Автор Тема: Почему современные православные храмы такие несовременные?  (Прочитано 11982 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Женька

  • Сообщений: 57
Артур Питерский, спасибо. Правда, не очень понятно, что это за организация такая - Арххрам, сайта их я не нашла.
А вы архитектор, строитель? Вам доводилось строить храмы?

Оффлайн Артур Питерский

  • Сообщений: 2451
Артур Питерский, спасибо. Правда, не очень понятно, что это за организация такая - Арххрам, сайта их я не нашла.
А вы архитектор, строитель? Вам доводилось строить храмы?
Я инженер-проектировщик инженерных систенм зданий и сооружений.
Организация, в которой я работал чуть ранее, как-раз занимается восстановлением одного храма в глубинке на частные инвестиции. Но это не строительство с нуля, это восстановление.

Оффлайн Андрей73

  • Сообщений: 7364
    • Православный
Упало и убило инвалида разговаривавшего со священником.

http://diak-kuraev.livejournal.com/653073.html

Вот я думаю -- канонизация тут не при чём, а вот зачем нужно было распятие авангардным делать....

Оффлайн Надежда _С

  • Сообщений: 783
Храмы, наверное, должны быть красивые.
Будут ли они при этом "интересные", "современные" и так далее -- неважно.


Согласна.

Цитировать
Ну, вот, например, в современном жилом комплексе церковь. Нормально, хотя и не шедевр.
Смысл там было бы делать что-то авангардное?

А по-моему, не нормально. Для меня, кстати, это авангард, только в плохом смысле слова. Вообще, я не вижу здесь архитектуры: от церкви веет "эстетикой" типового ТЦ или офисного центра. ((
Почему она оформлена квадратными плитами, напоминющими санузел или пол в каком-нибудь офисном заведении? :(
Почему окна такие - никакие?
Почему купола напоминают купола в исламских мечетях - приземистые, не приподнятые, не тянущиеся ввысь?... Кстати, не первый раз уже вижу такие странные купола у церквей в Москве. Раньше говорили "маковки церквей", а то, что я замечаю на некоторых современных храмах, больше напоминает нашлепки.

В спальных районах никто и не ожидает каких-то шедевров, спальные районы (особенно на постсоветском пространстве) - это вообще какие-то заповедники унылой архитектуры. А вот если строится, например, большая церковь или собор в большом городе, мне кажется, вполне уместно было бы выделить большую сумму и провести архитектурный конкурс.
Кстати, кто-нибудь знает, это вообще делается? Кто делает проекты, кто их рассматривает, кто утверждает? И кто финансирует строительство - полностью РПЦ или частично государство? А вот это очень интересно! Но ведь варианты планирововчных решений, предлагаемых этим документом, не являются единственно возможными?

Мне тоже интересны ответы на эти вопросы. Кстати, я считаю, что и в спальных районах надо строить красиво, это даже особенно важно.
Ответов у меня, правда, нет, точнее, один - ситуация такая с церковной архитектурой, потому что она вообще с архитектурой  и строительной сферой ужасная.

Поэтому что касается церквей - я бы была только рада, если бы строили так, как строили раньше. Это не отменяет поисков нового в архитектуре, осторожных экспериментов. Но реальность в том, что даже поверхностный ремонт делают часто безвкусно: например, красят храмы  в аляповатые, кричащие цвета.
Мне вот не нравится новый ремонт  (внешний) церкви св. Климента Папы Римского в Замоскворьечье, который ярко освещали в СМИ. Церковь стала помпезной, и её хрупкость, аристократичность куда-то скрылись,и  открытость тоже, ибо вокруг ее маленькой территории и кршечного зеленого скверика возвели помпезный же, обильно украшенный позолотой, забор, часовню, все огородили,и  не удивлюсь, если поставили металлоискатель.

Вообще же я думаю, что храмы нужно строить  в традиционном стиле, так как они – связь всех со всеми: людей с Богом, людей друг с другом, со святыми, жившими многие века назад.
И как тут верно написали, даже в традиционном стиле есть множество вариантов.

Оффлайн Софи_

  • Сообщений: 6540
    • Православный
Такое ощущение,что у нас вообще градостроительные службы не работают.И уже давно. Нет ни красивых и интересных современных зданий и районов в городах,точечная застройка в центре Москвы убила всю старину и лицо города.
Были летом в Анапе.Много новостроя.Люди стараются,но дома эти современные-чистое убожество в архитектурном плане.Кто во что горазд.А старинные домики теряются в этих громадинах или полностью сносятся. Кто утверждает эти проекты,кто отвечает за этот новострой,остается загадкой.

Кирилл Ходорович

  • Гость
Здравствуйте!

Вот, например, очень известные авангардные западные церкви, признанные архитектурными шедеврами:

Можно сделать такие предположения:

Ле Корбюзье - это не церковный архитектор, который специализируется на храмоздательстве, а просто архитектор. И он спроецировал свои привычки на церковную область. Просто спроецировал. То есть его храм - не исконно католическая архитектура, а просто "опыт" одного из светских архитекторов.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E5_%CA%EE%F0%E1%FE%E7%FC%E5

Еще - в ХХ веке у православных были тяжелые времена, постому что большая часть исторически православных территорий была или в Советском Союзе, или в странах социалистического лагеря. Им было просто не до того (не до строительства).

Да и, кажется, строить храм по своей собственной инициативе в СССР было нельзя. Нужно было особое разрешение.

А новаторство у нас было в области иконописи и фресок. Например - Васнецов и другие современные ему художники.

У нас в городе есть храм, в котором роспись на стене с большой долей точности воспроизводит вот эту картину Поленова:



Помещать картины академического стиля на стену - это тоже новаторство.
« Последнее редактирование: 05.12.2014, 20:30:52 от Кирилл Ходорович »

Кирилл Ходорович

  • Гость
Там в тексте указано -- "новаторство". Есть такой тип вкуса -- что бы было что-то новое, необычное.

Когда-то и писать иконы масляными красками было "новшеством"... А сейчас в соборе г. Ельца есть иконы, писанные масляными красками по холсту (это просто визуально заметно, что маслом по холсту)...


Александр Сидорченко

  • Гость
Мне кажется, что делать по-современному будет неправильно... Да и возможно по правилам соборным есть ограничения, просто большинство эти правила соборные даже не читало.. Всякие изыски при строительстве храма ни к чему, imho.

Оффлайн Андрей73

  • Сообщений: 7364
    • Православный
Мне кажется, что делать по-современному будет неправильно... Да и возможно по правилам соборным есть ограничения, просто большинство эти правила соборные даже не читало.. Всякие изыски при строительстве храма ни к чему, imho.
Я не к тому, что надо с изысками и современное, но вообще-то, изначально, здания церквей это просто удобные для собрания людей здания и всё. Никаких "положено чтобы был круглый купол".

Оффлайн Кира 137

  • Сообщений: 169
    • Православный

Проект интерьера приходского храма. Архитектор: Макаров Д.Е.

Мне нравится.

http://www.nsad.ru/articles/dolzhna-li-cerkovnaya-arhitektura-byt-sovremennoj

Александр Сидорченко

  • Гость
Я не к тому, что надо с изысками и современное, но вообще-то, изначально, здания церквей это просто удобные для собрания людей здания и всё. Никаких "положено чтобы был круглый купол".
Нет. Церковь это место для богослужения, а не для собрания людей. Храм это не место для собрания людей. Поэтому там и убранство и вид должны быть соответствующие. Не имеет значения, что думают люди. Здание храма должно быть построено по правилам. Порядок такой.  Если установлено, что крест на куполе должен быть определенной формы, он должен быть таким. И никаких отклонений не должно быть. Например, если на храме не будет креста, то это может считаться оскверненным храмом. Количество куполов должно соответствовать церковным правилам (Священному Преданию), то есть тому, что написано в святоотеческом наследии. Если церковь будет неправильно построена, то это может считаться кощунством, святотатством и хулой. Поэтому и не требуются современные изыски модернизации при строительстве. imho

Оффлайн Андрей73

  • Сообщений: 7364
    • Православный
Нет. Церковь это место для богослужения, а не для собрания людей. Храм это не место для собрания людей. Поэтому там и убранство и вид должны быть соответствующие. Не имеет значения, что думают люди. Здание храма должно быть построено по правилам. Порядок такой.  Если установлено, что крест на куполе должен быть определенной формы, он должен быть таким. И никаких отклонений не должно быть. Например, если на храме не будет креста, то это может считаться оскверненным храмом. Количество куполов должно соответствовать церковным правилам (Священному Преданию), то есть тому, что написано в святоотеческом наследии. Если церковь будет неправильно построена, то это может считаться кощунством, святотатством и хулой. Поэтому и не требуются современные изыски модернизации при строительстве. imho

о_о! Я просто написал как есть исторически. Как надо я не писал и вовсе не сторонник церквей без крестов и прочей хулы. "вообще-то, изначально, здания церквей это просто удобные для собрания людей здания и всё". да!

Цитировать
Наиболее ранние из известных ныне церквей, специально построенных для христианских богослужений, соответствовали типу римской базилики, ибо тот не имел стойких ассоциаций с язычеством[2]. Тип базилики — наиболее распространённый тип христианского храма IV-VI веков и основной тип пространственной композиции продольных христианских храмов в последующие века[1].
После легализации христианства в 313 году началось массовое возведение церквей в Риме и за его пределами. При этом базиликальный тип постройки продолжал противопоставляться традиционному типу языческого храма. Четырехугольная конструкция с ориентацией по сторонам света вполне отражала христианские представления о мироустройстве. С функциональной точки зрения базиликальная постройка отличалась большой вместительностью, с символической точки зрения — напоминала своей протяжённостью корабль спасения (см. неф).
В отличие от своих языческих предшественников, раннехристианские зодчие делали упор на продольной вытянутости базилики от апсиды на востоке до входа (нартекса) на западе. Осевую композицию подчёркивали параллельные ряды колонн между нефами, над которыми надстраивались арки. Потолки, как правило, кессонировались.
В Восточной Римской империи до VII века господствовал тип базилики в три или пять нефов с расположенными на одной оси нартексом, экзотнартексом и атрием. Такие храмы были не так сильно вытянуты, как в Риме, и часто обстраивались с трёх сторон галереями. Примером может служить пятинефная базилика Святого Димитрия (V век).

Цитировать
Римляне переняли этот тип строения у греков. Наиболее ранние известные примеры — базилика Порция (184 год до н. э.) и базилика Эмилия (179 г. до н. э.). При Цезаре было начато строительство базилики Юлия (54 год до н. э.), завершенное при Августе. В этих общественных зданиях проводили судебные процессы, решали финансовые вопросы, торговали. Гражданские собрания укрывались в базиликах от непогоды.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Базилика
прочитайте, это интересно )

Кирилл Ходорович

  • Гость
Не имеет значения, что думают люди.

"Суббота для человека, а не человек для субботы"...

Количество куполов должно соответствовать церковным правилам (Священному Преданию), то есть тому, что написано в святоотеческом наследии.

Количество куполов по факту бывает разным: 1, 2, 5, 6, 13, и ещё не знаю сколько...

Вот пример храма, куда я ходил. Пять обычных куполов, плюс один над алтарём (в цоколе под ним ещё один престол), плюс колокольня, если считать вместе с колокольней, то 7 (без колокольни - 6):



__________________

Впрочем, как раз эта архитектура вполне традиционная, совершенно нормальная для конца XIX - начала XX вв., когда он был построен, никаких шоковых экспериментов там нет...

Пётp

  • Гость
Когда-то и писать иконы масляными красками было "новшеством"... А сейчас в соборе г. Ельца есть иконы, писанные масляными красками по холсту (это просто визуально заметно, что маслом по холсту)...
Догмат о иконопочитании Трехсот шестидесяти седми святых отец Седьмого Вселенского Собора
    Поэтому мы, шествуя как бы царским путем и следуя богоглаголивому учению святых отцов и преданию кафолической церкви и Духу Святому, в ней живущему, со всяким тщанием и осмотрительностью определяем:
    подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, непорочные Владычицы нашея Святыя Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах (των πρωτοτύπων) и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением (τιμητικήν προσκύνησιν), не тем истинным по нашей вере служением (λατρείαν), которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит (διαβαίνει) к первообразу, и поклоняющийся (ο προσκυνών) иконе поклоняется (προσκυνεί) ипостаси изображенного на ней.


Оффлайн Андрей73

  • Сообщений: 7364
    • Православный
img]http://www.temples.ru/private/f000063/067_0002303b.jpg[/img]
Какая красота! А это где и какой храм?
Ещё и домик старый деревянный на первом плане, быть может причта? )

Кирилл Ходорович

  • Гость
Какая красота! А это где и какой храм?
Ещё и домик старый деревянный на первом плане, быть может причта? )

Да, правда, это очень красиво. :) Это Нижний Новгород. Не дом причта, просто старый дом. Вот:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B0_(%D0%9D%D0%B8%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4)

Оффлайн Андрей73

  • Сообщений: 7364
    • Православный
Да, правда, это очень красиво. :) Это Нижний Новгород. Не дом причта, просто старый дом. Вот:
Спасибо, ещё и история такая.

Оффлайн Владимир Скворец

  • Сообщений: 1426
нам не то что современную архитектуру ожидать, а хотя бы элементарно найти альтернативу "золочёной" лепнины.
нет, мы так глубоко сейчас сидим, что честно говоря и не дождаться наверно в веке сем )
в конце 20-го столетия были хоть какие то надежды, но нет. оказывается не всё так просто
задавлены "традициями", которые и традициями нельзя назвать
всегда традицией было постоянное движение, изменялся образ храма, всегда шло новаторство, поиск интересных нестандартных ходов, потому что призвание храмовой архитектуры поражать и впечатлять.
сейчас что? построят и все только рукой машут: а, неинтересно, уныло даже
словно нет у нас ни архитекторов, ни дизайнеров. почему им не дают работать? - вот где наверно ответ искать
даже реализованные проекты с неограниченным финансированием никого не удивляют
свежего ветерка хоть бы чуточку,  вообще в строительное, градостроительное дело - даже в Белоруси с этим лучше
видать сильно мы Бога прогневили

Оффлайн yokodima

  • Сообщений: 1
нам не то что современную архитектуру ожидать, а хотя бы элементарно найти альтернативу "золочёной" лепнины.
нет, мы так глубоко сейчас сидим, что честно говоря и не дождаться наверно в веке сем )
в конце 20-го столетия были хоть какие то надежды, но нет. оказывается не всё так просто
задавлены "традициями", которые и традициями нельзя назвать
всегда традицией было постоянное движение, изменялся образ храма, всегда шло новаторство, поиск интересных нестандартных ходов, потому что призвание храмовой архитектуры поражать и впечатлять.
сейчас что? построят и все только рукой машут: а, неинтересно, уныло даже
словно нет у нас ни архитекторов, ни дизайнеров. почему им не дают работать? - вот где наверно ответ искать
даже реализованные проекты с неограниченным финансированием никого не удивляют
свежего ветерка хоть бы чуточку,  вообще в строительное, градостроительное дело - даже в Белоруси с этим лучше
видать сильно мы Бога прогневили

Альтернатива золоченой лепнине есть, например декорирование стеклопластиком. Примерно такое можно сделать: ангелочек, пасхальное яйцо, декор беседки с золотым куполом как на фотографиях http://lepka.biz/index.php/ste/item/foto-izdaliu-stekloplastik?category_id=28, выглядит красиво.

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru