Ну, тут уже пошел разговор не о том, почему христианство отвергает астрологию, а о том, является ли астрология наукой, и если нет, то почему, и если да - то тоже почему, и о пользе молитвы и отсутствии таковой, и о том, основано ли влияние молитвы на научных фактах... Все это очень интересно, но разговор не о том! Разговор о том, есть ли в Ветхом и Новом Завете прямые, ясные, четкие недвусмысленные указания на недопустимость занятий астрологией (с учетом возможных искажений при переписи и переводах)? И какие заповеди Божии нарушает занятие астрологией? То есть, проще говоря, не является ли запрет, наложенный христианством на астрологию, ни на чем, кроме чьего-то мнения и интересов, не основанным?
Прошу прощения, что вмешиваюсь "с середины". Но мне кажется, что еврейские источники могут в значительной степени прояснить вопрос. Вернее, показать, что он совсем не однозначен и достаточно сложен.
Рискну привести ссылку на нехристианский (иудейский) источник:
https://toldot.ru/articles/articles_14217.html Лично мне кажется, что это очень интересный обзор, в частности, расставляющий точки над i в отношении ссылок на Библию. Вот несколько цитат. (Ссылки на текст Библии я выделил синим.)
Начнем с Пятикнижия. В книге Ваикра [Левит] (19:26) написано: «Не гадайте (ло тенахашу) и не высчитывайте времена (ло теонену)». Раши в комментарии на этот стих так объясняет смысл корня «она», чья глагольная производная «теонену» фигурирует в данном запрете. Это слово имеет значение «период», «час». То есть под выражением «высчитывать времена» имеется в виду ситуация, когда человек называет определенный день или период благополучным для какой-либо работы или действия.
Обращение к Талмуду поможет нам дополнить понимание данного стиха. В трактате «Санедрин» (лист 66) мудрецы объясняют, что слова Письменной Торы «Не гадайте (ло тенахашу) и не высчитывайте времена (ло теонену)» подразумевают гадающих по крысам, по птицам или по звездам. Раши в комментарии на Талмуд поясняет: «Гадающие в час выхода в путь или в начале какого-либо дела». Получается, что смысл данного стиха — запрет «высчитывать» благоприятные или неблагоприятные периоды и часы путем гадания по звездам.Вышеупомянутый корень «она» фигурирует, но уже в несколько иной форме, еще в одном запрете Торы. В книге «Дварим» (18—10) написано: «Да не будет среди вас проводящего сына и дочь свою через огонь, гадающего по палке (косем), меонен (та самая производная от корня «она»), гадателя (менахеш) и колдуна (мехашеф). В понимании смысла слова «меонен» мнения мудрецов разделились (трактат «Санедрин, 65)...
Однако, по мнению раби Акивы, слово «меонен» — производная от корня «она» и смысл его — высчитывающий периоды и часы. Следовательно, именно мнение раби Акивы привел Раши в своем комментарии на книгу «Ваикра», хотя в комментарии на стих в книге «Дварим» он упоминает оба мнения.
Итак, из текста Торы мы учим, что существует запрет гадать по звездам и «высчитывать» периоды и часы. Задается вопрос:
— Что подразумевается под «гаданием» и «высчитыванием»? Имеется в виду астрология, или же речь идет о другом гадании, не имеющем связи с движением светил?
По мнению Рамбама, речь ведется именно об астрологии....В соответствии с мнением Рамбама, еврею запрещено не только заниматься астрологией, но даже строить свои планы, прислушиваясь к астрологическим прогнозам. А что думает этот великий ученый Торы об астрологии как о науке? Его мнение на этот счет однозначно: астрология — сплошной обман и шарлатанство. Именно так Рамбам определяет ее в вышеприведенном разделе: обман, который принимается глупцами за слова истины и мудрости.Но - это мнение не единственное, более того, не оно стало определяющим. Наиболее распространенной позицией является следующая:
...Раби Йоханан спорит с этим утверждением и приводит в доказательство своего мнения стих из пророка Ирмияу: «Так сказал Б-г: «Не учитесь путями народов и не бойтесь небесных знамений; пусть лишь народы трепещут перед ними». Из смысла стиха выходит, что лишь на неевреев влияют небесные светила, и лишь перед ними они имеют власть, в то время как еврейский народ — вне их «юрисдикции».Иначе говоря, астрология, вообще говоря, вещь правильная, но не относится к евреям. Но есть и другое мнение.
...Из приведенных примеров ясно видно, что, по мнению мудрецов Талмуда, светила действительно имеют влияние на еврея, его склонности, способности и судьбу в целом. Понятно также, что квалифицированные астрологи могут с точностью определить это влияние, и, следовательно, к их прогнозам нельзя не прислушиваться. Все эти выводы, разумеется, вступают в противоречие с мнением Рамбама.Великий мудрец Рамбан, оппонент Рамбама, решительно поддерживает справедливость астрологии. Соответственно, он дает иное истолкование вроде бы прямому запрету Библии "высчитывать времена" - истолкование, которое, как мне кажется, могло бы примирить астрологию и христианское учение, во всяком случае, в той части, где оно опирается только на Писание.
Что касается запрета на гадание по звездам и высчитывание времен, говорит этот мудрец, то в стихе Торы: «Не гадайте (ло тенахашу) и не высчитывайте времена (ло теонену)» имеется в виду гадание по придуманным приметам, не имеющим под собой никакой реальной основы. Талмуд в трактате «Санэдрин» приводит примеры подобного гадания по приметам, запрещенного Торой (даже если эти приметы уже укоренились в простом народе): кусок хлеба или посох выпал из руки — жди ущерба; сын позвал сзади — плохой знак, будет неприятность; лиса пробежала с левой стороны — встретишь лжеца или афериста; олень перешел дорогу, змея проползла с правой стороны — не следует продолжать путь, не будет удачи. Нечто похожее на эти глупости как раз и запрещено Торой в гадании на звездах. Например, имеется в виду ситуация, когда человек загадывает: там-то в такое-то время покажется некая звезда или планета — безо всякого астрологического расчета, а просто «с потолка» — сделаю так-то или не пойду туда-то. Этим преступается запрет Торы; в то время как еврей, остерегающийся делать что-либо на основании квалифицированного астрологического прогноза, не только не считается нарушившим запрет, но даже наоборот, достоин похвалы, как соблюдающий заповедь беречься от ущерба.Тем не менее:
Таково мнение оппонентов Рамбама. Однако, и по этому мнению, лишь постфактум, если уже стал известен неблагоприятный прогноз специалистов-астрологов, необходимо отнестись к нему со всей серьезностью. Но изначально еврею запрещено изучать астрологию и обращаться к астрологам (в том числе и просматривать астрологические прогнозы в газетах и журналах).
Источник запрета — высказывание Талмуда в трактате «Псахим» (лист 113). Там спрашивается:
— Откуда нам известно, что нельзя обращаться к халдеям (т.е. астрологам-звездочетам, как уже было сказано выше)?
Ответ:
— Это можно выучить из сказанного в Торе (Дварим 18—13): «Цельным в вере будь перед Всевышним, Б-гом твоим».Выводы:
Итак, подытожим мнения мудрецов Торы по нашей теме. По мнению Рамбама, астрология — пустое шарлатанство, и Тора запрещает заниматься ею и строить планы согласно ее выкладкам в стихе «не гадайте по звездам» и «да не будет среди тебя высчитывающего периоды».
Мнение Рамбана: астрология — истинная наука, но все же Тора велит еврею быть цельным в вере и не пытаться заглянуть в будущее; однако если прогноз уже стал известен, еврей обязан действовать в соответствии с ним и не уповать на чудо.
Мое же личное мнение по поводу астрологии - по-видимому, это чисто феноменологическая дисциплина, основанная на анализе большого количества циклических процессов. Само по себе это еще не делает систему ненаучной; психиатрия, например, тоже опирается исключительно на феноменологию, в то время как мы понятия не имеем, как на самом деле мыслит и чувствует человек.
Далекие звезды тут ровно ни при чем, просто звездное небо испокон веков служило людям в качестве всеобщих "часов", отмечающих длительные циклы. Соответственно, все обнаруженные закономерности выражались в этих терминах. Само же влияние каких-то крупномасштабных циклов на человека общеизвестно и очевидно. Мы все - обитатели планеты Земля, у которой есть суточное и годичное вращение, на которую оказывают влияние лунные приливы, периодические изменения активности Солнца и еще тысяча и один периодический процесс. Поэтому было бы чрезвычайно удивительно, если бы, скажем, у родившихся в одно и то же время года или при одной и той же фазе Луны не было совсем никакого сходства. Астрология просто накопила огромный объем такого рода материала, ну а насколько профессиональны получаемые прогнозы и оценки, - не мне судить. Подозреваю, что не очень, поскольку, например, могут не учитываться неточность 12-летнего солнечного цикла и другие более тонкие эффекты, открытые современной астрономией и геофизикой.
А вот особое положение евреев по отношение к астрологическим прогнозам, по-видимому, имеет место. Это может быть связано со специальной генетикой, отобранной Богом, а также с особым статусом Святой Земли, которая в значительно большей степени зависит от поведения людей, чем любая другая. Это касается и климата, и всех геофизических процессов.