Автор Тема: Предание Вселенской Церкви. Критерии. Определение.  (Прочитано 2836 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Онлайн Михаил 1961

  • Сообщений: 600
    • Невоцерковленный верующий
Вы приведённую мною цитату :

«Божественное Откровение распространяется между людьми и сохраняется в истинной Церкви двумя способами: посредством Священного Предания и Священного Писания.
Священным Писанием называются книги, написанные Духом Божиим через освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Обычно эти книги называются Библией.
Под наименованием «Священное Предание» понимается то, что истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки – потомкам: учение веры, Закон Божий, Таинства и священные обряды.
Мы должны соблюдать Священное Предание, с Божественным Откровением и Священным Писанием согласное, как учит этому само Священное Писание.»(Святитель Филарет Московский Пространный Православный Катехизис)

специально оставили без комментария ?
Вопрос - зачем эту формулировку надо было переиначивать - например, в проекте нового Катехизиса?

Оффлайн свящ. Алексей Шляпин

  • Сообщений: 233
    • Православный
Вы приведённую мною цитату :

«Божественное Откровение распространяется между людьми и сохраняется в истинной Церкви двумя способами: посредством Священного Предания и Священного Писания.
Священным Писанием называются книги, написанные Духом Божиим через освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Обычно эти книги называются Библией.
Под наименованием «Священное Предание» понимается то, что истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки – потомкам: учение веры, Закон Божий, Таинства и священные обряды.
Мы должны соблюдать Священное Предание, с Божественным Откровением и Священным Писанием согласное, как учит этому само Священное Писание.»(Святитель Филарет Московский Пространный Православный Катехизис)

специально оставили без комментария ?..

Я ведь уже ответил подробно: http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=650752.msg10706170#msg10706170

Также, здесь: http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=650752.msg10705912#msg10705912

И здесь: http://forum-slovo.ru/index.php?topic=53015.msg3731370#msg3731370

И эта цитата подпадает под моё объяснение.

В этой цитате слово "Предание" используется в позднейшем узком, прикладном смысле.

Но это не исключает изначального точного смысла этого слова, означающего всё Божественное Откровение, включая выраженное в форме Писания.

Об этом свидетельствует сам свт. Филарет Московский, автор этих самых слов Катехизиса (не может же он сам себе противоречить):
"Предания, имже научитеся или словом, или посланием нашим: вот, вместе с наименованием преданий, руководство к истолкованию сего наименования. Преданиями называет Апостол все то, чему от него научились Христиане, яко от Апостола, относительно веры, священноначалия, Богослужения, благочиния церковного и правил жизни. Далее он различает два вида Предания: Предание посредством послания, или писаное Предание, и Предание посредством слова, или неписаное Предание. Но как Предание писаное простее и обычнее означается наименованием Священного Писания, то наименование Предания обыкновенно употребляется для означения того, чему не посредством Священного Писания, но посредством слова и примера мы научились от Святых Апостолов и Святых отец. Достойно примечания, что Апостол нераздельно и равно заповедует держаться и преданий посредством слова, и преданий посредством послания, или, иначе сказать, велит нераздельно и равно держаться и Священного Писания, и священных Преданий" ("Слово на освящении храма Живоначальной Троицы в московском Даниловом монастыре, произнесенное 13 сентября 1838 г.").

Также, свт. Феофан Затворник: "...предание и здесь равносильно Божественному Откровению новозаветному и обнимает собою все, что внесено в человечество вследствие заповеди Господа: шедше научите (Мф. 28, 19). Блаженный Феодорит пишет на это место: «Правилом учения признавайте, что нами вам преподано, что мы проповедали вам, когда были у вас, и что написали, когда оставили вас». Слово или послание суть способы преподания Божественной христианской веры. И писание есть такое же предание, как и слово. Но в церковном употреблении потом Преданием стало называться исключительно учение, устно Апостолами преподанное и хранимое Церковию. Так потребовалось течением церковной жизни. Когда апостольские писания стали общеизвестны и вошли в один состав, тогда ту часть Божественного откровения, которая в них заключалась, все почерпали из сих писаний. Между тем многое веровалось и было совершаемо в обществах христианских, чего нет в этих писаниях. На вопрос: откуда же это? отвечалось: так устно научили и лично учредили и завели святые Апостолы, или так предано Апостолами, или просто: предание есть. И стали, таким образом, это не писанное Апостольское учение, или Божественное откровение, называть Преданием, а какое заключалось в писаниях Апостольских — Писанием" (Толков. на 2Фес.).


Онлайн Михаил 1961

  • Сообщений: 600
    • Невоцерковленный верующий
С наступающим Рождеством Христовым, от. Алексей !
Отвечу позже , числа 8го

Онлайн Михаил 1961

  • Сообщений: 600
    • Невоцерковленный верующий
Я ведь уже ответил подробно: http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=650752.msg10706170#msg10706170

Также, здесь: http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=650752.msg10705912#msg10705912

И здесь: http://forum-slovo.ru/index.php?topic=53015.msg3731370#msg3731370

И эта цитата подпадает под моё объяснение.

В этой цитате слово "Предание" используется в позднейшем узком, прикладном смысле.

Но это не исключает изначального точного смысла этого слова, означающего всё Божественное Откровение, включая выраженное в форме Писания.

Об этом свидетельствует сам свт. Филарет Московский, автор этих самых слов Катехизиса (не может же он сам себе противоречить):
"Предания, имже научитеся или словом, или посланием нашим: вот, вместе с наименованием преданий, руководство к истолкованию сего наименования. Преданиями называет Апостол все то, чему от него научились Христиане, яко от Апостола, относительно веры, священноначалия, Богослужения, благочиния церковного и правил жизни. Далее он различает два вида Предания: Предание посредством послания, или писаное Предание, и Предание посредством слова, или неписаное Предание. Но как Предание писаное простее и обычнее означается наименованием Священного Писания, то наименование Предания обыкновенно употребляется для означения того, чему не посредством Священного Писания, но посредством слова и примера мы научились от Святых Апостолов и Святых отец. Достойно примечания, что Апостол нераздельно и равно заповедует держаться и преданий посредством слова, и преданий посредством послания, или, иначе сказать, велит нераздельно и равно держаться и Священного Писания, и священных Преданий" ("Слово на освящении храма Живоначальной Троицы в московском Даниловом монастыре, произнесенное 13 сентября 1838 г.").

Также, свт. Феофан Затворник: "...предание и здесь равносильно Божественному Откровению новозаветному и обнимает собою все, что внесено в человечество вследствие заповеди Господа: шедше научите (Мф. 28, 19). Блаженный Феодорит пишет на это место: «Правилом учения признавайте, что нами вам преподано, что мы проповедали вам, когда были у вас, и что написали, когда оставили вас». Слово или послание суть способы преподания Божественной христианской веры. И писание есть такое же предание, как и слово. Но в церковном употреблении потом Преданием стало называться исключительно учение, устно Апостолами преподанное и хранимое Церковию. Так потребовалось течением церковной жизни. Когда апостольские писания стали общеизвестны и вошли в один состав, тогда ту часть Божественного откровения, которая в них заключалась, все почерпали из сих писаний. Между тем многое веровалось и было совершаемо в обществах христианских, чего нет в этих писаниях. На вопрос: откуда же это? отвечалось: так устно научили и лично учредили и завели святые Апостолы, или так предано Апостолами, или просто: предание есть. И стали, таким образом, это не писанное Апостольское учение, или Божественное откровение, называть Преданием, а какое заключалось в писаниях Апостольских — Писанием" (Толков. на 2Фес.).
Вы считаете взаимозаменяемыми два устойчивых по значению термина «Божественное откровение» и «Священное Предание». В приведённых вами цитатах Филарета Московского и Феофана Затворника как раз и разъясняется что означает Священное Предание в понимании русской церкви XIX-XX вв.: «Преданием стало называться исключительно учение, устно Апостолами преподанное и хранимое Церковию. Так потребовалось течением церковной жизни. »
Ещё раз : «Так потребовалось церковной жизнью» - т е именно Церковь выработала понимание Предания в узком смысле слова, «в позднем его понимании» как Вы говорите. Теперь вы и ваши коллеги (я имею в виду проект православного Катехизиса) пытаетесь изменить сложившуюся практику словоупотребления.
В результате:
1. Вы пишите что часть предания не совпадающая с Писанием не имеет собственного наименования «Она не имеет специального названия и называется по имени общего названия Богооткровенной истины,- "Преданием», но в рамках одного рассуждения это как минимум неудобно, получается «Предание...распространяется посредством Священного Предания и Священного Писания»? Вы можете как то исправить получившимся недостаток предлагаемого словоупотребления?
2. Пропадает понятие Божественного Откровения как источника и содержания Священного Писания и Священного предания, поскольку не всякое Предание - от Бога.
так зачем менять устоявшуюся формулировку вероучитпльного документа «Православной Кафолической Восточной церкви» а потом на десяти страницах разъяснять что имелось в виду?

Оффлайн Pawell

  • Сообщений: 2798
    • Православный
Отцы и братья! С Рождеством Христовым!

В таком случае понятие "Предание" употребляется в несобственном смысле. Т. е. в таком случае под словом "Предание" имеется ввиду не собственно Предание, т. е. не само Божественное Откровение как таковое (независимо от форм его выражения), но прочие формы выражения Предания, помимо Писания. Т. е. имеется ввиду, что Писание есть важнейшая и первая в своём роде (в смысле охранения веры) форма выражения Предания. Но Писание первично не относительно собственно Предания, но относительно прочих форм выражения Предания в своём роде (в логическом аспекте)

Уважаемый отец Алексей. Спаси Бог за развернутые ответы. Судя по вашим текстам, Вы проделали огромную работу с источниками. Мне очень понравился Ваш труд «Асимметрия мужа и жены в браке и разводе». В ней Вы предстали «делателем неукоризненным, пряморежущим слово истины» (2Тим.2:15, подстрочник). Смело отсекли от православия неправое и чуждое учение. "Пряморезал" свщ. Даниил Сысоев, который явил нам ярчайший пример веры и жизни.

Если я дерзаю Ваш доклад покритиковать, то только чтобы мы все стали сильнее. За Истину, а не против Истины.
« Последнее редактирование: 15.01.2018, 17:16:56 от Pawell »

Оффлайн Pawell

  • Сообщений: 2798
    • Православный
Т. о. существует различный масштаб употребления этого термина,- в полном, точном, собственном, изначальном смысле,- включая содержание Писания, и в упрощённом, прикладном, практическом смысле,- в отличие от Писания.

В изначальном, полном, точном, собственном смысле "Преданием" называется Откровение по факту предания от Господа Церкви и хранения Церковью, т. е. собственно преданное. Тогда понятно, что Преданием является само Откровение вцелом, т. е. Предание тождественно Откровению. А Писание – форма выражения Предания. Т. е. в этом случае понятия употребляются в точном, собственном смысле.
Несколько раз перечитал ваши ответы и имел время подумать.

Прежде всего хочу заметить, что у нас в теме имеет место систематическое нарушение принципа тождества: слово «Предание» оппонентами употребляется в двух отличных значениях. Вы сами различаете их как смысл «собственный» и смысл «упрощенный». Необходимо восстановить тождество и употреблять "Предание" в одинаковом, принимаемым всеми смысле. Иначе диалог не имеет смысла, ибо каждый будет говорить о своем, одному ему понятном и будет по-своему прав.

В логике различают определения логические  и исчерпывающие. Логическое определение идентифицирует объект по какому-то одному его признаку, однако этот признак таков, что позволяет отличить данный объект от всех прочих. Например, Москва - столица России.

Логическое определение Предания №1 (соответствует «собственному» смыслу свщ. Алексея) «Священное Предание - всё, что передано (открыто) от Господа Его Церкви» (синоним Откровения). Идентифицирующий признак - факт принятия Учения от Бога. «Ибо я от Господа принял то, что и вам передал…» (1Кор.11:23). Данный признак не позволяет нам идентифицировать Предание от Писание. Ведь и Писание принято от Господа. Поэтому Писание здесь — форма Предания.

Логическое определение №2 (соответствует  «несобственному», «упрощенному» смыслу свщ. Алексея) «Предание — «Откровение, которое изначально передавалось устно, личным примером, без записи» (в противоположность Писанию). Идентифицирующий признак — сохранение и распространение традиции по преемству, путем передачи из уст в уста, от человека к человеку. «Преданию, которое вы приняли от нас» (2Фесс.3:6); «что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2Тим.2:2). Писание здесь не есть Предание. Писания может сохраняться долгое время и без передачи из уст в уста. Первосвященник Хелкией и царь Иосия спустя века забвения нашли и читали книгу закона Моисея (см. 4Цар.22:8 ) и поняли Учение Бога правильно.

Перед нами два совершенно разных смысла, с разными ключевыми признаками. И второй смысл (лично у меня) никак не получается путем упрощения первого. Более того, я ясно вижу, что не второй нуждается в первом, а первый нуждается во втором.

«Из сохраненных в церкви догматов и проповеданий, некоторыя мы имеем от письменнаго наставления, а некоторыя прияли от апостольскаго предания… Ибо аще предприимем отвергати неписанные обычаи, аки не великую имющие силу: то неприметно повредим Евангелию в главных предметах...» (свт. Василий Вел., прав. 91).

«От Адама до Моисея не было Священных книг. Сам Господь наш Иисус Христос Божественное учение Свое и установления передал ученикам Своим словом и примером, а не книгой... Необходимость Предания видна и из того, что книгами пользоваться могут не все, а Преданием — все» (Катехизис).

Из этих святоотеческих речений очевидно, что ключевым идентификационным признаком Предания всегда был именно способ устной передачи. Иначе мы просто не сможем опознать «Предание». Из чего мы понимаем, что Учение прежде Моисея должно называться именно «Предание» и оно первично?  Из того, что до Моисея не было священных книг. А почему мы решили, что Господь Иисус Христос оставил Апостолам именно «Предание»? Потому что Он преподал им Учение не Писанием, а словом и личным примером. Из-за чего видна необходимость Предания? Из того, что книгами могут пользоваться не все.

Как мы видим определение №2 необходимо для опознания Предания, поэтому именно оно изначально, оно есть «имя собственное», а определение №1 вторично и производно от него. Невозможно себе представить богословское сочинение, по ходу которого «Предание» всегда употреблялось бы в первом смысле. Чтобы идентифицировать Предание автор хоть раз обязан обратиться к определению №2, оттолкнувшись от которого он может перейти к определению №1. Невозможно доказать первичность Предания если пользоваться определением №1, которое не способно отличить Писание от Предания. 

Вывод: изначально и корректно Определение Предания №2. Только оно позволяет нам отличить Предание от Писания.
« Последнее редактирование: 15.01.2018, 17:13:04 от Pawell »

Оффлайн Pawell

  • Сообщений: 2798
    • Православный
Почему потерялся ТаНаХ?

В изначальном, полном, точном, собственном смысле "Преданием" называется Откровение по факту предания от Господа Церкви и хранения Церковью, т. е. собственно преданное. Тогда понятно, что Преданием является само Откровение вцелом, т. е. Предание тождественно Откровению. А Писание – форма выражения Предания. Т. е. в этом случае понятия употребляются в точном, собственном
[Утверждение, что "Преданием" называется часть Откровения, кроме Писания] противоречит апостольскому употреблению этого понятия как включающему не только выраженное "словом", но и выраженное "посланием" (т. е. содержание Писания) (2Фес. 2, 15).
Отец Алексей. Давайте тогда будем во всём предельно изначальны и точны.

Писания Нового Завета — часть Апостольского Предания. С этим невозможно поспорить, ибо так учит само Писание (2Фес. 2:15). У нас вроде бы действительно появляется Предание, частью (способом) которого является Писание.

Но, у меня сразу вопрос. А куда из этой схемы делось «Священное Писание»? Ведь «Писание», в изначальном, полном, точном, собственном смысле — это не письма Апостолов, а Писания Ветхого Завета.

«надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» (Лук.24:44)

«Священное Писание» на языке Господа и Апостолов, на языке Нового Завета  — это «Закон, Пророки и Писания» (ТаНаХ).

«Всё Писание богодухновенно и полезно для научения...» (2Тим.3:16); «сказанное о Нем во всём Писании» (Лук.24:27)  «Всё Писание» здесь — это только ТаНаХ, который до сего дня мы упоминаем в Символе веры под этим именем.

«И воскресшаго в третий день по Писанием» (1Кор.15:4 и Символ веры)

«Словами по Писанию обозначается то, что Иисус Христос умер и воскрес именно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета" (Катехизис).

Господь Иисус Христос оставил Церкви не просто «Предание», но «Писание и Предание». Если мы читаем в Катехизисе, что первые восемь лет существования Церкви не было записанного Евангелия и на этом основании делаем вывод, что Христос оставил Церкви именно Предание (т. е. «незаписанное»), то не должны забывать, что это только часть правды. Ведь кроме Предания Христос завещал Церкви самое настоящее Писание (ТаНаХ).

«Исследуйте Писания… они свидетельствуют о Мне» (Иоан.5:39)

«Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лук.24:45)

ТаНаХ был передан Церкви не «словом или посланием Апостолов» (2Фес. 2:15), а уже оформленным письменным свитком. И Церковь ни единого дня не существовала без сего Писания в изначальном, точном, полном, собственном смысле этого слова. Поэтому не просто «Апостольское Предание», а именно «Писание и Предание».

Ранняя схема. Вот как выглядит изначальная и полная схема I-III вв: Священное Писание (ТаНаХ) и Апостольское Предание (включая Новозаветные Писания). В этой схеме Писание условно соответствует Ветхому Завету, а Предание Апостолов — Новому Завету.

Изначальной двойственности источников («Писание и Предание») невозможно избежать, ибо она предопределена самой священной историей.

«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне" (Евр.1:1-2)

«многократно и многообразно говоривший.. в пророках" (Евр.1:1-2) – это Писание. Логос говорил к пророкам в видениях, уподоблялся в притчах (ср. Ос 12:10).

«в последние дни сии говорил нам в Сыне» — это Предание. Логос стал плотью и Апостолы слышали Его, видели, рассматривали, осязали (ср. 1Ин 1:1), научались от Его личного примера: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Матф.11:29).

«Я предрек и спас, и возвестил...и вы — свидетели Мои» (Ис.43:12)

«Я предрек» — это Писание.
«Я… спас, и возвестил...и вы - свидетели Мои» — это Предание Апостолов.

Христианин Езегипп, II век: «В каждой преемственной смене, и в каждом городе всё идёт так, как велит закон, пророки и Господь» (цит. по Евсевий Кесарийский. Церковная история)

«как велит закон, пророки» – это Писание.
«как велит Господь [Иисус Христос]» – это Предание Апостолов.

Вот почему «Писание и Предание» (именно в такой последовательности) является самой изначальной и точной схемой.

Классическая схема. Писание (Ветхого и Нового Завета) и Предание Церкви. В сознании христиан первых двух веков писания Нового Завета действительно ещё не входили в состав «Писания», но мыслились отдельно:

«В так называемый день солнца бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам или селам; и читаются, сколько позволяет время, сказания апостолов или писания пророков». (Иустин Философ. Апология I).

В последующие века Новозаветный канон был сопричислен к Писанию. Объединённые книги Ветхого и Нового Завета стали называть «канонические Писания» (или «Библия»). Не станем забывать, что не ТаНаХ был присоединен к «Преданию», а Новозаветный канон присоединен к ТаНаХу и наследовал все его свойства. В частности, был уравнен с ним в статусе богодухновенности и непогрешимости.

После перевода писем Апостолов в состав Писания, последнее в церковном сознании получает безусловный примат (преимущество) над Преданием и статус мерила для Предания. Мне не попадались слова древних отцов о самодостаточности Предания. Зато древние отцы ясно учили о самодостаточности объединенных канонических Писаний:

«[Древняя Церковь учила,] что Священное Писание содержит в себе все необходимое для веры и благочестия. «Я преклоняюсь перед полнотой Писания», писал Тертуллиан, а свт. Афанасий Великий считал, что Писание «достаточно само по себе для различения Истины» (цит. по Катехизис прот. Олега Давыденкова )

«.. канон Писаний совершенен и с избытком достаточен на все» (прп. Викентий Леринский)
« Последнее редактирование: 15.01.2018, 19:30:07 от Pawell »

Оффлайн Pawell

  • Сообщений: 2798
    • Православный
Если содержание Писания входит в состав Предания, то как тогда Вы назовёте ту часть Предания которая не входит в содержание Писания?
Добавляю свои пять копеек.

Непременные и определяющие признаки (критерии) Предания: единственность, вселенский (καθολικός) характер, апостольское происхождение и неизменность.
Если перечисленное — неизменные признаки Предания то как мы назовем тот пласт Предания, который не имеет Апостольского происхождения и неизменности, но был введен властью Церкви «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе» (Матф.18:18) и «угодно Святому Духу и нам» (Деян.15:28)?

Грядущее водосвятие на Крещение (появилось во II веке) — это Предание или нет? Обязательное исповедание Никео-Цареградского Символа веры на Литургии Иоанна Златоуста  — это Предание или нет?

Кроме того, в Церкви есть много обычаев, которых невозможно приписать Богу, но которые восходят к благоразумию отцов.

«Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть [Ему] верным» (1Кор.7:25).

Похвала девству - это Священное Предание?

«А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду» (1Кор.11:34).

Бл. Августин сообщает, что когда Павел пришел, он установил обязательный пост перед Причастием (невкушение с 12 часов ночи), который постепенно был усвоен всей Церковью. И до сего дня его соблюдаем. Это Священное Предание или нет? Оно ведь не от Господа, но от Павлова благоразумия.

Назвав Божественное Откровение Преданием, мы чрезвычайно возвысим Предание (и утрем нос протестантам и еретикам), но потеряем удобное понятное слово, которым мы прежде обозначали ту часть практики, которая не неизменна, не имеет Апостольского происхождения, не от Господа, но введена властью Церкви. 
« Последнее редактирование: 15.01.2018, 19:31:19 от Pawell »

Оффлайн Pawell

  • Сообщений: 2798
    • Православный
Обычай крестного знамения Иоанн Златоуст относил к апостольскому Преданию- крестное знамение тоже не меняли?
Не путайте крестное знамение с его формами (одноперстие, двуперстие, троеперстие...) Крестное знамение - это неизменное Апостольское Предание, подтверждаемое Писанием, а вот форма крестного знамения - нет.

Оффлайн Pawell

  • Сообщений: 2798
    • Православный
Свт. Феофан Затворник: "...предание и здесь равносильно Божественному Откровению новозаветному и обнимает собою все, что внесено в человечество вследствие заповеди Господа: шедше научите (Мф. 28, 19). Блаженный Феодорит пишет на это место: «Правилом учения признавайте, что нами вам преподано, что мы проповедали вам, когда были у вас, и что написали, когда оставили вас». Слово или послание суть способы преподания Божественной христианской веры. И писание есть такое же предание, как и слово" (Толков. на 2Фес.).

Свт. Филарет Московский: "Предания, имже научитеся или словом, или посланием нашим: вот, вместе с наименованием преданий, руководство к истолкованию сего наименования. Преданиями называет Апостол все то, чему от него научились Христиане, яко от Апостола, относительно веры, священноначалия, Богослужения, благочиния церковного и правил жизни. Далее он различает два вида Предания: Предание посредством послания, или писаное Предание, и Предание посредством слова, или неписаное Предание... Достойно примечания, что Апостол нераздельно и равно заповедует держаться и преданий посредством слова, и преданий посредством послания, или, иначе сказать, велит нераздельно и равно держаться и Священного Писания, и священных Преданий... Священное Писание Нового Завета начато чрез Евангелиста Матфея, спустя восемь лет по вознесении Господнем на небо. Где же до того было Евангелие, основание догматов, учение жизни, устав Богослужения, законы управления церковного? В Предании. Писание, по свидетельству одного из священных писателей, именно Святаго Евангелиста Луки, есть только продолжение и неизменнее упроченный вид Предания" ("Слово на освящении храма Живоначальной Троицы в московском Даниловом монастыре, произнесенное 13 сентября 1838 г.").

Итак, понятие "Предание" означает полноту Божественного Откровения, включая содержание Писания, а содержание Писания входит в состав Предания. Т. е. нельзя исключать содержание Писания из Предания.
Если мы внимательно вчитаемся в толкования святителей Филарета и Феофана Затворника, то увидим, что речь идет именно об Апостольском Предании (и его части — Писании НЗ), ибо оба толкуют 2Фесс.2:15.

Свт. Феофан Затворник: "...предание и здесь равносильно Божественному Откровению новозаветному..." (Толков. на 2Фес.).

Свт. Филарет Московский: “Преданиями называет Апостол все то, чему от него научились Христиане, яко от Апостола...”

То есть в ранней схеме: Писание и Апостольское Предание, отцы в толкованиях на 2Фесс.2:15 раскрыли нам часть "Апостольское Предание", умолчав о Писании в изначальном собственном смысле этого слова, т. е. о ТаНаХе. Перед нами не  полная схема Откровения, а схема только одной ее части — «Предания Апостолов».

Не будем забывать, что кроме заповеди о Предании (2Фесс.2:15), у Апостолов есть отдельная заповедь о Писании-ТаНаХе (2Тим.3:16-17; 2Пет.1:19). Со своими толкованиями. Поэтому всё-таки «Писание и Предание».

Полную схему тот же свт. Филарет раскрывает в Катехизисе:

«Божественное Откровение распространяется между людьми и сохраняется в истинной Церкви двумя способами: посредством Священного Предания и Священного Писания... Мы должны соблюдать Священное Предание, с Божественным Откровением и Священным Писанием согласное, как учит этому само Священное Писание.»(Святитель Филарет Московский Пространный Православный Катехизис)

Писание есть способ Откровения, а не способ Предания. И Предание должно быть согласовано с Писанием, что невозможно, если считать, что Писание и есть Предание в особой форме.

Не думаю, что свт. Филарет противоречит сам себе. Вероятнее всего в "Слове на освящении храма Живоначальной Троицы.." он раскрыл перед пасомыми схему «Апостольского Предания», а в Катехизисе он изложил полную (исчерпывающую) схему Откровения в двух его источниках.
« Последнее редактирование: 15.01.2018, 19:27:02 от Pawell »

Оффлайн Pawell

  • Сообщений: 2798
    • Православный
Что значит "особый источник Откровения" или "два источника Откровения"? Единственный источник Откровения - Бог

Это из Катехизиса свт. Николая Сербского.

«Откуда происходит наша православная вера
Из Божьего Откровения.

Из каких источников мы можем черпать осознание веры или Божьего Откровения
Из двух источников Священного Писания и Священного Предания» (Катехизис Восточной Православной Церкви).

Православно-догматическое богословие митр. Макария:

«догмат — есть истина откровенная и, значит, содержащаяся в Священном Писании, или Священном Предании, или в обоих вместе: потому что других источников для христианской Религии нет».

Двойственность Писания и Предания неустранима, она определяется не только священной историей, но самой богослужебной практикой. Я тут набросал схемку для последующего раскрытия.

 
Писание                                 Предание      
Пророки                               Христос и Апостолы      
Закон Божий                        Исполнение Закона Божия Христом      
Слово Божие                        Преподавание верным Слова Божия      
Литургия Слова                   Литургия верных (Евхаристия)      
Сын Божий                           Дух Божий      

« Последнее редактирование: 15.01.2018, 19:43:59 от Pawell »

Онлайн Михаил 1961

  • Сообщений: 600
    • Невоцерковленный верующий
Не путайте крестное знамение с его формами (одноперстие, двуперстие, троеперстие...) Крестное знамение - это неизменное Апостольское Предание, подтверждаемое Писанием, а вот форма крестного знамения - нет.
Тонко! Вы прямо Doctor subtilis !!!
Не буду здесь спорить - для этой темы неважно.
Вы понимаете, что старообрядцы с Вами категорически не согласятся?!

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru