Автор Тема: Еще раз о филиокве  (Прочитано 20678 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Михаил 1961

  • Гость
Re: Еще раз о филиокве
« Ответ #320 : 24.03.2018, 14:03:55 »
Этот смысл "О Филиокве" в теме уже опубликован с самого начала темы:
В самой Заяве темы «25.01.2012» http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=586077.msg7065992#msg7065992
И во втором (первом) посту темы «Ответ #1» http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=586077.msg7065995#msg7065995
Далее в теме обсуждение... (прочтите начало в двух приведенных постах).
Вопрос не в формулировке, а в понимании. Современные католики понимают исхождение Духа в православном смысле и несколько раз специально уточняли это. После работы Болотова всем ясно, что ничего еретического в филиокве нет.

Оффлайн Igors F.Upmanis

  • Сообщений: 6759
    • Католик
Re: Еще раз о филиокве
« Ответ #321 : 12.10.2018, 20:14:36 »
>  Ну а откуда вообще узнали про ипостасное исхождение? и про ипостась как такое?
Это Божественное Откровение?

Цитата: Сергей_Николаевич от 06-Окт.-2012 22:00
Вам к отцам Каппадокийцам....

  Они в это время (до вступления на престол св. Иоанна Златоуста, ок. 400г)  были вне общения с Римом, по делу св. Афанасия Александрийского и ариан. Можете трижды гадать, где в это время была истинная Церковь.
  Если в это время у них что-то изменилось и возникли вероучительские различия, то упрекать в этом Римскую Церковь - даже не представляю, как это называть


Re: Еще раз о филиокве
« Ответ #322 : 07.02.2019, 16:02:47 »
уважаемые форумчане, вы наверно могли бы подсказать где посмотреть ответ на вопрос: учение филиокве означает, что Святой Дух исходит от воплотившегося Иисуса Христа?
« Последнее редактирование: 07.02.2019, 16:06:12 от ВладимирПетровичМск »

Онлайн Denis Calvinist 1971

  • Сообщений: 3111
    • Кальвинист
Re: Еще раз о филиокве
« Ответ #323 : 07.02.2019, 16:14:32 »
http://catholic.tomsk.ru/catechism/0123.htm#s1
было тут, но надо искать точно

Re: Еще раз о филиокве
« Ответ #324 : 08.02.2019, 11:37:55 »
http://catholic.tomsk.ru/catechism/0123.htm#s1
было тут, но надо искать точно

Благодарю Денис, посмотрел по ключевому слову "исход-ит", но ничего не нашел объясняющего вопрос.

Может Игорс мог бы помочь с навигацией где посмотреть ответ на вопрос: учение филиокве означает, что Святой Дух исходит от воплотившегося Иисуса Христа?


Онлайн Denis Calvinist 1971

  • Сообщений: 3111
    • Кальвинист

Re: Еще раз о филиокве
« Ответ #326 : 11.02.2019, 19:33:08 »
https://www.catholic.com/tract/filioque

Благодарю, но к сожалению, английский моя слабая сторона! Денис, кальвинисты ведь тоже исповедуют филиокве, может тогда вы проясните как это понимают кальвинисты? То есть, означает ли учение филиокве, что воплотившийся Иисус Христос также является Виновником, как говорят греки, и что Он — Начало существования (principium subsistentiae) Духа Святого, именно в том же смысле, как и Отец, — как говорят латиняне?

Онлайн Denis Calvinist 1971

  • Сообщений: 3111
    • Кальвинист
Re: Еще раз о филиокве
« Ответ #327 : 11.02.2019, 19:36:52 »
Благодарю, но к сожалению, английский моя слабая сторона! Денис, кальвинисты ведь тоже исповедуют филиокве, может тогда вы проясните как это понимают кальвинисты? То есть, означает ли учение филиокве, что воплотившийся Иисус Христос также является Виновником, как говорят греки, и что Он — Начало существования (principium subsistentiae) Духа Святого, именно в том же смысле, как и Отец, — как говорят латиняне?
Ну там же можно переводчиком смысл уловить...
Вопрос филиокве не является столь животрепещущим для реформатов. В монументальном труде Уэйна Грудэма по богословию сказано, что да, протенстанты разделяют точку зрения католиков по данному вопросу

Онлайн Denis Calvinist 1971

  • Сообщений: 3111
    • Кальвинист
Re: Еще раз о филиокве
« Ответ #328 : 11.02.2019, 19:44:53 »
https://e-libra.ru/read/367112-sistematicheskoe-bogoslovie.html
цитирую -
Дискуссия о филиокве. В связи с Никейским символом веры следует кратко упомянуть еще об одной несчастливой главе в истории церкви, а именно о разногласиях, возникших по поводу введения формулы филиокве (filioque)  в Никейский символ веры, что впоследствии, в 1054 г., привело к расколу между западным (римско–католическим) и восточным христианством (которое в наши дни состоит из различных ветвей восточного православного христианства: Греческой православной церкви, Русской православной церкви и т. д.).

Латинское слово filioque  означает «и от Сына». Эти слова не были включены в Никейский символ веры ни в 325 г., ни в его вторую редакцию в 381 г. В тех версиях говорилось лишь, что Святой Дух «исходит от Отца». Но в 589 г. на поместном церковном соборе в Толедо (совр. Испания) были добавлены слова «и от Сына», так что в символе веры теперь говорилось, что Он «исходит от Отца и от Сына».  В общем–то, не возникает никаких возражений против утверждения о том, что Святой Дух исходит от Отца и от Сына в определенное время (в частности, вдень Пятидесятницы. См.: Ин. 15:26 и 16:7, где Иисус говорит, что пошлет Святой Дух в мир). Однако это было утверждение о природе Троицы, и эти слова были поняты в связи с вечными  взаимоотношениями между Святым Духом и Сыном, о чем нигде в Писании напрямую не говорится[165]. Форма Никейского символа веры с дополнительной формулировкой постепенно получила широкое признание и была официально признана в 1017 г. Этот вопрос был осложнен церковной политикой и борьбой за власть, и этот внешне крайне незначительный аспект учения стал основной причиной раскола между восточным и западным христианством в 1054 г. (Однако истинным политическим поводом к разделению послужил вопрос об отношении восточной церкви к власти папы.) Разногласия по вопросам учения и раскол между двумя ветвями христианства не нашли своего разрешения до сегодняшнего дня.

Можно ли считать какую–либо точку зрения по этому вопросу истинной? Свидетельство Писания (хотя и не очень пространное), похоже, подтверждает позицию западной церкви. Несмотря на то что в Ин. 15:26 говорится, что Дух истины «от Отца исходит», это не отрицает, что Он исходит также от Сына (как в Ин. 14:26 говорится, что Отец пошлет Святого Духа, а в Ин. 16:7 — что Сын пошлет Святого Духа). Ведь в Ин. 15:26 Иисус в одном предложении говорит о Святом Духе: «Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит». И если Сын вместе с Отцом посылает Святого Духа в мир, то, по аналогии, представляется уместным сказать, что это отражает вечный порядок Их взаимоотношений. Мы не можем настаивать на этом, основываясь на каком–то определенном стихе. Однако во многом наше понимание вечных  взаимоотношений между Отцом, Сыном и Святым Духом основано на стихах Писания, где сказано о том, каким образом Они соотносятся в творении во времени.  Кроме того, в восточной формулировке есть опасность предположить неестественную дистанцию между Сыном и Святым Духом, и тогда возможно, что в личном поклонении будет выдвинут на первый план мистический, проникнутый Духом опыт, а рациональное поклонение Христу как Господу останется без внимания. Тем не менее разногласия по такому неясному вопросу учения (в сущности, это был вопрос об отношениях между Сыном и Духом до творения), безусловно, не требовали разделения церкви.

Оффлайн Igors F.Upmanis

  • Сообщений: 6759
    • Католик
Re: Еще раз о филиокве
« Ответ #329 : Вчера в 09:43:37 »
Благодарю Денис, посмотрел по ключевому слову "исход-ит", но ничего не нашел объясняющего вопрос.

Может Игорс мог бы помочь с навигацией где посмотреть ответ на вопрос: учение филиокве означает, что Святой Дух исходит от воплотившегося Иисуса Христа?

 Авторитетный текст с прямым ответом "да-нет" на этот вопрос лично мне не попадался, м.б. его и нет.
 Но ведь Триединый Бог - Вечный и Неизменный. Вот и Святой Дух превечно и неизменно исходит так как исходит. Это не  может меняться во времени, например в день воплощения Христа Иисуса.
  А после воплощения, человеческое и Божественное естество Христа соединены хотя нераздельно, но и неслитно. Поэтому вряд ли можно говорить, что Св. Дух исходит от воплотившегося Иисуса Христа, в латинском Символе такого и нет.

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru