Автор Тема: Медовик с начинкой из дегтя в Михайлов день.  (Прочитано 3232 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Совет Фонда помощи

  • Сообщений: 869
    • Православный
Нина Павлова, автор "Пасхи Красной", написала новую книгу. По сути,  это книга того же плана и той же концепции, что и книга о. Тихона "Несвятые святые" или последняя книга Олеси Николаевой. Только что я признался в том, что аргументированно хвалить не умею, и поэтому про Николаеву и о. Тихона ничего не напишу  :-X Так и заявлено в предисловии к книге Павловой - пишу то, что было(слышала), по благословению духовника. Без прикрас. Тот факт, что рассказчики Павловой иногда не просто прикрашивают, а по-своему красят или даже перекрашивают, увы, остался без ее заботы(что счастливо избежали два упомянутых автора).
Прочитав книгу Павловой до середины, я решил ее оставить для чтения на пост, так она мне понравилась.
Открыв ее в пост, я понял, что не ошибся в своем намерении, хотя, как говорится, был и первый звоночек. В сборнике есть рассказ, где фигурирует некий мальчик, много просивший своих родителей достать ему яблоко с верхушки яблони(вообще в том году яблоков был недород). Мама била-била яблоню, ничего не добилась, папа бил-бил, а яблоко все висит и висит. Но семья была православная и там, как я понимаю, зашел разговор об ангелах. А дело было осенью, когда яблоки, иногда, сами собой падают на землю. И.Ньютон работал над этой проблемой и показал, что иногда это происходит без действия потусторонних сил. Но мальчику про Ньютона не рассказывали. Кроме того, осколки педагогического опыта подсказывают мне, что дети в малолетнем возрасте очень чутко ловят, что от них хотят услышать родители. Автор книги - психолог взрослый, с опытом работы с заключенными, которые, напротив, старались ей говорить не то, что она хотела бы услышать, как в зоне, так и по освобождению.
В итоге приходит мальчик в дом с этим самым яблоком. Не съел ведь его сразу, молодец-то какой. Родители сразу его вопрошать, как это. А мальчик и говорит, мол, приходил дядя с большими белыми крыльями, величиной с дом, и с ним играл. А потом мальчик попросил его достать яблоко, ну он и достал ему. (эх, надо было коммунизм попросить или там раскольников, а еще бы лучше - греко-католиков, на Украине извести - АВ). Но мальчику про коммунизм и Денисенко тоже не рассказывали. Все равно мальчик умный, вырастет, глядишь - епископом будет.
Кто после этого текста не записал меня в злостные атеисты, и почитает еще, поймет дальше, что про Украину я написал не случайно.
Хотя у Нины фамилия Павлова, а не Павленко, ее предки - украинцы.
Но при всей отличности слога украинские корни и интересное повествование, вызывающее, в 80% случаях полное доверие, не заменяют автору, похоже, серьезного отсутствия исторического мышления.
Вот рассказ "крестная". Он построен на том, что плохие парни у крестной автора(само собой, бывшей дворянки) отняли квартиру в глубокой юности. Плохой парень со своей девушкой приехал в Москву, и познакомился с крестной, чтобы осуществить план ее кидка. Для этого он расходится со своей девушкой и женится на крестной. У них рождается ребенок. После этого жених сходится с заботливо привезенной из своего Лимитогорска девушкой, упрятывает крестную в психбольницу, ворует у нее фамильные серьги, дарит их зав. отделением в ПБ, и подает в суд на признание крестной недееспособной, а ребенка, из-за опасности оставления его у крестной, держит у себя. В суд приглашается и зав.отделением ПБ, которая приходит туда в "тех самых" серьгах. Мать крестной серьги опознала, все поняла, попросила в судебном заседании перерыва и предложила в обмен на ребенка квартиру.
Тут же, в тот же день на квартиру была оформлена дарственная. Важная деталь повествования, кстати.
Затем в истории крестной лакуна, ну так, судя по тексту, лет в 10, содержание которой автор книги не знает. Она познакомилась с ней уже по истечении этой лакуны, когда, как бесхитростно пишет Нина  Александровна, крестная была жената вторично, на зав.отделом райкома партии и снова была в трехкомнатной квартире. Т.е. крестная была комсомолка, спортсменка, красавица. Второе замужество опять не обошлось без участия психиатров. Но чудеса там были, как без этого. В книге все описано.
Тут важен не факт второбрачия, а дарственной на квартиру в государственной жилищном фонде, я так понимаю, году где-то в 1975-м. О таких деталях, как описание процедуры судмедэкспертизы, вообще говорить не приходится.
Крестной удалось получить права, кстати. Она их использовала для того, в частности, чтобы направить свой джип на таран автомобиля с плохими парнями. Ну и так далее.
Автор тут явным образом подпала под влияние душевнобольной больной женщины, и поверила ее рассказам. Я бы сказал резче, россказням. Но зачем ее тиражировать, эту историю, тиражом в несколько раз по 5К  экз?
Впрочем, тут помощник читателю и язык повествования - совершенно вялый и бездарный в этом рассказе, явным образом отличающийся от остального. А включи автор историческое сознание, книга бы обошлась вполне без этого нароста...
Еще худшие шутки сыграло отсутствие исторического чутья там, где речь идет о, говоря парадно,  переплетении судеб русского и украинского народов.
Рассказ из недалекого прошлого. Его поведала паломница в Оптину, сама с Сибири,  но родилась она на Западной Украине, по ее словам, "у самой границы". Самая граница, это Галиция, если кто не знает(например, Н. Павлова). Далее семью паломницы перед самой(!) войной затолкали в эшелоны и отправили в голую степь, на стройку, в Сибирь. Паломница, однако, не забыла название своего села в Галиции и как-то после войны туда съездила. Там, как оказалось, не село, а голое место. А почему так? Да немцы танками все пожгли. Это тоже важная часть повествования, но, к сожалению, и самая фантазийная. Найдется ли в Галиции пусть не 50, пусть не 40, даже не 10, а хотя бы одно село, хоть сколько-нибудь пострадавшее от немцев? Что называется, огласите весь список, пожалуйста... История репрессий в СССР не знает и массовых выселений славянского населения с Западной Украины "за веру"(репрессировали поляков-осадников, мелких землевладельцев, но их амнистировали осенью 1941 г.). Такие мелочи, как участие танков в боевых действиях в горной местности(самая граница - это Карпаты), вообще, чего брать...
Западенцы, действительно, уезжали с родины, когда там стало совсем нечего делать и есть - после войны. Их можно найти и на шахтах Донбасса, и в Николаеве, и в Воркуте даже... Но одно дело, когда твои предки выехали с родины по вербовке, а другое - романтическая история про страдания за веру. А ведь говорил схиархимандрит И. автору - пиши все, как есть...
Но еще худшую шутку сыграна с Н.Павловой веревка... Да-да, веревка, историю про которую автор до поры до времени считала байками своих соплеменников(украинских переселенцев в Сибирь). Реальные обстоятельства массового переселения малороссов в Сибирь(а именно массовое переселение малороссов Павлова объясняет историей про веревку) Павлову интересуют мало, как и своя личная родословная. Хотя Нина Александровна, по определению, дама не бедная, раз книги-то издает, ну и пара запросов в Госархив Томской или Новосибирской областей не сделали бы катастрофической бреши в ее бюджете. Хотя тогда пришлось бы расстаться с романтикой - выяснилось бы, со всей очевидностью, что семья, условно говоря, Миколы Иванова Павленко появилась там-то и там-то в конце 19-го века, а, может быть, и того хуже, в ходе реформ Столыпина, которые потерпели крах... Позор-то какой... А что не было земли, свободной для обработки, а в семьях нарождалось по 6-10 человек, и куда их было девать(половина умирала, но все равно много оставалось) - только в город или в Сибирь и на Дальний Восток... Вот и пошло это переселение с отменой крепостного права, еще до Столыпина, который лишь придал ему импульс. Ну кушать нечего было... Но это не романтично, сами понимаете... Нина Александровна привлекает в помощь математику - полная утрата языка происходит в 3-4-м поколении, а значит, 3-4 века назад... Тут два варианта - либо поколение меняется раз в сто лет(ну как с рождением у библейской Сары), либо у Н.А. плохо еще и с устным счетом(если исходить из общепринятой в той же этнографии продолжительности поколения)...
А что у нас было в 20 минус 3-4 века назад на Украине? Так, ну там Богдан Хмельницкий... Да не, усе это не то... При чем тут Хмельницкий... Бери глубже... Ну конечно же, конец 16-го века, введение унии на западных землях(те, что были тогда Речью Посполитой). Как же оно происходило? Оказывается, сибиряки-украинцы потопали в Сибирь во всем своем масштабе как раз в то время и как раз по этому поводу. А конкретно, народное предание сохранило детали. Приходили в село некие лица и подгоняли народ к колодцу. Давали объявление, чтобы каждый с собой взял по младенцу. Ну младенца к веревке привязывали и в колодец опускали, при этом ставили условие, или унию принимаешь, или младенец станет прообразом тургеневской му-му.
Ну и кто это дело заранее узнал, собрали чемоданы и в Сибирь, по горячим (буквально) следам Ермака Тимофеича. Понятно теперь, почему так мало географических карт того времени в подлинниках сохранилось - Борис Годунов все переселенцам пораздавал. Ну там переправы чартерные, естественно, были организованы, через Днепр, Волгу...
Я не хотел воспроизводить этот бред вообще, но недавно на форуме мне попалась тема, в очередной раз затрагивающая УГКЦ. Некая православная сестра воспроизводит текст Н.А. как истину о том, как пришла уния в Украину. Понятно, что она пришла, куда она пришла, очень непросто, но совсем не так, как описывает Н.А. Причем в селах-то особо и не спрашивали прихожан, хочешь присоединиться или нет.
Одним словом, Н.А. со своим литературным плугом (сознательно, по нерадению или по чьему-то заказу оттуда, где она подвизается(вот не хотелось бы так думать) вклинилась в чужой ряд, и не очень удачно.
Все это вызывает сомнения, а вдруг те рассказы, которые не касаются, скажем так, исторической проблематики, тоже такого же уровня достоверности... Опять-таки не хотелось бы так думать... А приходится...

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru