Автор Тема: Горельефы снятые с Храма Христа Спасителя  (Прочитано 6480 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Ольга Проненко

  • Сообщений: 9
Здравствуйте!
Я побывала недавно в Донском монастыре, и имела возможность полюбоваться горельефами которые были сняты с Храма Христа Спасителя.
Каждый раз, когда их вижу охватывает скорбь от ужасной судьбы Храма Спасителя, и печаль, от того минувшего времени террора. Времени, когда разрушение сокровищ культуры считалось делом похвальным и правильным. После разрушения храма, горельефы уцелели чудом.
Издали, с высоты храма, горельефы кажутся маленькими, но это не так: фигуры в два раза больше человеческого роста. Огромный размер скульптур хорошо был виден с высоты Храма Христа Спасителя.
Эти потрясающие памятники скульптуры не должны находится на открытом воздухе. При уличной влажности, смоге, и перепадах температуры они могут постепенно разрушаться.
Их необходимо перенести в музей и качественно отреставрировать. Если приглядится вблизи к скульптурам, видно, что они местами отколоты, или отреставрированы грубо, эта незатейливая реконструкция бросается в глаза.
Я написала письмо в интернет-приёмную администрации Президента, и мне пришло письмо-ответ, оно во вложении.
Кому не безразлична судьба подлинных горельефов со стен Храма Христа Спасителя, напишите письмо в интернет-приёмную администрации Президента.
В ответе на моё письмо, написано, что для музеефикации, горельефов необходимо рассмотрение и обсуждение этого вопроса на Научно-методическом совете при Мосгорнаследии. Как добится рассмотрения музеефикации горельефов, на Научно-методическом совете при Мосгорнаследии я не знаю...
Возможно, если привлечь всеобщее внимание, горельефы со временем перенесут в музей. Можно было бы, перенести их в Исторический музей, или в какое-нибудь закрытое от атмосферных осадков помещение Донского монастыря.
Необходимо сохранить горельефы для будущих поколений. Они являются символом самопожертвования людей, которые на народные пожертвования построили, потрясающий своим величием, Храм.

Из интернета, про горельефы:
"У Восточной стены Донского кладбища находятся подлинные горельефы, снятые с Храма Христа Спасителя, сохраненные от разрушения при строительстве Дворца Советов.
Наверняка все, кто бывал в некрополе Донского монастыря, видели горельефы Храма Христа Спасителя, взорванного в 1931 году. Точнее, не все горильефы, а то, что от них осталось после разрушения храма. Вначале я не могла понять логики: если можно было спасти от разрушения архитектурный декор храма, то почему горельефов только 6? Где остальные? И почему на кладбище, на открытом воздухе, ведь им место в музее? Почему они отличаются от того, что можно видеть на фронтонах восстановленного новодела?

Большая часть горельефов была создана русским скульптором Александром Васильевичем Логановским. Они были высечены из протопоповского мрамора - подмосковного известняка - с потрясающе точной композицией и мельчайшей детализацией. Работы шли на протяжении 20 (!) лет. Материал оказался непрочным и уже после революции скульптуры нуждались в бережной и внимательной защите."
http://www.aif.ru/realty/44077
http://smorodina.com/objects/podlinnye-goreliefy-snyatye-s-hrama-hrista-spasitelya

Почему-то не могу прикрепить картинки..
« Последнее редактирование: 07.07.2015, 14:46:29 от Ольга Проненко »

Оффлайн Elena Thunder православная

  • Сообщений: 1050
 !8 лет тому назад я пережила некое потрясение у этих горельефов. До сих пор не пойму - что это было.
 В монастыре проводилась экскурсия (кажется, для эмигрантов, но не факт). Женщина поинтересовалась; а где те фрагменты храма Христа Спасителя, которые когда-то кучей навалены были у стены? Ей ответили. Я пошла туда... Что-то случилось - я рыдала, обливала их слезами (к которым я не склонна, вообще-то), обнимала, целовала... Что-то причитала... На скамейке рядом сидела пожилая женщина; пришла на могилу родственников. Она подозвала меня к себе: "Вы глубоко веруюший человек?" "Да нет, что Вы, со мной это впервые. Не знаю даже, почему". И она мне рассказала... В прошлом она - диктор ЦТ, но помнит храм с детства. Помнит, как его разрушали. Что они пережили при этом: соседка до конца не верила, говорила: "Как можно разрушить красоту?" А когда храм был взорван, она упала в обморок. Долго она мне рассказывала всё в таких подробностях, что у меня создалось впечатление, что я там побывала. Случай был такой, что я могу сравнить его с тем, как дома мироточила икона "Знамение" Новгородская... Это тоже было Знамение для меня, моей жизни.
  Теперь я живу не в Москве. В Донском монастыре не была лет 15. Буду ли - не знаю. Но представить его без этих горельефов не могу.
  Впрочем, это моё частное суждение - с ним можно и не считаться.

Оффлайн МарияК

  • Сообщений: 15095
    • Православный
Это же горельефы с фасадов, как им нахождение на улице может повредить?

Оффлайн Ольга Проненко

  • Сообщений: 9
Они уже повреждены, кое-где не хватает частей, недостающее гипсом или цементом замазано, торчит арматура.
Воздействие скульптур действительно сильнейшее на психику.
Поразительно как скульптор сделал детали скульптур-каждое звено кольчуги, ноготок, орнамент -все сделано мастерски.
Хотя бы сделали бы навес, как в гараже. Есть сейчас такие открытые гаражи типа навеса.
Хрущевки между прочим, за 20 лет в негодность пришли.
А этим скульптурам уже 200 лет, они могут обветшать.

Оффлайн МарияК

  • Сообщений: 15095
    • Православный
Они уже повреждены, кое-где не хватает частей, недостающее гипсом или цементом замазано, торчит арматура.
Воздействие скульптур действительно сильнейшее на психику.
Поразительно как скульптор сделал детали скульптур-каждое звено кольчуги, ноготок, орнамент -все сделано мастерски.
Хотя бы сделали бы навес, как в гараже. Есть сейчас такие открытые гаражи типа навеса.
Хрущевки между прочим, за 20 лет в негодность пришли.
А этим скульптурам уже 200 лет, они могут обветшать.
Ну как бы учитывая то, как они были сняты, неудивительно, что они повреждены.
В Москве достаточное количество значительно более старых зданий с декором на фасаде. Его тоже сбить и в музей?

Оффлайн Ольга Проненко

  • Сообщений: 9
Во времена античности, в Греции были статуи в храмах- пантеон богов.
Эти статуи сохранились потому, что кто то их припрятал, теперь они находятся в музеях мира.
Посмотрите на древние храмовые греческие сооружения - это руины.
Статуи без надлежащего хранения бы разрушились.
Если мы хотим, чтобы потомки увидели подлинные горельефы с Храма Спасителя, их надо сохранить в музее.

Оффлайн Elena Thunder православная

  • Сообщений: 1050
 Да, но храм - тоже музей. Это тоже место, где мы храним наши сокровища. Сокровищница веры. И потому  для деталей фасада с храма, построенного на всенародные пожертвования и разрушенного во времена гонений, - место тоже в храме. Это память о тех временах. Думаю, именно поруганные горельефы вызвали у меня это непонятное мне даже доселе переживание. Думаю, тут было не воздействие на психику, а нечто духовное. Именно в храме (или в монастыре) они взывают к покаянию. В музее такой эффект невозможен.
 Ведь и декор более древних храмов - в Суздале, Владимире, например, - реставрируют, но никому и в голову не приходит снять и перенести его в музей.
 Горельефы, вообще-то, это часть декора фасада. То есть они и предназначались не для музея, а именно для пребывания на улице.
 Есть смысл отреставрировать то, что по праву принадлежит церкви, и вернуть законному владельцу. По премственности духовной.

Оффлайн Ольга Проненко

  • Сообщений: 9
Я первый раз увидела эти горельефы когда я была в ранней юности.
Я смотрела на эти величественные фигуры, которые поражают мастерством скульптора.
И думала про то, что все детство слышала про то как весело и радостно всем жить в стране советской.
Когда смотришь на эти горельефы, чувствуешь диссонанс этого показного веселья страны мира и труда.
Кто то веселился а кто то страдал в лагерях.
Историю не зачеркнёшь, взрывы храмов, репрессии. Эти злодеяния не ложка дегтя, а весьма большое пятно на совести и истории России.
Горечь и тяжесть этого ужасного пути нашей страны буквально захлестывает, когда смотришь на горельефы.
И сюжеты их тоже о битвах, о врагах, всегда в истории человечества были войны.
Один из горельефов изображает благословение Дмитрия Донского на Куликовскую Битву, Сергеем Радонежским. Взгляд Дмитрия Донского поражает, настолько отрешенный, видно что этот человек не по собственной прихоти идёт воевать, а опасность нависшая над страной заставляет идти на смертельную битву. Во взгляде усталость от войн, и ожидание Божественного благословение и помощи для победы.
« Последнее редактирование: 08.07.2015, 23:22:25 от Ольга Проненко »

Оффлайн Elena Thunder православная

  • Сообщений: 1050
 Меня захлестнуло тогда это чувство сопричастности общей беде, боль за Россию, летевшую в пропасть (1997 г.), но и не думающей о покаянии. К покаянию мы не пришли и теперь. Эта мысль, так близкая сердцу каждого православного в первой половине 90-х, постепенно стала угасать... В этот момент меня встретили они - нет, не горельефы, вся история духовная и гражданская смотрела на меня с укором: Как же ты - вам дали Духа Божия на покаяние, а вы... по ветру всё расточили... Где ты была?...
 Это я потом сформулировала, а может, только теперь. Но знак свыше был - как бы глас Божий.
 Теперь мысль о всенародном покаянии кажется крамолой и едва ли не ересью. Знаю я..
 Так кому же будут свидетельствовать о нашей нераскаянности, о нашей беде богоотступничества горельефы, отнесённые в музей? Власть предержащим? Но покаяние - внутренний, духовный процесс.
 Да ладно уж - мы лучше по принципу "Всё хорошо, прекрасная маркиза!" Никак не вытравить этот лозунг.

Оффлайн Саша Носик

  • Сообщений: 13
    • Язычник
  • Skype: Саша НосикFP
Ответьте мне пожалуйста на такой вопрос: почему на крестах храма христа спасителя в москве - главном храме страны размещены по 12 звезд давида? с чем это связано уважаемые христиане?

Пётр-68

  • Гость
А кому ХХС сечас принадлежит? говорят что частному постороннему лицу.

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru