Автор Тема: Пасхальный кулич  (Прочитано 1344 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Вадим Журавлев

  • Сообщений: 1979
    • Безверующий
Пасхальный кулич
« : 23.03.2009, 18:15:13 »
Когда и как появилась традиция печь на Пасху кулич?

Есть ли подобная традиция в других Православных Церквях?

Спасибо!

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 585
    • Православный
Re: Пасхальный кулич
« Ответ #1 : 06.08.2018, 12:19:41 »
Пасхальный кулич по своей форме напоминает  артос – хлеб, который приносится в храм и освящается на богослужении на сам праздник Пасху, а на Пасхальной неделе раздается верующим. Пасхальный артос —  символ Самого Господа Иисуса Христа. Когда Христос обращался к ученикам, говорил: «Я есмь хлеб жизни… Хлеб, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдал за жизнь мира» (Ин. 6, 48-51).
Этот хлеб – артос всегда приготавливается из дрожжевого теста, в отличии от иудейского опреснока, у квасного теста есть жизнь, закваска дышит, в ней жизнь, которая может длиться вечно.
Артос – это символ самого насущного хлеба – Иисуса Христа Спасителя, Который есть Жизнь!
Но в пасхальном куличе, за праздничным столом, наоборот присутствует сдоба, сладость. https://mirvokryg.wordpress.com/2013/04/30/istoriya-pashalnogo-kulicha/

Оффлайн Aлeксaндp

  • Сообщений: 1415
Re: Пасхальный кулич
« Ответ #2 : 06.08.2018, 18:13:53 »
Когда и как появилась традиция печь на Пасху кулич?
Спасибо!
При императоре Юстиниане.
Цитировать
Воспринимая себя как наследника римских цезарей, Юстиниан считал своей обязанностью воссоздать Римскую империю, желая при этом, чтобы в государстве был один закон и одна вера. Исходя из принципа абсолютной власти, он полагал, что в хорошо устроенном государстве все должно было подлежать императорскому вниманию. Понимая важность церкви для государственного управления, он прилагал все усилия к тому, чтобы она исполняла его волю.
Вот что писал об отношении к церкви и христианской вере современник императора, Прокопий Кесарийский: «В христианской вере он, казалось, был тверд, но и это обернулось гибелью для подданных. В самом деле, он позволял священнослужителям безнаказанно притеснять соседей, и, когда они захватывали прилегающие к их владениям земли, он разделял их радость, полагая, что подобным образом он проявляет своё благочестие. И творя суд по таким делам, он считал, что совершает благое дело, если кто-либо, прикрываясь святынями, удалялся, присвоив то, что ему не принадлежало». (Прокопий Кесарийский «Тайная история» гл. XIII, ч. 4,5).

В соответствии со своим стремлением, Юстиниан считал своим правом не только решать вопросы, связанные с руководством церкви и её собственности, но и устанавливать среди своих подданных определенную догму. Какого религиозного направления придерживался император, такого же направления должны были придерживаться и его подданные. Юстиниан регулировал быт духовенства, замещал по своему усмотрению высшие иерархические должности, выступал в качестве посредника и судьи в клире. Он покровительствовал церкви в лице её служителей, способствовал постройке храмов, монастырей, умножению их привилегий; наконец, император устанавливал вероисповедное единство среди всех подданных империи, давал последним норму правоверного учения, участвовал в догматических спорах и давал заключительное решение по спорным догматическим вопросам.
К тому времени среди восточных церквей сохранялась традиция празднования Пасхи 14 Нисана с использованием опресноков.
Иператор вынес этот вопрос на Вселенский собор и ввёл гражданские наказания на использование опресноков в Пасхальную неделю.
После 545 года для демонстрации своей лояльности императору в церквях стало обычаем демонстрировать кулич с подчёркнуто заквашенной формой.

Оффлайн Роман Марченко

  • Сообщений: 345
    • Православный
Re: Пасхальный кулич
« Ответ #3 : 09.08.2018, 12:58:16 »
При императоре Юстиниане.К тому времени среди восточных церквей сохранялась традиция празднования Пасхи 14 Нисана с использованием опресноков.
Иператор вынес этот вопрос на Вселенский собор и ввёл гражданские наказания на использование опресноков в Пасхальную неделю.
После 545 года для демонстрации своей лояльности императору в церквях стало обычаем демонстрировать кулич с подчёркнуто заквашенной формой.
   Решил присоединиться к моему самому любимому оппоненту.
   Читая различные комментарии, все больше прихожу к выводу, что на самом деле мало кто понимает то, во что он сам как-будто бы "верует".
    А ведь "на всякого мудреца довольно простоты"!
    Что же символизирует наша Пасха - квасной кулич?
    - Способ "вхождения" в Царство Небесное - в сообщество святых Ангелов в "сердце своем"!
    Слово Божие - как "хлебное зерно", "посеянное" в "животных" душах.
    Оно "прорастает", умножая подобные "плоды".
    Этими "плодами" и "питается" душа Божия, "перемалывая" зерно на "муку" жизненных правил поведения.
    А вот их "удобоваримое" применение и есть уже "хлебом испеченным".
    В чем же разница между "пресным" иудейским и "квасным" Христовым?
    - В отсутствии Прощения и Милосердия, основанных на любви Божией, в иудейской, циничной "праведности"!
    О каком "воздаянии" друг другу будем говорить, если все грешны от мала до велика?
    Согласитесь же, что через полученное прощение человеческая душа снова "воскресает" в возвращении к прежде бывшему божественному покою и к радованиям жизни. В прощении друг друга мы и "восстанавливаем" прежде "нарушенный Закон" в его же "исполнение"!
    Вот что значит "сладость" квасного хлеба, разделяемого среди христиан не только символически, но и вполне реально - на деле!
    А так делал и Сам Христос - Пасха наша Святая!

Оффлайн Aлeксaндp

  • Сообщений: 1415
Re: Пасхальный кулич
« Ответ #4 : 09.08.2018, 17:41:38 »
   Решил присоединиться к моему самому любимому оппоненту.
   Читая различные комментарии, все больше прихожу к выводу, что на самом деле мало кто понимает то, во что он сам как-будто бы "верует".
    А ведь "на всякого мудреца довольно простоты"!
    Что же символизирует наша Пасха - квасной кулич?
    - Способ "вхождения" в Царство Небесное - в сообщество святых Ангелов в "сердце своем"!
    Слово Божие - как "хлебное зерно", "посеянное" в "животных" душах.
    Оно "прорастает", умножая подобные "плоды".
    Этими "плодами" и "питается" душа Божия, "перемалывая" зерно на "муку" жизненных правил поведения.
    А вот их "удобоваримое" применение и есть уже "хлебом испеченным".
    В чем же разница между "пресным" иудейским и "квасным" Христовым?
    - В отсутствии Прощения и Милосердия, основанных на любви Божией, в иудейской, циничной "праведности"!
    О каком "воздаянии" друг другу будем говорить, если все грешны от мала до велика?
    Согласитесь же, что через полученное прощение человеческая душа снова "воскресает" в возвращении к прежде бывшему божественному покою и к радованиям жизни. В прощении друг друга мы и "восстанавливаем" прежде "нарушенный Закон" в его же "исполнение"!
    Вот что значит "сладость" квасного хлеба, разделяемого среди христиан не только символически, но и вполне реально - на деле!
    А так делал и Сам Христос - Пасха наша Святая!
Если хотите, можете воскресить вот эту тему
http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=654414.msg10808869#msg10808869
где долго обсуждался квасной и пресный хлеб на Пасху.
Все пытавшиеся не смогли защитить утверждения, что "артос" обозначает именно квасной хлеб.

Всё "духовное" толкование выросло на светском приказе казнить мирян, употребляющих пресный хлеб на еврейскую Пасху.

Оффлайн Роман Марченко

  • Сообщений: 345
    • Православный
Re: Пасхальный кулич
« Ответ #5 : 10.08.2018, 14:11:31 »
Если хотите, можете воскресить вот эту тему
http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=654414.msg10808869#msg10808869
где долго обсуждался квасной и пресный хлеб на Пасху.
Все пытавшиеся не смогли защитить утверждения, что "артос" обозначает именно квасной хлеб.

Всё "духовное" толкование выросло на светском приказе казнить мирян, употребляющих пресный хлеб на еврейскую Пасху.
    А ссылка есть на "светский приказ"?  ::)
    Понимаю, что для неверов вряд ли возможно "защитить" любое "утверждение", поскольку нет прямых "указаний", но требуется понимание целого ряда сокровенных "утверждений" Св. Писаний.
   И действительно, ведь возникает вопрос "игнорирования" ветхозаветного запрета на все предпасхальное "квасное". Как же тут быть и кого слушаться?
   Но в том-то и дело, что Пасхальный Агнец теперь уже "заклан" во искупление наших грехов раз и навсегда!
   Его святой Кровью и "помечены" двери христиан, принявших учение Христа вместе с новозаветным, бескровным, братским, примиряющим жертвоприношением Богу ради искомого пребывания Царства Небесного в сердце своем.
   А Св. Писание и говорит о том, что должно было делать лишь до времени жертвы Иисуса Христа:
   "И созвал Моисей всех старейшин Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху;
   22   и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до Утра.
   23   И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения (Исх.12:21-23).
   Вот и ап. Павел говорит о том лишь притчей:
   " Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.
   8   Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1Кор.5:7-8).
    Вот это и есть замечательным примером не "буквального" (примитивного, оккультного), а духовного трактования Св. Писаний.
    "Бесквасными" апостол и называет "новоиспеченных" христиан, предлагая им стать "новым тестом" - "опресноками чистоты и истины", готовыми принять "закваску" Христову
    Если же верить Спасителю - Пасхе нашей, то Артос и символизирует собой Царство Небесное, достижимое посредством духа (= закваски) Христа:
    "Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие?
   21   Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё".
    В переводе же на нашу лексику, "закваска" означает "духовное возрастание" во Христе. (Лк.13:20-21).
    Так какие же еще и для кого нужны "доказательства"?

    Мы же до сих пор никак не избавимся от иудейских, младенческих помышлений  о том, что есть плотское, человеческое, тварное, животное (когда, что и как нужно кушать  ;D), а не о том, что есть Божиим, духовным - самым первостепенным и жизненно важным.
    А если копошиться в "буквах" Писаний, то ничего доброго из этого не выходит и не выйдет, несмотря на все "преимущества" хранителей Слова Божьего (архивариусов).


 
« Последнее редактирование: 10.08.2018, 14:59:27 от Роман Марченко »

Оффлайн Роман Марченко

  • Сообщений: 345
    • Православный
Re: Пасхальный кулич
« Ответ #6 : 10.08.2018, 14:25:08 »

Артос – это символ самого насущного хлеба – Иисуса Христа Спасителя, Который есть Жизнь!

   Может Вы мне растолкуете? Почему же Артос не предлагают христианам и каждый воскресный день? Почему не предлагают его и в Причащении вместе с вином, освященным Его благословением вместо Его пролитой, жертвенной Крови?
   Объясняю почему возник этот вопрос.
   Евхаристия означает "Благодарение".
   А в "мирную жертву благодарения Бога" разрешался квасной хлеб и ветхозаветными Заповедями!
   При этом, для нас должен быть понятен и смысл иносказания о "принадлежности" этой жертвы нашему Небесному "Священнику, кропящему Кровью мирной жертвы" (Лев.7:11-14)
   Грубо говоря, какой смысл пользоваться каменным топором (с опресноками = просфорами), если есть уже железный? Какой смысл хранения ветхозаветных, иудейских традиций (ветхих мехов), если даны новозаветные?
« Последнее редактирование: 10.08.2018, 15:02:26 от Роман Марченко »

Оффлайн Aлeксaндp

  • Сообщений: 1415
Re: Пасхальный кулич
« Ответ #7 : 10.08.2018, 16:32:42 »
    А ссылка есть на "светский приказ"?  ::)
    Понимаю, что для неверов вряд ли возможно "защитить" любое "утверждение", поскольку нет прямых "указаний", но требуется понимание целого ряда сокровенных "утверждений" Св. Писаний.
   И действительно, ведь возникает вопрос "игнорирования" ветхозаветного запрета на все предпасхальное "квасное". Как же тут быть и кого слушаться?
     Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1Кор.5:7-8).
    Вот это и есть замечательным примером не "буквального" (примитивного, оккультного), а духовного трактования Св. Писаний.
    "Бесквасными" апостол и называет "новоиспеченных" христиан, предлагая им стать "новым тестом" - "опресноками чистоты и истины", готовыми принять "закваску" Христову
    Если же верить Спасителю - Пасхе нашей, то Артос и символизирует собой Царство Небесное, достижимое посредством духа (= закваски) Христа:
    "Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие?
   21   Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё".
    В переводе же на нашу лексику, "закваска" означает "духовное возрастание" во Христе. (Лк.13:20-21).
    Так какие же еще и для кого нужны "доказательства"?

    Мы же до сих пор никак не избавимся от иудейских, младенческих помышлений  о том, что есть плотское, человеческое, тварное, животное (когда, что и как нужно кушать  ;D), а не о том, что есть Божиим, духовным - самым первостепенным и жизненно важным.
    А если копошиться в "буквах" Писаний, то ничего доброго из этого не выходит и не выйдет, несмотря на все "преимущества" хранителей Слова Божьего (архивариусов).
До середины XI века вопрос о евхаристическом хлебе латинскими и греческими богословами не обсуждался. К этому времени сформировались две традиции: в латинском обряде использовали в таинстве Евхаристии бездрожжевой хлеб — опресноки, в греческом обряде литургию совершали на дрожжевом хлебе. Не существует абсолютно никаких исторических источников о том, когда эти две традиции стали общепринятыми в каждом из вышеназванных обрядов. О составе евхаристического хлеба исторические сведения очень скудные.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%BE%D1%80_%D0%BE%D0%B1_%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%85
Так выглядит притча:Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие?  Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё". (Лк.13:20-21).
 Видите слово "уподоблю"? Значит притча.
а так выглядит заповедь: Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины. (1Кор.5:7,8) Это - распоряжения.

Причём исполнение поощряется, а неисполнение не наказывается:
Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:(Деян.15:28) (Маца сюда не входит.)

Если Ваших рассуждений достаточно, чтобы отлучать/ казнить тех, кто ест опресноки в Песах, то я не хочу иметь общего с такой логикой.



Оффлайн Роман Марченко

  • Сообщений: 345
    • Православный
Re: Пасхальный кулич
« Ответ #8 : 14.08.2018, 11:33:13 »
До середины XI века вопрос о евхаристическом хлебе латинскими и греческими богословами не обсуждался. К этому времени сформировались две традиции: в латинском обряде использовали в таинстве Евхаристии бездрожжевой хлеб — опресноки, в греческом обряде литургию совершали на дрожжевом хлебе. Не существует абсолютно никаких исторических источников о том, когда эти две традиции стали общепринятыми в каждом из вышеназванных обрядов. О составе евхаристического хлеба исторические сведения очень скудные.

Так выглядит притча:Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие?  Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё". (Лк.13:20-21).
 Видите слово "уподоблю"? Значит притча.
а так выглядит заповедь: Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины. (1Кор.5:7,8) Это - распоряжения.
   Спасибо. Вы подтвердили мои предположения.
   Наше русское Православие пошло вместе с латинянами по пути иудеохристианства, смешав иудейские понятия ("прещения" и "плач") с новозаветными (исцеление примирившихся в благодатном радовании). А греки - молодцы. Не зря мои симпатии именно к ним и к их святым и начали склоняться.

   Толкования же ап. Павла невозможно относить к Божиим заповедям. Это разные вещи. И не надо опять лукавить.
   Апостол, вне всяких сомнений, говорит о "закваске" душевной и смысле ветхозаветных иносказаний, а мы говорим о хлебном артосе, символизирующем Плоть и Тело Христовы - Церковь Его и Царство, духовно "возрастающие" на "дрожжах" Прощения и братской любви.
« Последнее редактирование: 14.08.2018, 11:42:37 от Роман Марченко »

Оффлайн Aлeксaндp

  • Сообщений: 1415
Re: Пасхальный кулич
« Ответ #9 : 14.08.2018, 17:01:15 »
   Спасибо. Вы подтвердили мои предположения.
   Наше русское Православие пошло вместе с латинянами по пути иудеохристианства, смешав иудейские понятия ("прещения" и "плач") с новозаветными (исцеление примирившихся в благодатном радовании). А греки - молодцы. Не зря мои симпатии именно к ним и к их святым и начали склоняться.

   Толкования же ап. Павла невозможно относить к Божиим заповедям. Это разные вещи. И не надо опять лукавить.
   Апостол, вне всяких сомнений, говорит о "закваске" душевной и смысле ветхозаветных иносказаний, а мы говорим о хлебном артосе, символизирующем Плоть и Тело Христовы - Церковь Его и Царство, духовно "возрастающие" на "дрожжах" Прощения и братской любви.
Раз Вы склоняетесь туда, куда склоняетесь, то Вас, конечно, не затруднит указать, кто и когда воспользовался Вашей логикой и впервые сделал на Песах квасной хлеб.

Оффлайн Роман Марченко

  • Сообщений: 345
    • Православный
Re: Пасхальный кулич
« Ответ #10 : 15.08.2018, 10:58:05 »
Раз Вы склоняетесь туда, куда склоняетесь, то Вас, конечно, не затруднит указать, кто и когда воспользовался Вашей логикой и впервые сделал на Песах квасной хлеб.
   Смотрите здесь же мой ответ №6.
   Более того, в Библии есть не "востребованное", мало кому понятное пророчество и о жертвенном приношении Агнца. Но пока оно не актуально.

Оффлайн Aлeксaндp

  • Сообщений: 1415
Re: Пасхальный кулич
« Ответ #11 : 15.08.2018, 17:37:39 »
   Смотрите здесь же мой ответ №6.
   Более того, в Библии есть не "востребованное", мало кому понятное пророчество и о жертвенном приношении Агнца. Но пока оно не актуально.
Вы не сказали ничего конкретного ни там, ни здесь.
А нам нужны даты, имена, фамилии и адреса.

Оффлайн Роман Марченко

  • Сообщений: 345
    • Православный
Re: Пасхальный кулич
« Ответ #12 : 21.08.2018, 14:35:01 »
Вы не сказали ничего конкретного ни там, ни здесь.
А нам нужны даты, имена, фамилии и адреса.
    И не скажу, потому что сам вопрос не имеет никакого смысла.
    То, что артос символизирует Христа - Его Слово, Его Любовь, "возвышающие" душу, подобно закваске хлебной, ни у кого не вызывает сомнений. Ибо сама Евхаристия и служит именно этой цели.
    Сама же традиция складывалась веками по мере осмысления того, что символ должен соответствовать исповеданию веры, основанной на самом Евангелии, где прямо об этом сказано.
    Почему я и "озадачен" использованием опресноков еще и ныне, поскольку невозможно быть "иудеем" целый год, а "принимать" новое, воскресшее Тело Христово и становится христианином во всех отношениях лишь один раз в году.
    Ведь значение символов и традиций в отношении влияния на сознание человека трудно переоценить.
    Но ведь и получается, что целый год мы и следуем иудейскому "оплакиванию" плотских грехов с "опресноками" ветхозаветной праведности, не имевшей Божией любви к ближним сородичам и верующим собратьям, как-будто бы не имеем оправдания Христовым Хлебом - примирением между враждующих из-за "хлеба насущного", хлеба земного.
    Понимаете? - Разделяя хлеб видимый - разделяем и Хлеб невидимый, духовный, исполняя Божьи Заповеди хотя бы учительно, наглядно. Ибо не все способны к восприятию учений словесных, не подкрепляемых самим делом.
    Так почему же этот священный хлеб (евхаристический, политый Кровью) не должен быть квасным?
    Понимаю, что квасные лепешки долго не могут храниться.
    Так в Св. Писании и предуказывается на квасной Хлеб Христов еще в образе "манны небесной" (как хлеба "перехода" Израиля), собираемой лишь на один-два дня (включая субботу и день седьмой) Исх.16:15-30.
« Последнее редактирование: 21.08.2018, 14:54:51 от Роман Марченко »

Оффлайн Aлeксaндp

  • Сообщений: 1415
Re: Пасхальный кулич
« Ответ #13 : 21.08.2018, 17:34:41 »
    И не скажу, потому что сам вопрос не имеет никакого смысла.
    То, что артос символизирует Христа - Его Слово, Его Любовь, "возвышающие" душу, подобно закваске хлебной, ни у кого не вызывает сомнений.
Я, конечно, не спорю. Можно добавить 5 копеек?
4. Как сей преломляемый хлеб был рассеян по холмам и собранный вместе стал единым, так и Церковь Твоя от концев земли да соберется в царствие Твое, ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки. - Дидахе, Гл 9. п. 5 4. https://azbyka.ru/otechnik/pravila/didahe_rus/
Цитировать
Сама же традиция складывалась веками по мере осмысления того, что символ должен соответствовать исповеданию веры, основанной на самом Евангелии, где прямо об этом сказано.
Другими словами сначала было записано Евангелие, потом появилось исповедание веры, а уже потом стала складываться традиция.
Цитировать
Так почему же этот священный хлеб (евхаристический, политый Кровью) не должен быть квасным?
Не волнуйтесь. Есть причины. Прежде всего та, что на Вечере не было квасного хлеба.
 скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. (Лук.22:11-13). В месте, где едят пасху нет и не может быть ничего квасного. Проверим:
пресный хлеб должно есть семь дней, и не должно находиться у тебя квасного хлеба, и не должно находиться у тебя квасного во всех пределах твоих. (Исх.13:7) Если что-то там и было, то ученики в процессе приготовления это уничтожили.
Цитировать
Понимаю, что квасные лепешки долго не могут храниться. 
У меня дома ещё хранится. Упаковка герметичная, влажность не попадает.

А почему, собственно Вы считаете, что артос - это именно квасной хлеб?

Оффлайн Роман Марченко

  • Сообщений: 345
    • Православный
Re: Пасхальный кулич
« Ответ #14 : 22.08.2018, 12:53:39 »
Я, конечно, не спорю. Можно добавить 5 копеек?
4. Как сей преломляемый хлеб был рассеян по холмам и собранный вместе стал единым, так и Церковь Твоя от концев земли да соберется в царствие Твое, ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки. - Дидахе, Гл 9. п. 5 4. https://azbyka.ru/otechnik/pravila/didahe_rus/
    Дидахе не относится к Св. Писаниям, входящим в канон РПЦ. И на это есть причины, обсуждать которые нет необходимости.
   
Цитировать
Не волнуйтесь. Есть причины. Прежде всего та, что на Вечере не было квасного хлеба.
 скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. (Лук.22:11-13). В месте, где едят пасху нет и не может быть ничего квасного. Проверим:
пресный хлеб должно есть семь дней, и не должно находиться у тебя квасного хлеба, и не должно находиться у тебя квасного во всех пределах твоих. (Исх.13:7) Если что-то там и было, то ученики в процессе приготовления это уничтожили.  У меня дома ещё хранится. Упаковка герметичная, влажность не попадает.
    Я уже высказал свою точку зрения достаточно ясно в отношении того. что хлебом евхаристическим должен быть хлеб квасной, как символ веры во Христа уже Воскресшего, как символ нашего духовного "возвышения" на "закваске" Его жертвенной Любви, как символ духовной Жизни во Христе.
   А в раннем христианстве праздновали по разному, включая и две Пасхи: "Пасху крестную" и "Пасху воскресную".
   А "опресноки" названы во Втор.16:3 "хлебами бедствия" - и предназначенными для иудеев, "живущих в стране тени смертной" (Ис.9:2) и в "страхе" иудейском.
   Вот и ап. Павел называет своих учеников "бесквасными", "опресноками чистоты и истины" в связи с "закланием", а не с воскрешением Христа.
   Так почему же и мы должны предполагать, что слова Христа о "поминовении" Его жертвы должно относить к Его тридневной смерти, а не к воскрешению в том же окровавленном, израненном Теле?
   А разве естественных страданий христиан от злобствующего мира мало, чтобы присовокуплять к ним еще и страдания, "плач" по традиции иудейской, фактически ослепляющих более, чем язычников и самарян, принявших Христа, как "Радостную Весть"?
   Хорошо, но не точно переведено в Евангелии от Луки о страданиях ветхозаветных, как бывших "ныне" - во время проповеди Христа:
   "21   Блаженны алчущие ныне, ибо (когда) насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо (когда) воссмеетесь (Лк.6:21).
   Сами подумайте: разве может быть плач "блаженным" наряду с "блаженством райским"?
   Потому истинный смысл приведенной цитаты и подтверждается призывом к радости даже в поношении от злых:
   "22   Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
   23   Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их (Лк.6:22-23).
   Плачут от отчаяния, от безнадежья лишь те, кто не имеет Христа и веры в Него, в силу Его бессмертной Любви.
   А "куличи" именно квасные и освящает Церковь почему-то лишь на Пасху.
   В связи с этим и существуют в православии два течения, которые принципиально отличаются в отношении средств "обновления" грешной души.
    Вот лишь один яркий пример:
    "«Страсти отвращать лучше памятованием добродетелей, нежели сопротивлением. Потому что страсти, когда выступают из области своей и воздвигаются на брань, отпечатлевают в уме свои образы и подобия. Брань сия приобретает великую власть над умом, сильно возмущая и приводя в смятение помышления. А если поступить по первому - сказанному нами правилу, то не оказывается в уме и следа страстей по отгнании их
(Преподобный Исаак Сирин. Азбука духовная. Страсти.Слово 58, стр. 313-314)
     Это то же самое, как и запрет святых отцов воспоминания прежних грехов уже после раскаяния, как не приносящего никакой пользы, кроме вреда.

    Вот и в отношении празднования христианской Пасхи не надо забывать, что и схождение на апостолов Святого Духа в день Пятидесятницы лишь впоследствии было осознано, как обещанное Спасителем Крещение Святым Духом. Но об этом Крещении даже не вспоминали многие из церковных толкователей.
   
Цитировать
А почему, собственно Вы считаете, что артос - это именно квасной хлеб?
   Если же артос и не квасной ("по особому рецепту"), то это ничего не меняет в сегодняшнем недоумении.
   Полагаю, что иудейский менталитет еще долго будет преследовать склонных к "язычеству" плотских помышлений.

   А христиане должны говорить правду друг другу, избегая лицемерия и ханжества мирян.
   Вот я и спрашиваю уже у православных о другом недоумении.
   Таинство исповеди относится к самостоятельным, независимым таинствам Церкви наряду с таинством Причащения в части исцеления страждущих душ. Их совмещение недопустимо, поскольку наносит ущерб полноценному свершению и того и другого. И привнесена такая "традиция" в РПЦ относительно недавно.
   В РПЦ все же опомнились, запретив исповедь во время Литургии, но сохранив ее обязательность накануне. А в Украине ничего не изменилось. Какое-то странное недоверие к собственным верующим и даже наставлениям святителя Иоанна Златоуста по этому же вопросу в части неукоснительного исполнения заповеди Христа, произнесенной на Тайной Вечере.
« Последнее редактирование: 22.08.2018, 14:38:59 от Роман Марченко »

Оффлайн Aлeксaндp

  • Сообщений: 1415
Re: Пасхальный кулич
« Ответ #15 : 11.09.2018, 06:47:31 »
Так почему же этот священный хлеб (евхаристический, политый Кровью) не должен быть квасным?
Уж Вы поясните. Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра. (Исх.34:25)

Оффлайн Роман Марченко

  • Сообщений: 345
    • Православный
Re: Пасхальный кулич
« Ответ #16 : 13.09.2018, 15:49:56 »
Уж Вы поясните. Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра. (Исх.34:25)
      "Опресноки" - это "хлеб бедствия", атрибут ветхозаветного жертвоприношения, лишенный братского прощения в обычных мирских делах.
      А "Пасха квасная" - есть хлебом радостного благодарения за Жертву, принесенную Христом за грешных, где вместо окропления кровью жертвенных животных завещано братское испитие виноградного вина. "Сие есть кровь Моя", - говорит Господь Бог, - "Нового Завета", ибо ветхозаветное жертвоприношение с кровью животной отменено Сыном Божиим пролитием Его человеческой Крови.

     "16   Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев.
   17   А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия?
   18   Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною" (1Ин.3:16-18).
 
« Последнее редактирование: 13.09.2018, 16:10:59 от Роман Марченко »

Оффлайн Aлeксaндp

  • Сообщений: 1415
Re: Пасхальный кулич
« Ответ #17 : 13.09.2018, 17:37:33 »
      "Опресноки" - это "хлеб бедствия", атрибут ветхозаветного жертвоприношения, лишенный братского прощения в обычных мирских делах.
      А "Пасха квасная" - есть хлебом радостного благодарения за Жертву, принесенную Христом за грешных, где вместо окропления кровью жертвенных животных завещано братское испитие виноградного вина. "Сие есть кровь Моя", - говорит Господь Бог, - "Нового Завета", ибо ветхозаветное жертвоприношение с кровью животной отменено Сыном Божиим пролитием Его человеческой Крови.

     "16   Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев.
   17   А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия?
   18   Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною" (1Ин.3:16-18).
Как свидетельствует Писание, Квасной хлеб никак не сочетается с жертвой.
Не изливай крови жертвы Моей на квасное, (Исх.34:25)
По всему Писанию закваска символизирует грех. О чем и Иисус говорит.
Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. (Матф.16:6)
Закваска фарисейская - лицемерное благочестие.
Закваска садукейская - неверие, скептическое отношение к сверхъестественному.


 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru