Автор Тема: Пасхальный кулич  (Прочитано 988 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Вадим Журавлев

  • Сообщений: 1979
    • Безверующий
Пасхальный кулич
« : 23.03.2009, 18:15:13 »
Когда и как появилась традиция печь на Пасху кулич?

Есть ли подобная традиция в других Православных Церквях?

Спасибо!

Оффлайн Даниил Хосейни

  • Сообщений: 531
    • Православный
Re: Пасхальный кулич
« Ответ #1 : 06.08.2018, 12:19:41 »
Пасхальный кулич по своей форме напоминает  артос – хлеб, который приносится в храм и освящается на богослужении на сам праздник Пасху, а на Пасхальной неделе раздается верующим. Пасхальный артос —  символ Самого Господа Иисуса Христа. Когда Христос обращался к ученикам, говорил: «Я есмь хлеб жизни… Хлеб, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдал за жизнь мира» (Ин. 6, 48-51).
Этот хлеб – артос всегда приготавливается из дрожжевого теста, в отличии от иудейского опреснока, у квасного теста есть жизнь, закваска дышит, в ней жизнь, которая может длиться вечно.
Артос – это символ самого насущного хлеба – Иисуса Христа Спасителя, Который есть Жизнь!
Но в пасхальном куличе, за праздничным столом, наоборот присутствует сдоба, сладость. https://mirvokryg.wordpress.com/2013/04/30/istoriya-pashalnogo-kulicha/

Оффлайн Aлeксaндp

  • Сообщений: 1285
Re: Пасхальный кулич
« Ответ #2 : 06.08.2018, 18:13:53 »
Когда и как появилась традиция печь на Пасху кулич?
Спасибо!
При императоре Юстиниане.
Цитировать
Воспринимая себя как наследника римских цезарей, Юстиниан считал своей обязанностью воссоздать Римскую империю, желая при этом, чтобы в государстве был один закон и одна вера. Исходя из принципа абсолютной власти, он полагал, что в хорошо устроенном государстве все должно было подлежать императорскому вниманию. Понимая важность церкви для государственного управления, он прилагал все усилия к тому, чтобы она исполняла его волю.
Вот что писал об отношении к церкви и христианской вере современник императора, Прокопий Кесарийский: «В христианской вере он, казалось, был тверд, но и это обернулось гибелью для подданных. В самом деле, он позволял священнослужителям безнаказанно притеснять соседей, и, когда они захватывали прилегающие к их владениям земли, он разделял их радость, полагая, что подобным образом он проявляет своё благочестие. И творя суд по таким делам, он считал, что совершает благое дело, если кто-либо, прикрываясь святынями, удалялся, присвоив то, что ему не принадлежало». (Прокопий Кесарийский «Тайная история» гл. XIII, ч. 4,5).

В соответствии со своим стремлением, Юстиниан считал своим правом не только решать вопросы, связанные с руководством церкви и её собственности, но и устанавливать среди своих подданных определенную догму. Какого религиозного направления придерживался император, такого же направления должны были придерживаться и его подданные. Юстиниан регулировал быт духовенства, замещал по своему усмотрению высшие иерархические должности, выступал в качестве посредника и судьи в клире. Он покровительствовал церкви в лице её служителей, способствовал постройке храмов, монастырей, умножению их привилегий; наконец, император устанавливал вероисповедное единство среди всех подданных империи, давал последним норму правоверного учения, участвовал в догматических спорах и давал заключительное решение по спорным догматическим вопросам.
К тому времени среди восточных церквей сохранялась традиция празднования Пасхи 14 Нисана с использованием опресноков.
Иператор вынес этот вопрос на Вселенский собор и ввёл гражданские наказания на использование опресноков в Пасхальную неделю.
После 545 года для демонстрации своей лояльности императору в церквях стало обычаем демонстрировать кулич с подчёркнуто заквашенной формой.

Оффлайн Роман Марченко

  • Сообщений: 298
    • Православный
Re: Пасхальный кулич
« Ответ #3 : 09.08.2018, 12:58:16 »
При императоре Юстиниане.К тому времени среди восточных церквей сохранялась традиция празднования Пасхи 14 Нисана с использованием опресноков.
Иператор вынес этот вопрос на Вселенский собор и ввёл гражданские наказания на использование опресноков в Пасхальную неделю.
После 545 года для демонстрации своей лояльности императору в церквях стало обычаем демонстрировать кулич с подчёркнуто заквашенной формой.
   Решил присоединиться к моему самому любимому оппоненту.
   Читая различные комментарии, все больше прихожу к выводу, что на самом деле мало кто понимает то, во что он сам как-будто бы "верует".
    А ведь "на всякого мудреца довольно простоты"!
    Что же символизирует наша Пасха - квасной кулич?
    - Способ "вхождения" в Царство Небесное - в сообщество святых Ангелов в "сердце своем"!
    Слово Божие - как "хлебное зерно", "посеянное" в "животных" душах.
    Оно "прорастает", умножая подобные "плоды".
    Этими "плодами" и "питается" душа Божия, "перемалывая" зерно на "муку" жизненных правил поведения.
    А вот их "удобоваримое" применение и есть уже "хлебом испеченным".
    В чем же разница между "пресным" иудейским и "квасным" Христовым?
    - В отсутствии Прощения и Милосердия, основанных на любви Божией, в иудейской, циничной "праведности"!
    О каком "воздаянии" друг другу будем говорить, если все грешны от мала до велика?
    Согласитесь же, что через полученное прощение человеческая душа снова "воскресает" в возвращении к прежде бывшему божественному покою и к радованиям жизни. В прощении друг друга мы и "восстанавливаем" прежде "нарушенный Закон" в его же "исполнение"!
    Вот что значит "сладость" квасного хлеба, разделяемого среди христиан не только символически, но и вполне реально - на деле!
    А так делал и Сам Христос - Пасха наша Святая!

Оффлайн Aлeксaндp

  • Сообщений: 1285
Re: Пасхальный кулич
« Ответ #4 : 09.08.2018, 17:41:38 »
   Решил присоединиться к моему самому любимому оппоненту.
   Читая различные комментарии, все больше прихожу к выводу, что на самом деле мало кто понимает то, во что он сам как-будто бы "верует".
    А ведь "на всякого мудреца довольно простоты"!
    Что же символизирует наша Пасха - квасной кулич?
    - Способ "вхождения" в Царство Небесное - в сообщество святых Ангелов в "сердце своем"!
    Слово Божие - как "хлебное зерно", "посеянное" в "животных" душах.
    Оно "прорастает", умножая подобные "плоды".
    Этими "плодами" и "питается" душа Божия, "перемалывая" зерно на "муку" жизненных правил поведения.
    А вот их "удобоваримое" применение и есть уже "хлебом испеченным".
    В чем же разница между "пресным" иудейским и "квасным" Христовым?
    - В отсутствии Прощения и Милосердия, основанных на любви Божией, в иудейской, циничной "праведности"!
    О каком "воздаянии" друг другу будем говорить, если все грешны от мала до велика?
    Согласитесь же, что через полученное прощение человеческая душа снова "воскресает" в возвращении к прежде бывшему божественному покою и к радованиям жизни. В прощении друг друга мы и "восстанавливаем" прежде "нарушенный Закон" в его же "исполнение"!
    Вот что значит "сладость" квасного хлеба, разделяемого среди христиан не только символически, но и вполне реально - на деле!
    А так делал и Сам Христос - Пасха наша Святая!
Если хотите, можете воскресить вот эту тему
http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=654414.msg10808869#msg10808869
где долго обсуждался квасной и пресный хлеб на Пасху.
Все пытавшиеся не смогли защитить утверждения, что "артос" обозначает именно квасной хлеб.

Всё "духовное" толкование выросло на светском приказе казнить мирян, употребляющих пресный хлеб на еврейскую Пасху.

Оффлайн Роман Марченко

  • Сообщений: 298
    • Православный
Re: Пасхальный кулич
« Ответ #5 : 10.08.2018, 14:11:31 »
Если хотите, можете воскресить вот эту тему
http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=654414.msg10808869#msg10808869
где долго обсуждался квасной и пресный хлеб на Пасху.
Все пытавшиеся не смогли защитить утверждения, что "артос" обозначает именно квасной хлеб.

Всё "духовное" толкование выросло на светском приказе казнить мирян, употребляющих пресный хлеб на еврейскую Пасху.
    А ссылка есть на "светский приказ"?  ::)
    Понимаю, что для неверов вряд ли возможно "защитить" любое "утверждение", поскольку нет прямых "указаний", но требуется понимание целого ряда сокровенных "утверждений" Св. Писаний.
   И действительно, ведь возникает вопрос "игнорирования" ветхозаветного запрета на все предпасхальное "квасное". Как же тут быть и кого слушаться?
   Но в том-то и дело, что Пасхальный Агнец теперь уже "заклан" во искупление наших грехов раз и навсегда!
   Его святой Кровью и "помечены" двери христиан, принявших учение Христа вместе с новозаветным, бескровным, братским, примиряющим жертвоприношением Богу ради искомого пребывания Царства Небесного в сердце своем.
   А Св. Писание и говорит о том, что должно было делать лишь до времени жертвы Иисуса Христа:
   "И созвал Моисей всех старейшин Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху;
   22   и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до Утра.
   23   И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения (Исх.12:21-23).
   Вот и ап. Павел говорит о том лишь притчей:
   " Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.
   8   Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1Кор.5:7-8).
    Вот это и есть замечательным примером не "буквального" (примитивного, оккультного), а духовного трактования Св. Писаний.
    "Бесквасными" апостол и называет "новоиспеченных" христиан, предлагая им стать "новым тестом" - "опресноками чистоты и истины", готовыми принять "закваску" Христову
    Если же верить Спасителю - Пасхе нашей, то Артос и символизирует собой Царство Небесное, достижимое посредством духа (= закваски) Христа:
    "Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие?
   21   Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё".
    В переводе же на нашу лексику, "закваска" означает "духовное возрастание" во Христе. (Лк.13:20-21).
    Так какие же еще и для кого нужны "доказательства"?

    Мы же до сих пор никак не избавимся от иудейских, младенческих помышлений  о том, что есть плотское, человеческое, тварное, животное (когда, что и как нужно кушать  ;D), а не о том, что есть Божиим, духовным - самым первостепенным и жизненно важным.
    А если копошиться в "буквах" Писаний, то ничего доброго из этого не выходит и не выйдет, несмотря на все "преимущества" хранителей Слова Божьего (архивариусов).


 
« Последнее редактирование: 10.08.2018, 14:59:27 от Роман Марченко »

Оффлайн Роман Марченко

  • Сообщений: 298
    • Православный
Re: Пасхальный кулич
« Ответ #6 : 10.08.2018, 14:25:08 »

Артос – это символ самого насущного хлеба – Иисуса Христа Спасителя, Который есть Жизнь!

   Может Вы мне растолкуете? Почему же Артос не предлагают христианам и каждый воскресный день? Почему не предлагают его и в Причащении вместе с вином, освященным Его благословением вместо Его пролитой, жертвенной Крови?
   Объясняю почему возник этот вопрос.
   Евхаристия означает "Благодарение".
   А в "мирную жертву благодарения Бога" разрешался квасной хлеб и ветхозаветными Заповедями!
   При этом, для нас должен быть понятен и смысл иносказания о "принадлежности" этой жертвы нашему Небесному "Священнику, кропящему Кровью мирной жертвы" (Лев.7:11-14)
   Грубо говоря, какой смысл пользоваться каменным топором (с опресноками = просфорами), если есть уже железный? Какой смысл хранения ветхозаветных, иудейских традиций (ветхих мехов), если даны новозаветные?
« Последнее редактирование: 10.08.2018, 15:02:26 от Роман Марченко »

Оффлайн Aлeксaндp

  • Сообщений: 1285
Re: Пасхальный кулич
« Ответ #7 : 10.08.2018, 16:32:42 »
    А ссылка есть на "светский приказ"?  ::)
    Понимаю, что для неверов вряд ли возможно "защитить" любое "утверждение", поскольку нет прямых "указаний", но требуется понимание целого ряда сокровенных "утверждений" Св. Писаний.
   И действительно, ведь возникает вопрос "игнорирования" ветхозаветного запрета на все предпасхальное "квасное". Как же тут быть и кого слушаться?
     Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1Кор.5:7-8).
    Вот это и есть замечательным примером не "буквального" (примитивного, оккультного), а духовного трактования Св. Писаний.
    "Бесквасными" апостол и называет "новоиспеченных" христиан, предлагая им стать "новым тестом" - "опресноками чистоты и истины", готовыми принять "закваску" Христову
    Если же верить Спасителю - Пасхе нашей, то Артос и символизирует собой Царство Небесное, достижимое посредством духа (= закваски) Христа:
    "Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие?
   21   Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё".
    В переводе же на нашу лексику, "закваска" означает "духовное возрастание" во Христе. (Лк.13:20-21).
    Так какие же еще и для кого нужны "доказательства"?

    Мы же до сих пор никак не избавимся от иудейских, младенческих помышлений  о том, что есть плотское, человеческое, тварное, животное (когда, что и как нужно кушать  ;D), а не о том, что есть Божиим, духовным - самым первостепенным и жизненно важным.
    А если копошиться в "буквах" Писаний, то ничего доброго из этого не выходит и не выйдет, несмотря на все "преимущества" хранителей Слова Божьего (архивариусов).
До середины XI века вопрос о евхаристическом хлебе латинскими и греческими богословами не обсуждался. К этому времени сформировались две традиции: в латинском обряде использовали в таинстве Евхаристии бездрожжевой хлеб — опресноки, в греческом обряде литургию совершали на дрожжевом хлебе. Не существует абсолютно никаких исторических источников о том, когда эти две традиции стали общепринятыми в каждом из вышеназванных обрядов. О составе евхаристического хлеба исторические сведения очень скудные.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%BE%D1%80_%D0%BE%D0%B1_%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%85
Так выглядит притча:Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие?  Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё". (Лк.13:20-21).
 Видите слово "уподоблю"? Значит притча.
а так выглядит заповедь: Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины. (1Кор.5:7,8) Это - распоряжения.

Причём исполнение поощряется, а неисполнение не наказывается:
Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:(Деян.15:28) (Маца сюда не входит.)

Если Ваших рассуждений достаточно, чтобы отлучать/ казнить тех, кто ест опресноки в Песах, то я не хочу иметь общего с такой логикой.



Оффлайн Роман Марченко

  • Сообщений: 298
    • Православный
Re: Пасхальный кулич
« Ответ #8 : 14.08.2018, 11:33:13 »
До середины XI века вопрос о евхаристическом хлебе латинскими и греческими богословами не обсуждался. К этому времени сформировались две традиции: в латинском обряде использовали в таинстве Евхаристии бездрожжевой хлеб — опресноки, в греческом обряде литургию совершали на дрожжевом хлебе. Не существует абсолютно никаких исторических источников о том, когда эти две традиции стали общепринятыми в каждом из вышеназванных обрядов. О составе евхаристического хлеба исторические сведения очень скудные.

Так выглядит притча:Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие?  Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё". (Лк.13:20-21).
 Видите слово "уподоблю"? Значит притча.
а так выглядит заповедь: Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины. (1Кор.5:7,8) Это - распоряжения.
   Спасибо. Вы подтвердили мои предположения.
   Наше русское Православие пошло вместе с латинянами по пути иудеохристианства, смешав иудейские понятия ("прещения" и "плач") с новозаветными (исцеление примирившихся в благодатном радовании). А греки - молодцы. Не зря мои симпатии именно к ним и к их святым и начали склоняться.

   Толкования же ап. Павла невозможно относить к Божиим заповедям. Это разные вещи. И не надо опять лукавить.
   Апостол, вне всяких сомнений, говорит о "закваске" душевной и смысле ветхозаветных иносказаний, а мы говорим о хлебном артосе, символизирующем Плоть и Тело Христовы - Церковь Его и Царство, духовно "возрастающие" на "дрожжах" Прощения и братской любви.
« Последнее редактирование: 14.08.2018, 11:42:37 от Роман Марченко »

Оффлайн Aлeксaндp

  • Сообщений: 1285
Re: Пасхальный кулич
« Ответ #9 : 14.08.2018, 17:01:15 »
   Спасибо. Вы подтвердили мои предположения.
   Наше русское Православие пошло вместе с латинянами по пути иудеохристианства, смешав иудейские понятия ("прещения" и "плач") с новозаветными (исцеление примирившихся в благодатном радовании). А греки - молодцы. Не зря мои симпатии именно к ним и к их святым и начали склоняться.

   Толкования же ап. Павла невозможно относить к Божиим заповедям. Это разные вещи. И не надо опять лукавить.
   Апостол, вне всяких сомнений, говорит о "закваске" душевной и смысле ветхозаветных иносказаний, а мы говорим о хлебном артосе, символизирующем Плоть и Тело Христовы - Церковь Его и Царство, духовно "возрастающие" на "дрожжах" Прощения и братской любви.
Раз Вы склоняетесь туда, куда склоняетесь, то Вас, конечно, не затруднит указать, кто и когда воспользовался Вашей логикой и впервые сделал на Песах квасной хлеб.

Оффлайн Роман Марченко

  • Сообщений: 298
    • Православный
Re: Пасхальный кулич
« Ответ #10 : 15.08.2018, 10:58:05 »
Раз Вы склоняетесь туда, куда склоняетесь, то Вас, конечно, не затруднит указать, кто и когда воспользовался Вашей логикой и впервые сделал на Песах квасной хлеб.
   Смотрите здесь же мой ответ №6.
   Более того, в Библии есть не "востребованное", мало кому понятное пророчество и о жертвенном приношении Агнца. Но пока оно не актуально.

Оффлайн Aлeксaндp

  • Сообщений: 1285
Re: Пасхальный кулич
« Ответ #11 : 15.08.2018, 17:37:39 »
   Смотрите здесь же мой ответ №6.
   Более того, в Библии есть не "востребованное", мало кому понятное пророчество и о жертвенном приношении Агнца. Но пока оно не актуально.
Вы не сказали ничего конкретного ни там, ни здесь.
А нам нужны даты, имена, фамилии и адреса.

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru