Автор Тема: Отношение к сексу в христианстве  (Прочитано 35703 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Даниэль Алиевский

  • Сообщений: 21732
    • Иудей
Прошу прощения за вопрос, который, быть может, непростой и не слишком скромный. Другая тема на этом форуме побудила меня задать его, ибо я воистину запутался. Вот последний постинг оттуда:
http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=645510.msg9995744#msg9995744
И перед этим некоторое обсуждение.

Скажите, пожалуйста, какова все же правильная позиция с точки зрения православия? Секс в рамках супружества есть допустимое зло, хотя в принципе (будь это несложно) было бы лучше без этого обойтись, ибо это следствие первородного греха? Или же это исполнение заповеди "плодитесь и размножайтесь", обязанность, приближающая к Богу, как у евреев? Или нечто иное?

Илья1983

  • Гость
Re: Отношение к сексу в христианстве
« Ответ #1 : 29.09.2015, 23:24:26 »
Никто Вас этого не скажет однозначно.
Порекомендую книги
http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troickij/hristianskaja-filosofija-braka/
http://www.wco.ru/biblio/books/shihlyar1/main.htm
http://lib.rmvoz.ru/bigzal/fjodor_kozyrev/cerkov_i_pol

Кратко - в христианстве всю историю шла и идет борьба двух направлений. Лев Шихляров даже таблицу примерную мнений в святоотеческой традиции сделал:

Брак имеет целью размножение_________________________________________________________Брак и размножение лежат в разных плоскостях
Брак есть следствие первородного греха (или компенсация его)_______________________________Брак - это Божий дар в раю
В раю до греха размножение (половая жизнь) не нужно или происходило иным способом__________Способ размножения не изменился, изменилось самоощущение человека
Половые отношения есть (вынужденный) грех______________________________________________Грех проник в половые отношения
Девство > брака______________________________________________________________________Девство = браку
св.Григорий Нисский, ранний св.Иоанн Златоуст, св.Иоанн Дамаскин, св.Максим Исповедник_________поздние Златоуст и Августин, св. Григорий Богослов, св.Климент Александрийскийский, "Постановления Апостольские"
http://www.wco.ru/biblio/books/shihlyar1/main.htm
« Последнее редактирование: 29.09.2015, 23:30:37 от Илья1983 »

Илья1983

  • Гость
Re: Отношение к сексу в христианстве
« Ответ #2 : 29.09.2015, 23:28:40 »
Или же это исполнение заповеди "плодитесь и размножайтесь", обязанность, приближающая к Богу, как у евреев? Или нечто иное?
Кстати в сторону.
Простите за цитирование этого. В небезызвестной книге Полонского написано.
Как мы видим, "плодитесь и размножайтесь" – это самая первая заповедь, которую дает человеку Бог, еще до того, как Он запрещает человеку срывать плод с Дерева Познания. Эта заповедь не только "хронологически" первая, она является одним из "сопутствующих условий" к сотворению человека: рождая детей, человек как бы продолжает Божественный труд сотворения мира. Поэтому сказали об этом в Талмуде еврейские мудрецы: "тот, кто отказывается выполнить эту заповедь, – подобен убийце, проливающему кровь". [/b]

Любопытен полный вариант истории, где и какой мудрец это говорит!

Бен Азай говорил: Тот, у кого нет жены, подобен проливающему кровь и умаляет образ Всевышнего... Сказали ему мудрецы: одни говорят хорошо и поступают хорошо, другие поступают нехорошо и говорят нехорошо. Ты же говоришь хорошо, а поступаешь нехорошо <т.е. сам не женат>. Ответил им Бен Азай: Что я могу сделать, если душа моя полна одной лишь любовью к Торе?
(Йевамот 63-б)

http://booknik.ru/tora/chapters/o-nazoreyah-monahah-i-seksualnom-vozderjanii

Оффлайн Вера Надежда

  • Сообщений: 1674
Re: Отношение к сексу в христианстве
« Ответ #3 : 29.09.2015, 23:40:26 »
"Иерей Олег Давыденков говорит: «С чем связано такое негативное отношение к браку? Ещё еретики – энкратиты, которые вообще отрицали брак, отождествляли физические отношения между полами с первородным грехом. Психологически это понятно, ведь зачатие есть канал, приобщающий приходящего в мир человека к потоку греховной жизни. Если посмотреть Курс лекций по Догматическому богословию (Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1994) и отметить те места, где говорится о браке и о способе размножения людей, то нетрудно увидеть, как настойчиво проводится мысль о том, что всё это несомненно греховно. Даже более того, может создаться впечатление (при чтении этой книги оно действительно создаётся), что вообще сама преемственность первородного греха в человеческом роде обусловлена не повреждённостью нашей природы вследствие грехопадения, а неправильным способом размножения. Если бы люди измыслили какой-то другой способ, бесстрастный, типа почкования, то трансляция греха в человеческом роде, естественно, прекратилась бы".
http://www.bibliotekar.ru/dobroselskiy-4/16.htm     

Оффлайн Вл.Вл-ч

  • Сообщений: 5547
    • Православный
Re: Отношение к сексу в христианстве
« Ответ #4 : 30.09.2015, 00:01:47 »
Механизм размножения людей - элемент человеческой природы - создан Богом и потому не может быть греховным; греховным может быть только злоупотребление им.
И Церковь в чине венчания прямо благословляет чадорождение, тогда как греховное Церковью никогда не благословляется.
Сложность в том, что к природному прирастает греховная страстность, и тонкость может быть в том, чтобы аккуратно отличить одно от другого.
Хорошо, если в меру. Если этим слишком увлекаться, то вполне может возникнуть зависимость. И, заметьте, человек, живущий в браке, обычно не вполне свободен от такой потребности, тогда как монах может достигнуть бесстрастия.

Андрей Сосновский

  • Гость
Re: Отношение к сексу в христианстве
« Ответ #5 : 30.09.2015, 00:03:47 »
Скажите, пожалуйста, какова все же правильная позиция с точки зрения православия? Секс в рамках супружества есть допустимое зло, хотя в принципе (будь это несложно) было бы лучше без этого обойтись, ибо это следствие первородного греха?
Такая точка зрения - еретическая. Была осуждена вселенским собором как часть манихейской ереси.

Оффлайн Людмила В.М.

  • Сообщений: 188
    • Невоцерковленный верующий
Re: Отношение к сексу в христианстве
« Ответ #6 : 30.09.2015, 00:22:25 »
Игумен Петр (Мещеринов) писал: «И, наконец, нужно коснуться щепетильной темы супружеских отношений. Вот мнение одного священника: «Муж и жена — свободные личности, соединенные союзом любви, и никто не имеет права входить к ним с советами в супружескую спальню. Я считаю вредной, и в духовном смысле в том числе, любую регламентацию и схематизацию (“график” на стене) супружеских отношений, кроме воздержания в ночь перед причастием и аскезы Великого поста (по силам и взаимному согласию). Считаю совершенно неверным обсуждать вопросы супружеских отношений с духовниками (особенно монашествующими), так как наличие посредника между мужем и женой в этом вопросе просто недопустимо, и до добра никогда не доводит». — Интимные отношения в браке важны для христианина или нет?
— Интимные отношения – одна из сторон супружеской жизни. Мы знаем, что Господь установил брак между мужчиной и женщиной для преодоления разделения между людьми, для того, чтобы супруги научились путем работы над собой достигать единства по образу Святой Троицы, как сказал об этом св. Иоанн Златоуст. И, собственно, всё, что сопутствует семейной жизни: интимные отношения, совместное воспитание детей, хозяйство, просто общение между собой и т.д. — все это средства, помогающие супружеской паре достичь доступной для их состояния меры единства. Следовательно, интимные отношения занимают одно из важных мест в супружеской жизни. Это не центр совместного бытия, но и, в то же время, не такая вещь, которая не нужна.


Оффлайн Маленькая Ксения

  • Сообщений: 4863
    • Не указано
Re: Отношение к сексу в христианстве
« Ответ #8 : 30.09.2015, 10:29:55 »
Пустое занятие. Сломанных копий набралось уже на хороший лесной массив, а прогала в дебрях не видать. Так что лучше и не начинать.

Оффлайн Виктор Беляков

  • Сообщений: 2339
    • Православный
  • Skype: skiminok1984
Re: Отношение к сексу в христианстве
« Ответ #9 : 30.09.2015, 10:32:48 »
Скажите, пожалуйста, какова все же правильная позиция с точки зрения православия? Секс в рамках супружества есть допустимое зло, хотя в принципе (будь это несложно) было бы лучше без этого обойтись, ибо это следствие первородного греха? Или же это исполнение заповеди "плодитесь и размножайтесь", обязанность, приближающая к Богу, как у евреев? Или нечто иное?
довольно успешно на протяжении 2000 лет христианство давало ответ на этот вопрос) в том числе умножением своих рядов) в противныъ вариантах обычно попахивает гностиками)

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 902
    • Православный
Re: Отношение к сексу в христианстве
« Ответ #10 : 30.09.2015, 12:27:50 »
Скажите, пожалуйста, какова все же правильная позиция с точки зрения православия? Секс в рамках супружества есть допустимое зло, хотя в принципе (будь это несложно) было бы лучше без этого обойтись, ибо это следствие первородного греха? Или же это исполнение заповеди "плодитесь и размножайтесь", обязанность, приближающая к Богу, как у евреев? Или нечто иное?
Смотря какой секс. Ведь, насколько это всем известно, есть самые разные виды секса. Думаю что только тот секс не является злом, от которого рождаются дети (вагинальный). Всё остальное лучше избегать от греха подальше (ИМХО).

Оффлайн Оксана Н.

  • Сообщений: 168
    • Православный
Re: Отношение к сексу в христианстве
« Ответ #11 : 30.09.2015, 12:44:19 »
Секс - это одна из форм проявления любви между двумя людьми.  :)

Оффлайн Даниэль Алиевский

  • Сообщений: 21732
    • Иудей
Re: Отношение к сексу в христианстве
« Ответ #12 : 30.09.2015, 13:50:16 »
Как все сложно.

Пожалуй, наиболее ясный пока ответ - табличка из http://www.wco.ru/biblio/books/shihlyar1/main.htm (ответ номер 2). ("Азбука", к сожалению, сейчас не открывается.) Однако если это действительно два господствующих течения, то складывается впечатление, что ответ все-таки довольно однозначен и противоположен еврейскому. Если левая колонка осуждает секс довольно прямо, то ведь и в правой колонке ничего хорошего не говорится: "Грех проник в половые отношения", "Девство = браку". Т.е. грех в этом все-таки есть. А раз девство не хуже брака (даже если не лучше), то все-таки получается, что брак есть вынужденная мера, чтобы зачать детей - ведь при прочих равных девство освобождает больше времени для других, богополезных занятий. Обе колонки ясно противоречат еврейскому подходу, основанному на заповеди "плодиться и размножаться": у нас однозначно девство меньше брака и даже греховно, и никакой грех в половые отношения не проникал (то есть здесь люди подвержены грехам не больше, чем в любом другом занятии, например, в общении на этом форуме).

Если же добавить цитату из этой же статьи, то ситуация становится еще четче:  Случилось так, что в западном церковном мышлении возобладало негативное отношение к половой жизни (чего стоит запрещение брака для священников - целибат). Рискнем предположить, что это было реакцией на развращенность знати, некогда приведшую Рим к катастрофе. Иногда в самом зачатии виделся порок. Эта тенденция проникла и на Восток. Я спрашивал про точку зрения православия, поскольку это православный форум, но на самом деле мне, конечно, интересен подход христианства вообще, а православные здесь составляют меньшинство. Впрочем, подозреваю, что к протестантам эта цитата относится не ко всем?..

Но, может быть, это не вся картина, а только частное мнение автора статьи? Ведь в свете этого непонятны ответы уважаемых участников, настаивающих на отсутствии греха. В частности, слова уважаемого Владимира:
"Механизм размножения людей - элемент человеческой природы - создан Богом и потому не может быть греховным; греховным может быть только злоупотребление им"
и Александра:
Ответ давно дан: Брак честен и ложе нескверно.
А также Андрея и Людмилы.

Поставлю вопрос иначе. Верно ли я понял, что единой православной, а тем более общехристианской точки зрения, которая являлась бы общепризнанным каноном и руководством к действию, в этой области не существует? Вот как у нас, скажем, нет общеобязательного для всех ортодоксальных евреев мнения о необходимости подниматься на Храмовую гору (мнения разделились)? Кто-то считает так, кто-то эдак, и каждый сам выбирает линию для себя?

Оффлайн Даниэль Алиевский

  • Сообщений: 21732
    • Иудей
Re: Отношение к сексу в христианстве
« Ответ #13 : 30.09.2015, 13:51:27 »
Кстати в сторону.
Простите за цитирование этого. В небезызвестной книге Полонского написано.
Как мы видим, "плодитесь и размножайтесь" – это самая первая заповедь, которую дает человеку Бог, еще до того, как Он запрещает человеку срывать плод с Дерева Познания. Эта заповедь не только "хронологически" первая, она является одним из "сопутствующих условий" к сотворению человека: рождая детей, человек как бы продолжает Божественный труд сотворения мира. Поэтому сказали об этом в Талмуде еврейские мудрецы: "тот, кто отказывается выполнить эту заповедь, – подобен убийце, проливающему кровь". [/b]

Любопытен полный вариант истории, где и какой мудрец это говорит!
Илья, я пока не изучал Талмуд. Думаю, вам намного лучше ответят в "иудейском" разделе, где люди учили Талмуд с детства в оригинале.

Оффлайн Даниэль Алиевский

  • Сообщений: 21732
    • Иудей
Re: Отношение к сексу в христианстве
« Ответ #14 : 30.09.2015, 13:59:14 »
Смотря какой секс. Ведь, насколько это всем известно, есть самые разные виды секса. Думаю что только тот секс не является злом, от которого рождаются дети (вагинальный). Всё остальное лучше избегать от греха подальше (ИМХО).
Это опять же зависит от подхода. Указанный вами критерий имеет смысл, только если признавать, что в сексе есть некий грех - и тогда, конечно, есть смысл минимизировать его формы и ограничиться лишь действительно необходимым. Кстати говоря, в этом случае лишается смысла предохранние - просто нужно заниматься этим несколько раз в жизни, как раз тогда, когда собираешься завести ребенка (сейчас ведь не Средние Века, дети обычно не умирают). Брр... :)

Если же воспринимать это как проявление любви, как сказала Оксана, то все наоборот: следует делать секс разнообразным и интересным. Ведь это праздник. Для сравнение: Шабат (или, если вам понятнее, Новый Год) тоже есть праздник любви, любви семьи и друзей. Никто же не ставит в этот день корку хлеба и стакан воды, хотя теоретически для насыщения этого достаточно.

В еврейском подходе, собственно, здесь выделяются две цели: не только зачать ребенка, но и доставить радость супруге. А это можно делать разными способами. Хотя эта тема на самом деле очень сложная, и ее вообще не стоит затрагивать, не учитывая энергетические аспекты. Увлечься и ошибиться - очень легко. Так что давайте ограничимся исходным вопросом.

Оффлайн Вера Надежда

  • Сообщений: 1674
Re: Отношение к сексу в христианстве
« Ответ #15 : 30.09.2015, 14:07:16 »
только тот секс не является злом, от которого рождаются дети (вагинальный)

Тема: Техника разведения "породистых православных":
http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=637047.0

Оффлайн Людмила В.М.

  • Сообщений: 188
    • Невоцерковленный верующий
Re: Отношение к сексу в христианстве
« Ответ #16 : 30.09.2015, 14:10:10 »
Когда людей влечет друг к другу любовь, когда каждый видит в другом не средство удовлетворения своих физиологических потребностей, а как раз-то и желает полного единения и радости общения, то нет ничего в этом греховного. И даже более того. Если бы эти отношения существовали лишь для деторождения, то люди были бы подобны животным. Потому что у животных именно так, а вот любовь есть только у людей. И, мне думается, очень неправильно в интимных супружеских отношениях видеть только средство продолжения рода. Людей влечет друг к другу, прежде всего, наверное, не желание, чтобы в результате этого влечения появились дети, а именно любовь и стремление быть совершенно едиными друг с другом. Но при этом, конечно же, высшим даром любви становится и радость деторождения. То есть любовь освящает интимные отношения. Священник Игорь Гагарин

Оффлайн Черноусов Сергей

  • Глобальный модератор
  • *
  • Сообщений: 24267
    • Православный
Re: Отношение к сексу в христианстве
« Ответ #17 : 30.09.2015, 14:16:20 »
Поставлю вопрос иначе. Верно ли я понял, что единой православной, а тем более общехристианской точки зрения, которая являлась бы общепризнанным каноном и руководством к действию, в этой области не существует?


Не верно. Канон в своем сообщении привел А. Мещеряков. Есть к этому еще и апостольское правило. Споров по этому вопросу быть не может. Споры начнутся когда вопрос будет задан иначе:
- допустимо ли совокупление супругов заведомо не имеющее цели деторождения?
Вот здесь начнутся мнения, споры и ломание копий.  :)

Оффлайн Даниэль Алиевский

  • Сообщений: 21732
    • Иудей
Re: Отношение к сексу в христианстве
« Ответ #18 : 30.09.2015, 15:14:52 »

Не верно. Канон в своем сообщении привел А. Мещеряков. Есть к этому еще и апостольское правило. Споров по этому вопросу быть не может. Споры начнутся когда вопрос будет задан иначе:
- допустимо ли совокупление супругов заведомо не имеющее цели деторождения?
Вот здесь начнутся мнения, споры и ломание копий.  :)
Ага. Это уже интереснее.
Т.е. по первому вопросу - деторождение есть заповедь, избегать этого нельзя, если ты уже состоишь в браке. Так?
А по второму - нет единого мнения?

Де-факто это ведь практически то же самое, что я сказал. Сегодня средняя семья имеет 2 детей. А регулярный секс является нормой на протяжении как минимум 30-40 лет. Ну, положим, что для зачатия нужно 10 сексуальных актов (в молодости часто достаточно и одного раза, а после 30 неудач есть смысл пойти к врачу). Положим также, очень аскетично, что паре этого хочется всего лишь раз в неделю (тот же Талмуд в случае обычного образа жизни рекомендует ежедневно). Тогда приведенный вами и Александром канонический ответ является ответом лишь в 20 случаях из 1500-2000.

А в остальных 99% случаев - единого мнения у христиан нет?

Оффлайн Новиков Павел

  • Сообщений: 21335
    • Православный
Re: Отношение к сексу в христианстве
« Ответ #19 : 30.09.2015, 15:34:29 »
деторождение есть заповедь, избегать этого нельзя

Вряд ли это заповедь, скорее, благословение. Я в курсе, что раввины утверждают это заповедью и даже стараются на этом основании сказать: Иисус не исполнил заповедь, не оставил потомства.

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru