Автор Тема: Отношение к сексу в христианстве  (Прочитано 36234 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

IgorRus

  • Гость
Re: Отношение к сексу в христианстве
« Ответ #40 : 01.10.2015, 16:36:27 »
Похоже, действительно, сколько отвечающих, столько и ответов.

Сейчас вы озвучили почти в точности то же самое, о чем говорит иудаизм. Конечно же, главная заповедь - прилепиться жене к мужу. Хоть слово "плоть" ("басар", дословно мясо) и не понимается буквально, но все же секс - не только физическое, но и духовное соединение. Поэтому, разумеется, брак рекомендуется всем.
в интернете ответов много, но зачастую они отражают всего-лишь частное мнение людей, а не самой религии ;)
Вот ещё интересный ролик на эту тему http://www.youtube.com/watch?v=jwmMh5Pml6w
См. с 0:30 до 1:13

Оффлайн Yelenka

  • Сообщений: 1997
    • Православный
Re: Отношение к сексу в христианстве
« Ответ #41 : 02.10.2015, 00:29:03 »
Девство выше брака, но брак никак не зло. Апостол рекомендует брак тем, кто плохо справляется с блудной страстью, но это отнюдь не означает, будто брак - меньшее из зол.
Вы почитайте, например, правила Гангрского собора о браке.

Мнение апостола понятно -  тем, кто по природе "разжигается", он советует путь брака.

Имеет смысл обратиться к словам Самого Христа:

От Матфея 19

3...говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? 4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? 5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, 6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. 7 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? 8 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; 9 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. 10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. 11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, 12 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.


Какой из трех типов скопцов можно отнести к монашеству? На мой взгляд тех, которые сами себя оскопили ради Царства. А это значит, что они из тех, кто по природе "не скопцы", природа которых изначально "разжигалась". Это потом, в монашестве, с Божьей помощью, природа меняется. Тут разночтение позиций Павла (который советует брак как средство избавления от плотских проблем) и Христа (который обозначает путь изменения естества в результате собственных усилий)

И еще одна важная деталь...

Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. 10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. 11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано...

К чему (к кому) относятся выделенные слова Христа? По смыслу получается, что эти слова относятся к обязанности человека к жене. Не все могут вместить такую заповедь (не все готовы к тому, чтобы выстраивать отношения до гроба с одной единственной женщиной, неся все трудности совместного жития). Для тех, кому эта ноша неподъемна, Христос указывает путь скопчества как более легкий. Можно ведь и так понимать. Я в курсе, что святоотеческая традиция толкует иначе, но возможен и смысл, который озвучила, и этот смысл, на мой взгляд, более верный.

Монашество - помощь, облегчение пути. Одному дойти легче, чем двоим.

По замыслу Адам должен был преодолеть пять антиномий тварного - в их числе разделение на два пола. Адам не справился. По мнению отцов, эта задача была исполнена Христом. Монашествующие идут за Господом путем, где уже преодолены эти антиномии.
« Последнее редактирование: 02.10.2015, 01:39:43 от Yelenka »

Оффлайн Вл.Вл-ч

  • Сообщений: 5547
    • Православный
Re: Отношение к сексу в христианстве
« Ответ #42 : 02.10.2015, 11:05:23 »
Имеет смысл обратиться к словам Самого Христа:

От Матфея 19

3...говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? 4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? 5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, 6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. 7 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? 8 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; 9 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. 10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. 11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, 12 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.


Какой из трех типов скопцов можно отнести к монашеству? На мой взгляд тех, которые сами себя оскопили ради Царства. А это значит, что они из тех, кто по природе "не скопцы", природа которых изначально "разжигалась". Это потом, в монашестве, с Божьей помощью, природа меняется.
Я тоже так это понимаю. (Только оскопили не в буквальном смысле, а в том, что победили страсть.)
Цитировать
Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. 10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. 11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано...

К чему (к кому) относятся выделенные слова Христа? По смыслу получается, что эти слова относятся к обязанности человека к жене. Не все могут вместить такую заповедь (не все готовы к тому, чтобы выстраивать отношения до гроба с одной единственной женщиной, неся все трудности совместного жития). Для тех, кому эта ноша неподъемна, Христос указывает путь скопчества как более легкий. Можно ведь и так понимать. Я в курсе, что святоотеческая традиция толкует иначе, но возможен и смысл, который озвучила, и этот смысл, на мой взгляд, более верный.
Я это понимаю так, что путь брака сложен. Монашеский путь ещё сложнее и даже опаснее, однако он прямее и быстрее ведёт к цели.

Оффлайн Вл.Вл-ч

  • Сообщений: 5547
    • Православный
Re: Отношение к сексу в христианстве
« Ответ #43 : 02.10.2015, 11:10:29 »
Скорее, у всех больше "на слуху" целибат. С православными евреи сталкивались в истории намного меньше.
В православии ведь тоже положено безбрачие епископов (но не священников). Я так понимаю, что смыслов тут два: чтобы заниматься делами церкви, не отвлекаясь на семейные дела; и чтобы быть достаточно опытным, умея справляться с страстью блуда. От священников - которых гораздо больше, чем епископов - требовать такого сложно, многим - живущим в миру, а не в монастыре - с этим не справиться.

Оффлайн Yelenka

  • Сообщений: 1997
    • Православный
Re: Отношение к сексу в христианстве
« Ответ #44 : 04.10.2015, 13:21:13 »
В православии ведь тоже положено безбрачие епископов (но не священников). Я так понимаю, что смыслов тут два: чтобы заниматься делами церкви, не отвлекаясь на семейные дела; и чтобы быть достаточно опытным, умея справляться с страстью блуда. От священников - которых гораздо больше, чем епископов - требовать такого сложно, многим - живущим в миру, а не в монастыре - с этим не справиться.

О какой "большей, или меньшей" опытности вы говорите, если путь брака или безбрачия определяется еще перед рукоположением (т.е. в молодом возрасте)?

Я вижу так, что человек теперь волен избрать один из возможных путей - как брак, так и монашество. Монашествующим после принесения обета посылается особая помощь по изменению естества.

P.S. А вы можете пояснить, что вы имеете в виду, говоря о страсти блуда?

Блуд - это страсть плотских взаимоотношений со многими женщинами (от слова "блудить, блуждать"). Физиологические проблемы одинокого человека я бы не стала называть так.
« Последнее редактирование: 04.10.2015, 14:21:05 от Yelenka »

Оффлайн Максим Ю.Д.

  • Сообщений: 2962
    • Православный
Re: Отношение к сексу в христианстве
« Ответ #45 : 04.10.2015, 20:43:58 »
Скажите, пожалуйста, какова все же правильная позиция с точки зрения православия?
Правильная позиция состоит в том, что нужно иметь сознание того, что вся деятельность человека искажена последствиями грехопадения, но может быть преображена жизнью в Боге. Например, труд имеет как благодатную творческую сторону, по заповеди о познании мира, так и риск пойти путем бытия вне Бога, стать автономным от Него, благодаря "своим" способностям и умениям. С сексом то же самое. Есть благословение общения полов, чудо любви, рождения детей, красоты женщины, а есть похоть и безличная родовая стихия, претендующая на бессмертие человеческого рода без Бога. Сексуальные отношения людей, находящихся в отношении с Богом, будучи преображены, имеют другое измерение. Они становятся умными, не властвуют над человеком, являются не мукой, а благословением, как впрочем и вся жизнь, если она в отношении с Богом.

Андрей Сосновский

  • Гость
Re: Отношение к сексу в христианстве
« Ответ #46 : 04.10.2015, 22:41:23 »
Да, по отношению к противозачаточным средствам они более строгие. Но это не противоречит той  мысли, что главная цель брака - соединение супругов в любви (даже в случае наличия перспективы стопроцентной бездетности).

Но, надеюсь, католики сами поправят, если что-то напутала.  Не настаиваю.
Не напутали. :)

Оффлайн Вл.Вл-ч

  • Сообщений: 5547
    • Православный
Re: Отношение к сексу в христианстве
« Ответ #47 : 04.10.2015, 22:51:31 »
О какой "большей, или меньшей" опытности вы говорите, если путь брака или безбрачия определяется еще перед рукоположением (т.е. в молодом возрасте)?

Я вижу так, что человек теперь волен избрать один из возможных путей - как брак, так и монашество. Монашествующим после принесения обета посылается особая помощь по изменению естества.

P.S. А вы можете пояснить, что вы имеете в виду, говоря о страсти блуда?

Блуд - это страсть плотских взаимоотношений со многими женщинами (от слова "блудить, блуждать"). Физиологические проблемы одинокого человека я бы не стала называть так.
Я говорю об епископах. В православии нет женатого еписокопата, в епископы поставляют только из монашествующих.
Блуд - это страсть плотских взаимоотношений со многими женщинами только для тех, кто состоит в браке. Для монаха любая связь будет блудом. Поэтому тот, кого ставят епископом, должен уметь справляться с этой страстью.

Оффлайн Yelenka

  • Сообщений: 1997
    • Православный
Re: Отношение к сексу в христианстве
« Ответ #48 : 04.10.2015, 23:18:21 »
Для монаха любая связь будет блудом.

Простите, рискну задать еще один вопрос. А обусловленные естеством мужские процессы (сопровождающиеся избавлением природы от избытков детородного материала) - это тоже блуд? Вы употребили словосочетание "любая связь". Что вы подразумеваете под "связью"?


Оффлайн Вл.Вл-ч

  • Сообщений: 5547
    • Православный
Re: Отношение к сексу в христианстве
« Ответ #49 : 04.10.2015, 23:27:32 »
Простите, рискну задать еще один вопрос. А обусловленные естеством мужские процессы (сопровождающиеся избавлением природы от избытков детородного материала) - это тоже блуд?
Насколько я помню, самопроизвольное избавление во сне не греховно. Однако эти процессы зависят от того, насколько сознание обращается к ним, поэтому как будто у бесстрастных ничего такого вообще не бывает. Впрочем, это что-то очень далёкое от нас, хотя вроде об этом было в каких-то патериках.
Цитировать
Вы употребили словосочетание "любая связь". Что вы подразумеваете под "связью"?
Её самую. Для монаха половая связь с любой женщиной есть грех блуда.

Оффлайн Yelenka

  • Сообщений: 1997
    • Православный
Re: Отношение к сексу в христианстве
« Ответ #50 : 04.10.2015, 23:32:11 »
Для монаха половая связь с любой женщиной есть грех блуда.

Для неженатого тоже.

Оффлайн Вл.Вл-ч

  • Сообщений: 5547
    • Православный
Re: Отношение к сексу в христианстве
« Ответ #51 : 04.10.2015, 23:33:00 »
Для неженатого тоже.
Да, конечно.

Оффлайн Yelenka

  • Сообщений: 1997
    • Православный
Re: Отношение к сексу в христианстве
« Ответ #52 : 04.10.2015, 23:41:21 »
Я почему попросила пояснить - потому что в аскетической литературе упомянутый выше естественный процесс часто относят к "страсти блуда". На мой взгляд, это уместнее занести в категорию "нечистоты" (по аналогии с женскими очистительными процессами), а не в категорию блуда.

Оффлайн Вл.Вл-ч

  • Сообщений: 5547
    • Православный
Re: Отношение к сексу в христианстве
« Ответ #53 : 04.10.2015, 23:44:57 »
Я почему попросила пояснить - потому что в аскетической литературе упомянутый выше естественный процесс часто относят к "страсти блуда". На мой взгляд, это уместнее занести в категорию "нечистоты" (по аналогии с женскими очистительными процессами), а не в категорию блуда.
Насколько я понимаю и как сказал в предыдущем комментарии, эта нечистота есть следствие принятия блудных помыслов. Хотя в целом согласен; к тому же хотя в ней нет греха, из-за неё положены ограничения относительно причастия.

Оффлайн Yelenka

  • Сообщений: 1997
    • Православный
Re: Отношение к сексу в христианстве
« Ответ #54 : 04.10.2015, 23:48:11 »
эта нечистота есть следствие принятия блудных помыслов

Скажите, а если блудные помыслы не принимать, куда девается избыток детородного материала? (возьмем для примера здорового мужчину, организм которого функционирует в естественном режиме) Он что, может как-то иначе исчезнуть (дематериализоваться)?

Я почему задаю этот вопрос - у меня после чтения аскетической литературы, посвященной этому вопросу, возникли резонные недоумения, почему это относят к греховной страсти.

« Последнее редактирование: 04.10.2015, 23:57:46 от Yelenka »

Оффлайн Вл.Вл-ч

  • Сообщений: 5547
    • Православный
Re: Отношение к сексу в христианстве
« Ответ #55 : 04.10.2015, 23:51:12 »
Скажите, а если блудные помыслы не принимать, куда девается избыток детородного материала? Он что, может как-то иначе исчезнуть (дематериализоваться)?
Я же не специалист в этом вопросе  :o Попробуйте поискать ответ в древней аскетической литературе. Мне казалось, что он тогда просто не образуется (помните слово скопцы из Евангелия?), хотя могу ошибаться.

Оффлайн Вл.Вл-ч

  • Сообщений: 5547
    • Православный
Re: Отношение к сексу в христианстве
« Ответ #56 : 04.10.2015, 23:52:52 »
Я почему задаю этот вопрос - у меня после чтения аскетической литературы, посвященной этому вопросу, возникли резонные недоумения, почему это относят к греховной страсти.
Это уже слишком тонко для нас; наши "обычные" страсти гораздо грубее и потому о последних понятнее, в чём там грех.

Оффлайн Yelenka

  • Сообщений: 1997
    • Православный
Re: Отношение к сексу в христианстве
« Ответ #57 : 04.10.2015, 23:57:54 »
у бесстрастных ничего такого вообще не бывает

Возможно. Но это уже в результате долгих усилий (а может, и в результате естественного старения). Но, вообще-то, это не подконтрольно человеку. Это относится к неразумным силам.

ТИПВ 2, 12
"силы души разделяются на разумные и неразумные. Неразумные силы бывают двух видов. Одни из них непослушны разуму, т.е. не повинуются ему; вторые же послушны и повинуются разуму. Непослушны разуму и не повинуются ему сила животная, называемая еще силою кровообращения, сила произведения семени, или сила рождения, сила растительная, называемая также силой питания; видами этой силы являются сила возрастания и сила образования тел. Все эти силы управляются не разумом, а природою. Послушные же и повинующиеся разуму силы души суть гнев и хотение." (Иоанн Дамаскин)

Это уже слишком тонко для нас; наши "обычные" страсти гораздо грубее и потому о последних понятнее, в чём там грех.

Значит, получается, что для монаха грехом является то, что обычный мужчина ко греху не относит (?)
« Последнее редактирование: 05.10.2015, 00:02:36 от Yelenka »

Оффлайн Вл.Вл-ч

  • Сообщений: 5547
    • Православный
Re: Отношение к сексу в христианстве
« Ответ #58 : 05.10.2015, 00:02:26 »
Возможно. Но это уже в результате долгих усилий (а может, и в результате естественного старения). Но, вообще-то, это не подконтрольно человеку. Это относится к неразумным силам.

ТИПВ 2, 12
"силы души разделяются на разумные и неразумные. Неразумные силы бывают двух видов. Одни из них непослушны разуму, т.е. не повинуются ему; вторые же послушны и повинуются разуму. Непослушны разуму и не повинуются ему сила животная, называемая еще силою кровообращения, сила произведения семени, или сила рождения, сила растительная, называемая также силой питания; видами этой силы являются сила возрастания и сила образования тел. Все эти силы управляются не разумом, а природою. Послушные же и повинующиеся разуму силы души суть гнев и хотение."
Благодатные состояния выше природных. Без благодати видимо вообще невозможно достичь такой чистоты, о которой я говорил.

Оффлайн Вл.Вл-ч

  • Сообщений: 5547
    • Православный
Re: Отношение к сексу в христианстве
« Ответ #59 : 05.10.2015, 00:03:41 »
Значит, получается, что для монаха грехом является то, что обычный мужчина ко греху не относит (?)
Что именно Вы имеете в виду?

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru