Автор Тема: Проблема брадобрития в православной традиции  (Прочитано 115173 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Дионисий_К

  • Сообщений: 751
    • Православный
Меня она долго со слезами умоляла бриться, когда я пытался отращивать и стоял на своём.
А не надо на своем стоять. Если это для имиджа и величавости, то лучше плохой мир с женой - сбривайте
 А если это ограничительное повеление в Писании( закрепленное средне и поздневизантийсукой патристикой) чтобы отличаться от остальных языческих народов - в случае православной Руси, находящейся на фронтире католической миссии - еретических, то вы не на своем стоите.
А на Писании и отцах.
А отмиссионерить и катехизнуть ее не пробовали?

С тех пор я научился контролировать своё психологическое состояние
А если с этим периодом совпали и духовные искания у Вас, теперь, что молиться тоже опасно?
Вы еще в этот период жили, спали, ели, испражнялись, мылись и т.д - и что все это на симптоматику спишем?

Онлайн Андрей Львович

  • Сообщений: 5476
    • Невоцерковленный верующий
А не надо на своем стоять. Если это для имиджа и величавости, то лучше плохой мир с женой - сбривайте
 А если это ограничительное повеление в Писании( закрепленное средне и поздневизантийсукой патристикой) чтобы отличаться от остальных языческих народов - в случае православной Руси, находящейся на фронтире католической миссии - еретических, то вы не на своем стоите.
А на Писании и отцах.
А отмиссионерить и катехизнуть ее не пробовали?
А если с этим периодом совпали и духовные искания у Вас, теперь, что молиться тоже опасно?
Вы еще в этот период жили, спали, ели, испражнялись, мылись и т.д - и что все это на симптоматику спишем?
Хоть из атеистки стала верующей, потом мы вместе покрестились, и то слава Богу.

Оффлайн Демьян Бедный

  • Сообщений: 300
Брадобритие - по православному учению один из серьезных грехов. В старообрядчестве, до сих пор, оно  именуется законопреступным. Брадобритие запрещалось в Ветхом Завете (Левит, 19: 27; 2-я Царств, 10: 1; 1-я Паралипоменон, 19: 4); запрещено оно и правилами 6 вселенского собора (см. толкование на 96 правило Зонара и греческую Кормчую Пидалион) и святоотеческими писаниями (творения святого Епифания Кипрского, святого Кирила Александрийского, блаженного Феодорита, святого Исидора Пилусиота). Осуждение брадобритию также содержится в греческих книгах (Никона Черныя Горы, сл. 37; Номоканон, пр. 174).
Святые отцы считают, что бреющий бороду тем самым выражает недовольство внешним обликом, который Творец дал человеку, откуда возникает желание "поправить" Бога. Во время Великой схизмы в 1054 г. патр. константинопольский Михаил Керулларий в послании к патр. антиохийскому Петру обвинял латинян между другими ересями и в том, что они "остризают браду". То же обвинение подтверждает русский преподобный отец Феодосий Печерский в "Слове о вере христианской и латинской". Древняя русская Церковь строго запрещала брадобритие, видя в нем внешний признак ереси, отпадения от православия. Преп. Максим Грек писал (Слово 137): "Аще же прокляти уклоняющиеся от заповедей Божиих яко не слышим во священном песнопении, той же клятве подлежат истребляющие бритвою брады своя".
Стоглавый Собор определил: "...не брити брад и усов не постригати; таковыя бо несть православных, но латынская и еретическая предания греческого царя Константина Ковалина; и о сем апостольские и отеческие правила вельми запрещают и отрицают; правило святых апостол гласит: аще кто браду бреет и преставиться тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверными бо да причтется, от еретик бо се навыкоша". О том же правило 96 собора в Трулле Полатнем о остризании брад...".
 В эпоху Смутного времени противление брадобритию, как латинскому обычаю, сильно укрепилось. В русских Потребнике 1639 г. и Служебнике 1647 г. было помещено поучение: "Не брити брад и усов не постригати". В Большом потребнике говорилось так: "Проклинаю богоненавидимаго и блудолюбнаго образа прелесть, душегубительная и помраченная ереси, еже остризати и брити браду" (л. 600 об.). Кирилова книга (гл. 26) и Книга о вере (гл. 28) также называют брадобритие латинской ересью.
Моисеева заповедь "не порть края бороды" (Левит 19:27) разъясняется раввинами в Талмуде (Маккот 20а-21а). У русских есть такая поговорка "быть святее Папы Римского", т.е. староверы кивают на Моисеев Закон евреев. Но евреи раввины говорят, что можно уменьшать бороду до минимума любым способом: ножницами, электробритвой, выдергивать, выщипывать, кремами по удалению волос наголо, но кроме бритья бороды бритвой. Но если даже нарушил эту заповедь, и сбрил начисто, то наказание - лишь удары палкой судебным исполнителем сбрившего, смотря по состоянию здоровья осужденного, но не более 40-а ударов. Чувствуете разницу, между наказанием еврея (до 40 палок максимум), и карой староверов (проклятие сбрившему)?
Цитировать
Потому что в запрете, обращенном ко всему Исраэлю, сказано, «не губи, не повреди» (Левит19:27), я мог бы (решить, что человек) подлежит наказанию, если он снял волосы ножницами или инструментом для удаления волос. Поэтому сказано: «пусть не обривают» — наказанию подлежат лишь за то, что называется «бритьем» и губит, повреждает; и это есть действие, совершаемое при помощи бритвы.
« Последнее редактирование: 18.05.2017, 13:19:18 от Демьян Бедный »

Оффлайн Елпидифор

  • Сообщений: 74
    • Старовер
наказание - лишь удары палкой судебным исполнителем сбрившего

 :o
Староверы никого палками ни за брадобритие, ни за другие грехи не наказывают, как и Христос учил, но Церковь накладывает духовное наказание - епитимью, чтобы человеку помочь преодолеть грех. А вот самих староверов принуждали к брадобритию введением шутовской одежды и дополнительными налогами, так что почувствуйте разницу.

"В 1722 г. 6 апреля мы встречаем новое распоряжение о бородачах. Приказано, чтоб бородачи платили по 50 р. и носили бы старое платье, а именно: зипун с стоячим клееным козырем, ферези и однорядку с лежачим ожерельем. Для различения раскольников от бородачей, раскольникам велено носить козыри из красного сукна, а платья красного цвета не носить. Распоряжение это в отношении к бородачам не раскольникам вероятно достигло своей цели и уменьшало постепенно число бородачей. В отношении же раскольников, оно увеличило только число потаенных раскольников, постепенно возраставшее при страшном гонении на них, особенно в 1719 и в 1724 годах. Раскольники, в отношении бритья бороды и ношения немецкого платья, были упорнее, нежели не раскольники - и причина к тому была исключительно религиозная."

"1737 г. копиист Ревизион-Коллегии, Иван Дмитриев, забирал в долг разные товары в лавке посадского человека Ивана Иванова и затягивал уплату. Иванову это наскучило, и в один прекрасный день, получив расплату, он отказал копиисту отпуск товара в долг. Озлобленный копиист в то же утро отправился в раскольническую контору (она заведывала делами о бородачах) и донес, что за арбатскими воротами в Малых Лужниках, что под Девичьим монастырем, посадский человек Иван Иванов, да Симоновского монастыря крестьянин Семен Иевлев, торгуют в лавке разными товарами и вопреки указа Петра Великаго 1722 г. 6 апреля, имеют бороды великия, а пошлин с тех бород не платят за укрывательством своим.
Из раскольничьей конторы послали подканцеляриста с солдатами взять бородачей, и притом в доме осмотреть нет ли чего приличного к расколу, а паче мнимаго раскольническаго таинства (причастия) и что явится, то взять и представить при доношении немедленно.
Крестьянина Семена Иевлева (сидельца) взяли из лавки и действительно с бородою, а посадскаго человека Ивана Иванова в лавке не нашли; подканцелярист с солдатами отправился к нему на дом. Пришли - ворота заперты - солдаты начали стучаться - нет ответа - подканцелярист между тем нашел в заборе щелку и начал наблюдать, что делается внутри; дом был на дворе окружен огородом; по грядкам пробирался какой-то человек и с бородой великой - это был по приметам хозяин дома Иванов. Подканцелярист крикнул ему, и велел солдату перелезть через забор и схватить Иванова. Иванов увидел перелезающаго солдата - чтобы там не было, а солдат на заборе, стучат в ворота - худо! И Иванов через противоположный забор дал тягу; кинулись за ним этим же путем, но уже поздно - и след простыл: кругом соседние огороды, и никто из людей беглеца не видел.
С таким донесением возвратился подканцелярист. В доме раскольников ничего не найдено.
На другой день в раскольническую контору посадский человек Иван Иванов явился сам собою - но вот удивление всех присутствующих и особенно подканцеляриста! - без бороды, бритый и в немецком платье.
Начали допрос.
Иванов утверждал, что он давно бреет бороду и именно с тех пор, как записался в посадские и сослался не только на одного, а на двух попов, которые его исповедывали.
Призвали попов они подтвердили его показания, и прибавили, что Иванов бывал ежегодно у исповеди с бритою бородою и в немецком платье!
Семен Иевлев, сиделец Иванов, по званию крестьянина, был освобожден из-под караула безусловно - но Иванов с некоторым ограничением. Его обязали подпискою ежедневно брить бороду, а ежели не будет этого исполнять, то подвергнется наказанию. В исправном же исполнении подписки заставили сверх того, отвечать четырех представленных Ивановым поручителей, под опасением тоже строгаго взыскания, если Иванов не будет исполнять принятого обязательства, т.е. ежедневно брить бороду. Какую тяжелую на себя ответственность принимали поручители!"
« Последнее редактирование: 20.05.2017, 18:15:21 от Елпидифор »

Оффлайн Marina Kt

  • Сообщений: 38
    • Суннит
  • Skype: Marina KtEU
Сегодня на Литургии читали Первое послание к Тимофею святого апостола Павла,
где есть такие слова:
"Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных."
Что здесь подразумевается под "всех человеках" и кто такие "верные"?

Онлайн Алексей Давыдов

  • Сообщений: 24573
    • Православный
Не очень понятно, почему именно в этой теме.  :)

Но если вопрос задан, то надо ответить. Все человеки это и есть все, весь человеческий род. Христос Своей крестной смертью каждому даровал возможность спасения.
Верные - традиционное название членов Церкви, крещёных людей.

Оффлайн _Саныч

  • Сообщений: 77
Не очень понятно, почему именно в этой теме.  :)
Наверно потому, что потенциально спасение для всех мужчин, но наипаче для бородатых  ;)

Онлайн Makarios

  • Модератор
  • *
  • Сообщений: 8502
    • Православный
Наверно потому, что потенциально спасение для всех мужчин, но наипаче для бородатых  ;)
Ну если речь о какой-нибудь "церкви бороды святых последних дней", то почему бы и нет.

Оффлайн Елпидифор

  • Сообщений: 74
    • Старовер
Кто был сотворён до Адама с бородой?

Онлайн Makarios

  • Модератор
  • *
  • Сообщений: 8502
    • Православный
Адам был сотворён с бородой?

Оффлайн Юлия Р.

  • Глобальный модератор
  • *
  • Сообщений: 12358
    • Православный
Кто был сотворён до Адама с бородой?

Козёл?

Онлайн Алексей Давыдов

  • Сообщений: 24573
    • Православный
Бог.
Вы хоть что-то о христианстве знаете, кроме атеистических агиток?
Бог не сотворён.
Бог нематериален, не имеет видимого облика (а если говорить о Воплощении Христа, так оно произошло значительно позже сотворения Адама).

Оффлайн Елпидифор

  • Сообщений: 74
    • Старовер
Козёл?

Во-во. И козлу понятно стало, когда ему хулиганы бороду отрезали, что это бесчестье и он убил себя головой об землю до смерти, как повествует преподобный Максим Грек в послании Грозному.

Онлайн Андрей Львович

  • Сообщений: 5476
    • Невоцерковленный верующий
Интересно, по мнению староверов, мужчины с окладистой, благообразной бородой более избраны для спасения, чем с куцей бородой, с проплешинами или не растущей (типа, как индейцы)?

Оффлайн Мартынов Алексей

  • Сообщений: 550
    • Православный
  • Skype: a34alexey
Интересно, по мнению староверов, мужчины с окладистой, благообразной бородой более избраны для спасения, чем с куцей бородой, с проплешинами или не растущей (типа, как индейцы)?

Шырше надо на проблему смотреть, Львович...
Глянь на юго-восточных азиатов: китайцев, вьетнамцев и прочих японцев...

У сына ризеншнауцер был, выбраковка, так я всегда говорил, что у настоящего ризена борода должна быть как у Энгельса, а у нашего, как у Хо Ши Мина...  :(

Оффлайн Елпидифор

  • Сообщений: 74
    • Старовер
Интересно, по мнению староверов, мужчины с окладистой, благообразной бородой более избраны для спасения, чем с куцей бородой, с проплешинами или не растущей (типа, как индейцы)?

Львович, я беру пример с ризеншнауцера, ношу и не мучаюсь как она растёт. Проблема возникает только в светском мире при приеме на работу, где в отделе кадров персонал рассматривает тебя как в зоопарке (бороду не стригу лет 5), а если ещё в косоворотке на собеседование заявишься то испытывают культурный шок, а если ещё от чайкофского отказываешься, говоришь, что в корпоративах не участвуешь, ешь за отдельным столом из своей посуды, так вообще караул!

Ещё немного преп. Максима Грека: "Вопрошаемы же латыне, чесо ради бреются глаголют, яко тщеславие суетно притворяет, еже браду пущати, и аще есть от тщеславия согрешения избывающе сего ради бреют брады своя. множае паче подобаше им отрезати детородныя уды скопски, аки разжизающих их ко студным блужением и богомерзким похотем; очи же извертети, руку же и ногу отсекати, евангельски рещи, аки сим нудимым ко всяческим лукавым деянием и похотем. Но не уды телес наших отсещи нам Спас велит, но лукавыя похоти душ наших, сими удесы действуемых. сице подобаше бегати и согрешения тщеславнаго смиренномудрыми подвиги противящимся ему, а не браду бреети, изменение суще честнолепнаго образа. Елма есть видети их без бород тщеславием побеждаемых люте, овых убо о благородии родителей, иных же о изобилии многообразнаго разума и премудрости самого пресловутаго папу их, о одежди огнеобразней различне преукрашаемой златом и серебром и о митрии высоце и треми венцы и многоценными каменьми ослявным. о невоздержно хвалящася. где у него смиреннное мудрование верховнаго, иже необычное человекопоклонение корнилиево не прият, но воздвиже его рек: востани, ибо и сам человек есть чуднейший же папа, облезжая, аще непоклоним будет от сретающих его, ничтоже радит ему биемых бываемых их наличников своих или в ланиту приступающим к нему властелем и князем и вельможам, но овым убо колено, овем же ногу на целование даяти, кое крайнее кичения и высокоумия и гордости непревосходит. и наипаче слыши Владыку Христа, Симона убо укоряюще, не давше Ему лобзание любовное знамение, а блудницу похваляюща, ноги Его пречистыя облобызающу. Суетен убо воистинну и безумен извет латынский, показаша бо ся и без бород, невоздержно тщеславящеся. явственне убо обличаем бывает, яко гнушающеся, сице честное украшение, дарованное от Создателя мужу, бреют е. и яко не точию словесному естеству человеков, но еще и безсловесному даровася сицев благолепный образ."


Онлайн Андрей Львович

  • Сообщений: 5476
    • Невоцерковленный верующий
Львович, я беру пример с ризеншнауцера, ношу и не мучаюсь как она растёт. Проблема возникает только в светском мире при приеме на работу, где в отделе кадров персонал рассматривает тебя как в зоопарке (бороду не стригу лет 5), а если ещё в косоворотке на собеседование заявишься то испытывают культурный шок, а если ещё от чайкофского отказываешься, говоришь, что в корпоративах не участвуешь, ешь за отдельным столом из своей посуды, так вообще караул!

Да у меня появился другой грех, из-за которого я уже вообще не могу носить бороды. Стал лицедеем.
Перед Новым Годом я - Дед Мороз. Как вы представляете себе Деда Мороза со своей куцей бородёнкой? Только с большой белой. Но надевать её поверх имеющейся - нонсенс. Среди всех знакомых, ходящих в роли Деда Мороза - ни одного с настоящей бородой.
Кроме этого я выхожу время от времени на публику в образе короля, разбойника или викинга, на святки наряжаюсь волхвом с Востока - для каждого образа - разная борода. Своя собственная борода - только помеха для этого. А отказаться от этих своих ролей я не могу, иначе впаду в тоску, какая была до того, как я решил выступать в этих ролях. К сожалению, только веры и молитвы с повседневными делами для меня оказалось недостаточно, чтобы бороться с депрессией. Только в сочетании с указанным творчеством я смог отогнать от себя уныние. Для каждого образа я сочиняю стихотворные тексты.

Оффлайн Дионисий_К

  • Сообщений: 751
    • Православный
Но надевать её поверх имеющейся - нонсенс.

Андрей, зачем в троллинге нашей архаической заимки прибегать к таким совсем уж пародийным аргументам. Есть же много площадок в соф сетях для ненавязчивого батла?

Вам приводят аргумент преподобного о том, что латиняне укоряет православных, носящих бороду, за тщеславие, сами буду тщеславными в паписском поклонении.
Вы про то, что у Вас борода под накладной бородой потеет?

Онлайн Андрей Львович

  • Сообщений: 5476
    • Невоцерковленный верующий
Андрей, зачем в троллинге нашей архаической заимки прибегать к таким совсем уж пародийным аргументам. Есть же много площадок в соф сетях для ненавязчивого батла?

Вам приводят аргумент преподобного о том, что латиняне укоряет православных, носящих бороду, за тщеславие, сами буду тщеславными в паписском поклонении.
Вы про то, что у Вас борода под накладной бородой потеет?
Имея свою бороду, накладных уже не подумаешь надевать... ;)

Оффлайн Елпидифор

  • Сообщений: 74
    • Старовер
Имея свою бороду, накладных уже не подумаешь надевать... ;)

     В 1739 г. в Петербург привезена была своя отечественная Пастрана — «мужицкая жена» Аксинья Иванова, 45 лет. Ее привезли по казенной надобности в академию наук из Московской губернии, как замечательный раритет, достойный внимания науки. Аксинья была украшена щедрой к ней природой пышной черной бородой, от 5 до 6 дюймов длиною, и усами. Борода стала рости у нея с 20-ти летняго возраста и была принята ею и ея близкими как особое благословение Божие. Аксинья, по словам ученых «Примечаний», «росту своих волосов не противи­лась и как стрижением, так и вырыванием препятствовать оному не хотела, но за грех сие признавала. А и муж ея того делать ей не советовал». Возникло было сомнение — точно ли Аксинья женщина? Академия наук сомнение это разсеяла, подвергнув бородатую бабу «осмотрению» и воочию убедившись, что она — «подлинная жена и во всем своем теле, кроме уса и бо­роды, ничего мускова не имела». Тогда-же, при академии, был снят с нея «живописным художеством портрет» и напечатано в академическом органе подробное ея описание.

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru