, что грех можно искупить добрым поступком и, тем самым, нейтрализовать его – не новость. Это давно известно из Библии. Например,

- Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой. [Дан.4:24]

«Грех мира» - суть небесный «сосуд», вместилище этой самой отрицательной кармы человечества, и каждый из нас, согрешив, невольно добавляет «свою лепту» в этот небесный сосуд греха.

- … отче! я согрешил против неба… [Лук.15:18]

Чтобы иметь возможность гасить этот образовавшийся «минус», необходимо иметь «плюс» - резервный запас избыточной положительной кармы. Каким образом можно создать подобный запас, не нарушив закона воздаяния?  Ответ один - невинно пострадать за тех, кому хочешь помочь. Действительно, незаслуженное страдание должно быть автоматически компенсировано «бездушным» кармическим законом. Вид компенсации есть благодать или, другими словами, положительная карма тому, кто незаслуженно страдал. Подобную благодать можно представить, как некую чистую энергию, как энергию жизни, как жизненную силу. Ту силу, о которой уже упоминалось выше:

- В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде? [Мар.5:30]

Но так как Христос пострадал именно за людей, которых так сильно возлюбил, то образовавшийся сосуд положительной кармы стал доступен любому человеку – грешнику, и чтобы воспользоваться им, ему достаточно лишь стать причастным ко Христу (креститься), осознать свою грешную природу (покаяться) и идти путём, указанным Спасителем (не совершать более смертных грехов).

Однако дар Христа никоим образом не исключает полную отмену страданий для человека, вставшего на путь спасения. Весь свой грех от Адама и Евы человеку, самостоятельно, конечно не искупить, но за какую-то часть его он всё-таки должен понести наказание, заплатив за этот грех именно своим страданием, не перекладывая его на Христа. Истинно верующий человек инстинктивно стремится взять на себя как можно большую часть своего греха и, если его жизнь протекает без страданий, то он порой начинает роптать, справедливо полагая, что Господь оставил его, ибо «есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец»? Из вышесказанного становится понятным, почему даже апостолы и святые безропотно претерпевали, казалось бы, незаслуженные страдания. Кто, если не они самые безгрешные люди? Почему же и они страдали? Ответ прост. Кажущееся незаслуженное страдание в этой жизни есть лишь компенсация каких-то дурных поступков прошлых жизней. Принимая страдание как должное, не противясь ему, человек лишь добросовестно оплачивает свой же долг этой или какой-то прошлой своей жизни.

- Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. [Лук.6:29]

Не отвечай злом на причинённое тебе зло, ведь иначе грех мира лишь возрастёт. Чем больше христианин незаслуженно пострадает в этой жизни, тем меньше ему придётся заимствовать для своего спасения благодати из резерва Спасителя. Апостолы и святые более других, очевидно, чувствовали это, и, очищая себя от греха, не ропща, принимали мученическую смерть.

Оффлайн Олег_С

  • Сообщений: 11370
    • Православный
Re: Смысл жертвы Христа
« Ответ #71 : 18.05.2017, 15:06:00 »
Такое объяснение к православию не имеет отношения.

Оффлайн Олег_С

  • Сообщений: 11370
    • Православный
Re: Смысл жертвы Христа
« Ответ #72 : 18.05.2017, 15:30:14 »

А дух – бессмертен. Именно он и перевоплощается для своего дальнейшего развития. Но смерть физического тела и души означает, что человек, как уникальная личность (физическое тело + душа + дух), действительно живёт на земле лишь один раз! В следующем воплощении у него будет уже и другое физическое тело, например, мужчина может стать женщиной, и другая душа, обогащённая талантами от его бессмертного духа из прошлой жизни. Понимание того, что я здесь написал снимает большинство неудобных и «проклятых» вопросов в отношении христианства, превращая веру из абсурда в уже хотя бы относительное знание.

Я об этом. Это не объясняет, а умаляет смысл Жертвы Христовой.

Онлайн Андрей АТ

  • Сообщений: 1087
    • Не указано
Re: Смысл жертвы Христа
« Ответ #73 : 18.05.2017, 16:37:14 »
Очень это непонятно. Он же всемогущий Бог. Какой для Него мог быть "подвиг"? Человеческая природа страдала, конечно, но ипостась-то Божественная. Какая для Него может быть разница — в плане "трудности" или "подвига" — между укусом комара и смертью, хоть самой мучительной.
...дух формирует личность, её целостность, в которую входит и тело, входит лицо человека
...
Личность есть экзистенциальный центр, и в ней есть чувствилище к страданиям и радостям. Личности нет, если нет способности к страданию
...
Бог есть существо, личность. Если Богу приписывается способность любви, то Ему должна быть приписана и способность страдания.

Эти выдержки из Бердяева, "О рабстве и свободе человека", в какой-то мере отвечают на вопрос. Тело не временное пристанище души, как в индуизме, - оно входит в ипостась, порождается ипостасью. Телесные муки - это муки ипостаси. Мир отверг Своего Творца, казнил Его, и казнь тела - это казнь ипостаси.
Что касается смысла жертвы, то желание Бога разделить страдания людей вполне достаточное объяснение, на мой взгляд.

Оффлайн Георгий Васильевич

  • Сообщений: 126
    • Невоцерковленный верующий
Re: Смысл жертвы Христа
« Ответ #74 : 19.05.2017, 10:52:58 »
Цитировать
Олег_С

Это не объясняет, а умаляет смысл Жертвы Христовой.
Почему же умаляет? Совсем наоборот. Поясню. Я, например, считаю, что на каждом человеке лежит первородный грех от Адама и Евы, грехи прошлых воплощений «я» человека (его духа) и грех текущей его жизни. Сумма греха на человеке так велика, что если бы он вдруг решил вести праведный образ жизни, то ему уже бы не хватило времени погасить весь свой грех до Страшного Суда. А с грехом в Царствие Небесное путь закрыт. Именно поэтому Сын Божий по великой любви своей к человеку приходит на Землю и приносит себя в жертву (добровольно идёт на истязания и муки) с тем, чтобы взять «грех мира» на себя. Если человек уверует во Христа, то Христос из образованного в результате незаслуженного страдания «резервуара с положительной кармой» выделит часть благодати и погасит ей грех конкретного человека. Ведь плюс, как известно, нейтрализует минус. В результате у человека уже появится реальный шанс наследовать Царствие Божие, лишь бы он не грешил более. Именно поэтому для нас Христос – Спаситель. В других религиях нет ничего подобного. Христос бессмертен, как и дух человеческий, но дело ведь не в том, что ты не умрёшь, а в том, как будешь жить. Ведь можно «жить» и там, где «будет плач и скрежет зубов». Необходимо понять, что физическое тело и душа лишь дом, в котором обитает дух – наше «я».

Профессор РАН, востоковед Шохин В.К. тоже, например, пишет: «Учение о перевоплощении предполагает, во-первых, безначальность того, что соответствует душе,».

Но о какой-такой безначальности идёт речь? Наш человеческий дух создан Богом «по образу и подобию своему», ведь Бог – есть дух. Реинкарнирует именно дух человеческий (а не какая-то безначальность), облачаясь вначале покровом новой души, а затем и новым физическим телом.

Далее он продолжает: «“свободный”, “нефиксированный” характер ее связи с телесными образованиями, которые выполняют для нее функцию внешних одежд, в которые она без труда переодевается. Обе эти “позиции” совершенно несовместимы с основными христианскими догматами».

Но как можно писать подобное? Нефиксированный характер связи души (имеется ввиду душа + дух) с физическим телом настолько очевиден, что не может быть несовместимым с христианством. Разве тела: младенца, мальчика, юноши, мужчины и затем дряхлого старика выглядят одинаково? Тела разные, но душа и дух те же. В каком из этих физических тел воскреснет человек после Страшного Суда? И как быть со столь модной ныне переменой пола? Был Иван Иванович, стал Марья Ивановна. Если душа и тело человека жестко фиксированы, как утверждают некоторые, то кем будет «новоиспечённая» Мария Ивановна после воскресения?

Оффлайн Олег_С

  • Сообщений: 11370
    • Православный
Re: Смысл жертвы Христа
« Ответ #75 : 19.05.2017, 11:51:41 »
Константинопольский собор 1076 объявил анафему верящим в переселение душ.

Онлайн Андрей АТ

  • Сообщений: 1087
    • Не указано
Re: Смысл жертвы Христа
« Ответ #76 : 19.05.2017, 12:00:01 »
Но как можно писать подобное? Нефиксированный характер связи души (имеется ввиду душа + дух) с физическим телом настолько очевиден, что не может быть несовместимым с христианством. Разве тела: младенца, мальчика, юноши, мужчины и затем дряхлого старика выглядят одинаково? Тела разные, но душа и дух те же. В каком из этих физических тел воскреснет человек после Страшного Суда? И как быть со столь модной ныне переменой пола? Был Иван Иванович, стал Марья Ивановна. Если душа и тело человека жестко фиксированы, как утверждают некоторые, то кем будет «новоиспечённая» Мария Ивановна после воскресения?
Всё, что меняется, не существует. Существующее неизменно. Да? Христианство выходит за рамки этой древней парадигмы: человек не вечен, сотворён, и он есть. В христианстве тело не костюм, ветшающий со временем, а лицо, выражение, образ  себя. Возрастные изменения происходят, но важно выражение лица, которое отражает состояние духа. "Личность есть неизменность в изменении". Лицо отражает изменение духа. Кем будет Марья Ивановна? Может, пастушкой в объятиях Кришны? Не берусь предполагать. Но вполне ясно, что христианство через индуизм не объясняется никак, они экзистенциально, глубинно разные.

Оффлайн протодиакон Владимир

  • Совет Модераторов
  • *
  • Сообщений: 3373
Re: Смысл жертвы Христа
« Ответ #77 : 19.05.2017, 12:48:27 »
...грехи прошлых воплощений «я» человека...
+ М +
Георгий Васильевич, это абсолютно неприемлемая для православия точка зрения. Мы вынуждены изменить ваш профиль, где ранее было указано вероисповедание - "православный". Мера временная, через пару недель обратитесь к модератору и мы поменяем, если ваши послания будут соответствовать учению Церкви. За самовольное изменение статуса в данном случае возможны санкции.

Оффлайн Батмынх Жакы

  • Глобальный модератор
  • *
  • Сообщений: 29772
    • Православный
Re: Смысл жертвы Христа
« Ответ #78 : 19.05.2017, 17:59:48 »
Но как можно писать подобное?
Самвшоке! :o


Нефиксированный характер связи души (имеется ввиду душа + дух) с физическим телом настолько очевиден, что не может быть несовместимым с христианством. Разве тела: младенца, мальчика, юноши, мужчины и затем дряхлого старика выглядят одинаково? Тела разные, но душа и дух те же. В каком из этих физических тел воскреснет человек после Страшного Суда? И как быть со столь модной ныне переменой пола? Был Иван Иванович, стал Марья Ивановна. Если душа и тело человека жестко фиксированы, как утверждают некоторые, то кем будет «новоиспечённая» Мария Ивановна после воскресения?
Вообще, тема, которую Вы затрагиваете, называется эсхатология. Вот оч.хорошая книга на эту тему:
митрополит Иерофей (Влахос)   
 Жизнь после смерти

В 6-й части говорится о воскресении мертвых:
Воскресение мертвых
   Со Вторым пришествием Христовым тесно связано и воскресение мертвых, что является несомненной верой Церкви, и потому в Символе веры мы исповедуем: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века».
   Когда мы говорим о воскресении мертвых, то подразумеваем под этим воскресение тел, то, что души вновь войдут в мертвые тела, и тела эти оживут, и так составится вновь весь человек. Это вполне естественно и оправданно, потому что, по существу, души никогда не умирают, ибо бессмертие души – это дар, данный Богом из начала. Тела умирают, а под термином воскресения мертвых мы всегда понимаем воскресение тел.
   Здесь видно различное понимание философией и православным богословием воскресения мертвых. Классическая философия никогда не сможет принять тот взгляд, что тела воскреснут. Она не согласна с этим именно потому, что верит в бессмертную по природе душу и в смертное по природе тело. (Это - Ваш подход. БЖ) Согласно мысли древней философии, бессмертная по природе душа прежде находилась в мире идей, а потом была заключена в тело, как в темницу. Спасение и, следовательно, избавление души – это отрешение от тела. В таком понимании тело – это зло, и затворение души в теле является ее падением и выражает его.
   Этим объясняется сопротивление афинян, когда апостол Павел на Ареопаге начал говорить о воскресении мертвых. Апостол Павел говорил о Христе, Который придет судить вселенную. Среди прочего он сказал: «Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых». На этом месте афиняне оборвали его, как говорят о том Деяния апостолов: Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время (Деян. 17:32). Сопротивление это связано с непониманием ими идеи воскресения мертвых тел.
   Но из всего библейского и святоотеческого предания становится очевидным, что воскресение тел произойдет обязательно, чтобы образовался весь человек. С отделением души от тела человек, конечно, не потерял своей ипостаси.
   Ниже мы постараемся сделать краткое обозрение того, что говорит Священное Писание и святоотеческое предание о воскресении тел и о том, какими будут тела в той жизни, которая начнется после Второго пришествия Христова. Нам станет очевидным, что это является несомненной верой и основным местом православного предания. Ведь и само восприятие Христом человеческой природы и обожение ее, тот факт, что плоть, принятая Христом от Божией Матери, является единобожественной, а также то, что божественная и человеческая природы во Христе всегда едины, указывает на ценность тела. Тело изначала не было злом. Оно является не темницею души, но позитивным творением Божиим.
   Вначале нужно привести несколько цитат из Священного Писания, в которых говорится о воскресении тел.
   Пророк Исаия исповедует: Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! (Ис. 26:19). В Книге пророка Иезекииля дается картина поразительного события воскресения мертвых, из которой видно, как по слову Божию сухие кости получили нервы, плоть и кожу. Потом им был дан дух, то есть душа (см. Иез. 37:1-14). Это чрезвычайное и чудное событие показывает то, как произойдет воскресение мертвых при Втором пришествии Христовом, и потому Церковь читает это зачало на службе погребения Спасителя (на утрене Великой Субботы), когда мы возвращаемся в храм после крестного хода. Воскресение Христово – прелюдия нашего собственного воскресения, потому что Христос Своею смертью и воскресением победил державу смерти и всем людям даровал будущее воскресение.
   Иудеи имели непоколебимое убеждение в будущем воскресении мертвых. Характерно то, что Христос при встрече с Марфой, сестрой Лазаря, после смерти последнего уверил ее в том, что воскреснет брат ее. Марфа ответила ему: Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день (Ин. И, 24).
   Три воскрешения, соделанные Христом (дочери Иаира, сына наинской вдовы и Лазаря), а также и Его собственное воскресение, произошедшее силою Его Божества, это подтверждение и прелюдия воскресения всех людей во время Второго пришествия Христова.
   В учении Христа мы находим много мест, говорящих о воскресении мертвых. В одной из Своих бесед Христос сказал: Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия (Ин. 5:28). Еще Он сказал: Я есмь воскресение и жизнь (Ин. 11:25).
   Это учение получают апостолы, и оно содержится в их посланиях. Особенно апостол Павел много раз говорит о воскресении тел в своих посланиях, обращенных к основанным им Церквам. На эти Церкви влияло их языческое окружение, где было распространено мнение, что тело – это зло. Мы приведем здесь некоторые характерные отрывки.
   В Послании к Римлянам он говорит об искуплении тела, касаясь, очевидно, темы воскресения тела: И мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего  (Рим. 8:23). В Послании к Фессалоникийцам он говорит, что воскресение произойдет силою Христовой во время  Его Второго пришествия. Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде (1 Фес. 4:16).
   В текстах Священного Писания мы видим не только веру Церкви в воскресение мертвых во время Второго пришествия Христова, но и то, какими  будут эти тела. Из всего православного предания мы знаем, что тела будут духовными.
   Христос объявляет, что люди в будущей жизни не будут иметь элементов плотяности. Известно, что после падения человек облекся в тление и смерть, и, следовательно, образ его зачатия, его чревоношения и вскармливания относится к жизни после падения. Но это, конечно, благословил Бог ради умножения человеческого рода. А после воскресения это состояние будет упразднено, и люди будут жить, как Ангелы. Христос говорит: Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения (Лк. 20:35-36).   
    Тела святых, несмотря на то, что еще здесь предвкушают славу Божию, потому что имеют нетварную благодать Христову, тогда преобразятся и станут телами славы.  Апостол Павел говорит, что Христос уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его (Флп. 3:21). Как тело Христово получает сияние от Божества, так просияют на небе и тела праведных. Будет, конечно, большая разница между телом Христовым и телами святых. Потому что тело Богочеловека стало источником нетварной благодати Божией, в то время как тела святых сами освящаются этой благодатью Божией. Кроме того, из Предания мы знаем, что человек воспринимает обожение, в то время как Христос это обожение соделывает.
   Апостол Павел развивает учение о воскресении мертвых в своем Первом Послании к Коринфянам. Видимо, некоторые коринфяне находились под влиянием философских идей о человеческом теле. Апостол Павел пишет, что если тела не воскреснут, тогда и Христос не воскрес из мертвых (см. 1 Кор. 5:12-16).
   Потом он отвечает на вопросы, заданные, видимо, коринфянами, о том, как воскреснут мертвые и какие у них будут тела (см. 1 Кор. 15:35-41). Отвечая на эти вопросы, он использует пример из чувственного мира. Человек сеет маленькое семя, и Бог этому семени дает иное тело. Довод состоит в следующем: человек не сеет пшеницу, а семя, и из семени этого изводится другое тело, в соответствии с семенем. То же самое будет и в воскресение мертвых. Силою Христовой произойдет воскресение тел. И тела, несмотря на свою одинаковость, будут иметь различное служение. Мертвые восстанут нетленными, потому что, как он говорит характерно, тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. 15:53).
   Очень важно, что апостол Павел подробнейшим образом описывает состояние тел в воскресение мертвых. Он пишет к коринфянам: Сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор. 15:43-44). Здесь выявляется разница между телом до и после смерти и телом после воскресения во время Второго пришествия Христова.
   В этом апостольском отрывке мы видим четыре характерных признака, которыми будет обладать тело после воскресения. Первый признак заключается в том, что тело это будет нетленным в противоположность телу биологическому. Второй – в том, что тело это будет прославленным в противоположность телу бесчестия. Третий – в том, что тело это будет сильным в противоположность немощному телу. И четвертый, что тело это будет духовным в отличие от первого тела – душевного. Это означает, что в то время как тело биологическое было тленным, бесчестным, немощным и душевным, то есть подчиненным движениям души, тело воскресения будет нетленным, прославленным, сильным и духовным.
   Если мы, опираясь на святоотеческое предание, рассмотрим учение апостола Павла, то можем сказать, что тела людей после своего воскресения будут нетленными, не будут нуждаться в пище и сне, не будут подвержены изменениям. Отцы говорят, что они будут подобны телу Христа, которое вышло из гроба, не замеченное никем, входившему в горницу и исходившему из нее через запертые двери. Оно не нуждалось в пище, пересекало большие расстояния и так далее. Христос ел после Своего воскресения, конечно, не потому, что нуждался в этом, но чтобы ученики поняли, что это не привидение. Эта пища была сожжена Его Божеством, потому что уже не было пищеварительной системы и всех тех действий, которые суть признаки тленности и смертности.
   И тела грешников тоже отвергнут тление и смерть, но не будут духовными и прославленными, как тела святых. Тела святых будут обладать такой славой, которая будет соответствовать состоянию души. Апостол Павел говорит: Звезда от звезды разнится в славе (1 Кор. 15:41). Как иное есть свет солнца, иное – свет луны и звезд, так же будет и со славой святых. Соответственно очищению, просвещению и обожению, приобретенному человеком в сей жизни, будет он сиять и в жизни вечной. Со стороны Бога здесь нет вовсе никакого лицеприятия, но сам человек получит благодать такую, какую он способен вместить. Бог пошлет благодать всем, и каждый засияет и засверкает в соответствии со своим духовным состоянием.
   В рамках этого богословия мы должны увидеть и то, что все люди приобретут один возраст. В одном тропаре мы поем: «И все единого возраста будут». Это означает, что все люди будут возраста зрелого человека. И младенец, умерший в малом возрасте, и тот, кто умер в глубокой старости, будут одного возраста, и, как говорят, возраста
   Христова. Естественно людям приобрести возраст зрелого человека около тридцати лет
.
   Преподобный Симеон Новый Богослов в одном своем творении пишет, что души людей, которые вновь соединятся со своими телами, «каждая душа обретет горницу по своему достоинству, исполненную либо света, либо тьмы». Возжегшие свой светильник еще в этой жизни будут находиться во свете невечернем. Те, что были нечисты, у кого очи сердца были слепы, не увидят божественного Света. Тела же святых станут святыми сосудами Святого Духа. Сколь чистыми были они здесь, столь прославленными, «сияющими, сверкающими подобно Свету божественному»207 восстанут они и тогда.
   Я мог бы привести учение многих святых как о несомненности воскресения тел и вечной жизни, так и о том, как произойдет воскресение. Однако я удовольствуюсь изложением учения святителя Григория Нисского о воскресении тел. Рассмотрим некоторые стороны этого учения. Полагаю, что учение это весьма светло и характерно.
   Вначале святитель Григорий Нисский учит о том, что когда мы говорим о воскресении, или возрождении, или преукрашении и когда используем многие другие имена, то описываем тело, подчиненное тлению, а не душу, которая, как нетленная, не гибнущая и бессмертная, не будет воскресать, потому что не умирает.
   Воскресение тел связано и с воскресением всех тех частей тела, которые погибли по различным причинам. В день воскресения даже та часть человеческого тела, которая тысячу лет назад была съедена плотоядными птицами, обретется, как будто она и не была потеряна. И те члены, которые были съедены китами, акулами или любыми другими морскими животными, воскреснут вместе с человеком. Те тела, которые сжег огонь и съели в могилах черви, и вообще все тела, уничтоженные тлением, «целыми и неповрежденными будут отданы землей». Все недостающие части тела будут восполнены, и человек предстанет целиком. Это означает, что у нас будет наше собственное тело, которое, однако, не будет подвластно тлению и смерти.
   Это произойдет непременно, потому что связано с творением человека Богом. Бог сотворил человека не для того, чтобы тот умер. Смерть является результатом и плодом греха. И если пасущий овец желает, чтобы стадо его было здоровым и почти бессмертным, если пасущий волов желает различными лечебными мерами увеличить прирост своих волов, если пасущий коз молится, чтобы козы его рожали близнецов, и все вообще стремятся к чему-либо полезному, то того же хочет и Бог. Из этих примеров очевидно, что Бог желает воссоздать «творение, преданное тлению».
   Святитель Григорий Нисский в этой беседе, сказанной на день Пасхи и посвященной воскресению Христову и воскресению тел во время Второго пришествия Христова, утверждает, что воскресение мертвых произойдет обязательно, что это не невозможно для Бога, и, кроме того, анализирует то, как это произойдет. Сказанное святителем Григорием очень важно, и мы изложим это вкратце.
   Воскрешению тел состояться не невозможно. По многим причинам.
   Первая причина.  Бог, Который воскресит тела мертвых, это Тот же Самый Бог, Который сотворил человека из праха. Мы, говорит святитель Григорий, считаем творение некоей данностью, но если поразмыслим над ним, то увидим, что это нечто чудесное. Действительно, каким образом тонкий прах сконцентрировался и получилась плоть? И из того же вещества произошли кости и кожа, жир и волосы. То есть, несмотря на то, что есть одна плоть, вместе с тем появились различные члены. Он описывает различную ткань каждой части тела: легкое мягко, печень шершава и красна, сердце – жесткий орган, и так далее.
   Также очень удивительно и то, что Ева произошла из такой малой части тела, как ребро Адама. Но как же из ребра получились голова, ноги, руки и остальные части тела? Бог, сотворивший человека таким образом, имеет силу воссоздать его вновь и исправить истлевшую часть тела. Ведь Сам Бог является творцом и первого творения, и второго преукрашения. Посему признаком благоразумия и мудрости является вера в то, что говорит Бог, не исследуя способов и причин, что превосходит наши силы.
    Вторая причина.  Различные примеры, существующие в природе, показывают нам, что Бог всесилен и что для Него нет ничего невозможного и затруднительного. Его всемогущество видно из разнообразной и сложной природы. Вся природа громко проповедует величие Божие и Его силу. Сотворенные Христом воскрешения – четверодневного Лазаря, сына наинской вдовы и дочери Наира – показывают, что так можно воскресить всех людей, когда Он того пожелает. Мастер, изготавливающий одну статую, может изготовить и другие, подобные ей. Так и Христос, воскресивший трех человек, может сделать так со всеми людьми. Потому на вопрос, как воскресают мертвые, он отвечает вопросом: «Как восстал четверодневный Лазарь?» 213
   Не только при первом творении, но и впоследствии при сохранении природы проявляются сила и всемогущество
   Божии. Мы знаем, что рождение человека – это плод действия Божия. Человек по благодати Божией зачинается, носится во чреве, рождается и возрастает. Святитель Григорий Нисский говорит, что воскресение мертвых может произойти таким же образом, каким рождается человек. С точки зрения человеческой логики весьма странно, как семя, которое в начале бесформенно, впоследствии приобретает формы, как появляются части человеческого тела. Если из бесформенного семени образуется человек, то ничего несовместимого с этим не будет, если вещество, находящееся в гробах и имеющее некий образ, во мгновение ока обновится в прежнее телесное сложение, и персть снова станет человеком, как было то и при первом творении214.
   Некоторые люди считают невероятным воскрешение тел и после смерти составление тела человека из различных элементов, а формирование эмбриона и развитие человека в его естественном рождении считают вполне естественным процессом. Но если возможно второе, то возможно и первое, потому что Тот же Самый Бог творит и первое, и второе.
   Он также приводит пример гончара, который делает из глины прекрасные вещи. Вдруг кто-то входит в его мастерскую и разбивает их. Хороший гончар, если захочет, может исправить случившееся, изготавливая вновь те же предметы, которые не хуже первых. Неразумно полагать, что гончар, который является лишь малым творением силы Божией, может сделать это, и не верить в то, что Бог может воссоздать мертвого.
   Апостол Павел использует пример пшеничного зерна. Оно падает в землю и умирает, но из него произрастает большой колос. Святитель Григорий искусно использует этот образ. Он подробно разбирает то, что происходит с этим маленьким зернышком и сколько тайн оно сокрывает в себе. Он говорит, что удивительно, как сухое зерно пшеницы, сгнив, творит чудеса, потому что само падает в землю и произрастает в изобилии. Воссоздание человека проще воссоздания зерна, потому что человек в воскресении не получает ничего более того, чем обладал.
   Святые отцы используют множество образов, взятых из природы, и представляют их своей пастве. Мы видим это во множестве их бесед, в том числе и в этой беседе святителя Григория, разбираемой здесь. Чтобы показать, что воскресение мертвых возможно, он прекрасно, весьма реалистично и наглядно, в живых красках и с несомненным писательским талантом разбирает то, что деревья во время зимы сухи, а с пришествием весны расцветают и становятся таким местом, где собираются птицы, благодарящие человека. Пресмыкающиеся и змеи во время зимней спячки скрываются в земле, но лишь только наступит подходящее время и раздастся гром – призыв к жизни, они просыпаются и приходят к жизни. Как просыпаются змеи, заслышавшие этот гром жизни, так и мертвые тела людей приимут души и воскреснут, когда раздастся звук трубы Божией.
   Он прекрасно описывает человека от его рождения до смерти и замечает, что жизнь людей, впрочем, как и животных, претерпевает изменение. Человек после своего рождения постепенно развивается, приобретает различные способности. Когда он вырастает и достигает заката жизни, то снова становится младенцем: шепчет тихим голосом, глупеет и ползает при помощи ног и рук, как в начале своей жизни. Все это показывает, что и до смерти человек беспрерывно меняется и обновляется215. То же самое, конечно, произойдет и во время воскресения. Поскольку тленное истлевает по закону тления, но тем более обновится силою и действием Божиим.
   Да и сон, который весьма необходим для нашего ежедневного отдыха, как и пробуждение от сна, указывают на таинство воскресения мертвых. Сон – это образ смерти, а пробуждение – образ воскресения. Многие называли сон братом смерти, потому что тогда человек похож на бесчувственного мертвеца, который не узнает ни друзей, ни врагов, не замечает тех, кто находится рядом с ним. И потому спящим можно легко причинить вред. Когда человек просыпается, он постепенно восстанавливает свои силы, как будто оживает. Если в человеке во время дня и ночи происходит много изменений и исступлений, то неверие Богу, обещавшему «последнее обновление», обличает человека неразумного и сварливого216.
   Из всех этих примеров видно, что воскресение мертвых – вполне естественное событие. Как мы считаем естественными рождение человека, изменения в природе, рост растений и вообще все те события, которые происходят в природе, настолько же естественным мы должны считать обновление и воссоздание человека, воскресение мертвых. Потому что Бог, сотворивший первое, может сотворить и последнее.
    Третья причина.  Тело после выхода из него души не уничтожается полностью, но распадается «на то, из чего составлено», ибо составлено оно из четырех элементов (стихий): воды, воздуха, огня и земли. Тело распадается, но не исчезает полностью. В другой главе мы рассматривали взгляды святителя Григория Нисского на то, что душа хотя и разлучается с телом, но помнит элементы и части своего тела, силою Божией соприкоснется с ними в надлежащее время, соберет их, и составится духовное тело. Это доказывает, что, несмотря на отделение души от тела, личность (ипостась) не упраздняется.
   В изучаемой нами гомилии святитель Григорий Нисский говорит, что тело не исчезает полностью, но распадается на те элементы, из которых состояло, «и есть в воде, воздухе, земле и огне». То, что первообразные стихии остаются и приступают к тому, что происходит от них, после распада тела, указывает на то, что в общем сохраняется частное. И даже когда эти четыре стихии, из которых состоит человек, вернулись к своим первообразным, то эти первообразные, сохраняясь, сохраняют и частное.
   Мы очень хорошо знаем, что весь мир был сотворен из ничего, из несуществовавшего вещества. Если Богу легко снова сотворить что-либо из ничего, то для Него еще легче сотворить что-либо из уже существующих элементов. Итак, поскольку существует первообразное, то Богу возможно сотворить человека вновь.
    Четвертая причина.  Святитель Григорий Нисский, говоря о воскресении тел, использует примеры из представлений людей своего времени. Многие люди считали и считают вполне естественным, чтобы свойства тел истлевших передавались потомкам этих людей. Естественным они считали даже то, чтобы свойства чужих тел передавались другим телам. Однако эти же люди не верят в возможность того, чтобы эти свойства, которыми обладали люди, обновлялись в них же. Я приведу слово самого святителя Григория Нисского, потому что оно достойно внимания. Он говорит нечто неудобопонятное: «…они не соглашаются с тем, чтобы обновлялись и оживали те же самые и особые свойства, некогда ими приобретенные»217.
   Рассматривая этот отрывок, мы можем убедиться в том, что во время воскресения тел люди получат свои собственные тела, обладающие особыми отличительными признаками. Но тела эти будут преображенными. Тело воскреснет «в силе и нетлении», что означает, что оно не будет носить на себе шрамов тления, смертности и немощи. Больших подробностей мы, конечно, не ведаем. Однако и уже сказанное, полагаю, является достаточно выразительным.
    Пятая причина.  Святитель Григорий Нисский настаивает на том, что воскресение мертвых весьма необходимо для доброго поведения людей в этой жизни. Потому что если смерть – это конец жизни, то убийца, прелюбодей, корыстолюбец, клятвопреступник, лгун и бессердечный станут еще хуже, преуспеют во зле. Если нет воскресения, то нет и Суда. Если нет Суда, тогда теряется страх Божий и, как следствие, где не образумливает человека страх Божий, «там грех ликует вместе с диаволом»218.
   Таким образом, когда Церковь говорит о будущей жизни и Суде, она умножает в людях страх Божий. Этот страх придает жизни более человечный характер. Потому учение о смерти и воскресении тел делает человека элементом общества. Кто изгоняет этот страх, тот становится подвластен демонам, становится игрушкой всех страстей.
   Вывод таков: воскресение мертвых состоится. Об этом нам свидетельствует Слово Божие, это открыл нам Бог, это своей жизнью и своим учением подтверждают святые, об этом свидетельствует опыт человечества. Потому мы и относимся уважительно к человеческому телу. Мы его уважаем, любим, подвизаемся, чтобы очистить его от грехов, дабы и оно прославилось. Весьма характерен тот факт, что исихазм святых отцов касался и тела, которое мы очень почитаем. Это видно из трудов святителя Григория Паламы.
   Уважение человеческого тела видно и при чине погребения. В Православной Церкви не признается сожжение или кремация тела, но его погребение. Конечно, как мы уже сказали, согласно учению святителя Григория Нисского, и сожженные тела воскреснут. Однако если человек сам желает сожжения своего тела, то это указывает на то, что он не верит в его воскресение. И совсем не случайно, что там, где господствует традиция сожжения тел, там господствует мнение о том, что тело – это темница души, которая должна быть отброшена, чтобы душа получила свободу. Мы же уважаем тело, погребаем его и ожидаем его воскресения. Святые почивают в ожидании воскресения. Они «чают воскресения мертвых и жизни будущего века».

Оффлайн Кузнецов М.Г.

  • Сообщений: 853
    • Православный
Re: Смысл жертвы Христа
« Ответ #79 : 20.05.2017, 00:43:10 »
И не надо мне говорить, что суть не в этом, а в "восстановлении". Мог он просто пострадать тут и не умирать на кресте? К примеру, чудесно сойти со креста и вознестись? Если бы этого было достаточно, так бы и сделал. Но нет, нужна была смерть, которая называется жертвой. Но цимес в том, что жертвой это не было.

Именно суть не в смерти и страданиях, а в восстановлении онтологически поврежденной природы. Смерть сама по себе ничего не значит, это лишь средство спровоцировать максимальное напряжение человеческой воли (не поддаться страстям в процессе мучительной смерти). Напряжение воли восстановило природу (только Его экземпляр природы, не наши). "Жертва" - термин иносказательный.

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru