Автор Тема: Re: Катехизаторские курсы. Если бы директором был я...  (Прочитано 9502 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Липовой Александр

  • Сообщений: 2169
Если бы вы имели возможность составить программу занятий на год-два из расчета 6 часов в неделю (максимум времени, которое работающий и/или семейный человек может позволить себе на самообразование), какие учебные дисциплины и в каком объеме вы бы туда внесли? развернутые ответы приветствуются :)

35% СПНЗ(ВЗ)
30% Православное вероучение (Таинства, догматы)
20% История церкви
15% Сравнительное богословие, сектоведение.

Peter

  • Гость
35% СПНЗ(ВЗ)
30% Православное вероучение (Таинства, догматы)
20% История церкви
15% Сравнительное богословие, сектоведение.

Литургика обязательно. А то часто народ не знает, что происходит на службе.

Оффлайн Александр С. Бочаров

  • Сообщений: 378
    • Православный
1. Священное Писание.
2. Катехизис и догматическое богословие.
3. История Церкви.
4. Введение в Литургическое предание.
На мой взгляд, это четыре наиболее важных предмета. На своих занятий со взрослой группой Воскресной школы я фактически занимаюсь именно этими предметами, хотя специально их не выделяю.

Оффлайн Александр С. Бочаров

  • Сообщений: 378
    • Православный
Отдельно читать патрологию?
Я бы не стал отдельно выделять эту дисциплину. Просто все остальные должны строиться на святоотеческом учении.

Оффлайн Липовой Александр

  • Сообщений: 2169
А святоотеческое наследие? В каком объеме и в рамках какого курса можно было бы познакомить с ним людей? Отдельно читать патрологию? В каком объеме?
Это так, вопрос ко свем.

Патрологию......
Ну Вы бы ещё историю западных вероисповеданий ввели бы :(

История церкви, догматика - уже касается вопросов патрологии. Ибо Св. Отцы активно участвовали в истории церкви, Соборах, догматических спорах.
А СПНЗ основана то как раз на святоотеческих толкованиях.

Оффлайн Липовой Александр

  • Сообщений: 2169
Литургика обязательно. А то часто народ не знает, что происходит на службе.

Так в основах православного вероисповедания рассматриваются Таинства, т.е. чинопоследование Евхаристии. И уже в этом курсе можно посвятить 1-2 часа суточному и годовому кругу богослужения. Ну и можно ещё перед постом 1 час занятий - о постной триодь, и в начале Страстной седьмицы 1 час занятий - от Великого Четвертка до Пасхальной службы и пара слов о цветной триоди.
И пожалуй все, только обзорные лекции.

Потому, что все равно, если человек не будет стоять с чинопоследованием на службе - толку будет мало.

Peter

  • Гость
Потому, что все равно, если человек не будет стоять с чинопоследованием на службе - толку будет мало.

У нас в храме есть полезная вещь. На подоконнике лежит пачка брошюр с чинопоследованием Литургии и каждый может взять и пользоваться ею во время службы.

Peter

  • Гость
ИМХО: чинопоследование литургии - это отлично. Но еще лучше понимать не ход, а смысл богослужения. Поэтому я - за литургическое богословие. Очень люблю книги прот. А. Шмемана - и всем советую.

Вот смысл и надо на курсах разбирать. ;) А брошюры в храмах в свободном доступе - полезная вещь в любом приходе. 8)

Оффлайн Светлана Опарина

  • Сообщений: 1749
Очень важно представлять, с кем Вы "работаете". Люди уже как-то церковны или пока не решаются войти в храм даже. Уже верующие или еще ищущие, и т.д. Подход в этих случаях, имхо, разный.

Я бы все же вела оглашение не в форме лекций или даже сообщений, а в форме диалога, совместного чтения Евангелий и этических+исторических книг ВЗ, совместных походов в храм (или разные храмы, если их в городе много) с предварительным и последующим разговором о строе и смысле служб, и т.д. С чаепитием во время беседы и, желательно, в домашней обстановке.
Как вариант, после литургии в храме, где есть для этого помещение с возможностью неформально пообщаться за чаем.

Тогда, во-первых, есть возможность отвечать на возникающие вопросы по Писанию и разъяснять какие-то недоумения, во-вторых, люди знакомятся между собой, постепенно становятся друг другу дороги и нужны, особенно если это при одном храме происходит, прихожанами которого они становятся или станут.

К изъяснению же Символа веры я бы пприступала позже, по мере проникновения людей в молитву (личную и храмовую) и Писание.

Оффлайн Светлана Опарина

  • Сообщений: 1749
Такие чаепития у нас проводятся после воскресной школы. А на курсы по большей части ходят люди более или менее "продвинутые". :)

Понятно... Т.е. у вас, скорее, не катехизация, а богословские курсы...

Оффлайн Светлана Опарина

  • Сообщений: 1749
Моя версия:
35% СПНЗ(ВЗ)
30% Православное вероучение (Таинства, догматы, основное богословие)
10% История церкви
15% Сравнительное богословие, сектоведение.
10% Литургика+литургическое богословие

Я бы уменьшила п.2, сильно уменьшила п.4, увеличила п.1, п.5 и немного п.3 (в нем можно отчасти и сравнит. богосл. давать при рассказе о разделениях). А еще бы добавила что-то типа психологии. Как разговаривать с приходящими людьми. Люди приходят, как правило, раненые и ищущие любви и принятия. Катехизатор должен уметь это делать, пусть поначалу на уровне техники, потом изнутри придет...

Такое вот имхо. :)

Оффлайн Александр С

  • Сообщений: 642
Татьяна Гарина
Цитировать
  Если бы вы имели возможность составить программу занятий на год-два из расчета 6 часов в неделю (максимум времени, которое работающий и/или семейный человек может позволить себе на самообразование), какие учебные дисциплины и в каком объеме вы бы туда внесли? развернутые ответы приветствуются   

 Главное на мой взгляд, что бы присутствовал живой диалог между катехизатором и катехизируемым, вплоть до определённых пределов разногласия. Тогда будет изучение катехизируемых вопросов не омертвелым, не ради галочки. Иначе получится тягомотина, которую может быть и посетят ``полтора`` человека, но и те сбегут от уныния. Лет пятнадцать назад посетил одного катехизатора, не приведи Господи. Надо прежде чем катехуменой заниматься, самому знать в совершенстве учение Церкви и вести группу не давя на неё своим катехуменаторским мнимым авторитетом, а дать место благодати Божьей, без которой всё будет в тщету и в тщеславие. Вот такое вот мнение.

Оффлайн Липовой Александр

  • Сообщений: 2169
Моя версия:
35% СПНЗ(ВЗ)
30% Православное вероучение (Таинства, догматы, основное богословие)
10% История церкви
15% Сравнительное богословие, сектоведение.
10% Литургика+литургическое богословие


1) Очень мало для истории церкви. Ведь придется рассказывать не только о доникейском периоде, но и о Вселеннских Соборах - а это немало....
2) При малом количестве часов не стоит читать лекции по сектоведению - а то получится "галопом по Европе". Слушатель, окончивший катехизаторские курсы, при необходимости сам сможет найти нужную информацию о сектах.
3) Так же нет необходимости включать в курс апологетику (тем более в православное вероучение).

Все равно всё в курс при малой загрузке не включишь.
Поэтому надо "проработать" основные направления - а остальное (сектоведение, апологетика и т.п) оставить для самообразования по необходимости.

А то можно пробежатся по верхушкам всего, а толком нигде знаний не дать.

Оффлайн Липовой Александр

  • Сообщений: 2169
Да, кстати я и не понял то главное - Вы имеете ввиду курсы где готовят катехизаторов, или проходят катехизацию???

Если Вы хотите готовить катехизаторов - ну так это надо часов по 15 в неделю в течении 5 лет - это делает миссионерский факультет ПСТГУ. Это минимум знаний о православной вере для того, что бы заинтересовать и научить других. И то катехизатора даже после института ждет долгое самообразование, что бы стать действительно хорошим катехизатором.

А год-два и 6 часов в неделю - это только для того, что бы слушателю самому твердо знать основы православной веры. Поэтому тут надо выделить 3-4 предмета - и дать глубокие знания. А остальные знания со временем нарастут.

Оффлайн Липовой Александр

  • Сообщений: 2169

М-м-м... хорошая расчасовка. Только где взять подвижников, способных 5 лет учиться? :( :( :( 

Если нет катехизатора - человек сам выискивает знания о своей вере.
Если есть катехизатор - он помогает человеку узнать про свою веру.
НО!!!
Плохой катехизатор может отвратить человека от веры.

Поэтому - либо человек берет на себя подвиг учебы(но учебы настоящей), либо не изображает учебу(учась кое как).

У меня вопрос. А какой из всех вышеперечисленных предметов учит молитве как состоянию души, объясняет смысл молитв, учит аскетике? Или это все - на самоподготовку? А ведь если не научить человека общению с Богом через молитву, покаяние, а только давать пакет богословских дисциплин, хотя и нужных, человек не поймет основ веры. Т.е. получается, при видимости глубины, полностью поверхностное "образование", или "образованство",как сказал один из наших современных старцев.
Начинать нужно с другого конца,вернее, с начала - с молитвы и ее понимания.
Понятно, что трудно найти человека, на опыте знающего, пусть в начальных фазах, аскетику. Но ведь можно и научиться.
Если интересно, могу дать список литературы по важнейшему предмету. А катехизис... Вот его то и можно оставить на самоподготовку,т.е.когда человек душой созреет, тогда он сам найдет и прочитает.

Peter

  • Гость

Если интересно, могу дать список литературы по важнейшему предмету. А катехизис... Вот его то и можно оставить на самоподготовку,т.е.когда человек душой созреет, тогда он сам найдет и прочитает.
Отец Валерий. Думаю, что одно от другого отделять не следует. Есть ведь опасность и повторения "подвига" П.Г.М.
http://www.foru.ru/slovo.0.0.GeorgiyPetrov.html

Отец Валерий. Думаю, что одно от другого отделять не следует. Есть ведь опасность и повторения "подвига" П.Г.М.
http://www.foru.ru/slovo.0.0.GeorgiyPetrov.html

Не надо путать аскетику как науку о молитве с аскетикой подвижничества. Есть более понятные и доступные современному человеку пути обучения молитве. Настоящее подвижничество и совершенство в молитве конечно, должно проходить с наставником, которых, к сожалению, сейас практически нет, отсюда и нет понимания ступеней молитвы.
Но элементарно научить понимать суть молитвенного труда (я не хочу применять термин "делания", это слово как-то уже стало обозначать более высокие ступени молитвенных состояний, нам грешным пока недоступные) мы можем, даже не являясь высокими молитвенниками. Тут как говорится, "сам дорогу не прошел, пока не осилил, но направление знаю, могу показать куда идти, вот вам маяки, вы и идите, может, потом мне покажете".

Мы в воскресной школе и воскресных беседах - чаепитиях со взрослыми прихожанами нашли методы (вернее, нашли не мы, а те авторы, список которых я подготовлю в ближайшие дни и выложу), с помощью которых человек научается понимать молитвенные слова и, главное, состояние души, нужное для молитвы.
Ничего нового мы не открывали, просто применили то, что давно известно и много раз сказано в общедоступной духовной литературе, может быть, немного систематизировав и поняв для себя.
Мы начинали занятия семь лет назад примерно с тех же программ, что обозначены в теме. Но обнаружили,что такие знания, особенно у детей, быстро выветриваются и немного оставляют следа, т.е. знания не приводят к воцерковлению. Получается,что труд наш практически сходит на нет, когда дети, изучив все программы, перестают ходить в церковь. А это случается на каждом шагу.
Не уйдут они только в том случае и те, кто не только головой, а душой понял вкус молитвы,и молитвы общественной в том числе, т.е.поняв  хотя бы немного и примерно состояние души простых необразованных верующих бабушек - или детей. А уже поняв суть молитвы - на самом низеньком, доступном нам уровне - остаются в храме и проявляют инициативу в изучении богословских дисциплин. Вот тогда это - крепко, когда знания приобретаются после опыта молитвенного общения с Богом, а не наоборот. И когда дисциплины преподаются "по запросу снизу", а не по программе сверху.
Повторюсь, я не учу и не зову к высотам молитвенного делания, не мне со свиным рылом да в калашный ряд. Но дав азы понимания молитвы, приятно видеть, как люди начинают гореть верой. Тут и надо суметь вовремя охладить пыл, чтобы раньше времени на небо не взбирались.
Вообще, на эту тему трудно писать, особенно на форуме, слишком здесь все индивидуально.

При посеве надо знать агротехнику. Тогда всхожесть семян намного повышается...

PS. То, о чем я говорю, годится толко для церковной воскресной школы,катехизаторских курсов и т.п, т.е. для людей, действительно желающих изучить и понять веру. В средней школе все по другому, поэтому пока не применимо...
« Последнее редактирование: 17.12.2006, 00:09:11 от священник Валерий Логачев »

Peter

  • Гость
PS. То, о чем я говорю, годится толко для церковной воскресной школы,катехизаторских курсов и т.п, т.е. для людей, действительно желающих изучить и понять веру. В средней школе все по другому, поэтому пока не применимо...

Батюшка, гляньте. Может что и сгодится в Вашей воскресной школе.
http://otrok.n-t.org/pb/zp/

Батюшка, гляньте. Может что и сгодится в Вашей воскресной школе.
http://otrok.n-t.org/pb/zp/

Спаси Господи, все в дело.
Только у нас в воскресной школе перерыв два года уже. Из старого помещения молитвенного дома выехали, церковное здание пока толком не отапливается, всю зиму +3+70, так что занятия проводятся пока только в детском доме. Получили кружковую ставку, верующий воцерковленный педагог - старший воспитатель детского дома - регулярно занимается с ребятами. Имеем медиатеку (модифицированную Пивоваровскую, более 800 фильмов,сами копируем, раздаем и продаем), постоянно просматриваем фильмы, обсуждаем. Дети каждое воскресенье на службах, само собой - небольшой хор, постановки на праздники. А вообще, моя матушка - главный наш педагог, уже три года в декрете, родили двух мальчиков с перерывом в два года (теперь уже пятеро, одна дочкаи четыре сына), так что ей тоже пока не до занятий. Продолжать будем скорее всего со следующей осени - и отопление доделаем, и детки подрастут.
« Последнее редактирование: 17.12.2006, 18:26:03 от священник Валерий Логачев »

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru