Автор Тема: Любимые иконы (неканоничные) царебожников с каббалистической символикой  (Прочитано 27830 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Владимир Неофит С.

  • Сообщений: 2164
Икона Божьей Матери "Самодержавная"




Икона Божьей Матери "Яко орля крылья"



Об этих иконах - 2 статьи, противоречащие друг другу. Где же правда?

Вот первая статья (в сокращении):

Псевдоиконы нашего времени

Все мы, православные христиане, являемся членами Церкви Христовой, глава которой - Сам Иисус Христос. Принципы иерархичности строения церковного общества и каноничности церковного искусства - это основные принципы Православной Церкви. Их нарушение ведет за собой отпадение от соборного тела Церкви и уклонение в ересь и раскол. Тем не менее, новоявленные "ревнители православия" публично критикуют церковных иерархов, составляют лжеобряды, внедряемые в богослужение православных, тиражируют и распространяют неканоничные изображения и провокационную литературу, нарушая каноническую дисциплину и раскалывая Церковь изнутри. Все это является следствием большого количества новообращенных в Церкви, невежества относительно учения Церкви об иконах и, зачастую, невоцерковленности некоторых современных иконописцев.

Одним из таких серьезных искушений стало появление в последнее время большого количества неканоничных икон. Эти иконы в течение уже нескольких лет широко распространяются на территории России (и Украины - ред.), и наша епархия в этом не исключение. Движение, казавшееся поначалу стихийным, последнее время приобретает сектантские формы. В чем же опасность их почитания?

Слово "канон (kanonos)" по-гречески буквально означает "тростник". В древности из тростника делали мерные палки, которые использовались при землемерных работах. Со временем это слово стало обозначать вообще норму, меру, стандарт. В Церкви канонами называют правила, регулирующие жизнь церковной организации. В иконописании канон окончательно утвердился и оформился после эпохи иконоборчества. Определение каноничности образа дано правилом Пято-Шестого (Трулльского) Собора. 82 правило ознаменовало переход от раннехристианских символов к символическому реализму восточнохристианского иконографического канона.

Л.А. Успенский в книге "Богословие иконы" пишет: "Иконописный канон есть известный принцип, позволяющий судить, является ли данный образ иконой или нет. Он устанавливает соответствие иконы Священному Писанию и определяет, в чем заключается соответствие, то есть подлинность передачи божественного Откровения в исторической реальности тем способом, который мы называем символическим реализмом. Основным критерием, предъявляемым к образу, является его литургичность. Критерий литургичности неотделим от истины Боговоплощения и Искупительной Крестной жертвы Спасителя".

Для канонической иконы характерны:

1. Подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла. Портретные черты изображаемых святых могут быть весьма условны. Иконописный канон ориентирован на обобщенный, символический образ, в котором индивидуальные черты едва намечены - ровно настолько, чтобы образ был узнаваем, чтобы он вычленялся из общего сонма. К каноническим требованиям русской иконографии также относится отсутствие на православных иконах черт чувственной, плотской привлекательности.

2. Принцип изображения пространства. Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости на воображаемой линии горизонта, а в предстоящем пред иконой человеке - идея изливания Мира Горнего в наш мир, мир дольний. В обратной перспективе удаляющиеся предметы увеличиваются в размере, в то время как в реальности, т.е. в прямой перспективе они уменьшаются.

С помощью обратной перспективы существенно облегчается решение одной из самых сложных задач начальной стадии искусства Иисусовой молитвы - соединение ума с сердцем. Существует две принципиально различающиеся формы зрительного восприятия. Первое из них - обычное восприятие, которое состоит в том, что глазные оси фокусируются в одной воспринимаемой точке. Типичным примером такого восприятия является чтение печатного текста. Второй формой является панорамное восприятие. В отличие от дискретного оно представляет собой цельное восприятие всего зрительного поля. При таком восприятии напряжение с фокусированных глаз снимается.

Наблюдение за взаимосвязью зрительной и сердечной деятельности обнаруживает, что расслабленному состоянию глаз соответствует сердечное восприятие.

Геометрия обратной перспективы в иконе настраивает зрение на панорамное восприятие, ее расходящиеся оси приводят глаза в расслабленное состояние, в результате икона воспринимается сердцем.

3. Отсутствие внешнего источника света. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Преображенный мир иконы не имеет внешнего источника света, в ней все наполняется внутренним свечением. Фон в ней всегда ровный по цвету и свету, поэтому он исключает иллюзию перспективы и не пробуждает чувства пространства. Слово "фон" переводится с греческого языка как "свет", он символизирует свет духовного мира.

4. Цвет не является средством колористического построения иконы, он несет символическую функцию. Например, красный цвет на иконах мучеников может символизировать жертвование собой ради Христа, а на других иконах - это цвет царского достоинства.

5. Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу. На иконе Преображения Господня мы видим и Христа, поднимающегося с учениками в гору, и Господа Преобразившегося, и учеников павших "на лица свои" (Мф. 17,6), и их же, спускающихся с горы. Чтобы исключить чувство движения, которое связано с чувством времени, композиция иконы чаще всего строится статичной. Если движение невозможно исключить, тогда оно изображается нереальным.

Каждое душевное чувство человека связано с каким-либо представлением физического мира, основу которого оставляет время, движение и пространство. Если эти категории исключить из композиции иконы, то она преобразуется в очень условное представление, которое не пробуждает чувства реальности изображаемого мира и связанные с ним душевные чувства. Икона, написанная по канону, являет духовный мир, при этом характер его изображения в иконе облегчает процесс погружения в него сознания. Каноническая икона не имеет случайных деталей, украшений, лишенных смыслового значения.

Икона, вне зависимости от того, старая она или новая, может быть названа православною только в том случае, если с точки зрения композиции и художественного исполнения удовлетворяет догматико - каноническим, историческим и иконографическим требованиям.

Леонид Денисов, духовный писатель и церковный деятель первой половины ХХ века, в статье "Каким требованиям должна удовлетворять православная икона?" приводит следующие признаки православного иконописного канона:

1. Верность композициям, унаследованным от христианской древности, если они не заключают в себе ничего противного православной догматике и каноническим постановлениям;

2. Соблюдение церковно-исторических и археологических указаний применительно к изображению построек, костюмов и утвари;

3. Сохранение этнографических (в типах лиц) и географических (в пейзаже) особенностей данной местности и эпохи;

4. Точное и неуклонное изображение общеизвестных символических признаков, присутствием которых до некоторой степени свидетельствуется православие иконы.

Рассмотрим подробности иконографии Божией Матери. Образ Богоматери, принятый как канонический в православном искусстве мы видим уже в VI - VII веках на синайских иконах, в мозаиках Рима и Равенны. Для православного образа Богоматери характерны определенные цвета одежд - красный мафорий и синее нижнее одеяние. Таковы одежды Богоматери на всех иконах (за редким исключением), и их цвета символизируют соединение в Ней Девства и Материнства, Ее земной природы и небесного Ее призвания. Важная деталь одеяния Богородицы - поручи (нарукавники). Поручи - деталь облачения священников на иконах это символ сослужения Божией Матери (а в Ее лице - всей Церкви) Первосвященнику Христу. На челе и плечах Богородицы изображаются три золотые звезды в знак того, что Богородица пребывала Девою до Рождества, в Рождестве и после Рождества.

Существует пять основных типов изображений Божией Матери: "Оранта" ("Молящаяся"), "Одигитрия" ("Путеводительница"), "Елеуса" ("Умиление"), "Панахранта" ("Всемилистивая") и "Агиосортисса" ("Заступница"). Все многообразие существующих икон Богоматери сводится именно к этим пяти основным типам.

Давайте рассмотрим, удовлетворяют ли этим требованиям те новоявленные иконы, которые так активно распространяются в среде православных.
...Такие образы, как ... "Самодержавная", "Яко орля крылья", с православным каноном не имеют ничего общего. При этом два последних в кругу их ревностных почитателей именуются "царскими" или "монархическими". До этого все иконы считались просто православными, теперь они, видимо, стали делиться по партийному признаку. Раз есть иконы "царские", значит, в скором будущем можно ожидать появления икон "аристократических", "интеллигентских" и "рабочее - крестьянских"…Все эти изображения остаются чуждыми православному иконографическому канону.

В труде Л.А Успенского "Богословие иконы православной церкви" читаем: "Иконописный канон есть известный принцип, позволяющий судить, является ли данный образ иконой или нет. Он устанавливает соответствие иконы Священному Писанию и определяет, в чем заключается соответствие, то есть подлинность передачи божественного Откровения в исторической реальности тем способом, который мы называем символическим реализмом. Основным критерием, предъявляемым к образу, является его литургичность. Критерий литургичности неотделим от истины Боговоплощения и Искупительной Крестной жертвы Спасителя".
Изображения, именуемые иконами Божией Матери "Самодержавная" и "Яко орля крылья" очень схожи между собой. На обеих Богородица предстает на фоне двухглавого орла. Этот образ также не нов, он заимствован из оккультной каббалистической символики. Главным критерием, по которому почитатели этих изображений относят их к числу православных, является обилие чудотворений от них исходящих. Так, например, как сообщает почитательница псевдоиконы "Яко орля крылья" Ирина Давыдова, когда эту псевдоикону несли крестным ходом по Москве, то она являла чудеса, укрывала от гонителей, вразумляла и просвещала. Так и хочется добавить - и даже показывала фокусы. Как уже говорилась ранее для истинно православного обилие чудес это лишь очередной повод задуматься об их источнике.

Обе иконы были написаны в конце XIX века неизвестным художником по заказу князя Шаховского и до недавнего времени пребывали в храме, находившемся на территории имения князей Шаховских (храм Преображения Господня в селе Верзилово Ступинского района Московской области). Затем - по распоряжению благочинного - они были сняты, и на их место было установлено Распятие.

На иконе "Самодержавная" Богородица изображена в царском одеянии с короной на голове, восседающей на фоне двуглавого орла, в окружении святых.

Почитатели иконы дают достаточно вольную трактовку сюжета иконы: "Матерь Божия утверждает Царский престол, показывая тем самым, что истинное Православие возможно только при Самодержавной власти. У Божией Матери пояс в виде креста - в этом видно указание и нам распинаться за Царя-Батюшку. Радуга вверху - множество мира, примирение Бога с человеком. Несмотря на то, что икона написана в реалистичной манере, все же представляется, что рассматривать изображенное на ней необходимо через понимание символов". (Ирина Давыдова. "Гонимые святыни"). Сложные аллегории обычно вводят в язык живописи мистические учения и секты, православным же сознанием излишняя аллегоризация однозначно воспринимается как профанация святыни.
Но, если в иконе нарушены каноны, тогда, в лучшем случае, она становится живописным произведением на религиозную тему, которое пробуждает душевные чувства. Но для православного христианина любые душевные чувства являются формой проявления страстей, с которыми нужно вести постоянную борьбу.
Наиболее веским аргументом в защиту своих икон их почитатели считают обилие источаемых ими чудес. Но чудо не является лучшим способом проповеди. "Церковь живет не тем, что преходяще и индивидуально, а тем, что неизменно. Не потому ли чудеса никогда не были для нее критерием ни в одной из областей ее жизни, и жизнь эта никогда по ним не равнялась? И не случайно то, что соборные постановления предписывают писать иконы, основываясь не на чудотворных образах (потому что чудотворение иконы есть вешнее и временное, а не постоянное ее проявление), а так, как писали древние иконописцы, то есть по иконописному канону. Это, подчеркиваем, относится к православному каноническому образу, то есть к полноценному выражению "тайн домостроительства Божия о спасении людей". (Л.Успенский. Богословие иконы православной церкви. - М.,1989 г., С. 410)

Бог ищет любви человека, произвольного, а не принужденного, хотя бы и чудесами, следования за Ним. Лжедуховность же, напротив, обычно стремится привлечь к себе внимание лжечудесами. Поэтому в данном случае множество чудесных явлений скорее свидетельствует о том, что автор их - князь тьмы, а написание подобных образов и почитание их является кощунством и антицерковным действием.

Как пишет святитель Игнатий Брянчанинов, "знамения ложные были споспешниками заблуждения и истекающей из него погибели... Человеки... потеряв смирение, признающее себя недостойным не только совершать знамения, но и видеть их, ждут чудес более, нежели когда-либо. Человеки в упоении самомнением, самонадеянностью, невежеством стремятся безразборчиво, опрометчиво, смело ко всему чудесному... Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное позорище многочисленных и поразительных ложных чудес, увлечь в погибель тех несчастных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами" ( Святитель Игнатий Брянчанинов. Беседа в понедельник двадцать девятой недели "О чудесах и знамениях".// Творения: Аскетическая проповедь. Письма к мирянам. - М.: "Лепта", 2002. С. 511-570).
Автор: Юлия Андреева
http://www.hram-evenkya.ru/news2.php?id=3604

А вот вторая статья:

ГОНИМЫЕ СВЯТЫНИ

Высокопоставленные ненавистники священного Русского Самодержавия устроили гонения на неугодные им “монархические” иконы Пресвятой Богородицы
   
Нынче среди русских православных христиан получили широкое распространение иконы “Яко орля крылья” и “Самодержавная”. Несмотря на негативное отношение некоторых церковных иерархов к этим “монархическим” образам Божией Матери, они, тем не менее, простым православным людом любимы и пронесены крестными ходами уже не одну тысячу километров. Благодаря молитвенному труду “малого стада” верных почитателей Священного Самодержавия началась в российских городах и весях новая жизнь этих удивительных вековых икон, о которых с благоговением говорят: “царские”...   

“ДАНЫ ЖЕНЕ ДВА КРЫЛА…”

Сильные чувства просыпаются в душе, когда глядишь на эти “монархические” образа Пречистой Божией Матери, восседающей на державном русском двуглавом орле. Видя стремительную духовную, нравственную и державную деградацию современного русского общества, любой православный со слезами молит Пресвятую Богородицу о православном Царе: “Покров свой над Русью Святою распростерла еси. Самодержцев Православных сила и укрепление народу русскому звезда путеводная ко спасению. Во дни смуты и гонений скипетр и державу Царства Российского сохранила еси. Владычице Пресветлая Богородице, моли Сына Твоего Христа Бога нашего, да дарует нам за грех клятвопреступления прощение и грядущему православному Царю власть и благословение!..”

Список всех чудотворений от этих икон начинается с 2003 г., когда в паломничествах и крестных ходах стали фиксировать многочисленные знамения и исцеления. Например, одна из икон "Самодержавная" начала мироточить 1 августа 2003 года на молебне преподобному Серафиму Саровскому в Нижегородской епархии. Мироточение повторилось в Дивеево, на могилке иеромонаха Владимира (Шикина), во время панихиды 12 августа 2003 года, в день рождения мученика Царевича Алексея, а также на Православной выставке в Москве летом 2003 года.

Мироточило изображение Царского Креста-мощевика, подаренного царственной чете Романовых князьями Шаховскими. Открытка с изображением Креста была прикреплена к иконе "Самодержавная" и мироточила во время поездки в село Верзилово, в здешний храм Преображения Господня.

В настоящее время собираются данные об иконе “Яко орля крылья”. Одна из копий этой иконы начала свой путь из Москвы 5-го марта 2004 года через Владимирскую епархию в Нижегородскую. Во время освящения иконы в одном из монастырей после слов священника: "покрой нас кровом крилу твоею" она сильно заблагоухала. В это время в храме находилась и чудотворная икона Божией Матери "Феодоровская". На Пасху 2004 года икона прошла с крестным ходом по Нижнему Новгороду. Во время крестного хода в Дивеево, неся святой образ по канавке Божией Матери, молящиеся увидели, что икона замироточила.

Когда 17 июля 2004 года икону несли Царским крестным ходом по Москве, то она являла чудеса, укрывала от гонителей, вразумляла и просвещала. 21 сентября 2004 г., на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, образ сильно благоухал, а после, уже вечером, на крестном ходе – мироточил. Так продолжалось несколько дней. Миро истекло от чрева Божией Матери по направлению к скипетру, по дуге вниз налево – то есть вопреки всем известным законам физики. В этом чудном явлении верующие увидели указание свыше на то, что будущий русский Помазанник Божий – Православный Царь в духе уже венчан на царство Матерью Божией. Не похоже ли это на пятый стих 12-й главы Апокалипсиса: “И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его”?

Один из первых случаев мироточения произошел во время паломнической поездки в поселок Локоть Брянской области к чудотворному образу Божией Матери “Умиление”. Раба Божия Юлия из Москвы обнаружила на бумажной иконе “Яко орля крылья” два вида истечения маслянистой жидкости. Лицевая сторона была полностью покрыта миром, а на обороте наблюдалось, так сказать, “выборочное” мироточение. Дело в том, что на той стороне был напечатан текст популярного среди православных гимна-молитвы “Спаси, Владычица, Святую Русь, спаси!”. Миро выступило только на словах: “Спаси, Владычица, Святую Русь”, “испытаний”, “от глада”, “потопа”, “меча”, “огня”, “ересей”, “междоусобиц” и “врагов”. Все это происходило в 2004 году на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В том паломничестве в Локоть вместе с Юлей была ее подруга Наташа. Оказалось, что тогда замироточила и Наташина икона. Уже в Москве, когда обильное миро было собрано ватой собрано во флакон, “просохшая” икона вновь покрылась благоуханной “росой” и остается таковой до сих пор. А недавно, во время Международного пешего крестного хода “Москва – Минск – Киев”, Юля с молитвой в сердце обратилась к самому первому мироточивому образу Николая II: “Батюшка царь, ты же любил иконы образы Божией Матери “Самодержавная” и “Яко орля крылья”…”, и в этот момент говорившую окатила сильная благоуханная струя...

Одной рабе Божией было явление царя Николая II, державшего в руках икону "Яко орля крылья". Это было похоже на завет царя-великомученика нам грешным. Вне всякого сомнения, икона сия – Имперская, для Церкви, уходящей в пустыню, как внешнюю, так и внутреннюю. Другой рабе Божией от иконы был голос: "У кого моя икона в доме – помогу спастись". Для тех, кто возжелает глубже постичь смысл явления иконы, отсылаем к книге С.Фомина "И даны будут жене два крыла".

МИТРОПОЛИТ ЮВЕНАЛИЙ

ПРОТИВ ЦАРИЦЫ НЕБЕСНОЙ

Теперь об истории этих образов Божией Матери “Самодержавная” и “Яко орля крылья”. До 1917 года они пребывали в храме, находившемся на территории имения князей Шаховских (ныне храм Преображения Господня в селе Верзилово Ступинского района Московской области) Как предполагается, обе иконы были написаны в конце ХIХ века неизвестным иконописцем по заказу Шаховского в поддержку Царствующей династии Романовых, ради укрепления Самодержавия.

Доподлинно известно, что царь Николай II с супругой Александрой Федоровной бывали в имении Шаховских и в память о своем визите подарили их храму лампаду с надписью, выполненной эмалью: "В честь коронования Николая и Александры. 1896г." Сия лампада находилась пред иконой "Яко орля крылья". Из-за особого почитания монарха храм считался Царским. До революции сюда приходил народ, чтобы вознести горячие молитвы ко Господу о благополучии Царственного дома Романовых. В наше время, когда в этом храме прихожан помазывали для духовного укрепления елеем из этой драгоценной лампады, были зафиксированы случаи исцеления…

Словно в предчувствии грядущей трагедии российского народа иконописец изображает на иконе Божией Матери "Самодержавная", равно как и на иконе "Державная", почти похожие сюжеты. Царица Небесная изображена в Царской порфире с Короной на голове, со Скипетром в руке. Только Царским троном является Двуглавый орел – символ Самодержавия Российской империи, перешедший к нам от Византии.

Младенец Иисус Христос восседает на левой руке Богоматери и благословляет двумя руками. Рядом с троном (слева направо) предстоят святые: великий равноапостольный Царь Константин, первомученица Фекла Иконийская, Преподобный Сергий Радонежский, Преподобный Варлаам Хутынский. Царский орел стоит на "Камне Веры", он же – Христос (“камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла” Мк. 12,10).

Матерь Божия утверждает Царский престол, показывая тем самым, что истинное Православие возможно только при Самодержавной власти. У Божией Матери пояс в виде креста – в этом видно указание и нам распинаться за Царя-Батюшку. Радуга вверху – множество мира, примирение Бога с человеком. Несмотря на то, что икона написана в реалистичной манере, все же представляется, что рассматривать изображенное на ней необходимо через понимание символов.

К счастью, все драмы и трагедии ХХ века не тронули эти две реликвии, и они неплохо сохранились до наших дней. Раньше в храме над иконой Божией Матери “Самодержавная” находились портреты великомученика Царя Николая II и великомученицы Царицы Александры. Но потом – по распоряжению благочинного – они были сняты и на это место было установлено Распятие.

К сожалению, обо всех относительно спокойных для икон временах приходится говорить в прошедшем времени. Весной 2004 года иконы, несмотря на растущее почитание в народе, по распоряжению митрополита Ювеналия (Пояркова) были убраны вместе с царской лампадой, а в храм назначен новый настоятель. Все это вызвало недоуменные вопросы верующих – ведь попрание святых образов происходило не в 30-е годы “безбожной” пятилетки, а уже в 2004 году, т.е. спустя четыре года после официальной канонизации Царственных Мучеников в сонме Новомучеников и Исповедников, в земле Российской просиявших! Да еще и по приказанию высокопоставленного иерарха Московской Патриархии! Невольно напрашивается вопрос: если митрополиту Ювеналию не нравятся изображения святых, официально прославленных нашей Церковью, то кому же он служит?..

Летом 2003 года почитателями икон были сделаны фотокопии, после чего и началось их распространение среди верующих, а царский храм в Верзилово стал пользоваться еще большей популярностью. Всем хотелось увидеть оригиналы икон и приложиться к ним. Но, увы, иконоборцы ХХI века активизируются, а между тем множество пророчеств прямо указывают на появление в России православного грядущего Царя.

“ПРЕПОДОБНЫЕ ЕЩЕ СКАЖУТ

СВОЕ ВЕСКОЕ СЛОВО…”

Особо не вдаваясь в историю икон, нынешние иконоборцы пытаются навязать дискуссию, о якобы неканоничности сюжетов двух “новописанных” икон “Самодержавная” и “Яко орля крылья”. Между тем, с полной уверенностью следует заявить, что это не случайное сочетание. Положение Богородицы на фоне орла глубоко символично прежде всего потому, что именно так говорится о церкви последних времен в Святом Писании. Здесь надо отметить, что в православном мире существуют и другие подобные сюжеты. Например, известны иконы “Покрой нас кровом крилу Твоею”, “Азовская” и другие. Взять хотя бы, к примеру, “Сборник икон” Костомарова, где собраны уникальные сведения об иконах, где образ Богородицы тоже представлен на фоне орла.

Остановимся на одной из них – “Азовской”, весьма схожего плана с “Яко орля крылья”. Насколько важен для верующих этот образ Божией Матери, рассказывается в сборнике “И даны будут жене два крыла” С.Фомина: “Благодаря не раз издававшимся за последние десять лет репродукциям (в т. ч. цветным и большого формата) мы имеем возможность сделать более или менее точное описание Азовской иконы Божией Матери, хранящейся ныне в Государственном историческом музее имени Императора Александра Ш в Москве, но, к сожалению, трудно доступной для верующих…

Изучавший еще до революции Азовскую икону Божией Матери В. Борин пишет: “...Я полагаю, что икона писана несколько позднее взятия Азова Шейном при участии Петра I, т. е. после 1696 года [...] Исследуя икону, я нахожу на ней до трех записей; из-под них видно, что первоначальное изображение Богоматери было “поясное”, а не “ростовое”; из этого можно заключить, что к этой иконе Азовской Божией Матери возвращались, когда возвращался политический интерес к Азову. И только во второй половине XVIII века [...] образ, надо полагать, остается уже без всякого изменения, так что икона в том виде, в каком ее находим, относится к концу XVIII века, ко времени Императрицы Екатерины II (1763-1796). Причем, можно утвердительно сказать, как прорись, так и икона, хранящиеся в Историческом музее, являются единственными экземплярами, оставшимися от конца XVII века”.

Последние замечания о поновлениях иконы весьма интересны. Они находятся в соответствии с целым рядом других, уже современных нам, обстоятельств. В этой связи памятно недавнее “всплытие” этой уникальной иконы после более чем двухвекового ее забвения. Сегодня образ известен многим, благодаря стихийно (но, конечно же, не без Промысла Божия!) появившимся многочисленным его репродукциям. Проясняются некоторые детали иконы, понимаемые нами сегодня вопреки смыслу, который вкладывали в нее заказчики и даже, может быть, сам изограф.

Например, овеществление в красках образа Жены, скрывающейся в конце времен в пустыню. Согласно русской богословской традиции, эти слова Апокалипсиса раскрывают духовный смысл существования Российской Империи и символику ее герба – Двуглавого орла. Сравните это с также выразительным словесным образом нашей страны, написанным духовным писателем С. А. Нилусом: “пустыня лесов и степей Великой России”. Глядя на предстоящих преподобных Отцов Киево-Печерских, как не вспомнить слова, сказанные в 1977 г. старцем схиархимандритом Серафимом (Тяпочкиным, ум. 1982) по поводу нестроений, ожидающих наше Отечество и уже свершившихся на нашей памяти: “У славянских народов единая судьба, и еще скажут свое веское слово преподобные Отцы Киево-Печерские – они вместе с сонмом новомучеников Российских вымолят новый Союз трех братских народов”…

Все эти интригующие моменты из прошлого, настоящего и будущего (надеемся, оно обнадежит нас) со временем раскроют символику этих Богородичных икон, где в качестве одного из главных персонажей взят державный русский двуглавый Орел. И тогда, в день, определенный Господом, “Самодержавная”, “Яко орля крылья”, “Азовская” и другие иконы Божией Матери обретут дни своего празднования, а православные последних времен – эти чудотворные образа Божией Матери, как еще одно непреложное свидетельство чудного Покрова Пресвятой Богородицы над Россией. Сие и буди!
Автор -Ирина Давыдова
http://www.kongord.ru/Index/Screst/sk121-2.htm

Оффлайн Михаил Бабичев

  • Сообщений: 12942
    • Православный
Еще следует обратить внимание на неканоничную "икону" Богоматери "Воскрешающая Русь"

Оффлайн Владимир Неофит С.

  • Сообщений: 2164
Мне кажется, что вот эти слова из первой статьи http://www.hram-evenkya.ru/news2.php?id=3604
некорректны:

"..."Самодержавная" и "Яко орля крылья" очень схожи между собой. На обеих Богородица предстает на фоне двухглавого орла. Этот образ также не нов, он заимствован из оккультной каббалистической символики".


На форуме очень много иконописцев зарегистрировано. Интересно, почему они молчат, не высказывают своё мнение об этих неканоничных иконах? Ведь наверняка многие из них заходили в эту тему.

Оффлайн pavel yermolov

  • Сообщений: 152
В книге исследователя по иконописи 17 в. В.Г.Брюсовой (Брюсова В.Г. Русская живопись 17 века. — М., Искусство, 1984. — Цв. табл. 39. ) приводится икона Богоматерь Азовская, датируемая нач. 18 века, иконография базируется на малороссийской гравюре Леонтия Тарасевича конца 1690-х. Гравюра представляет собой конклюзию на Азовский поход 1696 г., представляя его итоги как Богом данный триумф, победу. Гравюра издавалась в 18 веке, сама икона находится ныне в ГИМе.Богородица там не только на фоне двугл. орла, но есть много других деталей. Иконография крайне редкая.Ясно, что эта иконография не современная, поэтому сравнивать ее с "Воскрешающей Русью"- новоделом- некорректно.Какой-то каббалистики или ереси я здесь не вижу.Представленные на картинках иконы представляются мне очень поздними вариациями иконографии Азовской Богоматери, мне они не знакомы. Из текста статей следует, что эти иконы в оригинале конца 19 века-т.е. опять таки не модернизм. Страх перед необычной иконографией, как мне думается, связан с господствующим в православной среде неприятием иконописи и религ.искусства синодального периода.Сужу как историк искусства.

Оффлайн д. Андрей Белоус

  • Модератор
  • *
  • Сообщений: 622
Вы меня великодушно простите, но это вообще не иконы. Ни неканонические, ни кононические.
Начнем с того, что ни на одной из них нет надписания изображенных. Что, между прочим, запрещено Седьмым Вселенским Собором.
Далее. На иконе традиционно самым важным персонажем является больший по размеру. Христос обыкновенно больше апостолов. Но на этих изображениях наибольший это двуглавый орел.
Еще. Христос изображен не то, что без канонического нимба, а без нимба вообще в одной иконе и внутри нимба Богородицы в другой. Второе изображение в этом отношении заставляет вспомнить "иконы" "богородичников".
Очень интересно, что у Христа нет короны. В то время как на канонической иконе если корона есть у Богородицы, то она есть и у Христа (ср. "Споручница грешных", "Прибавление ума" и т.д.). За этим стоит тот глубокий смысл, что у Богородицы нет царства отдельного от Царства Христова. Потому, изображая без короны Христа, без короны изображают и Богородицу (ср. "Влахернская", "Казанская", "Знамение"). Если исключения и есть, то они обычно в иконографии "Знамения" и связанных с ней образов (напр. "Неупиваемая чаша").
"Камень... Христос". Но стоглавый собор запрещает символические изображения вообще. Тем более оно неуместно здесь, где
а) Христос изображен в виде младенца
б) камень попирается когтями двуглавого орла.
Если этот камень - Христос, то очевидно, что на камне основано самодержавие, а не Церковь.
Наконец, самое большое противоречие в том, что Христос сказал "Царство Мое не от мира сего". Но здесь царством Христа изображена Российская Империя. Вот за такое самомнение и отнято у нас царство, быть может.

Оффлайн pavel yermolov

  • Сообщений: 152
Ну в первом изображении, подписи есть- это видно, хотя картинка плохого качества. Второе изображение вообще больше на открытку похоже-действительно  не икона.Но я говорил об иконографии, т.е. о типе. Вот здесь Богоматерь Азовская  http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=&mst_id=2764&top_id=  Посмотрите,интересно ваше мнение как духовного лица.Но в любом случае,причем здесь каббала? Здесь скорее католическое влияние.Мне тут вспомнился двуглавый орел Священной Римской Империи, так головы орла вообще изображались в нимбах!Империя-то "священная".Но еретическим ли является идея этих иконографий, что царство русское основано на Христе-камне и что царство это принадлежит Богородице? Мне кажется, что подобные иконы должны разбираться специальной комиссией РПЦ. Вопрос еще и в том, что если подобная иконография была до революции, то она,очевидно, не вызвала негативную реакцию Синода.Провоцируют ли эти иконы ересь царебожия? Сомневаюсь. Идея о том, что помазанник Божий равен Христу и искупает нас, из этих иконографий не следует.Подчеркиваю,это мое мнение как историка, я не богослов.

Оффлайн Михаил Бабичев

  • Сообщений: 12942
    • Православный
Глядя на первую "икону", непонятно, на чём сидит "богородица". У двуглавого орла спереди приделана скамеечка? :-X

Оффлайн Рахим Латыпов

  • Сообщений: 1792
Что-то апокалиптическое есть в первом случае..
"И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени."(Откр 12 гл)
Напоминает иллюстрацию к 12 главе Апокалипсиса
И вполне в русле доктрины "Москва - третий Рим"
   И паки въ третий Римъ ...И вновь в третий Рим бежала — в новую Великую Русь, она есть пустыня, потому что святой веры не имела и божественные апостолы в ней не проповедовали, но после всех просветилась на ней благодать Божья спасительная и познала истинного Бога. И одна теперь соборная апостольская Церковь восточная ярче солнца во всём поднебесье светит и один православный великий русский царь во всей поднебесной, как Ной в ковчеге, спасённый от потопа, правит и окормляет Христову Церковь и утверждает веру православную. (старец Филофей)

Оффлайн Александр Цветков

  • Сообщений: 3596
    • Православный
На иконе традиционно самым важным персонажем является больший по размеру. Христос обыкновенно больше апостолов. Но на этих изображениях наибольший это двуглавый орел.

б) камень попирается когтями двуглавого орла.
Если этот камень - Христос, то очевидно, что на камне основано самодержавие, а не Церковь.
Наконец, самое большое противоречие в том, что Христос сказал "Царство Мое не от мира сего". Но здесь царством Христа изображена Российская Империя. Вот за такое самомнение и отнято у нас царство, быть может.

Эта символика весьма характерно подчеркивает, что для царебожников стоит на первом месте не Бог, а империя. Это напоминает ересь филетизма.

Оффлайн pavel yermolov

  • Сообщений: 152
Эта символика весьма характерно подчеркивает, что для царебожников стоит на первом месте не Бог, а империя. Это напоминает ересь филетизма.
Филетизм-это конкретная ересь, осужденная в конце 19 в. Означает оно принесение общецерковных  интересов Православия в жертву национальным,племенным. Государственно-политические мотивы главенствуют над пониманием церкви как единого вселенского организма. Связан он прежде всего с незаконным и самочинным провозглашением автокефалии.Вот т.н. "киевский патриархат" на Украине-это типичные раскольники- филетисты. Мне здесь филетизм не мнится.Опять же, поскольку иконография еще дореволюционная,хотелось бы узнать,а были ли тогда царебожники?   

Оффлайн СергейЮжный

  • Сообщений: 2228
    • Не указано
Одна из таких икон (точнее сказать,вторая),в одном из храмов нашего города находится,в качестве настенной росписи. Достаточно гнетущее воздействие оказывает...Вплоть до того,что просто стараешься в ее сторону не смотреть,когда в этом храме бывать доводится...

Оффлайн Владимир Неофит С.

  • Сообщений: 2164
Одна из таких икон (точнее сказать,вторая),в одном из храмов нашего города находится,в качестве настенной росписи. Достаточно гнетущее воздействие оказывает...Вплоть до того,что просто стараешься в ее сторону не смотреть,когда в этом храме бывать доводится...

А можно узнать в каком храме, или хотя бы - в каком городе этот храм?..

Оффлайн СергейЮжный

  • Сообщений: 2228
    • Не указано
А можно узнать в каком храме, или хотя бы - в каком городе этот храм?..
Храм находится в Астрахани.

Оффлайн pavel yermolov

  • Сообщений: 152
Храм находится в Астрахани.
Интересно, а как храм называется и какого времени его росписи, и где именно в храме находится эта? Если дореволюц., то вот уже выясняется, что хотя иконография эта редкая, она встречается даже в настенных росписях.То есть, видимо, к нынешнему царебожию это не имеет отношения, а, тем более, к каббале. Ну,а переживания от этого изображения субъективны, я сталкивался со случаями, когда и вполне каноничные иконы производили угнетающее впечатление-это предмет отдельного разговора.

Оффлайн СергейЮжный

  • Сообщений: 2228
    • Не указано
Интересно, а как храм называется и какого времени его росписи, и где именно в храме находится эта? Если дореволюц., то вот уже выясняется, что хотя иконография эта редкая, она встречается даже в настенных росписях.То есть, видимо, к нынешнему царебожию это не имеет отношения, а, тем более, к каббале. Ну,а переживания от этого изображения субъективны, я сталкивался со случаями, когда и вполне каноничные иконы производили угнетающее впечатление-это предмет отдельного разговора.
Храм носит имя Иоанна Предтечи.
Роспись в храме сугубо современная,ей от силы года два,не больше.
Роспись находится на южной стене храма.
Насчет "субъективности переживаний" соглашусь,но это первый случай в моей жизни,чтобы "икона"   производила такое впечатление.


Оффлайн pavel yermolov

  • Сообщений: 152
Судя по представленным текстам, если допустить, что при их написании не было прямого подлога, по заказу кн. Шаховского написана только первая икона, а о второй говориться в одном тексте, что о ее происхождении собираются данные, а в другом, что она происходит из того же источника, что и первая. То есть возможно, что второе изображение -новодел, несмотря на то, что  исполнение образа Богоматери там очень схоже с первым изображением-те же одежды, лик и т.д.Как выяснилось сейчас, эта новая икона встречается и в соврем. росписях-любопытно узнать в астраханском храме историю появления этой росписи- возможно, это будет полезно для выяснения всех обстоятельств почитания такой иконы.  Все же хотелось бы, что бы кто-то богословски "подкованный" высказал свое мнение об Азовской иконе- ведь именно к ней сторонниками почитания этих икон возводится их происхождение. Между тем, мне кажется, что между этими иконографиями есть разница.Вопрос здесь еще и в том, можно ли считать эту иконографию не очень удачной, но не противоречащей учению церкви или же это явная ересь, недопустимая в православном храме.Я пока придерживаюсь все-таки мнения, что это просто неудачная иконография. Кстати то, что второе изображение не надписано, как обязательно должно быть в иконе, говорит, что, возможно, это просто религиозная картина с политической прокламацией.А в Астрахани это изображение надписано и, если да, то как?

Оффлайн СергейЮжный

  • Сообщений: 2228
    • Не указано
А в Астрахани это изображение надписано и, если да, то как?
Никакого надписания нет. Само название этого изображения я здесь узнал.

Оффлайн pavel yermolov

  • Сообщений: 152
Значит, в вашем храме вообще не икона, а религиозная картина, в которой художник попытался декларировать свои идеологические пристрастия. Спасибо за ссылку, попробую что-нибудь выяснить. Что мы имеем в итоге на данный момент:есть гравюра Тарасевича, есть Богоматерь Азовская нач. 18 в., есть очень редкие списки с нее 18-19 в. и есть только одно изображение, которое можно назвать иконой-"Самодержавная".Сторонники почитания сего образа утверждают, что это - икона к. 19 в., написанная по заказу кн.Шаховского и возводят ее иконографию к Азовской. Но между этими иконами различия значительные.

Оффлайн СергейЮжный

  • Сообщений: 2228
    • Не указано
Значит, в вашем храме вообще не икона, а религиозная картина, в которой художник попытался декларировать свои идеологические пристрастия.
Видимо, так и было. Дело в том,что ранее на этом месте находилось изображение Державной иконы,потом его закрасили и написали то,что ныне имеем. ИМХО,посчитали,что так оно круче будет.

Оффлайн Наталия Алексеева

  • Сообщений: 1141
Сорри, то ли лыжи не едут, то ли что-то не так. Если младенец - не Христос, а последний царь, а на иконе изображена Божия Матерь, то вывод только один - Она родит еще одно дитя??? Ребята, если это не ересь, то я не знаю, как еще это назвать. Ну, или я что-то недопоняла, поясните.

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru