Автор Тема: Александр Матросов. Славный сын татарского народа  (Прочитано 12434 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Игорь Мангазеев

  • Сообщений: 1585
    • Православный
В печати, в том числе и тверской, не раз обсуждалась загадка Александра Матросова: откуда он родом, кто его родители? Сегодня опубликована очередная статья.

Дело в том, что Александр Матросов воевал в 91-й отдельной стрелковой бригаде (второго формирования), которая формировалась в Юрге Новосибирской (ныне - в Кемеровской) области. В краеведческой литературе Кемеровской области эта бригада называется Сталинской "общекузбасской" или "общесибирской". А известный исследователь Александр Петрушин, заместитель начальника УФСБ Тюменской области, утверждает во многих публикациях, что эта была бригада "спецдобровольцев".
Бригада входила в состав 6-го Сталинского стрелкового корпуса "спецдобровольцев"-сибиряков, который находился на острие главного удара Калининского фронта в ходе стратегической операции "Марс". Затем бригада передислоцировалась под Великие Луки Калининской области...
И.М.

***
АЛЕКСАНДР МАТРОСОВ. СЛАВНЫЙ СЫН ТАТАРСКОГО НАРОДА

Помню пионерское детство. В моем родном городе Сибае, в далекой Башкирии, существовал сквер имени Александра Матросова с бюстом героя на высоком постаменте. Нас приводили туда 9 мая, где мы в торжественной обстановке слушали выступления ветеранов войны, а затем отдавали честь герою. Мы не особо вникали в смысл происходящего, не задумывались о Матросове как о человеке, а воспринимали его как очередного официального героя, воплощенного в памятнике, — Героя Советского Союза, советского народа. Лишь повзрослев, захотели узнать о Матросове больше, чем преподали нам в школе.
В праздничных речах мы иногда забываем сказать, что советский народ представлял собой многонациональную общность, сложившуюся еще в Российской империи. Правда, сейчас эту общность некоторые представлют как исключительно русскую, приписывают все заслуги в победе в Великой отечественной войне русскому народу. Хотя известно, к примеру, что среди героических защитников Брестской крепости было двести чеченцев. В войне участвовали кавалерийские полки из Башкирии (генерал Шаймуратов), а в ржевской мясорубке — жители Казахстана и Якутии…
Хотелось бы, чтобы в год 65-летия Великой Победы вспоминали и о героях из советских республик, защищавших нашу общую Родину. Среди них сын татарского народа, погибший на калининской земле, Шакиржан Юнусович Мухамметжанов (в башкирской транскрипции Шакирьян Мухамедьянов), вошедший в советскую историю под именем Александра Матвеевича Матросова.
Его незамысловатая биография всегда устраивала советский официоз, так как героизм воина, закрывшего грудью амбразуру, был одобрен на самом верху. Недостающие биографические факты просто подменили выдумками.
В постсоветское время началось активное восстановление реальной истории Великой Отечественной войны, стали исчезать «белые пятна» и в биографиях исторических персонажей тех лет. В их числе оказался Александр Матросов.
Для восстановления исторической правды многое сделал уфимский журналист и писатель Рауф Насыров. В своих книгах «Откуда ты родом, Матросов?» (Уфа, 1994) и «Александр Матросов. Поиск истины» (Уфа, 2007) он поведал о том, как татарский мальчик из Башкирии Шакиржан Мухамметжанов превратился в Александра Матросова. Приводятся свидетельства односельчан, товарищей детства, знакомых по колонии НКВД-2 в Уфе, преподавателей и воспитателей детских домов в Ульяновской области, а также документы, подтверждающие, что Шакиржан Юнусович Мухамметжанов и Александр Матвеевич Матросов — одно и то же лицо.
Специалисты из НИИ МВД СССР, исследуя детскую фотографию Шакиржана, а также известные фотоснимки Александра Матросова («Мальчик с голубем», «Вручение комсомольского билета») и фотографию из колонии, сделали вывод, что на всех четырех снимках «...вероятно, изображено одно и то же лицо».
Директор Музея детского парка города Ульяновска В.В. Емельянов рассказывает, что мальчик попал в детдом как бесфамильный, а когда в стране было принято решение о ликвидации бродяжничества и беспризорности среди детей, ему в детском доме №2 Ульяновска дали фамилию Матросов, так как он любил матросскую форму и имел прозвище Матрос. Отчество Матвеевич ему подарил один из воспитателей.
Саша (Шакиржан) не расставался с тельняшкой и в колонии города Уфы. По свидетельству одного из товарищей по колонии, Матросов даже выколол себе на теле полосы тельняшки.
В своих книгах Р.Х. Насыров приводит многочисленные документы, запросы, ответы на них, справки из детских домов, показания воспитателей и односельчан, которые рассказывают о том, как и когда Шакиржан Мухамметжанов стал Александром Матросовым, и развенчивает легенду о его украинском происхождении, вернее, о том, что он родился в Екатеринославе (с 1926 года — Днепропетровск). К сожалению, эта придумка, имевшая широкое хождение в советское время, бытует и сейчас среди большинства обывателей.
Хотел бы упомянуть об одном краеведе — полковнике в отставке Олеге Бондаренко-Снитине из Великих Лук. Как известно, Великие Луки в годы войны входили в состав Калининской области. Олег Федорович — зампред Тверского областного общественного фонда поддержки Мемориала славы воинам-сибирякам. Изучив документы Центрального архива Минобороны (ЦАМО) и фондов ЦАОВС, он пришел к выводу, что А. Матросов погиб не 23 февраля, как указано в советской военной историографии, а 27 февраля и при взятии не деревни Чернушки, а деревни по соседству под названием Плетень.
Короткая биография Героя на сегодняшний день выглядит так: Шакиржан Юнусович Мухамметжанов родился 5 февраля 1924 года в деревне Кунакбаево Тамьян-Катайского кантона БАССР, ныне Учалинского р-на Республики Башкортостан. После смерти его матери отец женился повторно и Шакиржан ребенком ушел из дома, стал беспризорником. Шакиржан воспитывался в Мелекесском, Ивановском детдомах Ульяновской области (1934 — 35). После окончания  в Ивановском детдоме семилетней школы работал на вагоноремонтном заводе в Куйбышеве, но с завода сбежал. Осенью 1940 года оказался в Саратове, где был задержан и осужден за нарушение паспортного режима на два года лишения свободы и в октябре 1940 года направлен в Уфимскую детскую трудовую колонию. В детских колониях называл себя Шуриком Матросовым — так же, как в родном ауле, бывая в нем в 1939 — 1940 годах.
В сентябре 1942 года его призвали в Красную армию и направили на учебу в Краснохолмское военно-пехотное училище под Оренбургом. В январе 1943 года отправлен на Калининский фронт в 91-ю отдельную стрелковую бригаду (второго формирования), которая комплектовалась с лета 1942 года в городе Юрге Новосибирской области (с 26 января 1943 года — в Кемеровской области). Личный состав бригады состоял преимущественно из бывших заключенных и воспитанников детдомов НКВД. В свою очередь эта бригада входила в 6-й Сталинский добровольческий стрелковый корпус сибиряков. «Вече Твери» не раз освещала боевую историю этого корпуса в ходе операции «Марс».
27 февраля 1943 года Шакиржан Мухамметжанов закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота и обеспечил успех атаки своего подразделения. Похоронили его у деревни Чернушки, а впоследствии останки были перенесены в Великие Луки. 8 сентября 1943 года имя Матросова присвоено 254-му гвардейскому стрелковому полку, героя навечно зачислили в списки 1-й роты этого полка.
А еще в апреле того же года на базе 91-й бригады и 74-й алтайской бригады была образована 56-я гвардейская стрелковая дивизия.
При изучении биографии А. Матросова исследователи обнаруживают, что подобный геройский поступок еще до броска Матросова совершили 57 человек, а по другим данным даже 98, и задаются вопросом: почему именно он стал символом героизма в бронзе? Историки выделяют несколько причин поднятия А. Матросова на пьедестал Героя всенародного значения. Его имя первым попало в дивизионную и почти сразу в центральную прессу, в результате чего о нем узнала вся страна. Во-вторых, высокую оценку подвига дал командующий войсками Калининского фронта генерал-полковник А.И. Еременко, ходатайствовавший о присвоении солдату Звезды Героя. В-третьих, вскоре после Указа от 19 июня 1943 года о присвоении Матросову звания Героя под Ржев в деревню Хорошево прибыл  Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин (4 августа) и в подробностях узнал о подвиге солдата. И наконец, впервые в истории Великой Отечественной павшего героя приказом наркома обороны СССР навечно зачислили в список воинской части.
В этом приказе (№269 от 08.09.1943) говорилось: «Великий подвиг товарища Матросова должен служить примером воинской доблести и героизма для всех воинов Красной армии». Нетрудно понять, что приказ был воспринят как руководство к действию: поэты, писатели и композиторы стали создавать произведения на сюжет совершенного Матросовым подвига. Создавались музеи его имени. О других героях, совершивших такой же подвиг, долгое время молчали или говорили, что они повторили подвиг Матросова.
Сегодня считается, что первым бросок на дзот совершил младший политрук Александр Панкратов. Это произошло 24 августа 1941 года при штурме Кирилловского монастыря под Новгородом. Сотни других героев совершили подобный поступок в годы войны. К настоящему времени их выявлено около трехсот, но точное число не установлено и доныне. Звания Героя Советского Союза удостоены только 134 человека.
Но совершенно неважно, какой социальной статус имел Матросов – главное, что он в жестоком бою сложил голову «за други своя».
Мало кто знает о другом достойном сыне татарского народа герое сражений на Калининском фронте Газинуре Гафиатулловиче Гафиатуллине, уроженце Татарстана. Заместитель командира стрелкового отделения, он закрыл грудью вражескую амбразуру у села Овсище (ныне Псковской области) в 1944 году и, как Матросов, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
К сожалению, посетителям музея Калининского фронта о втором герое ничего не расскажут, а о Матросове им сообщат только то, что написано в советских учебниках.
Матросов и Гафиатуллин принадлежат к безвозвратно ушедшей советской эпохе, но это вовсе не значит, что они ушли от нас вместе с ней. Герои не умирают, пока жива память о них.

Фарит БАТЫРГАРЕЕВ,
зампред Тверской РОО «Тверские татары»
« Последнее редактирование: 19.03.2010, 15:28:30 от Игорь Мангазеев »

Оффлайн Прудникова

  • Сообщений: 6504
Да этой сенсации уже лет двадцать. Только в том телефильме, который я смотрела в 90-е, он был не то башкиром, не то чувашем.

А в общем-то - НУ И ЧТО?

Оффлайн Игорь Мангазеев

  • Сообщений: 1585
    • Православный
Да этой сенсации уже лет двадцать. Только в том телефильме, который я смотрела в 90-е, он был не то башкиром, не то чувашем.

А в общем-то - НУ И ЧТО?
Это же как раз по Вашей части! Реально Александр Матросов не был ни татарином, ни русским. По моему мнению, Александр Матросов был советским человеком.
Сколько я себя помню, мы все в СССР были советскими людьми. И население Советского Союза называлось советской нацией.
Доказывайте, что это точно так. Что советским лучше жить, чем русским или татарином.

Оффлайн Игорь Р

  • Сообщений: 17386
    • Не указано
Это же как раз по Вашей части! Реально Александр Матросов не был ни татарином, ни русским. По моему мнению, Александр Матросов был советским человеком.
Сколько я себя помню, мы все в СССР были советскими людьми. И население Советского Союза называлось советской нацией.
Доказывайте, что это точно так. Что советским лучше жить, чем русским или татарином.
Я был русским. А совком так и не стал. Слава Богу!
Матросов был русским. По духу. А шаймиев - .....

Оффлайн Юрий Чекалин

  • Сообщений: 8596
    • Православный
Сколько я себя помню, мы все в СССР были советскими людьми. И население Советского Союза называлось советской нацией.
Доказывайте, что это точно так. Что советским лучше жить, чем русским или татарином.

Ничего не понял...  что нужно доказывать?  Разве в Союзе не было национальностей?

Оффлайн Игорь Мангазеев

  • Сообщений: 1585
    • Православный
Ничего не понял...  что нужно доказывать?  Разве в Союзе не было национальностей?
Вы не поняли, потому что юный.

Вся официальная партийно-советская идеология до пика перестройки сводилась к утверждению тезиса о том, что в СССР живет советский народ - новая социалистическая общность.
"Я - советский человек!" - так гордо даже в 1992 году говорил польским пограничникам белорус на пограничной станции Брест, недовольный их действиями.

Оффлайн Юрий Чекалин

  • Сообщений: 8596
    • Православный
Вы не поняли, потому что юный.

Вся официальная партийно-советская идеология до пика перестройки сводилась к утверждению тезиса о том, что в СССР живет советский народ - новая социалистическая общность.
"Я - советский человек!" - так гордо даже в 1992 году говорил польским пограничникам белорус на пограничной станции Брест, недовольный их действиями.

Американцы тоже говорят: "Я -- американец!", при этом помня о том, что они итальянцы, ирландцы, китайцы и пр.

И что-с?

Оффлайн Вадим В.С.

  • Модератор
  • *
  • Сообщений: 16826
    • Православный
Вся официальная партийно-советская идеология до пика перестройки сводилась к утверждению тезиса о том, что в СССР живет советский народ - новая социалистическая общность.
"Я - советский человек!" - так гордо даже в 1992 году говорил польским пограничникам белорус на пограничной станции Брест, недовольный их действиями.
Я тоже не понял, хотя давно уже под стол пешком не хожу...
Легко проверяется...
В 1961 году, выступая на XXII съезде КПСС, Н. С. Хрущёв провозгласил: «В СССР сложилась новая историческая общность  людей различных национальностей, имеющих общие характерные черты — советский народ». Таким образом, В 1943 и далее, при увековечивании подвига, ни о каком "советском народе" речи идти не могло за отсутствием такого понятия в официальной идеологии.

Оффлайн Илья Самарин

  • Сообщений: 1248
Простите, но написать "сложилась историческая общность" можно было хоть в 70-е годы. А сложиться (или не сложиться вообще) она могла, когда угодно. Так что, пример Хрущева в данном случае ничего не доказывает и не опровергает. 
Никто из политиков к концу 19-го века гордо не восклицал - сложилась историческая общность - американский народ, а он, тем не менее, уже сложился к тому времени.
Я не знаю, кем был по национальности Александр Матросов. Слышал, что он был башкиром, а не татарином, но в принципе, какая разница? Он был советским солдатом, не татарским, не башкирским, не чувашским (какие еще есть варианты?), а именно советским. Кто был по национальности Гастелло? Или Маринеску? Да какая разница! Они были героями нашей земли. И погибли за нее. Кого в Российской империи волновала национальность Багратиона или Беринга? Они были русскими (потому что империя была российской), а происхождение всегда в России (а потом и в СССР) было делом десятым. Мы сложились как великий народ именно потому, что не загоняли себя в национально-этническую изоляцию. Хорошо, что установлено настоящее имя бывшего беспризорника, который сам называл себя Сашкой Матросовым. Но что это меняет? Зачем вообще была открыта эта ветка?

Оффлайн cepгейка

  • Сообщений: 194
 История удивительная наука. Она полка тайн и загадок. Порой людям удается раскрыть эти тайны, и тогда они сами входят в историю, как вошли в нее те, кто открыл нам смысл египетских иероглифов и шумерской клинописи, Иногда загадка так и остается неразгаданной — но тем интереснее узнать о ней и попытаться самому найти ответ.

Оффлайн Вадим В.С.

  • Модератор
  • *
  • Сообщений: 16826
    • Православный
Простите, но написать "сложилась историческая общность" можно было хоть в 70-е годы. А сложиться (или не сложиться вообще) она могла, когда угодно. Так что, пример Хрущева в данном случае ничего не доказывает и не опровергает. 
"Пример" (?) доказывает, что до этого термин "советский народ" не использовался в официальных схемах. О чем тут говорили. Вы улавливаете разницу между скажем "континент, который мы называем Америкой, существует ... миллионов лет" и "Впервые название Америка было употреблено в ... году"?
Если улавливаете, то легко поймете почему неверно прозвучавшее здесь утверждение  -
"Вся официальная партийно-советская идеология до пика перестройки сводилась к утверждению тезиса о том, что в СССР живет советский народ - новая социалистическая общность. " применительно к подвигу Матросова.

Оффлайн Вадим В.С.

  • Модератор
  • *
  • Сообщений: 16826
    • Православный
История удивительная наука. Она полка тайн и загадок. Порой людям удается раскрыть эти тайны, и тогда они сами входят в историю, как вошли в нее те, кто открыл нам смысл египетских иероглифов и шумерской клинописи, Иногда загадка так и остается неразгаданной — но тем интереснее узнать о ней и попытаться самому найти ответ.
В данном случае загадка смешна тем, что ответ на нее ничего не меняет:)

Оффлайн Алексей Кулаев

  • Сообщений: 474
    • Православный
"27 февраля 1943 года Шакиржан Мухамметжанов закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота"
А еще интересно то, что он был далеко не первым, кто совершил подобный подвиг.
"9 ноября 1942 года на окраине Гизели сибиряк Пётр Барбашов закрыл амбразуру вражеской огневой точки своим телом, обеспечив успешное продвижение своей роты. За этот подвиг Петру Барбашову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. У дороги на въезде в Гизель стоит памятник Барбашову; на родине в селе Венгерово его имя носит улица[2], в честь Барбашова названа школа № 171 в Новосибирске[3][4]. "
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%B7%D0%B5%D0%BB%D1%8C_(%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%BE)

Служил в полку, где в войну служил Барбашов. Там, в комнате истории части №3382, я и узнал об этом человеке и был крайне удивлен, что в истории СССР ничего не сказано о его подвиге и о том, что именно он, а не Александр Матросов, был первым, кто это сделал.
Советская история как всегда напутала или это было сделано намерено.

Оффлайн Игорь Мангазеев

  • Сообщений: 1585
    • Православный
Я не знаю, кем был по национальности Александр Матросов. Слышал, что он был башкиром, а не татарином, но в принципе, какая разница? Он был советским солдатом, не татарским, не башкирским, не чувашским (какие еще есть варианты?), а именно советским.
Шакрижан родился в Башкирии, его считают вторым национальным батыром Башкирии после Салавата Юлаева. Но родился он в татарском селе.
В его короткой жизни меня интересует один момент: за что он, советский человек, отказавшийся от роду-племени, отдал жизнь, если советская власть уже наказала его двумя годами заключения?..

Оффлайн Вячеслав Кондратьев

  • Сообщений: 20467
    • Атеист
В его короткой жизни меня интересует один момент: за что он, советский человек, отказавшийся от роду-племени, отдал жизнь, если советская власть уже наказала его двумя годами заключения?..

А что ему надо было делать? Дезертировать? Или сдаться в плен и пойти на службу к немцам? >:(   

Оффлайн Игорь Мангазеев

  • Сообщений: 1585
    • Православный
Нуежели?

Если завтра война, если враг нападет
Если темная сила нагрянет,-
Как один человек, весь советский народ
За любимую Родину встанет.


Василий Лебедев-Кумач, 1938.
Но весь не встал. Многие сдались в плен. А в двадцатых числах февраля 1943 года весь мир уже знал о победе Красной Армии под Сталинградом.
Что руководило Героем -- любовь к Советской Родине, любовь к малой родине, фанатизм или -- боевое товарищество?

Оффлайн Вячеслав Кондратьев

  • Сообщений: 20467
    • Атеист
Что руководило Героем -- любовь к Советской Родине, любовь к малой родине, фанатизм или -- боевое товарищество?

А к чему эти пустые вопросы, на которые невозможно дать ответа? Разве что, подождать, пока не окажешься на том свете, и задать их Матросову лично. Можно еще попробовать заняться спиритизмом, но это грех. :)

Оффлайн Юрий Чекалин

  • Сообщений: 8596
    • Православный
Но весь не встал. Многие сдались в плен.

Видимо французы, сдававшиеся в плен, служившие у немцев (в движении Сопротивления за пять лет погибли 20 тысяч (из 40 миллионов) французов, однако за то же время погибли от 40 до 50 тысяч (то есть в 2-2,5 раза больше) французов, воевавших на стороне Германии), быстро КАПИТУЛИРОВАВШИЕ (германские войска фактически начали захват страны 5 июня 1940 года, а 14 июня они уже овладели Парижем), просто ненавидели республиканский строй и своё правительство.

Оффлайн Юрий Чекалин

  • Сообщений: 8596
    • Православный
Не очень удачный аргумент.
Если верить Де Голлю, авторитет у правительства действительно был почти нулевой.

Ну вот я и говорю.  Ненавидели французы свой строй и правительство, потому и сдались, потому и прислуживали немцам. ;D

Оффлайн Константин Кирилин

  • Сообщений: 2922
Но весь не встал. Многие сдались в плен.

Как бы Вам ни хотелось оплевать советский период нашей истории в общем и Победу в частности, это не так. Встал именно весь советский народ. Число коллаборционистов составляло менее 1% от общего числа населения. Что же до пленных, то далеко не все они сдались добровольно - это раз. А два -воистину беспрецедентным было то сопротивление, которое оказывали наши воины уже находясь в плену:

  "Наибольших масштабов сопротивление достигло в концлагерях, где узников неминуемо ждала смерть, вопрос был лишь во времени. Различные источники свидетельствуют о героическом сопротивлении советских людей в фашистских концлагерях Бухенвальд, Дахау, Заксенхаузен, Маутхаузен, Флессенбург, Освенцим, Миттельбау, Дора, Нёйенгамме, Равенсбрюк и других, поскольку в них в конечном итоге сосредотачивались наиболее активные и политически опасные для фашистов пленные.

Известны случаи, когда советские подпольные организации, при оказании им помощи со стороны интернациональных антифашистских комитетов, охватывали своим влиянием значительную часть узников. Например, созданная в 1942 г. организация «Братское сотрудничество военнопленных» (БСВ) имела своих людей во всех лагерях военнопленных и в 20 лагерях восточных рабочих, расположенных в Баварии. В ее состав входили несколько тысяч объединенных и частично вооруженных людей. Это позволяло им вести организованную борьбу. Однако не все из планируемого удалось осуществить. Причиной тому стали проведенные гестапо массовые аресты и казни осенью 1944 г.

Огромное влияние на активизацию сопротивления советских военнопленных имел «Центральный комитет советских пленных», образованный во Франции в конце 1943 г. За короткое время члены ЦК сумели создать подпольные организации более чем в 20 лагерях (в районе Руана, Нанси, департаментах Нор и Па-де-Кале). Свою деятельность Комитет прекратил лишь в конце 1944 г., когда Франция стала свободной от фашистов."

 http://scepsis.ru/library/id_1250.html



 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru