Автор Тема: Трактат Папы Иннокентия III - теперь и именословное благословление тоже.  (Прочитано 6608 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Дионисий_К

  • Сообщений: 1012
    • Православный
Любимый пользователем Щемиловым папа Иннокентий III помимо миссионерского троеперстия, еще и именословие озвучивал

«Большое крестное знамение» (на лоб, на грудь и на плечи) с уверенностью фиксируется лишь начиная со второго тысячелетия. Па­па Иннокентий III описывает его точно в той форме, как его и до сих пор совершают византийцы. Они делают горизонтальное движение сначала на правое, а потом на левое плечо, как если бы это было зеркальным отображением движения руки благословляющего на благословляемом. Иннокентию также известно, что большое крестное знамение совершается путем сложения большого, указательного и среднего перстов правой руки (что до сих пор принято в Византий­ской Церкви) и что это перстосложение указует на Пресв. Троицу. По его свидетельству, перстосложение благословляющего изображает написанное по-гречески имя Христово (как это сохранилось и до сих пор): вытянутый вверх указательный перст изображает литеру I, сог­бенный средний перст — литеру S, крестообразно сложенные боль­шой и безымянный пальцы — показывают литеру X, а согбенный ми­зинец — вторую литеру S, так что в итоге имеем: ΙΗΣΟΥΣ ΧΡΙΣΤΟΣ (Iesous Christos)545.
545 Федоров Ю История Церкви в Украине - Торонто, 1990, с 60-64

Михаэль Кунцлер "Литургия Церкви Том I" Серия «АМАТЕКА» «Христианская Россия»
МОСКВА 2001 http://www.agnuz.info/app/webroot/library/195/229/index.htm

Текст "О святых мистериях алтаря"в гугле есть
https://play.google.com/store/books/details/Innocentius_Papa_III_De_sacro_altaris_mysterio?id=5M87AAAAcAAJ
Кто проверит?

Оффлайн Дионисий_К

  • Сообщений: 1012
    • Православный
Дааа! Иннокентий хорош бродяга! Но он вроде не смыкал...


Всех форумчан с праздником святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла!

Иннокентий все-таки не бродяга - он графского рождения.:)
Мы не знаем, как он благословлял и был ли переход от зафикиксрованного на картинах "развернутого троеперстия" (много примеров у САПа http://www.liveinternet.ru/users/1160909/post41371925/) к всеперстию.
Новицкий - стр 176 - считает что трактаты 12 -1 3 в- как раз Иннокентий III, Гонория Августодонского, Луки Туйского, Гиберта Торнаценского -в которых предписание троеперстно совершать -это консервативный ответ на распространяющееся всеперстие, как наши трактаты 15-16 в двуперстные.
Кстати у приснопоминаемого Ивана Тарасовича из соседней ветки много ссылок тожа на эти троеперстные трактаты латынян
http://christian-reading.info/data/1891/0910/1891-0910-05.pdf


Это латинское развернутое триперстие много пиарили миссионеры в 19 в -поскольку упоминаний много, это было подтверждением единого древнего троеперстия, которое и подарила неразделенная церковь Руси, а та затем потеряла, соблудив с сирийцами из Иерусалима (Гумилевский- Никифоровский) или несторианами, друзьями Александра Невского и др князей (Михайлова "Благогон"- Сысоев). Или просто неправильно истолковав именословное перстосложение - ранний митр Макарий.
Твой любимый конек - вслед общей аввакумовской-старообрядческой точке зрения  - папа Формоз (891-896) революционно ввел нововведние 3 перста.
Вариация САП из вышеприведенной ссылке - эволюционная -
 "На самом деле, думаю, что дело было так, вначале и греки и латыняне знаменовались двуперстно, потом латыняне в двуперстие стали вкладывать смысл, что знаменуют в честь Троицы" - цитата из папы Льва IV (847- 855) про осенение или благословление (как сомневался Успенский).
Мне было очевидно, что от распростертого троеперстия до именословного перекрещивания большого и безымянного -один шаг, но никогда не думал, что будет источник...
Мне в этой цитате самое главное было поставить вопрос о том, что именословие помимо очевидного происхождения из риторической адорации, к семиотизации которого через печать Христову приложило руку турецкое пленение, имело прототипом? исходником? слова самого могущественного политика Европы того времени, борца с Гогенштауфенами и катарами, предлагавшему Роману Галицкому корону, легализовавшему доминиканцев и францисканцев, председателю 4 латеранского собора (он же, по их датировке, 12 Вселенский), вдохновителю 4 Крестового похода (вот письма http://century12-14th.ru/innocent/innocent.shtml) , желавшему воссоединить церкви. Первым препятствием стал грабеж Константинополя.
Слишком  тревожная фигура с большой мощностью и слишком буквальное совпадение с именословием.

Сама ссылка на книгу историка Украинской церкви, изданную в Риме-Торонто -лень в библиотеку идти, все равно нужен оригинал.
Надо пролистать 400 страниц латинского оригинала, найти фразы с греческой титулатуратой Христа и перевести гуглем, сверив с носителями латыни (я могу в иезуитник  сходить, мне рядом от работы). 
Полистал бы кто, а?


 

Оффлайн Дионисий_К

  • Сообщений: 1012
    • Православный
Вот собственно в иллюстрации "Сотворение тверди" легко видеть как протянутое троеперстие (эта книга, содержащая работу Иннокентия 3 с "трибус дигитис") записывается в двуперстие, когда не видно вытянутого большого пальца.
Также и все ранние римские памятники Быстрова.
http://daten.digitale-sammlungen.de/~db/0004/bsb00040329/images/index.html?seite=204&fip=193.174.98.30
И книга роскошная, кстати
https://www.wdl.org/ru/item/8944/

ПС Там, кстати,  Мурачева выложили берестяную книгу
https://www.wdl.org/ru/item/16967/

Оффлайн Дионисий_К

  • Сообщений: 1012
    • Православный
Несколько ремарок:
1. К сожалению, я неверно привел ссылку, на которую ссылается Кунцлер.
Не - 545 Федоров Ю История Церкви в Украине - Торонто, 1990, с 60-64,
а - Федоров Ю Обряды Украинской Церкви - Рим -Торонто 1070
Вот ее скан, увы, цитаты из Иннокентия 3 там не нашлось, можно просто почитать как униаты интерпретируют троеперстие и малаксу.
http://diasporiana.org.ua/wp-content/uploads/books/17390/file.pdf
2. Но на ловца и зверь бежит. Я передавал авторские экземпляры переводчику трактата епископа времен Каролингского возрождения, спросил про латынь его.
Оказалось он уже переводил трактат «О ничтожестве человеческого состояния», который написал Лотарио де Сеньи, когда он еще был Лотарием, а не папой Иннокентием 3
"в 1198 г. он был избран папой под именем Иннокентия III. Новому «рабу рабов Божиих» суждено было закрепить за понтификом титул «наместника Христа» (что намного выше традиционного «наместника Петра»), укрепить общецерковный и общеевропейский авторитет Апостольского престола, сыграть неоднозначную роль в Четвертом крестовом походе, закончившемся взятием и разграблением Константинополя, развязать Альбигойские войны против катаров, благословить рождение обоих первых нищенствующих орденов — францисканцев и доминиканцев, созвать самый представительный в истории западной Церкви IV Латеранский собор и, наконец,
оставить после себя довольно обширное наследие в виде трактатов экклезиологического и литургического характера, проповедей, посланий и, конечно, булл и декреталий"
Я попросил его посмотреть "О святых мистериях алтаря", и если все сойдется, через несколько лет выйдет перевод трактата. С нетерпением жду, найдется ли там именословие, или это битая ссылка.

 

Оффлайн _Саныч

  • Сообщений: 602
    • Не указано
Думаю, что дело было так, вначале и ромеи, и латыняне знаменовались двуперстно, потом латыняне в двуперстие стали вкладывать смысл, что знаменуют в честь Троицы:

У Льва IV, папы Римского, есть такое наставление касательно благословения св. даров: «чашу и хлеб знаменуйте правильным крестом, т. е. не вокруг и кое-как перстами, как делают многие, но, разогнув два пальца и большой внутрь сложивши, через которые означается Троица, правильно старайтесь изображать сие знамение, ибо не иначе можете благословлять что-либо».

В отличии от ромеев, как пишет прп.Петр Дамаскин:

Да и кто может исчислить похвалы Святого Креста? Образ же святого его знамения святые отцы предали нам для опровержения неверных и еретиков,ибо два перста и единая рука являют Распятого Господа Iсуса Христа в двух естествах и в единой ипостаси познаваемого.

Со временем большой палец стали отгибать, чтоб нагляднее обозначить Троицу.



Папа Иннокентий ІІІ ((Инициировал 4-й крестовый поход (1199-1204), который в 1204 году положил начало Латинской империи в Константинополе.):

«Креститься следует тремя перстами, ибо это делается с призыванием Троицы, о которой пророк говорит: “Кто держит тягу земную тремя перстами?” [Ис. XL, 12]24. Надлежит совершать движение сверху вниз и справа налево, ибо Христос сошел с неба на землю и пришел от иудеев к язычникам. Некоторые, однако, крестятся слева направо, ибо мы должны перейти от нищеты к славе, подобно тому как Христос перешел от смерти к жизни и из ада в рай [ср.: Еф. ІV, 8—10], — но в первую очередь [они поступают так] для того, чтобы крестить себя и других одним и тем же образом: ведь получается, что когда мы осеняем крестом других, мы чертим крест слева направо. Однако по внимательном раз мышлени ясно , что на самом деле мы чертим крест так же и на других справа на лево , ибо когда мы их крестим , они обращены к нам не спиной, но лицом» («De sacro altaris misterio», II,45)

Латины прижимали мизинец и безымянный палец к ладони, средний и указательный пригибали до половины, а сверху (или, если хотите, сбоку) клали большой палец на указательный, так что большой немного выступал, и крестились собственно большим пальцем. Это, напр., Гийом Дуранд описывает (Rationale divinorum officiorum).

в уставе бенедиктинского монастыря св. Августина в Кентербери, по рукописи первой половины ХІV в., читаем: «Затем да научит каждого [послушника] делать крестное знамение тремя первыми пальцами правой руки, проводя прямые линии от вершины головы почти до ног и от края левого плеча к правому плечу»
(«Deinde doceat singulos facere crucis consignacionem, quae scilicet tribus primis digitis dextrae manus a summo capitis quasi ad pedes et a summitate sinistri humeri usque in dextrum humerum protrahatur directe» — Thompson, I, с. 402; ср.: Thurston, 1911/1953, с. 13).


В соборе Нотр Дам де Пари видел скульптуру с трехперстием, правда пальцы не были до конца сомкнутыми





Видимо этот обычай знаменования тремя перстами пришел в Константинополь именно с такого латынского представления о знаменовании во имя Троицы.

Первое опубликованное учение о трехперстии появилось у греков  в 1528 в книге Дамаскина Студита "Сокровище".

  • Гость
А каковы причины перехода на всеобщее обливание? Воды то было достаточно.

Оффлайн _Саныч

  • Сообщений: 602
    • Не указано
А каковы причины перехода на всеобщее обливание? Воды то было достаточно.
У латинян?

Характерно, что и обливанство окончательно было узаконено у латинян при папе Инокентии III (который учил о троеперстии) на IV Латеранском соборе в 1215г.

От чего? Есть догадки, но возможно они и ошибочны

PS Ну, а православные Речи Посполитой переняли обливанство от латинян, после раскола оно было экспортировано в Московию, а в РИ стало распространяться на страны зависимые от неё ИМХО
« Последнее редактирование: 13.02.2020, 02:21:13 от _Саныч »

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru