Автор Тема: Кризис безбожия  (Прочитано 10540 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Olga777

  • Сообщений: 38
Кризис безбожия
« : 15.10.2010, 15:56:11 »


Историческое время, выпавшее нам на долю, исполнено великого и глубокого значения: это эпоха чрезвычайной насыщенности, напряженности, эпоха крушения, подводящего итоги большому историческому периоду; это время испытания: совершается как бы некий исторический и духовный смотр, жизненная ревизия человеческих духовных сил, укладов и путей...
...наше время развернуло перед нами сразу: величайший подъем воинствующего безбожия и строжайший суд над выношенной
человечеством за последние века и тысячелетия религиозностью.
А если охватить весь процесс сразу единым выражением, то перед нами развернется единственный в своем роде кризис безбожия.
Слово кризис есть первоначально слово греческое. Оно происходит от "крино", что значит "сужу". Кризис обозначает
такое состояние человека, его души или тела, или дел и событий, в котором выступают скрытые силы и склонности; они развиваются, развертываются, осуществляют себя, достигают своего максимального напряжения и проявления, своей высоты
и полноты и тем самым обнаруживают свою настоящую природу: они как бы произносят сами над собою суд и переживают
поворотный пункт; это их перелом, перевал; час, в который решается их жизненная судьба; это время их буйного
расцвета, за которым начнется или их преодоление и крушение, или же умирание того человека или того человеческого
дела, которое было настигнуто кризисом.

...В чем состоит этот кризис?
Если мы вдумчиво вслушиваемся в то, что говорят современные отрицатели Бога, то увидим, что их позицию можно свести
к двум пунктам:
I. Нет никакого основания признавать бытие Бога:
II. Вера в Бога не только неосновательна и не нужна, но еще и жизненно вредна.

Одни высказывают это в благовоспитанной форме салонного скептицизма; другие в неделикатной форме иронической насмешки, третьи в агрессивной форме револьверного выстрела или динамитного взрыва. Но все имеют в виду именно эти два тезиса: вера в Бога есть неосновательное суеверие, предрассудок или лицемерие; вера в Бога вредна человечеству, задерживая его прогрессивное развитие. Или еще проще, грубее и яснее: верить в Бога глупо, верить в Бога вредно...
...Ну что же? Мы слышали этот двойной тезис: "глупо" и "вредно". Позиция вычерчена. Формула дана. Вызов брошен. От нас ждут ответа. Определенного, ясного, честного.

...Итак, за дело.
Объясним, как могло это случитъся, что в XX веке после Рождества Христова люди начали вопить на весь мир о глупости и вредности веры в Бога? Историческое освещение этого процесса потребовало бы большого исследования, которое не может уместиться в рамки одной лекции. Но сущность дела сводится к следующему...
...Торжество чувственного, внешне материального опыта над внутренним и духовным опытом привело к тому, что люди обратились к религии и к Богу с чувственными мерилами и материальным пониманием. И результат этого только и мог быть отрицательным...

...Тот, кто хочет увидеть картину, должен смотреть глазами. Нелепо завязать глаза черным платком, прийти в картинную галерею, не услышать ни одной картины и уйти, заявляя, что все это обман или иллюзия и суеверие, ибо никаких картин нет...
...Каждому предмету соответствует особый акт верного склада и строения. Неверный акт не воспримет предмета вовсе.
Но в каком же неосновательном, непозволительном, глупом положении будет тот, кто попытается воспринять предмет неверным актом и, потерпев неудачу, начнет утверждать, провозглашать, вопить, что такого предмета вовсе нет, что говорить о нем можно только из глупости или от лицемерия?!.
И вот именно в таком непозволительном положении находятся безбожники. Смотрите.
Когда они говорят: "Где Бог? Покажите нам Бога! Ему нет места ни на земле, ни в звездном пространстве! Где он находится? Для него нет места". И когда мы не можем дать им ответа на этот нелепый и духовно безграмотный вопрос, а они, видя наше затруднение, начинают торжествовать и отрицать бытие Божие, говоря, по меткой и точной формуле Шмелева, что "все предрассудки брошены, небо раскрыто и протокол составлен, что кроме звездной туманности ничего подозрительного не найдено" ("На Пеньках"1, стр. 105), то поистине торжествуют они преждевременно и сослепу.

...Бог не есть материальная вещь, находящаяся в пространстве; и человек, который не может или не хочет воспринять что-нибудь другое, который не понимает, что есть непротяженные реальности, непространственное бытие, нематериальные предметы; человек, который на все замахивается вопросом "где это находится?", который желает все видеть телесным глазом, осязать пинцетом или определять химической формулой, который желает "все похерити, что не можно ни взвесить, ни смерити", этот человек подобен тому существу, которое не знало, откуда берутся желуди, и не знало именно потому, что не умело поднять вверх своей головы или, по нашей терминологии, не умело изменить свой восприемлющий акт. Смотрящий в землю не увидит звезд. Прилепившийся к внешнему опыту не увидит реальностей внутреннего опыта. Человек, лишенный творческого воображения, ничего не создаст в искусстве. Человек, подавивший в себе совесть, не отличит добра от зла: ибо совесть есть верный орган, верный акт восприятия этих предметов. Безвольный человек не может править государством. Человек, искоренивший в себе или растливший в себе духовное, не воспримет Бога.

...Бог есть Дух и открывается только духовному опыту и внутреннему, духовному оку...
..вы не только сами ослепили свое око и оставили себе одни телесные глаза, но стремитесь выколоть духовное око и у нас; вы объявляете нам сначала осуждение и пренебрежение, а потом прямое гонение и смерть...
...Бог есть любовь и открывается только живому, любящему сердцу. А вы, отрицатели Бога, презираете начало любви как проявление сентиментальности и рабства и провозглашаете классовую ненависть как единственно верный путь и кровавую,
мстительную революцию как единственное спасение человечества. Уставившись на мир и на людей сердцем, полным страха,
зависти и злобы, вы обращаетесь тем же самым актом к Богу и начинаете ненавидеть и поносить и Его как существо злобное и угнетающее, и стремитесь навязать те же чувства и то же воззрение и нам...

...Люди, лишенные духа и любви и не хотящие или не могущие жить ими, что могут сказать о Нем? Только то, что Его нет; что верить в Него не следует, что это глупо и вредно.

...Коперник пишет: "Созерцая мысленно великолепный порядок мироздания, управляемый с Божественной Премудростью, кто
не почувствовал бы, что постоянное созерцание его и, так сказать, интимное общение с ним, возводят человека к Высшему и к восхищению перед всезиждущим Строителем вселенной, в Котором пребывает высшее блаженство и Который есть венец всякого добра".
Бэкон утверждает: "Только поверхностное знание природы может увести от Бога; напротив, более глубокое и основательное ведет нас назад к Нему".
Галилей записал: "И Священное писание, и природа исходят от Божественного Слова; первое как внушение Святого Духа, вторая как исполнительница Божиих велений".
У Кеплера находим: "В творении я касаюсь Бога, как бы руками".
У Бойля читаем: "Истинный естествоиспытатель нигде не может проникнуть в познание тайн творения без того, чтобы не воспринять Перст Божий".
Дюбуа Раймон говорит: "Только божественному всемогуществу можем мы достойно приписать, что оно до всякого представимого времени создало всю материю посредством творческого акта".

Ибо без Бога вся культура человечества теряет свой смысл и свое значение.

И.А. Ильин "Кризис безбожия"

Оффлайн дмитрий москалец

  • Сообщений: 2074
Re: Кризис безбожия
« Ответ #1 : 16.10.2010, 23:08:01 »
Пс26:4"Одного просил я у Господа, только того ищу,чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей,созерцать красоту Господню и посещать храм Его." Давид скрывался от Саула ,шли дни за днями:искали его души,клятву брали  с соседних царств , что у них нет Давида. Часто вместо подушки камень, вместо изысканых блюд сухари. Давид молится и просит не подушку,не удобств,и т. д. Он ищет главное, ищет ТОГО КТО ЕСТЬ ИСТОЧНИК всего видимого и не видимого,Который превосходит многократно самые великие фантазии человека,и находит самое великое приобретение- встречается с Богом. Дальнейшая жизнь это Божья жизнь, созерцание в храме...
Бог говорит : нашел Я мужа по сердцу Моему.В Иисуса спрашивали, когда наступит Царствие Божие? Иисус отвечал-не наступит Царство Божие приметным образом, не скажут здесь оно или там-Царство Божие внутрь вас есть.Ищите прежде Царства Божия и правды Его и это все приложится вам. Почему не прилагается? Почему кризис во всех сферах жизни человека? Ответ простой: прилагаться некчему,главного нет,нет Бога в сердце, нет Храма, нет созерцания красоты Господней. Вместо этого пустота, безисходность,тупик,кризис...Выход есть-взыскать Бога, Который говорит:"...и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод.(это о кризисе) Даже если во всем мире глубокий кризис -у нас нет ,мы с Богом. Я так понимаю.

Оффлайн Olga777

  • Сообщений: 38
Re: Кризис безбожия
« Ответ #2 : 17.10.2010, 09:27:51 »
Хотелось бы...

Оффлайн Ярослав Ляшин

  • Сообщений: 12
    • Православный
Re: Кризис безбожия
« Ответ #3 : 03.12.2011, 19:13:50 »
Здесь приведены цитаты некоторых ученых. Они о каком опыте говорят: о внешнем или о внутреннем?

Оффлайн Olga777

  • Сообщений: 38
Re: Кризис безбожия
« Ответ #4 : 04.12.2011, 09:49:48 »
Здесь приведены цитаты некоторых ученых. Они о каком опыте говорят: о внешнем или о внутреннем?

А что по вашему внешний опыт? И как вы себе представляете внешний опыт без внутреннего?

Оффлайн Ярослав Ляшин

  • Сообщений: 12
    • Православный
Re: Кризис безбожия
« Ответ #5 : 04.12.2011, 15:29:13 »
Думаю, что внешнего опыта без внутреннего нет. А возможен ли тогда внутренний опыт без внешнего? И как тогда нам открывается Бог?
Я бы здесь, наверное, немного по-другому задал вопрос: что имел ввиду И.Ильин под внешним материальным опытом?

Оффлайн Olga777

  • Сообщений: 38
Re: Кризис безбожия
« Ответ #6 : 05.12.2011, 10:04:17 »
Думаю, что внешнего опыта без внутреннего нет. А возможен ли тогда внутренний опыт без внешнего? И как тогда нам открывается Бог?
Я бы здесь, наверное, немного по-другому задал вопрос: что имел ввиду И.Ильин под внешним материальным опытом?

Я так же думаю, что внешнего опыта без внутреннего не бывает (ели это только не детский опыт, который нарабатывается неосознанно).
Может ли быть внутренний опыт без внешнего? Думаю, может, если на то будет воля Божья. Но тогда это будет уже не просто человек, а святой, которому Бог, по каким-то своим причинам, открыл нечто.
Можно только гадать что на самом деле имел ввиду И.Ильин. Как мне кажется, сама жизнь это и есть материальный опыт, смысл которого приобретение опыта внутреннего. "Будьте совершенны как Отец Ваш Небесный." А так как человек слаб, лукав и ленив, то, к сожалению, только через страдания и жизненные неудобства можно достучаться до его заплывшей жиром, спящей душонки  ;D

Гусев.И

  • Гость
Re: Кризис безбожия
« Ответ #7 : 05.12.2011, 10:29:34 »
Эта статья какого года? Мне кажется она немного устарела, и так скажем, неадекватна.
Неверующие люди, кстати, не утверждают, что религия - это однозначно для всех жизненно вредно. Вовсе нет. Некоторым людям по другому и не реализоваться в жизни, кроме как в религии. Просто порой бывает необходимо напоминать верующим, как правило христианам и мусульманам, что они - часть этого мира, а не пуп мира. И надо учиться жить вместе, уважая мнение и свободу других людей.
А что касается причин, подкосивших веру, я думаю, что основная проблема - это проблема теодицеи.Начиная с Лиссабонского землетрясения и кончая Холокостом и Чикатило,
люди задумываясь о этих трагедиях не могут найти в них места Богу.

Оффлайн Olga777

  • Сообщений: 38
Re: Кризис безбожия
« Ответ #8 : 05.12.2011, 12:10:56 »

Кризис безбожия http://www.patriotica.ru/religion/ilin_ateism.html

Каждый волен выбирать для себя то, что он считает для себя адекватным. На то она и дана эта самая свобода воли  ;)

Бог в оправдании не нуждается. Ему "фиолетово" верите вы в Него или нет.

 

Оффлайн Ярослав Ляшин

  • Сообщений: 12
    • Православный
Re: Кризис безбожия
« Ответ #9 : 05.12.2011, 23:29:44 »
Цитировать
Как мне кажется, сама жизнь это и есть материальный опыт, смысл которого приобретение опыта внутреннего.
Почему тогда происходит, как в этой цитате:
Цитировать
Торжество чувственного, внешне материального опыта над внутренним и духовным опытом привело к тому, что люди обратились к религии и к Богу с чувственными мерилами и материальным пониманием. И результат этого только и мог быть отрицательным...

Цитировать
детский опыт, который нарабатывается неосознанно

Во взрослом возрасте опыт тоже не всегда осознан.

Цитировать
И надо учиться жить вместе, уважая мнение и свободу других людей.

А почему Вы считаете, что христиане не уважают свободу других людей?


Гусев.И

  • Гость
Re: Кризис безбожия
« Ответ #10 : 06.12.2011, 09:17:44 »
А почему Вы считаете, что христиане не уважают свободу других людей?

Ярослав, я вас умоляю...
Вы в здешний раздел Секты заглядывали? ;)

Гусев.И

  • Гость
Re: Кризис безбожия
« Ответ #11 : 06.12.2011, 09:24:09 »
Кризис безбожия http://www.patriotica.ru/religion/ilin_ateism.html

Каждый волен выбирать для себя то, что он считает для себя адекватным. На то она и дана эта самая свобода воли  ;)

Бог в оправдании не нуждается. Ему "фиолетово" верите вы в Него или нет.

Мне тоже кажется, что не нуждается в оправдании.
Но вот проблема какая: сам жанр теодицеи изобретён христианами же, значит люди в нём нуждаются. Не находите?
Сами Вы этим вопросом не интересуетесь? Если нашли для себя какое то решение, не могли бы
сформулировать, или ссылку какую дать?

Оффлайн Olga777

  • Сообщений: 38
Re: Кризис безбожия
« Ответ #12 : 06.12.2011, 10:19:33 »
Почему тогда происходит, как в этой цитате:

Наверное потому что И.Ильин ближе к Богу чем я и ему больше открыто...

Оффлайн Olga777

  • Сообщений: 38
Re: Кризис безбожия
« Ответ #13 : 06.12.2011, 10:22:10 »
Мне тоже кажется, что не нуждается в оправдании.
Но вот проблема какая: сам жанр теодицеи изобретён христианами же, значит люди в нём нуждаются. Не находите?
Сами Вы этим вопросом не интересуетесь? Если нашли для себя какое то решение, не могли бы
сформулировать, или ссылку какую дать?

Вы правы. Меня этот вопрос никогда не интересовал. Ссылки не дам. Если действительно нуждаетесь в ответе, ищите его сами.

Оффлайн Ярослав Ляшин

  • Сообщений: 12
    • Православный
Re: Кризис безбожия
« Ответ #14 : 06.12.2011, 19:29:37 »
Цитировать
Ярослав, я вас умоляю...
Вы в здешний раздел Секты заглядывали?

Заглянул я в раздел Секты. Там многие темы посвящены как раз культам, которые и секуляризоваными западными правительствами признаны деструктивными. Вот в этих культах как раз свободу людей не ставят ни во что и используют техники насильственного изменения личности. Я бы советовал Вам на эту тему почитать труды религиозно нейтральных американских психологов Лифтона, Хассена и Т.Лири (его работу "Технологии изменения сознание в деструктивных культах") и российского Евгения Волкова. Тогда Вы увидите, где и как не уважают свободу других людей.
И хотя я сам занимаюсь психологическим консультированием, но могу сказать, что даже в том, что пишет автор темы "Осторожно, психологи" есть рациональное зерно (хотя о многом я бы и поспорил).

А на вопрос, как именно христиане не уважают свободу других людей Вы не ответили.

Оффлайн Михаил Бабичев

  • Модератор
  • *
  • Сообщений: 12864
    • Православный
Re: Кризис безбожия
« Ответ #15 : 20.04.2012, 22:52:00 »
А что касается причин, подкосивших веру, я думаю, что основная проблема - это проблема теодицеи.Начиная с Лиссабонского землетрясения и кончая Холокостом и Чикатило, люди задумываясь о этих трагедиях не могут найти в них места Богу.

Согласен. И если христианство способно более-менее решить эту проблему (хотя все равно некоторые недоразумения могут оставаться), то прочие "авраамические" религии беспомощны в вопросах Богооправдания.

Оффлайн Роман Н. В.

  • Сообщений: 9016
Re: Кризис безбожия
« Ответ #16 : 15.05.2012, 12:21:35 »
Не важно, внешний опыт или "духовный". Важно то, можно или нет его гарантировано получить.

Вот бросить камень и посмотреть как он падает можно. Гравитация.

А чтобы "почувствовать" Бога нужно "открыть сердце" или что-то в этом духе. И как это гарантировано сделать, где критерии?
Скажешь, что ты открыл, свободен от шор и вообще готов принять все что угодно -- так христиане же не поверят.

Оффлайн Михаил Бабичев

  • Модератор
  • *
  • Сообщений: 12864
    • Православный
Re: Кризис безбожия
« Ответ #17 : 30.04.2013, 23:31:12 »
Вот бросить камень и посмотреть как он падает можно. Гравитация.
А чтобы "почувствовать" Бога нужно "открыть сердце" или что-то в этом духе. И как это гарантировано сделать, где критерии?

Кто хочет сделать, ищет пути решения, кто не хочет - ищет отговорки (как будто это нужно кому-то другому, а не ему). Мол, сложно, нет гарантий. Когда про существование Америки еще не знали, тоже можно было говорить: ну зачем мне собирать экспедицию и плыть "на край света"? Где гарантии, что я куда-то доплыву?
Открытие Америки хоть и трудно, но очевидно. Любой упертый скептик согласится, что открыт новый континент, если увидит его глазами. Но не всё в этом мире познается столь очевидно, что правоту этого познания можно доказать оппоненту за 5 минут, причем не требуя от него мыслительной работы и даже против его воли. Есть такие области познания, где взаимодействие субъекта и объекта познания более сложные, нежели в опыте с бросанием камня (субъект посмотрел на объект и признал, что объект падает на землю с ускорением). Бывает нужно, чтобы субъект приобрел определенные знания, навыки (например, навыки восприятия художественных произведений), т.е. изменился. А бывает, что субъект должен сродниться с объектом, приобщиться к нему, чтобы его узнать. Только так можно познать любовь. Познание Бога еще сложнее, чем познание человеческой любви. Поэтому, увы, методы лабораторных физиков 18 века в данном случае малоприменимы.

Оффлайн Саша Дробахо

  • Сообщений: 32
    • Безверующий
  • Skype: Саша ДробахоTX
Кризис безбожия
« Ответ #18 : 29.10.2017, 10:00:12 »
Ну да это уже такое как у кого получится, ну конечно финансово нужно быть укрепленным всегда, тогда легче будет везде, а боятся конешно не стоит пережили предыдущий кризис переживем и второй если будет,а лучше что бы не было.

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru