Автор Тема: Мастер и Маргарита глазами диакона Андрея Кураева  (Прочитано 118242 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Николай Носов

  • Сообщений: 393
    • Православный
         В жизни мыслящего человека, не плывущей по течению щепки, а личности, разум которой устремлен в вечность, несомненно, возникает ключевой мировоззренческий вопрос о смысле жизни, об истине, о смерти. Мастер, без сомнения, один из таких людей. Он верит в бессмертие души и убежден, что главное переломное событие в истории человечества связано с событиями в Ершалаиме двух тысячелетней давности. Мастера не удовлетворяет «официально-революционная» материалистическая позиция Берлиоза – она слишком примитивна. Он убежден, Иисус, без сомнения, существовал. Почему же внимание Мастера привлечено к судилищу Пилата, а не, скажем, к Рождеству? Наверное, потому, что для христиан распятие и воскресение Христа наиболее существенно, ключевое во всем Евангелии. Не притчи, не заповеди блаженства, не Рождество даже, а именно искупительная жертва Богочеловека, поправшего смертью смерть, находится в смысловом центре Нового Завета.
         Сама же личность судьи, Пилата Понтийского, особенно интересна Мастеру, как символ того множества современных ему образованных людей ленинско-сталинской Москвы, которые побоялись идти против большевистской атеистической системы. Ведь, по Булгакову, именно Пилат осужден в царстве истины, а первосвященника иудейского Иосифа Каифу – главного апологета казни – мы не встречаем ни на балу, ни в инобытийных Ершалаимских сценах.
         Естественно, Мастер давно вынашивал идею романа, гораздо ранее получения относительной свободы в виде выигрышной облигации. Не приз был источником вдохновения. Но роман этот зарождался именно как повествование о предательстве и трусости и их осуждение. Роман должен был стать былиной о всемирном апофеозе подлого малодушия, и глаза Мастера обратились к образу Понтия Пилата. По замыслу одинокого историка именно всадник «Золото копье» – главное действующее лицо. Однако без Иисуса в романе никак не обойтись… Есть предатель, нужен и предаваемый, причем абсолютно невинный и светлый, чтобы ни тени сомнений касательно его святости и невиновности не было.
          Для Мастера – человека эрудированного, черпающего жизненные силы в познании и не боящегося мыслить, – возможны два ответа на вопрос – кем был Иисус? – ответ христианина, или ответ Ренана. И вот тут, как не прискорбно, талант Мастера попадается на удочку тайных сил… Ему начинают сниться сны, приходить видения… Там он созерцает своего «Пятого прокуратора» в плаще с кровавым подбоем, а рядом – философа-неудачника… Ему кажется, что он угадал… А врожденный талант находит подходящие слова и образы:

"...Сказочным чем-то повеяло снова…
Ангел, иль демон мне в сердце стучится?..."


          Нежданно-негаданно, как бы в подтверждении "счастливой звезды" Мастера, сыплются «бонусы» – сто тысяч рублей, подвальчик застройщика, Маргарита… Поразмыслите на досуге: только ли ангелы стучатся в наши сердца? Как это не страшно, часто в душу пытается забраться коварный враг. Зов Светлых Небесных сил способна расслышать лишь душа, не изувеченная грехами, душа открытая и жертвенная, такая, например, как у героев Достоевского Алеши Карамазова или Сони из «Преступления и наказания». Совесть нашего романтического героя не столь чиста.
          Незамедлительно следует трагическая развязка - плененный новизной "открывшейся истины", утративший настоящее мерило - Личность Богочеловека - Мастер сходит с ума.
Полностью согласен.

Оффлайн SergeyA

  • Сообщений: 486
    • Не указано

И ещё Он учил "Любить врагов ваших", т.е. делать их своими идейными единомышленниками через Любовь.



Что то вы как то не особо этому научились, любви не просматривается у вас к вашим оппонентам))

Ну да ладно...  Вы забыли привести еще одну притчу, вероятно в контексте она вам не совсем удобна...=)

Не здоровым нужен врач, а больным.... Я пришел, чтобы призвать вернуться к Богу не праведников, а грешников...

Тут милосердия поболе, нежели доброты у Булгаковского Иешуа...))

Оффлайн Николай Носов

  • Сообщений: 393
    • Православный
Что то вы как то не особо этому научились, любви не просматривается у вас к вашим оппонентам))

Ну да ладно...  Вы забыли привести еще одну притчу, вероятно в контексте она вам не совсем удобна...=)

Не здоровым нужен врач, а больным.... Я пришел, чтобы призвать вернуться к Богу не праведников, а грешников...

Тут милосердия поболе, нежели доброты у Булгаковского Иешуа...))
Да кто ж спорит?... Чудной вы какой-то... :)
Только при чём тут мои посты?
Я не претендую на идеального собеседника, особенно с людьми, настроенными враждебно к христианству. И мендальничать с ними не собираюсь, не дождётесь!  :)
И вообще, переходить на личности - низкий, недостойный приём. В конце концов - это нарушение Правил форума.  8)
Хотите получить очередное предупреждение от Администрации сайта?  :D

Оффлайн SergeyA

  • Сообщений: 486
    • Не указано
Мда, чудны дела твои Господи, вы пост #2054 перечитайте, может чего и дойдет в отношении  последних ваших изысканий по поиску врагов форума, церкви и христианства.))

Оффлайн Vladimir_Popov

  • Сообщений: 193
    • Православный
Что то вы как то не особо этому научились, любви не просматривается у вас к вашим оппонентам))...

Сергей,
Христианская любовь к врагу, значит любовь к человеку, сотворенному по образу и подобию Божию.
Однако такая любовь христианина не противоречит его праведной ненависти ко греху.

Оффлайн SergeyA

  • Сообщений: 486
    • Не указано
Сергей,
Христианская любовь к врагу, значит любовь к человеку, сотворенному по образу и подобию Божию.
Однако такая любовь христианина не противоречит его праведной ненависти ко греху.

Владимр, так кто же спорил бы... Помнить бы нам еще это  -
...Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее камень....,
...И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь...

А если в это в контексте нашего с Николаем разговора..., так как то мне его любовь не нужна, просто нормальное уважительное общение в публичном месте, без этих жаргонно-быдловских- "типА крутых залипаний"

Оффлайн Николай Носов

  • Сообщений: 393
    • Православный
Сергей,
Христианская любовь к врагу, значит любовь к человеку, сотворенному по образу и подобию Божию.
Однако такая любовь христианина не противоречит его праведной ненависти ко греху.
Точнее не скажешь. Спасибо, Володя!

Владимир Маслаков

  • Гость
Точнее не скажешь. Спасибо, Володя!
Так Вы лично знали Булгакова или всё ещё воображалка зудит?..отпели бы по христианской любви

Оффлайн Vladimir_Popov

  • Сообщений: 193
    • Православный
...Булгакова...отпели бы по христианской любви

Предложение стоящее :-)
« Последнее редактирование: 15.02.2014, 23:38:27 от Vladimir_Popov »

Оффлайн Петров Игорь

  • Сообщений: 11
Смотрите... Здесь очень тонкий, тончайший вопрос. И кажется я понимаю о. Кураева глубже.


Фрида по-видимому осознает свой грех. Понимает, что платочек был и ребеночек тоже. Память сохраняет в ней некоторый отпечаток совести. Самые жестокие грешники не имеют в себе и этого отпечатка. Они мучимы, но не понимают за что. Скорее всего уверены, что "немилосердный" Господь (Спаси и сохрани) послал их в такое ужасное место исключительно по "злобе".

С одной стороны единственная возможность избавить Фриду от страданий - избавить ее от воспоминаний. Платок наверно перестанут подавать, но кто сказал, что перестанут мучить? Исчезнет лишь осознание "за что", последняя ниточка связывающая Фриду с миром живых.

С этой стороны в судьбе Фриды ничего не поменялось.... Даже хуже стало.

Но пострадало ли милосердие? Казалось бы Маргарита предложила Фриде самую жестокую участь. Жизнь без памяти.

Нет милосердие не пострадало. Марго увидела во Фриде ниточку раскаяния. Но только Фрида ее не удержала. Не сумела. Она не о том попросила.

"Пусть перестанут подавать платок". Перестали. Но мученья не окончились.

Просить тоже нужно уметь.
браво Павел. мне нравится ход ваших мыслей.

Оффлайн Петров Игорь

  • Сообщений: 11
Максим, противоречие в том, что цари земные ой какие разные бывают. И порфира сама по себе еще не освобождает человека от возможности грешить и вообще: "творить большие дела". С этой точки зрения Воланд - помазанник-распомазанник. Князь "сиятельный".

"Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё" обращается канонический сатана к Богу.

А теперь сравните слова Иисуса ученикам:


"Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам".

Павел, а почему мы с вами должны верить словам сатаны? Ведь он же лжец и клеветник. Да и вы сами выше писали что не стоит доверять словам Воланда (сатана "булгаковский").
Не надо слишком верить Воланду. Он циник.
ведь
“Волос не упадет с головы его на землю, ибо с Богом он действовал” (1Цар. 14:45). В Новом Завете говорится: “Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц” (Матф. 10:29-31).

Кстати, про кошель, который "перекрестили" веревкой. Не думаю, что это случайность. Слово, я бы сказал, не совсем уместное в данном контексте. Видимо Воланду было мало изъять из романа все нормальные употребления слова "крест", и он решил вдобавок вставить однокоренное слово в самом что ни на есть скверном месте: Иуда, 30 серебренников, убийство.
спасибо Александр, т.е. где было в романе уместно назвать слово "крест", автор же пишет "про столбы с перекладинами ". Тут же слово более подходит перевязать веревкой, а не "перекрестить". Вывод : роман все таки не светский, и Булгаков не даром использовал эти приемы.
Также это подтверждает мысль, что все таки в романе "евангелие от Воланда", а не от автора. И более того Булгакову такая (воландовская) "благая весть" не близка.
Потому что здесь (в этих эпизодах романа) априори признается за крестом некая Сила, которая Воланду неприятна.  Это как если бы дали возможность кощею бессмертному рассказать все о себе, и своих врагах, и при этом кощеюшка умолчал бы про свою смерть, которая в яйце. А вот Булгаков не умолчал.
« Последнее редактирование: 08.12.2014, 22:00:11 от Петров Игорь »

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru