Автор Тема: Преп. Максим Грек. Повесть об Иерониме Савонароле  (Прочитано 4111 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Виктор Михайлович

  • Сообщений: 8270
    • Православный
Максим Грек (ок. 1470 – 1555) - известный проповедник, публицист, философ, запечатленный на фресках паперти Благовещенского собора Московского Кремля рядом с Гомером, Платоном, Диогеном, Плутархом, "святогорский мудрец", "премудрый книжник" – несколько лет состоял на службе библиотекарем у племянника Пико делла Мирандола, автора "Речи о достоинстве человека".
из образованнейших людей своего времени, знаменитого деятеля русского Просвещения XVI столетия, поплатившегося за свою европейскую ученость и человеческую порядочность многолетним заточением в монастырской темнице. Михаил Триволис – таково светское имя Максима Грека – родился в Арте в аристократической греческой семье Триволисов. В 1490–1491 гг. он баллотировался (неудачно) в состав совета острова Корфу, а через год направился в Италию, где получил блестящее университетское образование. Поначалу он обосновался во Флоренции, где познакомился с Анджело Полициано, Марсилио Фичино и другими прославленными итальянскими гуманистами эпохи Возрождения. Он также учился у известного гуманиста Иоанна Ласкариса; побывал в Болонье, Падуе, Милане, Венеции. Но самым сильным впечатлением стали для него проповеди Джироламо Савонаролы, гибель которого в 1498 г. Максим Грек описал, уже находясь в Московии («Повесть страшна и достопамятна и о совершенном иноческом жительстве»). Очевидно, под влиянием Савонаролы он решил постричься в доминиканском монастыре Сан Марко, но пробыл там недолго (1502–1504 гг.). Выученик итальянских гуманистов переехал на Афон и постригся в Ватопедском монастыре в монахи с именем Максим. В жизни Михаила-Максима произошел перелом: он отрекся от своих прежних увлечений, чтобы полностью сосредоточиться на богословии, хотя отзвуки культуры Ренессанса будут звучать во многих его позднейших работах.
Но спокойная жизнь продолжалась недолго: в 1516 г. по запросу великого князя Василия III Максим Грек приехал в Москву для перевода Толковой Псалтири. http://azbyka.ru/days/dni_pamiati_sviatikh/Maksim_grek-all.shtml

В "Повести об Иерониме Савонароле" http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?ob_no=12726&cat_ob_no= преп. Максим писал: "Я это пишу не для того, чтобы показать латинскую веру чистой, совершенной и правильной во всем, — да не будет во мне такого безумия! — но чтобы показать православным, что и у неправильно мудрствующих латинян есть попечение и прилежание о евангельских спасительных заповедях и ревность за веру спасителя Христа, хотя и не до конца осмысленные, как говорит божественный Павел-апостол о непокорных иудеях: «Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению». Так и латиняне, хотя и во многом соблазнились, к ошибочным некоторым и странным учениям обращаясь, прельщенные присущим им многознанием эллинских наук, но не окончательно отпали от веры, и надежды, и любви в спасителя Христа, ради которого их монахи по святым Его заповедям прилежно устраивают свою иноческую жизнь, так что их единомыслию, и братолюбию, и нестяжательности, и безмолвию, и умиротворению, и заботе о спасении многих следует и нам подражать, чтобы не оказаться хуже их. Это я говорю относительно прилежного исполнения евангельских заповедей, ибо как их не делает совершенными прилежное исполнение заповедей Спасителя, пока они не откажутся от своих ересей, так и нас не делает совершенными одна православная вера, если не дополняем ее прилежным исполнением евангельских заповедей. Ибо сам Господь взывает к преступающим их: «Что вы зовете меня: „Господи! Господи!“ — и не делаете того, что я повелеваю вам?», то есть молитвы частые и продолжительные приносите Мне, а Мои заповеди презираете и не исполняете их на деле, как Я установил их. И в другом месте Господь говорит: «Всякий, кто слушает сии слова мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному», и прочее". 

Оффлайн Татьяша

  • Сообщений: 272
И что? Извините, в чем смысл Вашего послания?  :o

Оффлайн Виктор Михайлович

  • Сообщений: 8270
    • Православный
И что? Извините, в чем смысл Вашего послания?  :o
Считают, что эта тема имеет прямое отношение к проблеме межконфессиональных отношений, и к истории этих отношений. То есть в ней затронуты общехристианские проблемы. К тому же эпоха Возрождения, была одной из наиболее сложных и переломных эпох в истории человечества. Известный ученый, мыслитель и богослов преподобный Максим Грек, несомненно, человек той эпохи, который в своих произведениях критикует ее негативные стороны. Это в частности нашло отражение и в "Повести об Иерониме Савонароле".

P.S. Но здесь на усмотрение модераторов. Если тема не находит поддержки в этом разделе и, на Ваш взгляд, не соответствует ему, то, возможно, имеет смысл перенести ее в литературный или исторический раздел.

klementina

  • Гость
Да нормальная тема, Виктор Михайлович. Только в этом разделе нет Максимов Греков. ::)

Оффлайн Виктор Михайлович

  • Сообщений: 8270
    • Православный
Да нормальная тема, Виктор Михайлович.
Благодарю, Клементина
Спаси Христос

Только в этом разделе нет Максимов Греков. ::)
О! Мне сложно ставить это кому-либо в упрек.  :)
Мы с Вами тоже не Максимы Греки, однако, пытаемся здесь осмыслить эту тему.

klementina

  • Гость
Благодарю, Клементина
Спаси Христос
О! Мне сложно ставить это кому-либо в упрек.  :)
Мы с Вами тоже не Максимы Греки, однако, пытаемся здесь осмыслить эту тему.

И вас спаси Господь.

Только как ее осмысливать, без уличения в латинстве и папизме. Мне-то будет комплиментом, а вы от единоверцев будете претерпевать. :)
Если уж свт. Дмитрия Ростовского уличают...
http://forum-slovo.ru/index.php?topic=13415.msg593864#msg593864

Оффлайн Виктор Михайлович

  • Сообщений: 8270
    • Православный
И вас спаси Господь.

Только как ее осмысливать, без уличения в латинстве и папизме. Мне-то будет комплиментом, а вы от единоверцев будете претерпевать. :)
Если уж свт. Дмитрия Ростовского уличают...
http://forum-slovo.ru/index.php?topic=13415.msg593864#msg593864
А причем здесь папизм? По-моему подобная терминология здесь не к месту.
Возможно, для некоторых слово "латинство" является сильнейшим раздражителем. И когда они его слышат, то вообще отказываются о чем-либо говорить.
Но тема то не об этом.
Важно еще и понимать, в каком контексте преподобный Максим Грек пишет об этом.
« Последнее редактирование: 23.03.2010, 17:50:32 от Виктор Михайлович »

klementina

  • Гость
А причем здесь папизм? По-моему подобная терминология здесь не к месту.
Возможно, для некоторых слово "латинство" является сильнейшим раздражителем. И когда они его слышат, то вообще отказываются о чем-либо говорить.
Но тема то не об этом.
Важно еще и понимать, в каком контексте преподобный Максим Грек пишет об этом.

Может, вы и правы. Но мы тут уже испорчены опытом форумского общения, так что палим, не глядя. Иногда и по своим. :(
Но ваша тема внушает оптимизм. Может, у вас и получится. :)

Оффлайн Виктор Михайлович

  • Сообщений: 8270
    • Православный
Может, вы и правы. Но мы тут уже испорчены опытом форумского общения, так что палим, не глядя. Иногда и по своим. :(
Но ваша тема внушает оптимизм. Может, у вас и получится. :)
Может благодаря преподобному Максиму Греку. Тема ведь об его повести.

Олег Володин

  • Гость

В "Повести об Иерониме Савонароле" http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?ob_no=12726&cat_ob_no= преп. Максим писал: "Я это пишу не для того, чтобы показать латинскую веру чистой, совершенной и правильной во всем, — да не будет во мне такого безумия! — но чтобы показать православным, что и у неправильно мудрствующих латинян есть попечение и прилежание о евангельских спасительных заповедях и ревность за веру спасителя Христа, хотя и не до конца осмысленные, как говорит божественный Павел-апостол о непокорных иудеях: «Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению». Так и латиняне, хотя и во многом соблазнились, к ошибочным некоторым и странным учениям обращаясь, прельщенные присущим им многознанием эллинских наук, но не окончательно отпали от веры, и надежды, и любви в спасителя Христа, ради которого их монахи по святым Его заповедям прилежно устраивают свою иноческую жизнь, так что их единомыслию, и братолюбию, и нестяжательности, и безмолвию, и умиротворению, и заботе о спасении многих следует и нам подражать, чтобы не оказаться хуже их. Это я говорю относительно прилежного исполнения евангельских заповедей, ибо как их не делает совершенными прилежное исполнение заповедей Спасителя, пока они не откажутся от своих ересей, так и нас не делает совершенными одна православная вера, если не дополняем ее прилежным исполнением евангельских заповедей. Ибо сам Господь взывает к преступающим их: «Что вы зовете меня: „Господи! Господи!“ — и не делаете того, что я повелеваю вам?», то есть молитвы частые и продолжительные приносите Мне, а Мои заповеди презираете и не исполняете их на деле, как Я установил их. И в другом месте Господь говорит: «Всякий, кто слушает сии слова мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному», и прочее". 
А вот мнение прот. Андрея Новикова....

....."Так, преподобный Максим Грек, действительно, в своей «Повести страшной и достопамятной и о совершенном иноческом жительстве», на которую ссылается о. Андрей, не только ставит в пример нерадивому русскому монашеству западных картезианцев, но и прямо говорит о наличии у них чудес и благодати Божией. Однако «Повесть» относится к тому периоду творчества преп. Максима, когда он (в свое время принявший постриг в доминиканском монастыре, воодушевленный проповедями Иеронима Савонаролы) явно находился под влиянием без сомнения выдающейся личности Савонаролы. Последнему, во многом, и посвящена «Повесть страшна и достопамятна и о совершенном иноческом жительстве».405 В полемических же сочинениях Максима Грека против латинян можно увидеть, как точка зрения преподобного на католицизм и его последователей меняется в духе общепринятого в Православной Церкви подхода к еретикам. Характеризуя данные сочинения, профессор Знаменский указывает на то, что преп. Максим «против римской церкви восстал с такой же горячностью, как и все его предшественники в полемике с латинством, подводя латинян под анафему как еретиков, нарушителей апостольских и отеческих постановлений и даже как безбожников».406 Впрочем, чтобы не оставалось сомнений, процитируем антилатинские работы самого преп. Максима.

В сочинении «Слово на латинов, яко нелеть есть ни единому приложити что, или убавити в Божественном исповедании непорочныя християнския веры» св. Максим Грек называет католическую веру «латинские ереси».407 Католическая церковь находится под анафемой, а сами латиняне – враги истины: «Что убо к сим рекут истины супостати? Како же и от анафематы толиких и толь велиих блаженных отец себе изъяти возмогут, и аще бесчисленне славятся о Риме и величестве его»?408 Недвусмысленно говорит преп. Максим о безблагодатности католической церкви: «Не бо к тому возможно есть богословити праве, и правило составляти тем, Параклитова вдохновения лишенным».409 В неразрывной связи с учением преп. Максима о безблагодатности католицизма стоит, естественно, и его учение о невозможности спасения для членов западной церкви (как и прочих еретических лжецерквей): «Како истиною свободятся от мук безконечных, иже истине евангельской не повинуются, от толиких и толь великих богоносных отец, и леты богоприятных свидетельствованой и утверженой»?410

В «Слове противу льстиваго списаниа Николая немчина, егоже списал о совокуплении православным християном и латыном» преп. Максим Грек также однозначно определяет латинян, как находящихся под анафемой: «Приложила бо от себе еже и от Сына, преступивши апостольскых и отеческых завещаний и клятв, и бысть подвинна соборней анафеме».411 Призывая латинян соединиться со святыми апостолами и Вселенскими Соборами, преп. Максим, тем самым, признает католиков отлученными от апостолов и Соборов: «Прежде соединитеся сами вы с богоглаголивыми апостолы и собравшимися во Святем Дусе седмыми Вселенскыми Соборы».412 А вот и то самое предложение, упоминаемое профессором Знаменским, в котором св. Максим называет латинян безбожниками: «Разумей, о Николае, силу евангельскыя сея речи, и сложи всяко прение суетно и упрямство; неточию бо просто еретика глаголет преступающаго и не пребывающаго во учении Христове, но и безбожника его яве именует».413 Соединение с латинской церковью отлучает от Бога: «Вемы бо глаголющаго: изыдете от среды их, и отлучитеся и нечистоте не коснитеся. Ельма лучши есть похвально распряжение соединения, отлучающаго от Бога».414 На примере древнейших еретиков преп. Максим показывает, что все еретики, в том числе и латиняне, безблагодатны: «Тойже тем же объявительне свидетелствует, глаголя: аще обрезаетеся, Христос ничимже пользует вас. Аще и вся праве действовахуся у них и крещение и исповедание християнскыя веры и весь церковный устав и чин, но понеже прияша, еже по Моисеову преданию обрезание и некых иных обычаев иудейскых, отринул их апостол, рек: упразднистеся от Христа, елицы в законе оправдаетеся, благодати отпадосте».415 Отсюда со всей очевидностью следует нетождественность католической веры и католического крещения вере и крещению Кафолической Православной Церкви: «И не глаголи нам многокозненным хытрословием, яко тоже крещение, таже вера русаком и латыном».416 Как и в «Слове на латинов», преп. Максим категоричен в вопросе о возможности спасения латинян: «Сице мы прочитаем в деяниих священных Собор, и сице держим и веруем и проповедуем, желающе наследницы быти со святыми седьмыми Соборы вечных благ и благословения, а не с вами, преступникы, вечныя клятвы и осужения».417...."

полностью:http://apologet.spb.ru/chranenie-dogmata-v-tserkvi/stranitsa-3-2222222222222.html

Оффлайн Иван Зайцев

  • Сообщений: 406
А причем здесь папизм? По-моему подобная терминология здесь не к месту.
Возможно, для некоторых слово "латинство" является сильнейшим раздражителем. И когда они его слышат, то вообще отказываются о чем-либо говорить.
Но тема то не об этом.
Важно еще и понимать, в каком контексте преподобный Максим Грек пишет об этом.

Михаил Триволис , дальний родственник последних Византийских императоров Палеологов, до перехода в Православие и пострижения под именем Максим в Ватопедском монастыре в 1505г был католиком. И был пострижен в монахи доминиканского монастыря св Марка во Флоренции, настоятелем которого некогда был Савонарола.

Так что "латинство" и апология Савонаролы из его уст вполне естественны, учитывая его биографию

Оффлайн Виктор Михайлович

  • Сообщений: 8270
    • Православный
Михаил Триволис , дальний родственник последних Византийских императоров Палеологов, до перехода в Православие и пострижения под именем Максим в Ватопедском монастыре в 1505г был католиком. И был пострижен в монахи доминиканского монастыря св Марка во Флоренции, настоятелем которого некогда был Савонарола.

Так что "латинство" и апология Савонаролы из его уст вполне естественны, учитывая его биографию

Да, преп. Максим хорошо и не по наслышке знал католицизм, но сам при этом писал в этой повести:
Цитировать
"Я это пишу не для того, чтобы показать латинскую веру чистой, совершенной и правильной во всем, — да не будет во мне такого безумия! — но чтобы показать православным, что и у неправильно мудрствующих латинян есть попечение и прилежание о евангельских спасительных заповедях и ревность за веру спасителя Христа, хотя и не до конца осмысленные, как говорит божественный Павел-апостол о непокорных иудеях: «Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению». Так и латиняне, хотя и во многом соблазнились, к ошибочным некоторым и странным учениям обращаясь, прельщенные присущим им многознанием эллинских наук, но не окончательно отпали от веры, и надежды, и любви в спасителя Христа, ради которого их монахи по святым Его заповедям прилежно устраивают свою иноческую жизнь, так что их единомыслию, и братолюбию, и нестяжательности, и безмолвию, и умиротворению, и заботе о спасении многих следует и нам подражать, чтобы не оказаться хуже их. Это я говорю относительно прилежного исполнения евангельских заповедей, ибо как их не делает совершенными прилежное исполнение заповедей Спасителя, пока они не откажутся от своих ересей, так и нас не делает совершенными одна православная вера, если не дополняем ее прилежным исполнением евангельских заповедей. Ибо сам Господь взывает к преступающим их: «Что вы зовете меня: „Господи! Господи!“ — и не делаете того, что я повелеваю вам?», то есть молитвы частые и продолжительные приносите Мне, а Мои заповеди презираете и не исполняете их на деле, как Я установил их. И в другом месте Господь говорит: «Всякий, кто слушает сии слова мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному», и прочее".
И сам факт прихода одного из наиболее образованных людей своего времени - Михаила Триволиса в Православную веру (что было несомненно результатом свободного и осознанного выбора), также говорит о многом.

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru