Автор Тема: Это ли назовешь постом и днем, благоугодным Богу? (Ис.58:5 )  (Прочитано 10164 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Ольга Шульгина

  • Сообщений: 71
Всё что здесь  написано , прислал мне один хороший друг.                                                                                                                                                              Когда Иисуса обвиняли в том, что его ученики не соблюдают пост так часто, как другие, то он озвучил этот же принцип: зачем поститься, если всё хорошо? Вот я умру, им будет плохо, тогда они и будут поститься. (Мф. 9:14,15)
 
А теперь представьте себе такую ситуацию:
 
- «Сынок, иди кушать» — зовёт отец своего сына. Сын послушно идёт и садится за стол. Через некоторое время отец видит, что сын выловил из супа овощи, но оставил нетронутым мясо.
 - «Ты чего мясо не доел?» — спросил его отец.
 - «Я не буду, я хочу тебе угождать и быть для тебя хорошим сыном» — отвечает сынуля. — «Поэтому я целый месяц не буду есть мясо, яйца, масло и пить молоко.»
 - «А с чего ты решил, что мне это понравится, я же тебя не просил об этом? Разве для того, чтобы быть хорошим сыном, нужно недоедать?» — удивился отец.
 
Закономерные вопросы задал отец своему сыну, на которые глупенький сынишка вряд ли сможет ответить что-то вразумительное.
Но сегодня миллионы людей, как маленькие дети, выковыривают из тарелки то, что как им кажется, мешает их духовному росту. Не то, чтобы  эта пища была невкусная или вредная, и это было бы понятно. Но они не едят её именно потому, что она вкусная и питательная. Во всём мире такой отказ от пищи зовётся простым словом — пост. Но на самом ли деле это пост, в полном смысле этого слова?
 
Конечно нет, ведь в библейском понимании, такой выборочный отказ от пищи — это не пост. Когда мы читаем в Библии о посте, то всегда видим одну картину: человек ПОЛНОСТЬЮ отказывается от пищи, а не так: это ем, а это не ем.
 
«Пойди, собери всех иудеев, … и поститесь ради меня: не ешьте и не пейте три дня — ни ночью, ни днём…. (Есф.4:16)
 
Исключение каких-то определённых продуктов из своего рациона называется не постом, а диетой.
Вообще-то диета — вещь хорошая, впрочем как и сам пост, если он уравновешивается благоразумием. Но когда из диеты делают религиозный культ, то это уже другой вопрос. А если за несоблюдение этой диеты в определённые дни предписано отлучать от церкви, то это уже дело очень серьёзное.
 
Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится в святую четырехдесятницу (сорок дней) перед Пасхой, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин, да БУДЕТ ОТЛУЧЁН. (Апостольские правила 69)
 
Интересно, а почему сегодня не отлучают от церкви за несоблюдение поста, или вернее церковной диеты? Бояться, что совсем никого не останется?
Сегодня на работе спрашиваю сантехника, который за обе щеки уминал ветчину:
 
- «Серёга, сегодня же пятница, поститься нужно, ты же православный? Да и великий пост на дворе, а в это время пост особенно строгий? У тебя вот и крестик на шее висит, ты же православный?» — в шутку упрекнул я его. Просто интересно было, что он ответит, как отреагирует. Он ни чуть не растерялся:
 
- «А мне батюшка сказал, что я могу не поститься» — ответил Серёга, — «Он говорит, раз я работаю физически, то можно пост не соблюдать.» — ответил он, продолжая уплетать мёртвого поросёнка, при этом запивая всё молоком.
 
Конечно, этот товарищ не сильно-то и работает физически, одно название, но всё же тут можно задуматься: с каких это времён физический труд стал освобождать от поста? От поста освобождаются только беременные, «дабы не нанести ущерб здоровью ребёнка», а так же дети и больные, и то с позволения батюшки. Но думаю сегодня мало кто смотрит в апостольские правила, в каждом монастыре свой устав.Примечательно то, что раз сама церковь оговаривает такие исключения из правил, кому пост можно не соблюдать, то значит она признаёт, что такая православная диета может нанести вред здоровью. Но разве это согласуется с принципом из книги притчей Соломоновых?
 
Человек милосердный благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою. (Прит.11:17)
 
Ведь если бы эта диета длилась хотя бы 40 дней в году, то это как-то можно было вытерпеть. Но этих постных дней в году у православных христиан примерно 180, а у  желающих еженедельно причащаться — примерно 250, то есть  большая часть года.
 
250 дней в году православный должен соблюдать эту диету, лишая себя полезной и питательной пищи. Это тяжёлое бремя, подобное тому, какие взваливали фарисеи на людей во дни Иисуса, придумывая разные правила, которые Бог не давал:
 
Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; (Матф.23:4)
Интересно, что по православным канонам нужно поститься каждую среду и пятницу: первый пост в память о предательстве Иуды (это вообще не понятно кто выдумал), а второй пост в память о смерти Христа. Тут стоит вспомнить, что фарисеи во дни Иисуса тоже постились два раза в неделю:
 
Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди,….. пощусь ДВА РАЗА в неделю, ….(Лук.18:11,12)
 
Если бы православие появилось раньше фарисейства, то я мог бы подумать, что это фарисеи переняли этот обычай у православных, поститься два раза в неделю. Но кажется всё было наоборот.
 
Конечно, я не первый, кто замечает, что православный пост больше похож на обычную диету. И поэтому говоря о посте, в православных книжках всегда делается оговорка:
 
«Если, постясь только телесно, мы будем запутаны гибельными пороками души, то истомление плоти не доставит нам никакой пользы при осквернении самой драгоценной части, то есть души». (Иоанн Кассиан Римлянин)
 
Высказываний, смысл которых в том, что пост — это дело вторичное, очень много. На первое место ставятся добрые дела и высокие нравственные качества, которыми должен обладать постящийся. Иначе, такой пост бесполезен:
 
«Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, – нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело… Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления… Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния». (Иоанн Златоуст)
 
Но тогда получается, что пост — это дело избранных, так как по-настоящему высоконравственных людей сегодня единицы. А если злой, эгоистичный человек начнёт лишать себя удовольствия вкусно поесть большую часть года, то станет ли он добрей? Скорее всего наоборот, он станет ещё больше раздражительней и злее.
Так почему же по канонам церкви пост обязателен для всех? Может в то время, когда это правило писалось, те кто считали себя христианами были больше на них похожи?
 
До 12 века в постные дни нельзя было есть и рыбу, а потом разрешили. Может с этого времени пошло измельчание тех, кто называли себя христианами, и им было трудно совершать этот подвиг веры совсем без калорийной пищи? Вопрос интересный.
 
Да и вообще, публичный пост мешает верующему человеку исполнять совет Иисуса, который он давал в отношении поста:
 
А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.  (Матф.6:17,18)
 
Как человек может поститься тайно, если ему расписали все дни, когда он должен это делать? Разве не будут другие заглядывать ему в тарелку через плечо, что бы посмотреть, как он соблюдает пост?
Да, чуть не забыл: в пост нельзя употреблять алкоголь. Ну что, будем всех отлучать? Останутся одни язвенники, так как трезвенников в наш век практически нет. Ну а если учесть, что в пост нельзя курить и жить интимной жизнью, то кто же останется? Правильно, бабульки и дедульки, которым в этой жизни ничего этого уже не надо или нельзя.
 
Так же в православном катехизисе говорится, что «пост есть сильное оружие в борьбе с сатаной» и ссылка на евангелие от Матфея 17:21
 
20 Иисус же сказал им: ……..
 21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.  (Матф.17:20,21)
 
Так вот, этого 21 стиха нет в некоторых переводах Библии, например в греческом тексте Весткотта-Хорта, который согласуется с самыми древними греческими манускриптами. А это значит, что этот текст просто дописали те, кто хотел продвинуть идею важности поста для христиан. Но не стоит забывать, что демоны — тоже великие «постники», они вообще ничего не едят. А разве можно бороться с врагом, пытаясь ему подражать? Но напротив, Бог ясно говорит:
 
Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение.  (Прит.13:26)
Сейчас идёт великий пост, самый важный пост для православных «крестиан», который длится сорок дней. И тут приводят довод в защиту этого обычая: мол и Моисей, и Иисус постились тоже сорок дней, подав нам пример.Но и Моисей, и Иисус во время этого поста ПОЛНОСТЬЮ отказывались от пищи. И делали они это не каждый год, а ОДИН РАЗ в жизни. Видите разницу?  Вам так слабо поголодать хотя бы раз в жизни? Ведь если бы Бог хотел, что бы христиане соблюдали такие длинные и долгие посты, то разве он не дал бы чёткого повеления через своих служителей? Но на самом деле 40-дневный пост в первой половине года обычно соблюдали древние вавилоняне, египтяне и греки. И раз Библии нет даже упоминания о надобности каждый год соблюдать этот пост, то очевидно, что он был перенят у язычников. Впрочем как и многие другие обычаи.
 
В Библии же есть всего одно повеление в отношении поста, который евреям нужно было обязательно соблюдать:
 
И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый [день] месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте,…. (Лев.16:29)
 
Один день в году Бог повелел евреям смирять свои души. Один, а не двести пятьдесят. Видите разницу? Она огромна.
 
Так в чём мудрость тех, кто наложил на свою паству эту непосильную ношу, которая вредна людям и не нужна Богу?
 
Всё это создаёт лишь видимость мудрости в своевольном поклонении и притворном смирении, в изнурении тела, а в борьбе с желаниями плоти бесполезно.   (Кол.2:23)
 
Ну разве Писание не ясно говорит, что истязать своё тело с целью «искоренения пагубных проявлений души и стяжания добродетелей» — дело бесполезное? Ведь чёрным по белому написано, что такое своевольное служение не приближает к Богу!
 
Человеческие заповеди — это лишь видимость мудрости. Бог говорит тебе: мне это не нужно, кушай сынок.
 
Р.S.    Матф.15:11 "не тó, чтó входит в уста, оскверняет человека, но тó, чтó выходит из уст, оскверняет человека. "
« Последнее редактирование: 05.04.2012, 16:33:24 от Ольга Шульгина »

Оффлайн Ириш

  • Сообщений: 21
    • Православный
Я человек простой, в тонкостях цитат не сведущий. Скажу лично от себя, как изнутри идет. Пост- дело внутреннее, трепетное, как первая любовь, на вдохе все. Ну не лезет мясо с молоком, а если даже во сне застолье приснится- просыпаюсь с ужасом. Была у людей по работе, видела как свинью закололи и обсмалили, горелой шкурой воняло, вот оно- животное окончание жизни мне Боженька показал, мордой меня протянул, чтоб не захотелось. Грешна, пищеварение с детства худое, как в пост вообще еда не идет, ну кефира выпью и снова на кашу и молитву. По работе почти каждый день тяжести перетаскиваю и диски выдавлены, но мертвячина не лезет в рот. и 250 дней в году не лезет она. Выдумывает все народ, грамотный, Гугля начитался. пусть мой пост корявый и молитва мелкая, но стремлюсь я угодить, как ребенок, что с пластилина лепит фигурки и домой несет : смотри как, мой Боженька, я сегодня старалась!

Оффлайн р. Б. Пётр

  • Сообщений: 682
    • Православный
  • Skype: Умоляю, скажите "Господи, помилуй Елену!" (болеет)
пост это средство, а не самоцель. как говорил Серафим Саровский (не дословно, и кстати, бывший купцом до ухода из мира) - "меняй, как купец свои дела на благодать. молитву, благие дела, пост - меня все это на благодать, стяжи этим Духа Святага."

а кичиться можно и постом (смотри, какой я православный - пощусь), и отсутствием поста (смотри какой я прасолавный - мне даже пост не нужен), и благими делами, и молитвой и всем подряд. Искренность наше православное всё. Искренне поститься, искренне молиться, искренне помогать ближнему - что лучше получается, с того и начинать новоначальному, постепенно приучая себя делать и остальное. С двоедушием сложно чего-то добиться :)

Оффлайн АртемийПапа

  • Сообщений: 2867
Бог говорит тебе: мне это не нужно, кушай сынок
правильно.
тенденция однако.
все как зомби. раньше изо всех щелей -пост пост пост, готовим вкусно и постно, а что можно что нельзя,и прочий православный "феншуй"....
а теперь всех как подменили -что вы ! пост это не главное! главное другое ! а еда это ерунда  :D
ребята -где вы все были лет так 5 назад ? тогда бы это звучало актуально  ;D

Оффлайн Ириш

  • Сообщений: 21
    • Православный
а разве сейчас не тот же "фуншуй", по моему в кулинарии есть где разгуляться.
а где мы были, буряки наверное копали.. а я как многие, не читающие красивый кураевский форум- умирала перед закрытой дверью души, вылезала из петли, кидала бутылку с водкой прочь, отползала от края полета многоэтажек, клеила резаные вены пластырем, в чем то выжила, а в чем осталась с теми, кто ушел без покаяния, проживая свою и чужую боль. но Боженька, то достучался) и Пост- всегда актуально, в этом и радость большая)

Оффлайн Алёнушка

  • Сообщений: 15550
    • Православный
А кто сказал, что в пост нельзя спиртное?

"Вино испивается мерой, для укрепления сил постящегося"

Оффлайн Ирианна

  • Сообщений: 489
    • Православный

Цитировать
Бог говорит тебе: мне это не нужно, кушай сынок.

Опустим вопрос о том, где и каким образом Бог это говорит  ???  Да, Богу это не нужно!! Ему вообще ничего от нас не нужно. Это наоборот Он всё время даёт нам разные блага. Пост нужен только для нас самих, так же как и молитва и все остальные дела веры.
Это нам нужно уметь контролировать свои желания. Это нам нужно это особое время, чтобы оторваться от обыденности и задуматься о духовном, чтобы не мешали никакие кулинарные радости, никакие весёлые фильмы, походы, посиделки и т.п. В них нет ничего плохого, но они очень отвлекают от серьёзной духовной работы, и хотя бы на время можно всю суету отложить.
По поводу ничего не есть:
Вы бы смогли совсем не есть  7 недель??? Я - нет. А за сутки, знаете ли, много можно решить духовных проблем?...


Цитировать
Примечательно то, что раз сама церковь оговаривает такие исключения из правил, кому пост можно не соблюдать, то значит она признаёт, что такая православная диета может нанести вред здоровью.


"Диета" может нанести вред беременным и больным. Пэтому для них отменяется. Здоровым - только польза.

Цитировать
Но разве это согласуется с принципом из книги притчей Соломоновых?
 
Человек милосердный благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою. (Прит.11:17)

Это не согласуется никак. Стих о милосердии и жестокосердии. Где там про пост?



Оффлайн Ирианна

  • Сообщений: 489
    • Православный
А ещё хотелось бы добавить, что сейчас в эти дни верующие в основном на форумах не сидят, потому что это тоже отвлекает.  Кто-то и вообще компьютер без необходимости не включает, люди заняты молитвой, покаянием и удалением от зла. Так что длинная дискуссия вряд ли состоится. ;)

Оффлайн Шиманов Кирилл

  • Сообщений: 294
    • Православный
Здравствуйте Ольга. Я, будучи православным христианином, вполне понимаю ваше возмущение православными постами. Я думаю, что причина изобилия постов и их тяжесть связаны с "властной" ролью монашества в Церкви. Наша постная практика "заточена" под монашеский, преимущественно средиземноморский образ жизни: в монастыре пища закупается и готовится централизовано, в больших объемах. "Писателю постных правил" нет нужды самому после работы шинковать капусту и ждать два часа, пока разварится горох. В положенное время он получит не отягчающую чрево рыбную котлетку, возблагодарив Бога отдаст грязную посуду на мойку и углубится в молитву. Монашество в средневековом обществе имело монополию на религиозную мысль, но при этом имело негласный запрет на социальную мысль (да и не очень то хотело социально мыслить). Отсюда огромное кол-во "аскетической" и "учительной" литературы и дефицит литературы на актуальные для мирян темы. Отсюда отсутствие здравого обоснования постов для мирян, нелепые доказательства полезности постов на основании монашеского восприятия - "постимся постом приятным", ради цели монашеского "духовного или молитвенного возрастания". Я считаю, что в современной жизни посты для мирян должны быть не обязательными а добровольными, священнослужитель должен предварять пост такими словами: "наступает пост, желающие могут поститься".

Оффлайн Makarios

  • Модератор
  • *
  • Сообщений: 8206
    • Православный
...Я считаю, что в современной жизни посты для мирян должны быть не обязательными а добровольными, священнослужитель должен предварять пост такими словами: "наступает пост, желающие могут поститься".
Кирилл, мне кажется, Вы стучите в открытую дверь. Разве сейчас кто-то кому-то в тарелку заглядывает? Я знаком даже с представителями духовенства, которые напр. не соблюдают Петров пост. Это их честное отношение к данному посту.

Вот Вы разве не имеете власти не поститься? просто честно выбрать свою меру поста, которая Вам требуется в течение года. Что именно мешает?

Оффлайн Светлана Жигимонт

  • Сообщений: 6114
    • Православный
Кирилл, мне кажется, Вы стучите в открытую дверь. Разве сейчас кто-то кому-то в тарелку заглядывает? Я знаком даже с представителями духовенства, которые напр. не соблюдают Петров пост. Это их честное отношение к данному посту.

Вот Вы разве не имеете власти не поститься? просто честно выбрать свою меру поста, которая Вам требуется в течение года. Что именно мешает?
Я не могу не поститься, пока Церковь не разрешит  :'( Не могу, и все тут. Меня чувство вины сожрет.

Оффлайн Шиманов Кирилл

  • Сообщений: 294
    • Православный

Вот Вы разве не имеете власти не поститься?

Конечно, по сложившейся средневековой традиции мы, миряне, не имеем в Церкви власти не поститься. Я с интересом ознакомлюсь с документом, принятым священноначалием, подразумевающим власть мирян "не поститься". Известные мне церковные документы (поучения священнослужителей, решения поместных соборов) свидетельствуют об обратном: миряне обязаны поститься и могут освобождаться от поста по разрешению духовника. Слава Богу, мы живем в светском государстве и можем "без последствий" пренебрегать этой традицией.
« Последнее редактирование: 12.04.2012, 22:17:57 от Шиманов Кирилл »

Оффлайн Makarios

  • Модератор
  • *
  • Сообщений: 8206
    • Православный
... мы живем в светском государстве и можем "без последствий" пренебрегать этой традицией.
ну так и я о том же - какие последствия-то?  ;)
ну не поститесь просто, и всё тут! Поститесь только тогда, когда действительно этого захотите и поймете, что именно это Вам необходимо. Иначе лицемерие какое-то получается. И не надо на всякие "документы" ссылаться, ерунда это всё. Документ - в сердце должен быть написан, а не с амвона навязан.

UPD. Давайте на личных примерах посмотрим. Вот Вы как сегодня, в Великую Пятницу поститесь? По Уставу? ("...ниже трапезу поставляем, ниже ядим в сей день распятия. Аще же кто будет многонемощен, или престарелся, и не могий пребыти постен, дается ему хлеб и вода, по захождении солнца.")
Я напр. для себя решил, что не ем и не пью "ничесоже" до вечерни, она у нас в 14:00. А как отслужим вечерню, вынесем Плащаницу, ем и пью постную пищу. Много лет практикую. И никакого недовольства на Церковь не возникает  :)
« Последнее редактирование: 13.04.2012, 10:30:44 от Makarios »

Оффлайн Шиманов Кирилл

  • Сообщений: 294
    • Православный
А как отслужим вечерню, вынесем Плащаницу, ем и пью постную пищу. Много лет практикую. И никакого недовольства на Церковь не возникает  :)

Почему не возникает недовольства?! Видимо, потому что постническая практика как-то органично соответствует внутреннему эмоциональному и физиологическому состоянию. Но это Ваш личный пример, может ли он быть удачным для всех? Скажу о себе - не пощусь пару-тройку лет, никакого недовольства на Церковь не возникает  :) Раньше мучился с постами, не любил их, не видел в них смысла но терпел. Как ни как "Церковь обязывает". Постепенно, изучая темы постов, понял что "постной обязанностью" можно пренебречь. Но, конечно хочется официального подтверждения, хотя понимаю - до него еще очень далеко.

Оффлайн Светлана Жигимонт

  • Сообщений: 6114
    • Православный
Почему не возникает недовольства?! Видимо, потому что постническая практика как-то органично соответствует внутреннему эмоциональному и физиологическому состоянию. Но это Ваш личный пример, может ли он быть удачным для всех? Скажу о себе - не пощусь пару-тройку лет, никакого недовольства на Церковь не возникает  :) Раньше мучился с постами, не любил их, не видел в них смысла но терпел. Как ни как "Церковь обязывает". Постепенно, изучая темы постов, понял что "постной обязанностью" можно пренебречь. Но, конечно хочется официального подтверждения, хотя понимаю - до него еще очень далеко.
. И даже в Великий пост не поститесь ?  :o

Оффлайн Шиманов Кирилл

  • Сообщений: 294
    • Православный
. И даже в Великий пост не поститесь ?  :o

 Не пощусь. :)

Якунин Сергей

  • Гость
. И даже в Великий пост не поститесь ?  :o
Я поспрашивал своих знакомых, которые считают себя православными-99% совсем не постятся.

Якунин Сергей

  • Гость
Лично мне пост с избирательным отказом от некоторых продуктов не очень понятен. Всё же более логичным кажется пост в виде полного отказа от пищи.

Оффлайн Светлана Жигимонт

  • Сообщений: 6114
    • Православный
Лично мне пост с избирательным отказом от некоторых продуктов не очень понятен. Всё же более логичным кажется пост в виде полного отказа от пищи.
. Но, насколько я поняла из ваших предыдущих тем, вы и с избирательным отказом не очень-то ?  :D

Якунин Сергей

  • Гость
. Но, насколько я поняла из ваших предыдущих тем, вы и с избирательным отказом не очень-то ?  :D
Уже всё наладилось-читайте мои темы!  :)  Ситема Миримановой меня выручает, если мучное кушаю только на завтрак. Ежели буду кушать во время Великого Поста "...только один раз в день вечером и только хлеб..." то вновь буду колобком.  :(  По причине реакции моего организма на постные продукты на всякий случай соблюдаю только канонические посты-среда, пятница, Великий пост. (про их каноничность был ответ в разделе "Вопрос священнику"). Последний месяц-два иногда пощусь в среду и пятницу полным отказом от пищи-вот это действительно пост.

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru