Джаз - это один из низких жанров/стилей, пусть и не такое (без)духовное дно, как современный "рэп", и пусть не столь обширно джаз уязвим для проявления потусторонних инфернальных интонаций, как многие разновидности металла и рока.
Джаз в общем и целом не ведёт душу ввысь и сам по себе не может иметь отношения к духовности в культуре. Какой-нибудь "русский рок" может ещё каким-то боком, несмотря ни на что, через сочетание текста и музыки касаться духовности, но в джазе подобное вообразить крайне трудно. В джазе духовность не менее проблематична, нежели, скажем, в частушках (которые, кстати, не имеют ни малейшего отношения к чему-либо "исконно русскому", ибо
https://ru.wikipedia.org/wiki/Частушка "принято считать, что частушка возникла в середине XIX века в мужской среде и наибольшее развитие получила после становления советской власти"). Но частушка обычно - легковесная пошлость, а джаз действует на уровне чувств, и, надо полагать, что все эти завывания, извороты и извивы могут порой давать довольно глубокое воздействия.
Нам очень не хватает осознания глобальной отрицательной роли тенденций в культуре, Отрицательная оценка стиля в целом никогда не означает невозможности найти отдельные произведения, о которых нельзя сказать ничего особенно плохого, или даже заслуживающих
по другим своим характеристикам, положительной оценки. Бывает "христианский рок", даже металл и т.д. Да. Эти-то частности обычно и мешают правильно оценить общую картину.
Понятно, что, песни Леонида Утёсова, если их относить к джазу - просто разновидность нормальной лёгкой музыки. То же самое - Chattanooga Choo-Choo, которая сама по себе, как музыка, если слушать её по первому разу прежде фильма "Серенада Солнечной Долины" (1941) не представляет, по-видимому, ничего особо выдающегося и интересного, но в фильме выглядит своего рода шедевром благодаря сочетанию музыки, слов и изображения.
Высокий стиль распознаётся по тому, что с ним дурное не сочетается, не пристаёт к нему, не ассоциируется с ним. Вот, например, музыкант пишет из Китая:
"сейчас джазовый клуб может, к сожалению, служить местом, где люди много пьют и ищут партнёра на одну ночь. Само искусство в этом не виновато, виноваты те, кто это искусство эксплуатирует для того, играя на человеческой слабости."
Но в том то и дело, что не любое искусство одинаково хорошо поддаётся эксплуатации для любых целей. Вряд ли классика, или замечательная современная "неоклассическая"
fantasy-музыка могли бы вокруг себя что-то низменное собирать с хотя бы отдалённо той же эффективностью, как джаз. Впрочем, и джазу в этом смысле далеко до "рэпа", пошлее и безобразнее которого, наверное ничего ещё не было в музыкальной истории человечества. Вот что пишет о "рэпе" школьный учитель из США, обучавший детей негров:
Anyone who is around young blacks will get a constant diet of rap music. Blacks often make up their own jingles, and it was not uncommon for 15 black boys to swagger into a classroom, bouncing their shoulders and jiving back and forth, rapping 15 different sets of words in the same harsh, rasping dialect. The words were almost invariably a childish form of boasting: "Who got dem shine rim, who got dem shine shoe, who got dem shine grill (gold and silver dental caps)?" The amateur rapper usually ends with a claim - in the crudest terms imaginable - that all womankind is sexually devoted to him. For whatever reason, my students would often groan instead of saying a particular word, as in, "She suck dat aaahhhh (think of a long grinding groan), she f**k dat aaaahhhh, she lick dat aaaahhh."
...Rap is one of the most degenerate things to have come out of our country, and it is tragic that it has infected whites to the extent it has.
"Всякий, кто бывает рядом с чёрнокожей молодёжью, оказывается постоянно окормляем рэп-музыкой [...безобразные подробности на английском выше; не хватало ещё их переводить...] Рэп - одна из самых дегенеративных вещей, которые произошли из нашей страны, и трагично, что он до такой степени заразил и белых."
https://www.amren.com/ar/2009/07/index.html
Уместно привести также мнение Дж.Р.Р. Толкиена касательно джаза, духовных опасностей в культуре, а заодно, и по поводу ролей США и СССР, как они виделись английскому писателю.
"Но я полагаю, одним из неизбежных результатов всего этого станет дальнейший рост гигантских стандартизированных объединений с их поставленными "на поток" понятиями и эмоциями. Музыка уступит место джазу: насколько я понимаю, это означает устраивать "джам-сешн" вокруг пианино (инструмента, изначально предназначенного к тому, чтобы производить звуки, созданные, скажем, Шопеном) и лупить по клавишам так, чтобы оно сломалось. Говорят, в США это изысканное, интеллектуальное развлечение вызывает "фурор". О Господи! О Монреаль! О Миннесота! О Мичиган! Что за коллективные психозы способны породить Советы, покажут мир и процветание, как только развеется военный гипноз. Возможно, что не такие зловещие, как западные (я надеюсь!). Однако не удивительно, что несколько государств поменьше по-прежнему желают оставаться "нейтральными"; они, что называется, оказались меж двух огней - между дьяволом и дебрями [between the devil and the deep sea; идиома, см.
https://www.phrases.org.uk/meanings/between-the-devil-and-the-deep-blue-sea.html ] (а уж какое "Д" к какой из сторон относится - решай сам!)."
(Из письма к Кристоферу Толкиену. 31 июля 1944)
К США Толкиен относился намного хуже, чем к России (которой определённо симпатизировал, даже невзирая на своё отрицательное отношение с советской системе и, особенно, к Сталину), что недвусмысленно следует из его писем. Западные специалисты по творчеству писателя этого замечать не желают. Вот и "дьявол" здесь - именно США, а советская система - "дебри" или "глубокое море", вторая альтернатива, тоже негативная, но не столь опасная в духовном плане. Наше время подтверждает его оценки - это увидит всякий, кто способен чувствовать духовное и духовно разрушительное, или, если сформулировать по-другому, кто близок к Толкиену в духовных критериях и в оценках духовности в явлениях культуры.