Автор Тема: младостарчество  (Прочитано 5724 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Николай Лысенко

  • Гость
младостарчество
« : 07.02.2011, 21:54:49 »
Сектантство одна из самый больших проблем современности. И наверное самый большой вызов для Церкви - это если хотите современные гонения на Церковь. Кроме всяких, внешних сект, а их великое множество. В последнее время еще появились внутри - Церковные секты, так называемые, псевдоправославные учения. ИНН, Чипы, кононезация иоанна грозного, царь искупитель, многие эти сумасшедшие идеи периодически обсуждаются, режут слух, естественно отталкивают, от Церкви здравомыслящих но недостаточно воцерковленных людей.
Одна из самых вредных ересей является лжестарчество и лжепослушничество  наверное львиная доля, всех этих идей рождается здесь. Опровергать эти идеи не совсем правильно мы всегда будем на шаг позади. Например: решился вопрос с инн. начали боротся с паспортами, решится вопрос с паспортами, что то еще придумают. Появился лже старец объяснили людям, что это какой очередной самозванец, на его место придет еще 10.
Вот собственно поднимаю эти тему, как объяснить людям, что старцы это очень большая редкость. И есть ли они вообще?
В общем приглашаю, всех к обсуждению. как отличить старца от лжестарца? Может у кого найдется видео материалы хорошие буду очень благодарен. Очень буду благодарен, за реальные истории из жизни!

Оффлайн Маленькая Ксения

  • Сообщений: 4820
    • Не указано
Re: младостарчество
« Ответ #1 : 08.02.2011, 06:36:11 »
А каким людям вы собрались объяснять? В этом главный вопрос.
Те, кто ищут чудесных решений, а поэтому ищут старцев, просто верят в "старцев" больше, чем в "бабок". Точнее, для них они легальнее бабок, а смысл тот же. Так что, тут просто словами не отделаться, тут надо менять первопричину, с ней бороться.
Ещё есть стремление у некоторых граждан быть ведомыми в запале религиозности. Не самим думать, работать, исправляться, противостоять, просто тупо исполнять то, что старец велит.
Это тоже лечится иначе, не словами о том, что, мол, старцев нынче настоящих мало. Человек же не стремится обогатить свою духовность, ему надо "откровение" услышать, рецепт, алгоритм  действий получить, чтобы не соталось времени и сил на собственное творчество.


Оффлайн Андрей Смолянин

  • Сообщений: 73
Re: младостарчество
« Ответ #2 : 08.02.2011, 11:09:12 »
Проблема на мой взгляд в том что люди не хотят думать не хотят молится не хотят… одним словом шевелить ластами, по благословению жить проще во всех неудачах лучше винить кого-то. Настоящим старцем считаю отца Илью раньше в Оптиной был сейчас не знаю но и его благословение не является КАСКО что у вас будет все хорошо это просто молитвенная помощь и пожелание доброго пути в выбранном направлении. Пока церковь в лице приходских священников не возьмется за воспитание своих прихожан (сейчас на многих приходах отношение как к кошельку пришел кинь денежку, я встречал храмы где воду крещенскую продавали, я понимаю что всем тяжело но почему те же баптисты создают свои малые предприятия а мы не можем за 20 лет относительной свободы можно было что нить сделать говорю только про нашу епархию положение в других не знаю у нас реально работает в режиме производства один приход на Смоленск, остальные занимаются спекуляцией церковной утвари, книг  т.п.) положение не изменить, если пастырь не хочет пасти овец приходит волг в овечьей шкуре.

Оффлайн Владимир Иванов

  • Сообщений: 738
    • Православный
Re: младостарчество
« Ответ #3 : 08.02.2011, 12:18:05 »
Тема старцев и старчества неразрывно связана с темой духовных авторитетов и послушания. А об этом очень хорошо сказано в замечательной православной книге «<a href="http:// missioner.kuraev.ru/index.php?option=com_docman&task=doc_details&gid=96">Искушения наших дней[/url]». 

Я уже цитировал этот фрагмент в других ветках на этом форуме, но, чтобы не заставлять читателей бегать по ссылкам, не буду давать ссылку туда, а процитирую здесь.

Диакон В.Соколов в этой книге пишет:

Цитировать
…Последующая эпоха [эпоха после I века, после Иисуса и апостолов – В.И.] не столь обиловала духовными дарами, поскольку из-за притока огромного количества новообращенных произошло естественное понижение духовно-нравственных требований. Потому самые ревностные христиане стали убегать в пустыню, где они могли полностью посвятить свою жизнь духовно-нравственному совершенствованию. Некоторые из подвижников добивались состояния бесстрастия, которое настолько приближало их к Богу, что они могли получать различные духовные дары - и, прежде всего дар любви. Это давало им возможность мудро, в соответствии с Божьей волей распоряжаться и такими дарами, как духовное разумение и прозорливость. Зная о том, что этим духоносным отцам открыта воля Божия, многие из тех, кто желал пройти путем духовного совершенствования, сами просили подвижников руководить ими в духовной жизни, а чтобы такое руководство осуществлялось более успешно - отказывались от своей воли. (Выделено мной - В.И.)

Так родилась практика полного послушания, когда послушник отдавал старцу - на время - для исцеления свою поврежденную волю. Действенна эта практика была только там, где духовному руководителю открывалась воля Божия, а руководимый отдавался в такое послушание свободно, желая исполнять именно Божию волю, а вовсе не волю человеческую. О насилии здесь не могло быть и речи, потому что старец своими советами и опекой только помогал послушнику взращивать в себе «нового человека».

Однако со временем таких бесстрастных подвижников становилось все меньше и меньше. С их оскудением опыт такого полного послушания, введенный повсеместно, обессмысливался, потому что в нем исчезал один из главных компонентов такого послушания: открытая подвижнику воля Божия.

В XX веке святитель Игнатий Брянчанинов, проделавший огромную работу по изучению и осмыслению древнего опыта пастырства и духовничества, писал о том, что такое послушание возможно было только в древности. Но и в древности таковых старцев «всегда было ничтожное число», а про время, в которое жил святитель, он совершенно определенно написал: «богодухновенных наставников у нас нет». Святитель Игнатий, безусловно, знал людей святой жизни среди своих современников, но сказал так для того, чтобы показать их чрезвычайную малочисленность по сравнению с общим числом духовенства, монашества и верующих мирян.

Поэтому, остерегая всех тех, кто искал духовного руководства по образцу древнего старчества, он предлагал устроить современное ему духовничество следующим образом: «По учению отцов, жительство... единственно приличествующее нашему времени, есть жительство под руководством отеческих писаний с советом преуспевших братии; этот совет опять должно проверять по писанию отцов... Отцы, отдаленные от времен Христовых тысячелетием, повторяя совет предшественников, уже жалуются на редкость богодухновенных наставников, … и предлагают в руководство Священное Писание и отеческие писания. Отцы, близкие к нашему времени, называют богодухновенных руководителей достоянием древности и уже решительно завещевают в руководство   Священное   Писание,   проверяемый   по   этим   Писаниям,   принимаемый   с   величайшей осмотрительностью и осторожностью совет современных... братии». <…>  И это написано в XX веке, который дал Церкви целый сонм богопросвещенных и прозорливых старцев. Что же можно тогда сказать о духовничестве в наше апостасийное время?

Но, начитавшись литературы о прозорливых оптинских старцах, неопытные христиане все равно ищут старческого руководства, забывая, что такое духовничество было исключительным явлением даже для XX века.

В другом месте также приводятся высказывания Игнатия Брянчанинова:

Цитировать
Послушание старцам в том виде, в каком оно было у древнего монашества, не дано нашему времени. Преподобный Кассиан Римлянин говорит, что египетские отцы, между которыми особенно процветало монашество и приносило изумительные духовные плоды, "утверждают, что хорошо управлять и быть управляемым свойственно мудрым, и определяют, что это - величайший дар и благодать Святого Духа". Необходимое условие такового повиновения - Духоносный наставник, который бы волею Духа умерщвлял падшую волю подчинившегося ему о Господе, а в этой падшей воле умерщвлял и все страсти. ...Очевидно, что умерщвление падшей воли, совершаемое так величественно и победоносно волею Духа Божия, не может совершаться падшей волей наставника, когда сам наставник еще порабощен страстям. ...Иноческое послушание в том виде и характере, как оно проходилось в среде древнего монашества, есть высокое духовное таинство. Постижение его и полное подражание ему соделались для нас невозможными: возможно одно благоговейное благоразумное рассматривание его, возможно усвоение духа его. Тогда мы вступим на путь правильного суждения и душеспасительного благоразумия, когда, читая опыты и правила делания древних Отцов — послушания их, равно дивного и в руководителях, и в руководимых - увидим в современности общий упадок христианства, сознаемся, что мы неспособны наследовать делание Отцов в полноте его и во всем обилии его.

...Духовное жительство, предоставленное промыслом Божиим нашему времени ... основывается на руководстве в деле спасения Священным Писанием и писаниями Святых Отцов при совете и назидании, заимствуемых от современных отцов и братии. В собственном смысле, это - послушание древних иноков, в ином виде, приспособленном к нашей немощи, преимущественно душевной. Древним послушникам их Духоносные наставники возвещали немедленно и прямо волю Божию, ныне иноки должны сами отыскивать волю Божию в Писании и потому подвергаться частым и продолжительным недоумениям и погрешностям. Тогда преуспеяние было быстрым по свойству делания, ныне оно косно (медленно) опять по свойству делания.

Anisim2ovich

  • Гость
Re: младостарчество
« Ответ #4 : 08.02.2011, 12:46:32 »
Сектантство одна из самый больших проблем современности. И наверное самый большой вызов для Церкви - это если хотите современные гонения на Церковь. Кроме всяких, внешних сект, а их великое множество. В последнее время еще появились внутри - Церковные секты, так называемые, псевдоправославные учения. ИНН, Чипы, кононезация иоанна грозного, царь искупитель, многие эти сумасшедшие идеи периодически обсуждаются, режут слух, естественно отталкивают, от Церкви здравомыслящих но недостаточно воцерковленных людей.
Одна из самых вредных ересей является лжестарчество и лжепослушничество  наверное львиная доля, всех этих идей рождается здесь. Опровергать эти идеи не совсем правильно мы всегда будем на шаг позади. Например: решился вопрос с инн. начали боротся с паспортами, решится вопрос с паспортами, что то еще придумают. Появился лже старец объяснили людям, что это какой очередной самозванец, на его место придет еще 10.
Вот собственно поднимаю эти тему, как объяснить людям, что старцы это очень большая редкость. И есть ли они вообще?
В общем приглашаю, всех к обсуждению. как отличить старца от лжестарца? Может у кого найдется видео материалы хорошие буду очень благодарен. Очень буду благодарен, за реальные истории из жизни!
Простите, а кто собирается бороться с младостарчеством? Вы сами? Что, чувствуете в себе духовные силы для борьбы? Если да - то давайте обсудим эту тему... ;D

Оффлайн Алексей Халецкий

  • Сообщений: 2875
    • Не указано
Re: младостарчество
« Ответ #5 : 08.02.2011, 13:01:16 »
По проблеме так наз. "старчества" есть достаточно подробный разбор этого явления сделанный старообрядческим публицистом Андреем Езеровым -
http://halezky.livejournal.com/17119.html

Собственно феномен младостврчества наблюдающийся в некоторых приходах РПЦ МП я уже попытался разобрать, пока добавить к этому нечего -

Младостарчество. Пути преодоления.
В современном православии вообще как бы запущен механизм сектотворения - это младостарчество. Если в монастыре послушание - способ функционирования монастыря, то на приходе система послушаний зачастую формирует секту.
Вроде бы многие православные обеспокоены этим феноменом. В конце 1998 г. было даже заседание Св. Синода просвященное решению этой проблемы, принято постановление.... Однако воз и ныне там, младостарчество процветает. Здесь важно то, что никто не пытается понять каковы причины возникновения младостарчества и поэтому не видят путей преодоления.

Моя версия -
причины младостарчества:
1) отсутствие свода канонических правил адаптированных к приходам состоящим из мирян. Многие правила устарели, и хотя они не отменены, но фактически игногрируются. Так как существующие правила написаны прежде всего для монахов, выполнение их мирянами практически невозможно. Поэтому мирян - "духовных чад" обычно отсылают за благословениями к "духовникам" которые, каждый по своему даёт указания "чадам". А так как правила неизбежно нарушаются, у "чад" создаётся комплекс вины, неполноценности, а с другой стороны зависимости от "духовника". Это первй шаг к тоталитарному гуруизму.... В общем эту тему можно развивать и дальше, провести аналогии с политической и экономической ситуацией в России - государство устанавливает невыполнимые законы, в результате все граждане занимающиеся бизнесом оказываются как бы экономическими преступниками, в случае необходимости государство в любой момент может посадить любого бизнесмена за экономические преступления, однако государство этого не делает если бизнесмен лоялен к государству. если между ними существуют какие то неформальные, вне-правовые договорённости. В качестве примера - история с Ходорковским.
2) Обязательная исповедь перед причастием. Эта практика существует кажется только в РПЦ. Была введена, если не ощибаюсь, при Петре I. Но в то время люди причащались достаточно редко, примерно 3-4 раза в год, эта практика кстати сохраняется и у старообрядцев. В постсоветское время, под влиянием "парижского богословия" и идей "евхаристического возрождения" (во многом верных) православные стали причащаться намного чаще, 1-2 раза в месяц, но обязательная исповедь сохранилась. Какие-такие тяжкие грехи, которые необходимо исповедывать соверщает среднестатистический православный в течении 2-х недель? Как правило никаких. Однако исповедываться в чем то надо... И вот "духовное чадо", да ещё и под влиянием монашеско-аскетической литературы начинает высасывать из пальца "грехи", и как правило это обсуждение каких то бытовых мелочей или ещё хуже того "помыслов". Так же жертвы младостарчества сами во многом провоцируют священников вставать на путь тоталитарных гуру, это когда "духовные чада" на каждую житейскую мелочь, на каждый чих считают необходимым брать "благословение духовника". Тем самым совершенно неоправдано переносят сугубо монашескую модель общения "наставник - послушник" на отношения "приходской священник - прихожанин" Ещё среди православных достаточно популярно увлечение "старцами", хотя это уже имхо совсем похоже на языческое хождение к оракулам "всеведающим и непогрешимым", которые "глас Самого Бога".

Преодоление младостарчества.

Теперь исходя из обозначенных причин, можно сделать выводы как преодолеть эту болезнь в РПЦ
1) Адаптация канонического права к условиям современной приходской жизни, создание так сказать "Книги Правил" для мирян. Это поможет каждому мирянину самостоятельно находить ответы на текущие жизненные вопросы и избегать появление всяких идиотских вопросов типа "можно ли православному ....заниматься бальными танцами, изучать иностранные языки, смотреть телевизор, чихать, моргать глазами, женщинам носит брюки... и т. д.....". Так же позволит "чадам" не бегать по каждой мелочи за "благословением".
2) Отменить обязательную исповедь перед причастием. Практикующие православные могут причащаться на каждой литургии, а исповедываться по мере собственной необходимости.
3) Доверять совершение исповеди не всем иереям подряд, а только опытным, духовно зрелым, проверенным священнослужителям. Это поможет избежать загаживание мозгов и зомбирование прихожан со стороны всяких неадекватов типа царебожников-распутинцев, антиИННщиков, полоумных "старцев" и т. д.

Пункты 2 и 3 тут на являются избретеним велосипеда, такая практика существует в Элладской ПЦ.

Оффлайн Авдий

  • Сообщений: 1866
Re: младостарчество
« Ответ #6 : 08.02.2011, 14:51:02 »
как отличить старца от лжестарца?

 Спросите у него то, что знаете только Вы? а лучше, если он Вам сам скажет.

Николай Лысенко

  • Гость
Re: младостарчество
« Ответ #7 : 08.02.2011, 17:39:16 »
Простите, а кто собирается бороться с младостарчеством? Вы сами? Что, чувствуете в себе духовные силы для борьбы? Если да - то давайте обсудим эту тему... ;D
И я в том числе. У меня есть друзья которые столкнулись с этой проблемой попали под влияние таких себе "старцев".
Некоторые находятся в поисках. Как им объяснить, что старцев то может один на всю страну. А те что есть просто монахи на пенсии? Давайте обсудим!
А насчет духовных, сил... Бог даст будут, не даст, значит не дорос. Мне хочется помочь своим друзьям! Готов напрячься, готов пожертвовать временем.
Напрашивается вопрос каким же образом я собираюсь делать это?
По силам! у нас есть мысль создать видео фильм о старцах и лжестарцах, пусть церковь скажет да она сказала уже свое слово, чего стоят только высказывания Патриарха Алексия 2, Кирилла когда он еще был митрополитом.
Вот все это мы хотим завернуть в такую удобную упаковочку, длинной 45 минут, и показать нашим прихожанам. Нужны идеи, нужен материал, нужен сюжет, в общем все только начинается...
Поэтому прошу вашей помощи.
« Последнее редактирование: 08.02.2011, 18:07:55 от Николай Лысенко »

Николай Лысенко

  • Гость
Re: младостарчество
« Ответ #8 : 08.02.2011, 18:10:37 »
Те, кто ищут чудесных решений, а поэтому ищут старцев, просто верят в "старцев" больше, чем в "бабок". Точнее, для них они легальнее бабок, а смысл тот же. Так что, тут просто словами не отделаться, тут надо менять первопричину, с ней бороться.
Ещё есть стремление у некоторых граждан быть ведомыми в запале религиозности. Не самим думать, работать, исправляться, противостоять, просто тупо исполнять то, что старец велит.
Это тоже лечится иначе, не словами о том, что, мол, старцев нынче настоящих мало. Человек же не стремится обогатить свою духовность, ему надо "откровение" услышать, рецепт, алгоритм  действий получить, чтобы не соталось времени и сил на собственное творчество.


Спасибо ваши мысли очень интересные!!!

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 830
    • Православный
Re: младостарчество
« Ответ #9 : 01.09.2018, 11:31:03 »
В общем приглашаю, всех к обсуждению. как отличить старца от лжестарца?
Надобно наперед удостовериться в правомыслии и в опытности старца, – и тогда уже доверяться его слову и беспрекословно принимать его советы. Признак, по которому это можно распознать, есть согласие слова его с Словом Божиим. Надобно смотреть, говорил он, на то, что повелевается. Если кто укажет тебе что-либо такое, что согласно с заповедями Господа нашего, – прими то с покорностью и старайся соблюдать, да исполнится и в нас слово Апостола: «повинуйтся друг другу в страхе Божии» (Гал. 5, 13; Еф. 5, 21). Напротив, если кто укажет тебе что противное Божественным заповедям, то скажи дающему наставление: «аще праведно есть тебя послушать паче, нежели Бога?» (Деян. 4, 19). «Подобает повиноватися Богови, паче нежели человеком» (Деян. 5, 29). Будем помнить также слово Господа: «овцы Мои гласа Моего слушают, и к чуждему не идут, яко не знают чуждого гласа» (Иоан. 10, 5). Равным образом и блаженный Павел убеждает, говоря: аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (Гал. 1, 8). (Patr. gr. t. 40, р. 1083). Повод к такому ограничению, вероятно, подали ариане, которые привлекали иных к себе видом благочестия и потом напояли ядом своего лжеучения. А может быть и то послужило к сему поводом, что иные брались руководить других, сами опытом не изведавши многого. На этот случай он имел обычай говорить: древние отцы уходили в пустыню, и там трудами своими многими уврачевав души свои, уразумевали как можно врачевать и других. Почему, возвратясь оттуда, становились спасительными врачами других. Из нас же если случится кому выйти в пустыню, то мы прежде чем оздоровеем сами, берем на себя заботу о других, от чего возвращается к нам прежняя немощь и бывают нам последняя горше первых. Чего ради идет к нам слово: врачу, исцелися сам прежде (Лук. 4, 23).

https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_1/5#sel=15:10,15:11

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru