Автор Тема: Мысли о школьном образовании  (Прочитано 6256 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

DrShumiloff

  • Гость
Сегодня утром младшая повторяла домашку по русскому языку, которую не успела выучить вчера вечером - "Правописание наречий и наречных выражений". И я, когда-то победитель городской олимпиады по русскому языку и литературе, ужасался. Моих остаточных знаний хватило только на то, чтобы приблизительно понять, о чем вообще идет речь.
Я посмотрел ее конспект - 8 развернутых пунктов, данных под запись, сформулированных чудовищным сухим языком. Для каждого пункта правил - множество исключений. Во всем этом не прослеживалось ни намека на какую-либо внутреннюю логику или взаимосвязи. Материал дан под запись без малейших попыток как-то переструктурировать информацию, свести ее хотя бы к таблице, не говоря уже про майндмэпы и какие-то мнемонические приемы.

Всю эту аморфную "кашу" в том виде, как она дается, можно только зубрить, заучивать многократным повторением. Да, можно сказать, что дети сами виноваты в том, что не перерабатывают материал в какой-то более удобоваримый вид в процессе самостоятельной работы. Проблема в том, что в школе их никогда этому не учили.

Впрочем, может, это просто я с годами так поглупел, что обычная школьная программа для меня слишком сложна? Не думаю. Незадолго перед этим старшая дочь попросила помочь ей разобраться с информатикой. И я увидел порядка двадцати заданий на тему работы с массивами, для каждого из которых надо было составить блок-схему, написать небольшую программу на языке Pascal, мысленно выполнить эту программу и записать ответы, которые выдаст программа. Я более четверти века в программировании, занимаюсь им по 8-12 часов в сутки, но не могу сказать, что для меня это задание было очень простым. А это даже не выпускные классы, это все еще среднее звено. В мое время эти задания дали бы на 2-м курсе института (и это не преувеличение).

И у меня стойкое ощущение, что здесь явно что-то неправильно. Я не готов утверждать, что объем знаний, предлагаемый школьной программой, избыточен (хотя такие мысли неизбежно возникают). Но я утверждаю, что методики подачи материала устарели лет на 50.

И это обидно. Я понимаю, что невозможно быстро модернизировать промышленность, а что с медициной делать - вообще непонятно. Все это требует огромных средств. Но образование! Учебники переписываются и переиздаются каждый год. Они все равно и так уже переписываются и переиздаются. Неужели при очередном переиздании учебника нельзя изложить материал, пусть в том же объеме, но с использованием более современных учебных методик?

Да, я понимаю, что у нас все сплошь эксперты в вопросах политики и футбола. А теперь вот еще и образования. И - да, я понимаю, что критиковать легко, а предлагать что-то конструктивное - трудно. Я не знаком с системой школьного образования, хотя периодически провожу семинары для студентов-психологов, а с этого года еще и читаю курс по веб-технологиям. Я знаю, как мне сделать интересной свою лекцию, а материал - наглядным и запоминающимся. Но я в комфортных условиях, т.к. сам формирую содержание и объем учебного материала, а при необходимости могу его кастомизировать под нужды аудитории. Школьные учителя в этом плане заведомо в более стесненном положении, они вынуждены следовать утвержденным учебным планам.

В общем, единственная конструктивная идея, которая мне сейчас очевидна, состоит в том, что надо будет изучить с детьми принципы составления майндмэпов, как один из простейших способов работы с неструктурированным материалом.

olga m

  • Гость
Re: Мысли о школьном образовании
« Ответ #1 : 02.03.2017, 10:00:33 »
Причина того, о чем Вы написали - бардак в сфере образования. У меня перманентное недоумение от того, кто, как и чему учит наших детей.

Оффлайн Енафа

  • Сообщений: 569
    • Православный
Re: Мысли о школьном образовании
« Ответ #2 : 02.03.2017, 12:46:14 »
Не бардак, а целенаправленная политика оглупления населения.

Оффлайн Варвара В.

  • Сообщений: 8224
    • Не указано
Re: Мысли о школьном образовании
« Ответ #3 : 02.03.2017, 14:21:42 »
Если разбирать написание наречий и наречных выражений серьезно, а не как нас в свое время учили в школе, то там гораздо более восьми пунктов выйдет, и большинство этих правил структурировать никак нельзя; некоторые из них и логическому объяснению не поддаются, а надо просто вызубрить примеры. Если Вашей дочери это действительно надо, я могу попробовать ей объяснить. Сомневаюсь, однако, 1) что ей действительно нужно более глубокое знание правил грамматики, чем заложено в школьной программе, 2) что после моего объяснения тема не станет для нее еще более запутанной и непонятной.
Что до преподавания информатики, то здесь все, похоже, мало изменилось за 30 с лишним лет со времен моего отрочества. Сей предмет преподавался у нас в школе без компьютеров (они появились только в конце обучения и были морально устаревшими). Следовательно, пользование ПК мы не изучали вообще. Вместо этого маялись всякой фигней: пересчитывали биты в байты, подписывали свои фамилии в двоичном коде и т.д. А зачетным заданием было: придумать и написать на Бейсике программу какой-нибудь компьютерной игры. Нам и близко не объясняли, как это делать! Нам только очень кратко и путано рассказали, что есть такая вещь, как языки программирования. (Преподавал не учитель, а компьютерщик, который вообще ничего объяснять не умел; учебников тоже не было.) Разумеется, из всего класса с заданием справились два человека - те, кто на УПК обучался по специальности оператор ЭВМ (и то они почти наверняка не составляли программы сами, а попросили своего преподавателя найти более-менее подходящую). А поскольку всему классу поставить в аттестат двойки было нельзя, оценка по информатике была выведена как средний балл по остальным предметам.

Орловский Дмитрий

  • Гость
Re: Мысли о школьном образовании
« Ответ #4 : 02.03.2017, 14:37:47 »
Сегодня утром младшая (...)

моя младшая во втором классе. камень преткновения 3/4 класса - английский. курс интенсивный и весьма жесткий, совсем не такой, какой был 25 лет назад. ладно, я хоть язык знаю и могу объяснить, что к чему. а 80% родителей, как выяснилось, английский либо не проходило, либо "проходило мимо". в результате во втором (!) классе родители вынуждены нанимать репетиторов.

Оффлайн 1nastia

  • Сообщений: 4999
    • Православный
Re: Мысли о школьном образовании
« Ответ #5 : 02.03.2017, 16:41:09 »
У меня старшая в первом классе рефераты писали, на олимпиалы ходили, диктанты писали. Причем во второй четверти.

Орловский Дмитрий

  • Гость
Re: Мысли о школьном образовании
« Ответ #6 : 02.03.2017, 17:17:20 »
У меня старшая в первом классе рефераты писали, на олимпиалы ходили, диктанты писали. Причем во второй четверти.

дети во второй четверти первого класса писать практически не умеют еще, какие хоть там рефераты

Оффлайн 1nastia

  • Сообщений: 4999
    • Православный
Re: Мысли о школьном образовании
« Ответ #7 : 02.03.2017, 17:32:36 »
дети во второй четверти первого класса писать практически не умеют еще, какие хоть там рефераты

неужели? Вы программу 2100 видели? Естественно родители набирали - но требовали от детей...
А по программе я могу им помочь только до 4 класса, за 5 уже не справляюсь  :'(

Орловский Дмитрий

  • Гость
Re: Мысли о школьном образовании
« Ответ #8 : 02.03.2017, 17:42:53 »
неужели? Вы программу 2100 видели? Естественно родители набирали - но требовали от детей...
А по программе я могу им помочь только до 4 класса, за 5 уже не справляюсь  :'(

у меня первый класс был совсем недавно - в прошлом году, и более, чем свеж в памяти. первые две четверти дети только осваивают букварь, он как раз на полгода расчитан. то, по что вы говорите, так называемые "проекты", естественно готовят родители.

Александра Максимова

  • Гость
Re: Мысли о школьном образовании
« Ответ #9 : 09.04.2017, 12:34:00 »
неужели? Вы программу 2100 видели? Естественно родители набирали - но требовали от детей...
А по программе я могу им помочь только до 4 класса, за 5 уже не справляюсь  :'(
Самое смешное, что пройдя адовы муки начальной школы, в средней школы всё возвращается на круги своя. У нас не было 2100 в средней школе :( А были учителя-недоумки,которые заставляли переписывать учебник в тетрадь,только в виде таблиц. Так что всё это - крайности. В обычной "микрорайонской" школе вообще учить не хотят, а в лицеях изгаляются. :(

Оффлайн 1nastia

  • Сообщений: 4999
    • Православный
Re: Мысли о школьном образовании
« Ответ #10 : 09.04.2017, 13:34:01 »
Самое смешное, что пройдя адовы муки начальной школы, в средней школы всё возвращается на круги своя. У нас не было 2100 в средней школе :( А были учителя-недоумки,которые заставляли переписывать учебник в тетрадь,только в виде таблиц. Так что всё это - крайности. В обычной "микрорайонской" школе вообще учить не хотят, а в лицеях изгаляются. :(

именно - нет смысла так изгаляться над детьми и родителями. Со второй мне повезло - была программа гармония (аналог того, как нас учили в сов-ке), и я не раздумывая записала на нее. А с первой выбора не было - была еще Занина программа, но та еще хуже 2100.

Оффлайн 1nastia

  • Сообщений: 4999
    • Православный
Re: Мысли о школьном образовании
« Ответ #11 : 09.04.2017, 16:59:48 »
Занина? Может быть по Занкову?
А 2100 сейчас не прошла аттестацию/аккредитацию... короче, не рекомендуется минобром, поэтому 1 классники по ней не учатся уже года 2-3.
Гармония тоже то ещё счастье... Впрочем, идеальной программы не существует.
мы в 2008 г и 2012 г. в первый класс поступали, так то да, каждый год все меняется. Это хорошо, что 2100 убрали - этот кошмар.

Оффлайн Эрмина

  • Сообщений: 8934
    • Католик
Re: Мысли о школьном образовании
« Ответ #12 : 09.04.2017, 20:50:22 »
Самое смешное, что пройдя адовы муки начальной школы, в средней школы всё возвращается на круги своя. У нас не было 2100 в средней школе :( А были учителя-недоумки,которые заставляли переписывать учебник в тетрадь,только в виде таблиц. Так что всё это - крайности. В обычной "микрорайонской" школе вообще учить не хотят, а в лицеях изгаляются. :(
А я училась, так нам по биологии задавали на дом написать план главы из учебника.

Орловский Дмитрий

  • Гость
Re: Мысли о школьном образовании
« Ответ #13 : 09.04.2017, 21:21:21 »
Это хорошо, что 2100 убрали - этот кошмар.

вам, видимо, с учителем не повезло. у нас 21 век, и все хорошо.

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru